Дмитрия донского храм бутово: Именной кирпич | Храм святого благоверного великого князя Димитрия Донского в Северном Бутово г. Москвы

Именной кирпич | Храм святого благоверного великого князя Димитрия Донского в Северном Бутово г. Москвы

Евангельские чтения:
Лк. 5:1-11
Лк. 6:17-23

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Каждый из стоящих здесь сегодня, и взрослых, и юных, слышал, знает и воспринимает для себя в той степени, в которой может вместить, что Бог Всемогущ. То есть Он может всё, абсолютно всё. Вместе с тем, есть та степень восприятия человеком Божественного всемогущества, которая отличает каждого из нас по тому, насколько человек имеет живую связь с Богом, глубина которой определяется понятием веры. Веры, о которой апостол Иаков написал, что она мертва без дел, а дела веры – это жизнь по Божиему Закону.

Высоту Божиего Закона определяет Сам Бог, а мы, ощущая собственное несовершенство, всякий раз нарушая этот Закон, тем не менее, вступаем на путь постепенного самосовершенствования. И момент нашей готовности идти в эту сторону очень важен, потому что без принятия этого решения человеку трудно начать основательно и серьезно пытаться исполнить Божии заповеди. Это условие постижения Бога, иначе представление о Нём будет искажённым. И хотя Он всегда будет нас любить, но мы не сможем в полноте ощутить всю степень Его любви, дарующей нам то, что всегда содействует ко благу.

Поэтому рассказ о чуде, произошедшем когда-то в Галилейском море с апостолами, уставшими после бесплодных трудов в их профессиональном деле – а они были рыбаками, и, по слову Христа забросив сети в том месте, где не ловится, вытащили много рыбы, – этот пример потому нагляден, что в любой ситуации маленького или большого испытания мы должны понимать, что Бог может всё. Но это всё, вместе с тем, имеет зависимость от того, насколько сильна наша вера. В зависимости от того, как каждый из нас учится этому искусству, мы можем воспринимать происходящее с нами совершенно полярно: одно и то же событие один воспринимает как радость и милость Божию, а другой считает Божиим наказанием.

Как-то у преподобного Варсонофия Оптинского я прочитал рассказ об одном человеке, о котором много слышал и раньше, но финала его жизни не знал. Речь о светлейшем князе Александре Даниловиче Меньшикове, вышедшем из простых людей и ставшем, по меткому замечанию Александра Сергеевича Пушкина, «полудержавным властелином». А потом отбывшем в ссылку в далёкую глухую деревню. И вы знаете, преподобный Варсонофий приводит интересный факт: оказывается, Александр Данилович достиг высокой духовной жизни и был почитаем как святой в той местности, в которой подвизался, не будучи монахом, – просто он жил благочестиво. И когда его спрашивали: «А как Вам здесь – после Петербурга, посла славы, после власти?», то, крестясь, этот бывший вор, обласканный великим Императором, достигший в своей жизни высоты едва-едва отдалённой от царского престола, с радостью говорил: «Благо ми есть, яко смирил мя еси, Господи!».

Так что же это был за человек? Это большой вопрос. Если мы подключим наше земное разумение, то выставим перед ним многочисленные требования, которым следовало бы отвечать. Но если включим духовное рассуждение, то все требования уложатся в единственное пожелание, до которого надо только дорасти. Оно дано нам как ориентир в жизни, и мы находимся на пути к нему – если, конечно, вообще начали это движение.

И вот рассказ о том, что у Бога есть возможность дать каждому из нас в том месте, где ничего нет, множество улова и плодов, он очень утешителен. Ведь Господу ведомо то, что ждёт каждого из нас, ибо главная цель – искать прежде Царствия Божиего и правды Его, а остальное – всё то, что будет нужно – Господь приложит к этому как естественный довесок. Но вот дойти до этого состояния, чтобы сознательно учиться искусству искать Божиего Царства и Его правды, невозможно без добровольного и свободного стремления в ту сторону, где нередко мы с вами оказываемся перед примерами сугубого благочестия, которое в Священном Писании обильно представлено в жизни людей, стремившихся к праведности.

Одним из ярчайших примеров этого движения к правде Божией и к свету является жизнь праотца Авраама. Бог сказал ему безумные с точки зрения формальной логики слова: чтобы он взял своего единственного сына, поднялся в гору, взяв с собою дрова, и там на жертвеннике, сложенном из дров, заклал бы своего сына и принёс его в жертву Богу. Более жестокого и безумного предложения и не представить… А он пошёл. Он, как и мы, был всего лишь человеком, и он переживал и мучился по пути, но он пошёл. Пошёл потому, что слышал не только то, что ему сказано, а то, Кем сказано, осознавая, что если это Бог сказал, то оно будет во благо и на пользу и для него, и для его сына Исаака. И когда Господь убедился, что Авраам готов идти до конца, когда он дошёл до последнего рубежа, до черты, когда уже и сын был связан и положен на дрова, и всё было готово для принесения жертвы, и даже нож был занесён – вот тут Господь останавливает Авраама. Но понять это нормальному человеку невозможно, даже пытаться не стоит, если не войти в другую систему координат – в ту, которая сразу делает человека ненормальным для всего остального мира.

И вот сегодня мы тоже слышали рассказ о ненормальности. В этом месте не ловится! Более того – в этот день не ловилось даже там, где ловится всегда. Всю ночь не ловилось. Представьте: уставшие апостолы, конечно, раздражённые, как и всякий человек, не получивший того, чего искал. А они ведь не просто вышли половить ради себя, ради удовольствия – улов нужно было продать, семьи накормить… И вот такие удручённые мужчины возвращались домой после напрасно проведённой ночи, ничего не поймав. И Бог обращается к ним с тем, чтобы они забросили.

– Это невозможно, здесь не ловится…

Но они забрасывают – и оказываются не в состоянии поднять сеть от количества пойманной рыбы. И тогда Пётр, обращаясь к Богу, говорит о своём недостоинстве. И вот этот очень важный момент сегодняшнего чтения нужно для себя в сердце положить. Ведь никто из нас не достоин Его милости, но, независимо от этого, Он безмерно, абсолютно одинаково – о, чудо! – каждого из нас любит. Но степень Его любви испытать может только тот, кто пытается быть к Нему ближе. Тогда он и сам входит в это состояние, и с другими может им поделиться, отражая Божественную любовь. Преподобный Паисий Святогорец пишет: «Я только старая ржавая консервная банка, на которую падает свет, и я отражаю это солнце даже в своей худости. И в этой малости отражая его, оказывается, кого-то могу согреть – не своим светом, а Божиим». Накормить не своей рыбой, а Божией. Отдать не своё, а Божие, осознавая, что не ты даёшь, а Бог, но через тебя. Накормить, утешить, посетить, поделиться…

К этому искусству призван каждый человек. И чем серьёзнее испытание, посылаемое нам в жизни, тем ближе Бог. Чем страшнее последствия от него, тем острее чувствуется присутствие Христа. Чем опаснее и тревожнее звучат призывы, тем Бог всё больше и больше приближается к человеку, по степени обращения к Нему с нашей стороны, которого Он ожидает, потому что Им победа уже одержана, и каждому из нас уже уготовано место в Небесном Царстве. Но занять его сможет только сумасшедший, готовый идти дальше к безумию. И вот этот посыл, который прозвучал совсем недавно здесь же, в храме, когда мы читали слова из Евангелия: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16:24), он и сегодня из этой лодки звучит в наше настоящее. Так интересно, потому что всякий день приближает нас к вечности и даёт ощущение, что Бог близко и что домой скоро.

Мы здесь с вами привязываемся к тому, что есть, а Он нас тревожит:

– Не привязывайся! Ну, поживи немного, попользуйся всем этим, посмотри: Я же о тебе позаботился. Но ты про главную свою квартиру-то не забыл? Про свой небесный дом ты помнишь? Ты к нему идёшь, стремишься? Чтобы ты не привязался к этому, временному, дай-ка Я ещё немного потревожу тебя. Смотри, как всё зыбко, как ненадёжно, как всё тревожно вокруг в этом мире, где про Меня забывают. Но вот со Мною даже в любой буре, даже при плохом улове, при дурной погоде, при больных руководителях, при тебе нездоровом всё равно всё будет хорошо, если ты позовёшь Меня и будешь управлять свою жизнь со Мною вместе. Тогда ни дня, ни ночи, ни утра, ни вечера не будет – будет то самое состояние вечности, которое начнётся уже здесь, сейчас. И ты со Мной встретишься и будешь радоваться этому. Я накормлю тебя, Я дам тебе ощутить, насколько на самом деле безумен этот мир, но Я – Свят и Всемогущ.

Хорошее, удивительное евангельское слово только что мы с вами слышали. Мы живём в потрясающе благодатное время. Какое счастье! Это время невероятных возможностей и глубокой радости от того, что мы можем ощутить себя в значительной степени зависимыми от Того Небесного Отца, про Которого часто забываем, не осознавая своего недостоинства даже в Его присутствии. Помните, как у классика: «Перед кем стоишь?!». Но Бог-то не этого желает, а того, чтобы ты осознал, кто ты при Его величии. Он-то спустился с Неба, чтобы, опустившись перед тобою на колени, умыть тебе ног, но ты-то сам где? Ты Ему чем-то подобным отвечаешь? Ты Ему доверяешь? Или только тогда, когда чувствуешь, что тебе очень хорошо в своей скорлупе? Так всё хорошо стало – есть, что терять. Так удобно, так комфортно, что всё другое кажется странным, страшным… Но Он же манной небесной питал в пустыне Свой народ – это же было. Или это закончилось? Нет. Оно всегда есть, просто ты слишком далеко отошёл от этой манны, сам себя пытаешься кормить, но на Его харчи всё равно взираешь.

Какое замечательное евангельское чтение в удивительно благодатное время нашей жизни. Оно такое интересное, оно такое назидательное, перспективное – и, вместе с тем, солнечное. Давайте это заметим, давайте внимание на это обратим и порадуемся тому, что мы Богом любимы, что Он уже забросил сети в сердце каждого из нас. И там такой улов! Там такая рыба! И даже можно поднять её, но сил вытащить её не хватит – придётся делиться с окружающими. Хотя это непросто, но пытаться надо. Аминь.

Протоиерей Андрей Алексеев

Храм в честь Святого Благоверного Великого князя Димитрия Донского район Северное Бутово — отзывы, фото, цены, телефон и адрес — Культурные места — Москва

/Нет отзывов

Откроется через 11 ч. 19 мин.

Описание

Храм в честь Святого Благоверного Великого князя Димитрия Донского район Северное Бутово — одна из действующих культурных площадок, на основе которой проводится большое количество разнообразных мероприятий, служащих для интересного проведения досуга в Москве.

Для гостей города храм представляет интерес как памятник строительного искусства и национальной культуры, частый пункт экскурсионной программы. Это также центр духовной жизни города, место встречи верующих и проведения богослужений.

Здесь также дают театральные представления. Театр — это всегда новые впечатления и неподражаемая атмосфера. Разве это не повод устроить оригинальное свидание? Приобрести билет на предстоящие события вы можете в кассе театра.

Более подробную информацию можно получить по телефону 74957996575 или найти на сайте dmdonskoy.ru.

Храм в честь Святого Благоверного Великого князя Димитрия Донского район Северное Бутово располагается по адресу: р-н Бутово Северное, бульвар Дмитрия Донского, 19, рядом с метро Улица Старокачаловская.

Режим работы: Пн-пт: 08:00 — 18:00; сб: 08:00 — 19:00; вс: 07:00 — 16:00.

Телефон

+7 (495) 799-65-… — показать

до м. Улица Старокачаловская — 1 км

Проложить маршрут

На машине, пешком или на общественном транспорте… — показать как добраться

Время работы

Пн-пт: 08:00—18:00; сб: 08:00—19:00; вс: 07:00—16:00

Компания в сети

dmdonskoy. ru

Сертификаты и документы
Вы владелец?
  • Получить доступ
  • Получить виджет
  • Сообщить об ошибке

50 фотографий храма в честь Святого Благоверного Великого князя Димитрия Донского район Северное Бутово

Специалисты храма в честь Святого Благоверного Великого князя Димитрия Донского район Северное Бутово

Работаете здесь или знаете кто здесь работает? Добавьте специалиста, и он появится здесь, а еще в каталоге специалистов. Подробнее о преимуществах размещения

Похожие культурные места

Часто задаваемые вопросы о Храме в честь Святого Благоверного Великого князя Димитрия Донского район Северное Бутово

    org/FAQPage»>
  • ☎️ Как связаться с Храмом в честь Святого Благоверного Великого князя Димитрия Донского район Северное Бутово?

    Вы можете позвонить по номеру телефона +7 (495) 799-65-75.

  • 🕖 С каким графиком работает Храм в честь Святого Благоверного Великого князя Димитрия Донского район Северное Бутово?

    График работы компании: Пн-пт: 08:00 — 18:00; сб: 08:00 — 19:00; вс: 07:00 — 16:00.

  • ⭐ Какова средняя оценка этого места на сайте Zoon.ru?

    org/Answer»> В среднем заведение оценивается пользователями Zoon.ru на 3.5. Вы можете написать свой отзыв о Храме в честь Святого Благоверного Великого князя Димитрия Донского район Северное Бутово!

  • 📷 Сколько фотографий в анкете Храма в честь Святого Благоверного Великого князя Димитрия Донского район Северное Бутово на Zoon.ru?

    В анкете данного места вы можете найти, ко всему прочему, фото официальных документов (всего в анкете 52 фотографии ).

  • ✔️ Можно ли доверять информации, размещённой на этой странице?

    Zoon.ru делает всё возможное, чтобы размещать максимально точную и свежую информацию о заведениях.

    Если вы нашли ошибку и/или являетесь представителем этого заведения, то воспользуйтесь формой обратной связи.

Средняя оценка — 3,5 на основании 6 оценок

Список церквей Москвы

  • Введение Список церквей Москвы
  • Список церквей по районам Центр Север Северо Восток Восток Юг Юг Юго Запад Запад Северо Запад Зеленоград
  • См. также
  • Примечания 90 006
  • Ссылки
  • Дополнительная литература

В 2019 году насчитывалось более 1200 церквей представителей разных христианских конфессий в Москве. Большинство населения принадлежит к Русской Православной Церкви[1], которая, следовательно, имеет самое большое количество церквей; (1154 в 2017 г.) по сравнению с более чем 1600 до 19-го века.17 оборотов; гораздо меньшее количество принадлежит к различным восточным и западным конфессиям. К неправославным церквям относятся Церковь адвентистов седьмого дня, Римско-католический собор Непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии и англиканская церковь Святого Андрея.

Признаки других христианских конфессий в Москве появились с XIV века, когда были созданы первые неправославные приходы (например, протестантские церкви)[2].

Храм Христа Спасителя – самый высокий православный храм.

До 1917 г. в Москве существовало более 1600 церквей; однако это изменилось после революции 1917 года в России, когда к власти пришли большевики. Одной из их идеологий был государственный атеизм, впоследствии многие храмы были разрушены или перестроены для других целей[3]. К тому времени, когда последний президент Советского Союза Михаил Горбачев ввел свою политику

гласности (открытости), чтобы устранить преследование религиозных групп и вместо этого принять свободу вероисповедания. в Москве осталось всего около 150 открытых церквей. С тех пор религия в России и Москве пережила возрождение, и многие церкви реконструируются или реставрируются, а затем повторно освящены. На сегодняшний день более 900 религиозных организаций и более 40 конфессий в Москве. Доминирующей конфессией как среди верующих, так и среди церквей является Русская Православная Церковь с 320 приходами. [2][3]

29 июля 2011 года Московский Патриархат и временно исполняющий обязанности Мэра Москвы Владимир Ресин согласовали проект «Программы 200»[5]. Их цель — восстановить 200 церквей, разрушенных в советское время. 13 июня 2012 г. в Северо-Западном округе был освящен первый храм этого проекта, храм-часовня во имя блаженного Дмитрия Донского[6]. По статистике на 21 декабря 2017 г. Русская Православная Церковь насчитывала в Москве 1154 храма и часовни[1], в том числе: 6 кремлевских соборов, 2 соборных храма, 295 приходских церквей, 31 крестильная церковь, 114 временных церквей, 54 монастырских церкви. К 2018 г. насчитывалось 507 русских православных храмов, в которых совершались богослужения не реже одного раза в неделю[1].

Приведенный ниже список географически разделен на десять административных округов: Центр, Север, Северо-Восток, Восточный, Юго-Восток, Юг, Юго-Запад, Запад, Северо-Запад и Зеленоград. В каждой из этих десяти таблиц выделенные жирным шрифтом записи отсортированы в алфавитном порядке по святым покровителям или освященным церковным праздникам. В столбце «Год завершения» указана дата завершения строительства церкви или освящения соответствующего действующего здания без учета каких-либо последующих ремонтов, расширений или дополнительных построек (например, бывших деревянных церквей на том же месте). Если год постройки неизвестен, указывается приблизительная дата. В графе «Район» указан район Москвы, в котором находится храм. Точные географические координаты указаны под районом; эти координаты связаны с картой города и расположением выбранной церкви.

Список ограничен отдельными освященными церквями и соборами. Здесь не указаны оскверненные, бывшие церкви, а также церкви, не занимающие собственного здания или его части (например, домовые церкви в светских зданиях). Часовни и другие сакральные сооружения без регулярных церковных служб не указаны (в том числе чистые баптистерии и поминальные часовни).

на месте сталинской казни – Список Джонсона по России

(Московские новости – themoscownews.com – Джой Ноймайер – 5 августа 2013 г. ) 900:35 Напротив обширных офисов «Газпрома» на южной окраине Москвы есть лес. Здесь тихо, полно грибов и опавших листьев. Единственные люди, как правило, это пара монахов, которые живут возле церкви, построенной на территории.

Лес является частью села Коммунарка, дореволюционной усадьбы, ставшей колхозом. В середине 30-х годов она стала дачей шефа охранки Генриха Ягоды, человека, который зажег сталинский террор.

Затем, с 1937 по 19 гг.41, считается, что от 10 000 до 15 000 человек были расстреляны и похоронены в братских могилах. Это были дипломаты, ученые и журналисты. Это были русские, китайцы, поляки, монголы, англичане и многие другие. Их тела никогда не поднимались; они лежат под землей, молчаливые жертвы забытых преступлений.

Пасмурным августовским днем ​​небольшая группа иностранных и российских волонтеров работает в глубине леса, на одном из участков, предположительно могильнике. Они расчищают старую поросль и бросают ее в огонь; пепел мертвых ветвей деревьев и листьев трепещет вверх и вниз по мере того, как растет пламя.

Они являются частью летнего лагеря, которым управляет немецкая некоммерческая организация Action Reconciliation Service for Peace. Они варьируются от студентов до пенсионеров. И они решили провести две недели своего лета, помогая раскрыть некоторые из самых темных грехов 20-го века.

Дача НКВД: от роз к братским могилам

Съехав с Калужского шоссе, посетители идут по грунтовой дорожке, ведущей к деревянному забору цвета морской волны. Это оригинальный вход на дачу, построенный в 19 веке.20-х годов и тот, через который были бы доставлены жертвы. Сегодня на новой блестящей табличке написано, что «на этой земле лежат тысячи жертв политического террора 1930–1950-х годов. Сохрани им вечную память!»

Посетители с нетерпением ждут, когда монахи впустят их внутрь. С другой стороны сразу натыкаются на деревянный крест и три небольших обелиска в честь монгольских чиновников, якутян и первого прокурора Москвы, лежащих здесь.

Грунтовая дорога ведет к Ягодиной даче, зеленому деревянному коттеджу с кирпичной трубой. Глава НКВД славился любовью к роскоши, щедро украшая свои квартиры и загородный дом; по словам биографа Сталина Саймона Себага Монтефиоре, он хвастался, что в его саду 2000 роз и орхидей. Он также держал на даче большой запас порнографии.

Сам Ягода станет первой жертвой Коммунарки. Возглавив строительство Волжского канала, унесшего десятки тысяч жизней, он организовал первый показательный процесс Террора над Григорием Зиновьевым и Львом Каменевым в 1936 году. Но Сталин не доверил ему управление грядущим массовым террором, и арестовал его в апреле 1937 года. В марте следующего года он был расстрелян своим преемником Николаем Ежовым и похоронен на территории.

Именно Ежов превратил Коммунарку в одно из полей смерти нового Террора, второе по величине в Москве. По данным исследования «Мемориала», в 1919 году в Москве было расстреляно около 32 тысяч человек.37 1938; из них почти 21 000 были похоронены в Бутово, несколько сотен были кремированы в Донском монастыре, а остальные, как полагают, были похоронены в Коммунарке.

Коммунарка хранила свои секреты в секрете большую часть советской эпохи. Только в перестройку можно было говорить о его роли в терроре, не говоря уже об исследовании. Земля оставалась в руках преемницы КГБ, ФСБ, до 1999 года, когда она была передана Русской православной церкви, которая основала здесь монастырь Святой Екатерины и построила церковь рядом с бывшей дачей Ягоды.

«Крики в ночи»

В этом зеленом доме теперь живет пара монахов.

Отец Александр, двойник Толстого с висячей седой бородой, вышел из дома на шум посетителей, держа в руках деревянный посох. На крыльце дачи полулежала белая кошка. Монах жил в этом имении с тех пор, как оно было передано церкви.

«Здесь было пролито много крови, много боли, которую вынесли люди, поэтому мы должны были молиться за это место», — сказал он. «Вы можете убить человека, но его душа останется».

Сейчас внутри дачи небольшая часовня с алтарем на том месте, где когда-то сотрудники НКВД снимали свои кожаные пальто.

«Когда ты сейчас стоишь здесь, ты больше ничего не чувствуешь», — сказал он, указывая своим посохом на деревья. «Но раньше, когда строили церковь, строители боялись выходить из дома, чтобы сходить в туалет. Они были слишком напуганы.

«Нам показалось, что мы слышали крики в ночи, стоны».

Если углубиться в деревья вдоль края забора из колючей проволоки, тропинка выльется в небольшую поляну. Около дюжины деревьев отмечены фотографиями и импровизированными табличками, размещенными на них родственниками.

Мраморная плита-надгробие посвящена Василию Несмеянову, главному научному сотруднику отдела геодезии и картографии, проживавшему в доме на набережной.

Другие простые фотографии, прикрепленные к стволам деревьев скотчем, чернила на них выцветают. На многих фотографиях изображены жертвы после их ареста, за несколько часов или дней до казни.

Константин Очалис, грек-эмигрант, работавший в издательстве «Профиздат», — один из последних. В вязаном шарфе и блейзере, с зачесанными назад темными волосами, Очалис смотрит со своего арестного фото спокойными, но понимающими глазами.

В списки убитых, которые ведет как «Мемориал», так и церковь, продолжают добавляться новые имена, по мере того, как родственники находят новую информацию в архивах или в Интернете.

Поиски могильных ям

В нескольких метрах от фотографий 37-летний Михаил Мокеев рубил топором сухие деревья. В качестве послушника монастыря он прожил в Коммунарке почти десятилетие. В отличие от отца Александра, он, кажется, мало воплощает в себе страдания, происходившие на его территории, и готов улыбаться.

Мокеев был одет в синий комбинезон с логотипом Газпрома. Через Коммунарку проходит газопровод, странное напоминание о современности. «Они помогают нам», — сказал он. «Вчера нас возили в Бутово».

Рядом с ним волонтеры собирали ветки. Этим летом лагерю «Коммунарка» исполнился второй год, который завершился 3 августа.

Александра Липицкая, местный координатор «Службы примирения за мир», пояснила, что проект связан с памятью. Многие из программ организации посвящены преступлениям нацистской Германии, организации летних лагерей («sommerlager») для очистки бывших еврейских кладбищ и организации лекций переживших Холокост в бывших концентрационных лагерях.

В России, где многие ГУЛАГи, места казней и другие места террора являются необозначенными частями ландшафта, проект уникален.

«Может показаться странным, что немцы приехали в Россию, — сказала Липицкая. — Но здесь похоронено довольно много немцев.

Отдыхающие спали в недостроенном деревянном доме, который, по словам монахов, когда-нибудь станет музеем Коммунарки. Встав пораньше и проработав несколько часов в лесу, в два часа они перешли на обед.

Вторая половина дня была заполнена экскурсиями по таким местам, как Бутово, другое место массовых расстрелов 1930-х годов, и Сухановская тюрьма, где, как говорят, шеф НКВД Лаврентий Берия лично допрашивал своих жертв. Поездка в штаб-квартиру «Мемориала» была их главным знакомством с центром Москвы.

«Это менее практическая работа, чем я привыкла в этих лагерях», — сказала Анна-Мари Гроссе-Гетте, участница из Германии в возрасте 50 лет, которая ранее работала с программами, связанными с Холокостом. «Но мы старались изо всех сил, несмотря на погоду».

Мокеев сразу заметил, что они не эксгумировали тела; для раскопок требуется разрешение государства, которого у них нет. Скорее, они расчищали территорию, чтобы подготовиться к новому раунду обследования земли, в ходе которого будут использоваться зонды для определения размера могильных ям и вероятного количества тел, которые в них находятся.

В Бутово проведены раскопки, на месте построен небольшой музей. Однако Коммунарка остается относительно неизученной; лес занимает 20 гектаров, и исследователи не знают точно, где расположены массовые захоронения.

Изучив один участок леса, исследователи определили, что в этом районе находится одна могильная яма глубиной четыре метра и шириной 12 метров. В бутовских курганах сопоставимого размера было найдено около 140 тел.

«Мама сказала мне не собирать здесь грибы»

Спорят о том, были ли жертвы расстреляны на месте или расстреляны в Москве, а их тела привезены в Коммунарку. Пенсионер, рубящий бревна бензопилой, не пожелавший назвать свое имя, рассказал, что вырос рядом с лесом.

«Мама сказала мне не собирать здесь грибы», — сказал он. — Она поняла, что это было. Но он думает, что стрельба произошла в другом месте.

«Мы никогда не слышали выстрелов».

Александр Иванов, 54 года, не согласен. Его дедом был Иван Иванов, старый большевик, служивший секретарем ЦИК Астрахани. Он знал, что дед был репрессирован и реабилитирован в 1957 году, хотя родители никогда об этом не говорили.

Однако три года назад он нашел дело своего деда в центральном архиве ФСБ. В нем говорилось, что Иванов был расстрелян в Коммунарке в 1941. Через три дня после его смерти, 10 июля 1941 г., там было расстреляно и похоронено все руководство Монголии. Осенью, когда немцы наступали на Москву, за один октябрьский день было расстреляно 220 человек.

Небольшая поляна у грунтовой дороги сбоку от главного входа. «За 10 лет, что здесь стоит церковь, мы ничего не косили, ничего не рубили, но там все равно ничего не растет», — сказал Мокеев. Считается, что это место упокоения жертв 1941. Исследования подтвердили, что это могильная яма.

«Жена увидела по телевизору, что здесь работают волонтеры, иностранцы, и мне вдруг стало стыдно», — сказал Иванов. «Я понял, что у меня есть возможность помочь… попытаться что-то сделать, чтобы было какое-то воспоминание».

Борьба за мемориал

Церковь сотрудничает с Мемориалом, чтобы попытаться превратить Коммунарку в мемориал погибшим, создать музей и официальное захоронение. Также поступило предложение возвести стену с именами погибших. На данный момент в планах только исправить местонахождение массовых захоронений. Для проведения более подробных исследований им нужна государственная поддержка, которая пока не материализовалась.

Но Мокеев сказал, что это может измениться с присоединением Коммунарки к Новой Москве, массовым расширением официальной территории города за счет его южных окраин. Планируемое место для блестящих новых административных зданий правительства находится рядом с лесом.

Работа в лесу потихоньку продолжается, а родственники продолжают собирать информацию о забранных у них людях.

Иванов приклеил небольшой портрет деда и фото ареста на дереве возле поляны, где он мог бы отдохнуть. У основания дерева лежит куча красных гвоздик.

Тайна Джонатана Маршалла

На поляне, где родственники прикрепили имена и фотографии своих близких к стволам деревьев, есть один, который выделяется среди остальных. Имя «Джонатан Маршалл» напечатано на белом листе компьютерной бумаги. В документе указано, что он родился в 1898 году и умер в 1938 году. Но кроме этого о Маршалле ничего не известно. Его имени нет ни в монастырских записях, ни в базе данных Мемориала; представитель монастыря Михаил Мокеев заявил, что даже не знает, кто поставил там маркер.

Считается, что в Коммунарке захоронено более 60 национальностей, в том числе англичане. Но более половины их имен и историй остаются неизвестными.

—–

Среди похороненных в Коммунарке

Николай Бухарин, 1888 г.р. 1938 г., лидер старых большевиков, потерпевший на показательном процессе

Алексей Рыков, 1881 г.