F150 морозостойкость – Морозостойкость F150 Морозостойкость бетона / Морозостойкость бетона / Бетон Ростов – купить бетон с доставкой по низкой цене в Ростове-на-Дону.

Содержание

Морозостойкость бетона, определение морозостойкости бетона F

Морозостойкость бетона — это способность бетона выдерживать агрессивные температурные перепады, а также количество циклов заморозки и оттаивания бетонной смеси, которая непосредственно влияет на прочностные характеристики бетона. Обозначается морозостойкость буквой «F».

Она является важным показателем качества строительной смеси, который необходимо учитывать при строительстве, особенно это касается северных широт, имеющих более жесткие климатические условия. Малая морозостойкость приводит к постепенному снижению несущей способности и увеличению поверхностного износа. Материал, который перенес предельное для него количество циклов заморозки, имеет коэффициент вариации прочности от двух до четырех единиц.

Согласно ГОСТ 10060.0-95 используется 11 марок с различной морозостойкостью, которая имеет градацию на циклы от F50 до F1000. В большинстве нормативных документов устойчивость покрытий и изделий из застывшей смеси определяется количеством переходов через нулевую отметку, после которого начинается падение эксплуатационных характеристик.

В зависимости от условий эксплуатации все марки объединяются в несколько групп морозостойкости:

  • Низкая — менее F50. Как показывает практика, подобные типы составов очень редки. Морозостойкость бетона, установленная на данном уровне, не позволит добиться широких возможностей для использования. Подобные конструкции отличаются тем, что на открытом воздухе в условиях перепада температур достаточно быстро растрескиваются.

  • Умеренная: F50 — F150.  Морозостойкость бетона, лежащая в данном диапазоне, является наиболее распространённой и встречается чаще всего. Это стандартный показатель для материалов со средними показателями прочности на сжатие. Морозостойкость бетона позволяет обеспечить многолетнюю эксплуатацию при условии постоянного воздействия факторов перепада температуры.

  • Повышенная F150 — F 300. Эта морозостойкость бетона позволяет обеспечить эксплуатацию в достаточно суровых условиях. Материал выдерживает перепады температур в значительных диапазонах и на протяжении десятилетий способен сохранить значения своих эксплуатационных характеристик.

  • Высокая F300 — F500. Морозостойкость бетона на подобном уровне требуется только в особых случаях. Например, когда необходимо обеспечить эксплуатацию в условиях переменного уровня воды. В любом случае, данный состав имеет достаточно высокую стоимость.

  • Особо высокая — более F500. Морозостойкость бетона данного типа настолько высока, что смесь используется только при наличии исключительных случаев, когда строительство объекта осуществляется на века. Как правило, подобную морозостойкость бетона имеют самые высокие марки, в состав которых были дополнительно введены специальные добавки.

На данный момент нет единой теории, которая бы могла пояснить механизм морозного разрушения бетона, однако, снижение прочности из-за циклической заморозки подтверждают все существующие гипотезы. Объем льда больше занимаемого водой, что постепенно разрушает внутреннюю структуру увлажненного материала. Существует несколько распространенных предположений, относительно причин снижающих прочность бетона. В одном из них выдвигается идея о гидростатической передаче давления, которое вода получает от расширившегося льда. Так как капилляры внутри материала имеют микроскопические размеры, то жидкость часто не может полностью перейти в кристаллическое состояние, благодаря чему разрушающее действие захватывает большой объем бетона. В качестве сильных сторон данного предположения выступает тот факт, что при заполнении пор водой более чем на 80% отрицательная температура оказывает максимальный разрушающий эффект. При проведении исследований специалистами было отмечено, что с увеличением скорости понижения температуры, повреждения структуры бетона растут, а давление льда остается на постоянном уровне. С другой стороны существует теория термической несовместимости. Она основана на различных коэффициентах температурного расширения компонентов бетонной смеси. При отрицательных температурах это особо сильно сказывается, ведь лед, в который превращается попавшая в материал вода, отличается от бетона в 3-5 раз в этом отношении.

Морозостойкость бетона напрямую определяется таким параметром, как водопоглощение. Как уже было сказано выше, серьёзную проблему представляют собой кристаллы льда в структуре материала. В случае своего расширения они приводят к возникновению трещин и иных дефектов. Соответственно, снижение водопоглощения приводит к увеличению такого показателя, как морозостойкость бетона. Таким образом, наиболее эффективной методикой, существующей в наши дни для решения подобной проблемы, является устранение внутренних пор. Именно их наличие приводит к тому, что морозостойкость бетона уменьшается.

Присутствует несколько вариантов решения проблемы:

  1. Использование заполнителя без пор. Поскольку вода не найдёт дополнительных полостей в структуре материала, можно говорить о том, что его морозостойкость будет увеличена. 

  2. Использование процессов, направленных на устранение пор уже после того, как состав был уложен в форму или опалубку. Для решения этой задачи применяется вибраторная установка. Помимо уплотнения смеси она позволяет повысить морозостойкость бетона. 

  3. Применение специальных добавок. Данный способ считается одним из самых эффективных. Появляется возможности уменьшить расходы и сложности проведения работ, при значительном увеличении такого параметра, как морозостойкость бетона.

Влияние нескольких механизмов разрушения бетона возможно при наличии необходимых для этого условий: его возраста, влажности, соотношения В/Ц и наличия специальных добавок. Кроме того, существенный вклад снижение прочности вносят различные химические соединения. Так, для очистки дорожного покрытия широко используются соли натрия и кальция. При таянии ледового слоя происходит температурных скачек, который может достигать 10 градусов, что в свою очередь вызывает изменение температуры верхнего слоя покрытия и рост поверхностного натяжения.

dombeton.ru

Морозостойкость бетона F Марка ГОСТ Определение Добавки

Морозостойкость бетона — одна из основных характеристик бетонных смесей, марка морозостойкости бетона, говорит о гарантированном количестве циклических процессов заморозки-разморозки бетона, по завершению которых бетон будет иметь точно такие же характеристики прочности, как и первоначально (в пределах разрешенных изменений).

Связанные статьи: Бетонные работы в зимнее время

Морозостойкость бетона F

Морозостойкость бетона обозначается коэффициентом F. Марка морозостойкости F изменяется в пределах от F25 и до F1000.

Важность этой характеристики в большой степени зависит от вашей местности, на пример для жителей России этот параметр является важным т.к. за год происходит достаточно большое количество изменений температуры через и переходов через 0º, как в + так и в -. По существу марка морозостойкости бетона показывает количество циклов заморозки и разморозки, т.е. 1 цикл — это когда бетон замораживается и размораживается.

Связанные статьи: Водонепроницаемость бетона W

Важность морозостойкости бетона

Все очень просто, например: фундамент дома подвергается воздействию влаги из земли, после дождей и таяния снега, вся эта влага попадает в микроскопические трещины бетона. При замерзании, вода расширяется, и оказывает давление на окружающее ее пространство, в данном случае это бетон, приводя к разрушению и увеличению трещин и так с каждым циклом заморозки и разморозки, трещины становятся все больше и больше. В действительности конечно же фундамент из бетона защищен от влаги влаги с помощью гидроизоляции, специальной отмосткой, в связи с чем, влаге значительно сложнее пробраться к бетону, благодаря чему могут подвергаться разрушению лишь верхние тонкие слои, что в общем то не страшно.

Связанные статьи: Недостатки пенобетона

Определение морозостойкости. ГОСТ.

При производстве бетона на заводах, в обязательном порядке производятся испытания бетона на морозостойкость и соответствие заданной марке F.  Для этого кубик из бетона, помещается в камеру насыщения влагой, после чего его замораживают до -18ºС, после определенного количества циклов производятся промежуточные испытания кубиков на прочность, и испытания продолжаются до того момента, пока не произойдет потеря прочности ниже расчетной. Именно количество таких циклов и является определяющим параметром морозостойкости бетона, обозначающимся символом F. Особенно важна характеристика морозостойкости, для фундаментов в различных грунтах, с повышенным содержанием влаги, а так же при возведении мостов через реки, и любых других гидросооружений. ГОСТ 10060,1-95 ГОСТ 10060,4-95.

Смотрите так же: Теплопроводность кирпича λ

Добавки в бетон для морозостойкости

Производители бетонных смесей, для улучшения морозостойкости, используют специальные добавки, позволяющие изменять его характеристики. Использование различных добавок для бетона, может принести как пользу так и вред, т.к. могут влиять на его структуру, а соответственно и на его прочность. Марка морозостойкости бетона как правило чаще всего выбирается из этих трех F100, F150 или F200.

Связанные статьи: Стоимость бетона за куб

Так же существуют и другие марки морозостойкости, которые достаточно часто используются:

  • F50
  • F75
  • F100
  • F150
  • F200
  • F300
  • F400
  • F500

betonobeton.ru

Что такое морозостойкость бетона


Морозостойкость бетона

В местностях с низкими температурами и повышенной влажностью для строительства необходимо использовать бетон с высокой устойчивостью к низким температурам. Свойство бетона сохранять свою целостную структуру при многократных резких перепадах температуры в насыщенной водой среде принято называть морозостойкостью.

Этим свойством должны обладать смеси, которые предназначены для фундаментных и дорожных работ, при укреплении массивных конструкций или строительстве гидротехнических устройств и сооружений.

Марки и способы определения морозостойкости

В зависимости от результатов эксперимента строительный раствор получает марку. Название марки морозостойкого бетона обозначается буквой F, которая обозначает морозостойкость, и цифрами, которые указывают число циклов замораживания и оттаивания — F50, F75, F100, F150, F200, F300, F400, F500. Характеристики каждой из марок приведены в таблице:

На территории России и других стран постсоветского пространства характеристику морозостойкости принято определять в соответствии с требованиями межгосударственного стандарта Гост 10060.1-95. В этом документе приведены методы установления этой характеристики строительного состава, а также условия проведения работ по укладке раствора. Требования установлены для всех типов бетонных смесей, за исключением смесей, предназначенных для покрытия дорог и взлетно-посадочных полос. Также строительные смеси, в которых в качестве вяжущего элемента используется не вода, а воздух, данной экспериментальной проверке не подлежат.

Для испытания строительной смеси приготавливаются контрольные и базовые образцы составов. Контрольные образцы используют для определения прочности раствора на сжатие, а базовые подвергаются испытаниям многократного замораживания и оттаивания в лабораторных условиях. Необходимое оборудование для проведения испытания – морозильная камера, стеллажи, контейнеры и ванны, для насыщения образцов водой.

Морозостойкий бетон испытывают по методике, разработанной Американским обществом по испытанию материала – ASTM. Здесь проводят аналогичные испытания на устойчивость и сохранение структуры смесей путем замораживания-оттаивания, а также исследуют прочность состава на сжатие и изгиб.

Специальные добавки в присадки

Чтобы увеличить способность бетонного раствора сохранять целостную структуру в цикле заморозки-оттаивания при критическом насыщении влагой, необходимо понять, отчего зависит морозостойкость бетона. Эта характеристика обусловлена числом макропор в структуре строительного состава, особенностями расположения пор, состава цемента.

С уменьшением числа пор большого размера, стойкость строительного раствора к перепадам температур увеличивается.

Чтобы достичь наименьшего количества таких пор, применяют ряд специальных приемов для улучшения и повышения морозостойкости бетона.

  1. Во-первых, для этого нужно создать благоприятную среду для затвердевания раствора, с оптимально рассчитанными показателями температуры и влажности.
  2. Во-вторых, уплотнение раствора нужно производить качественно.
  3. В-третьих, уменьшают соотношение воды в цементном растворе. Это достигается за счет внесением химических добавлений, сокращающих потребность в воде, и заполнителей с наименьшей загрязненностью.
  4. В-четвертых, количество пор можно уменьшить, если замораживать раствор в позднем возрасте, при этом плотность смеси увеличивается за счет возникновения гидратных соединений.

Немаловажным моментом при решении вопроса о том, как повысить морозостойкие свойства бетона, является изменение расположения пор в структуре раствора. Для этого в строительный состав добавляют вещества, способные создать большое количество мелких пор. Это обусловлено тем, что в мелкие поры вода, как правило, не проникает, и этот факт подтверждает увеличение стойкости состава. Такие вещества, или по-другому противоморозные присадки для бетона, являются солями соляной, угольной, азотной кислот и основания, например, CaCI2, NaN02, NaN03, Nh5N03, Nh5OH, К2С03, NaCI, Ca(N03)2.

Их добавляют разными методами – беспрогревным методом (термосным) или прогревным, с использованием топливной или электрической энергии.

Заливка бетона в мороз

Применение высокопрочного строительного раствора распространено в зимний период, когда работы по строительству не произведены по плану и запоздали. Этот вид смеси для укрепления сооружений используют в регионах с повышенной влажностью, и при строительстве в условиях непосредственного прикосновения смеси с водой, например при строительстве в открытом море.

Укладка бетонного раствора в мороз производится в условиях постоянного прогрева вокруг зоны строительных работ. Воздух вокруг конструкций должен прогреваться при помощи тепловой пушки, либо использованием электротока. Для обогрева током электроэнергии необходимо специально предназначенное для этих целей оборудование – термоэлектрические маты. Ими укрывают рабочую поверхность, таким образом, осуществляют одновременно изоляцию и обогрев.

Заливать бетон в мороз можно используя для обогрева простые теплоизоляционные материалы. Для этого нужно расположить двухслойную пленку на расстоянии от фундамента около 2 см. На пленку накладывают изоляцию, и вовнутрь такой конструкции устанавливают теплогенератор. Для того, чтобы строительный состав затвердел, нужно выдержать минимум 4 дня.

Зимний вид строительного состава обладает высокими физическими характеристиками, способностью отвердевать при низких температурах. Использование этого вида бетона необходимо при выполнении важных строительных работ.

hardstones.ru

Морозостойкость бетона F50, F75, F100, F150, F200, F300

На что влияет морозостойкость бетона?

Среди прочих характеристик, которыми обладают строительные материалы, большое внимание уделяется морозостойкости. Насколько важно учитывать морозостойкость бетона при его выборе и действительно ли данное свойство влияет на прочность возводимого сооружения? Давайте попробуем разобраться.

Что такое морозостойкость?

Согласно стандартам морозостойкость бетона – это особая способность строительного материала сохранять прочность в условиях повышения влажности и резких температурных перепадах от замерзания до оттаивания. Измеряется эта характеристика количеством циклов, которые конкретная марка бетона способна выдержать и обозначается символом «F». Чем выше данный показатель, тем лучше качество смеси и тем меньше риск у

vest-beton.ru

ВСН 150-93 «Указания по повышению морозостойкости бетона транспортных сооружений»

На главную | База 1 | База 2 | База 3
Поиск по реквизитамПоиск по номеру документаПоиск по названию документаПоиск по тексту документа
Искать все виды документовДокументы неопределённого видаISOАвиационные правилаАльбомАпелляционное определениеАТКАТК-РЭАТПЭАТРВИВМРВМУВНВНиРВНКРВНМДВНПВНПБВНТМ/МЧМ СССРВНТПВНТП/МПСВНЭВОМВПНРМВППБВРДВРДСВременное положениеВременное руководствоВременные методические рекомендацииВременные нормативыВременные рекомендацииВременные указанияВременный порядокВрТЕРВрТЕРрВрТЭСНВрТЭСНрВСНВСН АСВСН ВКВСН-АПКВСПВСТПВТУВТУ МММПВТУ НКММПВУП СНЭВУППВУТПВыпускГКИНПГКИНП (ОНТА)ГНГОСТГОСТ CEN/TRГОСТ CISPRГОСТ ENГОСТ EN ISOГОСТ EN/TSГОСТ IECГОСТ IEC/PASГОСТ IEC/TRГОСТ IEC/TSГОСТ ISOГОСТ ISO GuideГОСТ ISO/DISГОСТ ISO/HL7ГОСТ ISO/IECГОСТ ISO/IEC GuideГОСТ ISO/TRГОСТ ISO/TSГОСТ OIML RГОСТ ЕНГОСТ ИСОГОСТ ИСО/МЭКГОСТ ИСО/ТОГОСТ ИСО/ТСГОСТ МЭКГОСТ РГОСТ Р ЕНГОСТ Р ЕН ИСОГОСТ Р ИСОГОСТ Р ИСО/HL7ГОСТ Р ИСО/АСТМГОСТ Р ИСО/МЭКГОСТ Р ИСО/МЭК МФСГОСТ Р ИСО/МЭК ТОГОСТ Р ИСО/ТОГОСТ Р ИСО/ТСГОСТ Р ИСО/ТУГОСТ Р МЭКГОСТ Р МЭК/ТОГОСТ Р МЭК/ТСГОСТ ЭД1ГСНГСНрГСССДГЭСНГЭСНмГЭСНмрГЭСНмтГЭСНпГЭСНПиТЕРГЭСНПиТЕРрГЭСНрГЭСНсДИДиОРДирективное письмоДоговорДополнение к ВСНДополнение к РНиПДСЕКЕНВиРЕНВиР-ПЕНиРЕСДЗемЕТКСЖНМЗаключениеЗаконЗаконопроектЗональный типовой проектИИБТВИДИКИМИНИнструктивное письмоИнструкцияИнструкция НСАМИнформационно-методическое письмоИнформационно-технический сборникИнформационное письмоИнформацияИОТИРИСОИСО/TRИТНИТОсИТПИТСИЭСНИЭСНиЕР Республика КарелияККарта трудового процессаКарта-нарядКаталогКаталог-справочникККТКОКодексКОТКПОКСИКТКТПММ-МВИМВИМВНМВРМГСНМДМДКМДСМеждународные стандартыМетодикаМетодика НСАММетодические рекомендацииМетодические рекомендации к СПМетодические указанияМетодический документМетодическое пособиеМетодическое руководствоМИМИ БГЕИМИ УЯВИМИГКМММНМОДНМонтажные чертежиМос МУМосМРМосСанПинМППБМРМРДСМРОМРРМРТУМСанПиНМСНМСПМТМУМУ ОТ РММУКМЭКННАС ГАНБ ЖТНВННГЭАНДНДПНиТУНКНормыНормы времениНПНПБНПРМНРНРБНСПНТПНТП АПКНТП ЭППНТПДНТПСНТСНЦКРНЦСОДМОДНОЕРЖОЕРЖкрОЕРЖмОЕРЖмрОЕРЖпОЕРЖрОКОМТРМОНОНДОНКОНТПОПВОПКП АЭСОПНРМСОРДОСГиСППиНОСНОСН-АПКОСПОССПЖОССЦЖОСТОСТ 1ОСТ 2ОСТ 34ОСТ 4ОСТ 5ОСТ ВКСОСТ КЗ СНКОСТ НКЗагОСТ НКЛесОСТ НКМОСТ НКММПОСТ НКППОСТ НКПП и НКВТОСТ НКСМОСТ НКТПОСТ5ОСТНОСЭМЖОТРОТТПП ССФЖТПБПБПРВПБЭ НППБЯПВ НППВКМПВСРПГВУПереченьПиН АЭПисьмоПМГПНАЭПНД ФПНД Ф СБПНД Ф ТПНСТПОПоложениеПорядокПособиеПособие в развитие СНиППособие к ВНТППособие к ВСНПособие к МГСНПособие к МРПособие к РДПособие к РТМПособие к СНПособие к СНиППособие к СППособие к СТОПособие по применению СППостановлениеПОТ РПОЭСНрППБППБ-АСППБ-СППБВППБОППРПРПР РСКПР СМНПравилаПрактическое пособие к СППРБ АСПрейскурантПриказПротоколПСРр Калининградской областиПТБПТЭПУГПУЭПЦСНПЭУРР ГазпромР НОПРИЗР НОСТРОЙР НОСТРОЙ/НОПР РСКР СМНР-НП СРО ССКРазъяснениеРаспоряжениеРАФРБРГРДРД БГЕИРД БТРД ГМРД НИИКраностроенияРД РОСЭКРД РСКРД РТМРД СМАРД СМНРД ЭОРД-АПКРДИРДМРДМУРДПРДСРДТПРегламентРекомендацииРекомендацияРешениеРешение коллегииРКРМРМГРМДРМКРНДРНиПРПРРТОП ТЭРС ГАРСНРСТ РСФСРРСТ РСФСР ЭД1РТРТМРТПРУРуководствоРУЭСТОП ГАРЭГА РФРЭСНрСАСанитарные нормыСанитарные правилаСанПиНСборникСборник НТД к СНиПСборники ПВРСборники РСН МОСборники РСН ПНРСборники РСН ССРСборники ценСБЦПСДАСДАЭСДОССерияСЗКСНСН-РФСНиПСНиРСНККСНОРСНПСОСоглашениеСПСП АССП АЭССправочникСправочное пособие к ВСНСправочное пособие к СНиПСправочное пособие к СПСправочное пособие к ТЕРСправочное пособие к ТЕРрСРПССНССЦСТ ССФЖТСТ СЭВСТ ЦКБАСТ-НП СРОСТАСТКСТМСТНСТН ЦЭСТОСТО 030 НОСТРОЙСТО АСЧМСТО БДПСТО ВНИИСТСТО ГазпромСТО Газпром РДСТО ГГИСТО ГУ ГГИСТО ДД ХМАОСТО ДОКТОР БЕТОНСТО МАДИСТО МВИСТО МИСТО НААГСТО НАКССТО НКССТО НОПСТО НОСТРОЙСТО НОСТРОЙ/НОПСТО РЖДСТО РосГеоСТО РОСТЕХЭКСПЕРТИЗАСТО САСТО СМКСТО ФЦССТО ЦКТИСТО-ГК «Трансстрой»СТО-НСОПБСТПСТП ВНИИГСТП НИИЭССтП РМПСУПСССУРСУСНСЦНПРТВТЕТелеграммаТелетайпограммаТематическая подборкаТЕРТЕР Алтайский крайТЕР Белгородская областьТЕР Калининградской областиТЕР Карачаево-Черкесская РеспубликаТЕР Краснодарского краяТЕР Мурманская областьТЕР Новосибирской областиТЕР Орловской областиТЕР Республика ДагестанТЕР Республика КарелияТЕР Ростовской областиТЕР Самарской областиТЕР Смоленской обл.ТЕР Ямало-Ненецкий автономный округТЕР Ярославской областиТЕРмТЕРм Алтайский крайТЕРм Белгородская областьТЕРм Воронежской областиТЕРм Калининградской областиТЕРм Карачаево-Черкесская РеспубликаТЕРм Мурманская областьТЕРм Республика ДагестанТЕРм Республика КарелияТЕРм Ямало-Ненецкий автономный округТЕРмрТЕРмр Алтайский крайТЕРмр Белгородская областьТЕРмр Карачаево-Черкесская РеспубликаТЕРмр Краснодарского краяТЕРмр Республика ДагестанТЕРмр Республика КарелияТЕРмр Ямало-Ненецкий автономный округТЕРпТЕРп Алтайский крайТЕРп Белгородская областьТЕРп Калининградской областиТЕРп Карачаево-Черкесская РеспубликаТЕРп Краснодарского краяТЕРп Республика КарелияТЕРп Ямало-Ненецкий автономный округТЕРп Ярославской областиТЕРрТЕРр Алтайский крайТЕРр Белгородская областьТЕРр Калининградской областиТЕРр Карачаево-Черкесская РеспубликаТЕРр Краснодарского краяТЕРр Новосибирской областиТЕРр Омской областиТЕРр Орловской областиТЕРр Республика ДагестанТЕРр Республика КарелияТЕРр Ростовской областиТЕРр Рязанской областиТЕРр Самарской областиТЕРр Смоленской областиТЕРр Удмуртской РеспубликиТЕРр Ульяновской областиТЕРр Ямало-Ненецкий автономный округТЕРррТЕРрр Ямало-Ненецкий автономный округТЕРс Ямало-Ненецкий автономный округТЕРтр Ямало-Ненецкий автономный округТехнический каталогТехнический регламентТехнический регламент Таможенного союзаТехнический циркулярТехнологическая инструкцияТехнологическая картаТехнологические картыТехнологический регламентТИТИ РТИ РОТиповая инструкцияТиповая технологическая инструкцияТиповое положениеТиповой проектТиповые конструкцииТиповые материалы для проектированияТиповые проектные решенияТКТКБЯТМД Санкт-ПетербургТНПБТОИТОИ-РДТПТПРТРТР АВОКТР ЕАЭСТР ТСТРДТСНТСН МУТСН ПМСТСН РКТСН ЭКТСН ЭОТСНэ и ТЕРэТССЦТССЦ Алтайский крайТССЦ Белгородская областьТССЦ Воронежской областиТССЦ Карачаево-Черкесская РеспубликаТССЦ Ямало-Ненецкий автономный округТССЦпгТССЦпг Белгородская областьТСЦТСЦ Белгородская областьТСЦ Краснодарского краяТСЦ Орловской областиТСЦ Республика ДагестанТСЦ Республика КарелияТСЦ Ростовской областиТСЦ Ульяновской областиТСЦмТСЦО Ямало-Ненецкий автономный округТСЦп Калининградской областиТСЦПГ Ямало-Ненецкий автономный округТСЦэ Калининградской областиТСЭМТСЭМ Алтайский крайТСЭМ Белгородская областьТСЭМ Карачаево-Черкесская РеспубликаТСЭМ Ямало-Ненецкий автономный округТТТТКТТПТУТУ-газТУКТЭСНиЕР Воронежской областиТЭСНиЕРм Воронежской областиТЭСНиЕРрТЭСНиТЕРэУУ-СТУказУказаниеУказанияУКНУНУОУРврУРкрУРррУРСНУСНУТП БГЕИФАПФедеральный законФедеральный стандарт оценкиФЕРФЕРмФЕРмрФЕРпФЕРрФормаФорма ИГАСНФРФСНФССЦФССЦпгФСЭМФТС ЖТЦВЦенникЦИРВЦиркулярЦПИШифрЭксплуатационный циркулярЭРД
Показать все найденныеПоказать действующиеПоказать частично действующиеПоказать не действующиеПоказать проектыПоказать документы с неизвестным статусом
Упорядочить по номеру документаУпорядочить по дате введения

files.stroyinf.ru

Морозостойкость строительных щебней.

Щебень – распространенный строительный материал. Сфера использования: наполнитель в бетонных смесях и железобетонных изделиях, укладка основания при устройстве фундаментов, полов, асфальтобетонных дорожных покрытий. Крупные фракции используют для балластной призмы при возведении железнодорожного полотна.

Морозостойкость щебня играет важную роль в характеристике материала, поскольку он регулярно подвергается воздействию окружающей среды: влаги и низких температур. Это свойство влияет на износостойкость и прочность щебня, а значит и на долговечность конструкции или насыпи.

Что такое морозостойкость щебня

Под морозостойкостью понимают способность породы, находящейся в увлажненном состоянии, выдерживать многочисленное замораживание с последующим оттаиванием, не теряя при этом массу более установленной стандартом.

Что же влияет на морозостойкость щебня? Параметры стойкости к низким температурам неразрывно связаны с водопоглощением. В результате многократного и поочередного воздействия тепла и низкой температуры происходит постепенное уменьшение прочности материала, разрушение. Вода, заполняющая поры породы при замерзании, увеличивается в объеме. Образующиеся кристаллики льда, расширяясь и заполняя свободное от воды пространство пор, оказывают на их стенки значительное давление. Поэтому достаточная морозостойкость обеспечивается при условии, что водопоглощение материала не превышает 80% объема пор.

Как определить морозостойкость щебня

Чтобы определить параметры морозостойкости щебня, ГОСТ 8267-93 предусматривает два метода испытания:

  • последовательное замораживание и оттаивание тестируемой пробы;
  • насыщение образца в растворе сернокислого натрия с последующим высушиванием (ускоренный способ).

Первый метод включает следующие последовательные действия:

  • Высушенную до постоянной массы пробу погружают в металлическую емкость с водой и выдерживают 2-е суток.
  • Наполнитель извлекают и размещают в морозильной камере, установив температурный режим –20 градусов. Время замораживания – 4 часа.
  • Затем наполнитель помещают под струю теплой воды (t = +20 – +25 градусов), чтобы материал полностью оттаял. Установленное нормами время для оттаивания составляет не меньше 2-х часов.
  • Повторяют циклический процесс замораживания и оттаивания.

Процедуру испытания щебня на морозостойкость проводят отдельно по фракциям. Для образцов каждой фракции нормативы предусматривают минимальную массу. Например, проба зерен размером 10 – 20 мм должна составлять 1,5 кг, для щебня 20 — 40 мм – 2,5 кг.

Выполнив 15 и 25 циклов, аналитическую пробу тщательно высушивают и просеивают, используя специальное лабораторное сито (контрольное). Такую процедуру повторяют после каждых проведенных 25 циклов. Сравнив исходную массу образца с полученной после испытания, определяют ее фактическую потерю. Показатель сопоставляют с допускаемым. Если он не превышает максимальное значение, указанное в ГОСТе, то процедуру испытания продолжают. Когда результат больше, тестирование прекращают, присваивая щебню марку. Она будет соответствовать показателю предыдущего цикла.

Определение морозостойкости щебня ускоренным методом проводят, применяя раствор сернокислого натрия, которым заливают пробу. По истечении 20-ти часов жидкость сливают, наполнитель промывают и высушивают в сушильной камере в течение 4-х часов. (t = +110 градусов). Затем вновь повторяют цикл.

По показателю морозостойкости щебень подразделяется на 8 марок, которые обозначаются буквой F с цифровым параметром циклов. Марки F15 и F25 числятся неустойчивыми, F50 – F150 относятся к категории устойчивых, марки морозостойкости щебня F200, F300 и F400 характеризуются как высокоустойчивые.

Виды щебня и значения морозостойкости

Материал, получаемый из гранита, относится к наиболее прочным марками щебня по морозостойкости (F300, F400). Что касается гравийного щебеня, то он уступает гранитному по всем показателям, включая морозостойкость, которая соответствует F150, F200, реже достигает F300.

Показатель морозостойкости шлакового щебня варьируется и зависит от химического состава и структуры. Пористый вариант шлака имеет низкую марку F15, а продукт получаемый из отходов медеплавильного производства характеризуется показателем F300.

Параметр морозостойкости известнякового щебня невысок – F100.

Морозостойкость щебня для дорожных работ

Самые неблагоприятные условия для каменного материала – это дорожная одежда, насыпи. Щебень используют как самостоятельный слой и как компонент в асфальто- и цементобетонных смесях.

В осенний дождливый период наблюдается переизбыток влаги, которая проникает в тело покрытия, напитывает его влагой. Зимне-весенний сезон характеризуется морозами и оттепелями, попеременным замерзанием и оттаиванием щебня. Поэтому в дорожном строительстве применяют высокоустойчивый материал марки не ниже F300.

betonopedia.ru

Показатели морозостойкости бетона

Переменчивый климат на территории России предполагает использование строительных материалов с различными эксплуатационными характеристиками. За надежность и качество строительства во многом отвечает такой параметр, как морозостойкость бетона.

Морозостойкость показывает способность бетона переносить процесс заморозки и оттаивания на протяжении долгого периода и не терять этих свойств с годами. Бетон должен выдерживать максимальные отметки понижения температуры в конкретном регионе и не терять прочности.

Согласно ГОСТ 10060.0-95 различают 11 марок, имеющих градацию от F50 до F1000. Марка назначается в зависимости от вида конструкций и условий эксплуатации.

Марка и класс бетона по морозостойкости обозначают буквой F и согласно стандартам бывают от 25 до 1000. Цифра обозначает количество циклов замораживания и оттаивания, чем выше данный показатель — F, тем надежнее и выше показатель морозостойкости самого бетона.

Выбор марки бетона по морозостойкости зависит от климата местности, числа смен замораживания и оттаивания за холодный период года.
  1. Низкая морозостойкость — менее F50.
  2. Умеренная F50 – F150. Морозостойкость и водонепроницаемость бетона этой группы имеет оптимальные показатели и широко используется в процессе строительства.
  3. Повышенная F150 – F300. Морозостойкость бетонной смеси данной группы позволяет возводить и эксплуатировать здания в достаточно суровых условиях.
  4. Высокая F300 – F500. Растворы данной группы требуются в особых случаях, например, при эксплуатации с переменным уровнем влаги.
  5. Особо высокая более F500. Бетон с добавлением особых добавок. Применяется при сооружении крупных строительных конструкций на века.

 

Показатель морозостойкости бетона, указывается на упаковке раствора или уточняется у производителя, а также может зависеть от марки бетона.

Определение морозостойкости бетона

Прежде чем придать бетону тот или иной показатель морозостойкости, его испытывают в лабораторных условиях. Но мы расскажем, как определить и проверить этот показатель потребителям.

О низком показателе морозостойкости будут свидетельствовать следующие показатели внешнего вида материала:

-трещины на поверхности с одинаковыми зазубренными краями

-неоднородность поверхности

-крупнозернистость строения

-пятна бурого цвета

-изломы

-поверхностное шелушение и расслаивание.

От использования такого материала в капитальном строительстве лучше отказаться.

  1. Материал, который при высушивании на солнце – растрескивается, будет неустойчив к температурным изменениям, и следовательно не обладает должной морозостойкостью.
  2. Низкий показатель морозостойкости бетона определяет степень водопоглощения. Если она составляет 5-6% , то есть большая вероятность возникновения трещин на поверхности.

Другие более сложные способы определения морозостойкости используются при строительстве крупных объектов на строительных площадках и при производстве бетона.

Повышение морозостойкости бетона

Добиться повышения морозостойкости бетона можно изменением характера его пористости.

  1. В бетонную смесь вводят воздухововлекающие добавки, например ГКН-10, ГКН-11, которые уменьшают водопоглощение бетона. Таким образом, создаются мелкие резервные поры, которые не заполняются водой при обычном насыщении, а только под давлением замерзающей воды.
  2. Также на уровень морозостойкости бетона влияет вид применяемого цемента в его составе. Для повышения морозостойкости при замешивании раствора используют цемент с минимальным 5% количеством минеральных добавок (портландцемент).
  3. При использовании (заливке) бетона создаются специальные температуро-влажностные условия для правильного затвердевания, которые помогают уменьшить водопотребность и снизить расход воды.
Самую высокую морозостойкость имеют бетоны на глиноземистом цементе.

Вне зависимости от морозостойкости бетона, все работы по работе с бетонным составом в зимнее время года должны проходить по особой технологии. Читайте наш блог «Использование бетона зимой».

ozrbu.ru

Морозостойкость |

Морозостойкость

Большинство исследований, выполненных по проблеме морозостойкости бетона, посвящено механизму разрушения бетона под действием переменного замораживания и оттаивания и влиянию на этот процесс различных факторов состава и структуры. Эти исследования позволили разработать научные основы прогнозирования и обеспечения необходимой стойкости бетона к совместному действию воды и знакопеременных температур. Они учитывают влияние на морозостойкость бетона химико-минералогического и вещественного состава цемента и заполнителей, их физико-механических характеристик, особенностей порового строения бетона и его связь с составом и структурой, условия уплотнения и твердения бетона, а также особенности его работы в конструкциях и сооружениях.

Известный исследователь морозостойкости бетона С.В. Шестоперов привел 25 характеристик качества исходных материалов, состава бетона и условий работы, различное сочетание которых обеспечивает различную морозостойкость. Эти развернутые рекомендации можно было бы еще дополнить, факторы влияния на морозостойкость можно объединить в группы, определяющие прочность бетона, величину капиллярной пористости, объем вовлеченного воздуха, состав цементного камня и качество контактного слоя.

При проектировании составов морозостойких бетонов обычно часть указанных факторов учитывается при выборе исходных материалов, остальные – при назначении объема вовлеченного воздуха и В/Ц. С этой целью используются рекомендации, изложенные в различных литературных источниках и нормативной литературе. Эти рекомендации часто весьма обобщены и не дают желаемого эффекта. В связи с этим представляется актуальной разработка расчетных зависимостей, связывающих морозостойкость бетона с факторами, учитываемыми при проектировании их составов. Все имеющиеся зависимости являются стохастическими и получены обработкой соответствующего экспериментального материала. Их можно разделить на две группы:

1) устанавливающие связь морозостойкости бетона (F) с отдельными факторами;

2) устанавливающие связь морозостойкости бетона с некоторыми интегральными параметрами. Одна из первых попыток получения факторных полиномиальных моделей морозостойкости бетона и использования их в задачах определения составов бетона сделана в работе. В качестве факторов в этих моделях избраны структурные характеристики – концентрация цементного камня и его В/Ц в бетоне («истинное В/Ц»). Комплекс многофакторных полиномиальных моделей морозостойкости тяжелого бетона нормального и ускоренного твердения предложен и в других работах. Основной недостаток полиномиальных моделей морозостойкости также как и моделей других показателей свойств бетона – их локальность, адекватность лишь в том факторном пространстве, в котором планировался факторный эксперимент и повышенный риск при экстраполяции расчетов.

Зависимости второй группы содержат интегральные параметры, определяемые экспериментально на образцах бетона (средний размер пор, «фактор расстояния», «льдистость» и др.) или вычисляемые «a priori» на основе факторов состава бетонной смеси.

Первые из указанных зависимостей второй группы могут быть использованы при подборе составов экспериментальными методами. Такие методы предполагают серию специальных опытов и, после изучения структуры и свойств полученных бетонов, выбор необходимых составов с учетом комплекса нормируемых показателей. Правомерность использования такого подхода возможна при наличии достаточного времени для необходимой технологической подготовки производства бетонных работ.

При выводе формулы принято допущение о том, что система воздушных пор является идеализированной. Она имеет тот же объем и количество воздушных пор, что и реальная система, но принимает эти поры одинаковыми и расположенными на равном расстоянии друг от друга. Фактор расстояния не учитывает существенное влияние В/Ц на морозостойкость бетона с искусственно вовлеченным воздухом. В нормах, например ФРГ, для получения морозостойкого бетона при искусственном воздухововлечении, требуется не только 0,25 мм, но и В/Ц 0,7. Для морозо-солестойкого бетона лимитируется 0,20 мм и В/Ц 0,6.

Г.Добролюбовым предлагается рассчитывать ряд показателей на основе микроскопического анализа тонких шлифов с учетом физико-механических характеристик бетона: его прочности и водопоглощения. В другой работе предложен критерий морозостойкости (КМ) бетона, учитывающий его открытую пористость (По.и), условно-замкнутую пористость (Пу.з) и объемное содержание льда (Ft).

Показатели, входящие в формулу, определяются экспериментально на образцах нормального твердения в возрасте 28 сут. Авторы показали наличие линейной зависимости между показателем КМ и морозостойкостью бетона.

Льдистость материала, определяемую отношением объемного содержания льда в бетоне к интегральной пористости доступной воде, в работе предложено использовать совместно с В/Ц как основной параметр морозостойкости:

N-N0 = l/(С-С0),

где N0 и С0 — соответственно предельные значения числа циклов замораживания и оттаивания и льдистости

С = l(В/Ц)1/3.

Для определения содержания льда в бетоне предлагаются различные экспериментальные методы. Наибольшей известностью пользуется калориметрический метод, в основе которого лежит зависимость между изменением температуры при переходе воды в лед и массой образовавшегося льда. Применяют также метод сверхвысоких частот, ультразвуковой и сорбционный методы. Наряду с рассмотренными, предложены и другие экспериментальные критерии морозостойкости.

Для проектирования составов бетонов с заданной морозостойкостью необходимы достаточно надежные зависимости, позволяющие переходить от требуемых проектных показателей к составам бетонных смесей на конкретных исходных материалах.

Исходный критерий для разработки расчетных параметров, позволяющих прогнозировать морозостойкость при проектировании составов был предложен Т. Уайтсайдом и Х. Свитом. Этот критерий известен как “степень насыщения”.

Было установлено, что при СН 0,91 быстро разрушается. Практика показывает, что ни критическая величина степени насыщения, ни даже меньшее ее значение, взятое с запасом (СН500).

Делению бетонов на классы по морозостойкости соответствует принятая во многих странах мира практика проектирования составов, когда устанавливается режим работы бетона и лимитируются ограничения по В/Ц и объему вовлеченного воздуха. Определение критического числа циклов замораживания и оттаивания при этом может производится после проектирования составов как контрольный тест. Принятые в нашей стране испытания бетона на морозостойкость до определения требуемых составов являются во многих случаях неэффективными, поскольку требуют продолжительного времени, часто носят запоздалый характер. Усилия технологов, направленные на достижение требуемой марки по морозостойкости, нередко оказываются напрасными, поскольку сам показатель марки является недостаточно обоснованным, как указывалось выше. Кроме того, стандартные методы позволяют определить лишь то, что морозостойкость бетона не ниже нормируемой, каково же действительное критическое число циклов, выдерживаемых бетоном остается, как правило, неизвестным. Это может приводить к завышению фактической морозостойкости по сравнению с требуемой и соответственно нерациональному расходованию цемента.

Уменьшение числа нормируемых ступеней морозостойкости должно способствовать повышению статистической эффективности их обеспечения, более широкому использованию расчетных зависимостей при проектировании составов бетонов.

midas-beton.ru