Холодная смесь асфальтобетонная – Холодная асфальтобетонная смесь: особенности регенерации, фото

Содержание

Холодная асфальтобетонная смесь: особенности регенерации, фото




Асфальтные смеси используются довольно давно, и они уже успели зарекомендовать себя в качестве одного из самых практичных материалов для создания дорожного покрытия. При этом стоит отметить, что существует масса различных видов данной продукции, обладающих различными качествами и индивидуальными особенностями. При этом особо среди всего этого разнообразия выделяется холодная асфальтобетонная смесь, которая порой даже используется при строительстве.

Любительское фото, процесса произведения ямочного ремонта

Область применения

Обычно принято считать, что область использования асфальтов довольно узкая и ограничивается банальным изготовлением дорог. Однако именно данный вид этого материала отличается высокой функциональностью, поскольку имеет низкую температуру укладки.

Фасованный материал от популярного производителя

Тротуары и дорожки

Чаще всего холодный асфальтобетон используют для создания пешеходных зон или небольших тротуаров.

Создание зон с небольшой интенсивностью движения

  • Стоит отметить, что существует наиболее подходящий для данных задач асфальт, но для его монтажа необходим каток, который не всегда может проехать в нужную часть. Этот же материал не требует наличия специальной техники и может укладываться вручную.
  • Необходимо сказать и о том, что в итоге дорожки будут обладать отличной упругостью, но получат небольшой срок использования, хотя при эксплуатации пешеходами это не будет сильно заметно.

Совет!
Необходимо помнить, что холодный состав не имеет подвидов и выпускается как отдельное изделие.
Поэтому не стоит путать его с мелкозернистыми составами, имеющими небольшую температуру.

Использование данного материала для ремонта полов с одновременным созданием гидроизоляции

Ремонтные работы

Обычно холодные асфальтобетонные смеси используют для ремонта дорожного полотна очень редко и только при определенных условиях. Дело в том, что такой состав не подходит для полноценной замены покрытия и его приходится применять только для ямочного ремонта.

При этом латки обычно получаются временные и требуют замены на следующий сезон.

Восстановление покрытия после произведения ремонтных работ

  • В районах с холодным климатом данный состав нашел широкое применение. Дело в том, что при низкой температуре этот материал использовать лучше всего, поскольку он не остынет быстро, а его рабочая среда может иметь отрицательные значения по окружающей среде.
  • Стоит отметить, что в холодную погоду данный состав доставляют с использованием специальной техники, которую часто применяют для транспортировки горячего асфальта.

Совет!
Латать асфальт в холодное время года не принято, но в некоторых регионах страны это является необходимостью, на основании которой были разработаны соответствующие технические процессы, позволяющие даже создавать целые дороги.

В последнее время асфальт для изготовления крыши вытеснили рулонные материалы, которые при этом имеют практически одинаковые характеристики

Применение в строительстве

На сегодняшний день холодная регенерация асфальтобетона практически не используется в современном строительстве. Дело в том, что существует масса других материалов, которые более практичны и не требуют дополнительных действий при монтаже. Однако в некоторых регионах подобные составы до сих пор в ходу.

Их применяют для создания кровли. При этом крыша обычно плоская или имеет один скат. В противном случае существует необходимость использовать стандартные покрытия.

Стоит отметить, что данный вид монтажа сочетают с использованием рубероида или других рулонных материалов. При этом желательно чтобы они имели битумную основу.

Совет!
В холодных районах страны такое решение может быть одним из самых оптимальных.
Помимо хорошей гидроизоляции можно получить дополнительное утепление.

Даже при масштабных работах возможность отказаться от использования катка может послужить хорошей экономией

Характеристики и особенности

Для того чтобы понять все достоинства и недостатки данного материала стоит рассмотреть процесс его изготовления или компоненты, входящие в состав смеси. При этом также необходимо понять особенности монтажа и его технические характеристики.

В последнее время особой популярностью стали пользоваться мобильные установки для изготовления такого асфальта

Процесс изготовления и состав

Прежде всего, стоит сказать о том, что данный тип асфальта изготавливают исключительно из мелкозернистых наполнителей или песчаной смеси с фракций не более 10-15 мм. Поэтому впоследствии можно не использовать алмазное бурение отверстий в бетоне для установки дополнительного оборудования.

Сертификат соответствия на данную продукцию

Также важно упомянуть о различных добавках, которые применяют при изготовлении. Их задача создать своеобразную пленку, которая будет покрывать битум, не давая ему быстро застывать. Раньше в качестве них могли использовать дизельное топливо или бензин, который в сочетании с гудроном давал мазут, но в последнее время появились более современные вещества.

Фактически весь процесс производства заключается в перемешивании компонентов до получения однородной массы. Однако при этом также используют нагрев до 100 градусов, чтобы ускорить реакцию и дать всем веществам смешаться.

Совет!
Не стоит изготавливать данный материал самостоятельно, поскольку намного проще приобрести его в магазинах.
Он может продаваться даже в специальных банках, расфасованный по весу.

Машина для произведения ямочного ремонта с таким типом асфальта может и не использоваться

Достоинства

Рассматривая подобный холодный бетон необходимо помнить, что все его достоинства и недостатки могут меняться местами, если он применяется не по назначению.

Поэтому проще всего исходить из того, что такой асфальт собираются укладывать на дорогу.

Перевозка подобной продукции под открытым небом

  • Данный материал не требует для своего монтажа специальной техники в виде катков. При этом ему не нужен постоянный прогрев, что очень сильно снижает стоимость всех работ.
  • Для ремонта дорожного полотна в зимний период года практически не существует альтернатив способных справиться с поставленной задачей. Дело в том, что его можно применять даже при минусовой температуре. (См. также статью Бетон при отрицательных температурах: как бетонировать.)

Укладка без использования катка не имеет хорошего внешнего вида, но она довольно практична и надежна

  • В некоторых регионах страны данный материал является единственным техническим решением, позволяющий поддерживать качество дорог, поскольку лето там короткое и использование горячего асфальта практически невозможно.
  • Простота монтажа с применением этого вещества дает возможность налаживать необходимые зоны или тропы даже на тех участках, где нет доступа обычной техники или она там не используется.

В холодное время года только данный метод считается оптимальным, а порой он является единственным

  • Готовая продукция имеет довольно высокий срок хранения и позволяет производить расфасовку. Это дает возможность продавать такой асфальт в магазинах, а не только со специальных предприятий. Также инструкция по хранению допускает перевозку на большие расстояния даже под открытым небом.

Совет!
Даже при учете всех достоинств этого вещества не стоит забывать о том, что оно имеет узкую специализацию и порой намного проще уложить на трассу бетонные плиты, чем использовать его.

Результаты тестирования таких материалов неоднозначны, поскольку способ укладки может быть разным, что влияет на конечный результат

Недостатки

  • Одним из основных недостатков является довольно большая цена изготовления. Однако если учитывать экономию на монтаже, то такие расходы вполне себя оправдывают.
  • В жаркую погоду данный материал очень нестабилен и не может выдерживать больших нагрузок. Особенно это проявляется при небольшой ошибке в пропорциях на стадии изготовления, что очень трудно проверить при покупке.
  • Обладает довольно узкой областью применения, но при этом не пригоден для полноценного покрытия дорог. Горячая литая смесь намного долговечней и прочнее.

Совет!
Приобретая подобную продукцию необходимо попросить у продавца сертификат качества.
Его должен поставлять производитель и данные в нем обычно базируются на заводских испытаниях.

Процесс удаления старого или поврежденного покрытия

Монтаж

Если такой асфальт используется для ремонта, то сначала необходимо разделать проблемное место, полностью удалив отстающие или расслаивающиеся участки. Для этого может потребоваться резка железобетона алмазными кругами или работа с применением отбойного молотка.

На следующем этапе производится полная очистка поверхности, для которой чаще всего используют компрессор со сжатым воздухом и инжектор.

Использования битума для увеличения уровня адгезии

Если на участке обнаружена влага, то его нужно просушить. Профессиональные мастера для этого применяют паяльные лампы или горелки. Стоит отметить, что специалисты производят данную операцию не зависимо от обнаружения видимой влаги, поскольку она может присутствовать в порах.

На следующем этапе выполняют грунтование. Для этого применяют специальные жидкие составы на основе гудрона или битума. Это необходимо для увеличения уровня адгезии и создания основы.

После этого асфальт нагревают до его рабочей температуры при помощи паяльной лампы или специального оборудования. При этом стоит помнить, что она будет зависеть только от типа используемой при изготовлении присадки, а значит, этот параметр следует узнать заранее. Если же работы выполняются своими руками, то стоит детально изучить руководство по эксплуатации от конкретного производителя.

Использование специального инструмента для утрамбовки материала

Разогретый асфальт укладывают в подготовленное место и начинают процесс его утрамбовки с помощью ручных инструментов. Стоит отметить, что его не выравнивают с существующим дорожным покрытием, оставляя небольшой бугорок. Впоследствии он сам разравняется под воздействием автотранспорта.

На заключительном этапе производят заливке мест стыковки битумом, который использовали в качестве грунта. Это поможет сгладить неровности и создать своеобразный переход.

Совет!
Некоторые мастера предпочитают производить дополнительный прогрев уже после укладки.
Однако тут нужно быть очень осторожным, чтобы жидкие вещества не осели внизу, позволяя впоследствии выбивать наполнитель при интенсивной эксплуатации.

Прогрев области ремонта с использованием специальной газовой горелки

Вывод

Ознакомившись с видео в этой статье можно получить более детальную информацию о данном виде материала и его использовании в современном строительстве.

Также принимая во внимание текст, который приведен выше, можно сделать вывод о том, что такой тип асфальта имеет характерные особенности, которые позволяют использовать его даже в экстремальных условиях и именно благодаря этому можно поддерживать дороги в рабочем состоянии даже в регионах с очень холодными и длинными зимами.


masterabetona.ru

Нарезание карт при использовании холодных асфальтобетонных смесей

В этой статье описывается ремонт повреждений верхнего покрытия асфальтобетонного полотна с помощью холодных асфальтобетонных смесей.

В чем особенность этой технологии, какие преимущества и недостатки имеют холодные асфальтобетонные смеси, на что стоит обратить внимание.

 

Что такое холодные смеси?

Основное отличие холодных асфальтобетонных смесей (ХАБС) от горячих в том, что в холодных смесях разжижение битума обеспечивается различными растворителями и водно-битумными эмульсиями (ВБЭ), в отличие от нагрева в горячих смесях. Поэтому работа с ХАБС более безопасна, чем с горячими.

Некоторые составы ХАБС замешиваются с добавлением воды, что позволяет хранить составы долгое время, и замешивать непосредственно на месте проведения работ. Для приготовления ХАБС используют только щебень мелких фракций. ХАБС не применимы для создания полноценного слоя дорожного покрытия или для ремонта повреждений больше чем одного слоя асфальтобетона.

ХАБС применяют только для ямочного ремонта, укладки на пешеходные дорожки, стадионы, парковки возле небольших магазинов.

Холодные асфальтобетонные смеси

 

Плюсы и минусы холодных смесей

По сопротивлению сжатию ХАБС несколько уступает литым или уплотненным асфальтобетонным смесям, несмотря на то, что состоят они из одних и тех же материалов – битумов, щебня, песка и минеральных порошков. Различные пропорции и способы разжижения битума сильно влияют на эксплуатационные свойства готового асфальтобетона.

  • Плюсы ХАБС. К плюсам можно отнести приготовление смесей на месте проведения работ, меньшую опасность работ, простоту в использовании, меньшую стоимость работ, это достигается сокращением числа операций. ХАБС можно укладывать при температурах до минус пяти градусов и уложенная смесь не требует сильного уплотнения.
  • Минусы ХАБС. Оборудование для приготовления ВБЭ стоит достаточно дорого. Без него, используя покупные эмульсии, добиться снижения стоимости не получится. Стоимость самой ХАБС заметно выше, чем горячей. Невозможно использовать для укладки нижних слоев асфальтобетонного покрытия, потому что там требуется более стойкая к сжатию асфальтобетонная смесь, которая подвергается уплотнению тяжелыми катками.

Приготовление холодных смесей на месте проведения работ

 

Состав холодных смесей

Состав ХАБС напрямую зависит от условий эксплуатации отремонтированного участка дороги и используемых для его производства битумов. Точный состав ХАБС должен определяться с учетом ГОСТ, СНиП и нормативных документов.

Все применяемые материалы должны соответствовать ГОСТ и СНиП. В этом случае отремонтированное покрытие будет служить многие годы.

Обеспечение безопасности

Правила техники безопасности не отличаются от правил для любого другого вида ремонта асфальтобетонных покрытий. Проведение работ и маршруты объезда автотранспорта должны быть согласованы с ОАТИ и ГИБДД. Должны быть выставлены ограждения и временные дорожные знаки. Рабочие должны быть обеспечены одеждой оранжевого цвета, имеющей белые или желтые светоотражающие полосы.

Место проведения работ должно быть оборудовано бытовкой с ящиками для чистой и рабочей одежды, аптечкой и чистой питьевой водой. Все рабочие и операторы должны проходить ежедневный медосмотр. Вся техника перед выходом на работу должна быть осмотрена и проверена.

Транспортировка готовых холодных смесей

Готовые ХАБС транспортируют в обычных самосвалах. Никаких особых условий транспортировки они не требуют. Время жизни смеси напрямую зависит от количества и вида полимеров, добавленных в ее состав.

Подготовка карт для ремонта с холодными асфальтобетонными смесями

 

Подготовка карт

Карты размечаются по общим для ямочного ремонта правилам. Оптимальным является прямоугольная форма карты, расположенная параллельно или перпендикулярно направлению движения. Можно вырезать карты любой формы, но с точки зрения удобства ремонта, лучше делать прямоугольной.

Это поможет качественней разгладить и уплотнить асфальтобетон.

Карта должна быть вырезана на всю глубину поврежденного слоя асфальтобетона. Карты вырезают как с помощью фрезеровальных механизмов, так и с помощью грунторезов и отбойных молотков. Карта размечается таким образом, чтобы любое повреждение было удалено с запасом не менее 15 см в каждую сторону. Если несколько ям расположены близко, имеет смысл объединить их одной картой. После фрезерования карты необходимо удалить и вывезти весь снятый асфальтобетон.

Обработка карт перед укладкой

Перед укладкой готовой смеси карты должны быть очищены от грязи, пыли и мусора. Это можно сделать с помощью воздуходувных аппаратов или механизмов. Сильно загрязненные карты можно мыть струей воды, после чего из карт удалить воду, и просушить газовыми горелками. Непосредственно перед укладкой ХАБС карты обрабатывают ВБЭ.

Обработка карт перед ремонтом с использованием холодных асфальтобетонных смесей

 

Приготовление смеси на месте

При небольшом объеме ремонта ХАБС можно приготовить на месте, загрузив смесительную машину сухую смесь, и добавив воды, ВБЭ или иные жидкости, в зависимости от рекомендаций производителя смеси. Такая смесь не подлежит хранению, и должна быть уложена сразу же после приготовления.

Укладка смеси

Необходимое количество смеси выгружается в карту, после чего смесь распределяется по всей площади карты. Для этого применяются лопаты и гладилки. После укладки и выравнивания смесь уплотняется легкими ручными катками или виброплитой весом до 60 кг. Никаких дополнительных действий укладка ХАБС не требует.

Перед проведением ямочного ремонта внимательно оценивайте все плюсы и минусы технологий.

roadmasters.ru

Холодный асфальтобетон

Холодный асфальтобетон. Возможности продления сезона строительных и ремонтных работ

Актуальной задачей в настоящее время считается обеспечение возможности круглогодичного проведения работ по строительству и ремонту дорожных асфальтобетонных покрытий и повышение их долговечности.

Важность решения этой задачи определяется тем, что дорожные асфальтобетонные покрытия являются преобладающим типом покрытий автомобильных дорог, рассчитанных на современное скоростное движение. Такие дороги составляют основу дорожной сети страны и выдерживают основной объем автотранспортных перевозок.

Значительные усилия дорожных организаций, наряду с ремонтом дорожно-строительной техники, затрачиваются на поддержание сети дорог с асфальтобетонными покрытиями в состоянии, обеспечивающем требуемые показатели ровности и сцепления, поэтому необходимо проведение своевременного ремонта асфальтобетонных покрытий с целью устранения возникающих в процессе эксплуатации повреждений.

К основным видам текущего ремонта асфальтобетонных покрытий относят устранение повреждений в виде выбоин, трещин, колей, обломов и неровностей кромок. При ремонте соблюдают общую технологическую последовательность, которая включает подготовку поврежденного участка, приготовление, укладку, разравнивание и уплотнение смеси (в случае необходимости).
Одним из распространенных видов повреждений является образование выбоин, заделка которых требует проведения ямочного ремонта покрытий.

Ямочный ремонт асфальтобетонных покрытий осуществляется в следующей последовательности:

  • ограждение места производства работ;
  • очистка покрытия от пыли и грязи;
  • определение зон разрушения покрытия и разметка мест ремонта;
  • нарезка контуров «карт»;
  • вырубка и их очистка;
  • сушка «карты»;
  • огрунтовка стенок и дна «карты»;
  • укладка и разравнивание смеси;
  • уплотнение смеси и отделка мест сопряжения;
  • уборка и вывоз асфальтобетонного лома;
  • контроль качества ремонтных работ;
  • снятие ограждений.

Технология ямочного ремонта с использованием холодных асфальтобетонных смесей
Наиболее перспективными и экономически выгодными являются технологии, позволяющие проводить ремонт в течение года с использованием холодной асфальтобетонной смеси, которая содержит минеральный материал подобранного зернового состава, воду и жидкое органическое вяжущее. Ее приготавливают на асфальтобетонном заводе, складируют и укладывают в холодном состоянии. При ее приготовлении можно применять местные материалы, в том числе отходы камнедробления, пески. Лучшие результаты обеспечиваются при использовании карбонатных материалов с максимальной величиной зерен 20 мм.

В качестве жидких вяжущих применяют нефтяные остаточные битумы (гудроны) или разжиженные битумы. Вязкость вяжущих для проведения работ летом принимается в пределах C560 = 60 – 100 с, для работ весной или осенью – в пределах 20 – 60 с. Зерновые составы минеральной части смеси подбирают по принципу плотной смеси, при этом ориентировочное содержание частиц мельче 0,071 мм в смеси составляет 3 – 12 %. Оптимальное количество жидкой фазы в смеси, обеспечивающее максимальную плотность, определяют с помощью прибора стандартного уплотнения.
Ориентировочное содержание битумного вяжущего в смеси составляет 4 – 8 % (сверх 100 % по массе минеральной части). Состав уточняется в лаборатории. При применении кислых минеральных материалов в смесь вводят известь или цемент, а в битум следует добавлять адгезионные добавки.
Требования к уплотненной холодной асфальтобетонной смеси следующие: водонасыщение пористых смесей должно быть в пределах 5 – 12 %, плотных – не выше 5 %. Прочность при сжатии при температуре 20 °С сухих образцов должна быть не менее 1 МПа, коэффициент водостойкости – не менее 0,7.

Смесь готовят на асфальтобетонных установках, снабженных системой подачи и дозирования воды (например, с помощью дозировочного бачка или водомера, установленного на водопроводной трубе). Для равномерного распределения воды в смесителе в нем устанавливают трубу с отверстиями диаметром 10 – 15 мм, шагом 50 мм.

Предварительно отдозированные минеральные материалы (с влажностью, равной или ниже проектной) без подогрева и высушивания подают в смеситель. В случае если влажность материала превышает проектную, его следует подогреть в сушильном барабане до температуры 60 – 90 °С. При необходимости в смесь добавляют активатор, дозируя его после минеральных материалов. При влажности минеральных материалов ниже проектной в смеситель вводят необходимое количество воды и перемешивают в течение 5 – 10 с.

Вяжущее при рабочей температуре (70 – 90 °С) дозируют в смеситель за один прием. Время перемешивания смеси составляет 25 – 50 с. Готовую смесь выгружают в автомобиль-самосвал и вывозят к месту производства работ [1].

Одним из преимуществ этой технологии является возможность заготавливать смесь впрок, что позволяет проводить ремонтные работы зимой и ранней весной. Условная вязкость вяжущих (по вискозиметру с отверстием 5 мм при температуре 60 °С) при использовании карбонатных минеральных материалов должна быть в пределах 20 – 30 с, кислых материалов – 40 – 60 с. Количество вяжущего в этом случае должно быть минимально допустимым, обеспечивающим требуемые свойства смеси.

Согласно данным, приведенным в работе [1], допустимая температура смеси на карбонатных материалах при складировании ее в штабель для длительного хранения должна быть не выше 40 °С, при этом смесь может храниться в штабеле высотой не выше 2 м до шести месяцев. Смесь на гранитном песке допускается хранить в штабеле высотой до 4 м в течение 1 года. Смесь при хранении во избежание переувлажнения желательно накрыть любым водонепроницаемым материалом.

Ремонтные работы по устранению выбоин можно осуществлять с использованием традиционных составов холодных асфальтобетонных смесей при температуре воздуха не ниже -10 °С, при этом снег или мелкий несильный дождь не являются препятствием к проведению ремонта. На участках с интенсивностью движения до 1000 авт./сут необходимо применять смеси плотного типа, выше 1000 авт./сут допускается использование и пористых смесей. При глубине выбоины до 3 см ее необходимо углубить до 5 см с помощью перфоратора или мотобетонолома. При глубине выбоины более 10 см нижнюю ее часть заполняют необработанным щебнем или щебнем, обработанным органическим вяжущим, с уплотнением трамбовкой, дно и стенки выбоины перед укладкой смеси очищают от грязи, тщательно промывают водой, после чего воду удаляют метлами или с помощью мешковины и заполняют асфальтобетонной смесью. При этом огрунтовку дна и стенок выбоины не делают. Заполнение смесью ведут постепенно с трамбованием и с некоторым запасом по высоте, учитывая последующее доуплотнение движущимися транспортными средствами. Этот запас составляет ориентировочно 1,0 – 1,5 см на 5 см глубины выбоины. Окончательное уплотнение ремонтируемого участка проводят катком за 3 – 5 проходов по одному следу. Диагностику и ремонт гидросистемы катка лучше поручить специалисту закончившему курсы гидравликов. Движение по дороге можно открывать сразу после проведения ремонтных работ.

Формирование структуры материала происходит в течение 3 – 30 сут в зависимости от погодных условий и интенсивности движения транспортных средств. Опыт эксплуатации показывает, что на участках, отремонтированных в неблагоприятные периоды года, «заплаты» имеют, как правило, срок службы не более 1 года. Более высокое качество работ достигается при использовании для ремонта холодных складируемых асфальтобетонных смесей, приготавливаемых на основе битумных эмульсий или битумов, содержащих растворители.

Холодные складируемые асфальтобетонные смеси, приготавливаемые с применением битумных эмульсий, предназначены для круглогодичного ямочного ремонта асфальтобетонных покрытий автомобильных дорог III – V категорий при температуре воздуха не ниже -5 °С. Они представляют собой смесь щебня, песка из отсевов дробления и катионной битумной эмульсии, взятых в определенных соотношениях, приготовленную в установке и укладываемую в холодном состоянии в подготовленные «карты». Эти смеси могут упаковываться в герметичную тару и храниться на складе в открытых штабелях. Срок хранения в герметичной таре – до шести месяцев, в штабелях – до трех месяцев.
По зерновому составу эти смеси подразделяются на мелкозернистые с наибольшим размером зерен 5 или 6 мм и среднезернистые с наибольшим размером зерен 10 – 12 мм или 15 – 16 мм в зависимости от используемых производителем размеров сит.

Для производства холодных складируемых смесей используют катионные битумные эмульсии на пластифицированном битуме со средней скоростью распада.

Ориентировочное содержание вяжущего в холодных складируемых асфальтобетонных смесях назначается для смесей с размером зерен минеральной части 0 – 15 мм 4,5 – 5,5 %, 0 – 10 мм – 5,0 – 5,5 %, 0 – 5 мм – 5,5 – 6,0 %. Уточненное содержание вяжущего устанавливают в лаборатории по результатам испытаний образцов на прочность. Содержание пластификатора в нефтяном битуме для этого типа смесей назначается в соответствии с необходимой продолжительностью хранения и температурным режимом планируемого периода укладки смеси.

Для производства холодных складируемых асфальтобетонных смесей используют смесительное оборудование периодического действия, оснащенное мешалками принудительного перемешивания, а также весовыми дозаторами минеральной части смесей и объемными дозаторами для битумной эмульсии и воды. Точность дозирования минерального материала должна быть не ниже ± 5 % по массе, эмульсии – ± 3 % по массе. Время цикла перемешивания в двухвальном смесителе периодического действия составляет 15 – 25 с, время подачи эмульсии в смеситель – 5 – 10 с.
Приготовленная холодная асфальтобетонная смесь по завершении цикла перемешивания должна быть отгружена в транспортное средство или фронтальный погрузчик и отправлена на склад или к месту производства ремонтных работ.

Показатели физико-механических свойств холодных складируемых асфальтобетонных смесей в зависимости от условий их применения должны соответствовать требованиям ГОСТ 9128-97.
Холодная складируемая асфальтобетонная смесь при хранении на складе проходит активный процесс «вызревания», обеспечивающий повышение ее структурно-механических свойств. Для ускорения этого процесса она должна находиться на складе в штабелях высотой не более 2 м. При этом допускается образование на поверхности штабеля корки повышенной прочности, которая легко разрушается при работе погрузочных средств. Смесь, подлежащая затариванию в герметичную тару, должна пройти на складе период «вызревания» в течение 7 – 8 сут.

После проведения ремонтных работ с использованием холодной смеси на отремонтированную поверхность перед открытием движения транспортных средств наносится защитный слой путем розлива эмульсии с расходом 0,3 – 0,4 кг/м2 и россыпи по ней песка с расходом 3 – 5 кг/м2.
Как правило, проведение работ по ямочному ремонту проводится в теплое время года. Это обстоятельство не позволяет своевременно устранять повреждения, возникающие в осенне-зимний период, что приводит к ускоренному их развитию и отражается не только на состоянии поверхности покрытий, но и снижает срок службы всей дорожной конструкции и влияет на безопасность движения.
Несвоевременность проведения работ по устранению выбоин в неблагоприятные периоды года объясняется погодными факторами. В условиях пониженных температур и высокой влажности воздуха затрудняется обеспечение качественного сцепления асфальтобетонной смеси, используемой для ремонта, с ремонтируемым покрытием.

Для ямочного ремонта большой площади можно использовать автогрейдер с хорошей нивелировкой.

belgidrosila.ru

Холодная асфальтобетонная смесь: особенности и область применения

Асфальтные смеси используются довольно давно, и они уже успели зарекомендовать себя в качестве одного из самых практичных материалов для создания дорожного покрытия. При этом стоит отметить, что существует масса различных видов данной продукции, обладающих различными качествами и индивидуальными особенностями. При этом особо среди всего этого разнообразия выделяется холодная асфальтобетонная смесь, которая порой даже используется при строительстве.

Любительское фото, процесса произведения ямочного ремонта

Область применения

Обычно принято считать, что область использования асфальтов довольно узкая и ограничивается банальным изготовлением дорог. Однако именно данный вид этого материала отличается высокой функциональностью, поскольку имеет низкую температуру укладки.

Фасованный материал от популярного производителя

Тротуары и дорожки

Чаще всего холодный асфальтобетон используют для создания пешеходных зон или небольших тротуаров.

Создание зон с небольшой интенсивностью движения

  • Стоит отметить, что существует наиболее подходящий для данных задач асфальт, но для его монтажа необходим каток, который не всегда может проехать в нужную часть. Этот же материал не требует наличия специальной техники и может укладываться вручную.
  • Необходимо сказать и о том, что в итоге дорожки будут обладать отличной упругостью, но получат небольшой срок использования, хотя при эксплуатации пешеходами это не будет сильно заметно.

Совет!
Необходимо помнить, что холодный состав не имеет подвидов и выпускается как отдельное изделие.
Поэтому не стоит путать его с мелкозернистыми составами, имеющими небольшую температуру.

Использование данного материала для ремонта полов с одновременным созданием гидроизоляции

Ремонтные работы

Обычно холодные асфальтобетонные смеси используют для ремонта дорожного полотна очень редко и только при определенных условиях. Дело в том, что такой состав не подходит для полноценной замены покрытия и его приходится применять только для ямочного ремонта.

При этом латки обычно получаются временные и требуют замены на следующий сезон.

Восстановление покрытия после произведения ремонтных работ

  • В районах с холодным климатом данный состав нашел широкое применение. Дело в том, что при низкой температуре этот материал использовать лучше всего, поскольку он не остынет быстро, а его рабочая среда может иметь отрицательные значения по окружающей среде.
  • Стоит отметить, что в холодную погоду данный состав доставляют с использованием специальной техники, которую часто применяют для транспортировки горячего асфальта.

Совет!
Латать асфальт в холодное время года не принято, но в некоторых регионах страны это является необходимостью, на основании которой были разработаны соответствующие технические процессы, позволяющие даже создавать целые дороги.

В последнее время асфальт для изготовления крыши вытеснили рулонные материалы, которые при этом имеют практически одинаковые характеристики

Применение в строительстве

На сегодняшний день холодная регенерация асфальтобетона практически не используется в современном строительстве. Дело в том, что существует масса других материалов, которые более практичны и не требуют дополнительных действий при монтаже. Однако в некоторых регионах подобные составы до сих пор в ходу.

Их применяют для создания кровли. При этом крыша обычно плоская или имеет один скат. В противном случае существует необходимость использовать стандартные покрытия.

Стоит отметить, что данный вид монтажа сочетают с использованием рубероида или других рулонных материалов. При этом желательно чтобы они имели битумную основу.

Совет!
В холодных районах страны такое решение может быть одним из самых оптимальных.
Помимо хорошей гидроизоляции можно получить дополнительное утепление.

Даже при масштабных работах возможность отказаться от использования катка может послужить хорошей экономией

Характеристики и особенности

Для того чтобы понять все достоинства и недостатки данного материала стоит рассмотреть процесс его изготовления или компоненты, входящие в состав смеси. При этом также необходимо понять особенности монтажа и его технические характеристики.

В последнее время особой популярностью стали пользоваться мобильные установки для изготовления такого асфальта

Процесс изготовления и состав

Прежде всего, стоит сказать о том, что данный тип асфальта изготавливают исключительно из мелкозернистых наполнителей или песчаной смеси с фракций не более 10-15 мм. Поэтому впоследствии можно не использовать алмазное бурение отверстий в бетоне для установки дополнительного оборудования.

Сертификат соответствия на данную продукцию

Также важно упомянуть о различных добавках, которые применяют при изготовлении. Их задача создать своеобразную пленку, которая будет покрывать битум, не давая ему быстро застывать. Раньше в качестве них могли использовать дизельное топливо или бензин, который в сочетании с гудроном давал мазут, но в последнее время появились более современные вещества.

Фактически весь процесс производства заключается в перемешивании компонентов до получения однородной массы. Однако при этом также используют нагрев до 100 градусов, чтобы ускорить реакцию и дать всем веществам смешаться.

Совет!
Не стоит изготавливать данный материал самостоятельно, поскольку намного проще приобрести его в магазинах.
Он может продаваться даже в специальных банках, расфасованный по весу.

Машина для произведения ямочного ремонта с таким типом асфальта может и не использоваться

Достоинства

Рассматривая подобный холодный бетон необходимо помнить, что все его достоинства и недостатки могут меняться местами, если он применяется не по назначению.

Поэтому проще всего исходить из того, что такой асфальт собираются укладывать на дорогу.

Перевозка подобной продукции под открытым небом

  • Данный материал не требует для своего монтажа специальной техники в виде катков. При этом ему не нужен постоянный прогрев, что очень сильно снижает стоимость всех работ.
  • Для ремонта дорожного полотна в зимний период года практически не существует альтернатив способных справиться с поставленной задачей. Дело в том, что его можно применять даже при минусовой температуре. (См. также статью Бетон при отрицательных температурах: как бетонировать.)

Укладка без использования катка не имеет хорошего внешнего вида, но она довольно практична и надежна

  • В некоторых регионах страны данный материал является единственным техническим решением, позволяющий поддерживать качество дорог, поскольку лето там короткое и использование горячего асфальта практически невозможно.
  • Простота монтажа с применением этого вещества дает возможность налаживать необходимые зоны или тропы даже на тех участках, где нет доступа обычной техники или она там не используется.

В холодное время года только данный метод считается оптимальным, а порой он является единственным

  • Готовая продукция имеет довольно высокий срок хранения и позволяет производить расфасовку. Это дает возможность продавать такой асфальт в магазинах, а не только со специальных предприятий. Также инструкция по хранению допускает перевозку на большие расстояния даже под открытым небом.

Совет!
Даже при учете всех достоинств этого вещества не стоит забывать о том, что оно имеет узкую специализацию и порой намного проще уложить на трассу бетонные плиты, чем использовать его.

Результаты тестирования таких материалов неоднозначны, поскольку способ укладки может быть разным, что влияет на конечный результат

Недостатки

  • Одним из основных недостатков является довольно большая цена изготовления. Однако если учитывать экономию на монтаже, то такие расходы вполне себя оправдывают.
  • В жаркую погоду данный материал очень нестабилен и не может выдерживать больших нагрузок. Особенно это проявляется при небольшой ошибке в пропорциях на стадии изготовления, что очень трудно проверить при покупке.
  • Обладает довольно узкой областью применения, но при этом не пригоден для полноценного покрытия дорог. Горячая литая смесь намного долговечней и прочнее.

Совет!
Приобретая подобную продукцию необходимо попросить у продавца сертификат качества.
Его должен поставлять производитель и данные в нем обычно базируются на заводских испытаниях.

Процесс удаления старого или поврежденного покрытия

Монтаж

Если такой асфальт используется для ремонта, то сначала необходимо разделать проблемное место, полностью удалив отстающие или расслаивающиеся участки. Для этого может потребоваться резка железобетона алмазными кругами или работа с применением отбойного молотка.

На следующем этапе производится полная очистка поверхности, для которой чаще всего используют компрессор со сжатым воздухом и инжектор.

Использования битума для увеличения уровня адгезии

Если на участке обнаружена влага, то его нужно просушить. Профессиональные мастера для этого применяют паяльные лампы или горелки. Стоит отметить, что специалисты производят данную операцию не зависимо от обнаружения видимой влаги, поскольку она может присутствовать в порах.

На следующем этапе выполняют грунтование. Для этого применяют специальные жидкие составы на основе гудрона или битума. Это необходимо для увеличения уровня адгезии и создания основы.

После этого асфальт нагревают до его рабочей температуры при помощи паяльной лампы или специального оборудования. При этом стоит помнить, что она будет зависеть только от типа используемой при изготовлении присадки, а значит, этот параметр следует узнать заранее. Если же работы выполняются своими руками, то стоит детально изучить руководство по эксплуатации от конкретного производителя.

Использование специального инструмента для утрамбовки материала

Разогретый асфальт укладывают в подготовленное место и начинают процесс его утрамбовки с помощью ручных инструментов. Стоит отметить, что его не выравнивают с существующим дорожным покрытием, оставляя небольшой бугорок. Впоследствии он сам разравняется под воздействием автотранспорта.

На заключительном этапе производят заливке мест стыковки битумом, который использовали в качестве грунта. Это поможет сгладить неровности и создать своеобразный переход.

Совет!
Некоторые мастера предпочитают производить дополнительный прогрев уже после укладки.
Однако тут нужно быть очень осторожным, чтобы жидкие вещества не осели внизу, позволяя впоследствии выбивать наполнитель при интенсивной эксплуатации.

Прогрев области ремонта с использованием специальной газовой горелки

Вывод

Ознакомившись с видео в этой статье можно получить более детальную информацию о данном виде материала и его использовании в современном строительстве.

Также принимая во внимание текст, который приведен выше, можно сделать вывод о том, что такой тип асфальта имеет характерные особенности, которые позволяют использовать его даже в экстремальных условиях и именно благодаря этому можно поддерживать дороги в рабочем состоянии даже в регионах с очень холодными и длинными зимами.

rusbetonplus.ru

Всё об асфальтировании / Справочник / Холодный асфальт

Общие сведения о холодном асфальте

Холодный асфальт (холодная складируемая органоминеральная смесь) — искусственный дорожно-строительный материал предназначенный для ямочного ремонта дорог и асфальтировки небольших территорий. Представляет собой смесь минерального заполнителя (щебень/гравий, песок, минеральный порошок) и жидкого органического вяжущего (средне- или медленногустеющего нефтяного битума с модифицирующими добавками или без них).

В большинстве случаев термином «холодный асфальт» называют именно холодные складируемые органоминеральные смеси, однако существуют также и другие виды дорожно-строительных материалов к которым может применяться название «холодный асфальт».

  • Холодная литая эмульсионно-минеральная смесь (ЛЭМС) — смесь щебня, песка, органического (битумная эмульсия) и минерального вяжущего (цемент), а также специальных добавок. Применяется для тонкослойной (от 5 до 30 мм) поверхностной обработки асфальтированного дорожного покрытия с целью восстановления его эксплуатационных характеристик (гидроизоляции, заполнения мелких трещин, повышения фрикционных свойств), а также ликвидации неглубокой колейности дорожного полотна.
  • Холодная регенерированная асфальтобетонная смесь (асфальтогранулобетон) — смесь асфальтобетонного гранулята (асфальтовой крошки), зернистого минерального материала необработанного битумом (щебня, песка, песчано-гравийной или щебеночно-песчано-гравийной смеси), вяжущего и воды. Применяется для устройства конструктивных слоев дорожной одежды (верхних слоев дорожного основания, нижних слоев покрытия, в более редких случаях — верхних слоев дорожного покрытия). Технология, в рамках которой применяется холодный регенерированный асфальт носит название «холодная регенерация» (холодный ресайклинг или рециклинг).

Таким образом разница между вышеперечисленными дорожно-строительными материалами и собственно холодным асфальтом (складируемой органоминеральной смесью) не только в их составе, но и в назначении.

Краткая историческая справка о холодном асфальте

Применение холодных асфальтобетонных смесей на территории СССР началось уже с 50-х годов 20 века. Данный материал представлял собой смесь приготавливаемую в горячем состоянии. Для того, чтобы данную смесь можно было укладывать в холодном (остывшем) состоянии при его приготовления использовались медленно-, а также среднегустеющие жидкие нефтяные битумы.

Предотвращение слеживания холодной смеси в процессе хранения достигалось сокращением на 20 % доли битума, с другой стороны, с целью повышения прочности готовой смеси, на 15–20 % повышалось содержание минерального порошка. По причине небольшого срока хранения, малой прочности, температуры укладки не ниже +5 °С, а также появлению пластических деформаций при интенсивном движении транспорта, холодный асфальт не получил широкого распространения.

Применение в холодном асфальте в качестве вяжущего компонента модифицированных битумов дало новый толчок производству и распространению холодных складируемых органоминеральных смесей. Так, на сегодняшний день на киевском рынке холодных асфальтобетонных смесей для ямочного ремонта существует как минимум два достаточно заметных продукта:

  • Холодный асфальт от ООО «Дигюнса» (г. Киев)
  • Холодный асфальт «Rockphalt» от ООО «Рокфальт» (г. Киев)

Иногда можно встретить и другие менее известные марки холодного асфальта («ANTI-ЯМА» и др.).

Основные отличия холодного асфальта от горячего

Холодный асфальт отличается от горячего по составу (вместо вязкого битума, используется жидкий медленно- или среднегустеющий), способу приготовления (холодный асфальт может готовиться без нагревания), по температуре смеси при укладке (горячий асфальт укладывается в горячем виде, холодный — в холодном), а также температуре окружающего воздуха при укладке (горячий — не ниже +5 °С, холодный — не ниже −5 °С).

В отличие от горячего асфальтобетона, который набирает прочность по мере остывания уложенной и уплотненной смеси, покрытие из холодного асфальтобетона набирает прочность по мере испарения углеводородных соединений входящих в состав жидкого битумного вяжущего.

Горячий асфальт, в отличие от холодного, может применяться не только для ямочного ремонта асфальтобетонного покрытия, но и для сплошного асфальтирования дорог различных категорий и малых площадей. Хотя в отдельных случаях холодный асфальт все же может использоваться для устройства дорожного покрытия (на дорогах низких категорий), все же основная область его применения — ямочный ремонт асфальта малыми картами.

После приготовления на асфальтобетонном заводе, горячая асфальтобетонная смесь должна быть использована в течение нескольких часов, холодный же асфальт может быть перевезен на склад или расфасован в герметичную тару и таким образом храниться достаточно долгий срок (от 2 недель до нескольких месяцев).

Назначение и сфера применения холодной асфальтобетонной смеси

Главным назначением холодного асфальта является ямочный ремонт асфальтобетонных покрытий малыми картами (до 1 м2) с небольшой общей площадью работ (3–5 м2). Используется холодный асфальт в первую очередь для оперативного устранения повреждений дорожного покрытия на начальной стадии его разрушения с целью предупреждения дальнейшего разрушения асфальта (т. к. если оперативно не ликвидировать мелкую яму, то со временем она превратится в большую и затраты на ремонт дороги существенно вырастут) и обеспечения безопасности дорожного движения на аварийно-опасном участке.

Холодный асфальт позволяет производить ремонтные работы при более низких температурах воздуха, чем это допускается при применении горячих уплотняемых асфальтобетонных смесей. Именно по этой причине особую актуальность применение холодной складируемой асфальтобетонной смеси приобретает в зимний период, когда отсутствует возможность (снег, дождь, мороз) использовать традиционные материалы для асфальтирования (для укладки горячей уплотняемой смеси температура воздуха должна быть не ниже +5 °С), а также в зимне-весенний период, когда происходит частое таяние снега (при дневном повышении температуры) и повторная его заморозка (при ночном понижении).

Конкурентом холодному асфальту в зимнее время может быть только горячий литой асфальт, однако он имеет высокую стоимость и не всегда доступен (не все АБЗ производят литой асфальт). В итоге, при малом объеме работ и отсутствии альтернативы в виде литого асфальта, холодный асфальт зачастую является единственным решением для мелкого ямочного ремонта дорог в зимнее время.

Так как холодный асфальт имеет в 2–3 раза меньшую прочность и водостойкость по сравнению с обычной горячей асфальтобетонной смесью, то его применением для ямочного ремонта дорожных покрытий допускается только на дорогах III­–V категории. На дорогах же I–II категории для ямочного ремонта должна применяться горячая уплотняемая или литая асфальтобетонная смесь.

К основным ситуациям в которых для ямочного ремонта целесообразно и выгодно применять холодный асфальт можно отнести:

  • плохие погодные условия (дождь, снег, температура воздуха ниже +5 °С) не позволяющие использовать традиционные материалы для асфальтирования;
  • необходимость оперативного устранения дорожного дефекта (яма, выбоина или просадка асфальта), представляющего опасность для движения транспортных средств;
  • одиночное повреждение малой площади (до 1 м2) или несколько мелких повреждений общей площадью 3–5 м2.

Основным фактором, разграничивающим сферы применения горячего (в том числе ЩМА и литого асфальта) и холодного асфальта, является общая площадь ремонтируемого участка. Холодный асфальт выгоден только при небольшом объеме работ. В случае же с горячим уплотняемым или литым асфальтом зависимость обратная — чем больше площадь работ, тем ниже общая стоимость работ.

Помимо ямочного ремонта дорог, с помощью холодного асфальта возможно также асфальтировать небольшие участки и территории площадью до 3 м2 (пешеходные дорожки, придомовые территории и др.).

Типовой состав и технология производства холодного асфальта

По своей структуре холодный асфальт представляет собой традиционную асфальтобетонную смесь, отличием является лишь вид применяемого битумного вяжущего. В роли вяжущего выступает жидкий медленно- (МГ или МГО) или среднегустеющий (СГ) нефтяной дорожный битум с модифицирующими добавками или без таковых.

Доля вяжущего в холодном асфальте может варьироваться от 4 до 6 %. Холодный асфальт на обычном жидком битуме можно использовать только для ямочного ремонта дорог низких категорий, а на модифицированном жидком битуме в некоторых случаях и для устройства асфальтированных покрытий (на дорогах низких категорий).

В качестве крупнозернистого минерального заполнителя при приготовлении холодного асфальта применяют щебень из плотных горных пород с размером фракций от 5 до 20 мм. В качестве песчаного минерального наполнителя используются только пески из отсевов дробления.

Приготовление холодного асфальта осуществляется в смесительных установках периодического действия, оснащенных мешалками принудительного перемешивания. Существует два принципиально отличных способа приготовления холодного асфальта:

  • С нагреванием. Приготовление холодной асфальтобетонной смеси, как и традиционного асфальта, происходит путем нагревания его компонентов. Минеральный материал (щебень и песок) высушивается и нагреваются до температуры 80–110 °С, после чего добавляется жидкое вяжущее. Температура готовой смеси на выходе из смесителя не превышает 105 °С. Далее холодную смесь транспортируют на площадку с твердым покрытием и охлаждают до температуры 25 °С путем перелопачивания с помощью фронтального погрузчика.
    После охлаждения холодная смесь складируется в штабеля или расфасовывается в герметичную тару малого объема (от 15 до 50 кг) или биг-бэги. В летний период холодная смесь может храниться в штабелях (высотой до 2 метров) на открытой площадке, а в осенней-зимний период — под навесом или в закрытом помещении.
  • Без нагревания. Использование в качестве вяжущего жидких битумов с модифицирующими добавками (поверхностно активными веществами, пластификаторами и др.) позволяет готовить холодный асфальт без нагревания. Холодный асфальт на таком вяжущем лишен недостатков присущих другим холодным смесям (приготавливаемым в горячем виде), т. к. не требует охлаждения перед укладкой на хранение и отличается улучшенным сцеплением с влажной поверхностью асфальтируемого участка.

Длительность хранения холодных смесей может варьироваться от 2 недель до 8 месяцев и зависит от условий хранения (навалом в открытом или закрытом помещении, в пластиковой герметичной таре или биг-бегах), а также от вида применяемого вяжущего.

Классификация холодных асфальтобетонных смесей

По типу минеральной составляющей
  • Щебеночные
  • Гравийные
  • Песчаные
В зависимости от наибольшего размера минеральных зерен
  • Мелкозернистые (с наибольшим размером зерен до 20 мм)
  • Песчаные (с наибольшим размером зерен до 5 мм)
В зависимости от процентного содержания щебня (гравия)
  • Бх (содержание щебня свыше 40 % до 50 % включительно)
  • Вх (содержание щебня свыше 30 % до 40 % включительно)
В зависимости от вида песка
  • Гх (на песках из отсевов дробления)
  • Дх (на природных песках или смесях природных песков с отсевами дробления)
В зависимости от остаточной пористости
  • Высокопористые
  • Плотные

Преимущества и недостатки холодного асфальта

Холодный асфальт, как материал для ямочного ремонта дорог, имеет следующие преимущества:

  • Возможность укладки при температуре окружающего воздуха ниже 5 °С. Допуск на минимальную температуру укладки холодного асфальта зависит от конкретного типа смеси и вяжущего на котором она приготовлена.
  • Простота использования (не требует привлечения крупной дорожной техники) и, как следствие, возможность оперативного проведения ямочного ремонта и открытия движения сразу по окончании работ.
  • Доступность материала. Холодную асфальтобетонную смесь, в отличие от горячей, не обязательно покупать на асфальтобетонном заводе навалом, а можно приобрести небольшой партией (как правило это 25-, 30- или 50-килограммовый герметичный мешок или пластиковая тара), которой хватит для заделки одной маленькой ямы.
  • Длительный срок хранения. В отличие от горячих смесей, холодные могут храниться достаточно долгий период времени (от 2 недель до нескольких месяцев) без существенной потери своих свойств.

Недостатки холодного асфальта:

  • Низкая степень сцепления с влажной поверхностью. Улучшение этого показателя может достигаться за счет применения битумного вяжущего с различными полимерными добавками и поверхностно-активными веществами.
  • Холодный асфальт производимый по технологии предусматривающей нагревание компонентов смеси перед отправкой на хранение требует дополнительных работ связанных с противодействием его слеживаемости. С другой стороны, холодные смеси приготавливаемые без нагревания, лишены этого недостатка, однако за счет более дорогих компонентов имеют более высокую цену.
  • Низкая прочность и водостойкость холодного асфальтобетона (в 2–3 раза ниже чем горячего), что в свою очередь делает такое покрытие недолговечным.
  • Покрытие из холодного асфальта имеет низкую сопротивляемость сдвиговой нагрузке. Это исключает его использование для ремонта дороги в зоне пешеходных переходов, перекрестков и автобусных остановок.
  • Стоимость холодного асфальта в 2–3 раза выше стоимости горячей асфальтобетонной смеси. С другой стороны, при малом объеме работ возможна экономия средств за счет сокращения трудовых и технических ресурсов привлекаемых для ямочного ремонта.

Холодный асфальт, как материал для ямочного ремонта дорог, наиболее целесообразно сравнивать с литым асфальтом, т. к. он близок по ценовой категории к холодному асфальту и имеет такие же допуски на температуру укладки (т. е. также как и холодный может укладываться при отрицательных температурах). Недостатком литого асфальта является более энергоемкий процесс производства смеси и необходимость специальной техники (кохер для литого асфальта) для транспортировки материала к месту проведения дорожных работ. Однако по всем техническим и эксплуатационных показателям литой асфальт превосходит холодный (как в долговечности, так и в водостойкости, прочности и др.). Также следует отметить, что выгоды от применения холодного асфальта уменьшаются с увеличением площади ремонтируемого участка, в случае же с литым асфальтом зависимость обратная — чем больше площадь, тем ниже общая стоимость работ связанных с асфальтированием.

Технология ямочного ремонта и асфальтирования с применением холодного асфальта

Технологический процесс ремонта дорог с применением холодной асфальтобетонной смеси аналогичен традиционному ремонту асфальта малыми картами (до 1 м2). В состав работ входят следующие операции:

  1. Разметка карты, нарезка швов и демонтаж. Дефектный участок дорожного покрытия размечается прямыми продольными и поперечными линиями с захватом не поврежденного слоя покрытия на 4–6 см, при этом несколько близко расположенных выбоин объединяются в одну карту. Удаление поврежденного асфальтобетонного слоя может выполняться с помощью дорожной фрезы или отбойного молотка. Нарезка швов по периметру выбоины производится с помощью асфальтового швонарезчика или ручной болгарки (при малой площади повреждения). Нарезка швов и вырубка асфальтобетона (или холодное фрезерование покрытия) производится на всю глубину выбоины, но не менее толщины слоя покрытия, при этом важно чтобы боковые стенки ямы были вертикальными.
  2. Очистка. В первую очередь удаляются крупные куски разрушенного асфальтобетона и асфальтовая крошка (оставшаяся после фрезерования и нарезки швов), после чего выбоина очищается от пыли, грязи и влаги.
  3. Подгрунтовка. Обработка дна и стенок дорожной карты битумом является хоть и не обязательной процедурой, однако существенно повышает сдвигоустойчивость и долговечность заплатки. Расход битума или битумной эмульсии при подгрунтовке дорожной карты составляет 0,3–0,5 л/м2.
  4. Укладка. Холодный асфальт укладывается слоем до 5 сантиметров. Если глубина выбоины превышает 5 см, возможны два варианта: подсыпать щебень или укладывать холодный асфальт в два слоя с тщательным уплотнением каждого. При укладке необходимо учитывать что слой холодного асфальта должен быть на 1–2 см выше уровня основного покрытия (запас на уплотнение). Перед использованием в холодное время, ремонтную смесь необходимо на 1-2 дня поместить в теплое помещение (с температурой от 20 до 25 °С), чтобы материал приобрел подвижный характер.
  5. Уплотнение. Предварительное уплотнение холодной асфальтобетонной смеси осуществляется с помощью виброплиты или ручной трамбовки (если площадь уплотнения не превышает 0,5 м2). Уплотнение должно производиться по спирали, от края выбоины к ее центру, и считается завершенным при отсутствии следа от прохода виброплиты (для этого потребуется 5–10 проходов по одному следу). Особое внимание следует уделить тщательному уплотнению мест сопряжения старого покрытия и нового слоя из холодного асфальта.
  6. Отсыпка. Для предотвращения налипания холодной смеси к колёсам транспортных средств (т. к. движение открывается сразу после окончания работ) уплотненную поверхность рекомендуется отсыпать цементом, цементно-песчаной смесью или песком (расход отсыпки — 3–5 кг/м²).

www.unidorstroy.kiev.ua

Холодный асфальтобетон. Возможности продления сезона строительных и ремонтных работ

Руденский А.В.

Холодный асфальтобетон. Возможности продления сезона строительных и ремонтных работ

Новости в дор. деле: Науч.-техн. информ. сб.

Информавтодор. М., 2006. – Вып. 1. – с. 11 – 42.

Извлечение

Холодные асфальтобетонные смеси применяют для устройства покрытий на дорогах местной сети с небольшой интенсивностью движения, а также при ремонте дорожных асфальтобетонных покрытий всех типов. Особенностью использования таких смесей является возможность проведения строительных и ремонтных работ при более низких температурах воздуха, чем это допускается при применении горячих асфальтобетонных смесей.

Актуальной задачей в настоящее время считается обеспечение возможности круглогодичного проведения работ по строительству и ремонту дорожных асфальтобетонных покрытий и повышение их долговечности.

Важность решения этой задачи определяется тем, что дорожные асфальтобетонные покрытия являются преобладающим типом покрытий автомобильных дорог, рассчитанных на современное скоростное движение. Такие дороги составляют основу дорожной сети страны и выдерживают основной объем автотранспортных перевозок.

Значительные усилия дорожных организаций затрачиваются на поддержание сети дорог с асфальтобетонными покрытиями в состоянии, обеспечивающем требуемые показатели ровности и сцепления, поэтому необходимо проведение своевременного ремонта асфальтобетонных покрытий с целью устранения возникающих в процессе эксплуатации повреждений.

К основным видам текущего ремонта асфальтобетонных покрытий относят устранение повреждений в виде выбоин, трещин, колей, обломов и неровностей кромок. При ремонте соблюдают общую технологическую последовательность, которая включает подготовку поврежденного участка, приготовление, укладку, разравнивание и уплотнение смеси (в случае необходимости).

Одним из распространенных видов повреждений является образование выбоин, заделка которых требует проведения ямочного ремонта покрытий.

Ямочный ремонт асфальтобетонных покрытий осуществляется в следующей последовательности:

– ограждение места производства работ;

– очистка покрытия от пыли и грязи;

– определение зон разрушения покрытия и разметка мест ремонта;

– нарезка контуров «карт»;

– вырубка и их очистка;

– сушка «карты»;

– огрунтовка стенок и дна «карты»;

– укладка и разравнивание смеси;

– уплотнение смеси и отделка мест сопряжения;

– уборка и вывоз асфальтобетонного лома;

– контроль качества ремонтных работ;

– снятие ограждений.

Технология ямочного ремонта с использованием холодных асфальтобетонных смесей

Наиболее перспективными и экономически выгодными являются технологии, позволяющие проводить ремонт в течение года с использованием холодной асфальтобетонной смеси, которая содержит минеральный материал подобранного зернового состава, воду и жидкое органическое вяжущее. Ее приготавливают на асфальтобетонном заводе, складируют и укладывают в холодном состоянии. При ее приготовлении можно применять местные материалы, в том числе отходы камнедробления, пески. Лучшие результаты обеспечиваются при использовании карбонатных материалов с максимальной величиной зерен 20 мм.

В качестве жидких вяжущих применяют нефтяные остаточные битумы (гудроны) или разжиженные битумы. Вязкость вяжущих для проведения работ летом принимается в пределах C560 = 60 – 100 с, для работ весной или осенью – в пределах 20 – 60 с. Зерновые составы минеральной части смеси подбирают по принципу плотной смеси, при этом ориентировочное содержание частиц мельче 0,071 мм в смеси составляет 3 – 12 %. Оптимальное количество жидкой фазы в смеси, обеспечивающее максимальную плотность, определяют с помощью прибора стандартного уплотнения.

Ориентировочное содержание битумного вяжущего в смеси составляет 4 – 8 % (сверх 100 % по массе минеральной части). Состав уточняется в лаборатории. При применении кислых минеральных материалов в смесь вводят известь или цемент, а в битум следует добавлять адгезионные добавки.

Требования к уплотненной холодной асфальтобетонной смеси следующие: водонасыщение пористых смесей должно быть в пределах 5 – 12 %, плотных – не выше 5 %. Прочность при сжатии при температуре 20 °С сухих образцов должна быть не менее 1 МПа, коэффициент водостойкости – не менее 0,7.

Смесь готовят на асфальтобетонных установках, снабженных системой подачи и дозирования воды (например, с помощью дозировочного бачка или водомера, установленного на водопроводной трубе). Для равномерного распределения воды в смесителе в нем устанавливают трубу с отверстиями диаметром 10 – 15 мм, шагом 50 мм.

Предварительно отдозированные минеральные материалы (с влажностью, равной или ниже проектной) без подогрева и высушивания подают в смеситель. В случае если влажность материала превышает проектную, его следует подогреть в сушильном барабане до температуры 60 – 90 °С. При необходимости в смесь добавляют активатор, дозируя его после минеральных материалов. При влажности минеральных материалов ниже проектной в смеситель вводят необходимое количество воды и перемешивают в течение 5 – 10 с.

Вяжущее при рабочей температуре (70 – 90 °С) дозируют в смеситель за один прием. Время перемешивания смеси составляет 25 – 50 с. Готовую смесь выгружают в автомобиль-самосвал и вывозят к месту производства работ [1].

Одним из преимуществ этой технологии является возможность заготавливать смесь впрок, что позволяет проводить ремонтные работы зимой и ранней весной. Условная вязкость вяжущих (по вискозиметру с отверстием 5 мм при температуре 60 °С) при использовании карбонатных минеральных материалов должна быть в пределах 20 – 30 с, кислых материалов – 40 – 60 с. Количество вяжущего в этом случае должно быть минимально допустимым, обеспечивающим требуемые свойства смеси.

Согласно данным, приведенным в работе [1], допустимая температура смеси на карбонатных материалах при складировании ее в штабель для длительного хранения должна быть не выше 40 °С, при этом смесь может храниться в штабеле высотой не выше 2 м до шести месяцев. Смесь на гранитном песке допускается хранить в штабеле высотой до 4 м в течение 1 года. Смесь при хранении во избежание переувлажнения желательно накрыть любым водонепроницаемым материалом.

Ремонтные работы по устранению выбоин можно осуществлять с использованием традиционных составов холодных асфальтобетонных смесей при температуре воздуха не ниже -10 °С, при этом снег или мелкий несильный дождь не являются препятствием к проведению ремонта. На участках с интенсивностью движения до 1000 авт./сут необходимо применять смеси плотного типа, выше 1000 авт./сут допускается использование и пористых смесей. При глубине выбоины до 3 см ее необходимо углубить до 5 см с помощью перфоратора или мотобетонолома. При глубине выбоины более 10 см нижнюю ее часть заполняют необработанным щебнем или щебнем, обработанным органическим вяжущим, с уплотнением трамбовкой, дно и стенки выбоины перед укладкой смеси очищают от грязи, тщательно промывают водой, после чего воду удаляют метлами или с помощью мешковины и заполняют асфальтобетонной смесью. При этом огрунтовку дна и стенок выбоины не делают. Заполнение смесью ведут постепенно с трамбованием и с некоторым запасом по высоте, учитывая последующее доуплотнение движущимися транспортными средствами. Этот запас составляет ориентировочно 1,0 – 1,5 см на 5 см глубины выбоины. Окончательное уплотнение ремонтируемого участка проводят пневмокатком за 3 – 5 проходов по одному следу. Движение по дороге можно открывать сразу после проведения ремонтных работ.

Формирование структуры материала происходит в течение 3 – 30 сут в зависимости от погодных условий и интенсивности движения транспортных средств. Опыт эксплуатации показывает, что на участках, отремонтированных в неблагоприятные периоды года, «заплаты» имеют, как правило, срок службы не более 1 года. Более высокое качество работ достигается при использовании для ремонта холодных складируемых асфальтобетонных смесей, приготавливаемых на основе битумных эмульсий или битумов, содержащих растворители.

Холодные складируемые асфальтобетонные смеси, приготавливаемые с применением битумных эмульсий, предназначены для круглогодичного ямочного ремонта асфальтобетонных покрытий автомобильных дорог III – V категорий при температуре воздуха не ниже -5 °С. Они представляют собой смесь щебня, песка из отсевов дробления и катионной битумной эмульсии, взятых в определенных соотношениях, приготовленную в установке и укладываемую в холодном состоянии в подготовленные «карты». Эти смеси могут упаковываться в герметичную тару и храниться на складе в открытых штабелях. Срок хранения в герметичной таре – до шести месяцев, в штабелях – до трех месяцев.

По зерновому составу эти смеси подразделяются на мелкозернистые с наибольшим размером зерен 5 или 6 мм и среднезернистые с наибольшим размером зерен 10 – 12 мм или 15 – 16 мм в зависимости от используемых производителем размеров сит. Зерновой состав минеральной части смесей должен соответствовать требованиям, приведенным в табл. 1.

Таблица 1

Зерновой состав минеральной части холодной асфальтобетонной смеси













Сита
с размером отверстий, мм

Количество частиц
минеральной части мельче данного размера зерен, % по массе

0 – 5 мм

0 – 10 мм

0 – 15 мм

15

95 – 100

10

95 – 100

45 – 70

5

95 – 100

25 – 50

20 – 70

2,5

5 – 25

5 – 25

5 – 25

1,25

5 – 15

5 – 15

5 – 15

0,63

4 – 10

4 – 10

4 – 10

0,315

3 – 6

5 – 6

3 – 6

0,14

2 – 5

2 – 5

2 – 5

0,071

0 – 4

0 – 4

0 – 4

Для производства холодных складируемых смесей используют катионные битумные эмульсии на пластифицированном битуме со средней скоростью распада.

Ориентировочное содержание вяжущего в холодных складируемых асфальтобетонных смесях назначается для смесей с размером зерен минеральной части 0 – 15 мм 4,5 – 5,5 %, 0 – 10 мм – 5,0 – 5,5 %, 0 – 5 мм – 5,5 – 6,0 %. Уточненное содержание вяжущего устанавливают в лаборатории по результатам испытаний образцов на прочность. Содержание пластификатора в нефтяном битуме для этого типа смесей назначается в соответствии с необходимой продолжительностью хранения и температурным режимом планируемого периода укладки смеси.

Для производства холодных складируемых асфальтобетонных смесей используют смесительное оборудование периодического действия, оснащенное мешалками принудительного перемешивания, а также весовыми дозаторами минеральной части смесей и объемными дозаторами для битумной эмульсии и воды. Точность дозирования минерального материала должна быть не ниже ± 5 % по массе, эмульсии – ± 3 % по массе. Время цикла перемешивания в двухвальном смесителе периодического действия составляет 15 – 25 с, время подачи эмульсии в смеситель – 5 – 10 с.

Приготовленная холодная асфальтобетонная смесь по завершении цикла перемешивания должна быть отгружена в транспортное средство или фронтальный погрузчик и отправлена на склад или к месту производства ремонтных работ.

Показатели физико-механических свойств холодных складируемых асфальтобетонных смесей в зависимости от условий их применения должны соответствовать требованиям ГОСТ 9128-97.

Холодная складируемая асфальтобетонная смесь при хранении на складе проходит активный процесс «вызревания», обеспечивающий повышение ее структурно-механических свойств. Для ускорения этого процесса она должна находиться на складе в штабелях высотой не более 2 м. При этом допускается образование на поверхности штабеля корки повышенной прочности, которая легко разрушается при работе погрузочных средств. Смесь, подлежащая затариванию в герметичную тару, должна пройти на складе период «вызревания» в течение 7 – 8 сут.

После проведения ремонтных работ с использованием холодной смеси на отремонтированную поверхность перед открытием движения транспортных средств наносится защитный слой путем розлива эмульсии с расходом 0,3 – 0,4 кг/м2 и россыпи по ней песка с расходом 3 – 5 кг/м2.

Как правило, проведение работ по ямочному ремонту проводится в теплое время года. Это обстоятельство не позволяет своевременно устранять повреждения, возникающие в осенне-зимний период, что приводит к ускоренному их развитию и отражается не только на состоянии поверхности покрытий, но и снижает срок службы всей дорожной конструкции и влияет на безопасность движения.

Несвоевременность проведения работ по устранению выбоин в неблагоприятные периоды года объясняется погодными факторами. В условиях пониженных температур и высокой влажности воздуха затрудняется обеспечение качественного сцепления асфальтобетонной смеси, используемой для ремонта, с ремонтируемым покрытием.

Просмотров статьи: 12498 с 13.01.2009

Ознакомиться с изданиями из категории «Дорожное строительство»

www.steps.ru

5.4. Холодный асфальтобетон

Состав холодного
асфальтобетона можно рассчитать по
типовым составам или по методике,
применяемой для расчета горячих смесей,
с обязательной проверкой физико-механических
свойств в лаборатории. Количество
жидкого битума снижают на 10…15% против
оптимального, чтобы уменьшить
слеживаемость.

Характерной чертой
холодного асфальтобетона, отличающей
его от горячего, является способность
оставаться длительное время после
приготовления в рыхлом состоянии. Эта
способность холодных асфальтобетонных
смесей объясняется наличием тонкой
битумной пленки на минеральных зернах,
вследствие чего микроструктурные связи
в смеси настолько слабы, что небольшое
усилие приводит к их разрушению. Поэтому,
приготовленные смеси под действием
собственной массы при хранении в штабелях
и транспортировке не слеживаются. Смеси
в течение длительного времени (до 12
месяцев) остаются в рыхлом состоянии.
Их сравнительно легко можно перегружать
в транспортные средства и распределять
тонким слоем при устройстве дорожных
покрытий.

Зерновые составы
холодных асфальтобетонных смесей
отличаются от составов горячих смесей
в сторону повышенного содержания
минерального порошка (до 20%) – частиц
мельче 0,071 мм и пониженного содержания
щебня (до 50%). Повышенное количество
минерального порошка вызвано применением
жидкого битума, требующего для
структурообразования большего количества
порошка, а при содержании щебня более
50% ухудшаются условия формирования
покрытия. Наибольший размер зерен в
холодном асфальтобетоне составляет 20
мм. Более крупный щебень ухудшает условия
формирования покрытия.

В качестве крупной
составляющей для холодного асфальтобетона
используют щебень, получаемый дроблением
скальных горных пород и металлургических
шлаков. Эти материалы должны обладать
прочностью при сжатии не менее 80 МПа, а
для IIмарки асфальтобетона
– не ниже 60 МПа.

Для приготовления
холодного асфальтобетона применяют
такой же минеральный порошок и песок,
что и для горячих смесей.

Жидкие битумы
должны иметь вязкость в пределах
с,
что соответствует маркам СГ 70/130, МГ
70/130. Вязкость и класс битума выбирают
с учетом предполагаемого срока хранения
смеси на складах, температуры воздуха
при хранении и применении, а также
качества минеральных материалов.
Холодные асфальтобетонные смеси
используют для устройства дорожных
покрытий при интенсивности движения
до 2000 автомобилей в сутки.

5.5. Литой асфальтобетон

Литой асфальтобетон
представляет собой специально
запроектированную смесь щебня, песка,
минерального порошка и вязкого битума,
приготовленную и уложенную в горячем
состоянии без дополнительного уплотнения.
От горячего асфальтобетона литой
отличается большим содержанием
минерального порошка и битума, технологией
приготовления и методом укладки. Литой
асфальтобетон применяют в качестве
дорожного покрытия на автомобильных
дорогах, на проезжей части мостов, а
также для устройства полов в производственных
зданиях. Ремонтные раьоты с использованием
литых смесей можно выполнять при
температуре воздуха до -100С.
Особенностью производства работ является
необходимость непрерывного перемешивания
литой смеси при ее транспортировке к
месту укладки.

Для приготовления
литого асфальтобетона применяют щебень
(крупностью до 40 мм), природный или
дробленый песок. Щебень, высевки и песок
должны быть высокосортными, как и для
обычного горячего асфальтобетона. В
качестве вяжущего применяют битумы БНД
40/60. В соответствии ТУ 400-24-158-89 литые
смеси подразделяют на пять типов
(табл.5.4).

К положительным
свойствам литого асфальтобетона относят
долговечность, небольшие затраты работы
на уплотнение, водонепроницаемость.
При реконструкции дороги существующее
покрытие из литого асфальтобетона может
быть снова использовано в полном объеме
и почти без добавления новых материалов.

Таблица 5.4

studfiles.net