Укладка асфальтобетонной смеси асфальтобетонной – Укладка асфальтобетонных смесей

Укладка асфальтобетонной смеси

1.  Схема организации работ
Асфальтобетонное покрытие укладывается в один или два слоя. Технологическая последовательность состоит из:

1. Подготовительных работ;
2. Укладка асфальтобетонного покрытия асфальтоукладчиком;
3. Уплотнения уложенной смеси катками;

2. Порядок работ по подготовке основания

- Асфальтобетонная смесь укладывается на высушенное, чистое  и не остывшее основание при температуре окружающей среды не ниже 5 С° весной и при 10 С° осенью.
- Для обеспечения хорошего сцепления покрытия с основанием последнее перед укладкой асфальтобетонной смеси должно быть очищено от пыли и грязи механическими щетками, путем продувки сжатым воздухом от передвижного компрессора или при помощи других средств.
Влажные основания можно высушить нагретым до 250-300 С° песком или мелким щебнем, а также с помощью специальных обогревающих устройств.
- Для обеспечения  наилучшего сцепления с основанием, а также между слоями асфальтобетонной смеси необходимо до укладки асфальтобетонной смеси произвести первичную обработку поверхности разжиженным либо жидким битумом, или же битумной эмульсией.

В этих случаях расход разжиженного битума должен составлять 0,2-0,3 л на кв. метр.
- Предварительное нанесение связующих веществ можно не производить, если основание является свежим и было использовано одно из этих связующих веществ, а после укладки подстилающего асфальтобетонного слоя прошло не более двух дней и по нему не проезжали транспортные средства.

3. Подготовка оборудования

- Машинист асфальтоукладчика при подготовке машины к работе осматривает питатель и шнеки укладчика,  бункер и убеждается в том, что там нет остатков застывшей смеси или иных недостатков, затем проводит соответствующее регулирование находящихся в кормовой части асфальтоукладчика устройств, регулирующих толщину питающего слоя питателя, включает нагревающие устройства и выглаживающую виброплиту, убеждается в общей работоспособности машины.
- Выглаживающая плита приводится в рабочее состояние, под нее для получения проектных значений подкладывается  брус, которым регулируется толщина укладываемого слоя.
Этот параметр должен составлять путем добавления 15-20% к проектному, поскольку в результате прохода катками смесь уплотняется и достигает проектной толщины.


4. Укладка асфальтобетонной смеси

- Используемая в горячем виде асфальтобетонная смесь типа А марки I должна соответствовать требованиям ГОСТА 9128-97.
- Не разрешается его укладка на основания или на подстилающий а/б слой  без разрешения инженеров-контролеров.
- Инженеры-контролеры должны проверять чистоту, гладкость основания и подстилающего а/б слоя, обработку трещин, недостатки по широте, сухость поверхности, соответствие окружающей температуре и иные недостатки, которые могут помешать укладке асфальтобетонной смеси или повлиять на ее качество.
- При укладке асфальтобетонной смеси ее температура должна составлять 130 С° для горячей смеси типа А и 115 С° для горячей смеси с использованием поверхностно-активных веществ.
А/б смесь должны быть однородной, рыхлой, не должна прилипать к кузову машины. При возникновении сомнений проба направляется в лабораторию.

 

- При укладке а/б смеси ее минимальная температура должна составлять

Вид смесиМарка битумаТемпература смеси перед укладкой, в С°
Типа А, Б, когда содержание гравия выше 40%В, Г, Д, когда содержание гравия меньше 40%
ГорячаяБНД: 40/60, 60/90 90/130 БН: 60/90, 90/130120-160100-130
ХолоднаяБНД: 130/200 200/300 БН:. 200/300100-14080-110
АГ: 130/200 МГ: 130/20070-100

- Укладка а/б смеси производится асфальтоукладочными  машинами. Оптимальна укладка по всей ширине дорожного полотна, поскольку в таком случае исключается наличие боковых швов.
В исключительных случаях при строительстве подстилающего слоя допустимо производить  укладку смеси автогрейдером.

5. Уплотнение асфальтобетонной смеси

- Уплотнение а/б смеси С°  следует начинать немедленно после ее укладки, сохраняя требуемый для укладки тепловой режим. 
-  Уплотнение а/б смесей типа А и Б, в которых содержание щебня выше 40%, производится гладкими катками весом 10-13 т, после чего – резиновыми катками весом 16 т, а окончательную укатку – гладкими катками весом 11-13 т, во всех  случаях делая 4-6 проходов.  

- Уплотнение а/б смесей, в которых содержания щебня ниже 40%, первоначально производится  гладкими катками весом 6-8 т. в 2-3 прохода, затем гладкими катками весом 10-13 т в 6-8 проходов, после чего пневмошинами весом 16 т в 4-6 проходов, а окончательную укатку – гладкими катками весом 11-18 т в 4 прохода по каждому участку.    
Скорость катков в начале не должна превышать 5 км/ч, пневмошинами – 10 км/ч и виброплитами – 5 км/ч.
- Во время первых проходов ведущие катки должны находиться впереди.
- Если а/б смесь укладывается параллельными полосами, если температура ранее уложенной смежной полосы ниже требуемой, ее край следует прогреть на ширину 10-20 см.
- Если а/б смесь  укладывается по всей ширине дорожного полотна двумя укладчиками, то по всей длине первой полосы вдоль осевой линии смесь на ширину до 10 см не уплотняют: она уплотняется при укладке второй полосы. Стык полос должен быть уплотненным и ровным.
- Поперечные швы полос должны быть перпендикулярны осевой линии дороги.
- Если работа по укладке а/б смеси производится поверх ранее существовавшего покрытия, то оно должно быть предварительно отремонтированным, а работы по уплотнению покрытия должны производится с соблюдением всех вышеперечисленных требований.

6. Требования, предъявляемые к покрытию

- При строительстве а/б покрытий необходимо руководствоваться требованиями СНиП «Автомобильные дороги».
- Готовое а/б покрытие должно соответствовать положениям действующего порядка «Приемка работ во время строительства автомобильных дорог».
- Ширину и поперечный профиль покрытия проверяют через каждые 100 м.
- Ровность покрытия в продольном и поперечном направлениях проверяют через каждые 20—30 м шаблоном  (рейкой).
- Просвет между рейкой и покрытием должен составлять не более 5 мм.
- Допустимые отклонения от проекта могут составлять:
1) по ширине покрытия – не более 5 мм;
2) по толщине покрытия -  ± 10% от проектного;
3) по поперечному уклону -  ± 0,5% от проектного.

berma.am

Укладка асфальтобетонных смесей

5.12. Минимально допустимая температура смесей при укладке в зависимости от вида смеси и температуры воздуха должна соответствовать приведенной в

табл. 13.

Таблица 13

Вид асфальтобетонной смеси

Толщина слоя, см

Минимальная температура смеси в асфальтоукладчике, °С, при температуре воздуха, °С

30

20

15

10

5

0

-5

-10

Горячая

До 5

115

120

125

135

130

140

135

145

140

150

145

155

-

-

5-10

105

110

115

120

120

125

125

130

130

135

135

140

-

-

Теплая

До 5

90

100

95

105

100

110

105

115

110

120

115

125

120

130

125

135

5-10

90

95

95

100

95

105

100

110

105

115

110

115

115

125

120

130

Примечание. Над чертой - при скорости ветра до 6 м/с, под чертой - 6-13 м/с.

Доставка смеси должна быть организована таким образом, чтобы до минимума сократить количество остановок асфальтоукладчика. Смесь загружают постепенно, по мере ее расхода, в бункер асфальтоукладчика, который должен работать без остановок и изменения скорости движения; при этом упоры бункера толкают снятый с тормозов автомобиль-самосвал с поднятым кузовом.

При выгрузке необходимо следить за тем, чтобы смесь не просыпалась на нижележащий слой. Просыпавшуюся смесь следует убрать лопатами, особенно с мест прохода гусениц или колес асфальтоукладчика.

5.13. Асфальтобетонные смеси следует доставлять к месту укладки бесперебойно автомобилями-самосвалами соответствующей грузоподъемности с учетом вместимости бункера асфальтоукладчика и высоты разгрузки кузова самосвала.

5.14. При непродолжительных перерывах в доставке смеси последнюю не рекомендуют полностью вырабатывать из бункера асфальтоукладчика (во избежание остывания питателя и затвердения на нем смеси), бункер с оставшейся смесью закрывают до возобновления доставки смеси. В конце смены и при продолжительных перерывах необходимо расходовать всю смесь, находящуюся в бункере, шнековой камере и под плитой, во избежание поломки асфальтоукладчика.

5.15. Толщина слоя из горячих и теплых асфальтобетонных смесей, укладываемых асфальтоукладчиками с трамбующим брусом и пассивной выглаживающей плитой, должна быть больше проектной на 15-20%, при использовании асфальтоукладчика с трамбующим брусом и виброплитой - на 10-15%.

При укладке холодной асфальтобетонной смеси асфальтоукладчиком с выключенными уплотняющими рабочими органами и при укладке вручную толщина слоя должна быть больше проектной на 60-70%.

5.16. Скорость движения асфальтоукладчика должна быть постоянной и не превышать 2,5 - 3,0 м/мин. В экстренных случаях, когда смесь доставляют к месту укладки после длительного перерыва большим количеством автосамосвалов, можно на непродолжительное время увеличить скорость укладчика до 5 м/мин.

5.17. Горячие и теплые асфальтобетонные смеси укладывают асфальтоукладчиком с включенным трамбующим брусом, холодные - с выключенным во избежание нарушения сплошности уложенного слоя.

5.18. При вынужденной остановке укладчика необходимо за 10 м до остановки выключить привод рабочего органа, чтобы на поверхности слоя не образовался уступ.

В процессе укладки при переполнении смесью шнековой камеры необходимо отрегулировать лопатки датчиков уровня.

После прохода асфальтоукладчика на поверхности уложенного слоя не должно быть трещин, раковин, разрывов и т.п., что связано с неточной регулировкой рабочих органов по высоте, недостаточной температурой прогрева выглаживающей плиты, неравномерным заполнением смесью шнековой камеры. Замеченные дефекты необходимо исправить вручную до начала уплотнения слоя катками.

5.19. Участки продольных и поперечных сопряжений чаще подвергаются разрушающему действию воды, поэтому качеству их устройства следует уделять повышенное внимание, особенно при работе одного асфальтоукладчика. Края ранее уложенной полосы необходимо разогреть с помощью инфракрасных излучателей либо путем укладки на полосу горячей смеси шириной 10-20 см. После разогрева кромки неуплотненную смесь следует сдвинуть на смежную полосу, при этом толщина укладываемого (неуплотненного) слоя не должна быть меньше толщины ранее уплотненного слоя у сопряжения полос.

Поперечные сопряжения покрытия должны быть перпендикулярны оси дороги. Края ранее уложенной полосы обрубают (пневмомолотами или перфораторами) вертикально по шнуру и смазывают битумом или битумной эмульсией.

Обрубать или обрезать края целесообразно сразу после уплотнения покрытия, особенно в случае использования горячих и теплых асфальтобетонных смесей типов А, Б и Г.

5.20. Если при работе асфальтоукладчика остается неуложенной узкая полоса на покрытии (например, на виражах и т.п.), то смесь разрешается укладывать вручную (одновременно с асфальтоукладчиком). Кроме того, вручную ведутся работы в местах, недоступных для асфальтоукладчика. Горячую асфальтобетонную смесь выгружают на проезжую часть, укладывают на подготовленную поверхность совковыми лопатами, тщательно прорабатывают граблями, а затем разравнивают металлическими движками. Инструмент должен быть нагрет в специальных передвижных нагревателях (жаровнях). При укладке холодных смесей отдельные слежавшиеся комья необходимо тщательно разрыхлять граблями.

5.21. Толщина слоя при укладке вручную или автогрейдером должна быть на 20-25% больше проектной. Для соблюдения требуемой толщины рекомендуется устраивать специальные "маяки".

studfiles.net

Укладка асфальтобетонной смеси

Строительные машины и оборудование, справочник

Укладка асфальтобетонной смеси

Категория:

   Строительство асфальтобетонных покрытий




Укладка асфальтобетонной смеси

Укладывают асфальтобетонные смеси асфальтоукладчиками, состоящими из самоходного шасси и рабочего оборудования. Они предназначены для приема смеси из транспортных средств, распределения по основанию и предварительного уплотнения. Смеси распределяют слоем заданной толщины с обеспечением поперечного и продольного профилей покрытия.

Смесь из автосамосвала, перемещаемая во время выгрузки толкающим усилием машины, через ролики выгружается в приемный бункер. Из бункера смесь через регулируемое разгрузочное отверстие у дна бункера подается скребковыми питателями на основание. Количество поступающей из бункера смеси регулируется заслонкой, которая перемещается в вертикальной плоскости винтами. Смесь на основании распределяется винтовыми конвейерами на заданную ширину и уплотняется трамбующим брусом и виброплитой. Для получения заданного поперечного профиля рабочие органы (винтовые конвейеры, трамбующий брус, виброплита) состоят из двух частей — правой и левой, которые внизу соединены шарниром, а сверху — винтовой стяжкой. Толщину укладываемого слоя по всей ширине укладываемой полосы асфальтобетонной смеси регулируют винтами.

Для изменения ширины укладываемой полосы предусмотрены уширители рабочих органов, трамбующего бруса и виброплиты.


Обычно асфальтоукладчики оборудуют системой автоматического управления, которая обеспечивает контроль и регулирование продольного и поперечного уклонов поверхности устраиваемого покрытия.

По типу ходового устройства асфальтоукладчики классифицируют на гусеничные, колесные и комбинированные.

Самоходное шасси выполняет функции приема асфальтобетонной смеси из самосвалов, перемещения ее к винтовым распределителям. Оно приводится в движение двигателем, который обеспечивает поступательное рабочее движение машины вперед. На шасси навешиваются толкающие ролики, загрузочный бункер, заслонка (затвор) для регулирования количества смеси, поступающей на основание, и питатель.

Упорные ролики расположены перед бункеррм асфальтоукладчика и предназначены для толкания автосамосвала впереди машины. Ролики должны быть чистыми и свободно вращаться, так как в противном случае создаются дополнительные силовые нагрузки на асфальтоукладчик, смещающие ось его движения.

Бункер предназначен для приема и временного хранения асфальтобетонной смеси. Его ширина должна быть больше ширины кузова автосамосвала. Чтобы исключить давление самосвала на переднюю часть асфальтоукладчика, необходимо использовать такие автосамосвалы, у которых поднятый кузов при разгрузке не будет опираться на бункер.

Для очистки бункера от асфальтобетонной смеси его боковые стенки складываются с помощью гидроцилиндров.

Зачастую машинисты асфальтоукладчиков перед разгрузкой автосамосвала для предотвращения высыпания смеси на основание с помощью боковых стенок бункера перемещают всю смесь к винтовым конвейерам. Это приводит к тому, что после загрузки бункера задняя часть питателя остается без смеси, в результате чего нарушаются сплошность и толщина укладываемого слоя. Частота подъема стенок бункера зависит от полноты загрузки бункера, температуры смеси и погодных условий. Стенки следует поднимать до того, как смесь, скопившаяся в углах, остынет настолько, что образовавшиеся комья не будут разрушаться при попадании их на питатель и к винтовым конвейерам. В любом случае приемный бункер должен быть загружен не ниже уровня заслонки.

Скребковые питатели, предназначенные для перемещения асфальтобетонной смеси к распределительным винтовым конвейерам, находятся на дне бункера. Правый и левый питатели имеют независимый привод и могут перемещать различное количество смеси. Такая конструкция позволяет укладывать покрытие на различных радиусах кривых.

Скорость передвижения ленты питателя зависит от скорости движения асфальтоукладчика.

Заслонки для регулирования количества асфальтобетонной смеси, подаваемой к винтовым конвейерам, находятся в задней части бункера. Величина их открытия зависит от толщины укладываемого слоя покрытия и устанавливается в соответствии с таблицей, расположенной обычно на капоте двигателя.

Винтовые конвейеры предназначены для равномерного распределения смеси по всей ширине укладываемой полосы. Качество распределения смеси конвейерами зависит от точности выбранного положения регулирующих заслонок.

Количество смеси, подаваемое в винтовую камеру, должно быть постоянным. Оптимальным считается такой уровень, при котором винтовые конвейеры погружены в смесь до середины винтового вала.

Объем смеси в винтовой камере обычно регулируется автоматически с помощью установленных датчиков (лопатки с концевыми выключателями). Если наблюдается недостаток или избыток смеси, а также происходит частое включение винтовых конвейеров (чаще пяти раз в минуту), то необходимо настроить положение лопаток на концевых выключателях или изменить положение заслонки бункера.

Рис. 10.3. Положение заслонок:
подняты слишком высоко; б — опущены слишком низко; в — правильное положение; 1 — регулирующая заслонка; 2 — винтовой конвейер

Для обеспечения ровности асфальтобетонного покрытия необходима непрерывная и равномерная подача смеси питателем и безостановочная работа винтовых конвейеров.
Виброплита и расположенный перед ней трамбующий брус являются основными элементами рабочих органов. Предварительное уплотнение смеси осуществляется трамбующим брусом, эффективность работы которого зависит как от частоты его колебания, так и амплитуды. На отечественных асфальтоукладчиках величина амплитуды составляет от 3,2 до 8 мм. Выбор амплитуды следует соотносить с толщиной укладываемого слоя по правилу: чем тоньше слой, тем меньше амплитуда, и наоборот.

Для обеспечения качества строительства асфальтобетонного покрытия необходимо периодически регулировать положение трамбующего бруса в вертикальной и горизонтальной плоскостях. Установка трамбующего бруса по отношению к плите в вертикальной плоскости считается правильной, если его нож в крайнем нижнем положении будет ниже основания плиты на 0,4 мм. Если этот допуск более 0,4 мм, то плита не будет выглаживать поверхность покрытия и на ней останутся следы от трамбующего бруса. Если нож трамбующего бруса выше основания плиты, то происходит налипание смеси к плите и образование трещин на поверхности покрытия. Регулируют положение трамбующего бруса изменением количества прокладок под подшипниками эксцентрикового вала.

В горизонтальной плоскости регулируют зазор между ножом трамбующего бруса и торцом плиты. Его величина должна находиться в пределах 0,5-1,0 мм. Регулируют установку трамбующего бруса отжимным болтом.

Виброплита оказывает уплотняющее воздействие на асфальтобетонную смесь и в основном формирует текстуру поверхности укладываемого слоя.

Регуляторами толщины слоя можно задавать плите определенный угол атаки. Для увеличения толщины укладываемого покрытия плиту необходимо наклонить назад, т. е. увеличить угол атаки.

Поперечный уклон дорожного покрытия задается регулятором поперечного профиля, который позволяет изменять угол между левой и правой половинами выглаживающей плиты.

Выглаживающая плита оснащается нагревателями, которые предназначены для ее обогрева в начале работы асфальтоукладчика. Очень важно, чтобы основание плиты имело такую же температуру, как и асфальтобетонная смесь, находящаяся под ней. В противном случае слой смеси будет прилипать к основанию плиты и «разрываться».

Продолжительность нагрева плиты зависит от температуры воздуха. Необходимо следить за тем, чтобы не произошло перегрева плиты, так как это приведет к необратимому ее деформированию. После прогрева плиты в процессе укладки смеси нагреватели отключают.

Перед укладкой асфальтобетонной смеси асфальтоукладчик подготавливают к работе. Вначале устанавливают вибрационную (выглаживающую) плиту в рабочее положение. Для этого под нее укладывают шаблон, толщина которого на 10-15% больше проектной толщины покрытия. С помощью регулировочных винтов плиту опускают так, чтобы между ней и шаблоном не оставалось просветов. Зафиксировав положение винтов, шаблон убирают. Затем осматривают другие органы асфальтоукладчика, Для чего поднимают боковые стенки приемного бункера, осматривают винтовой конвейер и трамбующий брус, устанавливают шиберные заслонки в положение, соответствующее толщине укладываемого слоя.

Укладывать асфальтобетонные смеси следует на всю ширину покрытия или на отдельных полосах, ширина которых кратна ширине покрытия. В последнем случае, уложив одну полосу, переходят на соседнюю, пока чрезмерно не остыла кромка ранее уложенной полосы.

Рис. 10.4. Схема перехода асфальтоукладчика с полосы на полосу длиной: 1 — асфальтоукладчик; 2 — готовое покрытие; 3 — ось покрытия; 4-7 — номера проходов асфальтоукладчика

При одновременной работе двух асфальтоукладчиков на смежных полосах опережение одного относительно другого должно быть в пределах 10-30 м.

Для обеспечения качества укладки асфальтобетонной смеси необходимо периодически проверять и регулировать элементы уплотняющего оборудования. Проверки 1 и 2 проводят один раз в сезон, проверку 3 — при отклонении поперечного уклона покрытия от проектного.

Реклама:


Читать далее: Соединение асфальтобетонных полос

Категория: - Строительство асфальтобетонных покрытий

Главная → Справочник → Статьи → Форум


stroy-technics.ru

Ручная укладка дорожного покрытия из асфальтобетона

В этой статье описаны все этапы ручной укладки асфальтобетона, включая подготовку основания.

В каких случаях целесообразна ручная укладка дорожного покрытия из асфальтобетона.

 

 

 

 Когда применима ручная укладка асфальта

Технология ручной укладки асфальтобетона применяется в тех случаях, когда невозможно использовать асфальтоукладчики и тяжелые катки – при асфальтировании пешеходных дорожек, тротуаров, мест парковки перед домом.

При ручной укладке традиционной горячей асфальтобетонной смеси(АБС) невозможно обеспечить качественное уплотнение смеси, поэтому ручная укладка не применяется для асфальтирования дорог общего пользования. При ручной укладке литой АСБ качество покрытия получается таким же, как при использовании асфальтоукладчика. Это вызвано свойствами литой АБС, которая не требует уплотнения.

Поэтому ручная укладка литой АБС хорошо подходит для ямочного ремонта на небольших участках любых дорог и настила нового асфальтобетонного покрытия. В этом случае прочность покрытия и максимальная нагрузка на дорогу зависит не от прочности асфальтобетонного слоя, а от прочности и качества основания.

Ручная укладка литой АБС при ямочном ремонте дорожного покрытия

Подготовка основания для укладки

Перед укладкой нового асфальтобетонного покрытия необходимо подготовить основание. Для пешеходных дорожек, и дорог с интенсивностью движения до 100 машин в час, достаточно подготовить земляное корыто глубиной 10-15 сантиметров. Для подготовки корыта необходимо использовать грейдер или бульдозер. После удаления лишнего грунта необходимо уплотнить дно корыта виброплитами или ручными катками.

На уплотненное дно насыпать достаточное количество песка, чтобы по всей площади корыта получился слой песка толщиной 5-10 см. На слой песка укладывается слой щебня фракций 15-25 мм. Слой щебня увлажняется водой с поливальной машины, и уплотняется виброплитами.

После уплотнения, слой щебня тщательно проливается водно-битумной эмульсией(ВБЭ). По бокам закрепляются бордюры. Основание готово к укладе асфальтобетона. Эта технология подходит для укладки как литой так и горячей АБС.

Подготовка к ямочному ремонту

Во время ямочного ремонта восстанавливаются повреждения покрытия дорожного полотна. Применение струйно-инъекционной технологии позволяет сократить время и стоимость ремонта, но подходит только для небольших по площади и глубине повреждений и не требует нарезки карт. Технология ремонта с применением горячей АБС позволяет устранять большие по площади повреждения, глубиной не более одного слоя асфальтобетонного покрытия.

Использование литой АБС позволяет ремонтировать повреждения любой глубины и площади. Главное условие – ширина карты должна быть такой, чтобы рабочие могли обеспечить выравнивание смеси и совпадение по уровню со старым покрытием.

Подготовка к ямочному ремонту

 

При ямочном ремонте рекомендуется прямоугольная нарезка карт и их расположение вдоль или поперек проезжей части. В этом случае адгезия АБС со старым покрытием будет полной. При использовании литых АБС прямоугольная форма позволит избежать появления трещин на границе старого и отремонтированного участков.

Нарезка карт. Для нарезки карт используют отбойные молотки, фрезы и грунторезы. При использовании горячей АБС карты нарезаются на глубину одного слоя. При использовании литой АБС карты нарезаются на всю глубину повреждения. Старый поврежденный асфальтобетон вывозят на свалку или пускают на приготовление новой АБС. Для этого необходимо наличие рециклера.

Обработка карт. После нарезки карты продуваются сжатым воздухом для очистки от пыли и воды, и обрабатываются ВБЭ. Эмульсия улучшит адгезию старого и нового асфальтобетонов.

Ручная укладка горячей АБС

Доставленная на самосвале горячая АБС высыпается на середине карты. В случае укладки нового покрытия, АБС Рассыпается равномерными кучами, достаточными для полного покрытия какого-то участка дороги. После этого рабочие лопатами планируют АБС по всей площади карты или участка и разглаживают швабрами-гладилками. Затем уплотняют покрытие виброплитами и ручными катками.

Ручная заливка литой АБС

Укладка литой АБС при ямочном ремонте и создании нового покрытия одинаковы. С асфальтобетонного завода смесь доставляется в кохерах. При этом обеспечивается подогрев и перемешивание смеси. АБС выливается порциями, достаточными для заливки карты или участка покрытия. После чего рабочие выравнивают слой, обеспечивая совпадение уровней.

Отремонтированный или настеленный участок присыпается черным щебнем фракции 10-15 мм и уплотняется, чтобы щебень погрузился в асфальтобетон. Черный щебень обеспечивает улучшение сцепных свойств покрытия. При использовании рециклера необходимо будет добавлять нужное количество битума, песка, щебня, полимеров, минеральных порошков. Количество добавок рассчитывается в лаборатории по результатам анализа поврежденного асфальта и имеющихся в наличии материалов.

Техника безопасности

Для обеспечения безопасности выполняются стандартные мероприятия – согласование ремонта с ОАТИ и ГИБДД, ограждение места ремонта, установка временных дорожных знаков и разметки. К месту проведения работ должна быть доставлена бытовка с запасом питьевой воды, в аптечке должны присутствовать кровоостанавливающие и противоожоговые препараты. Рабочие должны иметь одежду ярко оранжевого цвета с желтыми или белыми светоотражающими полосами и обувь на жесткой высокой подошве.

Соблюдая все нюансы, можно добиться хорошего качества асфальтобетона даже без использования асфальтоукладчика.

roadmasters.ru

Укладка асфальтобетонной смеси асфальтоукладчиком | Статья в журнале «Молодой ученый»

Библиографическое описание:

Кравцов И. В., Прокопьев А. П., Игнатьев Г. В. Укладка асфальтобетонной смеси асфальтоукладчиком // Молодой ученый. — 2017. — №7. — С. 75-77. — URL https://moluch.ru/archive/141/39730/ (дата обращения: 29.01.2019).



Приведены сведения по укладке асфальтобетонной смеси асфальтоукладчиком. Даны зависимости по расчету основных параметров асфальтоукладчика.

Ключевые слова: асфальтоукладчик, рабочий орган, асфальтобетонная смесь, производительность

Асфальтоукладчики предназначены для приема асфальтобетонной смеси из транспортных средств, распределения по дорожному основанию и предварительного уплотнения. Смесь нужно не только распределить слоем заданной толщины, но обязательно выдержать поперечный и продольный профили дорожного покрытия.

Устройство асфальтоукладчика. Самоходный гусеничный асфальтоукладчик состоит из ходового оборудования и рабочего органа. Гусеничное оборудование обеспечивает передвижение машины, прием и распределение асфальтобетонной смеси. Рабочий орган представляет собой группу уплотняющих и выглаживающих механизмов. Работает асфальтоукладчик следующим образом (рисунок 1). Асфальтобетонная смесь из кузова автосамосвала 1, перемещаемого во время выгрузки толкающим усилием роликов 2 укладчика, выгружается в приемный бункер 3. Из бункера смесь через регулируемое разгрузочное отверстие 5 у дна бункера подается скребковыми питателями 4 на дорожное полотно. Количество поступающей из бункера смеси регулируется положением заслонки 11, устанавливаемой на различной высоте регулировочными винтами 10. [1]

Рис. 1. Технологическая схема асфальтоукладчика

Смесь на дорожном полотне распределяется по всей ширине винтовыми конвейерами 6, уплотняется и выравнивается трамбующим брусом 7 и выглаживающей плитой 8. Для получения заданного поперечного профиля (плоского горизонтального, одно- или двухскатного) выглаживающая плита по длине разделена на две части, соединенные внизу шарниром, а сверху — винтовой стяжкой. Толщину укладываемого слоя смеси по всей ширине регулируют, поднимая или опуская края выглаживающей плиты с помощью винтов регулятора толщины 9. [2]

Для изменения ширины укладываемой полосы предусмотрены уширители распределительных шнеков, трамбующего бруса и выглаживающей плиты [2].

Асфальтоукладчики оборудованы системой автоматического регулирования, которая обеспечивает контроль и регулирование продольного профиля и поперечного уклона поверхности укладываемого покрытия. Ровность покрытия создается с помощью металлического троса или бордюра, а также поверхности основания или покрытия соседней полосы [2].

Питатели подают асфальтобетонную смесь к двум распределительным шнекам.

На рисунке 2 приведена схема для расчета основных параметров асфальтоукладчика

Рис. 2. Схема для расчета основных параметров асфальтоукладчика

Асфальтобетонная смесь, которая должна загружаться в приемный бункер:

(1)

Геометрическая емкость приемного бункера:

(2)

Рабочая скорость передвижения асфальтоукладчика при непрерывном движении машины, м/мин:

(3)

Подача асфальтобетонной смеси к распределительным шнекам осуществляются при помощи двух скребковых питателей, производительность каждого из которых должна быть равна производительности скребкового питателя [4]:

Пш= 0,75Па(4)

Тяговый расчет. Общее сопротивление движения асфальтоукладчика, складывается из следующих показателей: сопротивления перемещению ходовой части укладчика и призмы смеси груженого автосамосвала, сопротивления сил трения рабочих органов по укладываемой смеси и сопротивления от сил инерции автосамосвала и укладчика при движении после их остановок. [3]

Сопротивление перемещению ходовой части как тележки W1, Н [3]:

(5)

Сопротивление от перемещения призмы смеси, укладываемой уплотняющим брусом W2, Н [3]:

(6)

(7)

Сопротивление перемещению при толкании груженого автосамосвала W3, Н [3]:

(8)

Сопротивление сил трения рабочих органов по поверхности укладываемой смеси W4, Н [3]:

(9)

Сопротивление от сил инерции груженого автосамосвала и асфальтоукладчика при возобновлении движения после вынужденных остановок W5, Н [3]:

(10)

Общее сопротивление, возникающее при передвижении асфальтоукладчика, равно [3]:

(11)

Заключение. Для обеспечения нормальной работы асфальтоукладчика без пробуксовки необходимо, чтобы тяговое усилие по сцеплению было достаточным для преодоления всех сопротивлений, возникающих при работе машины [4]:

,

где сц — коэффициент сцепления движителя асфальтоукладчика для щебеночного (меньшее значение) или асфальтового основания. [4]

Литература:
  1. Р. Т. Емельянов, А. П. Прокопьев, А. С. Климов, Д. И. Сорокин Моделирование систем управления машин дорожно-строительного комплекса. // Вестник СибГАУ. 2009. − Выпуск 3 (24). — С. 124−128.
  2. Р. Т. Емельянов, А. П. Прокопьев, А. С. КлимовИсследование процесса уплотнения асфальтобетонной смеси по ширине укладки. // Строительные и дорожные машины. — М.: Издательство технической литературы «СДМ-Пресс», 2009. – № 7 — С. 12−16.
  3. Р. Т. Емельянов, А. П. Прокопьев, А. С. Климов Моделирование рабочего процесса гидропривода с дроссельным регулированием / // Строительные и дорожные машины. — М.: Издательство технической литературы «СДМ-Пресс», 2009. — № 11. — С. 15–18.
  4. Емельянов Р. Т. Системы автоматизированного управления асфальтоукладчиком // Р. Т. Емельянов, В. Л. Сабинин. Проблемы архитектуры и строительства: Сб. материалов XXII региональной научно-технической конференции / КрасГАСА – Красноярск, 2004. – 240–241 с.

Основные термины (генерируются автоматически): выглаживающая плита, асфальтобетонная смесь, приемный бункер, груженый автосамосвал, рабочий орган, дорожное полотно, продольный профиль, сопротивление сил трения рабочих органов, трамбующий брус, укладываемая смесь.

moluch.ru

Укладка асфальтобетонных смесей

⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 6Следующая ⇒

Асфальтобетонную смесь необходимо укладывать на прочное, ровное, чистое и сухое основание после его приемки.

Схема работы укладчика следующая: асфальтобетонная смесь после ее раз­грузки из автосамосвала в раздвижной приемный бункер асфальтоукладчика подается пластинчатыми скребковыми питателями в камеры винтовых конвейеров, которые обеспечивают равномерное распределение материала по ширине укладывае­мой полосы.

Блок рабочих органов включает трамбующий брус с гидровиброприводом, выглаживающую плиту, регулятор профиля и механизм обогрева плиты.

Система автоматического регулирования обеспечивает стабилизацию положения выглаживающей плиты относительно ориентиров, заданных копирными струнами, натянутыми с одной стороны дороги, так как укладчик снабжен системой поперечной стабилизации уровня. Все рабочие органы поднимаются и опускаются гидроцилиндрами, а для точной их установки по высоте имеются установочные винты и ограничители уровня.

Продолжительность транспортирования горячих асфальтобетонных смесей должна устанавливаться из условия обеспечения температуры при их укладке, указанной в СТБ 1033, и приведена в таблице 2.

Температуру смесей проверяют термометром в каждом автомобиле-самосвале, доставляющем смесь к асфальтоукладчику.

В начале смены асфальтоукладчик перемещают с места приобъектной стоянки на место устройства покрытия. Учитывая низкую транспортную скорость движения и большие габариты широкозахватных гусеничных укладчиков, площадки для ночной стоянки должны выбираться, как правило, на расстоянии не более 500 м от места начала работ вне зоны движения автотранспорта.

Асфальтоукладчик готовят к укладке смесей следующим образом: поднимают боковые стенки приемного бункера, осматривают шнек, выглаживающую плиту и трамбующий брус, освобождают их от остатков застывшей асфальтобетонной смеси, устанавливают шиберные заслонки на задней стенке бункера в положение, обеспечивающее необходимую толщину слоя асфальтобетонной смеси над скребковыми питателями.

Посредством блоков управления автоматическими системами стабилизации угла поперечного уклона и слежения за ровностью покрытия в продольном направлении устанавливают раму рабочих органов асфальтоукладчика в необходимое для работы положение таким образом, чтобы щуп автоматического слежения контактировал со струной. Выглаживающую плиту асфальтоукладчика регулировочными винтами устанавливают в рабочее положение и прогревают.

Просвет между основанием и выглаживающей плитой должен быть на 15 %-25 % больше проектной толщины покрытия.

При устройстве покрытия, ширина которого превышает технические возможности асфальтоукладчика, смеси укладывают двумя укладчиками, следующими по смежным полосам уступами на расстоянии 10-30 м.

При работе одним асфальтоукладчиком укладку производят несколькими сопряженными полосами. Например, при ширине покрытия 9 метров - 2 полосы по 4,5 метра каждая. Чтобы к моменту укладки смежной полосы смесь на ранее уложенной и укатанной полосе не успела остыть, длину полос назначают согласно таблице 4.

 

 

Таблица 4 - Длина полос при укладке асфальтобетонных смесей

Температура воздуха, °С Длина укладываемой полосы покрытия, м
на защищенных от ветра застроенных и лесных участках и в глубоких выемках на открытых участках
От 5 до 10 30-60 25-40
От 11 до 15 61-100 41-60
От 16 до 25 101-180 61-100
Более 25 181-250 101-150

 

Если температура сопрягаемой полосы меньше температуры, необходимой для уплотнения смеси (таблица 2), кромку ранее уложенной полосы следует разогреть (инфракрасным излучателем или, при его отсутствии, укладкой на кромку горячей смеси шириной от 10 до 20 см и сдвижкой на устраиваемую полосу после разогрева), или выполнить обрезку кромки нарезчиком и обработать ее битумной эмульсией, или произвести ее формование кромкообразующим диском (нарезчиком) и приклеить битумную ленту по СТБ 1937.

Смеси укладывают в следующем порядке. Асфальтобетонщик, обслуживающий бункер укладчика, подает сигнал на подход автомобиля-самосвала с асфальтобетонной смесью и визуально определяет качество смеси. Автомобиль- самосвал задним ходом подают к приемному бункеру укладчика до касания колесами упорных валиков укладчика. Смесь выгружают в приемный бункер укладчика, в процессе выгрузки автомобиль-самосвал перемещается укладчиком. Асфальтобе­тонщик очищает кузов автомобиля-самосвала от остатков асфальтобетонной смеси лопатой с удлиненной ручкой и дает сигнал на отход автомобиля-самосвала.

Некачественную смесь (жирная, пережженная, плохо перемешанная (со сгустками битума), или сухая, или с температурой, не соответствующей таблице 2) укладывать в покрытие не допускается.

Из бункера укладчика смесь скребковыми питателями подается к шнеку, рас­пределяется по всей полосе укладки, уплотняется трамбующим брусом и обрабатывается выглаживающей плитой.

Скорость передвижения асфальтоукладчика устанавливается в зависимости от особенностей смеси, темпа ее доставки и погодных условий.

При укладке смесей для щебеночно-мастичного и плотного типов А и Б, а также для пористого и высокопористого асфальтобетона с содержанием щебня более 40 %, скорость укладки смесей, как правило, должна составлять 2-3 м/мин, а для плотного асфальтобетона типов В, Г, Д, а также для пористого и высокопористого асфальтобетонов с содержанием щебня менее 40 % скорость укладки может быть увеличена до 4-5 м/мин.

Режим работы уплотняющих рабочих органов асфальтоукладчика должен быть следующим: частота оборота валов трамбующего бруса 1000-1400 об./мин, вала вибратора плиты - 2500-3000 об./мин.

Для получения непрерывной и. равномерной полосы смесь к укладчику нужно подавать равномерно. При кратковременных перерывах в доставке смеси ас­фальтоукладчик останавливают, оставляя часть смеси в бункере до подхода сле­дующего автомобиля-самосвала с асфальтобетонной смесью.

После прохода укладчика проверяют толщину слоя, поперечный уклон и ровность поверхности.

Асфальтобетонщики устраняют дефекты и подготавливают уложенную асфальтобетонную смесь к уплотнению катками: заполняют пустоты или удаляют излишки смеси на краях полосы, обрабатывают сопряжения полос (заделывают швы), устраняют неровности поверхности, задиры, раковины. В отдельных местах, где при укладке смесь расслаивается (по краям полосы откладывается щебень, а в середине полосы откладываются мелкие фракции), асфальтобетонщики распределяют щебень равномерно по поверхности полосы.

Ровность покрытия проверяют непосредственно после прохода укладчика, а также после одного-двух проходов гладковальцового катка, когда обнаруживаются просадки и неровности. Ровность покрытия проверяют трехметровой рейкой, которую укладывают вдоль и поперек полосы.

На возвышениях асфальтобетонную смесь слегка разрыхляют граблями и лопатой срезают ее излишки. Во впадины добавляют смесь, рассыпая ее тонким слоем и разравнивая гладилкой. Места значительных просадок нужно слегка разрыхлить граблями, а затем заполнить горячей смесью и разровнять гладилкой с уплотнением за 2 прохода катка с последующей проверкой ровности. При обработке поверхности покрытия асфальтобетонщики должны добиваться такой ровности, чтобы под рейкой, уложенной в любом месте в продольном и поперечном направлениях, не было просвета.

В конце рабочего дня или при перерывах в работе на длительное время де­лают рабочий шов. Поперек полосы закрепляют брус, укладывают до уровня бруса асфальтобетонную смесь и укатывают.

При возобновлении работы на рабочем шве брус убирают, торец полосы про­гревают нагревателем или валиком из горячей асфальтобетонной смеси, смазывают горячим битумом, после чего приступают к укладке смеси асфальтоукладчиком.

mykonspekts.ru

Техника и оборудование для укладки горячей асфальтобетонной смеси

В статье описывается техника и оборудование, применяемые при укладке горячей асфальтобетонной смеси.

Асфальтоукладчики, гудонаторы, катки, ручные катки, виброплиты. Технические характеристики техники и ее использование в укладке горячей асфальтобетонной смеси.

 

Техника

Асфальтоукладчики

Асфальтоукладчик — это основной механизм, необходимый для качественной укладки горячей асфальтобетонной смеси (ГАБС). Именно от него зависит, какой толщины будет слой асфальтобетона, насколько ровным будет покрытие.

Современные асфальтоукладчики обеспечивают укладку полосы ГАБС шириной от пятидесяти сантиметров (тротуарные и просто малогабаритные укладчики) до девяти метров. Шасси асфальтоукладчика имеет колесный или гусеничный привод. Городские укладчики обычно имеют колесный привод, поэтому более маневренны и имеют большую скорость движения. Более мощные укладчики для автотрасс оборудованы гусеничным приводом, позволяющим снизить нагрузки на грунт и основание дороги. И колеса, и гусеницы приводятся в движение валами и гидроприводами.

Некоторые модели укладчиков оборудованы мотор-колесами. ГАБС загружается в бункер укладчика, затем подается с помощью шнекового привода к трамбующему брусу, обеспечивающему ровный слой и предварительное уплотнение смеси. По мере продвижения вперед, над уплотненной брусом смесью появляется выравнивающая плита, в большинстве моделей оснащенная виброприводом и подогревом. Эта плита обеспечивает вторичное уплотнение смеси.

Подача ГАБС к уплотняющему брусу полностью автоматизирована. Оператор задает на пульте необходимую толщину слоя, остальным управляет бортовой компьютер.

Более чем на половину качество готового покрытия зависит от состояния асфальтоукладчика и его настроек.

Катки

Для уплотнения ГАБС применяют обычные и вибрационные катки. Обычные катки уплотняют смесь за счет своего веса. Для качественного уплотнения покрытия необходимо сделать от трех до пяти проходов катком. Вибрационные катки позволяют уплотнить за один проход. Специальный пневматический привод создает вертикальные нагрузки(удары), что способствует более качественному уплотнению, и позволяет обойтись одним-двумя проходами. Все вальцы катка охлаждаются подающейся водой и, специальными скребками очищаются от прилипших кусочков асфальта. Катки различаются по количеству вальцов.

  • Трехвальцовые обеспечивают большую ширину обработки и позволяют уплотнять покрытие вплотную к бордюрам, стенам и различным препятствиям. Такие катки имеют максимальную поперечную устойчивость и самую высокую цену.
  • Двухвальцовые это классическая компоновка, которой уже много десятилетий. Два катка одинаковой ширины обеспечивают равномерное уплотнение покрытия.
  • Одновальцовые являются самыми универсальными из всех катков. Тяжелый, расположенный спереди валец, обеспечивает хорошее уплотнение смеси. Расположенные сзади пневмоколеса повышают проходимость катка и помогают преодолевать подъемы, недоступные другим каткам.

Все катки оснащаются дизельными двигателями и многоступенчатой коробкой передач, обеспечивающей изменение скорости от нуля до десяти километров в час.

Обычные и вибрационные катки применяют для уплотнения горячей асфальтобетонной смеси

 

Гудронаторы

Для транспортировки и разливки по основанию битумной эмульсии используют гудронаторы – утепленные бочки с возможностью подогрева газовыми или дизельными горелками. В зависимости от модели, гудронаторы устанавливаются на прицепы или шасси грузовых автомобилей. Ширина обрабатываемой эмульсией полосы достигает пяти метров.

Гудронатор позволяет подготовить основание к укладке покрытия. ГАБС имеет во много раз большую адгезию к щебню покрытия или старому слою асфальтобетона, если основание или старый слой обработаны битумной эмульсией.

Гудронаторы используют для транспортировки и разливки битумной эмульсии

 

Оборудование

Ручные катки

Ручные катки бывают двух видов —  механизированные и немеханизированные.

  • Механизированные являются уменьшенными копиями обычных двухвальцовых катков, приводятся в движение дизельными двигателем. Как и в больших катках, в них присутствует система вибрационного воздействия, что улучшает качество их работы. Такие катки применяются там, где невозможно применить нормальные катки – пешеходные дорожки, небольшие парковки, тротуары. Управляются катки с помощью выносного пульта управления.
  • Немеханизированные катки представляют собой стальной цилиндр весом не менее ста килограмм, расположенный на крепкой металлической ручке. Приводится в движение с помощью мускульной силы дорожного рабочего. Такие катки применяются в случаях, когда использование нормальных или ручных механизированных катков экономически нецелесообразно. Малая степень уплотнения делает такие катки пригодными лишь для небольшого ямочного ремонта или уплотнения пешеходных дорожек и асфальтированных площадок перед домами или магазинами.

Ручные механизированные и немеханизированные катки для уплотнения асфальтобетонной смеси

 

Виброплиты

Необходимость в создании хорошего уплотнения при небольших размерах привела к созданию виброплит. На стальной плите, которая и производит уплотнение асфальтобетона, расположен двухтактный, реже четырехтактный бензиновый двигатель. Двигатель через ременную передачу приводит в действие эксцентрик. Эксцентрик создает необходимую для качественного уплотнения вертикальную вибрацию и передает ее плите.

По своей эффективности виброплиты находятся между ручными механизированными и ручными немеханизированными катками.

Виброплита для уплотнения небольших участков асфальта

 

Использование качественной техники и оборудования позволит уложить горячий асфальтобетон так, чтобы покрытие имело максимальную прочность и служило десятилетия.

roadmasters.ru