Контрфорс это в строительстве – КОНТРФОРС — Словарь строительных терминов — Строительство и архитектура

Содержание

Система аркбутанов и контрфорсов

Сущность каркасной системы готической архитектуры

Под каркасной системой готической архитектуры понимается совокупность конструктивных строительный приемов, появившихся в готике. Данная каркасная система позволила определенным образом распределить нагрузки в здании и заметно облегчить его стены и перекрытия.

Благодаря каркасной системе готической архитектуры средневековым архитекторам удавалось значительно увеличить площадь помещений и высоту возводимых зданий.

Ключевыми элементами готической каркасной системы являются такие конструкции, как:

  • контрфорсы;
  • аркбутаны;
  • нервюры.

Определение 1

Контрфорс – вертикальная конструкция, представляющая собой либо часть стены, т.е. вертикальное ребро, либо отдельно стоящую опору, которая связывается со стеной основного здания при помощи аркбутана.

Аркбутан – наружный каменный элемент в каркасе готической архитектуры, передающий горизонтальное усилие, называемое распором, на опорную колонну или столб, располагающийся за пределами основного здания.

Рисунок 1. Аркбутаны и контрфорсы. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Нервюры – вертикальные ребра в конструкции готического каркаса. Данные ребра входят в состав крестового готического свода. Их применение в совокупности с контрфорсами и аркбутанами позволяет значительно облегчить конструкцию свода, уменьшить его вертикальное давление.

Одной из главных черт каркасной системы готической архитектуры является её ажурная структура, которая представляет собой резкий контраст массивных конструкций с предшествующими элементами.

История возникновения контрфорсов

Конструкция контрфорса характерна для архитектуры эпохи средневековья. Эти опоры стали одним из главных элементов романского направления в архитектуре, а после перекочевали и в готический стиль. В эти времена контрфорсы проектировались вокруг всего сооружения и представляли собой своеобразные устои, заделанные в стены с внешней стороны здания и расположенные на некотором удалении друг от друга. Данные конструкции сооружались в тех местах, где было предусмотрено опирание на конструкцию наружной стены подпружных арок сводов.

Наиболее важное значение с точки зрения функциональной составляющей контрфорсы приобрели во время развития готической архитектуры. Сооружения этого периода характеризовались высокими стенами, несущая способность которых оставляла желать лучшего из-за больших оконных проемов. В этой связи конструкцию контрфорсов было решено сделать существенным элементом сооружений периода готической архитектуры. В первых таких зданиях контрфорсы возводились вплотную к наружной стене сооружения, как и в романской архитектуре. Позднее, с развитием зодчества, их стали возводить на некотором удалении от конструкции стены, при этом соединяя с ней аркбутанами. Разрез контрфорсов получил многоугольную форму, а его поверхность стала архитектурным украшением, предусматривающим общую концепцию с орнаментацией здания. Вершина контрфорса представляла собой остроконечное увенчание в форме пинаклей.

В эпоху Ренессанса, с возвращением к античным формам в архитектуре, контрфорсы практически перестали применяться при строительстве новых сооружений. Им на смену пришли группы колонн, способные выполнять роль стеновых подпор, а также декорированные полуколоннами выступы стен (пилястры). Примечательно, что контрфорсы, при необходимости, применяются в инженерном проектировании и в наше время.

Рисунок 2. Аркбутаны. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Стоит упомянуть об угловом контрфорсе, который представляет собой продолжение стен за пределы сооружения на углах. Таким образом в плане сооружение выглядело как крест. Диагональным контрфорсом называют опору, возводимую на углу постройки таким образом, что она образует с вертикалью угол 135 градусов.

Применение контрфорсов и аркбутанов

Техническим прорывом зодчих во времена готики являлась разработка нового способа распределения и передачи нагрузки. (Любое сооружение воспринимает два типа нагрузок – от собственного веса и погодные (от ветра, дождя, снега). Несущие элементы здания передают эти нагрузки вниз – к фундаменту, а фундамент распределяет их по грунтовому основанию). В этой связи каменные здания возводятся более основательно, чем деревянные. Камень представляет большую опасность при обрушении, чем древесина, поэтому расчетному этапу здесь должно уделяться особое внимание.

Средневековые зодчие предположили, что вес и давление каменной или кирпичной кладки можно сконцентрировать в определенных точках, и если определенным образом организовать «поддержку» их в этих местах, другие элементы сооружения можно облегчить, ведь они в таком случае не будут являться несущими. Так возник готический каркас, включающий в себя систему аркбутанов и контрфорсов, хотя предпосылки для его появления возникли гораздо раньше. Считается, что данный конструктивный прием, правда, несколько видоизмененный, фигурировал в романском крестовом своде. Романские зодчие в определенных ситуациях выкладывали швы между распалубками крестовых сводов выступающими наружу камнями. Однако, такие швы в данном случае несли исключительно декоративное значение, а свод по-прежнему оставался тяжелым и массивным.

Новаторство готического каркаса заключалось в следующем: свод больше не опирается на сплошные несущие конструкции стен здания. Массивный свод цилиндрической формы заменяют ажурными нервюрными крестовыми сводами, нагрузка от такого свода воспринимается нервюрами и арками. Боковой распор воспринимается в данном случае системой аркбутанов и контрфорсов.

Полученный нервюрный свод был гораздо легче романского, ведь было уменьшено вертикальное давление и горизонтальное усилие. Своими пятами нервюрный свод опирался на колонны, а не на стены. Распор такой конструкции был четко выявлен и локализован в небольшой области. Любому строителю было ясно, в каком месте и каким образом данное усилие должно быть «погашено».

spravochnick.ru

контрфорс — это… Что такое контрфорс?

  • контрфорс — контрфорс …   Орфографический словарь-справочник

  • Контрфорс —         (от франц. contreforce противодействующая сила), каменная, бетонная или железобетонная поперечная стенка, вертикальный выступ или ребро, усиливающие основную несущую конструкцию (в основном наружную стену) и воспринимающие горизонтальные… …   Художественная энциклопедия

  • Контрфорс — Контрфорс. КОНТРФОРС (от французского contre force противодействующая сила), устой, поперечная стенка, вертикальный выступ, укрепляющий основную конструкцию (главным образом наружную стену). Один из основных элементов готической конструкции… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • контрфорс — стенка, распорка, устой, выступ Словарь русских синонимов. контрфорс сущ., кол во синонимов: 4 • выступ (61) • …   Словарь синонимов

  • Контрфорс — – вертикальная опора, расположенная с наружной стороны стены и воспринимающая боковой распор. Сечение контрфорса увеличивается по мере приближения к основанию по треугольнику или ступенчато. В случае возникновения сравнительно небольших нагрузок …   Словарь строителя

  • Контрфорс — – железобетонный, каменный или металлический конст­руктивный элемент для восприятия горизонтальной 143 грузки от поддерживаемой вертикальной конструкции. [Терминологический словарь по бетону и железобетону. ФГУП «НИЦ «Строительство» НИИЖБ и …   Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов

  • КОНТРФОРС — (от франц. contreforce противодействующая сила) устой, поперечная стенка, вертикальный выступ, укрепляющий основную несущую конструкцию (главным образом наружную стену) …   Большой Энциклопедический словарь

  • КОНТРФОРС — КОНТРФОРС, контрфорса, муж. (франц. contre force) (архит.). Массивная подпорка для поддержания стены. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • Контрфорс — (архит. термин) массивный, сложенный из камня столб илиустой возле стены здания, служащий для ее поддержания в вертикальномположении и увеличения ее сопротивляемости грузу потолочных сводов икрыши. К. употреблялись еще у древних римлян, но почти… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • Контрфорс — (от франц. contreforce противодействующая сила) поперечная стенка, вертикальный выступ, укрепляющий основную несущуюконструкцию (главным образом наружную стену). В горах короткий боковой хребет, длина которого приблизительно равна высоте. (с) А.А …   Энциклопедия туриста

  • контрфорс — контрфорс. Не рекомендуется произношение [контрафорс] …   Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

  • temple_architecture.academic.ru

    Контрфорс. Это что такое?

    Слово «контрфорс» имеет несколько значений и используется в различных областях. В архитектуре и строительстве это выпирающая конструкция, в анатомии человека – встречается термин «контрфорсы черепа». При этом в обоих случаях это слово несет в себе примерно один и тот же смысл.

    Контрфорс в архитектуре и строительстве

    Еще в Средние века контрфорс стены приобрел популярность, он служил неотъемлемым элементом романского стиля в архитектуре. Эти конструкции строились вокруг здания, в форме устоев, примыкая к стенам с лицевой стороны и размещаясь на определенном расстоянии друг от друга, напротив тех мест, куда упираются подпружные арки сводов в стену.

    Контрфорс – это вертикальная конструкция, служащая опорой с лицевой стороны здания и берущая на себя усилия бокового распора. Сечение такого устройства становится больше по степени приближения к основанию ступенчато либо по треугольнику. Когда возникают относительно небольшие нагрузки, сечение его может быть одинаковым, по внешнему виду приближаясь к пилястре.

    Контрфорсы бывают:

    • ступенчатые;
    • вертикальные;
    • облегченные;
    • угловые.

    Романское направление в строительстве зданий тяготело к возведению устремленных вверх построек, потому архитекторы того времени решили, что здесь уместной и наиболее надежной будет ступенчатая конструкция. Вертикальный контрфорс занимал меньше уличного пространства городов. Его было очень удобно использовать в поселениях, где не хватало места для построек. Облегченный контрфорс – это нового типа конструкция, ей возвращают некоторую устойчивость, в верхней части устанавливая каменную башенку. Последний период готики характеризовался возведением угловых контрфорсов, которые помещались под углом в 45° к стенам.

    Контрфорсы в готической архитектуре

    Система каркасов в готической архитектуре включает в себя совокупность конструктивных особенных строительных приемов, которая дала возможность перераспределить нагрузки здания и в несколько раз сделать легче перекрытия и стены. Благодаря такому архитектурному новшеству периода Средневековья получилось в несколько раз сделать больше высоту и площадь сооружений. Главными составляющими в готической архитектуре служил контрфорс. Это поперечная стенка из камня, вместе с которой возводили аркбутан – наружную полуарку, нервюр – выступающее ребро. Все они строились с определенной целью, выполняли определенную роль в конструкции.

    Контрфорс – это мощный столб, вертикальная возводимая конструкция, которая берет на себя часть стеновых нагрузок, противодействует распору сводов. В период Средневековья его не стали прислонять к стене помещения, а вынесли наружу, на некоторое расстояние, прикрепив к зданию с помощью перекинутых арок-аркбутанов. Этого хватало, чтобы эффективно перенаправить нагрузки на опорные колонны от стены. Сами же конструкции контрфорсов делали вертикальными, непрерывно наклонными и ступенчатыми.

    Основное предназначение

    Принцип данных строительных элементов в готической архитектуре выглядит так: свод не отдает все свои нагрузки стенам, а давление крестового свода направляют нервюры и арки на столбы (колонны), контрфорсы и аркбутаны принимают на себя боковой распор. Благодаря такой совместной работе составляющих удалось построить здания с большим количеством окон, стало популярным витражное искусство и скульптура.

    Ко всему прочему, готическая архитектура стала включать в себя уникальную, стремящуюся вверх форму сводов, что, в свою очередь, делало меньше боковой распор, давая возможность большую часть давления перенаправить на опоры. Арки же, напоминающие стрелы, стали заостренными, вытянутыми. И служили предметами воплощения основной идеи готики – стремления храмов ввысь. Довольно часто на том месте, куда опирались аркбутаны на контрфорс, ставили пинакли.

    Применение данных конструкций сегодня

    Контрфорс стены имеет смысл использовать для невысоких зданий, в том случае, когда наружные элементы накренились (при условии, если с лицевой части имеется место для установки данных элементов, и они не несут вреда архитектуре). Самая распространенная проблема при возведении таких конструкций – строительство их на мелко заложенных фундаментах, поскольку после морозного пучения грунта у контрфорсов есть риск приобрести опасные крены. Также есть еще одна слабая сторона устройства этих элементов – необходимо усиление подвальных стен.

    Где еще встречаются контрфорсы

    В анатомии и медицине также используется этот термин, и несет он в себе определенный смысл. К примеру, контрфорсы черепа являются функциональными образованиями, которые берут на себя основную нагрузку при жевании, а также смягчают удары, получающиеся при смыкании зубов. Кроме того, они делают слабее сотрясения и толчки во время движения всего тела человека (при ходьбе, прыжках, беге). Контрфорсы челюстей являются утолщениями и играют особую роль в строении черепа.

    autogear.ru

    Контрфорс (архитектура) Википедия

    Контрфо́рс (фр. contre force — «противодействующая сила») — вертикальная конструкция, представляющая собой либо выступающую часть стены, вертикальное ребро, либо отдельно стоящую опору, связанную со стеной аркбутаном. Предназначена для усиления несущей стены путём принятия на себя горизонтального усилия распора от сводов. Внешняя поверхность контрфорса может быть вертикальной, ступенчатой или непрерывно наклонной, увеличивающейся в сечении к основанию.

    История

    Контрфорсы характерны для архитектуры эпохи средневековья. Они стали важным элементом романского стиля. Контрфорсы возводились вокруг всего сооружения, в виде устоев, примкнутых к стенам с внешней стороны и расположенных на некотором расстоянии друг от друга, против тех мест, в которых упираются в стену подпружные арки сводов.

    Ещё более важное значение контрфорсы приобрели в зодчестве эпохи готики. Архитектура этого периода характеризуется высокими стенами с относительно низкой несущей способностью из-за прорезанных в них больших оконных проемов. Поэтому контрфорсы сделались видным элементом сооружений этого периода. Поначалу их возводили также как и в романских постройках, вплотную к стене. Впоследствии, с развитием зодчества, их стали возводить несколько отступя от стен, но соединять их с ними аркбутанами. Разрез контрфорсов получил многоугольную форму, поверхность — архитектурное украшение, согласное с общей орнаментацией здания, а вершина — остроконечное увенчание в виде пинаклей.

    С возвращением искусства, в эпоху Возрождения, к античным формам, контрфорсы почти совсем вышли из употребления в архитектуре: их сменили, в значении стенных подпор, группы колонн или же декорированные полуколоннами выступы стен (пилястры барокко). Употребление контрфорсов в первоначальном, не маскированном виде удержалось почти исключительно в инженерном искусстве.

    Другие виды контрфорсов

    Угловой контрфорс — продолжение стен за пределы постройки на углу. Таким образом, этот участок в горизонтальном сечении представлял собой крест.

    Диагональный контрфорс — опора, возводимая на углу постройки так, что образует со стенами угол 135°.

    Ссылки

    wikiredia.ru

    Контрфорс — Википедия (с комментариями)

    Материал из Википедии — свободной энциклопедии

    Контрфо́рс (фр. contre force — «противодействующая сила») — вертикальная конструкция, представляющая собой либо выступающую часть стены, вертикальное ребро, либо отдельно стоящую опору, связанную со стеной аркбутаном. Предназначена для усиления несущей стены путём принятия на себя горизонтального усилия распора от сводов. Внешняя поверхность контрфорса может быть вертикальной, ступенчатой или непрерывно наклонной, увеличивающейся в сечении к основанию.

    История

    Контрфорсы получили распространение ещё в средневековье, они стали важным элементом романского стиля архитектуры. Контрфорсы возводились вокруг всего сооружения, в виде устоев, примкнутых к стенам с внешней стороны и расположенных на некотором расстоянии друг от друга, против тех мест, в которых упираются в стену подпружные арки сводов. Ещё более важное значение контрфорсы приобрели в зодчестве эпохи готики. Архитектура этого периода характеризуется высокими стенами с относительно низкой несущей способностью из-за прорезанных в них больших оконных проемов. Поэтому контрфорсы сделались видным элементом сооружений этого периода. Поначалу их возводили также как и в романских постройках, вплотную к стене. Впоследствии, с развитием зодчества, их стали возводить несколько отступя от стен, но соединять их с ними аркбутанами. Разрез контрфорсов получил многоугольную форму, поверхность — архитектурное украшение, согласное с общей орнаментацией здания, а вершина — остроконечное увенчание в виде пинаклей. С возвращением искусства, в эпоху Возрождения, к античным формам, контрфорсы почти совсем вышли из употребления в архитектуре: их сменили, в значении стенных подпор, группы колонн или же декорированные полуколоннами выступы стен. Употребление контрфорсов в первоначальном, не маскированном виде удержалось почти исключительно в инженерном искусстве.

    Другие виды контрфорсов

    Угловой контрфорс — продолжение стен за пределы постройки на углу. Таким образом, этот участок в горизонтальном сечении представлял собой крест.

    Диагональный контрфорс — опора, возводимая на углу постройки так, что образует со стенами угол 135°.

    Напишите отзыв о статье «Контрфорс»

    Ссылки

    Отрывок, характеризующий Контрфорс

    M me Schoss, ходившая к своей дочери, еще болоо увеличила страх графини рассказами о том, что она видела на Мясницкой улице в питейной конторе. Возвращаясь по улице, она не могла пройти домой от пьяной толпы народа, бушевавшей у конторы. Она взяла извозчика и объехала переулком домой; и извозчик рассказывал ей, что народ разбивал бочки в питейной конторе, что так велено.
    После обеда все домашние Ростовых с восторженной поспешностью принялись за дело укладки вещей и приготовлений к отъезду. Старый граф, вдруг принявшись за дело, всё после обеда не переставая ходил со двора в дом и обратно, бестолково крича на торопящихся людей и еще более торопя их. Петя распоряжался на дворе. Соня не знала, что делать под влиянием противоречивых приказаний графа, и совсем терялась. Люди, крича, споря и шумя, бегали по комнатам и двору. Наташа, с свойственной ей во всем страстностью, вдруг тоже принялась за дело. Сначала вмешательство ее в дело укладывания было встречено с недоверием. От нее всё ждали шутки и не хотели слушаться ее; но она с упорством и страстностью требовала себе покорности, сердилась, чуть не плакала, что ее не слушают, и, наконец, добилась того, что в нее поверили. Первый подвиг ее, стоивший ей огромных усилий и давший ей власть, была укладка ковров. У графа в доме были дорогие gobelins и персидские ковры. Когда Наташа взялась за дело, в зале стояли два ящика открытые: один почти доверху уложенный фарфором, другой с коврами. Фарфора было еще много наставлено на столах и еще всё несли из кладовой. Надо было начинать новый, третий ящик, и за ним пошли люди.
    – Соня, постой, да мы всё так уложим, – сказала Наташа.
    – Нельзя, барышня, уж пробовали, – сказал буфетчнк.
    – Нет, постой, пожалуйста. – И Наташа начала доставать из ящика завернутые в бумаги блюда и тарелки.
    – Блюда надо сюда, в ковры, – сказала она.
    – Да еще и ковры то дай бог на три ящика разложить, – сказал буфетчик.
    – Да постой, пожалуйста. – И Наташа быстро, ловко начала разбирать. – Это не надо, – говорила она про киевские тарелки, – это да, это в ковры, – говорила она про саксонские блюда.
    – Да оставь, Наташа; ну полно, мы уложим, – с упреком говорила Соня.
    – Эх, барышня! – говорил дворецкий. Но Наташа не сдалась, выкинула все вещи и быстро начала опять укладывать, решая, что плохие домашние ковры и лишнюю посуду не надо совсем брать. Когда всё было вынуто, начали опять укладывать. И действительно, выкинув почти все дешевое, то, что не стоило брать с собой, все ценное уложили в два ящика. Не закрывалась только крышка коверного ящика. Можно было вынуть немного вещей, но Наташа хотела настоять на своем. Она укладывала, перекладывала, нажимала, заставляла буфетчика и Петю, которого она увлекла за собой в дело укладыванья, нажимать крышку и сама делала отчаянные усилия.

    wiki-org.ru

    Контрфорс — Википедия. Что такое Контрфорс

    Контрфо́рс (фр. contre force — «противодействующая сила») — вертикальная конструкция, представляющая собой либо выступающую часть стены, вертикальное ребро, либо отдельно стоящую опору, связанную со стеной аркбутаном. Предназначена для усиления несущей стены путём принятия на себя горизонтального усилия распора от сводов. Внешняя поверхность контрфорса может быть вертикальной, ступенчатой или непрерывно наклонной, увеличивающейся в сечении к основанию.

    История

    Контрфорсы характерны для архитектуры эпохи средневековья. Они стали важным элементом как романского стиля, так и готического стиля архитектуры. Контрфорсы возводились вокруг всего сооружения, в виде устоев, примкнутых к стенам с внешней стороны и расположенных на некотором расстоянии друг от друга, против тех мест, в которых упираются в стену подпружные арки сводов.

    Ещё более важное значение контрфорсы приобрели в зодчестве эпохи готики. Архитектура этого периода характеризуется высокими стенами с относительно низкой несущей способностью из-за прорезанных в них больших оконных проемов. Поэтому контрфорсы сделались видным элементом сооружений этого периода. Поначалу их возводили также как и в романских постройках, вплотную к стене. Впоследствии, с развитием зодчества, их стали возводить несколько отступя от стен, но соединять их с ними аркбутанами. Разрез контрфорсов получил многоугольную форму, поверхность — архитектурное украшение, согласное с общей орнаментацией здания, а вершина — остроконечное увенчание в виде пинаклей.

    С возвращением искусства, в эпоху Возрождения, к античным формам, контрфорсы почти совсем вышли из употребления в архитектуре: их сменили, в значении стенных подпор, группы колонн или же декорированные полуколоннами выступы стен (пилястры барокко). Употребление контрфорсов в первоначальном, не маскированном виде удержалось почти исключительно в инженерном искусстве.

    Другие виды контрфорсов

    Угловой контрфорс — продолжение стен за пределы постройки на углу. Таким образом, этот участок в горизонтальном сечении представлял собой крест.

    Диагональный контрфорс — опора, возводимая на углу постройки так, что образует со стенами угол 135°.

    Ссылки

    wiki.sc

    Строительный словарь — значение слова Контрфорс

    Вертикальная опора, расположенная с наружной стороны стены и воспринимающая боковой распор. Сечение контрфорса увеличивается по мере приближения к основанию по треугольнику или ступенчато. В случае возникновения сравнительно небольших нагрузок, его сечение может быть постоянным, что внешне приближает контрфорс к пилястре.

    Смотреть значение Контрфорс в других словарях

    Контрфорс М. — 1. Вертикальный выступ стены, укрепляющий ее и способствующий устойчивости и прочности сооружения (в архитектуре). 2. Чугунная распорка в звеньях якорного каната.
    Толковый словарь Ефремовой

    Контрфорс — контрфорса, м. (фр. contre-force) (архит.). Массивная подпорка для поддержания стены.
    Толковый словарь Ушакова

    Контрфорс — -а; м. [франц. contrefort] Архит. Вертикальный выступ стены, укрепляющий её, придающий ей устойчивость.
    ◁ Контрфо́рсный, -ая, -ое. К-ые стойки.
    Толковый словарь Кузнецова

    Контрфорс — (от франц. contreforce — противодействующая сила) — устой,поперечная стенка, вертикальный выступ, укрепляющий основную несущуюконструкцию (главным образом наружную стену).
    Большой энциклопедический словарь

    Контрфорс — — устой, поперечная стенка, вертикальный выступ, укрепляющий основную несущую конструкцию, главным образом наружную стену.
    Исторический словарь

    Контрфорс — (от франц. contreforce – противодействующая сила) – каменная, бетонная или железобетонная поперечная стенка, вертикальный выступ или ребро, усиливающее основную несущую……..
    Архитектурный словарь

    Диагональный контрфорс —    контрфорс, расположенный на углу здания.    (Архитектура: иллюстрированный справочник, 2005)
    Архитектурный словарь

    Ступенчатый контрфорс —    тип контрфорса.    (Архитектура: иллюстрированный справочник, 2005)
    Архитектурный словарь

    Посмотреть еще слова :


    Перевести Контрфорс на язык :

    slovariki.org