Бетоносмеситель Liebherr на шасси Volvo – Рейс.РФ
В России представили автобетоносмеситель Liebherr на шасси Volvo. Шведские крупнотоннажники у нас уважают за приспособленность к суровому климату, а значит, такой тандем не останется без внимания
Цивилизованная Европа бережет свои дороги и не практикует установку 10-кубовых автобетоносмесителей на шасси 6х4. Более того, для импорта в Россию немецкие и итальянские фирмы тоже ставят на трехосные машины максимум 8-кубовые «бочки», поскольку даже такой «миксер» – если замесить в нем бетон тяжелой марки – не впишется в нормы нагрузки на ось для большинства дорог нашей страны. Liebherr HTM 804F – одна из самых востребованных моделей в «премиум-сегменте» и, как видно из обозначения (точнее, по букве F в конце маркировки), имеет гидропривод барабана от двигателя шасси. Стало быть, последний должен быть с независимым от сцепления механизмом отбора мощности (например, от шестерен ГРМ), и далеко не у всех моторов автомобилей разных марок таковой есть в наличии.
Таким образом, проблем с монтажом надстройки HTM 804F на шасси Volvo FMX не возникло. Более того, обе конструкции подошли друг другу «как родные», ибо, по заверениям фирмы Liebherr, она адаптирует АБС к шасси конкретного производителя, и эта процедура включает подбор материала рамы надстройки. Если прочностные и деформативные характеристики стали, из которой сделаны лонжероны обеих рам (в данном случае АБС Liebherr и шасси Volvo), будут примерно одинаковы, устойчивость груженой машины останется приемлемой даже при достаточно быстром движении по неровной дороге. Эту же цель преследовали конструкторы, разместив барабан как можно ниже – насколько это позволили раздвинутые максимально широко лонжероны рамы надстройки. При расчете параметров машины, перевозящей груз такой плотности, как бетон (а это порядка 2,3 тонны на кубометр), снижение центра масс – одна из важнейших задач. Профиль лонжеронов рамы АБС выбран с запасом – 180x80x8 мм, опоры барабана притянутя к раме гайками.
Сам барабан – гордость фирмы. Чтобы максимально продлить срок его службы в условиях интенсивного абразивного воздействия входящего в состав бетона песка, стенки и спирали делают из особо износостойкой стали марки LH 37. В ее составе вкрапления кристаллов карбида титана твердостью аж 3200 единиц по шкале Виккерса. Напомним, для рабочей поверхности шестерен коробки передач достаточно твердости в 800 HV, а у хорошей инструментальной стали (и, кстати, кварцевого песка, составляющего основу любого бетона) она обычно не превышает 1000 HV. То есть компоненты бетонной смеси, включая гранит твердостью 900 HV, вообще не должны царапать внутреннюю поверхность барабана. Тем не менее износ, хоть и медленно, идет. И если заказчику штатной долговечности будет мало, ему предложат опционное исполнение Longlife, в котором спирали барабана (сделанные из той же стали LH 37) имеют толщину 5 мм вместо обычных 4 мм.
Для вращения барабана применен гидромотор с планетарным редуктором ZF. Гидросистему (все ее компоненты – собственного производства Liebherr) питает бесступенчато регулируемый аксиально-поршневой гидронасос, вращаемый коротким горизонтальным карданным валом через эластичную фланцевую муфту. Обязательный компонент гидросистемы – маслоохладитель с термостатом и вентилятором, без него агрегаты неминуемо перегрелись бы и вышли из строя. Пульт управления АБС расположен на корме машины с левой стороны – там можно бесступенчато регулировать частоту вращения барабана от нуля до 12 оборотов в минуту. Наиболее быстрый режим бывает востребован нечасто – когда плечо доставки большое, и замес придется производить в пути. В обычном режиме, когда миксером доставляют готовый бетон, частота вращения не превышает трех оборотов в минуту.
И, разумеется, именно с пульта барабан пускают в обратную сторону для разгрузки бетона. Кроме того, можно выбрать одну из четырех частот вращения двигателя шасси, а значит, и соединенного с ним гидронасоса, обеспечив должную подачу рабочей жидкости в гидросистему. Также на пульте предусмотрена кнопка «Старт-стоп». Рядом с пультом – рукоятка винтового механизма разгрузочного лотка. Угол его поворота по горизонтали – до 180 градусов, по вертикали – до 30 градусов. Если длины лотка (1300 мм) будет недостаточно, в комплекте имеются два удлинителя, закрепленных на крыльях задних колес. Для промывки барабана, загрузочной воронки и разгрузочного лотка водой (а иногда и для замеса бетона после загрузки сухой смеси) предусмотрен 500-литровый бак с проградуированной в десятках литров измерительной трубкой. В системе подачи воды – свой собственный пульт управления с манометром. В качестве опций фирма предлагает дополнительные баки для зимних добавок в бетон, множество вариантов удлинительных лотков (из пластика, с заслонками для точного дозирования разгружаемого бетона и пр.), манометры, водосчетчики, электронные пульты управления с джойстиками и многое другое.
Автобетоносмеситель: устройство, технические характеристики
Конструкции автобетоносмесителей разные, а конечный результат один
Общее устройство автобетоносмесителя может кардинально отличаться друг от друга. Иметь разные технические характеристики, параметры, по которым производится их квалификация. Общим остаётся основная задача – доставка бетона на строительные объекты, иногда значительно удалённые от бетонных заводов.
Строительство домов, коттеджей в сельскохозяйственной местности, ремонт дорог и новая прокладка трасс требует больших «бетонных вливаний». Установки и конструкции, выполняющие транспортировку бетона в соответствии с жёсткими правилами ГОСТ, должны отвечать определённым критериям.
Признаки классификации автобетоносмесителей
Из требований ГОСТ по доставке бетона до места назначения можно выделить основополагающие: исключить проникновение атмосферных осадков в бетонную смесь: она должна оставаться однородной (гомогенной), прямые солнечные лучи не касаются поверхности раствора, минимальные потери во время загрузки, транспортировки, выгрузки.
Автомобильная бетономешалка на схеме
И еще одна схема.
Миксер MXR1350В, объем автобетономешалки 7 м³, на базе шасси КамАЗа-4310
Модификация автомобиля
Установить бетоносмесительную установку на автомобиль и придать ему новые функции и свойства, заставила жизнь вначале XX, когда строительство переросло в индустрию. Доставлять свежеприготовленную бетонную смесь в открытом, металлическом кузове автомобиля было совсем не просто.
Строились города, плотины, заводы, требовалось много строительного материала, в том числе бетона. Он выплёскивался через край на ухабах дорог, мок под дождём, перемерзал в морозы, пересыхал под палящими лучами солнца без защиты. Первые опыты доставки бетонного раствора в специальных бочках, установленных на автомобиль, пришлись на середину 30-х годов.
Волшебные превращения автобетоносмесителей | Периоды развития |
Первенцы серийных автобетоносмесителей в СССР | После 2-х лет подготовительных работ, на Киевском заводе в 1938 г. наладили серийный выпуск автобетономешалок-развозок. Автобетономешалка смотрится «гадким утёнком» и немного нелепо с высоты пройденных лет, но тогда она позволяла иметь смесительный барабан на 1,5 м³, небольшой бак для воды (240+40л), которого хватало на приготовление бетонного раствора и промывки барабана. Данная конструкция базировалась на шасси автомобиля ЗИС-6, ЯГ-6. Их недостатки перевесили количество плюсов, но они продержались до послевоенного периода. |
Грушевидная форма барабана, установленного под 17º к горизонту | Технические характеристики автобетоносмесителей после войны были улучшены. Объем автобетономешалки стал 1,6 м³, бак для воды 270+80л. Большое неудобство данной конструкции заключалось в том, что на автомобиле был дизельный мотор, а на приводе бензиновый. Но это была более совершенная конструкция на базе ЯАЗ-200, которая исправно прослужила до 60-х годов. |
На фото слева СБ-92 с повышенной скоростью выгрузки бетона, справа СБ-92В-1 на базе КамАЗа | Увеличить темп разгрузки бетонного раствора позволило снижение угла наклона оси барабана с 18º до 15º. Автомобильные бетономешалки на базе КамАЗа обеспечивали потребности отечественных строителей и поставлялись в Китай, Венгрию, Вьетнам, Болгарию и т.д. |
Симбиоз совместной разработки – автобетоносмеситель и Каменского мех. завода | Стройки всего мира используют экономичные, долговечные, надёжные устройства , способные работать в суровых условиях. Лицензионный выпуск немецкой техники на советских механических заводах не обеспечивал в полном объёме потребности отечественных строителей. Если на зарубежный рынок выпускалось 1000 комплектов, то на внутренний – 200. |
Если в 70-е годы ощущался недостаток в данной технике потому что работали на выпуск только 2 механических завода в СССР, то к концу XX века авто бетономешалка органично вписалась в производственные процессы современного строительства.
Внимание: Оборудование для получения и транспортировки бетонного раствора может монтироваться на шасси грузового автомобиля соответствующей грузоподъёмности. В России наиболее часто встречаются бетоносмесители на КамАЗах 6520.
Такие автомобильные гиганты, как Урал, МАЗ, КрАЗ и КамАЗ производят шасси под бетонные установки. Зарубежные партнёры всегда составляли серьёзную конкуренцию отечественным автомобилестроителям, поэтому недостатка в этих установках сейчас не наблюдается.
Виды модификаций
Услышав простую фразу 90 х 60 х 90, каждый взрослый человек понимает, что речь идёт о параметрах красивой женской фигуры. У автобетоносмесителей имеются свои технические характеристики.
Улучшать их стремятся производители данных конструкций, поэтому существуют различные модификации в устройстве бетоносмесителей, и критерии, по которым они квалифицируются:
- Тип рабочего двигателя.
Устанавливается автономно.
Автобетономешалка: объем бочки 10 м³ с автономным двигателем
- Машина изготовлена на Пушкинском ремонтно-механическом заводе. Базовое шасси от Hyundai HD 370, лицензия SCHWING – STETTER.
Шасси КамАЗ 6501, бетоносмеситель 58148Y
- Ёмкость барабана 9 м³, данные конструкции аккумулируют в себе современные технологические новинки в этой области;
- Автомобиль бетономешалка с автономным двигателем, продолжает работать при условии выхода автомобиля из строя. Бетономешалку данный показатель характеризует, как надёжную установку, а вот сам автомобиль имеет внушительный вес.
Устанавливается на шасси. Двигатель на шасси имеет низкий показатель шума, более лёгкий вес. Бетоносмесители, правда, смотрятся несколько необычно.
На TIGARBO с двигателем на шасси вроде чего-то не хватает
Вид сзади кабины.
Двигатели на шасси отличают высокая экономичность и экологичность
- Автобетоносмеситель, оборудованный двигателем на шасси, экономно расходует топливо, меньше выбрасывает вредных веществ в атмосферу.
- Тип привода барабана
Автобетоносмеситель VOLVO FM с механическим приводом насоса
Привод барабана-смесителя ранее был механическим, но таких машин остаётся всё меньше.
Миксер для приготовления раствора с гидравлическим приводом
- Гидравлический привод, имеющий плавный ход и более совершенную конструкцию, выдавливает механику и занимает свою нишу по праву.
- Способ разгрузки
- Первый способ выгрузки самый распространенный. Он позволяет подъезжать к объекту разгрузки максимально близко и подавать раствор более точно.
- Второй способ разгрузки «вперёд» привлекателен тем, что водитель из кабины контролирует процесс.
- К одной из основных характеристик машины можно отнести и размеры барабана-смесителя. Вместимость колеблется от самого маленького в 2 м³ до наибольшего — 12 м³. Соответственно изменяется цена установки, на которую влияют стоимость шасси и производитель.
Устройство
Шасси
У трехосного камазовского шасси двигатель работает на дизельном топливе. Его восемь цилиндров с V-образным размещением выдают 210 лошадиных сил. Турбонаддува у мотора нет, охлаждение – жидкостное, принудительного типа.
Мостов здесь три, из них промежуточный и задний – ведущие. Передачи у них зубчатые, с двумя ступенями. На переднем ведомом мосту расположена рулевая трапеция. Имеется гидравлическое усиление руля. Используется сцепление с двумя дисками сухого типа и механическая трансмиссия с пятиступенчатой КПП.
Педальные пневматические тормоза основной системы с двумя контурами (действуют на все колеса) дополняются стояночными и запасными, которые останавливают только задние колеса. Для плавного торможения служит газодинамический механизм.
Кабина приспособлена для двоих, благодаря наличию рессор снижены тряска и вибрация. Прочные тройные стекла и дополнительная изоляция добавляют герметичности. Имеется отопительная система. Напряжение в сети составляет 24 вольта.
Бетоносмеситель
Дизельный мотор крутит привод барабана смесительного устройства. Передача вращения осуществляется через реверсивный редуктор посредством передачи цепного типа. Сам барабан имеет трехточечное крепление: впереди он стоит на круглом подшипнике, а сзади – на двух роликах. Также в задней части имеется стопор, который фиксируют при передвижении машины.
Для загрузки и разгрузки используется специальное устройство. Оно включает в себя два лотка (приемный и подающий), отклоняющий механизм и бункер для загрузки сыпучих компонентов. Вода, необходимая для производства бетона, заливается в специальный резервуар. Лоток для разгрузки можно регулировать по наклону с помощью винтового устройства, а также наращивать. Благодаря шарнирному креплению во время движения он складывается.
Схема автобетоносмесителя СБ-92-1А
Как сократить сроки бетонных работ
Доставка бетонного раствора с опозданием, частичные недопоставки или наоборот излишки его, кого не раздражают эти «неувязки».
Специальная техника для доставки бетона
Чтобы правильно рассчитать потребности в необходимом количестве бетонной смеси, грамотно подготовить разгрузку раствора, необходимо иметь элементарные представления об устройстве специальной техники, к которым относятся автобетоносмесители, автомиксеры, АБС и ещё много видов строительной техники.
Начинка миксера для постоянного перемешивания бетонной смеси
- В первом варианте составляющие, сухие компоненты, из которых получается бетон, загружаются непосредственно на заводе, заливаются водой и неспешно отправляются на объект. За время проезда, смесь перемешивается до готового состояния и поддерживается в нужной консистенции, удобной для выгрузки;
- Во втором случае загрузка автобетоносмесителя выполняется готовым раствором. Бетономешалка доставляет жидкий бетон до места транспортировки;
Внимание: Сохранение бетонной смеси в однородном состоянии обеспечивается постоянным перемешиванием. Это обязательное условие транспортировки.
- На фото хорошо просматриваются спиральные лопасти внутри смесительного барабана;
- Винт Архимеда работает безотказно в данной конструкции. Вращается в одну сторону и получается бетонная масса, пустили лопасти в обратном направлении — можно принимать готовый бетон;
- Прием бетонной смеси из автобетоносмесителя под давлением позволяет ему стекать по лотку непосредственно в место работы;
- Когда нет возможности для машины близко подъехать к месту работы, то рабочие протягивают желоба к автобетоносмесителям или используют специальные устройства в виде стрел и рукавов. Самое простое устройство для стекания бетона, сделанное своими руками — деревянный желоб.
- Заказ специального АБС, позволяющего удобно принять бетон с расстояния 10 м, возможен только при наличии такой техники. Это надо уточнять и согласовывать предварительно с оператором;
- Заранее необходимо позаботиться о площадке под АБС, чтобы он не простаивал драгоценное время;
- Минимальные размеры площадки составляют 6 х 8 м, расстояние до края котлована не менее 8 м, уклон не больше 5%;
Внимание: Около площадки под разгрузку не должна проходить линия электропередач, иметься свободное пространство для развертывания разгрузочного устройства и место под промывку АБС.
Если всё продумано и подготовлено на высоком профессиональном уровне, труба для автобетоносмесителя дожидается своего часа и лежит в сторонке, то бетонные работы могут закончиться довольно быстро.