Бетонные корабли: история появления и недолгая жизнь

история появления и недолгая жизнь

Останки бетонного корабля

Много веков лодки и корабли строили из древесины, благодаря ее уникальным качествам, среди которых пластичность материала и простота его обработки. Однако, в связи с относительно небольшой прочностью, пожароопасностью и подверженностью материала гниению, человечество всегда находилось в поиске альтернативного материала, в качестве которого одно время всерьез рассматривали и даже применяли железобетон и армированный цемент.

Бетонные корабли не получили признания, и на то есть причины, но они прочно вошли в историю кораблестроения и военных летописей, так как их появление в какой-то мере связано с двумя мировыми войнами.

Содержание статьи

  • История появления
    • Особенности бетонных кораблей
  • Актуальность использования бетонных кораблей
    • S.S. Atlantus
    • S. S. Polias
    • Quartz  IX-150
    • S. S. San Pasqual

История появления

Бетонный корабль

Размеры и грузоподъемность кораблей стали увеличиваться после того как появились паровые двигатели. На фоне возросшего грузопотока на водных маршрутах, древесина уже не могла удовлетворить запросы судостроительной отрасли — в том числе и из-за высокой стоимости заготовки корабельного леса. 19 век связан активным поиском альтернативного материала.

Одним из них была сталь, но цена  изготовления корабля с таким корпусом была высока, а сам процесс отличался большой трудоемкостью. В поисках дешевого и технологичного материала судостроители обратили внимание на бетон.

Корабли из бетона

Историю появления железобетона связывают с именем французского садовника Жозефа Монье, который занимался разведением цветов в длинных ящиках из бетона, которые опирались на ножки и часто переламывались пополам.

Однажды Монье поместил в бетонную массу при изготовлении очередного ящика несколько железных прутьев, и получил крепкую конструкцию. Затем, в 1867 году последовало получение патента Жозефом Монье на изготовление кадок на основе армированного цемента.

Интересный факт. Справедливости ради следует вспомнить о том, что еще в 1802 году стержни из металла использовались российскими зодчими при армировании перекрытия, в основе которого был известковый бетон, когда строился Царскосельский дворец.   Этим же путем пошел в 1829 году Фокс – инженер из Англии, реализовавший перекрытие из бетона, армированного металлом. При изобретении огнестойкого железобетонного перекрытия соотечественник Фокса – Уилкинсон, также получил патент в 1854 году, а в 1865 году построил железобетонный дом. За год до этого, французом Куанье была построена железобетонная церковь.

Первое плавательное средство в виде весельной лодки, было построено в 1849 году французом Ламбо.

Ламбо и его изобретение

При ее изготовлении инженер соединил металлическую сетку с цементом. Для получения прочного и трещиноустойчивого материала достаточно равномерно распределить стальные элементы в относительно большом количестве по сечению изделия. В 1855 году данная конструкция произвела фурор на международной выставке в столице Франции.

Идею подхватили американские и европейские инженеры, появились первые попытки изготовления  парусных яхт и лодок.

Современная яхта из железобетона

Настоящей сенсацией стало самоходное железобетонное морское судно (Namsenfijord), изобретенное норвежским инженером Николаем Фегнером в 1917 году. После этого американцами было создано аналогичное судно (сухогруз Faith), а в период Второй Мировой войны американскими конструкторами были созданы корабли из железобетона в количестве 24-х штук и 80 барж.

Особенности бетонных кораблей

Небольшой бетонный корабль

Железобетон обладает средней плотностью меньше чем у стали в 3 раза.

Отсюда вытекает ряд положительных качеств использования железобетона для строительства судов:

  1. Корпус такого корабля легче переносит нагрузку при затирании ледяными массами, нежели металл или древесина, прочность на сжатие у которых ниже. Корпус из железобетона является монолитным, в то время как металлический состоит из листов и имеет сварные швы, которые расходятся при особенно сильном давлении льда;
  2. Бетон является ремонтопригодным материалом. При образовании пробоины достаточно залить поврежденный фрагмент свежим раствором опалубочным способом. Инструкция настолько проста, что справиться с подобной работой могут своими руками обычные рабочие;

Процесс возведения железобетонного корабля

  1. Стоимость строительства подобного корабля гораздо ниже, чем судна из металла;
  2. Бетон не подвержен коррозии, и не покрывается ржавчиной под воздействием соленой морской воды;
  3. Бетон предельно прост в работе, поэтому скорость возведения такого судна существенно выше;
  4. Бетон является огнестойким негорючим материалом;
  5. В трюмах бетонных кораблей исключено образование конденсата, что особенно актуально при перевозке груза, чувствительного к воздействию влаги.

Останки железобетонного судна на реке Луга

Именно из-за существенных недостатков железобетонные суда в свое время были сняты с производства:

  1. Тяжелый корпус становится причиной большой осадки;
  2. Большая толщина корпуса необходима для того, чтобы он обладал той же прочностью, что и стальной, однако такое судно сжигает больше топлива, что сводит на нет рентабельность перевозок;
  3. Бетону не страшны статические нагрузки, но его легко повредить при сильном ударе;
  4. Ранее было отмечено, что строительство бетонного корабля занимает меньше времени, но следует учесть природный фактор – в условиях низких температур с бетоном работать нельзя;
  5. Такое судно не получится модернизировать – если к металлическому кораблю можно приварить дополнительный фрагмент, то с бетоном так не поучится.

Актуальность использования бетонных кораблей

Корабль из бетона

Почему бетон заслужил столь пристальное внимание со стороны судостроителей? Во времена мировых войн серьезная проблема обозначилась при нехватке стали, которая по большей части шла на изготовление оружия.

В то время строительство судов из железобетона стало своего рода выходом из трудного положения – они обладали большей прочностью, чем металлические аналоги, были ремонтопригодны при образовании пробоин, материал оказался долговечным и не боялся льда в зимнее время.

Железобетонный корабль

В процессе эксплуатации стали очевидны слабые стороны подобных кораблей – бетон оказался не самым подходящим материалом. Основной проблемой стала необходимость создания очень толстого корпуса корабля, чтобы по прочности он не уступал металлическим конструкциям. Однако это влияло на вес судна – оно становилось тяжелым, и сжигало много топлива при движении.

Потрёпанный временем корабль из железобетона

При повреждении корпуса и образовании пробоины, такой корабль быстро шел ко дну. Именно поэтому военные моряки во времена Первой Мировой войны их прозвали «плавающими надгробиями», и боялись нести на них службу.

Несмотря на это, усовершенствование подобных судов продолжалось – происходило увеличение их размеров, и в 1919 году был произведен спуск на воду крупнейшего 130-ти метрового нефтяного танкера СС Сельма. Часть его обломков в наши дни возвышаются над водами залива Галвестон в Техасе.

Останки СС Сельмы

Первая Мировая война породила немало экземпляров железобетонных кораблей во многих странах, в том числе в Турции и Китае. С 1915 по 1919 год Америка, Англия, Германия, Франция, Италия, Норвегия, Швеция, Дания и Голландия в том или ином количестве производили корабли из железобетона в связи с нехваткой стали, и быстрым способом строительства судов в условиях большой нужды в тоннаже.

Все, что осталось от корабля Сан Паскуаль (побережье Санта-Мария, Куба)

Вторая Мировая война также послужила причиной нехватки стали, и новые 24 бетонных корабля пополнили ряды ранее построенных. Усовершенствованный материал и автоматические бетоносмесители позволили произвести строительство в срок и пополнить флот более сильными и прочными моделями судов.

Интересный факт. Роль бетонных кораблей в военное время неоценима. При высадке десантных частей у берегов Нормандии, на них перевозили топливо и боеприпасы, использовали как плавучие понтоны.

Останки старинного бетонного корабля

В послевоенный период добыча стали вышла на исходный уровень и обрела прежнюю доступность для судостроительной отрасли. Корабли из железобетона сняли с производства за нерентабельностью, а сохранившиеся после войны суда затопили. Некоторые стали достопримечательностью, как в Британской Колумбии – с десяток судов установили в виде дуги, чтобы они выполняли функцию волнорезов.

Фрагмент волнолома в Колумбии

Можно отметить отдельные сохранившиеся на сегодняшний день экземпляры.

S.S. Atlantus

SS Atlantus, порт Вирджиния, 1926 год

Это судно спустили на воду в декабре 1918 года. Он признан одним из знаменитых бетонных  кораблей времен Первой Мировой войны. «Atlantus» перевозил военнослужащих американской армии после завершения войны из Европы. Также это судно доставляло уголь на берега Новой Англии. Списали корабль в 1920 году и отправили в порт Вирджинии.

S. S. Polias

Корма  S. S. Polias

Этот бетонный корабль был построен раньше S. S. Atlantus, но на воде оказался позже на месяц. Так же использовался для перевозки угля в порты Новой Англии. Участь судна была печальной. В результате шторма его выбросило у берегов города Майн на рифы.

В результате 11 человек экипажа погибли при попытке спастись самостоятельно, остальные, не покинувшие корабль, были спасены на следующий день. Снять судно с рифов не удалось, а в 1924 году, налетевший на него ураган, разбил его надвое. Обе части затонули — впрочем, корма иногда виднеется над поверхностью моря, напоминая о страшных событиях.

Quartz  IX-150

Бетонное судно «Quartz»

К легендарным образцам послевоенного времени можно отнести бетонный корабль «Quartz» с бортовым номером IX-150. В 1946 году американские военные проводили испытание атомной бомбы в рамках операции под названием «Перекрёсток».

Несколько судов, в том числе и «Quartz» были помещены в эпицентре взрыва. Впоследствии, военные изучали и анализировали характер повреждений, образовавшихся на подопытных судах в результате ядерного удара.

S. S. San Pasqual

Судно из бетона S. S. San Pasqual

В качестве нефтяного танкера, бетонное судно S. S. San Pasqual было введено в эксплуатацию в июне 1920 года. Через год корабль попал в шторм и получил повреждения. Ремонт длился на протяжении трех лет. Одна кубинская торговая компания приобрела это судно в 1924 году, и использовала его трюм как складское помещение.

История этого корабля богата на события. В военные годы его использовали в качестве наблюдательного пункта за противником – немецкими подводными лодками. Судно много раз подвергалось обстрелам из крупнокалиберных орудий и пулеметов.

Во времена революции на Кубе, в трюме корабля была организована тюрьма для противников Че Гевары. В разное время судно было использовано как спортивный и рыболовный клуб, а в 1990-м году он получил статус комфортабельного отеля. С тех пор оно уже более 20 лет украшает побережье Кубы, привлекая новых туристов.

Существуют и другие образцы бетонных кораблей, встречающиеся в разных точках мира.

Бетонная баржа

Баржа из бетона на сегодняшний день сохранилась в хорошем внешнем состоянии. Располагается она на территории поселка Горячие Ручьи (5 км от  ЗАТО Полярный), который когда-то был базой разведывательных кораблей Северного Флота.

Дефицит стали в годы Второй Мировой войны коснулся и Советского союза, поэтому существуют плавательные средства из железобетона и отечественного производства. Например, в рижском порту Волери у причала стоит железобетонный сухогруз.

Палубные надстройки отсутствуют, но сохранились гребной механизм и рулевая система. В камбузе и гальюне сохранились остатки облицовочной плитки.

Яхта «Нефертити»

В Нижнем Новгороде в центральном яхт клубе есть своя достопримечательность в виде парусно-моторной крейсерской яхты «Нефертити». Для ее строительства ее в 70-х годах XX века, использовали армированный цемент.

Зачем строили корабли из бетона? | С другого угла

Первые судна, предназначенные для транспортировки на воде, изготавливались из дерева. После того как людьми была освоена методика кораблестроительства с использованием железа, корабли стали сооружаться из этого материала.

Однако существуют ещё и судна, построенные из бетона и при этом удачно держащиеся на поверхности воды, как бы это удивительно ни было.

Почему же подобные корабли не тонут?

И для каких целей вообще строились судна из бетона?

Когда было построено первое бетонное судно?

Впервые судно из бетона было сконструировано в середине 19 века. В 1849 году французский инженер Жан-Луи Ламбо построил бетонную лодку. Он соорудил сетку посредством прутьев из железа и после по полученной сетке равномерно разместил массу цемента. Застывший материал инженер отшлифовал.

Специалисты кораблестроения восприняли изобретение с энтузиазмом и крайним удивлением — никто и предположить не мог, что построенное из бетона судно можно действительно не тонуть. В итоге, Ламбо запатентовал своё изобретение, и в скором времени бетонные лодки по его схемам и методике стали изготавливаться и приобретать какую-никакую популярность.

Бетонный корабль «Ламбо»

Популяризация бетонных лодок и её причины

Так, появившиеся в середине 19 века бетонные судна стали активно создаваться на протяжении двух веков. Причина популярности таких лодок заключалась в том, что, на самом деле, они были гораздо устойчивее, нежели железные. Однако при этом бетонные лодки не могли развивать большую скорость и передвигались по воде медленнее, чем свои железные и, тем более, деревянные «коллеги».

Причина медлительности заключается в огромной массе судна. Почему же оно не тонет, если оно такое тяжелое? Потопления не происходит из-за, так называемой, выталкивающей силы. Именно эта сила не позволяет судну затонуть, а помимо этого даёт возможность транспортировки и людей, и больших грузов.

Историческая судьба судна из кораблей

В начале 20 века стали активно строить корабли из железобетона. Во время Первой и Второй Мировой войны инженеры из Норвегии и Америки создали несколько типов судоходного транспорта — самоходное судно, пароход, баржи. Оказывается, что такие судна по прочности эффективнее и лучше, чем корабли, сконструированные из металла. Если случались пробоины, то их починка протекала быстрее и менее затруднительно.

Также немаловажное достоинство бетонного судна заключалось в том, что в их строительстве могли участвовать люди, далёкие от сферы кораблестроения. Во время военных конфликтов это было большим плюсом. Во Второй Мировой войне бетонные судна использовались чаще всего в качестве барж для транспортировки боеприпасов, создания тупиков в различных гаванях и в наведении переправ.

После Второй Мировой войны производство бетонного судоходного транспорта постепенно сошло на нет. В настоящий момент эта технология строительства кораблей уже неактуальна и в официальных компаниях не используется. Строят бетонные судна исключительно энтузиасты, которые интересуются этой темой.

Знаменитые бетонные корабли

Очень крупное бетонное судно было построено в 1917 году, в период, когда строительство таких кораблей стало затухать. Именно строительство этого корабля снова вернуло живой интерес к бетонным суднам.

Построен этот корабль был в Норвегии и назвался «Намсеньфьёрд». Технические характеристики впечатляли: длина 26 метров и 400 тон водоизмещения. В целом, бетонные судна отличались неповоротливостью и медлительностью, однако норвежский корабль наоборот мог развивать достаточно большую скорость, а также показывал очень хорошие результаты относительно грузоподъёмности.

«Намсеньфьёрд» впечатлил американских корабельных инженеров, в результате спустя год, в марте 1918 года, был построен американский бетонный корабль «СС Файт». Для своего времени габариты судна были впечатляющими: 100 метров в длину, водоизмещение в 6125 тон, мощность в 1760 лошадиных сил. Так что среди неповоротливых бетонных кораблей встречались исключения, которыми и являлись американский гигант и норвежский «Намсеньфьёрд».

войнакораблиистория

Поделиться в социальных сетях

Вам может понравиться

Бетонные корабли: история

Первая мировая война
Атлантус
Мыс Страха
Куямака
Динсмор
Латам
Моффит
Пало-Альто
Перальта
Полиас
Сан-Паскуаль
Сапона
Сельма
Андерсон
Аспдин
Шательер
Рассмотрим
Коуэм
Эккель
Грант
Хеннибик
Хамфри
Кан
Лесли
Мид
Мерриман
Паслей
Поллард
Сэйлор
Слейтер
Смитон
Талбот
Тэтчер
Вика
Видаль
Витрувий
Уэйсон
Кварц
ЙОГН 82
Пауэлл Ривер
Киптопеке

 

Самым старым из известных бетонных кораблей была тряпка, построенная Жозефом Луи.

Ламбот, Южная Франция, 1848 год. Лодка участвовала в выставке 1855 года. Всемирная выставка во Франции.

Фотография одной из ферроцементных лодок Lambot
(найдено на FerroBoats.com)

В 1890-х годах итальянский инженер Карло Габеллини построил баржи и малые корабли из бетона. Самый известный из его кораблей была Лигурия.

2 августа 1917 г. Н.К. Fougner из Норвегии запустил первый океанский бетонный корабль, 84-футовая лодка под названием Намсенфьорд. С успехом корабля еще несколько небольших бетонных судов был построен.

Изображение Намсенфьорда

В 1910-х годах в Великобритании было построено множество небольших бетонных лодок. Один из этих кораблей, «Виолетта», был построен в 1917 году и в настоящее время использовался как лодочный клуб на реке Медуэй в Англии.

Этот делает ее самым старым бетонным кораблем, все еще находящимся на плаву.

В 1917 году Соединенные Штаты наконец вошли в мир I мира и стали стало мало, а спрос на корабли вырос. Правительство США пригласил Н.К. Fougner, чтобы возглавить исследование осуществимости бетона корабли.

Тем временем бизнесмен У. Леси Комин проявил инициативу и основал судостроительную компанию Сан-Франциско (в Окленде, Калифорния). начать строительство бетонных кораблей. Он нанял Алана Макдональда и Виктор Посс, чтобы спроектировать первый американский бетонный корабль, пароход «С. С. Вера».

«Вера» была спущена на воду 18 марта 1918 года. Строительство корабля обошлось в 750 000 долларов. Она использовалась для перевозки грузов для торговли до 1921, когда она была продан и списан как волнорез на Кубе.

Президент Вудро Вильсон наконец утвердил чрезвычайное положение Программа флота, которая курировала строительство 24 бетонных корабли для войны. Однако в стадии строительства находилось только 12 из них. ни один из них не был завершен к моменту окончания войны. 12 кораблей были достроены и проданы частным компаниям, использовавшим их для легкой торговли, хранения и лома.

С началом Второй мировой войны стали снова не хватать поставлять. В 1942 году правительство США заключило контракт с McCloskey & Компания Филадельфии, штат Пенсильвания, построит новый флот из 24 бетонных кораблей. Начато строительство флота в июле 1923 года в Тампе, Флорида. Инновации в производстве цемента и состав сделал эти корабли сильнее предыдущего флота.

С другими компаниями были заключены контракты на строительство барж. Это тоже были большими судами, но им не хватало двигателей для движения. Вместо, они использовались для хранения и буксировались другими кораблями.

После войны несколько кораблей превратили в плавучие волнолом в Канаде и еще десять были затоплены в качестве волнолома в Вирджиния.

Хотя окончание Второй мировой войны ознаменовало конец крупномасштабного бетона судостроение, по сей день небольшие прогулочные лодки все еще делаются из бетона.

Парусник Ferro-Cement (с сайта FerroBoats.com)

  • FerroBoats.com
  • Журнал истории Сан-Диего, весна 1995 г.

 

 

ВМС США построили 12 бетонных кораблей для Первой мировой войны

Во время Первой мировой войны не хватало стали для постройки кораблей. Хотя американский президент Вудро Вильсон был полон решимости не допустить участия США в войне, он не хотел, чтобы американский торговый флот оставался незавершенным. Поэтому он одобрил строительство 24 кораблей из бетона на сумму 50 миллионов долларов (11,4 миллиарда долларов с поправкой на инфляцию), чтобы помочь нарастить американские судоходные мощности.

Бетон, несмотря на его дешевизну и доступность, дорог в строительстве и эксплуатации, когда речь идет о кораблях. Им нужен толстый корпус, что означает меньше места для груза. Всего было построено 12, и к тому времени, когда они были готовы, Великая война закончилась.

Сайт ConcreteShips.org, посвященный этому «эксперименту в кораблестроении», отслеживает, что произошло с этими 12 инновациями.

SS

Atlantus

Пароход Atlantus продавался как десантный паром. Прежде чем ее можно было использовать для этого, она вырвалась на свободу во время шторма и села на мель недалеко от Кейп-Мей, штат Нью-Джерси, в 1926.

Атлантус в 1926 году.

С тех пор он разваливается на части, но то, что от него осталось, все еще видно с берега.

SS

Cape Fear

Хороший пример недостатков использования бетона в судостроении, Cape Fear столкнулся с грузовым судном в Род-Айленде, разбился вдребезги, а затем затонул, 19 членов экипажа погибли.

SS

Cuyamaca

Cuyamaca был разобран в Новом Орлеане после постройки. Затем ее переоборудовали в нефтяную баржу. Как и другие бетонные корабли, перевозящие нефть в Мексиканском заливе, мало что известно о месте ее последнего упокоения.

SS

Dinsmore

Искусственные сооружения, заглубленные в прибрежные районы, защищают побережье от негативного воздействия погоды и распространения наносов. Модель Dinsmore живет в этом отношении. Она была затоплена, чтобы служить волнорезом в Мексиканском заливе.

SS

Latham

Latham также стала нефтяной баржей, хранящей нефть, перекачиваемую в Мексиканском заливе. Во время перевозки нефтепроводов она ударилась о пристань и чуть не затонула. Сейчас она плавает где-то в заливе, хранит нефть.

SS

Moffitt SS Moffitt запускается.

Moffitt — еще одна нефтяная баржа у берегов Нового Орлеана.

SS

Пало-Альто

Этот корабль был превращен в танцевальный клуб и ресторан в Калифорнии. В нем были игровые автоматы и бассейн до того, как компания, которая управляла этим местом, обанкротилась во время Великой депрессии.

Пало-Альто (используется с разрешения)

Когда шторм разбил ее посередине, Пало-Альто стал рыбацким причалом.

SS

Peralta

Сейчас в Британской Колумбии, Канада, Peralta некоторое время использовался как плавучий консервный завод, а теперь является плавучим волнорезом. Она единственная из 12 все еще на плаву.

SS Peralta (фото Скотта Дж. Лоу)

Peralta также является самым большим бетонным кораблем, все еще находящимся на плаву в мире. Она защищает пруд для хранения бревен канадской бумажной компании.

Нержавеющая сталь

Полиас

После удара о подводный уступ Полиас разбился и затонул у берегов штата Мэн. Четырнадцать членов экипажа погибли, пытаясь покинуть корабль.

(Общественное достояние)

Ураган 1924 года еще больше разрушил ее обломки. То, что осталось, находится у побережья Порт-Клайда, штат Мэн.

SS

San Pasqual

Когда San Pasqual сел на мель у берегов Кубы, никто не собирался ее откапывать. Она осталась там и стала кораблем-базой, а затем тюрьмой. Сейчас это гостиница на 10 номеров.

SS

Sapona

Первоначально проданный на металлолом, Sapona был преобразован в оффшорный склад спиртных напитков во время сухого закона. Она оказалась на мели у берегов острова Бимини на Багамах во время урагана. Корма оборвалась, уничтожив запасы владельца рома и оставив его без гроша в кармане.

Сапона в 2009 году

Армейские ВВС и ВМС использовали Сапона для стрельбы по мишеням во время Второй мировой войны.