Как правильно катать катком асфальт – Технология уплотнения асфальтобетонной смеси катками

Содержание

Технология уплотнения асфальтобетонной смеси катками

Соблюдение технологии уплотнения асфальтобетонных смесей напрямую влияет на долговечность и надежность дорожного покрытия. Любая небрежность или нарушение очередности операций уменьшает прочность полотна на 20% и более.

Актуальные требования к организации дорожного строительства отражены в СНиП 3.06.03-85. В этом же сборнике нормативных документов приведена и последовательность действий при асфальтировании дорог различными типами дорожной спецтехники.

Практика показала, без парка специализированной техники быстро построить качественную дорогу, независимо от категории, невозможно. Наиболее перспективна технология уплотнения асфальтобетонной смеси катками в комплексе с асфальтоукладчиком. Первичное подуплотнение трамбующим брусом или виброплитой уменьшает величину сдвиговой волны горячего асфальта при укатке. Благодаря этому получают более плотную структуру дорожного покрытия.


Предварительное уплотнение асфальта — подкатка

Асфальтоукладчик формирует ровный слой асфальтобетнной смеси заданной толщины. На этом же этапе происходит первичное уплотнение асфальта виброплитой или трамбующим брусом. Последующую подкатку выполняют

гладковальцевыми тандемными виброкатками HD 75 фирмы HAMM, весом 7 или 6 тонн.

Технология уплотнения асфальта на предварительном этапе предполагает выполнение следующих операций:

  1. Предварительное упрочнение и подуплотнение горячей смеси 2-3 проходами катка, работающего в статическом режиме.
  2. 5-6 проходов катка по следу с включенным вибратором. Вибрационная нагрузка применяется исключительно при движении от асфальтоукладчика. Возвращение к укладчику выполняют при работе вальцов в статическом режиме. В этом случае нагон сдвиговой волны уменьшается.

Уплотнение асфальта катком на этапе подкатки требует соблюдения следующих параметров:

  • Допустимая нагрузка в статическом режиме 1,75-1,85 кг/см2, при работе вибратора 2,4-2,6 кг/см2 при частоте до 39 ударов в минуту. Превышение этих показателей приводит к появлению дефектов на покрытии в виде трещин, неровностей или сдвигов.
  • Уплотнение выполняется продольными заходами от наружной кромки захватки с постепенным перемещением к оси дороги. 100 мм полоса у осевой кромки укатывается при уплотнении следующей смежной полосы асфальта.
  • Каждый предыдущий след перекрывают на 30 см. Скорость перемещения катка не должна превышать 4.8-5.6 км/ч.
  • Подходы выполняются возвратно-поступательными движениями ведущими вальцами вперед.

Основной этап уплотнения асфальтобетонных смесей

После проведения работ по предварительному уплотнению, происходит процесс доуплотнение оставшихся слабых мест и общая отделка дорожного покрытия с применением катков на пневмошинах GRW 15, весом 11 тонн. Работы выполняют пневмокатками с весовой нагрузкой 20 тонн с учетом балласта. Важную роль играет одинаковое давление воздуха во всех шинах, оно должно составлять 8-8,5 атмосфер. В процессе укатки каток совершает 8-10 проходок по одному следу с допустимой скоростью перемещения 3,7-6,4 км/ч. Перекрытие смежных следов не должно быть меньше, чем 30 см. Такая технология уплотнения асфальтобетонного покрытия улучшает его прочностные характеристики, увеличивает устойчивость к динамическим нагрузкам.


Финишная укатка асфальта катками

Для финишной укатки асфальта катком технологией предусмотрено применение гладковальцевых статических катков CS 141/142 фирмы Dynapac, общим весом с балластом 13 тонн. Основной целью завершающей стадии укатки является устранение следов от шин пневмокатков и других дефектов поверхности. На завершающем этапе устраняют оставшиеся дефекты, включая следы от шин пневмокатка. При достаточной температуре асфальта (800С) происходит окончательное уплотнение структуры материала. Для завершения работ потребуется 5-8 проходов с перекрытием каждого следа на 30 см., при допустимой скорости движения 4,8 км/ч. Контактные давления вальцов этого катка превышают показатели предыдущих катков.

Качество уплотнения асфальтобетонного покрытия определяют, используя коэффициент уплотнения асфальта. Эта величина показывает соотношение фактической и нормативной плотности материала. Пробы для определения коэффициента берут через 1-3 дня после уплотнения горячих смесей. Качественный асфальтобетон типа А, Б имеет показатель 0,99, а для смеси типа В нормативный коэффициент 0,98.

moscow.roads-pro.ru

Какими катками надо укатывать асфальт. Подготовка основания под укладку асфальта

Экологичность

Цена

Практичность

Внешний вид

Простота изготовления

Трудоемкость при использовании

Итоговая оценка

На данный момент считается самым популярным материалом, используемым для дорожного покрытия. Он достаточно надежен. При этом для больших нагрузок предназначаются маркировки асфальта с наилучшими показателями, например, такие, как М1200. Материал несколько меньшей плотности (М1000) уже не способен выдерживать вес многочисленных машин, поэтому его обычно применяют лишь для прокладки дорожек и тротуаров.

Изначально следует разметить ту территорию, на которой предполагается прокладка асфальта. Все работы будут зависеть от того, для каких целей предполагается использовать покрытие. Так, для «легкой» трассы, по которой не предполагается движения большого потока транспорта, понадобится всего один слой щебня, но вот при постройке магистрали уже необходимо будет использовать как минимум три его слоя.

Фракции укладываются от самой большой к наименьшей и очень тщательно прикатываются катком. На первом этапе необходимо формирование особой подушки, на которой и будет расположен асфальт.

Если необходимо, чтобы покрытие шло вровень с окружающей территорией, то сначала потребуется вырыть нужной глубины котлован, а после укладки в него щебня приступать непосредственно к наливке асфальтовой массы. Все дорожные работы по укладке асфальта проводятся согласно требованиями СНИП и ГОСТа.

Существует два основных способа устройства дорог из асфальта:

  1. Холодный. Обычно применим для ремонта, так как он очень быстро схватывается и уже вскоре можно будет использовать покрытие в полной мере;
  2. Горячий. Применим при прокладывании новой дороги. В данном случае битумная смесь должна быть укатана до того момента, как она начнет остывать.

Расход битума при ремонтировании покрытия должен быть не меньше 0,5 л. А вот расход асфальта при прокладке новой трассы высчитывается отдельно. Здесь необходимо учитывать не только размеры дороги, но и ее структуру, а так же другие дополнительные факторы.

При работе обязательно нужно использовать специальный термометр, позволяющий определить температуру стройматериала. Постоянный контроль этого показателя важен, так как после остывания битум уже будет непригоден для прокладки дороги.

На видео — технология укладки холодного асфальта:

Нанесение пропитки

На данный момент имеется три вида пропиток, входящих в состав дорожного покрытия:

  • На основе полимера из акрила. Одно из дорогостоящих покрытий, которое используют лишь на ограниченных территориях. Например, таких, как теннисные корты. Они обеспечивают высочайшие качества защиты, а так же выпускаются в нескольких цветовых гаммах.
  • Каменноугольная смола. Модифицированное покрытие, которое способно не поддаваться воздействию нефтепродуктов. Благодаря особым составляющим обеспечивается не только долговременная служба, но и качественный цвет.
  • Асфальтовая эмульсия. Достаточно распространен и доступен, однако не обеспечивает должной защиты, из-за чего полотно может вскоре потребовать ремонта.

При образовании трещин на проложенном асфальте уже не используют в качестве заливки битумную смесь. Для данной цели применяется герметик, который после посыпается мелкой крошкой цемента. Предотвратить их появление и обеспечить наилучшую прочность позволяет использование специальных сеток под асфальт. При помощи них производится надежная сцепка покрытия, улучшаются и продлевается срок его службы.

Уплотнение — это очень важный этап при прокладке покрытия. Для этой цели возможно использовать специальные машины для укладки: каток, виброплиту или асфальтоукладчик. Каждый из этих видов техники достаточно мобилен, но обладает некоторыми преимуществами перед другими типами укатки. Так, виброплита обладает наилучшей маневренностью, а асфальтоукладчиком можно осуществлять как минимум два типа работ.

На фото — процесс уплотнения покрытия при укладке асфальта

Укладка асфальта своими руками

В частном строительстве, используя асфальт, делают отмостки, устраивают дорожки и тротуары.Помимо этого асфальт возможно применять для формирования кровельного покрытия и проведения внутридворовых работ.

При прокладывании дорожек самостоятельно, работа производится поэтапно:

  • Изначально снимается до 30 см почвогрунта и убирается весь мусор;
  • Далее устанавливаются бордюры, которые послужат не только дополнительным украшением, но и предотвратят расползание битума;
  • На данном этапе создается подушка. Щебневой слой должен достигать 15 см, после укатки которой можно насыпать более мелкую фракцию щебня и вновь укатать. Последним слоем будет песок. Его достаточно будет 5 см. После создания подобной подушки потребуется залить ее водой и прикатать ручным катком;
  • Горячий асфальт необходимо равномерно раскидать по всему периметру дорожки. Далее для разравнивания бугров необходимо применять швабру-движок, постепенно заполняя все ямки новыми порциями асфальта. Поскольку материал достаточно быстро застывает, необходимо несколько работников, которые будут осуществлять всю работу;
  • Когда участок дороги будет заполнен асфальтом и разровнен, необходимо ручным катком уплотнить его. Предварительно пот

greatphis.ru

Уплотнение асфальтобетонной смеси катками: коэффициент плотности

Для строительства прочных и долговечных дорожных покрытий специалисты прибегают к уплотнению и выравниванию асфальтобетонной смеси. Уплотнение асфальтобетонных покрытий осуществляется при помощи дорожных катков. Этот вид техники был разработан для укладки дорог. При уплотнении покрытия определяющее значение имеют вес механизма и диаметр специального вальца. Самыми популярными считаются самоходные дорожные катки. Для работ со щебеночными покрытиями чаще всего применяется прицепная техника, которая уплотняет материал за счет своего веса. Это помогает достичь нужного коэффициента плотности бетонного покрытия.

Как выбирать технику?

На современном рынке представлены разные модели катков, выбор которых будет зависеть от покрытия, погодных условий, масштабов работ. Отечественная техника стоит дешевле импортной, для нее годится любой вид топлива. Согласно текущим тенденциям, сегодня значительно увеличилось число типоразмеров дорожных катков. Таким образом, выбор устройств для укладки тех или иных смесей стал шире и вместе с тем сложнее. Размер техники связан с ее возможностями. Самые важные из них — толщина асфальтобетонного слоя, а также производительность при разной толщине смеси. Чтобы определить нужный размер, следует знать обо всех типах катков и нескольких группах основных типоразмеров, с помощью которых можно уплотнить асфальтобетонный слой.

Вернуться к оглавлению

Виды и преимущества

Специалисты различают несколько видов машин, которые используются с целью уплотнения бетонных смесей. Вы можете выбрать статический, вибрационный или пневмоколесный каток — в зависимости от поставленной задачи и типа покрытия. Ведущие мировые и отечественные производители создают технику, которая сочетает в себе одновременно несколько решений, способствующих ее максимально безопасному, удобному и эффективному использованию. Среди преимуществ применения машин выделяют следующие:

  • возможность обзора того места, которое было выбрано для проведения работ, а также установки специальной защиты для рабочего;
  • снижение вредных выбросов в атмосферу и шума при работе техники;
  • привод автоматически выключается до остановки катка;
  • использование направленного типа вибрации вместо кругового, за счет чего увеличивается давление на асфальтобетонную смесь;
  • наличие скребков для очистки;
  • установка дополнительного оборудования для уплотнения покрытия у стен, а также для удаления кромки лишней смеси.

Существует три вида машин:

  1. Один вибрационный валец и задняя ось с тремя или четырьмя пневматическими шинами.

    Вибрационные. Их масса составляет одну тонну. Как правило, такая техника оснащена одним вибратором. Он осуществляет вертикальные вибрации одновременно на два вальца, а затем — на уплотняемые асфальтобетонные покрытия. Катки управляются вручную либо при помощи механических пневмоколес, присоединенных к механизму шарнирами.

  2. Статические. Машины-тандемы со встроенными приводными и рулевыми вальцами. Покрытие становится более прочным за счет регулирования процесса балластировки перед уплотнением. Оснащены жесткой рамой. Такие машины весят в среднем шесть-двенадцать тонн-сил.
  3. Пневмоколесные (от семи до одиннадцати шин). Процесс уплотнения регулируется при помощи балластировки либо повышения/снижения давления в специальных шинах. Техника весит десять-тридцать пять тонн-сил.
Вернуться к оглавлению

Уплотнение

Значение коэффициента уплотнения бетонной смеси равняется показателю достигнутой плотности к расчетной. Идеальный коэффициент можно получить при виброуплотнении смеси в соответствии с государственным стандартом. Коэффициент плотности и эффективность виброуплотнения будут зависеть непосредственно от используемой техники, составляющих смеси. Нужной плотности асфальтобетона можно достичь и при использовании обычных машин. При этом результат будет зависеть от веса и вида техники, числа проходов, плотности бетонного слоя. Необходимо помнить, что при укладке вальцы должны оставаться отполированными, гладкими. Чтобы избежать налипания асфальтобетона на вальцы, их следует смачивать водой либо обмазывать нефтью.

Уплотнение асфальтобетонной смеси.

Чтобы добиться нужного коэффициента плотности покрытия, смесь обрабатывают посредством самоходных катков (трех- или двухвальцевых), виброкатков, машин с пневмошинами. Недоступные места покрытия утрамбовывают. Механизмы
на пневмошинах, получившие широкую популярность при работе с асфальтобетоном, позволяют обеспечить необходимый коэффициент уплотнения покрытия, отрегулировать давление воздуха в пневмошинах. Это помогает достичь нужной плотности основной части бетона. Лучший показатель коэффициента можно получить при наличии достаточного количества колес на одной из осей машины.

Процесс нужно начинать сразу после завершения укладки асфальтобетона. Так можно добиться лучшего показателя коэффициента плотности бетонной поверхности. Для этого важно учитывать температуру раствора: в горячем состоянии он становится пластичнее, следовательно, легко уплотняется. Cо снижением температуры состава уменьшается и коэффициент плотности. При этом увеличиваются затраты труда и расход средств для уплотнения. При низкой температуре может резко снизиться производительность. Важно помнить, что в процессе уплотнения подготовленная почва должна быть влажной. Задействование дополнительной специальной техники или средств более эффективно для тонкого бетонного слоя, нежели для толстого.

Вернуться к оглавлению

Схемы

На заранее подготовленное полотно необходимо завезти грунт, затем разровнять его с помощью автогрейдера и определить нужную ширину. После этого грунт следует уплотнить за счет нескольких проходов самоходной техники с пневмоколесами до необходимого коэффициента плотности. Это поможет облегчить распределение цементного раствора. Планировка подготовленного грунта должна выполняться с помощью профилировщика. Специалисты распределяют раствор цемента, применяя специальные средства. Работники начинают процесс уплотнения с использования легкой укладочной техники с отшлифованными вальцами из металла, делая по три-четыре прохода катком по каждому следу. После этого применяют тяжелые машины, с помощью которых делают по двадцать-тридцать проходов.

При применении вибрационной или самоходной техники с пневмоколесами рабочим требуется совершать меньшее количество проходов. Укатка завершается, когда после проходов по бетону тяжелой машины на нем не отпечатываются следы.

Вернуться к оглавлению

Исправление дефектов

Проверка равномерности распределения смеси.

Во время проведения работ работники проверяют равномерность распределения асфальтобетона. Дефекты, выявляемые на поверхности, разделяют на две основные группы. Они могут быть связаны с состоянием, функциями оборудования или со свойствами бетонного раствора. Если к появлению дефектов привели свойства компонентов, входящих в состав раствора, их устраняют при помощи добавления новых ингредиентов либо меняют технологию его изготовления, хранения, транспортировки. Существуют дефекты, которые способны возникать из-за применения того или иного оборудования. Появившиеся неровности специалисты исправляют вручную.

Вернуться к оглавлению

Влияние погодных условий

На состояние бетонной поверхности или раствора влияют два основных фактора – погодные условия и толщина асфальтобетонного слоя. Работы, которые были начаты при плюсовой температуре, можно продолжать до завершения. Но что делать, если температура воздуха резко снизилась, начались осадки и усилился ветер?

Если проведение такого вида работ запланировано на холодное время года, следует заранее к ним подготовиться. Необходимо подумать, в каких обстоятельствах придется работать людям. Для максимально безопасных и комфортных условий нужно подготовить автотранспорт, уплотняющие машины и выбранный объект. В противном случае халатное отношение к рабочему процессу может привести к непредсказуемым последствиям.

Самыми сложными в подобных условиях считаются укладка и уплотнение бетонного раствора. До начала процесса необходимо провести предварительные организационные и инженерные мероприятия, принять взвешенное решение относительно технологии исполнения предполагаемых операций.

kladembeton.ru

Последовательность и правила выполнения работ

Строительные машины и оборудование, справочник
Последовательность и правила выполнения работ

Категория:

   Машины для укладки асфальта



Последовательность и правила выполнения работ

Устройство оснований и покрытий из асфальтобетонной смеси включает в себя следующие операции (рис. 128): – очистку основания от пыли и грязи I; – смазывание битумными композициями II; – доставку асфальтобетонной смеси и укладку ее в нижний слой асфальтоукладчиком III; – укатку нижнего слоя легким катком IV; – укатку нижнего слоя тяжелыми катками V; – задел готового нижнего слоя для устройства верхнего слоя VI; – доставку асфальтобетонной смеси и укладку верхнего слоя асфальтоукладчиком VII; – укатку верхнего слоя легким катком VIII; – укатку верхнего слоя тяжелыми катками IX.

Асфальтобетонные основания и покрытия устраивают в соответствии со СНиП Ш-Д.5—73 и «Руководством по строительству дорожных асфальтобетонных покрытий» Мин-трансстроя СССР (1978 г.).

Очищают поверхность нижнего слоя материала механическими щетками или сжатым воздухом от передвижного компрессора. Иногда используют ручные скребки. Слой материала должен быть сухим и не-промерзшим. Влажный материал высушивают нагревателями.

Очищенную поверхность нижележащего слоя асфальтобетона для лучшего сцепления с вышележащим слоем обрабатывают битумными композициями. Для обработки используют жидкие битумы, а также вязкие битумы, разжиженные керосином или жидким битумом. Битумные композиции разливают автогудронатором за 3—5 ч до начала укладки. На обработку одного квадратного метра основания расходуют 0,5—0,8 л, а нижнего слоя покрытия— 0,2—0,3 л битума.

Доставляют асфальтобетонную смесь на участок строительства автосамосвалами. В процессе выгрузки смеси следят за тем, чтобы весь материал был удален из кузова автосамосвала во избежание застывания смеси. Асфальтобетонную смесь укладывают и укатывают звеном машин. В звено по устройству оснований и покрытий входят один три асфальтоукладчика и не менее четырех катков на каждый из них. Количество тяжелых катков в звене больше, чем легких. Рекомендуется использовать катки с гладкими вальцами и пневмоколесные.

В результате укладки ряда полос материала на поверхности слоя образуются швы. Некачественное устройство продольных и поперечных швов является прежде всего местом начального разрушения покрытия. Правильно выполненные швы незаметны на покрытии и плотность асфальтобетона на их месте не отличается от плотности других участков.

Лучшее продольное сопряжение полос получается при одновременной работе на смежных полосах двух асфальтоукладчиков. Они смещаются по ходу один от другого на расстояние 10—30 м.

В местах сопряжений края ранее уложенной полосы обрубают вертикально по шнуру, разогревают или укладывают на ранее уплотненный слой валик горячей смеси шириной 15—20 см, который перед укладкой смежной полосы убирают.

Для обрубки краев полосы применяют пневматические инструменты.

Чтобы избежать недоуплотнения в месте продольного стыка, около этой кромки толщину материала увеличивают на 1—2 см по сравнению с толщиной в других местах. Перед началом работы выглаживающую плиту нагревают. С помощью трамбующего бруса предварительно уплотняют смесь, что уменьшает объем работы катков до 25%.

После работы асфальтоукладчика может остаться неуложенная узкая полоса. В это место разрешается укладывать смесь вручную одновременно с работой асфальтоукладчика. Таким образом после уплотнения не получается лишнего шва на покрытии.

Поверхность слоя, уложенного асфальтоукладчиком, должна быть ровной, однородной, без раковин и разрывов.

Смесь уплотняют при продольном движении катков. Очередные проходы катков выполняют с поперечным смещением их на 20—30 см от краев к середине. Первые проходы делают по продольному сопряжению с ранее уложенной полосой. Чтобы получить ровное покрытие, каток должен начинать движение и выполнять реверсирование плавно. Запрещается одновременно трогать с места или реверсировать, вибрационный каток и включать вибровозбудитель. Не следует останавливать каток на недоуплотненном покрытии.

Количество проходов катков по одному месту зависит от состава смеси, погодных условий и составляет: легких с гладкими вальцами 2—4, пневмоколесных 8—10 и тяжелых с гладкими вальцами 15—18. В начале уплотнения скорость катков составляет 1,5—2 км/ч. Затем ее увеличивают: для легких (вибрационных) катков до 3 км/ч, средних и тяжелых с гладкими вальцами до 5 км/ч и пневмоколесных до 8 км/ч и более.

Наибольшая плотность после укатки достигается при использовании смеси с максимальной температурой нагрева.

Ниже приведена рекомендуемая температура горячих смесей, °С, при которой достигается эффективное уплотнение следующих типов смеси:
Крупнозернистые 140—160
Среднезернистые 120—140
Мелкозернистые 100—130
Песчаные (из дробленого песка) 130—140
Песчаные (из природного песка) 90—120
Смеси для нижнего слоя 120—140

Топливо, смазочные материалы и другие жидкости, попадая на покрытие, вызывают раковины. Поэтому для заправки машин необходимо съезжать с уплотняемого материала. С этой же целью не разрешается цспользовать в системах смачивания вальцов и шин катков соляровое масло и мазут.
После окончания уплотнения нижнего слоя оставляют определенный задел до места строительства верхнего слоя. Этот задел обеспечивает бесперебойную работу машин на верхнем слое материала.

Устройство оснований и покрытий из цемемтогрунтовой смеси производят путем смешивания грунта с цементом на месте работ с помощью дорожных фрез или однопроходных грунтосмесительных машин, а также путем приготовления смеси в станционарных смесительных установках. Для повышения точности дозирования грунта, цемента, воды и других веществ и улучшения условий перемешивания целесообразно использовать стационарные установки. Прочность укрепленного грунта повышается в среднем на 20—25% по сравнению с прочностью, достигаемой при смешивании дорожной фрезой.

При стационарном методе приготовления цементогрунтовой смеси смесительную установку располагают в карьере или на цементо-бетонном заводе. Дозирование вяжущих материалов и увлажнение смеси производят с учетом естественной влажности грунта и погодных условий при работе на дороге. Если используют связный грунт, то его предварительно размельчают. Количество глинисто-пылеватых комков крупнее 5 мм после размельчения не должно превышать 25%.

Готовую смесь транспортируют к месту работ автомобильным транспортом и укладывают с помощью распределителей щебня или бетоноукладочных машин. Если эти машины отсутствуют, допускается выгружать смесь на середину проезжей части и затем распределять ее по всей ширине автогрейдерами или планировщиками. Укатку смеси необходимо заканчивать не позднее чем через 3—5 ч с момента ее увлажнения. Уплотнение после указанного времени не дает результатов, так как смесь схватывается.

Эффективно уплотнять цементогрунтовую смесь пневмоколесными катками, в том числе прицепными. Для уплотнения смеси требуется 10—15 проходов катков по одному месту. Для уплотнения краев укладывают брусья, которые предохраняют материал от сползания. Если смесь подсыхает, то для повышения плотности укатки поверхность слоя увлажняют.

Уложенный и уплотненный слой цементогрунта достигает максимальной прочности после окончания схватывания цемента, т. е. через 28 сут. В этот период необходимо предохранять слой от потери влаги. Для защиты от испарения применяют пленки из разжиженного битума или лак-этиноль. Пленкообразующие вещества разливают автогудронатором (0,5—1 кг/м2 покрытия). В жаркую погоду розлив повторяют через неделю. Для сохранения влажности цементогрунта на его поверхность насыпают песок слоем 3—4 см, который увлажняют в течение 10 дн.

Устройство шероховатых асфальтобетонных покрытий производят с помощью асфальтоукладчика. Если асфальтобетонная смесь не обеспечивает требуемой шероховатости, то в нее втапливают черный щебень. Для получения черного щебня щебень высушивают, нагревают и обрабатывают битумом или дегтем в стационарных смесителях. Количество битума составляет 1,2—1,5% от массы щебня. При недостатке битума щебень отрывается от покрытия, при избытке — снижается шероховатость.

Способ втапливания щебня заключается в следующем. По поверхности асфальтобетонного покрытия один-два раза проходят легким катком. Число проходов катка устанавливают опытным путем. Иногда достаточно прохода асфальтоукладчика с включенным трамбующим брусом. Слой толщиной в одну щебенку черного-щебня рассыпают механическим распределителем или вручную и окончательно уплотняют покрытие средними и тяжелыми катками с гладкими вальцами. В заключительной операции уплотнение рекомендуется проводить самоходными пневмоколесными катками.. Наиболее благоприятные температуры для втапливания черного щебня в уложенные горячие смеси составляет 90—110 °С и в теплые — 60—80 °С.

Второй способ — способ поверхностной обработки покрытия — заключается в том, что на его поверхность наносят слой органического вяжущего материала (битума, битумной эмульсии), распределяют слой щебня и уплотняют катками. При этом способе применяют не обработанный битумом щебень и черный щебень. Щебень. укладывают с помощью распределителя также в слой толщиной а одну щебенку и немедленно уплотняют средними катками за четы-ре-пять проходов по одному следу. Для повышения шероховатости применяют нагретый и холодный черный щебень.

В течение первых 8—10 дн. эксплуатации удаляют незакрепив-шийся щебень, ограничивают скорость движения транспорта до 40 км/ч и регулируют движение по ширине покрытия. Движение-транспорта разрешают не ранее чем через сутки после уплотнения.

Производительность механизированного звена при устройстве асфальтобетонного покрытия зависит от скорости асфальтоукладчика и катков, ширины укладки слоя и длины полосы укладки смеси. Скорость асфальтоукладчика должна быть максимальной при условии отсутствия разрывов материала в укладываемом слое.

При работе асфальтоукладчиков рекомендуется использовать уширенные рабочие органы, что увеличивает ширину укладываемой полосы, сокращая одновременно количество непроизводительных переходов машины на новую полосу.

Длину полосы укладки смеси асфальтоукладчиком выбирают такой, чтобы по возможности меньше оставалось ручных работ по подсыпке смеси в местах продольных стыков. Увеличение длины полосы уменьшает количество переходов асфальтоукладчика, однако объем ручных работ резко повышается. Производительность звена машин при этом падает. Для теплой смеси при температуре окружающего воздуха 10-—20° С длина полосы равна 70—250 м, для этой же смеси при температуре воздуха выше 20е С, а также для холодного асфальтобетона — не более 500 м.

Рекомендуемая длина полосы укладки горячей асфальтобетонной смеси дана в табл. 12.

Таблица 12. Рекомендуемая длина полосы укладки горячей асфальтобетонной смеси

Максимальная производительность катков достигается при переменном скоростном режиме работы, предусматривающем увеличение скорости к концу процесса уплотнения. Скорость выше 5 км/ч для катков с гладкими вальцами и выше 10 км/ч для пнев-моколесных катков снижает качество уплотнения.

Особенности укладки и уплотнения горячей, теплой и холодной асфальтобетонной смеси заключаются в следующем. В теплое время года при поступлении горячей и теплой смеси с завода производительностью до 35 т/ч с асфальтоукладчиком работает звено катков: один легкий и два тяжелых. При большем поступлении смеси число катков увеличивают до четырех. Во время работы на нижнем слое легкий каток заменяют тяжелым. Весной и осенью звенья машин составляют из средних и тяжелых катков. Количество проходов статических катков с гладкими вальцами на горячих смесях составляет: легких или средних 2—4, тяжелых 15—18. Число проходов уточняют пробной укаткой. Ровность уложенного слоя оказывает влияние на плотность асфальтобетона. При ручной укладке ровность поверхности ухудшается. В местах выступов плотность увеличена, в местах впадин уменьшена. Выравнивание плотности обеспечивается увеличением числа проходов катков (при ручной укладке) на 3—5.

Если один из катков в звене вибрационный, то первые два прохода он делает с выключенным вибровозбудителем, затем три-четыре с включенным. После этого уплотнение производят более тяжелым статическим катком.

При использовании в звене дополнительно пневмоколесного катка в технологическом потоке его устанавливают между легким и тяжелым катками с гладкими вальцами. Легкий каток делает 2—3 прохода, пневмоколесный каток 8—10 проходов и тяжелый каток с гладкими вальцами 2—4 прохода.

Легкий статический каток можно не применять. В этом случае пневмоколесный каток делает 10—12 проходов.

В отличие от горячих смесей холодные укладывают асфальтоукладчиком с выключенным трамбующим брусом.

Холодные смеси уплотняют преимущественно пневмоколесными катками, которые выполняют 6—10 проходов по одному следу. Можно также применять при их отсутствии легкие и средние статические катки с гладкими вальцами, которые должны делать 6—8 проходов. Если применяют виброкатки, то число проходов с выключенным вибратором составляет 4—6. Тяжелые катки вызывают появление трещин, поэтому на холодных смесях их обычно не применяют. Окончательное уплотнение покрытий из холодных смесей достигается движущимся транспортом.

Выполнение работ в холодное время года характеризуется рядом особенностей. Пониженными температурами воздуха для укладки асфальтобетонной смеси считаются температуры ниже 5 °С весной и ниже 10 °С осенью.

При пониженных температурах горячие и теплые смеси укладывают на основание, которое было уложено и уплотнено до наступления отрицательных температур. Укладывают только нижний слой двухслойного покрытия. Если необходимо уложить верхний слой, то температура нижнего не должна остывать ниже 20° С.

При низкой температуре воздуха смесь быстро остывает. Поэтому толщину слоев покрытия увеличивают на 0,5—1 см и верхний слой делают более 4 см. Для повышения удобоукладываемости смеси при пониженных температурах применяют поверхностно-активные добавки.

К асфальтоукладчику смесь подают в автомобилях-самосвалах с утепленными и обогреваемыми кузовами. Температура смеси лучше сохраняется, если используют автомобили большой грузоподъемности. Сверху смесь при перевозке укрывают брезентом.

Длина захватки при укладке одним асфальтоукладчиком должна быть такой, чтобы новая полоса примыкала к предыдущей, находящейся в теплом состоянии. При температуре от —5 до —10 °С длина захватки не должна быть более 25 м. Длину захватки увеличивают, если применяют два асфальтоукладчика. Смесь уплотняют сразу по всей ширине уложенной полосы. Для этого необходимо иметь достаточное количество катков, которые располагают в шахматном порядке. Используют только тяжелые катки. Число проходов катков по одному следу равно 15—20. Эффективность уплотнения достигается при обогреве вальцов или заполнении их горячим маслом.

Дефекты, возникающие в процессе укладки и уплотнения смеси, устраняют до остывания смеси.

Реклама:


Читать далее: Контроль качества работ

Категория: — Машины для укладки асфальта

Главная → Справочник → Статьи → Форум


stroy-technics.ru

Машины и оборудование для укладки однослойного асфальта

Укладка однослойного асфальта во многом схожа с укладкой многослойного.

В этой статье описаны машины и оборудование, нужные для укладки однослойного асфальтового покрытия.

 

 

Машины для доставки асфальта

Асфальтобетонная смесь(асфальт) нагрета до температуры 130-150 градусов. Поэтому для доставки асфальта используются грузовые автомобили – самосвалы. Для доставки асфальта в условиях города используются мало и средне тоннажные самосвалы с грузоподъемностью до 10 тонн.

Для доставки асфальта при однослойной укладке чаще всего используют малотоннажные самосвалы. Вызвано это тем, что однослойный асфальт применяется на ограниченных площадях – пешеходных дорожках, игровых площадках, стоянках перед небольшими магазинами, где требуется ручное разравнивание и укатывание асфальта. При применении асфальтоукладчиков тоннаж самосвалов напрямую зависит от вместимости бункера укладчика.

На фотографии легкий самосвал КАМАЗ.

КАМАЗ — легкий самосвал для доставки асфальта.

 

Машины для механизированной укладки асфальта

Асфальтоукладчики принимают асфальтобетонную смесь(асфальт) от самосвалов, и равномерным слоем укладывают ее на дорожное полотно. Чаще всего используют самоходные гусеничные и колесные асфальтоукладчики. Гусеничные афсальтоукладчики обладают малой скоростью хода, не превышающей трех километров в час.

Они оказывают меньшее давление на поверхность дорожного полотна и обладают большей манёвренностью, чем колесные. Поэтому доставка до места работы осуществляется на прицепе авто-платформе. Колесные асфальтоукладчики на короткие расстояния могут передвигаться своим ходом.

На фотографии гусеничный асфальтоукладчик Volvo.

Гусеничный асфальтоукладчик Volvo укладывает асфальтобетонную смесь на дорожное полотно.

 

Катки

Машины для механизированного закатывания однослойного асфальта — катки.

Катки бывают легкими, средними и тяжелыми. При укладке однослойного асфальта используют легкие одно и двухвальцовые катки. Такие катки весят одну-две тонны, имеют малый уровень разворота, и способны работать там, куда не помещаются средние и тяжелые катки.

На фотографии российский легкий каток.

Легкий каток используют для укладки однослойного асфальта.

Дополнительные автомобили

  • Грунторезы – выполненные на базе колесной или гусеничной техники, грунторезы позволяют подготовить дорожное полотно к ремонту или укладке нового асфальта. Специальная фреза или цепь, приводимые в действие от двигателя автомобиля, позволяют прорезать любое количество слоев асфальта. Грунторезы незаменимы при ремонте поврежденного асфальтового покрытия дорожного полотна.

На фотографии грунторез на базе трактора МТЗ

Грунторез на базе трактора МТЗ готовит дорожное полотно к ремонту и укладке нового асфальта.

 

  • Грейдеры – использование грейдеров позволяет выровнять основание дорожного покрытия, подготовив его к укладке асфальта. Длинна грейдера позволяет ему очень точно выравнивать поверхность грунта и щебенчатого основания, что незаменимо при строительстве и ремонте дорог с асфальтовым покрытием.
  • Экскаваторы – ни одна подготовительная работа по подготовке основания асфальтобетонного дорожного покрытия не обходится без экскаватора.
  • Бульдозеры – без них не обходится никакой ремонт дороги. Бульдозеры сорвут старое изношенное покрытие, распланируют щебень, выровняют поверхность, очистят от грязи.

Оборудование для ручной укладки асфальта

Не всегда можно стелить асфальтобетон с помощью механизированных средств. Распределение асфальта в этом случае происходит с помощью лопат, а выравнивание с помощью разного вида скребков. При ручной укладке асфальтовое покрытие получается худшего качества, ведь чем больше потрачено времени на подготовительные работы, тем ниже температура асфальтобетонной смеси.

Ручные катки весят от ста до семисот килограмм, поэтому не могут обеспечить такое же качество утрамбовки, как легкие, средние или тяжелые катки.

  • Лопата – лопатой асфальтобетонная смесь раскидывается по нужной территории.
  • Гладилка для разравнивания асфальтобетонной смеси. Она позволяет выровнять смесь, сгладить неровности, заполнить впадины и подготовить смесь к утрамбовке катком.
  • Гладилки бывают различных форм – гладкие и ровные, волнообразные, похожие на грабли.
  • Виброплиты – позволяют выровнять и утрамбовать слой асфальта, подготовив его к уплотнению катком.
  • Ручной каток. Ручные катки бывают с двигателем, и без. Они позволяют утрамбовывать асфальт в местах, недоступных самоходным каткам. Катки без двигателя двигаются одним-двумя рабочими, в зависимости от веса катка. Катки с двигателем приводятся в движение одним оператором.

Ручной каток утрамбовывает асфальт в местах, недоступных самоходному катку.

 

Дополнительное оборудование

Дополнительное оборудование для ремонта и укладки асфальта – воздуходувы, отбойные молотки, смоловарки.

  1. Воздуходувы – позволяют очистить поверхность дорожного полотна от пыли, что улучшит сцепление асфальтобетонной смеси с поверхностью полотна.
  2. Отбойные молотки – позволяют отбивать куски поврежденного покрытия дорожного полотна, чтобы подготовить полотно к последующему ремонту.
  3. Смоловарки – в смоловарках разогревается до жидкого состояния битум. Битум позволяет улучшить сцепление вязкого асфальтобетона с щебенчатым или бетонным основанием, старым асфальтовым покрытием и новым асфальтом.

Не всегда при укладывании однослойного асфальтового покрытия можно применить ту же технику, что и при укладывании многослойного асфальта.

 

roadmasters.ru