Как узнать напряжение ЛЭП по её внешнему виду: ammo1
Полезно знать, какое напряжение передаётся по линии электропередач (ЛЭП), так как для каждого напряжения существует своя безопасная зона от проводов.
Минимальное напряжение ЛЭП — 0.4 кВ (напряжение между каждым фазным проводом и нолём — 220 вольт). Такие линии обычно используются в дачных посёлках, они выглядят так.
Характерный признак — маленькие белые или прозрачные изоляторы и пять проводов (три фазы, ноль, фаза к фонарям освещения).
Для подвода напряжения к трансформаторам тех же дачных посёлков используются линии 6 и 10 кВ. 6-киловольтные линии используются всё реже.
Отличие от низковольтной линии в размере изоляторов. Здесь они гораздо больше. Для каждого провода используется один или два изолятора. Проводов всегда три.
Очень важно не путать эти линии. Я читал грустную историю про горе-строителей, которые хотели подключить бетономешалку напрямую к проводам ЛЭП и сдуру накинули крючки на 10-киловольтные провода вместо 220-вольтных.
Следующий стандартный номинал напряжения ЛЭП — 35 кВ.
Такую ЛЭП легко распознать по трём изоляторам, на которых закрепляется каждый провод.
У линии 110 кВ (110 тысяч вольт) изоляторов на каждом проводе шесть.
У линии 150 кВ изоляторов на каждом проводе 8-9.
Линии 220 кВ чаще всего используются для подвода электричества к подстанциям. В гирлянде от 10 изоляторов. ЛЭП 220 кВ могут значительно отличаться друг от друга, количество изоляторов может доходить до 40 (две группы по 20), но одна фаза у них всегда передаётся по одному проводу.
Недавно в Москве на пересечении Калужского шоссе и МКАД поставили две опоры ЛЭП 220 кВ необычного вида. О них подробно рассказала neferjournal: http://neferjournal.livejournal.com/4207780.html. Это фото из её поста.
ЛЭП 330 кВ, 500 кВ и 750 кВ можно распознать по количеству проводов каждой фазы.
330 кВ — по два провода в каждой фазе и от 14 изоляторов.
ЛЭП 500 кВ — по три провода, расположенных треугольником, на фазу и от 20 изоляторов в гирлянде.
ЛЭП 750 кВ — 4 или 5 проводов, расположенных квадратом или кольцом, на каждую фазу и от 20 изоляторов в гирлянде.
Убедиться в точности определения напряжения можно, посмотрев, что написано на опоре ЛЭП. Во второй строке указан номер опоры ЛЭП, а в первой строке указана буква и цифра через тире. Цифра — это номер высоковольтной линии, а буква — напряжение. Буква Т означает 35 кВ, С — 110 кВ, Д — 220 кВ.
Допустимые расстояния до токоведущих частей для разных типов ЛЭП.
Информация и часть фотографий для этого поста во многом почёрпнута из статьи Как по изоляторам определить напряжение ВЛ.
© 2016, Алексей Надёжин
Основная тема моего блога — техника в жизни человека. Я пишу обзоры, делюсь опытом, рассказываю о всяких интересных штуках. А ещё я делаю репортажи из интересных мест и рассказываю об интересных событиях.
Добавьте меня в друзья здесь. Запомните короткие адреса моего блога: Блог1.рф и Blog1rf.ru.
Второй мой проект — lamptest.ru. Я тестирую светодиодные лампы и помогаю разобраться, какие из них хорошие, а какие не очень.
ammo1.livejournal.com
Линии электропередач | Журнал Популярная Механика
Что может быть обыденнее линий электропередач? Опоры ЛЭП — одно из самых распространенных инженерных сооружений, и они все время у нас перед глазами. Однако и в этой сфере тоже есть свои технологические тонкости и даже простор для технического прогресса. Не очень заметные для нас воздушные линии электропередач обретают новый облик и новую конструкцию.
Чаще всего мы представляем себе опору ЛЭП в виде решетчатой конструкции. Лет 30 назад это был единственный вариант, да и в наши дни их продолжают строить. На место строительства привозят набор металлических уголков и шаг за шагом свинчивают из этих типовых элементов опору. Затем приезжает кран и ставит конструкцию вертикально. Такой процесс занимает довольно много времени, что сказывается на сроках прокладки линий, а сами эти опоры с унылыми решетчатыми силуэтами весьма недолговечны. Причина — слабая защита от коррозии. Технологическое несовершенство такой опоры дополняет простой бетонный фундамент. Если сделан он недобросовестно, например с применением раствора ненадлежащего качества, то спустя какое-то время бетон растрескается, в трещины попадет вода. Несколько циклов заморозки-оттаивания, и фундамент надо переделывать или серьезно ремонтировать.
Трубки вместо уголков
О том, что за альтернатива идет на смену традиционным опорам из черного металла, мы спросили представителей ПАО «Россети». «В нашей компании, которая является крупнейшим электросетевым оператором в России, — говорит специалист этой организации, — мы давно пытались найти решение проблем, связанных с решетчатыми опорами, и в конце 1990-х начали переходить на гранные опоры. Это цилиндрические стойки из гнутого профиля, фактически трубы, в поперечном сечении имеющие вид многогранника. Кроме того, мы стали применять новые методы антикоррозионной защиты, в основном метод горячего цинкования. Это электрохимический способ нанесения защитного покрытия на металл. В агрессивной среде слой цинка истончается, но несущая часть опоры остается невредимой».
Помимо большей долговечности новые опоры отличаются еще и простотой монтажа. Никаких уголков больше свинчивать не надо: трубчатые элементы будущей опоры просто вставляются друг в друга, затем соединение закрепляется. Смонтировать такую конструкцию можно в восемь-десять раз быстрее, чем собрать решетчатую. Соответствующие преобразования претерпели и фундаменты. Вместо обычного бетонного стали применять так называемые сваи-оболочки. Конструкция опускается в землю, к ней крепится ответный фланец, а на него уже ставится сама опора. Расчетный срок службы таких опор — до 70 лет, то есть примерно в два раза больше, чем у решетчатых.
Опоры электрических воздушных линий мы обычно представляем себе именно так. Однако классическая решетчатая конструкция постепенно уступает место более прогрессивным вариантам — многогранным опорам и опорам из композитных материалов.
Почему гудят провода
А провода? Они висят высоко над землей и издали похожи на толстые монолитные тросы. На самом деле высоковольтные провода свиты из проволоки. Обычный и повсеместно применяемый провод имеет стальной сердечник, который обеспечивает конструктивную прочность и находится в окружении алюминиевой проволоки, так называемых внешних повивов, через которые передается токовая нагрузка. Между сталью и алюминием проложена смазка. Она нужна для того, чтобы уменьшить трение между сталью и алюминием — материалами, имеющими разный коэффициент теплового расширения. Но поскольку алюминиевая проволока имеет круглое сечение, витки прилегают друг к другу неплотно, поверхность провода имеет выраженный рельеф. У этого недостатка есть два последствия. Во‑первых, в щели между витками проникает влага и вымывает смазку. Трение усиливается, и создаются условия для коррозии. В результате срок службы такого провода составляет не более 12 лет. Чтобы продлить срок службы, на провод порой надевают ремонтные манжеты, которые также могут стать причинами проблем (об этом чуть ниже). Кроме того, такая конструкция провода способствует созданию вблизи воздушной линии хорошо различимого гула. Происходит он из-за того, что переменное напряжение 50 Гц рождает переменное магнитное поле, которое заставляет отдельные жилы в проводе вибрировать, что влечет их соударения друг с другом, и мы слышим характерное гудение. В странах ЕС такой шум считается акустическим загрязнением, и с ним борются. Теперь такая борьба началась и у нас.
«Старые провода мы сейчас хотим заменить на провода новой конструкции, которую разрабатываем, — говорит представитель ПАО «Россети». — Это тоже сталь-алюминиевые провода, но проволока там применяется не круглого сечения, а скорее трапециевидного. Повив получается плотным, а поверхность провода гладкая, без щелей. Влага внутрь попасть почти не может, смазка не вымывается, сердечник не ржавеет, и срок службы такого провода приближается к тридцати годам. Провода схожей конструкции уже используются в таких странах, как Финляндия и Австрия. Линии с новыми проводами есть и в России — в Калужской области. Это линия «Орбита-Спутник» длиной 37 км. Причем там провода имеют не просто гладкую поверхность, но и другой сердечник. Он выполнен не из стали, а из стекловолокна. Такой провод легче, но прочнее на разрыв, чем обычный сталь-алюминиевый».
Однако самым последним конструкторским достижением в данной области можно считать провод, созданный американским концерном 3M. В этих проводах несущая способность обеспечивается только токопроводящими повивами. Там нет сердечника, но сами повивы армированы оксидом алюминия, чем достигается высокая прочность. У этого провода прекрасная несущая способность, и при стандартных опорах он за счет своей прочности и малого веса может выдерживать пролеты длиной до 700 м (стандарт 250−300 м). Кроме того, провод очень стоек к тепловым нагрузкам, что обусловливает его использование в южных штатах США и, например, в Италии. Однако у провода от 3M есть один существенный минус — слишком высокая цена.
Оригинальные «дизайнерские» опоры служат несомненным украшением ландшафта, однако вряд ли они получат широкое распространение. В приоритете у электросетевых компаний надежность передачи энергии, а не дорогостоящие «скульптуры».
Лед и струны
У воздушных линий электропередач есть свои естественные враги. Один из них — обледенение проводов. Особенно это бедствие характерно для южных районов России. При температуре около нуля капли измороси падают на провод и замерзают на нем. Происходит образование кристаллической шапки на верхней части провода. Но это только начало. Шапка под своей тяжестью постепенно проворачивает провод, подставляя замерзающей влаге другую сторону. Рано или поздно вокруг провода образуется ледяная муфта, и если вес муфты превысит 200 кг на метр, провод оборвется и кто-то останется без света. В компании «Россети» есть свое ноу-хау по борьбе со льдом. Участок линии с обледеневшими проводами отключается от линии, но подключается к источнику постоянного тока. При использовании постоянного тока омическое сопротивление провода можно практически не учитывать и пропускать токи, скажем, в два раза сильнее, чем расчетное значение для переменного тока. Провод нагревается, и лед плавится. Провода сбрасывают ненужный груз. Но если на проводах есть ремонтные муфты, то возникает дополнительное сопротивление, и вот тогда провод может и перегореть.
Другой враг — высокочастотные и низкочастотные колебания. Натянутый провод воздушной линии — это струна, которая под воздействием ветра начинает вибрировать с высокой частотой. Если эта частота совпадет с собственной частотой провода и произойдет совмещение амплитуд, провод может порваться. Чтобы справиться с данной проблемой, на линиях устанавливают специальные устройства — гасители вибрации, имеющие вид тросика с двумя грузиками. Эта конструкция, имеющая свою частоту колебаний, расстраивает амплитуды и гасит вибрацию.
С низкочастотными колебаниями связан такой вредный эффект, как «пляска проводов». Когда на линии происходит обрыв (например, из-за образовавшегося льда), возникают колебания проводов, которые идут волной дальше, через несколько пролетов. В результате могут погнуться или даже упасть пять-семь опор, составляющих анкерный пролет (расстояние между двумя опорами с жестким креплением провода). Известное средство борьбы с «пляской» — установление межфазных распорок между соседними проводами. При наличии распорки провода будут взаимно гасить свои колебания. Другой вариант — использование на линии опор из композитных материалов, в частности из стеклопластика. В отличие от металлических опор, композитная имеет свойство упругой деформации и легко «отыграет» колебания проводов, нагнувшись, а затем восстановив вертикальное положение. Такая опора может предотвратить каскадное падение целого участка линии.
На фото отчетливо видна разница между традиционным высоковольтным проводом и проводом новой конструкции. Вместо проволоки круглого сечения использована предварительно деформированная проволока, а место стального сердечника занял сердечник из композита.
Опоры-уникумы
Разумеется, существуют разного рода уникальные случаи, связанные с прокладкой воздушных линий. Например, при установке опор в обводненный грунт или в условиях вечной мерзлоты обычные сваи-оболочки для фундамента не подойдут. Тогда используются винтовые сваи, которые ввинчивают в грунт как шуруп, чтобы достичь максимально прочного основания. Особый случай — это прохождение ЛЭП широких водных преград. Там используются специальные высотные опоры, которые весят раз в десять больше обычных и имеют высоту 250−270 м. Поскольку длина пролета может составлять более двух километров, применяется особый провод с усиленным сердечником, который дополнительно поддерживается грузотросом. Так устроен, например, переход ЛЭП через Каму с длиной пролета 2250 м.
Отдельную группу опор представляют конструкции, призванные не только держать провода, но и нести в себе определенную эстетическую ценность, например опоры-скульптуры. В 2006 году компания «Россети» инициировала проект с целью разработать опоры с оригинальным дизайном. Были интересные работы, но авторы их, дизайнеры, часто не могли оценить возможность и технологичность инженерного воплощения этих конструкций. Вообще надо сказать, что опоры, в которые вложен художественный замысел, как, например, опоры-фигуры в Сочи, обычно устанавливаются не по инициативе сетевых компаний, а по заказу каких-то сторонних коммерческих или государственных организаций. Например, в США популярна опора в виде буквы M, стилизованной под логотип сети фастфуда «Макдоналдс».
www.popmech.ru
Установка высоковольтной опоры — Энергодиспетчер
Что делает оперативный персонал диспетчерских центров энергосистем при выводе в ремонт высоковольтных ЛЭП и при вводе их в работу, наши читатели уже знают. Работа в диспечтерских центрах кипит и рано утром, и глубокой ночью. Команды… Переговоры… Доклады… Оперативные переключения…
Но вот наступает утро, и в бой вступают те, ради кого готовили режим. Загружали, разгружали энергоблоки, собирали ремонтную схему и расчитывали транзиты. Выступают бойцы службы ЛЭП или высоковольтного РЭС (ВРЭС). У кого как, но суть одна.
Что происходит там, в “поле”, нашему порталу рассказал молодой энергетик, который занимается обслуживанием высоковольтных линий:
“Ни для кого не секрет, что подавляющее большинство элементов электрооборудова
На фото видно, что провода справа висят очень низко (5 м).
Для уменьшения величины провеса провода в середине пролёта потребовалось поставить ещё одну опору. И вот впервые за 10 лет работы перед ВРЭС Барановичских электросетей стала задача поставить 3 опоры для линии 220 кВ “Барановичи – Столбцы”. Конечно же любая работа начинается с установки “земли”. А если говорить книжными терминами, то установкой переносного заземления. Перед установкой заземлений надо проверить отсутствие наряжения указателем напряжения на тех частях электроустановки
Указатель напряжения
Монтёр с подъёмной платформы устанавливает заземление
Так выглядят «заземление» и удлинитель для них (справа)
Заземления устанавливаются не руками, а с помощью электроизолирующ
Электроизолирующая штанга
Электричество – очень опасная штука, поэтому всё делается строго по инструкциям и ТКП (технической кодекс установившейся практики).
Установка заземлений – одно из мероприятий по подготовке рабочего места. После подготовки рабочего места допускающий допускает бригаду к работе. Осталось только установить опору. Если вы видели только опоры в городе на 0,4 кВ, то вам не представить насколько большая опора для 220 кВ. Это напряжение в 1000 (тысячу!!!) раз больше, чем в вашей розетке!
Диаметр в основании стойки около 80 см. 2 человека с трудом могут обхватить ее. Длина опоры около 25 м!
Железобетонная стойка опоры оказалась длинной. Поэтому её потребовалось укоротить. На фото видно, как с помощью специального инструмента – бензореза — отпиливается часть стойки. Толщина стенки стойки 20 см! Но бензорез режет её как нож масло.
Опора собирается на земле, так как траверсы (та часть опоры, на которую крепятся провода) в сумме весят около 200 кг, поднять их и установить наверху будет крайне проблематично. После того, как буровая машина (на фото справа) пробуривает яму, опора в собранном виде помещается в яму с помощью крана и укрепляется в грунте.
На фото видно, что расстояние между нижней траверсой и нижним проводом велико (около 3 м)
Остаётся только подвесить провода на изоляторы с помощью линейной арматуры.
2 провода подвешены, остался третий.
За 2 дня (четверг, пятница) бригада поставила одну опору. Поэтому пришлось работать и в выходные. За субботу мы поставили одну опору до обеда и одну опору после обеда! Линию отключали до воскресенья, чтобы линия не стояла еще один день отключенной, работать пришлось и в воскресенье. Мы занимались так же плановыми работами по замене пробитых изоляторов и установке «ершей» (устройство, которое мешает птицам сидеть на траверсах).
Электромонтёр устанавливает «ёрш»
И это оказалось не так страшно, как представлялось на первый взгляд.
В следующий раз я расскажу еще много интересных случаев из нашей и сложной, опасной, но такой нужной работы!
operby.com
КЛАССИФИКАЦИЯ ОПОР ЛЭП ПО ОБЩЕМУ ВИДУ
Это классификация не совсем официальная (некоторые названия, вроде «метапортальных», «пирамидальных» и т.д. в офиц. литературе не встречаются). Во многих старых справочниках, в главах посвящённых разделению опор по внешнему виду, информация поверхностная, например, там зачастую выделены только А-образные, П-образные, столбовые, АП-образные мачты. Об остальных ни слова. Вот и появилась необходимость в моей собственной классификации, так сказать, для личного пользования, но возможно, она будет интересна и вам. В её основе, разделение всех опор на классы, семейства, роды, виды и подвиды (т.е. модификации) по внешнему виду. Ниже представлена лишь обзорная классификация (в основном только классы).
Класс: «Башенные решётчатые опоры»
Классические, самые распространенные из всех опор ЛЭП высокого напряжения. Могут иметь от одного до 9-ти параллельных траверс, и применятся для одно- двух- или многоцепных ЛЭП. Все башенные опоры решётчатые объединяет общая черта – их ствол сужается от базы к верхушке. Подразделяются на два семейства:
-Широкоствольные решётчатые (если основание мачты шире товарного вагона,). Это самые распространенные опоры. Могут быть одноцепными («Крымского типа»), двухцепные (типа «Бочка») и многоцепные («комби»)
Узкоствольные решётчатые (соответственно их основание уже товарного вагона). Класс: «Портальные опоры»
Семейство: Ортопортальные
Опоры из металла, дерева или железобетона (см. также семейство «П-образные столбовые»), напоминающие букву «П» либо букву «Н», имеющие два основания и общий траверс(ы). Пользуются особо широким распространением на ЛЭП 330-750 кВ. Как правило, одноцепные.
Семейство: Метапортальные опоры
Анкеры, иногда напоминающие букву «m». От обычных ортопопортальных отличаются тем, что имеют более двух оснований. Самая широкая разновидность метапортальных опор – подстанционные порталы (офиц. термин) – это конструкции, устанавливаемые перед началом линий, на электроподстанциях.
Семейство: Протопортальные
Зачастую это архаичные, одноцепные опоры, у которых портал ещё окончательно не сформировался. Имеется сросток между стенками портала. Применялись с 30-х годов. Для некоторых таких опор характерно подобие двух букв «Х» стоящих друг на друге, если смотреть на мачту в анфас. Типичные представители – анкер АС и опоры «Свирского типа» (30-е годы), специальная опора АС-40В и т.п.
Класс: «АП-образные опоры»Одноцепные опоры, созданные при помощи сварных металлических труб, МГС либо дерева, в профиль напоминающие букву «А», в анфас букву «П». Сечение труб в этих опорах может достигать 1300 мм, а высота может быть свыше 80 м. На фото пример такой трубчатой опоры при переходе линии 330кВ через Днепр, на Украине. Внутри её стоек, находятся лестницы для подъёма на вершину, а всего опора имеет четыре колена высотой 21 метр каждый (они окрашены в разные цвета), общая высота мачты около 85 метров. Подробнее можно прочитать тут — http://io.ua/s93360.
Класс: «Пирамидальные опоры»
(офиц. термин — трехстоечные раздельностоящие решётчатые опоры)
Трёхстоечные решётчатые опоры, как правило, стоят на поворотах и переходах ЛЭП 500кВ и 750кВ, используются в качестве анкерных (фото).
Класс: «Л-образные (качающиеся) опоры»
Представляют собой плоские Л-образные решётчатые конструкции, шарнирно сочленённые с двумя фундаментами. Наверху опоры – траверса для крепления 4-х несущих тросов, удерживающих опору в вертикальном положении. Ниже расположены ещё три (реже две) траверсы, для подвеса проводов. Л-образные вышки применялись, в частности, как переходные для двух цепей ВЛ 110кВ или 220 кВ. Их применение позволило сэкономить металл и упростить фундамент. Такие опоры было целесообразно применять в заливаемых водою территориях при половодье. Особенности конструкции не дали этим опорам получить широкое распространение.
Класс: «Y-образные опоры» («рюмки»)
Одноцепные мачты напоминающие букву «Y» или рюмку. Существуют разных типов и применяются достаточно давно и у нас и заграницей, в том числе в качестве переходных (например, ПС-101). Всегда выполнены из металла, обычно решётчатые, реже состоят из многогранных гнутых стоек.
Класс: «Дельтавидные опоры»
Одноцепные решётчатые опоры, всегда имеющие широкую базу, а верхушкой они напоминает Y-образные мачты. Широко распространены на Западе (особенно в США). На фото пример дельтавидной опоры ЛЭП в Швейцарии, с железобетонными антилавинными «штанами».
Класс: «Столбовые опоры» (т.е. не решётчатые)
Это опоры, в основе которых деревянные, металлические либо железобетонные столбы. Существуют одностоечные и портальные.
Семейство: Одностоечные столбовые опоры
Одностоечные опоры из железобетона – самые широко распространенные промежуточные опоры ЛЭП на напряжениях 35-220 кВ. Относительно недавно получил распространение прогрессивный тип металлических одностоечных столбовых опор – с применением МГС. Если говорить точнее, то в США такие опоры применяются довольно давно, а в СНГ они только начинают завоёвывать популярность. Применение МГС позволило создавать столбовые многоцепные опоры.
Семейство – Портальные (П-образные) столбовые
Портальные столбовые опоры состоят из двух столбов (деревянных, железобетонных или МГС) скреплённых общей траверсой. Особое распространение у нас получили столбовые одноцепные портальные ж-б опоры ПВС для линий 220 и 330 кВ. Разновидность портальных столбовых опор – «высоковольтные ворота» (опоры с ригелем из железобетона). Часто они имеют более двух стоек в основании и используются в качестве подстанционных порталов.
Семейство – Раздельностоящие столбовые
В отличие от портальных столбовых, не скреплены общей траверсой. Каждая из этих опор поддерживает лишь одну фазу ЛЭП, встречаются редко, в основном на 500кВ.
Класс: V-образные
Промежуточные поры с оттяжками, применяемы на трассах ЛЭП 330-1150кВ, к примеру, опоры типа «Набла» для 750 кВ. Напоминают перевернутый треугольник — наблу. Исключительно одноцепные.
Класс: Опоры типа «Кошка»
Весьма интересные оригинальные опоры, пользуются большой популярности в странах западной Европы, особенно во Франции.
Нестандартные опоры
К ним относятся различные не классифицируемые выше, нестандартные опоры и экзотика, например многочисленные декоративные опоры. Это очень обширная тема, поэтому требует отдельного описания.
Надеюсь, эта подборка заинтересует вас этой темой).
Если заинтересовала, то добро пожаловать на фотогалерею ЛЭП «PowerLiner» www.novoklimov.io.ua Тут вы сможете увидеть более 2300 фото снимков ЛЭП и подстанций России и Украины.
Буду также рад видеть Вас на своём блоге, посвящённом хайвольтаж-трэвеллингу
www.novoklimov.blogspot.com
novoklimov.livejournal.com
High-voltage travelling: путешествия вдоль ЛЭП: В поисках высоковольтного «крокодила»
Я предпочитаю снимать опоры ЛЭП в ясную погоду, но бывают исключения. Так в один пасмурный зимний день я решил найти и снять концевую опору исторического перехода ЛЭП Л925 (150кВ) через Днепр.Данный переход был сооружен в разгар сталинской индустриализации, в начале 30-х годов. Уникальным является, то, что данные переходные опоры не были разрушены во времена немецкой оккупации. Они дожили до наших дней в почти в первозданном виде. Эти переходные опоры вполне могут претендовать на звание памятников технического наследия. Также сохранились «крокодильчики» — концевые опоры, служившие для связи участка перехода с остальной линией. На момент постройки, ЛЭП пересекающая Днепр, соединяла подстанцию «Петровка» с подстанцией Коминтерна, и входила в «Западное кольцо ЛЭП 150кВ».
Переходная опора 30-х годов |
Если сами опоры перехода у всех на виду (их отлично видно с Кодацкого моста), то коренастых «крокодилов» мало кто видел. Один из них находится возле ж/м Фрунзенский (левый берег), а второй возле отвалов завода Петровского (правый берег). Именно его я и решил запечатлеть, как никак этой высоковольтной опоре опоре почти 80 лет!!!
Итак, мы стартовали от Кодацкого моста и сразу двинулись вдоль ЛЭП Л85/Л86 (постройки 70-х годов) параллельно Заводской набережной к отвалам завода Петровского. Мы сразу увидели седельный тягач DAF95XF с полуприцепом. Поворачивая, он крепко завяз в толще грязи на разбитой дороге. Водитель безуспешно пытался что-то сделать.
Обойдя тягач, мы продолжили двигаться в сторону отвалов, где, как я полагал, заканчивался переход Л925. Стоит отметить, что большая часть опор на этой ЛЭП – современные, с довоенного времени остались лишь переходные, концевые опоры и пара анкерных «Свирского типа». За кучей чернозёма и снега показался концевик, тот самый «крокодил», как его порой называют линейщики. Это П-образная коренастая стальная конструкция родом из 1933-го года.
А это клёпаная опора – анкер «Свирского» типа. Спроектирована она была в начале 30-х годов, в Ленинграде. Большинство этих опор ушли в прошлое в качестве металлолома, но данный образец уцелел с 1933-го года, времени постройки «Западного кольца 150кВ». Похожие опоры применялись на двух первых в СССР ЛЭП 220кВ «Нижнесвирская ГЭС-Ленинград». |
Полимерные изоляторы на «крокодиле» |
Удивительное сочетание — на «доисторической» опоре, созданной по заклепочной технологии, применявшейся ещё в царской России, современные полимерные изоляторы.
ЛЭП на правом берегу расположена перпендикулярно переходу. Поэтому связь линии с переходом напоминает отпайку. Посмотреть на «крокодил» со спутника можно по ссылке — http://www.wikimapia.org/#lat=48.4892357&lon=34.9682379&z=19&l=1&m=s&v=9Фундамент «крокодила» |
Фундамент «крокодила». Отлично видны древние заклёпки — технология времён царской России. Кое-где на их место пришли винты.
Что это такое, сказать сложно. Никогда не видел на опорах ничего подобного. Какое-то коробковидное сооружение)))Слева – многоцепная мачта коридора 4-х ЛЭП идущих на Заводскую набережную. В центре на переднем плане — опора линии 150кВ с расщеплением (бывает и такое!), а справа маленькая опора с одной цепью – Л925. |
ЛЭП 150кВ с расщеплением |
Что бы попасть к ПС где закончилась Л925 нужно было идти в самое сердце промзоны – место грязное и дикое, с множеством собак, пустырей и заброшенных руин. Но в целом интересно=) На горизонте видны контуры доменной печи.
Один из самых «кислотных» пустырей в городе находится за отвалами завода Петровского. Следов на снегу почти нет, а тропа ведёт в никуда…
Совсем рядом находятся брошенные частные дома с пустыми глазницами окон (не снял).
Подстанция «Петровка-150кВ», именно так называлась ПС где завершилась Л925. Электроподстанция Петровка-150кВ одна из первых ПС в Днепропетровске, была пущена как звено в цепи «Западного кольца ЛЭП-150кВ» в 1932 году, с подачей первой электроэнергии с Днепрогэса. После изгнания оккупантов, некоторое время генераторы на «Петровке» вырабатывали ток и передавали энергию для города по линии Л14 – «линии жизни» (от неё зависело энергопотребление всего города). Сегодня линия Л925 и ПС «Петровка» очень изменились, остались лишь опоры перехода и «крокодилы» как напоминание об ушедшей эпохе 30-х годов.
По завершению похода весьма короткого, но познавательного, сделал такой фотоколлаж линий этой ХВТ-локации.
novoklimov.blogspot.com
Как определить напряжение ЛЭП по виду изоляторов ВЛ?
Итак, перед вами стоит вопрос: «Сколько вольт в ЛЭП?» и нужно узнать напряжение в линии электропередач в киловольтах (кВ). Стандартные значения можно определить по изоляторам ВЛ и внешнему виду проводов ЛЭП на столбах.
Для повышения эффективности передачи электроэнергии и снижения потерь в воздушных и кабельных линиях, электрические сети разбивают на участки с разными классами напряжения ЛЭП.
Классификация ЛЭП по напряжению
- Низший класс напряжения ЛЭП – до 1 кВ;
- Средний класс напряжения – от 1 кВ до 35 кВ;
- Высокий класс напряжения – от 110 кВ до 220 кВ;
- Сверхвысокий класс ВЛ – от 330 кВ до 500 кВ;
- Ультравысокий класс ВЛ – от 750 кВ.
Сколько вольт опасно для человека?
Высокое напряжение воздействует на человека опасным для здоровья образом, так как ток (переменный или постоянный) способен не только поразить человека, но и нанести ожоги. Сеть 220 в, 50 Гц уже достаточно опасна так, как считается, что постоянное или переменное напряжение, которое превышает 36 вольт и ток 0,15А убивает человека. В связи с этим, в ряде случаев даже ток осветительной сети может оказаться смертельным для человека. Поэтому высоковольные провода подвешивают на определенной высоте на ЛЭП опорах. Высота столба ЛЭП зависит от стрелы провеса провода, расстояния от провода до поверхности земли, типа опоры и т. п
С ростом рабочего напряжения в проводах ЛЭП увеличиваются размеры и сложность конструкций опор электропередач. Если для передачи напряжения 220/380 В используются обычные железобетонные (иногда деревянные) опоры с фарфоровыми линейными изоляторами, то воздушные линии мощность 500 кВ имеют внешний вид совсем иной. Опора ВЛ 500 кВ представляет собой сборную металлическую П-образную конструкцию высотой до нескольких десятков метров, к которым три провода крепятся с помощью траверс посредством гирлянд изоляторов. В воздушных линиях электропередач максимального напряжения ЛЭП 1150 кВ для каждого из трех проводов предусмотрена отдельностоящая металлическая опора ЛЭП.
Важная роль при прокладке высоковольтных ЛЭП принадлежит типу линейных изоляторов, вид и конструкция которых зависят от напряжения в линии электропередач. Поэтому напряжение ЛЭП легко узнать по внешнему виду изолятора ВЛ.
Штыревые фарфоровые изоляторы используются для подвешивания самых легких проводов в воздушных линиях небольшой мощности 0,4-10 кВ. Штыревые изоляторы этого типа имеют значительные недостатки, основными из которых являются недостаточная электрическая прочность (ограничение напряжения ЛЭП 0,4-10 кВ) и неудовлетворительный способ закрепления на изоляторе проводов ВЛ, создающие в эксплуатации возможность повреждений проводов в местах их креплений при автоколебаниях подвески. Поэтому в последнее время штыревые изоляторы полностью уступили место подвесным. Изоляторы ВЛ подвесного типа, применяющиеся у нас в контактной сети, имеют несколько иной внешний вид и размеры.
При напряжении в ЛЭП свыше 35 кВ используются подвесные изоляторы ВЛ, внешний вид которых представляет собой фарфоровую или стеклянную тарелку-изолятор, шапки из ковкого чугуна и стержня. Для обеспечения необходимой изоляции изоляторы собирают в гирлянды. Размеры гирлянды зависят от напряжения линии и типа изоляторов высоковольтных линий.
Приблизительно определить напряжение ЛЭП, мощность линии по внешнему виду, простому человеку бывает трудно, но, как правило, это можно сделать простым способом — точно посчитать количество и узнать сколько изоляторов в гирлянде крепления провода (в ЛЭП до 220 кВ), или число проводов в одной связке («пучке») для линий от 330 кВ и выше..
Сколько вольт в высоковольтных проводах ЛЭП?
Электрические линии малого напряжения — это ЛЭП-35 кВ (напряжение 35000 Вольт) легко определить самому визуально, т.к. они имеют в каждой гирлянде небольшое количество изоляторов — 3-5 штук.
ЛЭП 110 кВ — это уже 6-10 высоковольтных изоляторов в гирляндах, если число тарелок от 10-ти до 15-ти, значит это ВЛ 220 кВ.
Если вы можете видеть, что высоковольтные провода раздваиваются (расщепление) тогда — ЛЭП 330 кВ, если количество проводов подходящих на каждую траверса ЛЭП уже три (в каждой высоковольтной цепи) — то напряжение ВЛ 500 кВ, если количество проводов в связке четыре — мощность ЛЭП 750 кВ.
Для более точного определения напряжения ВЛ обратитесь к специалистам в местное энергетическое предприятие.
Количество изоляторов на ЛЭП (в гирлянде ВЛ)
Количество подвесных изоляторов в гирляндах ВЛ на металлических и железобетонных опорах ЛЭП в условиях чистой атмосферы (с обычным полевым загрязнением).
Тип изолятора по ГОСТ | ВЛ 35 кВ | ВЛ 110 кВ | ВЛ 150 кВ | ВЛ 220 кВ | ВЛ 330 кВ | ВЛ 500 кВ |
ПФ6-А (П-4,5) | 3 | 7 | 9 | 13 | 19 | — |
ПФ6-Б (ПМ-4,5) | 3 | 7 | 10 | 14 | 20 | — |
ПФ6-В (ПФЕ-4,5) | 3 | 7 | 9 | 13 | 19 | — |
(ПФЕ-11) | — | 6 | 8 | 11 | 16 | 21 |
ПФ16-А | — | 6 | 8 | 11 | 17 | 23 |
ПФ20-А (ПФЕ-16) | — | — | — | 10 | 14 | 20 |
(ПФ-8,5) | — | 6 | 8 | 11 | 16 | 22 |
(П-11) | — | 6 | 8 | 11 | 15 | 21 |
ПС6-А (ПС-4,5) | 3 | 8 | 10 | 14 | 21 | — |
ПС-11 (ПС-8,5) | 3 | 7 | 8 | 12 | 17 | 24 |
ПС16-А | — | 6 | 8 | 11 | 16 | 22 |
ПС16-Б | — | 6 | 8 | 12 | 17 | 24 |
ПС22-А | — | — | — | 10 | 15 | 21 |
ПС30-А | — | — | — | 11 | 16 | 22 |
sbk.ltd.ua
|
|
|
|
|
|
|
|
betronik.ru