Расстояние между хомутами в арматурном каркасе: Схема армирования ленточного фундамента: арматурный каркас своими руками

Содержание

Устройство арматурного каркаса для заглубленного ленточного фундамента

Строительство заглубленного ленточного фундамента — это золотая середина между стоимостью и долговечностью.

Поэтому если вам нужен недорогой, но надежный бетонный фундамент под частный дом или дачу, советуем обратить внимание именно на этот вариант. 

В статье поделимся важной информацией об устройстве арматурного каркаса: начиная от выбора сечения арматуры и заканчивая тем, как правильно заводить углы. 

Своим личным опытом поделился автор YouTube канала «МИХАЛЫЧ».

Обратите внимание: информация будет полезна тем, кто планирует самостоятельно построить дом или дачу на своем участке, но не имеет достаточного опыта в строительстве. 

Содержание

Какую арматуру выбрать для устройства каркаса фундамента

В качестве рабочей (горизонтальной) арматуры для заглубленного ленточного фундамента используется арматура диаметром 12 мм.

Для хомутов можно использовать арматуру диаметром 8 мм.

Арматура данного сечения используется при строительстве фундаментов для одно- и двухэтажных частных домов из газоблока или кирпича.

С целью экономии для изготовления хомутов можно также использовать стальную проволоку (катанку) диаметром 6 мм. 

Однако, во-первых, с ней тяжелее работать. Во-вторых, по своим характеристикам проволока диаметром 6 мм будет слабовата для ленточного заглубленного фундамента. 

Каким должно быть расстояние между хомутами

Основная задача хомутов заключается в том, чтобы обеспечить надлежащую жесткость горизонтальной (рабочей) арматуры. 

Иными словами, в момент заливки фундамента рабочая арматура должна оставаться ровной. Из этого следует, что хомуты нельзя располагать очень далеко друг от друга. 

Оптимальное расстояние между хомутами (при использовании арматуры диаметром 12 мм) в среднем не должно превышать 50-60 см. 

Какова оптимальная толщина защитного слоя арматуры

Защитный слой бетона предохраняет арматуру от контакта с воздухом и, соответственно, предупреждает коррозию металла.  

В соответствии с положениями СНиП минимально допустимая толщина защитного слоя бетона (сверху и по бокам арматурного «скелета») должна быть не менее 3 см. В нижней части каркаса толщина бетона должна быть не менее 7 см. 

Чем соединять рабочую арматуру и хомуты между собой

Обычно для этих целей используется специальная вязальная проволока. 

Она бывает различного диаметра, но в случае с арматурой диаметром до 12 мм подойдет проволока толщиной 1-2 мм. 

Некоторые строители используют вместе вязальной стальной проволоки пластиковые стяжки.

Однако, во-первых, они обойдутся вам дороже. Во-вторых, работа с ними продвигается дольше.

Как правильно соединять и заводить углы каркаса

Дальняя левая арматура приходит на ближний угол и поворачивает. Ближняя арматура, которая внутренняя, приходит на дальний угол. В результате у нас получается перекрестие, которое обеспечивает нужную жесткость. 

Арматура, которая приходит по внутренней стенке опалубки с правой стороны, уходит на дальнюю стенку, а арматура, которая идет с правой стороны по дальней стенке, приходит на внутреннюю часть.

Таким образом, мы получаем крепкое соединение углов без разрывов соединения.

Видео по теме

Армирование фундамента своими руками от А до Я. Это самый надежный каркас из арматуры

Андрей Васильев

Задать вопрос

Армирование ленточного фундамента своими руками: пошаговая инструкция, фото, схема вязки

Особенности фундамента-ленты не позволяют применять для его строительства обычный бетон. В таком случае требуется железобетон, то есть бетонный камень, внутрь которого уложены стальные прутки. От того, насколько грамотно проведен процесс закладки металлического каркаса, или армирование, зависит прочность и срок службы всей конструкции. Разберем все тонкости армирования ленточного фундамента.

Все об армировании фундамента-ленты

Какую арматуру выбрать
Особенности армирования
— Способы вязки прутков
— Армирование углов
Технология сборки каркаса
— Способ 1
— Способ 2

В проекте будущего здания обязательно прописывают размеры сечения, расположение, сорт и количество арматурных элементов. Это результат расчетов с массы постройки, геологических особенностей местности, т.п.

В сечении армирующий каркас фундамента-ленты представляет собой четырехугольник. Объясняется это просто. На основание воздействуют две противоположно направленные силы: сверху масса здания, снизу сила грунтового пучения. В середине ленты таких нагрузок не возникает. Поэтому для компенсации давления мало- и среднезаглубленных фундаментов хватает двух армирующих поясов: сверху и снизу. В сильнозаглубленные основания добавляют третий пояс. Их изготавливают из прочных прутков класса IIIА или IIА.

Нужно выбирать профиль ребристой формы, у него лучше сцепление с бетонным камнем. Диаметр горизонтальных прутьев рассчитывают исходя из площади поперечного сечения каркаса и типа железобетонного элемента. Обычно это прутья диаметром 10-12 мм, но может быть и иначе.

Чтобы удержать продольные прутки на заданном месте, используют конструкционные перемычки. Их изготавливают из более тонких и гладких прутьев. Подойдет класс АI и толщина от 6 до 8 мм. Обычно такой прут загибают в форме четырехугольника-хомута, чтобы облегчить процесс сборки каркаса.
Кроме металлических прутьев в продаже можно найти стеклопластиковые. Они легче и не поддаются коррозии. Однако в частном строительстве их используют редко. Изогнуть такую деталь можно только в заводских условиях.

Instagram @metall_chelyabinsk

Продольный ребристый пруток

Instagram @tihonov.vitalick

Перемычка в форме хомута

Instagram @tihonov.vitalick

Схему армирования ленточного фундамента рассчитывают в ходе построения проекта. По требованиям СНиПов, расстояние между горизонтальными поясами не делают больше 400 мм. Шаг установки конструкционных перемычек должен быть равен или меньше 300 мм. Еще один важный момент — расстояние от края детали до начала прутка. Арматуру полностью утапливают в бетон. Если где-то она выйдет на поверхность, неизбежна коррозия металла. Поэтому минимальное расстояние от края бетонной плиты до стального прута — 5 см.  

С учетом выстроенной схемы арматуру собирают в единую конструкцию. Разберем особенности этого процесса. 

Способы вязки прутков

Свободное движение (или люфт) арматурной сетки внутри конструкции вызовет напряжение, которое скажется на прочности здания. Чтобы этого не произошло, прутки прочно соединяют между собой. Для этого используют три методики.

Первая — сваривание. Стальные элементы соединяют с помощью точечной сварки. Это быстро и надежно, но возможно не всегда. На участке сварки металл становится хрупким и легче подвергается коррозии. Поэтому сварка применяется только для материала, в маркировке которого есть буква «С». Это означает, что сваривание разрешено, и шов не повлияет на прочность элемента.

Соединять металлические детали можно с помощью пластиковых хомутов. С их помощью элементы подтягивают друг к другу и надежно закрепляют. Это несложно и быстро. Но пластиковые хомуты тоже используют достаточно редко. Связано это с тем, что они не выдерживают низких температур, а также с достаточно высокой ценой хомутов. Кроме того, перемещать связанный таким способом каркас категорически нельзя. Вяжут только в опалубке.

Вязка арматуры под ленточный фундамент проволокой — основной метод соединения. Это самый дешевый и эффективный, а иногда и быстрый способ. Выполняют такую вязку с помощью разных приспособлений. Чаще проволоку закрепляют специальным вязальным крючком. Это недорогое приспособление, которое можно изготовить самостоятельно. Научиться вязать им арматуру несложно. Неопытный арматурщик буквально через несколько часов уже быстро вяжет прутки. Минус методики — недостаточная жесткость готового каркаса. Поэтому лучше всего вязать его прямо в опалубке.

Мастера также вяжут проволочные соединения клещами или шуруповертом со вставленным крючком. Есть еще одно приспособление — вязальный пистолет. Он надежно связывает детали буквально за секунду, что важно, ведь объемы работ очень большие. При этом пистолет громоздкий, поэтому работать им можно не на всех участках. А самое главное, для него требуется специальная проволока, и стоит он дорого. Но если есть возможность взять пистолет напрокат, лучше всего так и поступить. Это значительно ускорит работу.

ShutterStock

Соединение проволокой

ShutterStock

Соединение пластиковыми хомутами

ShutterStock

Соединение сваркой

Армирование углов

Самыми слабыми и уязвимыми участками фундамента-ленты считаются места примыкания стен и углы. Здесь соединяются нагрузки, идущие от разных стен. Чтобы их грамотно перераспределить, используют специальные приемы. Простое соединение стальных стержней не решит задачу, поскольку не перераспределит нагрузку. В результате через некоторое время под воздействием перегрузок железобетон начнет трескаться и крошиться. 

Поэтому возможно два варианта соединения. Первый предполагает обустройство нахлеста из прутка. Идущий вдоль одной из стен стержень загибают на другую. Длина такого загиба должна быть не меньше 65-70 см. Если длины прутка недостаточно, применяют Г-образные загнутые хомуты-накладки. Длина каждой стороны — не меньше 65-70 см. В обоих случаях центр загиба должен приходиться на угол.

Примыкания оформляют аналогично. Здесь тоже используют или загнутые прутья, или Г-образные накладки-хомуты. В перераспределении нагрузки на угловых участках участвуют и поперечные конструкционные перемычки, поэтому их шаг установки уменьшают вдвое. 

ShutterStock

Арматурный каркас для ленточного фундамента собирают после монтажа опалубки. Лучше всего делать это непосредственно в траншее. Так конструкцию не придется двигать, что исключает даже небольшие сдвиги стержней. Но не всегда такое возможно. Если лента глубокая и узкая, вязать прутки внутри траншеи неудобно. Тогда применяют другую методику. Фрагменты каркаса связывают на поверхности. Лучше всего где-то поблизости от траншеи. Затем их переносят к яме, ставят в нее и соединяют между собой. Так работать проще, но может помешать то, что конструкция получается тяжелой, переносить ее неудобно. И сделать это нужно максимально аккуратно. Оба этих варианта имеют свои достоинства и недостатки. Какой из них использовать, решают мастера на месте. Решение принимают с учетом условий, в которых предстоит работать. 

Подробно разберем два способа, как правильно вязать арматуру для ленточного фундамента в траншее. 

Способ 1

Все операции проводятся в такой последовательности.

  1. На дно ямы укладываем подставки, чтобы прутки были приподняты минимум на 50 мм. Если их нет, подойдут осколки кирпича.
  2. Поверх подставок выкладываем продольные стержни первого армопояса. 
  3. На уложенные пруты ставим и закрепляем поперечные элементы. 
  4. Если использовались поперечины-хомуты, кладем поверх прутья второго армопояса и фиксируем их. Для стоек-поперечин все то же самое. Но продольные стержни укладываем не сверху, а подвязываем к стойкам. 

Instagram @luchshiye_fundamenty.

be

Instagram @spves

Способ 2

Технология немого отличается от описанной выше. Приведем последовательность действий.

  1. Забиваем в дно ямы на 2 метра опорные стойки, изготовленные из прута диаметром 16-20 мм. Ставим их в углах и на участках пересечения горизонтальных стержней.
  2. Между ними на рассчитанном в проекте расстоянии забиваем в грунт прутки конструкционных перемычек. 
  3. К выставленным стойкам-опорам привязываем элементы нижнего армопояса. Затем вяжем арматуру к конструкционным перемычкам.
  4. Привязываем к опорным стойкам детали верхнего армопояса. Делаем это так, чтобы расстояние от них до верхнего края фундамента было не меньше 50-70 мм. 
  5. Фиксируем горизонтальную арматуру к перемычкам.

Instagram @homecottage2021

Instagram @fundament_rostov

Процесс армирования фундамента-ленты — не самый простой и отнимает много времени. Но при желании все можно собрать своими руками. Чтобы получить хороший результат, не надо пренебрегать помощью специалистов. Расчеты и проектирование лучше всего доверить им. Дом, построенный на правильно рассчитанном основании, простоит долгие годы. 

Материал подготовила

Инна Ясиновская

Своими руками

BuildingHow > Товары > Книги > Том А > Строительство > Спецификации арматуры > Антисейсмические стремена

BuildingHow > Продукты > Книги > Том A > Строительство > Спецификации арматуры > Антисейсмические стремена

Антисейсмические стремена

Хомуты являются одним из важнейших факторов, влияющих на качество и сейсмостойкость зданий. Три основных параметра надежности стремян:

а. Соответствующие крючки на свободных краях. Крюки абсолютно необходимы для правильного поведения хомутов, особенно во время интенсивной сейсмической активности, когда происходит растрескивание бетона, в результате чего крюки остаются единственным анкерным механизмом.

б. Диаметр штифта, используемый для их гибки. Хомуты должны сгибаться в бухтах диаметром не менее 4Ø, т. е. для Ø 10 они должны иметь диаметр больше или равный D = 40 мм.

в. Расстояние между ножками сомкнутого стремени. Они должны располагаться на расстоянии не более 200 мм друг от друга (например, колонна 500х500 должна иметь по три хомута в каждом ярусе).

Механизм отказа колонны

Колонна с на 10% меньшим количеством арматуры имеет примерно на 10% меньшую несущую способность. Однако, если мы удалим хотя бы одно промежуточное звено, емкость той же колонны снизится даже на 50%. Это происходит потому, что удаление хомута удваивает длину изгиба арматуры, ранее окруженной им.

Типичный провал в головке колонны

При сейсмическом событии колонны всегда выходят из строя одинаково:

а. При раскрытии хомутов происходит разрушение бетона в головке или основании колонны.

б. После того, как концы хомутов разомкнуты, происходит выпучивание продольной арматуры и разрушение бетона.

«Обычные» стремена

Обычные стремена изготавливаются вручную; следовательно, их применение не имеет ограничений. Практически это означает, что их можно использовать в колоннах любого типа и размера.

Стремена «Спиральная форма/Thoracs»

Спиралевидные хомуты изготавливаются на специальных станках с ЧПУ и могут использоваться в колоннах самых разных типов и размеров. Практически размер производимых хомутов зависит от наибольшего габарита машины.

Стремена «робот»

Роботизированные стремена производятся с использованием станков с ЧПУ, подобных тем, которые используются для производства стремян спиральной формы. Их единственное отличие состоит в том, что каждый полный круг образует только одно отдельное стремя.

стремена «SIDEFOR»

Хомуты SIDEFOR изготавливаются в виде унифицированных каркасов хомутов, готовых к размещению продольных стержней арматуры. Как и стремена «робота», они состоят из отдельных стремян (образованных одним полным кругом), приваренных к удерживающей или жертвенной проволоке диаметром Ø5,5. Их основной характеристикой является их промышленное производство, они готовы к использованию, но доступны в определенных формах и размерах.

стремена «ForSteel»

Стремена ForSteel точно такие же, как стремена SIDEFOR; их единственное отличие состоит в том, что удерживающие проволоки имеют диаметр Ø6.

«сотовые» стремена

Ячеистые стремена представляют собой стремена замкнутого сечения (без свободных концов), состоящие из множества простых ячеек или одной составной ячейки. Их можно собирать как промышленно с использованием продольных удерживающих проволок, так и вручную, как обычные хомуты. Эти стремена являются запатентованной технологией pi-SYSTEMS в большинстве стран мира. В настоящее время ячеистые стремена находятся в экспериментальной стадии для их дальнейшего развития.

7.4 Арматурные каркасы | EN1538-2000

7.4.1 Общие положения

Этот подпункт применяется к арматурным каркасам, вставленным в монолитные бетонные стены диафрагмы, где по проекту требуется армирование.

Армирование внутри панели может состоять из одного или нескольких каркасов по длине панели.

Конструкция арматурного каркаса (каркасов) должна быть выполнена в соответствии с ENV 1992. Конструкция должна обеспечивать не только достаточную прочность окончательной стены, но также достаточную прочность и жесткость во время строительства, в частности, на этапах погрузочно-разгрузочных работ и бетонирования. . Он также должен позволять свежему бетону легко обтекать каждый из его компонентов.

Вертикальная длина арматурного каркаса должна быть такой, чтобы расстояние между его основанием и дном котлована составляло не менее 0,2 м.

Арматурный каркас должен включать:

  • вертикальную арматуру, обычно уложенную в один или два слоя на каждой стороне стены;
  • горизонтальная арматура в виде звеньев, хомутов или других подходящих форм;
  • подвесные и подъемные штанги; и при необходимости:
  • специальная арматура для анкеров, стоек или других конструктивных элементов, соединенных со стеной диафрагмы;
  • распорки
  • для повышения жесткости клетки при погрузочно-разгрузочных работах;
  • опалубка для углублений или труб для анкеров, услуг,. ..;
  • вертикальные трубы для заливки раствором, дюбели, контрольные испытания и т.д.

В случае сварки допускается только электрическая сварка при условии соответствующего качества стали.

Сварка прихваточным швом разрешена для всех типов стали в целях сборки при условии, что механические свойства стержней не ухудшаются.

7.4.2 Вертикальная арматура

Минимальный диаметр стержней должен составлять 12 мм, и на каждой стороне клетки должно быть не менее 3 стержней на метр.

Горизонтальное свободное пространство между отдельными стержнями или группами стержней, параллельное поверхности стены, должно быть не менее 100 мм. Этот показатель может быть уменьшен до 80 мм для длины внахлест или в случае сильно армированных панелей при условии, что максимальный размер заполнителей не превышает 20 мм.

Когда клетка состоит из нескольких элементов в вертикальном направлении, соединение между стержнями должно быть выполнено либо внахлест, либо с помощью соединителей. При использовании внахлест проскальзывание во время перемещения должно быть предотвращено с помощью прихваточной сварки или других подходящих средств.

7.4.3 Горизонтальное армирование

Горизонтальное армирование должно быть расположено таким образом, чтобы предотвратить перемещение вертикальных стержней и обеспечить достаточное пространство для трубы (труб) для бетонирования.

Вертикальное свободное пространство между стержнями должно быть не менее 200 мм. Этот показатель может быть уменьшен до 150 мм при условии, что максимальный размер заполнителей не превышает 20 мм.

Горизонтальное свободное пространство между поперечными стержнями должно быть не менее 150 мм. Минимальное расстояние 200 мм рекомендуется для обеспечения свободного потока бетона.

7.4.4 Несколько каркасов и соединений

Минимальное расстояние в свету между двумя каркасами на одной панели должно составлять 200 мм.

Минимальное расстояние в свету между концами каркасов и стыками панелей должно составлять 100 мм и должно учитывать допуски по вертикали, форму стыков и возможное использование гидрозатворов. В случае изогнутых соединений клетка не должна входить в вогнутую часть соединения. Это не относится к диафрагменным стенам с непрерывной горизонтальной арматурой поперек стыков.

7.5 Углубления и перфорации

Вся опалубка для углублений и труб должна быть надежно прикреплена к арматурному каркасу, чтобы предотвратить любое перемещение во время бетонирования.

Углубления и перфорации должны быть ограниченного размера и иметь такую ​​форму, чтобы свести к минимуму помехи свободному течению бетона.

Углубления для плит не должны превышать длину арматурного каркаса в каждой панели. Рекомендуется, чтобы углубления не заходили за первые слои арматуры.

Обычно перфорации для анкеров формируются из трубы диаметром не более 300 мм, чтобы облегчить свободное течение бетона. Особые меры предосторожности могут потребоваться, когда требуется перфорация диаметром более 300 мм.

7.6 Бетонное покрытие

Расчетное бетонное покрытие определяется как расстояние между внешней стороной арматурного каркаса и проектным положением лицевой стороны панели.