Технология бетонирования – : :

Технология бетонирования отдельных конструкций

Методы укладки бетонной смеси выбирают с учетом типа конструкции, ее расположения, климатических условий и т.д.

Фундаменты и массивы могут бетонироваться с разгрузкой смеси непосредственно в опалубку или с помощью виброжелобов, бетононасосов, бетоноукладчиков, бадьями с помощью кранов.

При бетонировании малоармированных фундаментов применяют жесткие смеси. Для экономии цемента в такие конструкции можно укладывать камни размером 120- 200 мм («изюм») в объеме 20-25%, для уплотнения бетонной смеси применять вибропакеты. В зависимости от высоты фундамента и его массивности бетонная смесь может подаваться через верх опалубки или по периметру ступеней. Фундаменты, воспринимающие динамические нагрузки, бетонируют в непрерывном режиме. Особо тщательно проверяют отметки опорных поверхностей и расположение анкерных болтов.

Бетонные полы

укладывают на бетонную подготовленную поверхность (подготовку) из тощего бетона, разделяют бетонируемую площадь на полосы шириной 3-4 м. Бетонирование полос ведут через одну. Бетонную смесь уплотняют поверхностными вибраторами или виброрейками, поверхность пола выравнивают правилом и заглаживают резиновой лентой.

Могут применяться бетоноукладочные машины, которые, двигаясь, оставляют за собой готовую полосу пола.

Бетонирование конструкций каркасов зданий выполняют так. Для бетонирования густоармированных колонн обычно применяют бетонные смеси с осадкой конуса 6- 8 см. Перед укладкой смеси место примыкания колонны к фундаменту очищают от строительного мусора, укладывают слой раствора или мелкозернистого бетона для того, чтобы исключить образование раковин. Колонны высотой до 5 м бетонируют сразу по всей высоте.

Колонны высотой более 5 м бетонируют ярусами высотой до 2 м — с загружением бетонной смеси и ее вибрированием через «карманы» — боковые окна в стенках короба.

Бетонирование прогонов, балок и плит следует начинать через 1- 2 ч после бетонирования колонн. Уплотнение смеси производят внутренними вибраторами, при необходимости оснащенными наконечниками (виброштыками). Плиты перекрытия уплотняют поверхностными вибраторами.

Арки и своды пролетов менее 15 м бетонируют непрерывно одновременно с двух сторон от пят к замку.

За последние годы получили сравнительно широкое развитие методы возведения жилых и общественных зданий из монолитного железобетона в скользящей, объемно переставной и крупно-щитовой опалубках.

Метод возведения зданий в скользящей опалубке наиболее экономичен для зданий, компактных в плане, высотой не менее 10- 12 этажей.

Технология возведения жилых зданий в скользящей опалубке такая же, что и при возведении других сооружений. Домкраты, опираясь на металлические домкратные стержни в теле бетона, непрерывно, без остановок поднимают опалубку по всему контуру здания. Бетонная смесь укладывается слоями 0,2-0,25 м непрерывно по периметру. Находясь в опалубке в течение 5-6 ч, бетонная смесь затвердевает, ее дальнейшее твердение происходит при выходе из опалубки.

Скорость подъема опалубки и, следовательно, бетонирования составляет 0,15-0,20 м/ч, что при правильно заданных составах бетона и режимах его укладки исключает появление разрывов и раковин.

Перекрытия зданий, возводимых в скользящей опалубке, могут устраиваться по ходу бетонирования стен монолитными или сборно-монолитными, выполняться с отставанием на 2-3 этажа или после возведения коробки зданий.

Устройство монолитных перекрытий одновременно с бетонированием стен более технологично и повышает пространственную жесткость здания. При этом методе по окончании бетонирования стен очередного этажа скользящая опалубка поднимается так, чтобы низ внутренних щитов опалубки находился на отметке верха будущего перекрытия. После этого устанавливают инвентарную опалубку, которая опирается на перекрытие нижележащего этажа или анкеры в стене, и производят армирование и бетонирование. После укладки бетона в перекрытие начинается бетонирование стен очередного этажа и демонтаж опалубки перекрытия.

Метод бетонирования в скользящей опалубке часто применяют при возведении ядер жесткости многоэтажных зданий с центральным стволом, в котором размещены лифты, лестницы, коммуникации. Ствол при этом бетонируется в скользящей опалубке, несущие стены — в разборно-переставной, а наружные стены из сборных панелей навешиваются краном, установленным снаружи здания или в этом стволе.

Бетон может подаваться в бадье краном, передвижным автобетоносмесителем, бетононасосом в сочетании с автономной шарнирно-сочлененной стрелой для распределения бетонной смеси.

Метод бетонирования в объемно-переставной (туннельной) опалубке применяют при возведении из монолитного бетона многоэтажных зданий большой протяженности с несущими поперечными стенами. Сущность метода заключается в бетонировании несущих поперечных стен с применением инвентарных блоков туннельной опалубки, набираемых из секций или в виде укрупненных блоков на земле и переставляемых с этажа на этаж.

При возведении зданий в объемно-переставной опалубке бетонирование ведут поэтажно, каждый этаж делят на захватки, рассчитанные на суточный цикл работы. При бетонировании работы проводят в такой технологической последовательности: устанавливают вдоль продольных несущих стен монтажные подмости, монтируют из секций блоки опалубки, армируют и бетонируют стены и перекрытия. После набора бетоном в течение 12- 14 ч заданной прочности производят извлечение и перестановку секций опалубки краном.

Разновидностью объемно-переставной опалубки является опалубка, которая по окончании бетонирования вертикально извлекается краном.

Метод бетонирования в крупно-щитовой опалубке обычно применяется при бетонировании зданий со смешанным конструктивным решением, например с кирпичными наружными и монолитными железобетонными внутренними стенами. Металлические, деревометаллические и пластмассовые щиты опалубки стен и перегородок размером в комнату устанавливают в проектное положение и раскрепляют подкосами. Опалубка стен и перекрытий устанавливается раздельно.

studfiles.net

Технология производства бетонных работ

1 Опалубочные работы

Опалубка – временная вспомогательная конструкция, обеспечивающая заданные геометрические размеры и очертания бетонного элемента или конструкции, в которую укладывают бетонную смесь. Она состоит из несущих, поддерживающих и формообразующих элементов. Основное назначение опалубки – придать необходимую форму бетонной смеси до ее затвердения и достижения бетоном требуемой прочности после распалубки.

Устанавливают и демонтируют опалубку в соответствии с проектом про-

изводства работ и инструкцией по ее эксплуатации. Выполнение опалубочных работ должно производиться в соответствии с проектом. Он включает в себя схему организации работ в увязке с другими процессами, график бетонирования и оборачиваемости комплекта опалубки на отдельных захватках или конструкциях, технологические карты на производство работ, маркировочные чертежи отдельных часто повторяющихся и сложных конструкций.

Опалубку ленточного фундамента выполняют со ступенчатым уширением книзу Для опалубки используют мелкоразмерные щиты, прогоны, схватки и крепежные детали.

Опалубку ленточного фундамента ступенчатого сечения собирают по двум технологическим схемам. По первой схеме устанавливают опалубку нижней ступени и бетонируют. Затем на затвердевший бетон ставят опалубку второй ступени и т. д. По схеме (рис) собирают опалубку на всю высоту фундамента: сначала устанавливают маячные щиты нижней ступени, которые объединяют схватками и крепежными элементами, затем устанавливают рядовые щиты и прикрепляют их к схваткам 9. Положение низа щитов фиксируют с помощью вставок и деревянных или инвентарных клиньев. На верхний пояс щитов первого яруса укладывают балки 2, которые крепят накладками. На балки 2 наносят риски с указанием расположения внутренней плоскости щитов второго яруса. По рискам устанавливают продольные схватки 3, к которым крепят щиты верхнего яруса 4 и объединяют их схваткой 5 верхнего яруса. Между собой щиты соединяют пружинными скобами, кляммерами и шпонками. Затем устанавливают через 3…4 м временные распорки и стяжки 6, которые обеспечивают заданный размер фундамента по высоте. Для устойчивости системы щиты второго яруса раскрепляют подкосами 7 с винтовыми домкратами.

 

 

Фундаменты значительной протяженности разбивают на отдельные захватки. Разбирают опалубку в обратном порядке. Собирают и разбирают опалубку для ленточного фундамента два опалубщика 4-го и 2-го разрядов.

2. Арматурные работы

Монолитные железобетонные конструкции армируют каркасами, сетками или отдельными стержнями.Плоские и пространственные каркасы изготовляют на арматурных заводах или цехах и поставляют на строительную площадку в комплекте. При небольших объемах допускается вязка или сварка каркасов из отдельных арматурных стержней на месте возведения сооружения или в непосредственной близости от него, но обязательно в зоне действия монтажного крана. При армировании массивных конструкций сварными сетками их стыкуют нахлесточным соединением или путем установки дополнительных стыковых сеток с перепуском концов арматуры, равным 30…50 ее диаметрам, но не менее 250мм. Большой объем арматурных работ занимают вертикальные конструкции (фундаменты). Их армируют, как правило, пространственными или плоскими каркасами (блоками). Монтаж таких арматурных изделий состоит из следующих технологических операций: разгрузка и подача изделий непосредственно в сооружение или на площадку временного складирования; установка в проектное положение с временным раскреплением их сваркой или растяжками; установка в проектное положение и окончательное соединение стыков сваркой; проверка выполненных работ и сдача их мастеру или производителю работ.

3. Бетонные работы

При транспортировании от бетонного завода до строящегося объекта бетонная смесь должна сохранить свои свойства: однородность, показатели подвижности и жесткости. Чтобы предотвратить расслоение и сохранить технологические свойства смеси при транспортировании, соблюдают ряд требований: перевозят ее в специальном транспорте по дорогам с жестким покрытием без выбоин и неровностей. Допускаемая продолжительность транспортирования, как правило, не должна превышать времени начала схватывания цемента. Этот параметр для обычных бетонов и бетонов на пористых заполнителях находится в диапазоне 45… 120мин. Кроме того, время транспортирования зависит и от температуры бетонной смеси: 45мин – при температуре бетона 20…30°С, 90мин – при 10…20°С и 120мин – при 5…10°С.

Технологический процесс бетонирования состоит из подготовительных, вспомогательных и основных операций.

Подготовительные операции. Перед приемом бетонной смеси подготавливают территорию объекта, подъездные пути, настилы, места разгрузки бетона, емкости для приема бетона. С помощью геодезических и мерных инструментов проверяют положение опалубки, арматуры, закладных деталей и анкерных болтов, наличие фиксаторов толщины защитного слоя бетона, устойчивость арматурных каркасов и элементов опалубки.

Вспомогательные операции. Арматуру, закладные детали и анкерные болты очищают от грязи и от отслаивающейся ржавчины. Резьбовую часть анкерных болтов предохраняют от загрязнения: смазывают солидолом и устраивают защитные трубки.

Чтобы бетон не вытекал, щели между стальными и фанерными щитами опалубки конопатят паклей или заделывают планками, шпатлюют или наклеивают полосы из специальной клеящей ленты. Распылителем, кистями или валиками наносят специальные смазочные материалы на прилегающую к бетону поверхность опалубки для снижения сцепления с ней бетона и повышения качества лицевых поверхностей бетонируемой конструкции.

Основные операции. Укладывают смесь слоями в соответствии с указаниями проекта производства работ, при этом толщина каждого слоя должна быть не более глубины проработки вибратора.

При приготовлении, транспортировании и укладке бетонная смесь чаще всего находится в рыхлом состоянии; частицы заполнителя расположены неплотно и между ними есть свободное пространство, заполненное воздухом. Назначение процесса уплотнения обеспечить высокую плотность и однородность бетона. В основном бетонную смесь уплотняют вибрированием. Под действием вибрирования частицы заполнителя приходят в колебательное движение, бетонная смесь как бы разжижается, приобретает повышенную текучесть и подвижность. В результате она лучше распределяется в опалубке и заполняет ее, включая пространство между арматурными стержнями. Продолжительность вибрирования зависит от типа вибратора и технологических характеристик бетонной смеси: чем меньше подвижность уплотняемой смеси, тем более длительной вибрации она требует. Основными признаками достаточного уплотнения являются, прекращение оседания бетонной смеси, появление на ее поверхности цементного молока и прекращение выделения пузырьков воздуха.

Глубинные вибраторы предназначены для уплотнения бетонных смесей с показателем жесткости до 10 с и осадкой конуса 5…6см при возведении монолитных армированных и неармированных конструкций, фундаментов, колонн, балок и до 30 с – при изготовлении продукции сборного железобетона. При бетонировании больших объемов массивных сооружений применяют мощные вибраторы со встроенным двигателем, а также подвесные – тяжелого типа.

Перед началом бетонирования проверяют соответствие опалубки проекту, положение арматуры, закладных деталей, геометрические размеры опалубки, ее прочность и устойчивость, наличие приспособлений для безопасного и удобного ведения работ. За час до укладки бетона металлические щиты смазывают специальными составами. Укладывают бетонную смесь горизонтальными слоями, причем она должна плотно прилегать к опалубке, арматуре и закладным деталям сооружения. Слои укладывают в одном направлении и одинаковой толщины. Последующий слой укладывают только после соответствующего уплотнения предыдущего. Для получения однородной степени уплотнения необходимо соблюдать расстояние между каждой постановкой вибратора. Оно не должно превышать 1,57R; где R – радиус действия вибратора. Толщину бетонируемого слоя устанавливают из расчета глубины вибрационной проработки: 30…50 см при ручном вибрировании и до 100см при использовании навесных вибраторов и вибропакетов.

Продолжительность укладки каждого слоя не должна превышать время схватывания в предыдущем слое. В каждом конкретном случае время укладки и перекрытия. При уплотнении укладываемого слоя глубинный вибратор должен проникать на 10… 15см в ранее уложенный слой и разжижать его. Этим достигается более высокая прочность стыкового соединения слоев.

Высота ступенчатых фундаментов под колонны промышленных зданий в зависимости от глубины их заложения может достирать 3м и более. При высоте фундаментов до 3м их бетонируют слоями. Первоначально заполняют опалубку ступенчатой части фундамента. Бетонную смесь подают бадьями или бетононасосом с рабочего настила. Каждый слой прорабатывают вибраторами. Открытые поверхности ступеней защищают щитами, что исключает утечку смеси, особенно при ее вибрировании. Затем продолжают укладку бетонной смеси в подколонник.

Закончив цикл бетонирования, открытые поверхности бетона заглаживают мастерками или лопатами.




infopedia.su

Специальные методы бетонирования: подробное описание возможных способов

При возведении различных объектов порой возникают определённые условия, при которых обычные способы строительства либо недоступны, либо неэффективны и в таких случаях используют специальные методы бетонирования.

Зимнее бетонирование методом термоса

К таким способам относится:

  • торкретирование;
  • вакуумирование;
  • а также подводный способ бетонирования объектов, что с успехом применяется в гражданском и промышленном строительстве.

Ниже об этом пойдёт речь более подробно, а кроме того, вы сможете посмотреть по данной теме видео в этой статье, как дополнение к материалу.

ОписаниеКраткое описание специальных методов

Подводное бетонирование

  • Если есть необходимость обустройства какого-либо хранилища, резервуара, или строительство происходит в зоне интенсивного притока грунтовых вод, то в таких случаях требуется повышенная плотность бетонной конструкции. Это достигается раздельным бетонированием вибрацией: вибрационным, гравитационным и вибронагнетательным методом. Здесь цементно-песочный раствор нагнетают между крупными наполнителями, которые заранее были уложены в опалубку, кроме того, при вибронагнетании дополнительно используется вибрация, что больше уплотняет раствор.
  • В тех ситуациях, когда есть необходимость производить работы под водой, на глубине до 50 м, применяется бетонирование методом ВПТ (вертикальное перемещение трубы). Суть данной методики заключается в следующем: в заранее установленные формы по трубам, диаметр которых имеет от 200 до 300 мм, подают бетон, причём опускают их до самого основания. Когда требуется увеличить толщину слоя, то трубу поднимают, то есть, уменьшают количество секций.
  • Когда глубина не превышает 20 м, то в таких случаях используют метод ВР (восходящего раствора), который может быть либо напорным, либо безнапорным. Для этого отгораживают определённый участок и набрасывают туда камни, где с определённым интервалом монтируют стальные трубы диаметром от 37 до 100 мм. По этим трубам, под напором или без него (самотёком) заливают цементно-песочный раствор, который заполняет пустоты между ранее наброшенными камнями.
  • Также, если необходимо провести заливку на глубину не более 20 м и при этом класс бетона не будет превышать B20, то используется технология бетонирования, называемая укладкой бункерами. В таких случаях на дно водоёма опускают бетонные перекрытия или плиты в качестве основания, а на них грейфером засыпают раствор. При этом между раскрывающимся коробом и основанием соблюдается самое минимальное расстояние, которое позволяет выполнять подобные работы.
  • На глубине до 1,5 м, когда площадь сооружения достаточно велика и марка бетона не превышает класса B25, производится утрамбовка. Это делают по небольшим отгороженным участкам, так как площадь большая, раствор к месту доставляют с помощью трубы или грейфера, соблюдая при этом минимальное расстояние до основания. Трамбовка производится равномерно, чтобы не нарушать процесс схватывания ранее уложенного участка, при этом инструкция требует, чтобы расстояние до зеркала воды не превышало 25-30 см.

Торкретирование «мокрым» способом

  • При нанесении тоннельной отделки, нанесении защитного слоя для предварительно напряжённых резервуаров, использовании пневмоопалубок, усилении и ремонте ЖБК и тому подобное, применяется «мокрое» и «сухое» торкретирование поверхности. «Мокрый» способ или пневматическое бетонирование подразумевает нанесение раствора на поверхность под давлением — сжатый воздух подаёт смесь в сопло, где так переходит во взвешенное состояние, после чего попадает на обрабатываемый участок. «Сухой» метод похож, только здесь в насадку подаётся сухая смесь, которая там размешивается водой, затворённой в сопле, после чего попадает на поверхность в виде раствора.

Вакуумирование бетона. Фото

  • Для межэтажных перекрытий, полов, сводов, оболочек, пространственных и вертикальных конструкций (диафрагм, колонн, стен, перегородок и тому подобное) используется метод вакуумирования. Суть его заключается в удалении из уплотнённого раствора до 10%-25% затворённой воды с помощью вакуум-щитов.

Подводное бетонирование

Примечание. Подводным методом называют укладку раствора под слоем воды, когда водоотводные работы не производятся.
Самым распространённым и продуктивным считается ВПТ.

Схема монтажа методом ВПТ: 1) ВПТ; 2) опалубка; 3) уложенный раствор

В данном случае подводное бетонирование — технология вертикального перемещения трубы подразумевает проведение работ на глубине от 1,5 м до 50 м в котловане, который ограждён от проточной воды.

Для обустройства такого ограждения можно использовать специальную пространственную опалубку из дерева, ЖБИ, ЖБК или металла, а также любых оболочек большего размера — свай, ряжей, шпунтов и так далее. При этом такое сооружение должно быть непроницаемым для цементно-песочного раствора.

Для транспортировки смеси к месту назначения применяют бесшовные стальные трубы от 200 мм до 300 мм в диаметре, причём линия получается не сплошной, а собирается из звеньев по 1-3 м длиной.

Собранный трубопровод фиксируют к крану или лебёдкам, которые находятся за котлованным ограждением, при этом вверху монтируется воронка для принятия смеси, а внизу, чтобы внутрь не попала вода, устанавливают клапан, который можно открыть, находясь на подмостях. Один такой трубопровод может обслуживать площадку до 12 м в диаметре.

После того, как трубы опущены до основания и у них перекрыты нижние клапаны, их доверху заполняют бетоном. После того, как диспетчер открывает клапан, бетон растекается по опалубке, подымаясь при этом выше краёв нижнего звена — это происходит под столбовым принудительным давлением смеси до тех пор, пока уровень в трубе и опалубке не выровняется. Раствор может подаваться по каналу пневматическим нагнетателем, либо напрямую из бетоносмесителя

В зависимости от толщины заливаемого участка, конец трубы должен быть постоянно погружен в раствор, как требует технологический регламент бетонирования: при глубине до 10 м — на 0,8 м, а при глубине до 20 м — на 1,5 м. По мере того как монтируемая площадка, наполняется раствором, трубопровод поднимают вверх, постепенно отделяя от него по одному звену, но при этом важно следить за тем, чтобы вода не попала внутрь.

После того, как достигнута необходимая толщина площадки, трубу полностью убирают с места монтажа.

Когда раствор по методу вертикального перемещения трубы укладывается с вибрацией, ему нужна подвижность, что возможно измерить осадкой конуса на 6-12 см, но если это происходит без вибрации, то тогда понадобится 16-20 см усадки. Смесь делается из гравия, либо в него добавляю 2-3 части щебня, при этом в обязательном порядке используя пластификатор.

Во избежание возникновения форс-мажорных обстоятельств при монтаже массивов объёмом более 200 м3 методом вертикального перемещения, для начала под водой заливаются пробные конструкции. Это экспериментальные блоки, объёмом 3 м3, на которых есть возможность режимы работы и качество бетона, так как затраты на подобные тестирования способствует тому, что окончательная цена оказывается ниже.

Схема монтажа методом ВР: 4) транспортировочная труба; 5) наброска камня; 6) предохраняющая шахта; 7) раствор наполнил наброску

Метод восходящего раствора или ВР показан на верхнем схематическом изображении: в каменную насыпку (щебень, гравий) по установленным заранее стальным бесшовным трубам от 37 мм до 100 мм в диаметре нагнетают раствор. Такая смесь может быть цементной, цементно-песочной, либо цементной с различными добавками.

Раствор заполняет пустоты между камнями, поднимаясь снизу вверх — при этом вытесняется вода и образовывается бетонный монолит — также это называется методом инъекционного напорного бетонирования.

В тех случаях, когда ВР производится в ограждающих шахтах, то в пространство опалубки в первую очередь монтируют вертикальные стены шахты, которые варят из металлопроката — рельс, швеллер, тавр и тому подобное. После этого насыпают крупный камень, а дальше всё происходит по той же схеме — раствор вытесняет воду, превращаю конструкцию в монолит.

Метод втрамбовывания

На глубине до 1,5 м для бетонирования объектов с большой площадью, где марка бетона не выше 300, применяется метод втрамбовывания или вибрации. При этом осадка конуса должна быть порядка 5-7 см — раствор подаётся с помощью трубы. Обратите внимание на рисунок — там видно, что трамбовку начинают с подводного откоса, с углом к горизонтали 35⁰-45⁰.

Торкретирование

Торкретирование стены своими руками

Примечание. Торкретированием бетона называется технология струйного нанесения раствора на поверхность при помощи сжатого воздуха.
При этом цементно-песочная смесь или торкрет могут укладываться, как в один, так и в несколько слоёв.

Такой способ обычно применяют укрепления поверхностей конструкций, у которых недостаточно прочные (тонкие) стены — это могут быть односторонние опалубки, резервуары, купола и своды. Кроме того, торкретирование служит защитой от проникновения влаги в подземных сооружениях (подвалах, складах), для замоноличивания (заделки) швов и при ремонтно-восстановительных работах для устранения дефектов.

Цементно-песочную смесь здесь готовится отдельно и с помощью компрессора под давлением (сжатым воздухом) через шланг она подаётся к соплу, куда одновременно поступает вода из бака — тоже под давлением.

Получается, что увлажнённые частицы смеси вырываются из насадки со скоростью 100 м в секунду, ударяется о поверхность и прилипает к ней. При этом неизбежно возникают потери, так как не все частицы остаются на обрабатываемой поверхности — некоторые отскакивают и оседают на пол — их называют «отскоком».

Примечательно, что потолки и стены торкретируются постепенно, в несколько слоёв, тогда как на пол можно наносить смесь на полную толщину. Временной промежуток между нанесением торкрета устанавливает лаборатория и он определяется скоростью застывания раствора, то есть, каждый новый слой не должен разрушать предыдущий.

Но для того чтобы адгезия была оптимально, промежуток не должен превышать время полного схватывания, иначе увеличится процент отскока.

Вакуумирование

Примечание. Вакуумированием называется процесс удаления свободной воды и воздуха из раствора, который только что уложили.
Осуществляется это с помощью понижения давления, то есть, образованием вакуума для внешних и внутренних слоёв конструкции.

Схема агрегата: 1) вакуумный щит; 2) соединительные рукава для всасывания; 3) коллектор; 4) магистраль; 5) передвижной водонакопитель; 6) стационарный водонакопитель; 7) вакуумный насос; 8) вакуумная полость

Для того чтобы произошёл процесс гидратации цемента вполне достаточно, чтобы в нём содержалось всего 20% воды от его общей массы — вся остальная вода затворения служит для придания определённых технологических свойств, таких как эластичность и подвижность массы.

Вся проблема в том, что вода занимает определённое пространство в растворе, образуя поры, поэтому, после её испарения там остаются пустые места, что понижает плотность материала. Поэтому, для удаления затворённой воды и воздуха на строительных площадках применяется специальный метод — это механическое удаление этих элементов из свежеукладываемого раствора.

Для этого между раствором и опалубкой для бетона обустраивают тонкую полость с помощью тканой и плетёной сетки, из которой насосом откачивают воздух. Туда, из-за неравномерности давления начинает поступать вода затворения вместе с воздухом из бетона, которая постоянно откачивается, как это и показано на верхнем схематическом рисунке.

Заключение

В заключение хотелось бы обратить ваше внимание тех, кто ищет бетонирование методом замораживания — такого способа не существует! Есть укладка бетона на морозе, при котором применяют электрический прогрев, используя для этого греющие опалубки, инфракрасное излучение, электроматы, а также анодный или проводной (ПНСВ) прогрев понижающим трансформатором.

rusbetonplus.ru

Технология бетонных работ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

РЕФЕРАТ

По предмету «Технология строительных процессов»

Тема: «Технология бетонных работ»

Преподаватель: Проф. Харитонов В.А.

Студент: Пономарев В.В.

(2-е высшее образование, 1-й год)

Москва, 2006 год

Оглавление:

Введение

Строительство является одной из важнейших отраслей материального производства, формирующей среду обитания и деятель­ности людей, обеспечивающей создание, расширение и непрерыв­ное совершенствование основных фондов государства и предприя­тий, их материально-технической базы.

Конечной строительной продукцией являются полностью завер­шенные строительством предприятия, пусковые комплексы и объ­екты, подготовленные к выпуску продукции и оказанию услуг. Она территориально закреплена и носит индивидуальный характер, из­готавливается в основном для конкретных заказчиков, многодетальна и материалоемка, характеризуется значительными единовременными затратами и длительными сроками эксплуатации.

Стремительный рост объемов применения в строительстве рециклированных, т.е. неоднократно используемых, материалов связан не только и не столько с экономической выгодой, сколько с экологическими причинами. Необходимо сокращать число свалок для отходов после массового сноса морально и физически устарев­ших зданий и сооружений. В Дании, к примеру, 100% современ­ных зданий построено из рециклированных материалов.

И в этом плане архитектурно-привлекательным и экологически благо­приятным материалом является бетон — наиболее используемый в мире строительный материал. Это объясняется его прочностью, долговечностью и огнестойкостью. В бетоне основную массу мате­риалов составляют заполнители, являющиеся обычно местными материалами и отходами промышленных производств, не требую­щими дальних перевозок. Из бетона можно сравнительно просты­ми технологическими методами изготовить конструкции и изде­лия практически любой формы и размеров. Помимо высоких стро­ительно-технических качеств бетон выгодно отличается экологи­ческой безопасностью для окружающей среды. В последнее время эти факторы при выборе стройматериалов для массового строи­тельства становятся определяющими.

Производство бетона является наиболее ресурсоемким видом человеческой деятельности, никакой другой продукт производственной деятельности не изготовляется в таких объемах. В объ­емном выражении ежегодное производство бетона в мире превы­шает 2 млрд. кубометров, в Европе составляет около 580 млн. кубо­метров, или 1,2 млрд. т.

Уже более 150 лет известен железобетон с его удивительными строительно-техническими возможностями. Для разработки новых технологий производства и применения этого материала созданы крупные международные организации: международная федерация по железобетону — FIB, международная федерация по сборному железобетону — BIBM, американский институт бетона — ACI и др.

Так, например, по расчетам российских специалистов (ЦНИИЭП жилища) монолитное домостроение по сравнению с крупнопанель­ным обеспечивает (из расчета на 1 м2 общей площади) снижение единовременных затрат на создание производственной базы в среднем на 40-45%, экономию арматурной стали в среднем на 7—25% (экономия увеличивается по мере повышения этажности), экономию энергетических затрат на изготовление конструкций в размере 25—35%, снижение стоимости строительства в среднем на 5%. По сравнению с кирпичным домостроением при монолитном трудовые затраты меньше на 25-30%, продолжительность строи­тельства — на 10-25%, единовременные затраты на создание про­изводственной базы — на 35% , энергозатраты — на 25-35%.

Технология строительства из монолитного железобетона в пос­ледние годы сделала огромный шаг вперед. В монолитном железо­бетоне за последнее десятилетие построены выдающиеся сооруже­ния с рекордными техническими показателями. Это высотные здания и среди них — мировой рекордсмен сдвоенный небоскреб «Петронас» высотой более 400 м в г. Куала-Лумпуре (Малайзия), рамно-балочный мост из высокопрочного легкого бетона пролетом 300 м в Норвегии, вантовый мост пролетом более 850 м во Фран­ции, тоннели, культовые сооружения и т. д. Железобетонные те­лебашни в Торонто и Москве являются самыми высокими в мире отдельно стоящими сооружениями.

ТЕХНОЛОГИЯ МОНОЛИТНОГО БЕТОНА И ЖЕЛЕЗОБЕТОНА

1. Опалубливание конструкций

1.1. Состав бетонных и железобетонных работ

Широкое применение в современном строительстве бетона и железобетона обусловлено высокими физико-механическими показателями, долговечностью, хорошей сопротивляемостью температурным и влажностным воздействиям, возможностью получения заданных конструкций сравнительно простыми технологическими методами, использованием в основе (кроме стали) местных материалов и сравнительно невысокой стоимостью.

Расширению области применения бетона и железобетона способствует имеющаяся передовая база производства сборного железобетона. Заводы промышленности строительных материалов производят не только готовые сборные железобетонные конструкции, но и комплекты опалубки, арматурные каркасы и сетки, товарную бетонную смесь, сухие смеси для растворов и бетонов, различные добавки к бетонным смесям и растворам, при помощи которых можно управлять их физико-механическими и технологическими свойствами.

По способу выполнения бетонные и железобетонные конструкции подразделяют на монолитные, сборные и сборно-монолитные.

Монолитные конструкции возводят на строящемся объекте в проектном положении.

Сборные конструкции изготовляют заблаговременно на заводах, комбинатах и полигонах, доставляют на строящийся объект и монтируют в готовом виде.

В сборно-монолитных конструкциях сборную часть производят на заводах и полигонах, транспортируют и устанавливают на объекте, затем бетонируют монолитную часть этой конструкции в проектном положении.

В промышленном и гражданском строительстве использование монолитного и сборно-монолитного железобетона эффективно при возведении массивных фундаментов, подземных частей зданий и сооружений, массивных стен, различных пространственных конструкций, стенок и ядер жесткости, зданий повышенной этажности (в том числе и в сейсмических районах), многих других конструкций. Из бетона и железобетона возводят все виды инженерных сооружений, а также мосты, плотины, резервуары, силосы, трубы, градирни и др.

mirznanii.com

ТЕХНОЛОГИЯ БЕТОНИРОВАНИЯ НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫХ КОНСТРУКЦИЙ

При выполнении бетонных и железобетонных работ следует руководствоваться положениями действующих строительных норм и правил (СНиП) и указаниями проекта производства работ (ППР), регламентирующими технологические требования к бето­нированию данной конструкции или сооружения.
Перед началом бетонирования тщательно проверяют и офор­мляют актом соответствие проекту опалубки, арматуры, заклад­ных деталей и других элементов конструкции, остающихся в ней-после бетонирования. В частности, проверяют геометрические раз­меры формующего пространства опалубки, ее неизменяемость, прочность и устойчивость. Контролируют также соответствие про­екту армирования закладных деталей, их установку и крепление, исключающие смещение при укладке бетонной смеси, правильность устройства каналов (при предварительно напряженном армирова­нии), расположение отверстий, выпусков.
При бетонировании в скользящей опалубке проверяют нали­чие конусности опалубки, горизонтальность рабочего пола, пра­вильность установки домкратов и т. д.
При применении несъемной опалубки следует обращать внима­ние на прочность крепления ее элементов, необходимую для вос­приятия распорного давления от свежеуложенной бетонной смеси, и наличие выпусков или шероховатой фактуры на формующей поверхности.

При выполнении бетонных и железобетонных работ следует руководствоваться положениями действующих строительных норм и правил (СНиП) и указаниями проекта производства работ (ППР), регламентирующими технологические требования к бето­нированию данной конструкции или сооружения.
Перед началом бетонирования тщательно проверяют и офор­мляют актом соответствие проекту опалубки, арматуры, заклад­ных деталей и других элементов конструкции, остающихся в ней-после бетонирования. В частности, проверяют геометрические раз­меры формующего пространства опалубки, ее неизменяемость, прочность и устойчивость. Контролируют также соответствие про­екту армирования закладных деталей, их установку и крепление, исключающие смещение при укладке бетонной смеси, правильность устройства каналов (при предварительно напряженном армирова­нии), расположение отверстий, выпусков.
При бетонировании в скользящей опалубке проверяют нали­чие конусности опалубки, горизонтальность рабочего пола, пра­вильность установки домкратов и т. д.
При применении несъемной опалубки следует обращать внима­ние на прочность крепления ее элементов, необходимую для вос­приятия распорного давления от свежеуложенной бетонной смеси, и наличие выпусков или шероховатой фактуры на формующей поверхности.
При укладке бетона на   естественное   основание   проверяют правильность устройства основания.
Непосредственно перед бетонированием опалубку очищакГг от грязи и строительного мусора. Деревянную опалубку примерно за 1 ч до укладки смеси обильно смачивают, а оставшиеся щели за-конопачивают. В металлической опалубке зазоры заделывают але­бастром. После вторичной проверки положения арматуры, а при необходимости — после очистки ее от грязи и попавшего раствора приступают к укладке бетонной смеси.
Технологические приемы бетонирования назначают в зависи­мости от типа конструкции.
При бетонировании подготовок под  полы  применяют  тощую бетонную смесь с осадкой конуса 0.,.2 см. Площадь подготовок под полы разбивают на так называемые карты бетонирования шири-щой 3…4 м. Через 6…8 м устраивают деформационные швы, сни­жающие температурные напряжения.
При бетонировании чистых полов на подготовке устанавливают маячные рейки, которые разделяют бетонируемую площадь  пола на полосы шириной 3…4 м. \’Верх маячной рейки соответствует проекнои отметке пола. Бетонирование полос ведут через одну, вначале —нечетные полосы, а затем, после того как бетон затвер­деет, удаляют маячные рейки и бетонируют четные полосы (рис. Х.45).

 
Х.45. Схема бетонирования полов
  1— виброрейка; 2 — вибратор; 3 — са­мосвал; 4 — направляющая

 

Х..46. Бетонирование густоармированной железобетоииой плиты с применением автобетононасоса
 

 
Х.47. Схема бетонирования фундаментов
1 — автобетоиосмеситель; 2 — автобетононасос с распределительной стрелой;  3 —опалубка

Бетонную смесь уплотняют поверхностными вибраторами или виброрейками, после чего поверхность пола выравнивают правилом и заглаживают резиновой лентой.
Свежеуложенный бетон заглаживают вручную или с помощью специальной машины, а через 30…40 мин после заглаживания полы железнят.
При бетонировании полов или оснований под полы на больших площадях можно применять специальные бетоноукладочные ма­шины, которые, двигаясь, оставляют за собой готовую полосу по­ла.
В настоящее время при бетонировании полов успешно исполь­зуют технологию, основанную на эффекте вибрации и вакуумирования.
При бетонировании массивных густоармированных плит под тяжелые фундаменты, днищ резервуаров и различного рода высот­ных сооружений основным технологическим требованием является непрерывность укладки смеси на всю высоту плиты.
Плиты толщиной менее 0,5 .м бетонируют картами шириной по 3…4 м. При большей толщине плит их разбивают на карты шири-.ной 5…10 м с разделительными полосами между ними 1…1.5 м.. Чтобы обеспечить непрерывную укладку смеси на всю высоту, плиту разбивают на блоки без разрезки арматуры, с ограждение блоков металлическими сетками. Бетонируют такие плиты с при­менением автобетоносмесителей, автобетоновозов или при боль­ших объемах работ — автобетононасосов (рис. Х.46).
При бетонировании фундаментов и массивов (рис. Х.47) в за­висимости от принятой технологической схемы бетонную смесь по­дают в опалубку непосредственно из транспортного средства с применением передвижного моста или эстакады либо вибропита­телями и виброжелобами или \’бадьями с помощью кранов. При высоте разгрузки бетонной смеси более 3 м применяют хоботы.
Малоармированные фундаменты и массивы бетонируют сме­сью с подвижностью по стандартному конусу 1…3 см и крупностью1 заполнителя не более трети наименьшего расстояния между стержнями арматуры.
Бетонную смесь укладывают слоями 20…40 см. Наибольшая толщина слоя бетонной смеси не должна превышать 1,25 длины рабочей части вибратора. Более глубокое погружение вибратора может привести к нарушению структуры ранее уложенного слоя бетона.
При бетонировании фундаментов применяют глубинные вибра­торы, а при устройстве крупных массивных фундаментов — вибра­ционные пакеты, подвешенные на стреле крана, или плоскостные виброизлучатели. При бетонировании Крупных массивов использу­ют мощное навесное вибрационное оборудование, устанавливаемое на малогабаритных самоходных устройствах.
При этом необходимо иметь в виду, что строительные нормы и правила разрешают только минусовые допуски.
При бетонировании железобетонных фундаментов под металли­ческие колонны в бетоне, в соответствии с проектом, устраивают шахты для анкерных болтов. При этом обращают особое внимание на правильность расположения анкерных болтов, а при безвыверочном монтаже металлических колонн — на точное соответ­ствие верха опорной стальной плиты проектной отметке.
В последние годы применяют метод крепления оборудования на железобетонных и бетонных фундаментах с помощью анкерных болтов, которые устанавливают на эпоксидном клее в высверлен­ные для этого в фундаменте отверстия, глубина которых доходит до 10 диаметров болта.
При бетонировании фундаментов, рассчитанных на восприятие динамических нагрузок (фундаменты под турбогенераторы, ком­прессоры, кузнечно-прессовое оборудование и т. д.), обязательным технологическим требованием является отсутствие рабочих швов, что обусловливает необходимость непрерывной укладки бетонной смеси.
При сооружении фундаментов используют также метод безопа­лубочного бетонирования. Он заключается в том, что в построечных условиях изготовляют арматурно-опалубочные блоки с монолит­ной несъемной опалубкой. Готовый блок устанавливают краном в проектное положение и затем заполняют бетонной смесью.
Метод эффективен при возведении массивных конструкций, расположенных ниже уровня земли: подколенников, фундаментов под оборудование, стен подземных сооружений и т. д.
Порядок возведения сооружений методом безопалубочного бе­тонирования следующий. Арматурный блок с закрепленными на тем закладными деталями и фиксаторами защитного слоя достав­ляют к специальному стенду, расположенному в непосредственной близости от места установки. Стенд представляет собой площадку, выложенную железобетонными плитами, на которой из швелле­ров устраивают ванну высотой и размерами в плане, несколько большими боковой грани блока. Арматурный блок устанавливают жраном в ванне и с помощью вибраторов, закрепленных на блоке, втапливают в бетон до тех пор, пока фиксаторы защитного блока не коснутся поверхности стенда. После того как бетон   наберет необходимую прочность, блок извлекают из ванны и погружают « слой бетона следующей гранью. Готовый блок устанавливают в проектное положение, выполняют обратную засыпку грунта и бе­тонируют.
Данный метод по сравнению с традиционным .методом бетони­рования позволяет снизить трудовые затраты почти вдвое. При ус­тройстве стен, расположенных ниже уровня грунтовых вод, он дает возможность получить более плотную структуру защитного слоя, так как способ его устройства обеспечивает более благоприятную ориентацию капилляров в бетоне по сравнению с другими способа­ми.
При бетонировании тонких густоармированных стен и перегоро­док (рис.Х.48) бетонная смесь должна иметь осадку конуса 6 … 10 см, а для малоармированных стен толщиной более 0,5 м — 4…5 см.
Опалубку стен толщиной более 0,5 м ;можно возводить на всю высоту стены с подачей смеси сверху с помощью хоботов, а при тонких стенах опалубку устанавливают на всю высоту с одной сто­роны, а с другой наращивают по мере бетонирования. В послед­нем случае бетонную смесь подают и уплотняют с низкой стороны опалубки.
При бетонировании стен резервуаров, опускных колодцев и дру­гих сооружений, к которым предъявляются особые требования к водопроницаемости, основным технологическим условием кроме точного выдерживания заданного проектом состава бетонной сме­си является непрерывная укладка смеси равномерно по всему пе­риметру сооружения.
При бетонировании колонн (рис. Х.49) нижнее отверстие в ко­робе опалубки, место примыкания колонны к фундаменту перед укладкой бетонной смеси очищают от строительного мусора, после чего в опалубку укладывают слой цементного раствора состава . 1:2…1:3 или мелкозернистого бетона толщиной 5… 20 см. Этот буферный слой исключает образование раковин и неплотностей у основания колонны.
Колонны высотой до 5 м и с размером стороны сечения 40… 80 см бетонируют сразу на всю высоту до низа примыкающих прогонов, балок и капителей. При этом смесь подают бадьями и разгружают в приемный бункер хобота. Уплотняют бетонную смесь внутренни­ми вибраторами. Колонны высотой более 5 м бетонируют ярусами высотой до 2 м с зэгружением .бетонной смеси и ее вибрировани­ем через боковые окна в стенках короба.
Бетонирование балок и плит в ребристых перекрытиях произво­дят одновременно. Балки высотой более 80 см можно бетонировать независимо от примыкаемых к ним плит. Бетонную смесь подают на перекрытия по бетоноводам или в бадьях, разгружаемых на весу.
Бетонирование прогонов, балок и плит следует начинать через 1 … 2 ч после бетонирования колонн и первоначальной осадки в них бетона.
Прогоны и балки, высотой более 50 см бетонируют слоями 30…40 см, чри этом каждый слой в отдельности уплотняют глубин­ными вибраторами. Густоармированные прогоны и балки уплотня­ют вибраторами со специальными насадками. Последний слой бе­тонной смеси не доводят до нижней плоскости плиты на 3… 4 см.
Плиты перекрытия бетонируют сразу на всю ширину с уплотне­нием поверхностными вибраторами.
 

 
Х.48. Схема бетонирования стен
 а — послойное бетонирование; б — бето­нирование высоких и густоармнрованных стен с наращиванием опалубки; в — бе­тонирование через карманы; 1 — опалуб­ка; 2 — звенный хобот; 3 — бадья; 4 — разделительная опалубка в рабочем шве; 5 — арматурный каркас; 6 — карман

 

Х.49.   Схема  бетонирования  колонн

 

Арки и своды пролетом менее 15 м бетонируют непрерывно од­новременно с двух сторон от пяты к замку. Своды пролетом более 15м бетонируют отдельными участками. При этом бетонную смесь укладывают полосами одновременно на трех участках в замке и у пят. После этого бетонируют отдельные полосы, между которыми оставляют усадочные зазоры по 20… 30 см, которые заделывают малоподвижной бетонной смесью через 5… 7 дней после бетониро­вания полос. Затяжки сводов и арок перед бетонированием под­тягивают.
При бетонировании арок и сводов рекомендуется применять малоподвижные бетонные смеси с осадкой конуса 1…3 см, что уменьшает опасность сползания смеси при укладке и уменьшает усадочние деформации.
На крутых участках арок или сводов, чтобы исключить сполза­ние бетонной смеси при вибрировании, бетонирование ведут в дву­сторонней опалубке, наружные щиты которой наращивают в про­цессе бетонирования.
Началу бетонирования должна предшествовать тщательная проверка (с составлением акта) геометрических размеров, устойчивости и прочности опалубки.

outbel.ru

Технология бетонирования наиболее распространенных конструкций

Колонны и стены высотой до 5 м и сечением шириной до 0,8 м бе­тонируются сразу на всю высоту до низа примыкающих прогонов, балок и капителей. Колонны и стены высотой более 5 м бетонируются ярусами высотой до 2 м каждый. Ддя этого в одной из сторон опалубки оставля­ют боковые окна или эту сторону опалубки наращивают по мере уклад­

ки бетона и уплотнения. Бетонирование таких конструкций начинают с укладки в основание слоя цементного и мелкозернистого бетона (5-20 см), чтобы избежать появления раковин у основания. При боль­шой высоте необходимо устраивать перерывы (один или два часа) для осадки смеси. Верхний пористый слой лучше удалять, для чего следует бетонировать на 2-3 см выше проектной отметки.

Главные балки, прогоны и плиты ребристых перекрытий следует бетонировать одновременно, если балки и прогоны высотой до 0,8 м. В случае, если они более 0,8 м, то их бетонируют отдельно от плит с устройством рабочего шва на уровне низа плиты. Бетонные смеси в плиты укладывают по маячным рейкам полосами шириной 2-2,5 м для снятия деформационных напряжений сразу на всю толщину.

Арки и своды пролетом менее 15 м бетонируют сразу на всю тол­щину непрерывно, одновременно с двух сторон от пяты к замку.

Своды пролетом 15 м бетонируют полосами с образованием швов, которые через 5- 6 дней заливают бетонной смесью. Бетонную смесь укладывают сразу в замке и у пят одновременно.

Устройство конструктивных и технологических швов.Разбив­ка конструкций на балки бетонирования проводится с учетом конструк­тивных и технологических требований.

Конструктивная разбивка связана с устройством деформационных швов (осадочных) для полов вокруг колонн и фундаментов, температурных — для длинных дорог, аэродромов, откосов каналов, усадочных — в протяженных и массивных конструкциях. Все эти швы выполняются по проекту.

Рабочие (технологические, строительные) швы вызваны (по разным причинам) рабочими остановками бетонирования.

Рекомендуется организовать укладку бетона так, чтобы рабочие швы совпадали с конструктивными.

При устройстве рабочих швов в теле бетонируемых конструкций необходимо руководствоваться правилом размещения швов в наименее нагруженных местах. Например, при бетонировании вдоль второстепен­ных балок это средняя треть пролета, а вдоль главных балок — две сред­ние четверти пролета (рис. 41).

Шов устраивается вертикальным на всю толщину или высоту кон­струкции. Место стыка старого бетона тщательно очищают от пыли и цементной пленки металлической щеткой и промывают для лучшего сцепления поверхностей, на старый бетон наносят насечку. Затем очи­щенную поверхность перед началом укладки свежего бетона покрывают цементным раствором того же состава, что и бетон.

ш

ZZ//A TTZZa

Wy

и

YA У/

‘А

if

. к

At

il

. к

к

**

i

г

Г

Рис. 41. Устройство рабочих швов

При бетонировании арок, сводов, резервуаров, бункеров, массивов и т. и. места устройства технологических швов предусматриваются про­ектом.

Бетонирование конструкций со специальными качествами.

Густоармированные конструкции (или конструкции в труднодоступ­ных местах) могут быть забетонированы методом раздельного бето­нирования.

При этом методе в опалубку укладывается крупный заполнитель, хорошо очищенный, однородный, который тщательно уплотняется. За­тем в опалубку нагнетают под давлением цементно-песчаный раствор. Часто предварительно при этом глубинными вибраторами вибрируют крупный заполнитель. Естественно, особые требования предъявляются к прочности опалубки.

Конструкции, требующие получения специальных размеров и тех­нологических качеств: толщины в несколько сантиметров, повышенной водонепроницаемости и морозостойкости, высокой адгезии к поверхно­сти основания и др. — можно получить, используя метод торкретирова­ния — процесс нанесения бетонных или растворных смесей на поверх­ность в струе сжатого воздуха с подачей воды под давлением. Соединя­ясь в сопле, смесь и вода перемешиваются, из сопла факел смеси с высо­кой скоростью наносится на поверхность.

Этот метод дает возможность получить конструкцию высокой плот­ности, прочности и любой конфигурации, поэтому используется для ус­тройства монолитной изоляции в атомных станциях, укрепления горных выработок и т. д.

Существенный недостаток — зависимость качества работы от ква­лификации рабочего из-за необходимости точно определять расстояние факела от поверхности, следить за состоянием смеси и т. и.

Плоские и тонкие горизонтальные конструкции’,монолитные пе­рекрытия, дороги, полы и т. и. — обычно имеют большие объемы, а ук­ладка бетона в такие конструкции и уплотнение очень трудоемки. Кроме того, как правило, требуется быстрое нарастание прочности и другие качества в зависимости от объекта использования. Для бетонирования такого типа конструкций очень хорошо себя показал метод вакуумиро­вания.

Вакуумирование —технологический прием, позволяющий извлечь часть воды затворения из уже уложенного и уплотненного бетона. Этот прием дает возможность применять смесь с повышенной подвижностью, которую легче распределять и уплотнять. Очень важно, что получается высокая начальная прочность, а значит, можно быстро распалубливать.

Существенно повышаются важнейшие свойства бетонного камня: прочность на 20-40 %, сопротивление истиранию — на 30-40 %, плот­ность — на 2 %, а следовательно, химическая и морозостойкость, снижа­ется усадка на 30-40 %.

Для вакуумирования применяют жесткие вакуум-щиты и гибкие. Они прилегают к поверхности бетона и герметизируются по периметру. Отсос воды происходит на глубину 25-30 см в течение первых 1,5 ч пос­ле укладки бетона (рис. 42).

■ Резиновый фартук

Вакуумный насос

Л

к_

Распределительная сетка шнлвща:с1ь ииааеща

Фильтрационная ткань, капрон, бязь

Мат с отсасывающими трубками

Г

у Мат из фильтрационной ткани

и распределительной сетки

Рис. 42. Схема метода вакуумирования

Фильтрующая ткань предотвращает вынос цемента, мелких фрак­ций. Распределительная сетка обеспечивает зазор между фильтром и вер­хним слоем бетона, из-под которого откачивается воздух. (Без зазора вода будет неравномерно откачиваться.) Происходит отсос не только воды, но и воздуха, что увеличивает прочность верхних слоев на 20 %.

studfiles.net

Бетонирование конструкций

Бетонирование конструкций начинается с приема бетонной смеси и заканчивается, когда бетон набирает проектную прочность. Технология бетонирования – это ряд мероприятий с определенным набором действий и своими контрольными точками. Первая контрольная точка – проверка готовности опалубки.

Подготовка опалубки к заливке бетона

Организации, профессионально занимающиеся бетонными работами, пользуются многоразовыми опалубками из ламинированной фанеры, металла и т.п. Для того чтобы опалубка легко отделилась от застывшего бетона, непосредственно перед заливкой ее смазывают специальной смазкой для опалубки или эмульсией. Применять для этой цели отработанное масло запрещено по многим причинам: загрязнение окружающей среды, трудности в дальнейшей работе с бетонной поверхностью и т.д.

В частном строительстве опалубку делают из досок, и смазывать ее не имеет смысла. Такую опалубку закрывают изнутри пленкой или рубероидом. Способ крепления пленки должен исключать ее загибание во время заливки бетона. Обычно пленку пристреливают скобами через небольшие промежутки. Нельзя выгружать товарный бетон в дождь, снег, или когда внутри опалубки (котлована, траншеи) стоит вода, или тот же снег. Сначала нужно очистить место приема бетона.

Укладка бетона (заливка)

Ниже перечислены распространенные методы бетонирования. Первые два способа используются при бетонировании фундаментов, два последних – при бетонировании колонн, стен, монолитных плит перекрытий.

  • Подача бетона с лотка миксера непосредственно в опалубку – самый простой способ. Если миксеру обеспечена возможность подъезда на расстояние длины его лотка до места выгрузки, то бетонную смесь выгружают прямо в опалубку.
  • Подача бетона по желобу. Когда близкий подъезд миксера по той или иной причине невозможен, бетонную смесь можно сгружать в деревянный желоб, который легко изготовить из досок на любой стройке. Для проталкивания бетона по лотку потребуются рабочие с лопатами, из расчета 1 человек на 1 м длины лотка. Чем ниже подвижность бетона (осадка конуса), тем тяжелее его продвигать, даже в том случае, когда желоб имеет наклон в сторону разгрузки.
  • Применение автобетононасоса. Способ недешевый, но иногда ему нет альтернатив. Если планируется привлечение бетононасоса, то следует заказывать бетон, рассчитанный на прокачку через бетононасос – он содержит добавки, увеличивающие текучесть при сохранении марки.
  • Использование колокола. Колокол для бетонных работ представляет собой чашу с открывающимся сливным отверстием снизу. Колокол наполняют бетоном на земле, поднимают краном на место выгрузки и открывают сливное отверстие, после чего остается только разравнивать вытекающий бетон. Для бетонирования перекрытий над первым этажом и выше привлечение автокрана с колоколом обходится дешевле бетононасоса.

Сразу после выгрузки бетона в опалубку его нужно уплотнить. Для этой цели используют вибратор. В частном строительстве при бетонировании фундаментов, перекрытий, столбов и т.д. применяют глубинный вибратор (у которого рабочий элемент погружается непосредственно в бетон). Радиус его действия составляет около 50 см, поэтому конструкцию уплотняют, опуская вибратор с промежутками 70-100 см.

Это правило касается и глубины, т.е. вертикальные конструкции бетонируют послойно с вибрированием каждого слоя. Послойно не означает с перерывами, наоборот, любую отдельную конструкцию рекомендуется бетонировать в 1 прием с перерывами не более 6-ти часов. Когда вибратора нет, можно попытаться уплотнять бетон путем штыкования отрезком арматуры. Но в любом случае вибратор обеспечивает гораздо лучшее качество бетонирования. Побочный эффект вибрирования – саморастекание бетона по уровню горизонтали.

Выравнивание бетонного массива

О контроле уровня бетона надо позаботиться еще на этапе монтажа опалубки или вязки арматурного каркаса. Технология выравнивания зависит от вида бетонируемой конструкции. Если конструкция имеет относительно небольшую площадь (ленточный фундамент, стены, колонны), то проще всего смонтировать опалубку, выравнивая ее верх по нужному уровню. Если опалубка ставится без выравнивания, то отметку уровня можно провести внутри нее, например, натянув шнур. Нарисовать внутри опалубки линию – плохая идея, во время заливки она замажется бетоном и перестанет быть видимой.

При бетонировании плиты перекрытия или фундамента для контроля уровня используют маячки. Чаще это отрезки арматуры, выставленные в одной плоскости. При бетонировании полов, где требуется высокая точность, поверхность выравнивают по маякам из направляющих профилей, уложенных в плоскости пола.

После заливки бетона

Как только бетон залит, уплотнен и выровнен в соответствии с проектом, наступает черед позаботиться об условиях его созревания. Для этого нужно выполнить всего несколько мероприятий: не допустить высыхания и (а зимой – замораживания) бетона, особенно в первые дни, а также защитить его от атмосферных осадков на период схватывания. Для защиты от высыхания и осадков свежеуложенный бетон закрывают полиэтиленовой пленкой. При температуре выше +5 °С этого достаточно.

Технология бетонирования в зимнее время подразумевает подогрев бетона – электродный или при помощи тепловой пушки под каким-либо тентом. В первые трое суток созревание бетона происходит с выделением теплоты. Если имеется возможность устроить теплоизолированное укрытие конструкции, при котором температура бетона не падает ниже +5 °С до набора 50% расчетной прочности (а это примерно 3 суток), дополнительный обогрев можно не устраивать. Если ставился подогрев, то его прекращают также по набору 50% прочности (как правило, те же 3 дня).
После снятия подогрева бетон может замерзнуть – в этом нет ничего страшного, процесс набора прочности возобновится с повышением температуры выше нулевой отметки.

В жаркую погоду бетон нужно ежедневно увлажнять, даже когда он укрыт пленкой: пленка снимается, поверхность проливается водой и снова укрывается. И так 5-7 дней. По прошествии недели укрытие можно снимать и демонтировать опалубку, если бетонируемая конструкция не является перекрытием. Реально, с фундаментов снимают укрытие и опалубку даже на 3-4 день от заливки (а бывает, и раньше), хотя это не совсем правильно. Распалубку висячего перекрытия делают после набора 80% прочности. После распалубки конструкцию можно нагружать – строить стены и т.д, но без фанатизма, не забывая о 28 сутках для полного набора прочности.

www.vusnet.ru