Бортовой камень
| Наименование изделия, марка, тип |
Геометрические размеры, мм | Объем бетона, м3 | Вес изделия, тн | ~ Норма загрузки 1 а/м, шт |
|---|---|---|---|---|
| БР 100.30.18 | 1000х300х180 | 0,052 | 0,120 | 156-168 |
| БР 100.30.15 | 1000х300х150 | 0,043 | 0,100 | 200 |
| БР 100.45.15 | 1000х450х150 | 0,058 | 0,145 | 132 |
| БР 100.45.18 (блок Б-5) | 1000х450х180 | 0,066 | 0,167 | 117 |
| БР 100.20.8 | 1000х200х80 | 0,014 | 0,035 | 560 |
| БР 50.20.8 | 500х200х80 | 0,008 | 0,020 | 960 |
Камень бордюрный – для строительства и благоустройства автодорог, парковок, газонов, пешеходных зон, парковых территорий, частных приусадебных хозяйств и т.п.
Камень бортовой является многофункциональным элементом благоустройства территорий. Бордюрный камень укрепляет дорожное полотно, разделяет проезжую часть от пешеходной зоны (газонов), используется для водоотвода, направляя ливневые стоки с проезжей части в специальные водосбросные конструкции, выполняет декоративную функцию, играет огромную роль в организации безопасности дорожного движения. В зависимости от области применения и от функциональной нагрузки, бордюрные камни подразделяют на два основных типа: для дорожного строительства (дорожный, магистральный) и для благоустройства территорий (бордюр садовый, тротуарный, газонный). В дорожном строительстве применяют высокопрочные бортовые камни длиной от 1-го до 3-х метров, высотой от 30-ти до 45-ти см, толщиной – 15-18 см. (БР 100.30.15, БР 100.30.18, БР 100.45.18). При благоустройстве территорий используют садовый бордюрный камень различных цветов и размеров, он тоньше дорожного, так как не предназначен для выдерживания серьезных нагрузок и, в основном, носит декоративную функцию. Применение бордюрного камня различных цветов, позволяет существенно сократить эксплуатационные расходы, полностью исключаются затраты, связанные с систематической окраской бордюров для придания им эстетического вида.
Благодаря высокому спросу, производство бордюрного камня освоено на многих предприятиях ЖБИ. В производстве, наиболее широкое распространение получил метод полусухого вибропрессования (на основе песчано-цементных бетонов), позволяющий изготавливать бордюрные камни различных расцветок, в большом количестве, с идеальной геометрией, с высокими показателями по прочности и морозостойкости. Бордюрные камни производятся серийно, для удобства транспортировки и предотвращения повреждения, продукцию упаковывают и укладывают на деревянные поддоны.
Стоимость бортового камня весьма низкая ввиду небольшой стоимости сырья, высоких технологии производства (немецкое оборудование – вибропресс) и огромной конкуренции между производителями.Доставка осуществляется автомобильным транспортом грузоподъемностью 18-20 тонн.
www.sbtbeton.ru
Бортовые камни бетонные размеры. Рядовой бордюрный камень имеет прямоугольную форму со скосом на одной стороне. Значительная масса бордюрного рядового камня от. Если территория для благоустройства имеет правильную геометрию
Бетонные и железобетонные бортовые камни БР100.30.18 или бордюры – это строительные изделия, которые широко применяются в дорожном строительстве при обустройстве дорог, магистралей и тротуаров. Бортовые камни БР100.30.18 предназначаются для отделения проезжей части улиц и дорог от тротуаров, газонов, площадок, остановок общественного транспорта, обособленных трамвайных путей и т.д.
Бортовые камни БР100.30.18, выполненные из армированного высокопрочной сталью бетона, способны выдерживать любые механические нагрузки, в том числе и столкновение с транспортными средствами. Бетон обладает низкой проницаемостью, поэтому с легкостью переносит воздействие любых климатических осадков, смену температур, может подвергаться эксплуатации во влажной среде и не разрушается от действия химических соединений. Высокая прочность железобетона позволяет бортовым камням препятствовать смещению грунта, укреплять дорожное покрытие и тротуарную плитку. Применение высокопрочных бордюров из железобетонных бортовых камней благоприятно сказывается на эксплуатационном сроке дорожных и тротуарных покрытий.
Еще одним немаловажным преимуществом железобетона, из которого изготовлены бортовые камни БР100.30.18, является простота монтажа и ремонта. Они устанавливаются непосредственно в грунт (тротуарные бордюры) или на бетонное снование (дорожные и магистральные бордюры). Монтаж состоит из подготовки траншеи, в которую будут погружаться камни, которую затем трамбуют песком, щебнем или заливают монолитным бетоном. Ширина траншеи при этом должна быть чуть больше ширины бордюров. Затем в траншею устанавливаются бортовые камни БР100.30.18, таким образом, чтобы заглубленная часть бордюра по высоте была равна надземной ее части. В зазоры, оставшиеся с каждой стороны вследствие большей ширины траншеи, заливают укрепляющий раствор, состоящий, как правило, из песка, цемента и воды. А в случае возникновения необходимости ремонта бордюра на каком-либо участке поврежденный элемент просто заменяется на новый.
Железобетонные бортовые камни БР100.30.18 представляют собой прямоугольную плиту, верхняя часть которой имеет скос на одну сторону. Верхние, нижние и вертикальные грани камней должны быть взаимно перпендикулярны. Допускается также изготавливать бортовые камни БР100.30.18 с технологическим уклоном нелицевых вертикальных граней до 5%, закруглением лицевых граней радиусом до 5 мм и нелицевых – радиусом до 15 мм или фасками шириной до 10 мм.
Бортовые камни БР100.30.18 изготавливаются в соответствии с требованиями ГОСТ 6665-91 «Камни бетонные и железобетонные бортовые. Технические условия» из мелкозернистого и тяжелого бетонов. Класс бетона по прочности на сжатие принимается не менее В22,5. Класс бетона по морозостойкости назначается в зависимости от расчетной температуры наружного воздуха наиболее холодной пятидневки в районе строительства: при расчетной температуре наружного воздуха выше -5°С класс бетона по морозостойкости принимается F100, при температуре от -5°С до -15°С включительно – F150, от -15°С до -45°С включительно – F200, при температуре ниже -45°С – F300. Водопоглощение бетона бортовых камней не должно превышать (в процентах от массы): 6% для камней из мелкозернистого бетона и 5% – для камней из тяжелого бетона.
Железобетонные бортовые камни БР100.30.18 армируются сварными сетками и объемными каркасами из предварительно напрягаемой или ненапрягаемой стали. В качестве предварительно напрягаемой арматуры применяется стержневая горячекатаная сталь периодического профиля классов А-IV и А-V или термомеханически и термически упрочненная сталь периодического профиля классов Ат-IV и Ат-V. В качестве ненапрягаемой арматуры применяется стержневая горячекатаная сталь классов А-I и А-III и обыкновенная проволока периодического профиля класса Вр-I. Монтажные петли изготавливаются из стальной стержневой горячекатаной гладкой арматуры класса А-I.
Бортовые камни БР100.30.18 – это очень ответственные изделия, от которых во многом зависит безопасность движения пешеходов и транспортных средств. Поэтому к качеству изготовления этих изделий предъявляются достаточно серьезные требования.
Бортовые камни БР100.30.18 должны сохранять достаточную прочность на протяжении всего срока эксплуатации изделий. При этом значение нормируемой отпускной прочности мелкозернистого бетона должно составлять 90% от класса бетона по прочности на сжатие и класса бетона по прочности на растяжение при изгибе в любое время года. Значение нормируемой отпускной прочности тяжелого бетона должно составлять 90% от класса бетона по прочности на сжатие и класса бетона по прочности на растяжение при изгибе в холодный период года и 70% – в теплый период. Передача усилий обжатия на бетон (отпуск натяжения арматуры) производится только после достижения бетоном нормируемой передаточной прочности. Фактическая прочность бетона должна соответствовать требуемой по ГОСТ 18105 в зависимости от нормируемой прочности и показателей фактической однородности прочности бетона.
Бортовые камни БР100.30.18 должны изготавливаться с
jtcase.ru
БР 300.30.15
Бортовой рядовой камень (
БР 300.30.15)
–
камень из тяжелого бетона, предназначенный
для отделения проезжей части проездов внутри городских кварталов и для отделения зеленых насаждений. Бордюрный камень широко используются для разделения проезжей части улиц, дорог и остановок общественного транспорта от тротуаров. Использование таких поребриков эффективно предотвращает размытие обочин, дорожного полотна, откосов и городского ландшафтного дизайна. Бордюр предохраняет от расползания популярные тротуары, выполненные из бетонной плитки. В частной застройке бордюры тоже нашли свое применение — с их помощью формируют и сохраняют конфигурацию долговечные дорожки, дворики и высокие газоны.
Если территория для благоустройства имеет правильную геометрию
–
без закруглений и поворотов
–
устанавливается только рядовой бордюр. В ином случае используются также въездные (БВ) и криволинейные (БК) камни, для создания полноценного ограждающего покрытия любой формы. Бордюрные камни отличаются прочностью и трещинойстокостью, они не должны размываться и крошиться. Популярный элемент городской инфраструктуры — бордюр отвечает всем строгим требованиям качества. Нормы и стандарты изготовления рядового прямого камня содержатся в
ГОСТ 6665-91.
За счет добавления в бетонную смесь различных пигментов бордюр может быть выпущен в широкой цветовой гамме, а также может имитировать природные материалы (гранит, мрамор, природный камень). Благодаря современным технологиям вибропрессования и вибролитья бордюры получаются гладкими, прочными и равномерно окрашенными.
Рядовой бордюрный камень имеет прямоугольную форму со скосом на одной стороне. Значительная масса бордюрного рядового камня от
320кг обусловлена тем, что камень длиной от 3000 мм включительно армируется. Армирование бордюрного камня БР производится стержневой арматурой (напряженной и ненапряженной) и арматурной проволокой. Также рядовой бордюрный камень имеет монтажные петли для удобства подъема, так как данное изделие ЖБИ имеет значительную массу.
Прочность и морозостойкость
–
самые важные эксплуатационные характеристики для бордюрного камня. Особую прочность придается в процессе производства — вибропрессования. Для того чтобы бортовой камень был морозостойким, в бетон специально добавляют песок, придающий материалу одновременно и тяжесть и прочность. Марка бетона по морозостойкости для поребриков зависит от зоны их применения и варьируется от F100 до F300.
Другой важной характеристикой бордюров является равномерный цвет. Чтобы камни не различались по оттенкам и не портили цветовую композицию всего бордюра, их в процессе изготовления равномерно окрашивают по всей глубине. Заглубленная в грунт часть монолитного бордюра по высоте, как правило, одинакова с надземной частью.
Маркировка изделия
Условное обозначение камня состоит из буквенно-цифровых групп, разделенных тире. Указывается тип камня, длина, высота и ширина камня БР в сантиметрах
В качестве примера маркировки бортового камня рассмотрим
БР 300.30.15
(3000х300х150 мм), где:
БР
–
тип камня
–
бортовой рядовой;
Длина, ширина и высота в см.
Маркировочные знаки бортовых камней наносятся на торцевую грань не менее чем 10 % камней из партии.
Контроль качества изделия
Трещин у рядового бордюрного камня быть не должно, кроме небольшого количества едва заметных поверхностных трещин шириной не более одной десятой миллиметра.
Отклонения по геометрическим параметрам бордюрного камня по длине может быть не более
±6, по ширине ±4, по высоте ±5 мм. Отклонения по прямолинейности БР возможны не более 6 мм.
На
приемо-сдаточных испытаниях
тестируются показатели:
класса бетона по прочности на сжатие;
передаточной и отпускной прочности бетона;
соответствия арматурных изделий;
прочности сварных соединений;
точности геометрических параметров;
толщины защитного слоя бетона до арматуры;
наличия и ширины возможных трещин;
категории бетонной поверхности;
марки по удобоукладываемости бетонной смеси,
объему вовлеченного воздуха бетонных смесей с воздухововлекающими добавками.
Партию
рядовых бордюрных камней
должен сопровождать документ от предприятия-изготовителя (технический паспорт),
который удостоверяет качество бортовых камней БР. В
техпаспорте
указывают:
номер партии камней БР, условное обозначение, общее количество в штуках;
результаты испытаний БР;
марка бетона по прочности и отпускная прочность бетона;
марка бетона по морозостойкости;
класс напрягаемой арматуры;
обозначение ГОСТа.
Транспортировка и хранение
Бордюрные камни перевозят различным транспортом упакованными в пакеты. Важно, чтобы пакеты были зафиксированы проволокой или другими средствами, во избежание повреждения камней. По этой же причине стоит проследить, чтобы разгрузка не шла навалом или сбрасыванием.
Хранят бортовые камни БР в штабелях не выше 2 метров, на деревянных прокладках, рассортированными по маркам и размерам.
Чтобы достигнуть цели
–
то есть надежного разделения проезжих частей от тротуаров и газонов с помощью бордюрного камня, его нужно класть на специально подготовленное основание — щебень, бетон или песок. В таком случае при корректном монтаже дорожный въездной бордюр будет выполнять свою прямую функцию и прослужит длительный срок.
www.complexs.ru
ГОСТ 6665-91 Камни бетонные и железобетонные бортовые. Технические условия
п.
1. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
1.1. Камни следует изготовлять в соответствии с требованиями настоящего стандарта и технологической документации, утвержденной в установленном порядке.
1.2. Основные параметры и размеры
1.2.1. Камни делят на типы:
БР — прямые рядовые;
БУ — прямые с уширением;
БУП — прямые с прерывистым уширением;
БЛ — прямые с лотком;
БВ — въездные;
БК — криволинейные.
1.2.2. Марки, форма и класс бетона по прочности на сжатие камней должны соответствовать указанным в табл. 1, а размеры и показатели материалоемкости камней — приложению 1.
Допускается по согласованию с институтом «Мосинжпроект» Главмосархитектуры Мосгорисполкома и потребителем другие формы и размеры камней, а также изменения армирования камней без увеличения расхода арматурной стали.
1.2.3. Верхние, нижние и вертикальные грани камней должны быть взаимно перпендикулярны.
Марки и форма камней
Таблица 1
Допускается изготовление камней с технологическим уклоном нелицевых вертикальных граней до 5 %, закруглением лицевых граней радиусом до 5 мм и нелицевых — до 15 мм или фасками шириной до 10 мм.
1.2.4. Армирование камней приведено в приложении 2, при технико-экономическом обосновании допускается вариант армирования, приведенный в приложении 3.
1.2.5. Камни длиной 1,0 м из мелкозернистого бетона следует изготовлять по технологии вибропрессования или другой технологии, обеспечивающей физико-механические характеристики по настоящему стандарту.
Камни длиной 3,0 и 6,0 м следует изготовлять из тяжелого бетона, армированными.
Примечание. Камни длиной 1,0 м из тяжелого бетона допускается изготавливать до 01.01.96.
1.2.6. Камни обозначают марками в соответствии с ГОСТ 23009.
Марка камня состоит из буквенно-цифровых групп, разделенных тире.
Первая группа содержит обозначение типа камня, длину, высоту и ширину камня в сантиметрах, радиус кривизны в метрах для криволинейных камней; вторая — класс напрягаемой арматуры.
Пример условного обозначения камня типа БР длиной 1000 мм, высотой 300 мм и шириной 180 мм:
БР 100.30.18
То же, типа БК длиной 1000 мм, высотой 300 мм и шириной 180 мм с радиусом кривизны 8 м:
БК 100.30.18.8
То же, типа БР длиной 6000 мм, высотой 300 мм и шириной 180 мм с напрягаемой арматурой класса А-IV:
БР600.30.18-АIV
1.3. Характеристики
1.3.1. Камни должны быть прочными и трещиностойкими. Армированные камни при испытании на прочность и трещиностойкость нагружением должны выдерживать контрольные нагрузки, приведенные в табл. 2.
1.3.2. Бетон камней марки БР 100.20.8 должен соответствовать классу бетона по прочности на сжатие не менее чем В22,5, а бетон остальных марок камней — не менее чем В30.
Класс бетона по прочности на растяжение при изгибе принимают не менее чем Вtb 3,2 для камней марки БР 100.20.8 и не менее чем Вtb 4,0 — для остальных марок.
Таблица 2
1.3.3. Значение нормируемой отпускной прочности мелкозернистого бетона должно составлять 90 % от класса бетона по прочности на сжатие и класса бетона по прочности на растяжение при изгибе в любое время года.
Значение нормируемой отпускной прочности тяжелого бетона должно составлять 90 % от класса бетона по прочности на сжатие и класса бетона по прочности на растяжение при изгибе в холодный период года и 70 % — в теплый период года.
Примечание. Периоды года принимают, начиная и кончая месяцами, характеризующимися среднемесячной температурой наружного воздуха в соответствии со СНиП 2.01.01 и ГОСТ 13015.0.
Передачу усилий обжатия на бетон (отпуск натяжения арматуры) следует производить после достижения бетоном нормируемой передаточной прочности.
Фактическая прочность бетона должна соответствовать требуемой по ГОСТ 18105 в зависимости от нормируемой прочности и показателей фактической однородности прочности бетона.
1.3.4. Марку бетона по морозостойкости принимают по проекту строительства, но не ниже указанной в табл. 3, в зависимости от расчетной температуры наружного воздуха наиболее холодной пятидневки района строительства и указывают в заказе на изготовление камней.
1.3.5. Водопоглощение бетона камней не должно превышать по массе, %:
6 — для камней из мелкозернистого бетона;
5 — для камней из тяжелого бетона
Таблица 3
1.3.6. Подбор состава бетона производят в соответствии с требованиями ГОСТ 27006 и рекомендаций, пособий и методик научно-исследовательских институтов, утвержденных в установленном порядке.
Водоцементное отношение (В/Ц) должно быть не более 0,40.
1.3.7. Бетонные смеси приготавливают по ГОСТ 7473 с применением воздухововлекающих добавок.
Бетонные смеси для тяжелого бетона с маркой по удобоукладываемости П2 или П3 с подвижностью не более 12 см следует приготавливать с обязательным применением пластифицирующих добавок.
1.3.8. Объем вовлеченного воздуха в бетонных смесях с применением воздухововлекающих добавок должен быть от 4 до 5 %.
1.3.9. Для приготовления бетонной смеси следует применять бездобавочный портландцемент, портландцемент с минеральными добавками до 5 % или портландцемент для бетонов дорожных и аэродромных покрытий марки не ниже 400, содержащий в цементном клинкере не более 5 % МgO (оксида магния) и не более 8 % С3А (трехкальциевого алюмината), соответствующие ГОСТ 10178.
1.3.10. В качестве заполнителей для бетона следует применять:
природные обогащенные и фракционированные, а также дробленные обогащенные пески по ГОСТ 8736, удовлетворяющие требованиям ГОСТ 26633;
щебень из естественного камня, гравия и доменного шлака по ГОСТ 8267, ГОСТ 10260, ГОСТ 3344, удовлетворяющие требованиям ГОСТ 26633.
Для оптимального состава мелкозернистого бетона применяют пески с модулем крупности не менее 2,2, а для тяжелого бетона — не менее 2,0. Наибольший размер зерен крупного заполнителя 20 мм.
1.3.11. С целью экономии цемента для бетонов следует применять и другие материалы — золы-унос, шлаки и золошлаковые смеси ТЭС по ГОСТ 25592 и ГОСТ 25818, удовлетворяющие требованиям ГОСТ 26633.
1.3.12. Марка щебня по прочности на сжатие должна быть не ниже 1000.
1.3.13. Марка щебня по морозостойкости должна быть не ниже F200 и обеспечивать получение бетона проектной марки по морозостойкости.
1.3.14. Добавки, применяемые для приготовления бетонной смеси, должны отвечать требованиям ГОСТ 24211, ГОСТ 26633 и обеспечивать получение бетона, удовлетворяющего требованиям по морозостойкости.
Виды и объем (массу) вводимых добавок определяют опытным путем в зависимости от вида и качества материалов, используемых для приготовления бетонной смеси, режимов пропаривания (твердения) бетона.
Рекомендуемые виды и объем (массу) добавок, применяемых для приготовления бетонных смесей, приведены в приложении 4.
1.3.15. В качестве ускорителя твердения для бетонных смесей неармированных камней из мелкозернистого бетона следует применять кальций хлористый по ГОСТ 450 или нитрит-нитрат-хлорид кальция по ТУ 6-03-7-04 в объеме до 3 % от массы цемента.
1.3.16. Вода для приготовления бетона — по ГОСТ 23732.
1.3.17. При тепловлажностной обработке бетона следует соблюдать мягкие режимы твердения (температура не выше 70°С) с предельной скоростью подъема и снижения температуры обработки не более 25°С/ч.
1.3.18. Для армирования камней следует применять арматурную сталь:
в качестве напрягаемой арматуры — стержневую горячекатаную периодического профиля сталь классов А-IV и А-V по ГОСТ 5781;
в качестве напрягаемой арматуры допускается применять стержневую термомеханически и термически упрочненную периодического профиля сталь классов Ат-IV и Ат-V по ГОСТ 10884;
в качестве ненапрягаемой арматуры — стержневую горячекатаную сталь классов А-III и А-I по ГОСТ 5781 и арматурную обыкновенную проволоку периодического профиля класса Вр-I по ГОСТ 6727;
для монтажных петель следует применять стержневую горячекатаную гладкую арматуру из стали класса А-I марок ВСт3сп2 и ВСт3пс2 диаметром 6-12 мм по ГОСТ 5781.
1.3.19. При расчетной зимней температуре ниже минус 40 °С для монтажных петель запрещается применение стали марки ВСт3пс2 по ГОСТ 5781.
1.3.20. Значения напряжений в напрягаемой арматуре, контролируемое по окончании натяжения на упоры, должны быть:
695,8 МПа (7100 кгс/см2) — для арматуры класса A—V;
499,8 МПа (5100 кгс/см2) » » » A—IV.
Отклонения значений напряжений не должны превышать при натяжении арматуры:
±88,2 МПа (±900 кгс/см2) — электротермическим способом;
-5, +10 % — механическим способом.
1.3.21. Сварные арматурные изделия должны соответствовать ГОСТ 10922 и ГОСТ 23279.
1.3.22. Типы, конструкция и размеры сварных соединений арматуры — по ГОСТ 14098.
1.3.23. Значения действительных отклонений геометрических параметров камней не должны превышать предельных, указанных в табл. 4.
Таблица 4
мм
1.3.24. Для армированных камней отклонение от толщины защитного слоя бетона не должно превышать ±5 мм.
1.3.25. Отклонение профиля лицевой поверхности криволинейных камней от номинальной кривизны не должно превышать 5 мм.
1.3.26. Категория лицевой бетонной поверхности — А6, для нелицевых поверхностей — А7 по ГОСТ 13015.0.
1.3.27. Трещины на поверхности камней не допускаются, за исключением поверхностных шириной не более 0,1 мм и длиной до 50 мм, в количестве не более 5 шт. на 1 м2 поверхности армированных камней из тяжелого бетона.
1.4. Маркировка
Маркировка должна быть нанесена несмываемой краской на торцевую грань не менее чем 10 % камней от партии в соответствии с ГОСТ 13015.2.
В марке камней длиной 3,0 и 6,0 м следует дополнительно указывать их массу.
2. ПРИЕМКА
2.1. Камни принимают партиями по ГОСТ 13015.1 и настоящему стандарту.
2.2. Камни принимают:
по результатам периодических испытаний — по показателям прочности, трещиностойкости, морозостойкости, водопоглощению;
по результатам приемосдаточных испытаний — по показателям прочности (классу бетона по прочности на сжатие, передаточной и отпускной прочности), соответствия арматурных изделий, настоящему стандарту, прочности сварных соединений, точности геометрических параметров, толщины защитного слоя бетона до арматуры, ширины раскрытия трещин, категории бетонной поверхности, марки по удобоукладываемости бетонной смеси, объему вовлеченного воздуха бетонных смесей с воздухововлекающими добавками.
2.3. Периодические испытания нагружением предварительно напряженных камней для контроля их прочности и трещиностойкости, а также определения прочности бетона на растяжение при изгибе проводят перед началом массового изготовления камней и в дальнейшем — при внесении в них конструктивных изменений, изменении технологии изготовления и качества материалов в соответствии с требованиями ГОСТ 13015.1.
В процессе серийного производства камней испытания на трещиностойкость нагружением, а также на прочность на растяжение при изгибе проводят не реже одного раза в 6 мес.
2.4. Бетон камней на морозостойкость и водопоглощение испытывают при освоении производства, изменении номинального состава бетона, технологии, вида и качества материалов, но не реже одного раза в 6 мес.
2.5. Удобоукладываемость бетонной смеси проверяют не реже одного раза в смену.
2.6. Объем вовлеченного воздуха в бетонных смесях с воздухововлекающими добавками проверяют не реже одного раза в смену.
2.7. Камни по показателям точности геометрических параметров, толщине защитного слоя бетона до арматуры, расположению арматуры, наличию монтажных петель, категории бетонной поверхности и ширине раскрытия технологических трещин следует принимать по результатам выборочного контроля в соответствии с табл. 5 для камней из тяжелого бетона и в соответствии с табл. 6 — для камней из мелкозернистого бетона, изготовленных по способу вибропрессования.
Таблица 5
шт.
Таблица 6
шт.
Партия камней, не принятая по результатам выборочного контроля, должна приниматься поштучно. При этом приемка камней должна производиться по показателям, по которым партия не была принята.
Возможность использования камней, не соответствующих по показателям прочности и морозостойкости, устанавливает проектная организация.
2.8. Контроль прочности бетона камней проводят по ГОСТ 18105.
2.9. Потребитель имеет право проводить контрольную проверку соответствия камней, указанных в заказе, требованиям настоящего стандарта.
2.10. Документ о качестве — по ГОСТ 13015.3. В документ о качестве необходимо вносить марку бетона по морозостойкости и показатели водопоглощения бетона.
По требованию потребителя в документ о качестве вносят результаты контрольных испытаний камней на прочность и трещиностойкость по ГОСТ 8829.
3. МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ
3.1. Испытание камней нагружением для контроля их прочности и трещиностойкости проводят по ГОСТ 8829.
Схема и положение камня при испытании приведены на черт. 1 и в табл. 7.

Р — контрольная нагрузка.
Черт. 1
Таблица 7
zakonrus.ru