2. Конструкции железобетонных шпал и основные технические требования к ним.
2.1. Железобетонные шпалы, выпускаемые промышленностью, должны отвечать требованиям государственных стандартов или технических условий, утвержденных в установленном порядке.
2.2. Конструкция и размеры железобетонных шпал марок Ш1-1, Ш1-2 и Ш2-1 по ГОСТ 10629-88 «Шпалы железобетонные предварительно напряженные для железных дорог колеи 1520 мм. Технические условия» представлены на рис. 1-4 и в табл. 1.
Рис. 1. Железобетонные шпалы марок Ш1-1, Ш1-2, Ш2-1: 1 — проволочная арматура; 2 —закладная шайба |
2.2.1. Марка шпалы состоит из двух буквенно-цифровых групп, разделенных дефисом.
Первая группа содержит обозначение типа шпалы в зависимости от конструкции рельсового скрепления:
Ш1-для раздельного клеммно-болтового скрепления КБ с болтовым прикреплением подкладки к шпале;
Ш2-для нераздельного клеммно-болтового скрепления БПУ с болтовым прикреплением подкладки или рельса к шпале.
Вторая группа указывает вариант исполнения подрельсовой площадки шпалы в соответствии с табл. 1.
2.2.2. Форма и размеры шпал должны соответствовать указанным в табл. 1 и на рис. 1-4.
Таблица 1.Марка шпалы | Расстояние между упорными кромками разных концов шпалы (а), мм | Расстояние между упорными кромками одного конца шпалы (а1), мм | Расстояние между осями отверстий для болтов (а2), мм | Расстояние между осью отверстия и упорной кромкой (а3), мм | Угол наклона упорных кромок, град. | Направление большей стороны отверстия для болта относительно продольной оси шпалы |
Ш1-1 | 2012 | 404 | 310 | 47 | 55 | Поперечное |
Ш1-2 | 2000 | 392 | 310 | 41 | 72 | То же |
Ш2-1 | 2012 | 404 | 236 | 84 | 55 | Продольное |
На кромках, примыкающих к подошве и торцам шпалы, допускаются фаски шириной не более 15 мм.
По согласованию изготовителя с потребителем допускается изготовлять шпалы у которых расположение и размеры углублений на подошве отличаются от указанных на рис. 1, а форма и размеры вертикальных каналов для закладных болтов отличаются от указанных на рис. 2-4.
2.2.3 Конструкции и размеры допускаемых к применению железобетонных шпал, изготовленных по ранее действовавшим стандартам и техническим условиям, даны в приложении.
2.3 Железобетонные шпалы в зависимости от трещиностоикости, точности геометрических размеров и качества бетонных поверхностей подразделяют на два сорта: первый и второй.
Шпалы второго сорта предназначены для укладки на малодеятельных линиях, станционных и подъездных путях. Поставка шпал второго сорта производится только с согласия потребителя.
2.4. Шпалы должны изготовляться из тяжелого бетона класса по прочности на сжатие В40 в соответствии с ГОСТ 26633-85.
2.5. В качестве арматуры шпал (рис. 5) применяется высокопрочная стальная проволока периодического профиля класса Вр диаметром 3 мм. Номинальное число проволок-44. Предельные отклонения по числу проволок-2 шт.
Для обеспечения проектного расположения проволок применяются разделительные проставки, которые могут оставаться в бетоне на торцах шпал.
2.6. Отклонения размеров шпал не должны превышать предельных значений, указанных в табл. 2.
2.7. Отклонение от прямолинейности профиля подрельсовых площадок на всей длине или ширине не должно быть более 1 мм.
2.8. Уклон подрельсовых площадок к продольной оси шпалы в вертикальной плоскости, проходящей через ось (подуклонка), должен быть в пределах от 1 : 18 до 1 : 22 для шпал первого сорта и от 1 : 16 до 1 : 24 для шпал второго сорта.
2.9. Разница уклонов подрельсовых площадок разных концов шпалы в поперечном к оси шпалы направлении (пропеллерность) не должна превышать 1 : 80.
2.10. Отклонения толщины защитного слоя бетона до верхнего ряда арматуры не должны превышать: для шпал первого сорта +7, -5 мм, для шпал второго сорта +10, -5 мм.
Рис. 5. Размещение арматуры на торце (а) и в среднем сечении (6} шпалы |
2.11. Размеры раковин на бетонных поверхностях и околов ребер у шпал не должны превышать значений, указанных в табл. 3.
2.12. В новых шпалах не допускаются:
наплывы бетона в каналах для закладных болтов, препятствующие свободной установке и повороту этих болтов в рабочее положение;
местные наплывы бетона на подрельсовых площадках;
привертывание закладных болтов рельсового скрепления в каналах шпалы при завинчивании гаек;
трещины в бетоне.
Таблица 2.
Наименование размера | Предельное отклонение, мм, для шпал | |
первого сорта | второго сорта | |
Расстояние а | +2,-2 | +3,-2 |
Расстояние а1 | +2,-1 | +3,-1 |
Расстояния а2иа3 | +1,-1 | +1,-1 |
Глубина заделки в бетон закладной шайбы | +6,-2 | +6,-2 |
Длина шпалы | +10,-10 | +20,-20 |
Ширина шпалы | +10,-5 | +20,-5 |
Высота шпалы | +8,-3 | +15,-5 |
Таблица 3.
Участки поверхности шпалы | Предельные размеры, мм | |||
раковин | околов ребер | |||
Глубина | Диаметр (наибольший размер) | Глубина | Длина по ребру | |
Подрельсовые площадки | 10/15 | 10*/15* | 15/30 | 30/60 |
Упорные кромки подрельсовых площадок | 10/15 | 10**/15** | 10/10 | 20/40 |
Верхняя поверхность средней части шпалы | 10/15 | 30/45 |
15/30 | 30/60 |
Прочие участки верхней поверхности | 15/25 | 60/90 | 15/30 | Не регламентируются |
Боковые и торцовые поверхности | 15/25 | 60/90 | 30/60 | Не регламентируются |
* Не более трех раковин на одной площадке.
** Не более одной раковины.
Примечание. В числителе — данные для шпал первого сорта, в знаменателе — для второго.
Рис. 6. Маркировка шпалы: 1 — номер партии; 2 — товарный знак или краткое наименование предприятия-изготовителя; 3 — год изготовления; 4 — знак шпалы второго сорта |
2.13. На верхней поверхности шпал штампованием при формовании должны быть нанесены товарный знак или краткое наименование предприятия-изготовителя (на каждой шпале) и год изготовления двумя последними цифрами (не менее чем у 20% шпал партии).
В концевой части шпал краской наносят штамп ОТК и номер партии. Места нанесения маркировочных надписей указаны на рис. 6.
На обоих концах шпалы второго сорта наносится краской поперечная полоса шириной 15-20 мм (см. рис. 6).
studfiles.net
Из чего делают шпалы для железной дороги — шпала бетонная размеры вес
Из чего делают шпалы
11 Декабря 2014 / Металлоизделия, материалы, строительные и промышленные услуги
За последнюю сотню лет свою форму шпалы из дерева изменили мало. Древесина для их изготовления изначально была выбрана по той причине, что она обработке поддается легко и является доступным материалом для использования в промышленных целях.
Все о железнодорожных шпалах.
Пропитывать шпалы начали несколько позже, чтобы повысить их срок службы. Непропитанные изделия укладывались на большинстве первых железнодорожных путей. На данный момент пропитанные шпалы являются стандартом и используют именно их. Для пропитки применяют антисептики и каменноугольные масла. Благодаря пропитке срок службы шпал увеличивается более чем в два раза.
Рельсы железнодорожного пути укладываются на опору из шпал. Основной задачей шпал является обеспечение равномерного распределения давления на основание пути. Ограничений по зонам шпалы не имеют, то есть использовать их можно как на грузонапряженных путях, так и на новых линиях, пролегающих по вечномерзлым и нестабилизированным земляным полотнам. На имеющих радиус больше трехсот пятидесяти метров крутых кривых используют только пропитанные шпалы. Не имеющие пропитки изделия в таких случаях не применяются.
Для прокладки отечественных железнодорожных путей чаще всего применяются хвойные породы. Семьдесят процентов шпал изготавливают из сосны. На долю ели и других пород остается тридцать процентов. Наименее подверженной растрескиванию древесиной является прямоствольная сосна. Механические характеристики кедра, пихты и ели слабее, чем у сосновой древесины. Кроме того, пропитке антисептиками они поддаются хуже. Неплохим материалом для шпал является лиственница, однако при сильных морозах и во время сушки она склонна к растрескиванию, а следовательно, необходимы специальные меры, чтобы его предотвратить. Более прочными получаются березовые шпалы, однако загнивают они чаще сосновых, поэтому на пропитку их антисептиками обращается особое внимание.
За границей для изготовления шпал используют пропитанные твердые породы древесины, срок службы которых достигает тридцати-сорока лет. Такие изделия имеют высокую сопротивляемость отжатию и выдергиваю прикрепителей, меньше изнашиваются под прокладками. Металлические шпалы используют преимущественно в тропических странах, поскольку деревянные разрушаются термитами. В других же случаях металл для изготовления шпал бесперпективен, поскольку имеет множество недостатков – высокая стоимость, шумообразование, электрическая проводимость, подверженность коррозии и так далее.
Шпалы железобетонные
(по ГОСТ 10629-71 и ТУ 32 ЦП-517-76)
Шпалы, предусмотренные настоящим стандартом, рассчитаны на применение рельсов типов Р50, Р65, Р75 и промежуточных рельсовых скреплений типов КБ и УБ на прямых и кривых (радиусом не менее 350 м) участках пути.
Форма, размеры в миллиметрах и типы шпал приведены в табл. 11 и на рис. 28.
Таблица 11
Типы шпал | Типы промежуточных рельсовых скреплений | Масса одной шпалы, кг |
С-56-2 | КБ — раздельное, клеммно-болтовое с плоской подкладкой | |
С-56-2М | То же | |
С-56-3 | ЖБ — нераздельное, клеммно-болтовое с пружинными клеммами без подкладки | |
С-56-3М | То же |
Примечания. 1. В обозначении типа шпалы буква С означает ее сокращенное наименование (струнобетонная), цифра 56 — год проектной разработки, цифры 2 и 3 — порядковые номера проектных разработок, буква М — модифицированную шпалу с клиновидной средней частью.
2. Шпалы типов С-56-2М и С-56-3М (с клиновидной средней частью) изготовляются по соглашению сторон.
Технические условия распространяются на брусковые предварительно напряженные железобетонные шпалы типа С-73-1 (рис. 28, д), предназначенные для железных дорог широкой колеи.
Шпалы тина С-73-1 рассчитаны на применение рельсов типов Р50, Р65, Р75 и промежуточных рельсовых скреплений типа КБ в прямых и кривых (радиусом не менее 350 м) участках пути.
Шпалы типа С-73-1 изготовляются в формах для шпал типа С-56-2. Изготовление шпал типа С-73-1 допускается только на период до износа этих форм, имеющихся на заводах железобетонных шпал.
Шпалы в зависимости от их качества подразделяются на I и II сорта.
Примечание. Поставка шпал II сорта производится только с согласия потребителя для использования их на малодеятельных станционных и подъездных путях, а также на путях промышленного железнодорожного транспорта.
Допускаемые отклонения от проектных размеров шпал не должны превышать значений, указанных в табл. 12.
Подуклонка подрельсовых площадок должна быть 1/20.
Допускается отклонение в величине подуклонки от 1/19 до 1/21 для шпал I сорта и от 1/19 до 1/22 для шпал II сорта.
Угол взаимного поворота подрельсовых площадок разных концов шпалы относительно ее продольной оси («пропеллерность шпалы») не должен превышать 0,012 рад.
Шпалы должны изготовляться из тяжелого бетона марки не ниже 500.
Поставка шпал потребителю производится при достижении бетоном проектной прочности на сжатие.
Закладные шайбы должны иметь антикоррозионное покрытие.
Примечание. По согласованию с Министерством путей сообщения допускается изготовлять шпалы без металлических закладных шайб с гнездами для размещения съемных пластмассовых вкладышей на закладных болтах.
В шпалах не допускаются:
трещины;
обнаженная арматура, за исключением концов напряженной арматуры, которые не должны выступать за плоскость торцов шпалы более чем на 5 мм в шпалах I сорта и на 15 мм в шпалах II сорта;
пустоты вокруг проволок на торцах шпал;
заделка раковин, околов и пустот вокруг проволок на торцах шпал;
околы рабочих кромок и наплывы бетона в отверстиях для закладных болтов.
Рис. 28. Типы железобетонных шпал:
а — С-56-2; б — С-56-2М; в — С-56-3; г — С-56-3М; д — C-73-1
Таблица 12
Параметры | Допускаемые отклонения, мм, для шпал | |||
по ГОСТ 10629-71 | по ТУ 32 ЦП-517-76 | |||
I сорта | II сорта | I сорта | II сорта | |
Длина……………………………………………………………………………………… | ±10 | +10; -15 | ±10 | ±15 |
Ширина…………………………………………………………………………………… | ±5 | ±8 | ±5 | ±8 |
Высота……………………………………………………………………………………. | +5; -3 | +10; -3 | +5; -3 | +10; -3 |
Разность высот шпалы, измеренная в одном поперечном сечении…………… | ||||
Расстояние «а» между наружными кромками углублений в подрельсовых площадках разных концов шпалы………………………………………………….. | ±2 | +3; -2 | ±2 | +3; -2 |
Расстояние «б» между кромками углубления и подрельсовой площадке одного конца шпалы…………………………………………………………………… | +2; -1 | +3; -1 | +2; -1 | +3; -1 |
Расстояние «в» и «г» между осями отверстий для закладных болтов и наружной кромкой углубления в подрельсовой площадке одного конца шпалы…………………………………………………………………………………….. | ±1 | ±1 | ±1 | ±1 |
Глубина «д» заделки в бетон закладных шайб…………………………………… | ±3 | ±5 | ±3 | ±5 |
Поперечные размеры отверстия для закладного болта………………………… | +3; -2 | +5; -2 | +3; -2 | +5; -2 |
Толщина защитного слоя бетона над верхним рядом напряженной арматуры и расстояние по вертикали от каждого ряда проволок до верхней кромки торца шпалы…………………………………………………………………………….. | ±3 | +10; -3 | +5; -3 | +10; -3 |
На поверхностях отдельных шпал допускаются отклонения по показателям внешнего вида, не превышающие значений, указанных в табл. 13.
Таблица 13
Виды отклонений по показателям внешнего вида | Допускаемые размеры отклонений, мм | |||
на верхней поверхности шпал | на прочих поверхностях шпал | |||
первого сорта | второго сорта | первого сорта | второго сорта | |
Раковины: | ||||
диаметром………………………………………………………………………………….. | ||||
глубиной……………………………………………………………………………………. | ||||
Местные неровности высотой (глубиной)……………………………………………. | ||||
Околы: | ||||
глубиной……………………………………………………………………………………. | ||||
длиной………………………………………………………………………………………. | ||||
на 1 пог. м шпалы |
Рис.
Шпалы разные нужны
29. Маркировка железобетонных шпал:
1 — знак шпалы второго сорта; 2 — номер партии; 3 — товарный знак предприятия; 4 — знак некондиционной шпалы
Подрельсовые площадки шпал должны быть плоскими. Допускается равномерная выпуклость или вогнутость их не более 1 мм на всей длине подрельсовой площадки. Для шпал типов С-56-3 и С-56-3М вогнутость подрельсовой площадки не допускается.
На поверхности подрельсовых площадок местные неровности не допускаются, а число раковин или околов бетона должно быть не более одного на одной подрельсовой площадке. При этом размеры этих раковин или околов не должны быть более указанных в табл. 13 для верхней поверхности шпал.
На верхней поверхности каждой шпалы должна быть нанесена во время изготовления вдавленная в бетон следующая маркировка:
товарный знак предприятия-изготовителя;
год изготовления шпалы (двумя последними цифрами).
Глубина вдавливания знаков и цифр должна быть 3 мм, размер по высоте знаков и цифр — не менее 50 мм. Места нанесения маркировки показаны на рис. 29.
В концевой части на расстоянии 200 мм от торца шпалы наносят несмываемой краской номер партии и клеймо ОТК. Размер знаков по высоте должен быть не менее 50 мм.
На шпалах второго сорта на обоих концах наносят несмываемой краской поперечную полосу шириной 20-30 мм.
На шпалах, признанных некондиционными, на обоих концах наносят несмываемой мерной краской по две поперечных полосы шириной 20-30 мм каждая.
Предприятие-изготовитель должно гарантировать соответствие железобетонных предварительно-напряженных шпал для железных дорог широкой колеи требованиям настоящего стандарта.
Гарантийный срок устанавливается 3 года со дня отгрузки шпал предприятием-изготовителем. Изготовитель обязан безвозмездно заменять те шпалы, у которых в течение указанного гарантийного срока будут обнаружены отступления от ГОСТ 10629-71 или ТУ 32 ЦП-517-76, возникшие по вине предприятия-изготовителя.
Дата добавления: 2016-06-22; просмотров: 2128;
Похожие статьи:
Марка шпалы | Расстояние между упорными кромками а, мм | Расстояние между упорными кромками одного конца шпалы а1, мм | Расстояние между осями отверстий болтов а2 , мм | Расстояние между осью отверстия и упорной кромкой а3, мм | Угол a, град |
Ш 1-1 | |||||
Ш 1-2 | |||||
Ш 2-1 |
5.Маркировка железобетонных шпал
Шпалы обозначаются марками, состоящих из двух групп:
Первая группа обозначает тип шпал (Ш 1, Ш 2)
Вторая группа указывает на вариант использования подрельсовой площадки (второй столбец).
Контрольные вопросы
1. Каково основное назначение шпал?
2. Какими характеристиками должны обладать шпалы, исходя из основных функций?
3. Из какого материала изготовляют шпалы?
4. В чем различие между изгибом деревянной и железобетонной шпалы под нагрузкой?
5. Перечислите основные размеры деревянных шпал разных типов для железных дорог широкой колеи и метрополитенов.
6. В чем состоят преимущества и недостатки шпал из разных материалов?
7. Как соотносятся сроки службы шпал из разных материалов?
8. Какую форму поперечного сечения имеют шпалы из разных материалов?
9. Какими мерами можно повысить долговечность деревянных и железобетонных шпал?
10. Описать подробно технологию пропитки деревянных шпал.
11. Какова сфера применения шпал разного типа из разных материалов?
12. Описать конструкцию железобетонной шпалы.
Как машины меняют шпалы на железной дороге?
Сопоставить железобетонные шпалы разных типов.
14. Какова примерная масса деревянной шпалы? железобетонной шпалы?
15. Какова обобщенная форма поперечного сечения железобетонной шпалы?
16. Как расположена арматура в железобетонной шпале?
17. Как маркируются железобетонные шпалы?
18. Каковы плюсы и минусы деревянных и железобетонных шпал?
19. Дать определение понятию «эпюра шпал».
20. Какие эпюры шпал применяются в настоящее время?
21. В чем состоят требования к старогодным железобетонным шпалам разных групп годности?
Дата публикования: 2014-11-26; Прочитано: 466 | Нарушение авторского права страницы
avisavto.ru
Шпалы железобетонные
Увеличение требований к качеству железнодорожных путей, современные стандарты безопасности и рост интенсивности перевозок привели к тому, что на смену деревянным шпалам приходят шпалы железобетонные. “ЧелСнабСервис”, созданная с целью обеспечения всех предприятий, которым необходимы различные элементы верхнего строения пути, предлагает купить шпалы железобетонные в любом количестве.
На территории бывшего СССР шпалы, изготовленные из бетона с прочным армирующим каркасом, стали появляться ещё в 70-х годах. Древесина в тот период была в избытке, в связи с чем, особой популярностью бетонные изделия не пользовались. Ситуация изменилась коренным образом с началом строительства бесстыковых железнодорожных путей, которые не позволяли часто проводить замену шпал. В этом случае шпалы железнодорожные железобетонные оказались гораздо удобнее и практичнее.
Шпалы из железобетона представляют собой балки, имеющие переменное сечение, специальные площадки для установки рельсов и монтажные отверстия для крепежных элементов. Изготовление шпал имеет свои особенности. В матрицу помещается каркас из арматуры. Продольным армирующим струнам сообщается натяжение, после чего матрица заполняется тяжелым бетоном, имеющим класс прочности на сжатие не меньше, чем В40. После застывания бетона напряжение с арматуры снимается. Такой способ изготовления позволяет шпалам обладать необходимой прочностью и упругостью.
Типы железобетонных шпал
В зависимости от назначения участка железной дороги и интенсивности движения для его строительства могут использоваться различные типы бетонных шпал. От того, к какому типу отнесены железобетонные шпалы, цена за единицу может существенно отличаться.
Действующие стандарты предусматривают выполнение шпал двух типов:
- Ш1 – предназначенные для раздельного клеммно-болтового скрепления рельсов (типа КБ) с болтовым прикреплением подкладки к шпале;
- Ш2 – предназначенные для нераздельного клеммно-болтового скрепления рельсов (типа БПУ) с болтовым прикреплением подкладки или рельса к шпале.
Железобетонные шпалы Ш1 выполняют в двух вариантах, которые отличаются очертанием подрельсовой площадки. Угол наклона упорных кромок площадок в шпалах может составлять 72° и 55°.
ЖБ шпала второго сорта применяется в укладке на подъездных и станционных путях, малодеятельных и поставляются с полного согласия и по желанию потребителя.
Тем не менее, на не сильно загруженных линиях реальный срок службы ЖБ шпал составляет около 50 лет.
- ЖБ шпалы Ш3 используются для нераздельного клеммно-болтового скрепления ЖБР65 с болтовым прикреплением рельса к шпале. ГОСТ 10629.
- ЖБ шпалы ШС-АРС применяются для анкерного рельсового скрепления.
Старогодние железобетонные шпалы
В целях экономии большое значение имеет система перекладывания старогодных железобетонных шпал которые были сняты с путей первого и второго классов при ремонте капитальном, на пути третьего и четвертого классов и пути подъездные пром. предприятий.
Требования к старогодным ж/б шпалам приведены в этой таблице.
Показатель |
Требования к группе годности |
|
первой |
второй |
|
Тип рельсовых промежуточных скреплений |
КБ | Всех типов |
Пропущенный по шпале тоннаж и срок ее службы с момента первой укладки |
Без ограничений | Без ограничений |
|
|
|
Продольные трещины в бетоне |
Не допускаются | Наибольшее раскрытие трещин до 3 мм без разрушения бетона |
Поперечные трещины в бетоне |
Не допускаются | Наибольшее раскрытие трещин до 1 мм без разрушения бетона |
на кромках подрельсовых площадок |
Допускается длиной не более 30 мм и глубиной не более 10 мм | Допускается длиной не более 100 мм и глубиной не более 30 мм |
на прочих кромках шпалы |
Допускается длиной не более 100 мм и глубиной не более 30 мм без обнажения арматуры | Допускается длиной не более 300 мм и глубиной не более 60 мм |
рабочих кромок в отверстиях для закладных болтов |
Не допускаются | Допускается |
Непрямолинейность подрельсовой площадки |
Не более 1мм | Не более 5мм |
Толщина закладной шайбы в месте контакта с головкой закладного болта |
Не менее 4мм | Не менее 2мм |
У нас Вы можете приобрести как шпалы железобетонные, так и шпалы, рельсы, другой материал ВПС.
Не забывайте, что по цене с нами чаще договариваются, чем наоборот.
Мы отгрузим вам шпалы как железнодорожным транспортом, так и машинами. Наш отдел логистики поможет вам в этом.
rails-discount.com