Как сделать лепнину своими руками из гипса – как сделать и установить лепнину из гипса своими руками

Содержание

как сделать и установить лепнину из гипса своими руками

Лепнину из гипса уже несколько столетий используют для украшения роскошных интерьеров и фасадов зданий. Умело выполненный декор даже в небольшом количестве полностью преображает пространство, выгодно подчёркивает его стилистику и достоинства. С помощью элементов из гипса можно скорректировать площадь и скрыть изъяны на стенах и потолке. В обзоре редакции Homius мы подготовили рассказ об основных преимуществах и недостатках материала, а также о том, как сделать лепнину из гипса своими руками.

Лепнина из гипса в современном интерьере

Содержание статьи

Где применяется лепнина из гипса

Гипс — это отделочный материал. Из него делают лепнину, которая украшает стены, потолок и придаёт интерьеру изысканность и оригинальность. С его помощью создают необычные элементы, он помогает скрыть небольшие дефекты поверхностей и коммуникации. В некоторых стилях из этого материала делают колонны и полуколонны, а также украшения для каминов, барных стоек, оконных и дверных проёмов.

В качестве наружной отделки подойдет гипс с защитными добавками и пропитками, так как он довольно гигроскопичен и подвержен механическим воздействиям. Желательно защитить изделия и от прямого попадания атмосферных осадков. Лепнина на фасадных стенах смотрится роскошно. Здание, украшенное вычурными элементами, сразу выделяется на фоне однотипных монументальных строений.

Лепнину используют для декорирования общественных заведенийОформление лепниной потолка и стенФасадная лепнина

Статья по теме:

Лепнина из полиуретана: что такое, какие достоинства и недостатки, основные виды, состав, производителей, основные критерии выбора, этапы самостоятельного монтажа, варианты применения с фото и стоимость — читайте в публикации.

Виды гипсовой лепнины для декорирования интерьеров

Лепнину из гипса изготавливают с помощью разных технологий:

  • заливка в форму;
  • литьё с протяжкой;
  • лепка вручную.

Технологии несложные, их вполне можно освоить в домашних условиях, кроме того, это прекрасная идея для небольшого бизнеса, поскольку настоящих мастеров по гипсовой лепке не так и много.

Рассмотрим более подробно, какие элементы используют для внутреннего украшения интерьера.

Оформление холла настенным и потолочным декором

Основные элементы для потолка

В интерьере изделиями из гипса, чаще всего, украшают потолок. В прошлые столетия декоративные элементы использовали преимущественно для усадьб и дворцов, в наше время их всё чаще выбирают для украшения гостиных, спален и прихожих, причём не только классических интерьеров.

Это интересно! Лепнина на потолке, чаще всего, имеет белый цвет, но многие украшают её в технике художественной росписи, а также тонируют выпуклые элементы золотой краской.

Для потолка изготавливают следующие декоративные элементы.

ЭлементыОписание
КарнизыИх используют для более плавного перехода стеновой поверхности в потолочную. Они бывают гладкими, а также их изготавливают в форме орнамента.
МолдингиОни бывают гладкими или рельефными. Часто молдинги используют вместо карнизов, это придаёт отделке завершённый вид.
УголкиДополняя карнизы и декоративные молдинги, они повторяют их орнамент и структуру.
КонсолиЭти элементы устанавливают на выступах колонн, а также для поддержания настенного декора.
РозеткиБывают круглыми или овальными, гладкими или дополненными декоративными орнаментами. Чаще всего, их используют для украшения точки монтажа люстры. Важно, чтобы элемент по своим размерам не был больше источника освещения.
КуполаПолусфера образует на потолочной поверхности углубление в виде купола.
КессоныЭлементы в форме квадрата или прямоугольника аналогичны куполам.
ОрнаментыПредставляют собой декоративные планки, которые используют как самостоятельный элемент, либо в сочетании с розетками, молдингами или карнизами.

Гипсовые изделия для стен

Для декорирования стеновых поверхностей чаще всего используют следующие элементы их гипса:

  • панно, барельефы, медальоны — композиция из лепнины выступает как самостоятельный элемент или служит частью сложного декорирования;
  • пьедесталы и кронштейны – декоративные элементы, которые используют для крепления к стеновым поверхностям отдельных предметов;
  • пилястры, колонны и полуколонны – архитектурный декор, который выступает как визуальная поддержка потолочной поверхности;
  • ниши – углубления в стеновой поверхности, часто их используют для монтажа полочек или в качестве декоративного акцента;
  • фестоны – лепнина в виде растительного декоративного элемента, чаще всего её используют в верхней части стеновой поверхности;
  • рамки, они бывают гладкими или рельефными и служат в качестве самостоятельного декора или для обрамления картин или иных украшений.

Это следует знать! В процессе выбора и монтажа гипсовой лепнины важно соблюдать пропорциональность декора относительно площади и высоты помещения. В небольшом пространстве массивные элементы будут выглядеть громоздко, и наоборот, маленькие детали потеряются в большом.

Все за и против использования декора из гипса в интерьере

Использование лепнины из гипса в качестве декора придаёт интерьеру оригинальность и роскошь. Изящные детали позволяют создать необычные эффекты, кроме того, они удачно маскируют погрешности отделки и помогают интересно оформить стыковые соединения поверхностей, а также обыграть выступающие коммуникации, оборудование, вентиляционные каналы и проводку.

Выделим основные преимущества элементов из гипса:

  • экологичность;
  • пожаробезопасность;
  • гигроскопичность;
  • устойчивость к повышенным и пониженным температурам;
  • ремонтопригодность;
  • идеальные линии и красивый рельеф;
  • поверхности можно окрашивать.

Учитывая сильные стороны гипса, его можно использовать практически для всех интерьеров, однако, перед этим, следует ознакомиться с их недостатками:

  • гипсовая лепнина уязвима к механическим воздействиям;
  • монтаж имеет свои сложности;
  • гигроскопичность – характеристика в одних случаях выступает как достоинство, но в некоторых помещениях, а также при наружном использовании – это большой недостаток.
Долговечность – одно из основных достоинств лепнины

Технология производства гипсовой лепнины

Для самостоятельного изготовления лепнины подойдёт белый гипс без слежавшихся комков. В его составе не должно быть примесей в виде песка. После замешивания время застывания раствора колеблется в пределах 6-30 минут.

Подготовка раствора

Для увеличения времени застывания добавляют различные ПАВ, клей, известь или буру. В процентном соотношении добавки должны составлять от 0,2% до 2% от общей массы гипса. Чтобы уменьшить время используют горячую воду, соль, квасцы или сульфат натрия.

Количество воды зависит от качества гипса. Для мелкого помола жидкости уйдёт меньше, чем для крупного. На полтора килограмма порошка понадобится литр жидкости, для более густой консистенции соотношение составит 2 к 1, для жидкой – 1 к 1.

Это следует знать! Гипс при застывании выделяет тепло, состав увеличивается в объёме на 1%, это необходимо учитывать при заполнении формы.

Создание лепнины своими руками

Для изготовления лепнины понадобится форма с декоративным орнаментом. Для лучшего распределения состава внутренние стенки следует смазать смесью керосина со стеарином, также подойдёт масло. Далее алгоритм действий следующий.

  1. Заполнить раствором шаблон.
  2. Вибрирующими или встряхивающими движениями удалить все пузырьки воздуха изнутри.
  3. Шпателем выровнять поверхность и оставить на 20-30 минут для полного застывания.
  4. Аккуратно вынуть заготовку и поставить на сутки на просушку.
Для изготовления лепнины понадобится подходящая форма

Сделать форму из силикона можно в домашних условиях, на видео подробно расписан весь процесс:

Фотопримеры декоративного украшения интерьеров лепниной из гипса

Сегодня декоративную лепнину используют для украшения интерьеров, оформленных не только в классическом, но и в стиле ампир, барокко, ренессанс и многих других вариантах дизайнов. Предлагаем посмотреть фотогалерею интересных решений использования гипсового декора.

Монтаж гипсовой лепнины

Монтаж лепнины из гипса – процесс несложный, но требует профессионального подхода и аккуратности. Рассмотрим более подробно установку мелких элементов и крупных деталей с подпилом.

Малогабаритный декор

Для приклеивания мелких элементов подойдет смесь клея ПВА и финишной шпатлёвки. На обратной стороне изделий необходимо нанести насечки для улучшения сцепления материала. Перед работой весь потолок или вставки, на которые будут наклеены детали, следует прогрунтовать.

Приступаем к работе.

После полного высыхания состава поверхность можно окрашивать. Более подробно весь ход работы представлен на видео:

Особенности монтажа крупных изделий

Монтаж крупных элементов из гипсовой лепнины имеет свои особенности, рассмотрим более подробно весь технологический процесс.

Более подробно весь монтаж можно посмотреть на видео:

Использование гипсовой лепнины в разных стилях

Перед тем, как выбрать в качестве украшения помещения лепнину, следует продумать стиль и оформление интерьера.

Римский стиль и арт-деко

Характерная особенность оформления интерьера в римском стиле – лепнина, поэтому здесь переборщить невозможно. Декоративные элементы в большом количестве присутствуют и на потолке, и на стеновых поверхностях.

Принцип дизайна арт-деко – сочетать несочетаемое. Здесь могут быть использованы любые элементы, которые будут придавать интерьеру особый шик и роскошь. Гипсовая лепнина может гармонировать не только между собой, орнамент часто повторяется в декоре.

Барокко, рококо и ампир

Для интерьеров, оформленных в стиле барокко, выбирают лепнину с декоративным рельефом, она будет создавать особую роскошь и помпезность. Обязательно декорировать не только стены или потолок, но и портал камина, подоконники, двери, а также настенные панно и зеркала.

Статья по теме:

Стиль барокко в интерьере. Правила создания интерьера барокко, краткий экскурс по историческим направлениям, основные элементы и вариации дизайна барокко — все это и многое другое Вы найдёте в публикации.

Для дизайна рококо характерны небольшие затейливые элементы. Они придают интерьеру нотку кокетства и изящества. Можно в оформлении не придерживаться симметрии. Как раз асимметрия и вычурность будут создавать романтическое настроение.

Ампир характерен своей монументальностью и основательностью, исходя из этого, выбирают массивную лепнину, которую обязательно дополняют мелкими элементами.

Классицизм, ренессанс и романтизм

В классическом интерьере лепнина должна подчёркивать формы и поддерживать общую стилистику. Чаще всего используют карнизы, молдинги, рамы, колонны и консоли.

Стили ренессанс и романтизм схожи, для них характерны многоуровневые потолочные конструкции, ниши. Интерьеры, оформленные в дизайне ренессанс, часто украшают гипсовыми статуэтками, а для романтизма выбирают декор, придающий пространству лёгкость.

Современный интерьер

Современные интерьеры не отрицают гипсовую лепнину, но допускают лишь единичное применение. Это могут быть карнизы, небольшая панель, консоли как опоры для полочек. В качестве основания журнального столика может быть слепок с древней скульптуры.

Ультрасовременный техно и хай-тек допускают стеновой декор из 3D панелей, изготовленных из гипса, с дополнительной подсветкой. Для бохо или эклектики характерна перегруженность декором и цветовой гаммой, поэтому элементы из гипса допускаются в любом количестве.

Мастер-класс по изготовлению своими руками гипсовой лепнины

Сделать лепнину из гипса своими руками несложно, процесс не занимает много времени, но требует предельной аккуратности и внимательности. Работать нужно в хорошо проветриваемом помещении, так как в работе будут смешиваться сухие составы.

Что понадобится для работы

Для работы нам понадобятся:

  • форма;
  • гипс;
  • 2 шпателя: узкий и широкий;
  • пакля кокосового дерева или обычная сантехническая;
  • ёмкость для смешивания раствора.

Пошаговая инструкция по изготовлению

Для создания декоративных элементов нам понадобится форма, её можно сделать своими руками, но мы воспользуемся готовой из  резины. Она удобна и имеет неограниченный срок эксплуатации.

Приступаем к работе.

ИллюстрацияОписание действия
Уложить мягкую резиновую форму красного цвета с декоративным орнаментом в жёсткую форму-кожух белого цвета.
Налить воду, в неё засыпать сухую смесь. Раствор должен постоять 10 минут, после чего, его следует тщательно перемешать и залить в резиновую форму.
Чтобы раствор заполнил все ячейки, необходимо пальцами тщательно распределить его по форме.
Шпателем собрать гипс с краёв и поместить в форму. Затем отвибрировать её со всех сторон, чтобы весь воздух вышел наружу.
Уложить сверху паклю,  она необходима для армирования, предупреждения образования трещин и придания прочности лепнине.
Шпателем аккуратно распределить состав таким образом, чтобы пакля полностью была закрыта.
Перемешать оставшийся гипс, долить в форму до краёв и разровнять поверхность широким шпателем.
Через 3-4 минуты поверхность заготовки станет матовой. В это время необходимо сделать шпателем контрольную протяжку.
Через 20 минут можно вынимать заготовку из формы, для этого нужно её аккуратно перевернуть и снять кожух.
Снимать форму следует с середины сначала к одному краю, аккуратно освобождая углы. Затем переходят к другой стороне.
Положить на сутки заготовку на ровную поверхность для максимального затвердевания.

Более подробно весь процесс можно посмотреть на видео:

Заключение

Сегодня лепнина из гипса довольно популярна. Доступный материал можно сделать своими руками в домашних условиях. Для этого нужны только усидчивость и аккуратность. Результат работы будет радовать вас долгие годы.

Расскажите в комментариях, хотели ли бы вы научиться делать лепнину из гипса своими руками, чтобы украсить свой интерьер?

В заключение предлагаем посмотреть, насколько красиво выглядит лепнина в разных интерьерах:

 

Предыдущая

Отделка стенМаркерные и грифельные краски как альтернативный вариант оформления пространства

Следующая

Отделка стенМеханизированная штукатурка стен: сокращаем время на ремонтные работы

Понравилась статья? Сохраните, чтобы не потерять!

ВОЗМОЖНО ВАМ ТАКЖЕ БУДЕТ ИНТЕРЕСНО:

homius.ru

Как изготовить багет с гипсовой лепниной своими руками?

Для зеркала или картины вам нужно сделать багет с узорчатой лепниной. Лепнина обычно делается из гипса либо пластика. В данном случае рассмотрим вариант изготовления узора из гипса.

Для осуществления рабочего процесса необходимо правильно оборудовать рабочее место. Во-первых, это ровная поверхность – стол. Не лишне позаботиться, чтобы стол защитить от загрязнения, т.е. укрыть его клеенкой или бумагой.

ЧИТАТЬ ПО ТЕМЕ:
Мастер класс изготовления простого багета своими руками для зеркала

Необходимые материалы:

  • Скульптурный (или строительный) гипс;
  • Гипсовая шпаклевка;
  • Шпатель;
  • Стек;
  • Канцелярский нож;
  • Широкая кисть;
  • Узкая жесткая кисть;
  • Линейка;
  • Мерный стакан;
  • Силикон;
  • Пистолет для силикона;
  • Разделительная смазка;
  • Инструменты для шлифовки и полировки;
  • Миксер для гипса.

Для того, чтобы изготавливать лепнину – прежде всего, требуется сделать силиконовую форму. Следующий этап – это в готовую форму, смазанную разделительной смазкой, заливается гипсовый раствор, который сушится до полного отвердевания. Далее следует уточнить размер, если надо, то подогнать согласно размерам деревянных заготовок (подложки). Теперь склеиваем детали: лепнину и подложку. И это еще не все. Внимательно осмотреть изделие, чтобы еще где-то подшлифовать, возможно какие-то изъяны подкорректировать гипсовой, либо другой шпаклевкой.

Далее: получившийся гипсово-деревянный багет следует декорировать. Вариантов множество. Это и лакированные, и покрашенные, и позолоченные, аккуратно склеенные детали: древесина и гипс. У некоторых мастеров порядок изготовления багета с лепниной происходит наоборот — сначала склеиваются ошлифованные непокрашенные элементы, а затем уже красится и дорабатывается цельная форма изделия.

Как сделать силиконовую форму для гипсовой лепнины

Допустим, у вас есть образец узорчатого плинтуса. Его вы можете приобрести на строительном рынке. Он может быть из гипса или из пенопласта, это неважно. Нам главное форма.

Фото 1 — Силиконовая форма для гипсовой лепнины своими руками
Фото 2 — Мастер класс по изготовлению багета с гипсовыми узорами

Фото 3 — Монтаж к деревянной подложке
Фото 4 — Силиконовая форма

 

Шаг 1.

Из фанеры либо ДСП делаем коробку равную по длине и ширине плюс 1-2 сантиметра используемого образца-плинтуса. По высоте коробка должна быть такая: когда вы в нее уложите плинтус-образец, чтоб до края верха оставалось еще 1-2 см.

Шаг 2. Итак, далее. Для того чтобы на завершающей стадии все детали легко извлеклись из коробки, следует применить разделительную смазку, которую можно купить в магазине в отделе с товаром для рукоделия. Смазать с помощью кисти (или распылить) этой смазкой внутри коробки. Затем в коробку положить образец-плинтус («лицом» вниз). Его тоже смазать разделительной жидкостью.

Шаг 3. Далее, как показано на фото 1, заполняем силиконом щель вокруг плинтуса лежащего в коробке и поверх плинтуса. Шпателем надо постараться хорошо втереть силикон, чтоб не было пустот и пузырьков.

Шаг 4. Тщательно выравнить верх силиконовой формы, можно сверху наложить резиновые полоски, края по периметру обложить картоном и все это покрыть последним слоем (примерно 3 мм) силикона.

Шаг 5. Просушить — примерно сутки. Разъединяем все детали.

У нас получилась отличная силиконовая форма, с помощью которой можно сделать сколько угодно гипсовых узорчатых плинтусов – копий нашего плинтуса-образца. По такому же принципу можно делать формы для разных других творческих замыслов – для поделок-сувениров из эпоксидной смолы, для декоративного мыла, для гипсовых кронштейнов и розеток, скульптур.

Фото 5 -Багет с лепниной в интерьере
Фото 6 — Образцы дизайна

 

Как изготовить лепнину из гипса с помощью силиконовой формы

Снова используем узорчатого плинтус-образец. Нам нужно сделать точно такой же из гипса.

  1. Делаем раствор из скульптурного гипса в пропорции: 10 частей гипса к 7 частям воды. Добавляем немного клея ПВА. Все перемешиваем миксером до консистенции сметаны.
  2. Следующий этап — на ровную поверхность положили силиконовую форму (фото 2). Также как в предыдущем описании, смазали внутреннюю часть формы разделительной смазкой. Быстро заполнили выемку формы первым слоем гипсового раствора.
  3. Затем для большей прочности уложили слой войлока или марлю. Затем — опять слой гипса. Снова слой войлока, и снова гипса. Верхний гипсовый слой при легком застывании равняем шпателем.
  4. Оставляем до полного высыхания при комнатной температуре примерно на 12-16 часов, лучше сутки. После чего аккуратно сдвигаем и отделяем новоиспеченный гипсовый узорчатый плинтус. Делаем такое количество (штук) плинтусов, какое нам требуется.
  5. Узорчатый плинтус осматривается, выявляются изъяны. С помощью тонкой кисти, стека, шпаклевки, ножа, шлифовального инструмента устраняются недостатки.

Работая с гипсом, следует знать, что он схватывается, теряет текучесть, эластичность очень быстро — всего за 2-4 минуты. Поэтому

работать надо быстро!

ЧИТАТЬ ПО ТЕМЕ:
Как сделать багет своими руками на зеркало из простых материалов

Монтаж лепнины к подложке из дерева

Наклеивать лепнину на деревянную подложку (фото 3) следует не раньше чем через 2-4 суток. Соединяемые поверхности следует промазать слоем клея ПВА. Выдержать 1-2 минуты и соединить. Убрать излишки клея и положить сверху груз. После высыхания снова все осматривается, шпаклюется, шлифуется. Если детали довольно увесистые, то следует делать фиксацию не только клеем, но еще и саморезами. Завершающий этап это лакировка, покраска.

papamaster.su

Как сделать простейшие изделия из гипса своими руками

Во все времена гипсовые скульптуры и другие изделия из алебастра очень ценились. Ими можно было украсить дом внутри или установить статую на террасу, до сих пор можно встретить гипсовые изделия и на улицах. Прошло много веков, а интерес к искусству создания скульптуры и лепного декора только возрастает, поэтому запрос “как сделать гипсовую фигуру своими руками” остается одним из самых популярных в интернете.

Планируя работать с гипсом, вы должны понимать, что шедевра у вас не получится, но вот сделать простейшее изделие вполне реально. Разместить поделку можно будет на даче, неплохо она будет смотреться и на приусадебном участке. Если же вы хотите получить действительно шедевральную вещь, обратитесь лучше к специалистам. Это избавит вас от грязи, связанной с работой с гипсовой смесью, сбережет ваши нервы и сэкономит пару-тройку дней, которые вам пришлось бы потратить при самостоятельном изготовлении задуманного.

Итак, подробнее о том, как работать с гипсом самостоятельно.

Варианты лепнины

Прежде чем, что-то отливать, нужно определиться с формой и видом изделия.

В наше время существует несколько стилей, в которых гипс является неотъемлемой частью. Наиболее часто в современных интерьерах применяются классический, барокко и ультрасовременный. Каждому стилю соответствуют свои детали и композиции. Например, барокко включает так называемые фигуративные элементы, имеющие причудливые, порой непропорциональные формы. Классика отличается правильной геометрией рисунка, включением деталей в виде цветов, ромбов и т. д. Ультрасовременный стиль — это своеобразные формы: абстракция или, наоборот, четкая геометрия, многократно повторяющийся рисунок или же минимальное количество элементов, контрастирующих за счет цвета либо объема. Посмотреть примеры интерьера, находящегося в тренде, можно здесь.   

Лепнина из гипса создается в виде разных форм: розетки, карнизы, панно, украшения, потолочные украшения, декоративные маски, вазы и т. д. Каждый предмет имеет свое предназначение, формы и пропорции. Эксклюзивность интерьеру можно придать грамотным сочетанием гипсовых деталей, беспорядочное расположение лепных элементов или смешение стилей приведет к соответствующим результатам — нелепому и безвкусному оформлению.

Прежде чем начать работу, подготовьте эскиз, учитывающий количество и размеры элементов, их расположение и форму, согласно выбранного стиля. Не забудьте, что лепнина располагается не только на потолке, гипсовые детали должны находиться вокруг оконных и дверных проемов, на стенах, в интерьере. В мастерских эту работу делает профессиональный художник, а мастера по гипсу работают уже с готовым эскизом. Вам же придется сделать всю работу самостоятельно.

Что нужно знать о гипсе

Гипсовые смеси могут иметь различный состав. Помимо самого алебастра они включают различные добавки, улучшающие свойства раствора и готового изделия. Выбирая смесь, нужно учитывать, что чем она сложнее, тем качественнее будет изделие, но и тем труднее с ней будет работать. Например, особо прочные гипсовые смеси очень быстро застывают, скорость отвердения может достигать пары минут. Не имея навыков работы с гипсом, вы не сможете за это время качественно наполнить форму, поэтому такой вариант вам не подойдет. Обычный строительный гипс застывает дольше, но и качества его далеки от совершенства, хотя для тренировочного варианта и создания простых скульптурных форм он вполне подойдет.

Отличительные черты алебастра — пластичность, хрупкость, способность к расширению. Сама структура гипса в растворе очень эластичная и легко поддается лепке. Но когда материал застывает, то все детали становятся очень хрупкими и нежными, поэтому требуют особого обращения. Особенно осторожно нужно извлекать изделие из формы.

Еще одно свойство, значимое для мастера — способность гипса расширяться при застывании. С одной стороны это очень полезно, при застывании гипс способен проникать в небольшие участки формы и заполнять их, благодаря чему, правильно выполненные скульптуры из гипса имеют идеальную точность, которая им была определена формой. С другой — начинающие мастера не могут рассчитать процент расширения смеси, поэтому получают грубое изделие, требующее длительной и тщательной доработки. К сожалению, научить “чувствовать гипс” невозможно, это качество приходит с опытом.

Многие изделия требуют наличия каркаса. Начинающие мастера по гипсу часто упускают такой момент, как каркас, думая, что и без него можно обойтись. В результате их изделия существуют совсем недолго, со временем, а иногда и сразу, распадаясь на части. Задумав отливать гипсовую фигуру больших размеров, скульптуру или панно-барельеф, вы должны при разработке эскиза отметить самые уязвимые части изделия. Например, у человека или животного это будут конечности и голова, а у барельефа хрупкими будут все части, превышающие  размере ⅓ изделия. Именно эти места нужно укрепить с помощью каркаса, и экономить на конструкции нельзя. Если в качестве основы вы возьмете обычный металл, он заржавеет и ржавчина через некоторое время проступит через гипс, кроме этого, разрушаясь металл влечет появление трещин на гипсе.  

Качественная болванка — залог высокого качества отливка. Прежде чем изготовить форму для отливки лепнины или скульптуры, необходимо изготовить болванку. Этот этап один из самых трудоемких. Для изготовления матриц в домашних условиях чаще всего используется пластилин. Пластилину можно без труда придать любую желаемую форму, и он прекрасно сохранит ее, благодаря чему он отлично подходит при создании формы изготовления простейших деталей гипсовой лепнины. Еще лучше приобрести специальную полимерную глину. В отличии от довольно мягкого пластилина, она застывая, твердеет. Еще один плюс — полимеры не теряют форму в тепле так быстро, как пластилин.

На формах экономить нельзя. Планируя работать с гипсом, многие начинающие мастера совершают грубейшую ошибку, приобретая дешевые формы. На самом деле, форма является одним из самых важных инструментов, без которого невозможно получить качественный отливок. Неточность формы, ее податливость, способность к растяжению или разрывам — вот лишь малый перечень недостатков, свойственных дешевым шаблонам. В мастерских можно увидеть очень дорогие качественные формы, чаще их делают вручную, под каждый заказ. Если вы не хотите заниматься изготовлением форм вручную, приобретайте металлические формы, они не требуют особого ухода и не подлежат деформации. Металл выдерживает до 2500 процессов приготовления скульптур.

Формы из латекса или силикона дешевле, чем металлические, но прочность у таких форм намного хуже, чем у металла. Еще одна проблема — гипсовая масса в них распределяется хуже, что приводит к возникновению в готовом изделии неточностей, поэтому готовые изделия нуждаются в дополнительной обработке, а выполнить корректировку без ущерба для всего отливка не так-то просто.

После подготовки форм их нужно смазать бесцветным лаком или шеллаком для того, чтобы гипсовый раствор не прилипал к ним.

Как заливать гипс

После всех приготовлений следует приготовить гипсовый раствор. Его консистенция должна быть схожей со сметаной. Хотя, существует ряд ситуаций, когда смесь делается более густой. Очень жидкий раствор застывает дольше, кроме этого изделия из него хрупки и некрасивы.

Чтобы снизить коробление гипса, его изготавливают на известковой воде, которая может быть как гашеной, так и нет. Для приготовления хорошей массы из гипса вам потребуется 1 часть воды и 0,7 таких же частей гипса, а если вы хотите приготовить массу для вытягивания, тогда смесь следует сделать погуще – здесь вам понадобится 1 часть воды и 2 части гипса.

Перед заливкой установите форму на твердое ровное основание: она не должна качаться и двигаться.

Заливка готового раствора довольно простой процесс, вам предстоит просто наполнить форму.

Первый слой наносится на эскиз при помощи кисти, что поможет заполнить все углубления в матрице. После этого при помощи лопатки наносится следующий гипсовый слой, который должен полностью заполнить форму. На этом этапе очень важно следить за тем, чтобы в растворе не было воздушных пузырьков. Залитый гипс необходимо хорошо встряхнуть, это позволит удалить пузырьки воздуха из массы, так вы избежите образования пустот.

Если изделие имеет достаточно большой размер, то нанеся первый слой гипса, в форму следует уложить несколько проволок из меди, которые будут играть роль арматуры и позволят повысить прочность изделия.

Затем выравниваем тыльную сторону изделия и оставляем сушиться. Процесс сушки может занимать до четырех часов (до полного высыхания). Удостоверившись в готовности изделия, вынимаем его, тщательно шлифуем и покрываем специальным лаком. При соблюдении всех правил изготовления вы должны получить эстетически привлекательный, а также прочный, надежный и долговечный лепной декор.

Красим лепнину

Для придания особого вида изделию его можно покрасить краской, лучше всего выбирать светлые, пастельные тона. В классическом дизайне часто используется позолота, а в современном — серебрение. Выбирая краску, отдавайте предпочтение специализированной, предназначенной для внутренних работ. Поверхность краски также нужно закреплять лаком.

Важно! Не беритесь за создание сложных элементов до того, как набьете руку на простейшей лепнине. Попросите оценить готовое изделие профессионала и только после этого продолжайте работу дальше.

www.gessostar.ru

Изготовление гипсовой лепнины: формы и процесс производства

Качественная лепнина является красивым, стильным и роскошным украшением для любого помещения, интерьер которого выполнен в стиле барокко, антик или классика. Но услуги специалистов стоят достаточно дорого, и не каждый может их себе позволить. Однако имея в своем арсенале формы для гипсовой лепнины, инструменты, расходники и немного вдохновения, можно все сделать самостоятельно.

Что понадобится для работы

Одно из преимуществ создания гипсовых элементов — доступность. Все необходимое для творческого процесса легко найти в соответствующих (строительных, художественных) магазинах:

  • Ровный стол достаточного размера. Его поверхность необходимо выставить по уровню, малейший наклон может негативно сказаться на качестве будущего изделия.
  • Полиэтиленовая пленка для укрывания рабочей поверхности и окружающих предметов, потому что производство гипсовой лепнины сопряжено с выделением большого количества пыли.
  • Инструменты: большие и малые шпатели, пара ножей — широкий и узкий, измерительный прибор, мерный стакан, кисти разного размера.
  • Строительный пластилин для создания моделей. Он лучше держит форму и не такой липкий, как обычный.
  • Гипсовый и цементный порошок.
  • Строительный клей ПВА, силикон и пистолет для его нанесения, силиконовое масло.

Их приобретение не потребует больших вложений, поэтому любой желающий может попробовать свои силы на этом поприще.

Изготовление формы для лепнины

Сначала необходимо создать модель для заливки гипсовой смеси. Можно воспользоваться собственным воображением или найти в интернете подходящий эскиз, по которому из глины или пластилина лепится форма. При отсутствии навыков скульптора легко приобрести готовые формы для лепнины из полиуретана, которые позволяют «набить» руку на простых элементах до перехода к более сложным украшениям.

Их можно дополнить собственными элементами, изготовленными из пластилина, или избавиться от лишних частей, отрезая их. Полученная таким образом форма обрабатывается смазкой, препятствующей склеиванию деталей. После этого можно приступать к основной части работы:

  • Силиконовое масло соединяется с силиконом в пропорции 1:1 и тщательно вымешивается. При помощи кисти полученный состав наносится на всю поверхность модели. Необходимо тщательно промазывать все декоративные элементы, чтобы не оставалось воздушных пустот.
  • Сверху накладывается слой марли, который должен максимально повторять форму, но не иметь натянутых частей, иначе внутри образуется область с повышенным шансом растрескивания.
  • Через 2,5 часа пистолетом для силикона наносится следующий слой. Процедуру понадобится повторить еще дважды с промежутками, необходимыми для просушки изделия. После этого оно оставляется на два дня.

Изготовленные самостоятельно силиконовые формы отлично подходят для декоративных элементов малых габаритов. Если планируется делать массивную деталь, то необходимо залить основание из гипса с добавлением цемента и армированием из металлической проволоки.

Как приготовить качественный гипсовый раствор

Изготовление лепнины требует качественных материалов и соблюдения технологии, иначе в результате получится хрупкое изделие, которое не выдержит даже минимальных нагрузок.

В емкость с водой засыпается гипс в пропорции 0,7 частей к 1, и дается около получаса на естественное оседание порошка. Это не даст образоваться комкам и воздушным пустотам. Потом материалы тщательно перемешиваются дрелью со специальной насадкой до консистенции сметаны. Однако не стоит увлекаться, иначе это приведет к загустеванию, и работу надо будет начинать сначала.

Если в воду добавить немного ПВА, то раствор станет более пластичным, что благотворно скажется на его прочностных характеристиках. Чтобы будущая лепнина из гипса не приклеилась к форме, перед заливкой матрица тщательно обмазывается силиконовой смазкой. Небольшие встряхивающие движения в процессе позволят удалить лишний воздух из смеси.

После полной заливки основание разравнивается шпателем и оставляется на 20 минут, после чего извлекается и отправляется на просушку, где находится около суток.

kakpotolok.ru

Барельефы/лепнина на стены своими руками из гипса и других материалов

Содержание

  1. Новые материалы
  2. Виды барельефов
  3. Инструмент
  4. Технологии барельефа

Когда-то украшение интерьера лепниной и барельефами было доступно только высшей знати, богачам и большим храмам. В наши дни сделать барельеф своими руками – вопрос только труда и терпения. Достижения современных технологий позволяют обойти технические трудности создания лепнины в домашних условиях людям, не имеющим художественного образования, но не лишенным художественного вкуса и фантазии. Создать барельефы наподобие тех, что на рис. ниже, вполне под силу терпеливому и внимательному любителю.

Барельефы современной работы

Новые материалы

Помимо традиционного материала для лепнины – гипса – лепнина своими руками может быть создана из современных строительных смесей с полимерными добавками; их часто объединяют под общим названием «акриловые штукатурки». Как набирать объем барельефа строительными шпаклевочным составами, можно узнать из видео:

Видео: лепка барельефа из шпаклевки

У любителей в ходу также базовый состав из архитектурного гипса, акриловой штукатурки и клея ПВА в пропорции 1:1:0,5 по объему. Гипс и штукатурную смесь смешивают сухими и затворяют водой, т.е. добавляют воду в смесь, а не наоборот. Доводят до консистенции от теста до йогурта или обезжиренного кефира и добавляют ПВА, тщательно размешивая. Густота смеси выбирается сообразно роду работы с ней, в каком случае какая смесь нужна, см. далее.

Виды барельефов

Барельеф на стену выполняется в технике низкого рельефа (вверху слева на рис.) или высоким, с выступающими фигурами (вверху справа). Высокий барельеф называется еще горельефом. Технически горельеф отличается от низкого барельефа тем, что фигуры лепятся как круглая скульптура (см. далее). Низкий барельеф хорошо смотрится в любом освещении, кроме совсем тусклого, а горельеф выигрышнее в рассеянном свете.

Виды барельефов

В жилых помещениях, освещенных чаще всего достаточно ярко и равномерно, имеет смысл использовать смешанную технику барельефа (слева внизу), не делая фигуры очень уж выпуклыми. Как вылепить барельеф «Дерево Климта», см. напр. видео мастер класса ниже:

Видео: мастер-класс барельеф «Дерево Климта»



Гипсование на месте

Это, пожалуй, самый доступный способ сделать, скажем, лепной плафон под люстру (см. рис.) без опыта. Гипсование модели на месте отличается от предыдущего способа тем, что модель сначала клеят по месту, а гипсуют кистью. Гипсовочный раствор делают погуще, как сметана. Если лепнина на потолке, слои наносят очень тонкие, просвечивающие, чтобы не было потеков. Соответственно, слоев потребуется до 10-15 и более.

Лепной плафон под люстру

Главная загвоздка тут – материал модели. Обычно их делают из пенопласта, пенофола, полиуретана и др. мягких пластиков. Но со временем все они разлагаются. Происходит это очень медленно, но все равно, лет через 3-7 на лепнине начинают проступать грязно-серые или желто-коричневые неудаляемые пятна. Поэтому модели для гипсования на месте лучше всего лепить из соленого теста, того самого, из которого делают елочные игрушки своими руками. К штукатурке, камню и др. минеральным строительным материалам соленое тесто клеится акриловым клеем или любым монтажным. Лепнина по неудаляемым моделям из соленого теста сохраняет вид по 30-50 лет и более.

Обратное литье…

Это самый распространенный способ создания лепнины своими руками, позволяющий без чрезмерных трудов и умения получать результаты вполне профессионального облика и качества. Классическая процедура обратного литья из гипса показана пошагово слева на рис., поз. а-е. Модель 1 из гипса, пластилина, пластика и др., или образцовое изделие, которое желательно повторить/тиражировать, укладывается на плоский щит 2. Сейчас, чтобы облегчить съем изложницы с моделью, щит застилают пленкой.

Обратное литье из гипса

Затем модель промазывается тонким слоем ланолина. Использовать медицинский вазелин нежелательно, модель может прилипнуть к изложнице. Гипсовую и любую другую пористую (деревянную, из соленого теста, каменную и т.п.) модель промазывают несколько раз, давая ланолину впитаться час-два, пока на поверхности не появится сплошной жирный блеск.

Далее модель обмазывают слоем гипсового или алебастрового раствора 3 густоты теста толщиной ок. 1 см, формируя сразу выступы-анкеры 4 и ребра жесткости 5. Схватившуюся и почти затвердевшую, но еще слегка податливую обмазку обвязывают каркасом из мягкой (отожженной) стальной проволоки 6. Ветви каркаса скрепляют связками 7 из тонкой медной проволоки.

Следующий шаг – обмазка 9 густым цементно-песчаным раствором от М150 слоем толщиной до 5 и несколько более см, это уже получается литейная изложница. Тут нужно не забыть сформировать опорную поверхность изложницы 8. Спустя время набора цементно-песчаным раствором 3/4 прочности (7-20 суток, смотря по внешним условиям) готовую изложницу 10 отделяют от щита с помощью клина 11. Ну, а если щит был застлан пленкой, изложницу просто снимают.

Наконец, внутреннюю поверхность изложницы зачищают медной щеткой 12 и, при необходимости, исправляют дефекты гипсовым либо алебастровым раствором. С борта изложницы 13 снимают облой и, с его внутреннего ребра, фаску ок. 0,7 мм. В изложнице без фаски отливка почти наверняка застрянет. Перед литьем внутреннюю поверхность изложницы промазывают ланолином, как модель. Литьевой массой изложницу заполняют послойно. Как только ее предпоследний слой начнет схватываться, в него вставляют проушины с усами (справа вверху на рис.), за которые отливку потом вытаскивают. Для мелких отливов проушины можно делать из канцелярских скрепок. Последний слой заливают, когда проушины уже сидят намертво в предпоследнем, т.е. когда он совсем твердый, но еще чуть влажный. Пробовать прочность посадки проушин покачиванием недопустимо!

В настоящее время для тиражей до 15-20 шт. по старинке из гипса не льют, изложницу на такие случаи отливают из силикона (справа внизу). Модель, подготовленную, как и в пред. случае, обливают силиконом послойно, слоями толщиной по 1-2 мм, пока не будет достигнута толщина изложницы ок. 1,5-2 см. Помимо технологической простоты, силиконовая изложница позволяет получать отливки с неглубокими выемками, т.к. она эластична и растягивается.

Мини обратное литье из гипса

Также в силиконовые изложницы льют мелкие округлые гипсовые детали: ягоды (см. рис.), желуди, грибы и т.п., вплоть до мелких рыбок. В таком случае из пластилина лепят лоточек-опоку, модель лепят также из пластилина. Силикон наливают в опоку сразу весь; опоку и модель ничем не промазывают. По застывании силикона опоку просто отдирают, а модель выковыривают. Это т. наз. мини – обратное литье гипса.

…и не обратное

В гипсовом мини-литье уже используется удаляемая модель; в смысле, модель пропадает и для следующей партии отливок ее нужно делать заново. Силиконовую изложницу можно сделать и под гипсовое литье по выплавляемой модели, тогда из нее можно будет получить до 100-200 и более отливок, но уже выпуклых, без впадин. В таком случае опоку делают в виде ящика без дна из фанеры высотой на 2-3 см больше высоты модели и размера такого, чтобы зазор между опокой и моделью был не менее 1-1,5 см.

Модель формируют из воска на застеленном пленкой щите. Потом ставят опоку и пластилином замазывают зазор по низу. Далее модель послойно обливают силиконом, как в пред. случае, а когда застынет его последний слой, также послойно доливают силикона по контуру, пока опока не заполнится доверху. Как только будет залит последний слой, набивают фанерное днище. Модель выплавляют бытовым феном: самый паршивый силикон держит 140 градусов, которых фен для волос не дает.

Лепка

Лепка барельефа по месту позволяет, как сказано выше, добиться максимального художественного эффекта, но требует определенных навыков. Приобрести их можно, не записываясь на вечернее отделение художественного вуза или курсы. Достаточно попрактиковаться с пластилином; техника та же, только в работе с гипсом время ограничено – работу с очередным участком нужно закончить до начала его схватывания. Технически лепку гипса различают низкую (плоскую) и высокую (круглую).

Плоская

Техника плоской лепки из гипса показана на подборке фото ниже. Правила здесь такие. Первое, материал густоты теста или жирной сметаны наносится слоями. Второе, каждый слой сначала разглаживают, формируя заодно и рельеф, а затем подравнивают его контур. Третье, следующий слой, как и вообще в послойном заполнении гипсом, наносят на схватившийся, но еще влажный предыдущий. Четвертое, по мере наращивания слоев переходят на более мелкий инструмент. И пятое, в каждом слое работу ведут от самых тонких и мелких деталей к толстым и грубым. В данном случае – от зубчиков листа к его черешку.

Низкая лепка из гипса

О ветках

Ветки на барельефах лучше всего выводить кондитерским шприцем или, очень тонкие, медицинским. Толщину веток регулируют, сильнее и слабее надавливая на поршень (поз. 1 на рис.). Фактуру в таком случае наводят кистью, а изломы формируют кончиком мастихина. Заправляют шприц базовым раствором, а под покраску и для снежно-белого гипсуют, как не удаляемую модель на месте.

Ветки на барельефах из гипса

Сильно извилистые ветки (поз. 2) можно получить, замочив шнур или шпагат в гипсовом растворе густоты сметаны, выложив на щите, застеленном пленкой, по контуру, а по высыхании наклеив на стену. Если барельеф сборный, шнур выкладывают сразу же, присохнет он крепко. Чтобы получить ветки уменьшающейся толщины, часть прядей удаляют или, наоборот, скручивают у комля 3-5 ветвей шпагата, затем 2-3, потом оставляют одну. Если шнур просвечивает сквозь гипс, ветку догипсовывают на месте, нанося раствор кисточкой

Примечание: ветки для барельефа из гипсованного шнура можно замачивать несколько раз в тонированных замесах. Нужную расцветку получают затиркой шкуркой-нулевкой.

Острые ребра

На картинках с барельефами вы наверняка видали острые ребра. Формируются они сложенными большим и указательным пальцами, а большие – отогнутыми назад пальцами сложенных обеих ладоней. Высоту и толщину ребра меняют, плавно сдвигая/раздвигая пальцы (ладони) в движении по ходу формирования ребра. Пальцы, как и вообще для ручной лепки, должны быть слегка влажными.

Круглая

Основа круглой лепки – анатомически подобный объекту проволочный каркас, т.е. с пропорциями объекта и расположением ветвей там, где основные кости костяка. Каркас в круглой фигуре работает так же, как скелет живого существа. Сведения о скелетах можно почерпнуть из любого курса пластической анатомии человека, животных и птиц. Пластическая анатомия дисциплина не медицинского, а художественного образования. Материал там изложен с точки зрения, как лепить, а не как лечить, и рассчитан на слушателей, к тонкостям и строгостям науки не расположенным.

Фигура высотой прим. от 30-40 см лепится по каркасу так, как показано на поз. 1 рис. Для фигурок поменьше каркас делают упрощенным (поз. 2), но соблюдая принцип анатомического подобия. У человека он, кстати, не так уж сложен: рост делим на 8; 1/8 его часть и будет размерным модулем гармоничного человеческого тела, поз. 3.

Лепка из гипса по каркасу

Каркасы мелких фигурок животных делаются подобным образом (поз. 4а и 4б). Вес фигур покрупнее желательно уменьшить, чтобы меньше возни было с закреплением барельефа (см. ниже). В таком случае:

  • Базовый каркас (поз. 5а) делают объемным примерно по контурам тела минус 1-3 см на лепку, с помощью доп. ветвей из той же проволоки (поз. 5б). Вспомогательные ветви прикрепляют к основным и скрепляют между собой обмоткой тонкой медной проволокой, а еще лучше – пайкой.
  • В жидком, как обезжиренный кефир, гипсовом растворе замачивают рулончики медицинского бинта, как для гипсования переломов конечностей (см. напр. фильм «Бриллиантовая рука»), и обматывают гипсовочным бинтом каркас, поз. 5в. Замачивать нужно именно рулончики: как только бинт начнет плохо отдираться от мотка, значит, гипс начал твердеть и остаток рулона пошел в отход.
  • По полном высыхании загипсованного каркаса его послойно облепляют базовым раствором (можно применять тонирование), доводят по форме и фактуре инструментом и шкуркой, и гипсуют до чисто белого (если надо) раствором архитектурного гипса.

Примечание: для каркасов развернутых крыльев птиц, бабочек, эльфов, летучих мышей, упырей, драконов и т.п. удобно использовать тонкую и мелкую металлическую сетку. Еще вариант – ответвления основных ветвей, оклеенные бумагой или обрывками капроновых колготок.

Опора для фигур

Фигуры для самодельных горельефов лепятся отдельно; по месту слишком сложно. Поэтому у каждой фигуры должна быть плоская площадка, а на базовой поверхности – соотв. плоскость, чтобы фигуры можно было приклеить на места.

Как крепить барельефы

Горельеф с круглыми фигурами получается довольно тяжелым. Если на 1 кв. дм. его опорной площади приходится более 1,5-2 кг, барельеф нужно подкрепить. Лучше всего для этого годятся рифленые гвозди 80-120 мм, вбитые в пластиковые дюбеля. Точки крепления размечают заранее под наиболее толстыми местами, распределяя их как можно равномернее по площади. Гвоздь в дюбеле должен сидеть в стене не менее чем на глубину в 50-60 мм. Выступ над стеной – 1,5-2 см, для чего вбитый в дюбель гвоздь обкусывают. Массива барельефа над выступающим крепежным шпеньком должно быть не менее 1-1,5 см.

Супербарельеф

И в заключение – как попробовать себя в элитарной технике теневого барельефа. Потребуется для этого всего лишь кусок ГКЛ со слоем свежего базового раствора ок. 0,5 см и гвоздь 100-150 мм. С ребер острия гвоздя нужно аккуратно снять облой, чтобы получилась правильная 4-гранная пирамидка.

Пробу готовим так: накалываем гвоздем с небольшим наклоном по еще пластичному покрытию ГКЛ ровные ряды лунок в шахматном порядке и вплотную друг к другу. Наклон гвоздя и ориентацию ребер его острия относительно направлений рядов нужно выдерживать как можно точнее, чтобы лунки получились одинаково асимметричными.

Следующий шаг – выносим пробу на прямой солнечный свет и, поворачивая так и этак, и еще как-нибудь, наблюдаем игру светотени. При этом стараемся вообразить, как надо бы наколоть лунок, чтобы получился меняющийся рисунок. И, как знать, может быть, у вас обнаружатся способности к этому редкому, но необычайно эффектному искусству – теневому барельефу.

lenpas.ru

Лепнина из гипса своими руками с использованием силиконовых форм.

Доброго времени суток, уважаемые пользователи проекта «rems-info.ru». Я рад представить вашему вниманию новую статью про гипсовую лепнину. Материал, представленный здесь, является дополнением к статье «Создание форм для изготовления гипсовой лепнины в домашних условиях» опубликованной ранее. Речь пойдет о том, как создается лепнина из гипса своими руками, а также каким способом проводится её покраска и монтаж.

Время от времени я буду напоминать вам о наиболее важных моментах, которые были упомянуты мной в первой статье из этого цикла. Вследствие чего я настоятельно рекомендую ознакомиться с ней до того, как начать читать эту.

Лепнина – отличный декоративный отделочный материал. Из первой статьи вы узнали, что создать самому форму имея готовую деталь не так уж и сложно. Сейчас давайте познакомимся с тем, как её изготовить. Весь процесс я буду описывать на примере деталей различной формы и размеров, однако, принцип у всех их один и тот же. Если вы справились с инструкцией, которую я написал в прошлой статье, значит, теперь у вас есть своя силиконовая форма. Пришло время сделать так, чтобы ваши труды, наконец, принесли пользу.

Итак, начнем. Создание гипсового изделия – нехитрое мероприятие, но только на первый взгляд.

Вот несколько причин, по которым этот процесс может у вас затянуться:

  • приготовление раствора неправильной консистенции или с неправильным соотношением ингредиентов;
  • подбор неправильных составляющих раствора;
  • появление на готовом изделии пор и раковин;
  • неправильная шлифовка;
  • неправильная покраска и др.

И кроме всего этого можно ещё неправильно установить лепнину, так что узнать придется много. Если вы решили самостоятельно изготовить и украсить свой интерьер этим материалом – статья для вас обязательна к прочтению!

Шаг 1. На данном этапе занимаемся подготовкой формы

Вам необходимо удалить с её лицевой поверхности грязь, пыль и посторонние предметы. После используем разделительную силиконовую смазку. Ранее мы использовали её для отделения копируемого элемента от силиконовой формы, сейчас же будем отделять от формы уже, непосредственно, само гипсовое изделие. Промазывать следует тщательно, не оставляя пропусков.

Это очень важно, поскольку в не промазанных местах гипс может крепко сцепится с силиконом, а извлечение изделия из формы силой может привести её в полную негодность. Подготовленные формы выкладываем на столе таким образом, чтобы вы могли быстро разлить по ним раствор, пока тот не успел затвердеть.

Шаг 2. Далее приступаем к приготовлению гипсовой смеси

Основой, естественно, служит гипс. Для лепнины подойдет абсолютно любой строительный гипс, но если у вас сложное крупногабаритное изделие – воспользуйтесь маркой Г 4-Г 7.

Затворяется гипс водой. Для ускорения твердения можно использовать горячую воду, но если форма слишком больших размеров, воспользуйтесь холодной, поскольку в противном случае вы не успеете провибрировать изделие, выпустив наружу воздух.

Определившись с температурой воды, добавьте в неё клей ПВА или любой другой на водной основе.

Он необходим для того, чтобы выливаемое изделие в дальнейшем быстрее стыло и набирало прочность. Также клей ПВА играет роль пластификатора: изделие, которое вы изготовите, будет менее подвержено появлению трещин. Количество клея определяется опытным путем в зависимости от вашей формы, условий, при которых сохнет готовое изделие и так далее.

Смешав воду с добавкой и гипс, для пущего эффекта можно добавить туда ещё и цемент. Тем не менее, всевозможные добавки необязательны. Что касается смешивания, его производить следует с помощью дрели, в которую вставлен миксер. Делать всё следует быстро, поскольку смесь быстро густеет, превращаясь в кашеобразную смесь, а это уже повлияет на дальнейшее качество. Идеальная консистенция должна быть жидкой, но не сильно!

Шаг 3. Заливка формы

Полученной смесью наполняем подготовленные силиконовые формы. В процессе заливки равномерно промазываем кистью лицевую поверхность заливаемой формы.

Этот же процесс можно заменить вибрированием, если у вас под рукой есть соответствующее оборудование. И то и другое делается для удаления пузырьков воздуха. Если ничего не делать, эти пузырьки в дальнейшем приведут к появлению раковин на лицевой поверхности изготовленного изделия. Когда формы полностью наполнены гипсовой смесью – равняем тыльную поверхность шпателем.

Шаг 4. Извлечение нашего изделия и просушка

Гипсовую деталь следует аккуратно изъять из формы. Если вы внимательно ознакомились с шагом один и сделали всё правильно, на данном этапе у вас не будет никаких проблем.

Вынутое изделие следует положить на просушку. При нормальной комнатной температуре вполне хватит 24-х часов.

Шаг 5. Зачистка и покраска выполненной нами лепнины из гипса

Когда изделие высохло и даже немного побелело, приступаем к его зачистке.

Это важный этап. Если сделать что-то неаккуратно, вы испортите всё, ранее проделанную, работу. Используйте мелкую наждачную бумагу, чтобы убрать все шероховатости и незначительные неровности на поверхности изготовленной лепнины. На тыльной стороне, которая в дальнейшем будет крепиться к основанию, нацарапайте сетку.

Это нужно для того, чтобы лепнина лучше сцепилась с ним. Далее изделие грунтуется с двух сторон, но для каждой из них этот процесс немного отличается. Тыльная сторона грунтуется обычной грунтовкой, тогда как наружная — грунтовкой сразу смешенной с краской. Благодаря этому способу краска ложиться ровнее, её расход сокращается, покрываемая поверхность более прочная и устойчива к внешнему воздействию. Покраску следует производить в несколько слоев. Их количество не ограничено. Повторять цикл нужно до тех пор, пока лепнина из гипса не станет идеально белой. Обычно хватает 3-4 слоя.

Шаг 6. Монтаж лепнины на поверхность основания

Поверхность основания предварительно должна быть подготовлена. Сюда входит удаление пыли, мусора, выравнивание и грунтование. Крепеж мелкой легкой лепнины производится с помощью шпатлевки или клея. Клей можно использовать либо специальный для лепнины, либо тот, что используется для приклейки потолочных плинтусов. Особо крупные и тяжелые гипсовые изделия следует крепить ещё и на саморезы. После, отверстия надо будет зашпаклевать. Кстати, в этом случае действия, связанные с покраской, описанные в шаге пять, следует произвести уже после монтажа.
Собственно, шестой шаг был завершающий. После выполнения всех, вышеописанных действий, вы увидите результат своей работы, красиво украшающий вашу стену или потолок.

Удачного вам всем ремонта!

rems-info.ru

Лепнина из гипса своими руками

Подобранная со вкусом лепнина из гипса способна почти мгновенно преобразить интерьер до неузнаваемости, придать ему изысканность и благородство. В течение многих веков гипсовый декор является эффектным украшением внутренних помещений и фасадов зданий, наделяя каждое строение своим неповторимым характером и стилем.

Гипсовая лепнина

На протяжении многих веков для производства лепнины использовался только строительный гипс. Сегодня, благодаря большому выбору пластифицирующих компонентов, изготовление гипсовой лепнины превращается в более простой и доступный процесс, а полученные изделия отличаются повышенной прочностью и устойчивостью к механическим повреждениям. Отличные физические характеристики гипса дополняются его эстетическими достоинствами.

Главное преимущество лепнины из гипса – это ее экологичность и абсолютная безвредность. Гипс устойчив к возникновению плесени и грибка, его поверхность не является благоприятной средой для различных микроорганизмов. Основной недостаток гипсовых декоративных изделий – тяжелый вес. Поэтому при монтаже лепнины из гипса необходимо уделить тщательное внимание подготовке поверхности и несущей способности конструктивных элементов, к которым будут крепиться изделия.

Подготовительные работы

Замешивание гипса

Выбирая для оформления различные декоративные элементы из гипса, необходимо ориентироваться на стилистику окружающего пространства, свой вкус, личные пожелания, а также на габаритные параметры помещений. Тем более, современные тенденции интерьерной моды позволяют сочетать архитектурный декор, выполненный в классическом стиле с современными стилями дизайна, такими как минимализм, хай-тек и авангардизм. К тому же лепнина может производиться в большом ассортименте. Среди широкого выбора гипсовых изделий можно найти: колонны, потолочные розетки, карнизы, молдинги, кронштейны, пилястры и другие элементы. Однако для того, чтобы изготовить любую продукцию из гипсовой лепнины сначала нужно сделать шаблон, специальную модель-форму будущего изделия.

Создание формы

Формы для гипса

Модель лепнины заранее прорисовывается или берется готовый шаблон, если речь идет о реконструкции или реставрации помещения. Следует помнить, что размеры формы должны быть несколько больше, чем необходимая модель. Использование специального пластилина позволяет изменять шаблон неограниченное число раз, пока не получится нужное изделие.

Технология изготовления

Изготовление гипсовой лепнины

После подготовки эскиза лепнины приступают к производству выбранного типа изделий. Для гипсового состава необходимо приобрести качественный, сертифицированный гипс, который хранился и транспортировался в соответствии с действующими стандартами и инструкцией производителя. Гипс растворяют водой до состояния сметаны. Для ускорения затвердения изделий можно воспользоваться горячей водой. Однако если планируется изготовление модели больших размеров, то лучше использовать воду комнатной температуры, чтобы избежать быстрого затвердевания и неравномерного распределения раствора.

Специалисты рекомендуют добавлять в состав ПВА или другой клей на водной основе для придания пластичности. Изделия с добавлением ПВА быстрее набирают прочность. Лепнина с клеевым составом менее подвержена возникновению сколов и трещин. Количество ПВА или любого другого клеевого состава вычисляют опытным путем в зависимости от формы изделия и его сложности. Для крупных изделий многие производители добавляют белый цемент и дополнительные пластификаторы.

Производить замес нужно быстро, иначе смесь загустеет, превратившись в непластичный состав. Смешивать готовый состав лучше всего дрелью. Идеальный раствор должен быть похож на жидкую сметану, но не очень редкую.

Процесс изготовления гипсовой лепнины

Полученным составом заполняют подготовленную форму, заранее промазывая кистью всю внутреннюю поверхность шаблона. Если в распоряжении есть специальный вибростол или другое соответствующее оборудование, то можно дополнительно выполнить процесс вибрирования для удаления лишних пузырьков воздуха. Это помогает избежать появления раковин в гипсовом составе и на лицевой поверхности готовых изделий. После наполнения формы тыльную часть лепнины нужно тщательно выровнять шпателем.

Через определенный промежуток времени гипсовую деталь очень бережно вынимают из формы и отправляют ее на просушку, срок которой зависит от толщины и размеров изделия. Как правило, стандартной лепнине достаточно одних суток до набора необходимой прочности.

stroysvoimirukami.ru