Составные железобетонные сваи – Составные сваи сфера применения, ГОСТ, технология. Забивка составных свай в Москве, заказ на сайте.

Содержание

типы изделий, особенности маркировки и монтажа

При закладке фундаментов под здания на слабых и подвижных грунтах используются специальные элементы – составные забивные сваи. Благодаря этому конструкции приобретают необходимую прочность на нестабильных почвах. Изготавливают свайные элементы из дерева, бетона, железа, но самым большим спросом пользуются железобетонные.

Преимущества конструкций

К преимуществам свайных изделий относятся следующие показатели:

  1. Долговечность.
  2. Высокую прочность.
  3. Отсутствие дефектов.
  4. Возможность при установке выполнять земельные работы в минимальном объеме.

Но самое главное – железобетонные конструкции не боятся воздействия агрессивных химических веществ и коррозии, что очень важно при использовании изделий для монтажа на землях, где грунтовые воды поднимаются близко к поверхности.

Сфера применения

Состоящие из двух и больше секций, железобетонные конструкции могут иметь максимальную длину около 36 м. Этот показатель очень важен, так как копровые установки для монтажа цельных изделий имеют ограниченные возможности и не могут выполнить их установку. Дело в том, что сваи из любых материалов должны углубляться в землю, пока не упрутся в высокоплотные грунты. Иначе их применение не может обеспечить требуемую устойчивость, и тогда во время эксплуатации здание будет проседать.

На заметку: неустойчивые почвы – это торфяники и заторфованные грунты, илистые и глинистые земли. Строить на них здания без использования свайных изделий невозможно. Используют составные сваи не только для возведения новых зданий, но и для реконструкции уже бывших в эксплуатации. Для этого на объекте, где имеет место ограниченное пространство и использовать цельные аналоги невозможно, усиливают основу здания дополнительными опорами. Обычно используют конструкции, состоящие из нескольких частей, каждая из которых имеет минимальную длину.

Применяют железобетонные изделия из нескольких секций и там, куда невозможно доставить длинномерные конструкции из-за несоответствующих дорожных или транспортных условий. Используют изделия данного вида и строительные фирмы, которые не имеют копровых установок, предназначенных для забивки конструкций, длина которых составляет от 12 м.

Особенности конструкции

Согласно ГОСТ, составные сваи представляют собой два стыкующиеся элемента – верхний и нижний. Изделия выпускаются в следующем сечении:

  • При длине 14-24 м – 30 х 30 см.
  • При длине 14-28 м – 40 х 40 и 30 х 30 см.

Верхняя и нижняя части изделий могут иметь как одинаковую, так и разную длину. Например, в изделиях сечением 0,3 х 0,3 м нижняя часть может быть от 7 до 12 м. Шаг увеличения – 1 метр. Сваи диаметром 0,4 х 0,4 и 0,3 х 0,3 м имеют минимальную длину нижней части 8 м, а максимальную – 14. Длина верхних секций составляет от 5 до 12 и от 6 до 14 метров соответственно.

Важная деталь: на нижней секции, которая погружается в почву, имеется острие. Оно необходимо, чтобы улучшить эффективность погружения в грунт элемента при забивке или вдавливании.

Способы соединения отдельных элементов

Стыкуют отдельные элементы составных свай одним из приведенных ниже способов:

  • При помощи сварочного соединения закладного стакана.
  • Используют обжимающую ствол листовую стальную накладку, которую соединяют сварочным швом.
  • Обжимающие детали соединяют болтами.
  • Применяют герметизирующую ленту, кондуктор или опирают на шпоночные выступы.
  • Используют откидной замок.
  • Штифтовым соединением.
  • Применением строительного высокопрочного клея, при помощи которого фиксируют выступающую в посадочном отверстии арматуру с верхней секцией.

Самыми надежными из перечисленных способов считается штифтовое соединение и использование сварочного закладного стакана – они наиболее устойчивы к деформации.

Маркировка изделий

Согласно технологическим требованиям, приведенным в документе ГОСТ №19804, выпускают следующие виды составных свай серии 1.011.1-10:

  • Полые с круглым сечением.
  • Сплошные конструкции квадратного сечения.
  • Сваи-оболочки.

Все виды конструкций выпускаются по нормам, указанным в отдельных документах:

  • Полые изделия и сваи-оболочки (остов изготавливается из ненапрягаемой арматуры) выпускаются по требованиям, указанным в ГОСТе №19804.6-83.
  • Сваи-оболочки, остов для которых изготавливается из напрягаемой и ненапрягаемой арматуры – ГОСТ №19804.91. Изделия допускаются для монтажа в любой строительной сфере. Исключение – гидротехническая сфера.
  • Изделия с квадратным сечением выпускаются с каркасом из ненапрягаемой и напрягаемой арматуры согласно документу ГОСТ №19804-2012.

Каждая составная свая имеет и унифицированное маркировочное обозначение. Тип маркировки – Сп260.30.СВ. Расшифровывается обозначение следующим образом:

  • СП – железобетонная полая свая, имеющая квадратное сечение. Если присутствует обозначение С – это сплошное изделие, если СО – это свая-оболочка, СК – полая конструкция круглого сечения.
  • 260 – показатель общей длины всех частей изделия в дм.
  • 30 – диаметр сечения ствола в сантиметрах.
  • Обозначение типа соединения. СВ – сварной стык.

Кроме вышеприведенных обозначений, в маркировке имеется и аббревиатура. Она указывает на часть конструкции. Например: НС – нижняя, ВС – верхняя деталь, а А3 – ее класс.

Технология погружения

Конструкции погружаются в грунт при помощи гидравлического или дизельного молота. Использовать вибропогружатели категорически запрещено из-за того, что при этом от вибрационного воздействия могут деформироваться сварные соединения каркаса. Чтобы облегчить проходку почвы высокой плотности, рекомендуется использовать способ лидерного бурения. Применение данного метода поможет уменьшить сопротивление почвы. Это очень важно, если приходится забивать составные железобетонные сваи на глубину от 20 метров и больше. Чтобы рационально реализовать погружение конструкций, дополнительно используют экскаваторную технику с крановой стрелой. Это позволит значительно ускорить монтаж, так как копровая установка не перемещает изделия на строительной площадке.

fb.ru

Составные сваи: технология железнения и составления

Составные столбы позволяют упростить процесс возведения постройки.

Составные сваи крайне часто используются при создании многих фундаментов. Возведение зданий на сложной почве или в застроенных районах требует установку качественного и прочного базиса. Оптимальных показателей прочности можно добиться путем углубления опор. Для этого необходимо использовать сваи, которые состоят из несколько частей. Глубина их монтажа может варьироваться от 12 до 30 м. В данной статье будут рассмотрены составные сваи, их характеристики и область применения, а также изучена процедура погружения в грунт.

Характеристики составных свай

Составные сваи – это конструкция, особенностью которой является наличие деталей, предназначенных для сцепления. Они уже давно применяются в строительстве и получили множество положительных рекомендаций от новичков и специалистов в строительном деле. Их использование позволяет усилить почву, состоящую в основном из гравия или глины. Глубина их монтажа может составлять до 30 м, что позволяет возводить высотные постройки даже в густозаселенном районе. Помимо этого, к их преимуществам относятся:

  • Увеличенная прочность возводимой конструкции.
  • Возможность строительства на мягкой или склонной к движению почве, а также на застроенной другими зданиями местности.
  • Сокращение материальных затрат на возведение постройки. Благодаря небольшим затратам при производстве свай, стоят они недорого, а для их забивки используется дешевая спецтехника, поэтому их применение позволяет неплохо сэкономить.
  • Снижение времени, которое необходимо для постройки здания. Это может неплохо помочь, если имеются ограничения по срокам.
  • Увеличение несущей способности уплотненного основания, что позволит повысить прочность и надежность фундамента.

Производятся такие изделия на основе тяжелого бетона М 200. В качестве заполнителя применяется щебень с размером до 40 мм. Первая часть конструкции обладает заостренным концом, что позволяет облегчить процесс погружения в почву. После чего к ней присоединяется следующий элемент, и длина конструкции возрастает. Таким образом, путем присоединения новых элементов, можно создать прочную и качественную опору, погруженную в почву на необходимую глубину. Также важной особенностью является свободная транспортировка свай, так как не всегда получается доставить конструкцию нужной длины до строительного участка. Для этого нужны дополнительные затраты на транспортировку.

Подобные сваи производятся согласно ГОСТу. Их сечение может варьироваться, существуют такие варианты: 30х30 см, 35х35 см или 40х40 см. Выбор изделия зависит от глубины, на которой в строительном участке залегает твердая почва. Первая часть сваи должна надежно опираться на такой случай, в противном случае постройка не получит необходимую опору.

В случае если твердый грунт залегает на глубине выше 12 м, понадобится применять конструкцию, состоящую из нескольких частей. Каждая из деталей может иметь разные элементы стыковки. Может использоваться и клеевой способ, сварочный или болтовый.

Область использования составных свай

Использовать составные конструкции можно практически на любом рельефе.

Данные изделия используются не только на слабых или сложных грунтах. Зачастую составные сваи применяются в следующих случаях:

  • Если верхний слой почвы имеет большую толщину.
  • Если нужно усилить свайный фундамент под построенными высотными зданиями, но из-за их кучного расположения свободное пространство отсутствует.
  • Когда изготовить цельную сваю необходимой длины не представляется возможным.

При создании базиса необходимо учитывать, что свая не должна опираться на:

  • торф;
  • заторфованную почву;
  • слабую или сжимаемую почву.

Нагрузка, оказываемая на изделие должна быть максимально статичной. Каждая часть сваи перед установкой должна пройти проверку статической и динамической несущей способности. Также должно быть проверено качественные характеристики изделия.

Продольное армирование составных свай осуществляется при помощи прутьев арматуры с длиной до 2 см. Поперечное укрепление изделия производится с применением металлической сетки, толщина прута которой соответствует первому классу, а интервал размещения ячеек не превышает отметки в 5 мм.

Согласно технологии изготовления железобетонных опор из нескольких элементов, нужно растянуть конструкцию из армирующих стержней при помощи специальных домкратов. После высыхания бетона, домкраты демонтируются. Каркас начинает сжиматься, что позволяет бетону уплотниться. Рассматриваемые железобетонные изделия считаются одними из самых качественных и прочных и заработали призвание многих профессионалов. Их использование позволяет возвести постройку с продолжительным сроком эксплуатации. Их часто применяют при возведении стадионов, супермаркетов и других общественных построек.

Разновидности составных свай

Маркировка позволяет быстро определить разновидность изделия.

Существует несколько видов таких изделий:

  • сплошного сечения квадратной формы;
  • круглого сечения;
  • сваи, изготавливающие в виде оболочки.

Технология изготовления всех этих разновидностей соответствует нормам и правилам, прописанных в ГОСТе. По маркировке на конструкции можно определить разновидность:

  • С – сплошное квадратное сечение.
  • СП – внутри сваи имеется полость.
  • СК – круглая пустая внутри свая.
  • СО – изделие в виде оболочки.

Дополнительно в маркировке указывается часть изделия, способ соединения и армирования конструкции. При покупке таких изделий всегда нужно обращать внимание на маркировку, а в случае возникновения осложнений лучше проконсультироваться с продавцом.

Закладные элементы конструкции производятся на основе углеродной стали, а их соединение может осуществляться при помощи: сварки, шлифтов, болтов, замков и прочих соединяющих элементов.

Процедура погружения составной конструкции

Для забивки таких изделий будет вполне достаточно аренды недорогой спецтехники.

Данные изделия погружаются в почву по методике ударной забивки, для которой необходимо использовать дизельные или гидравлические молоты. Применение погружателей на основе вибрации противопоказано, так как соединения стыкующихся элементов конструкции могут деформироваться, что приведет к нарушению целостности сваи и ее непригодности.

С целью облегчить проход через высокоплотный грунт или при погружении свай на местности с большим содержанием песка в почве, специалисты рекомендуют использовать технологию лидерного бурения. Такой способ значительно снижает сопротивление грунта забиваемым изделиям, что является важным фактором при погружении на большую глубину.

Каждая партия свай, которая доставляется на строительный участок, должна проходить тщательную проверку на качество. Также они должны иметь сопроводительные документы. Погружение изделий можно выполнить при помощи следующих типов молотов:

  • подвесных;
  • трубчатых;
  • штанговых;
  • паровоздушных.
Выполнить все процедуры по забивке составных столбов можно без привлечения специалистов.

При забивке составных ЖБ свай оптимальным решением станет использование дополнительного экскаватора с крановой стрелой, который переместит конструкцию к месту погружения. Такое решение позволит значительно ускорить и облегчить работу. Всю технику и инструменты понадобится взять в аренду. Создание свайного поля обычно не занимает много времени, так что большого материального вложения не потребуется.

Процесс забивки составных свай состоит из следующих этапов:

  • Осуществляется строповка нижней части конструкции, после чего изделие поднимается специальной техникой и направляется для вертикального монтажа в место забивки.
  • Верхушка столба направляется под ударную часть молота, который оснащается подбабком и проставочным элементом, он позволяет защитить закладной стакан сваи от повреждений во время погружения. После чего дизель молот опускается по направляющим копровой мачты и крепится на свайном столбе.
  • Осуществляется проверка вертикального размещения сваи, и центральность расположения относительно ударной части забивающего молота.
  • Первые удары по изделию забивной молот наносит с неполной мощностью, это позволяет правильно позиционировать сваю для дальнейшего погружения.
  • После забивки столба на 1,5-2 м молот начинает работать в полную мощность до тех пор, пока верхняя часть конструкции не будет возвышаться над почвой на уровне 30-50 см.
  • Второй элемент сваи присоединяется к погруженному изделию. Здесь крайне важно точно контролировать перемещение столба, чтобы облегчить процедуру, лучше выполнять этот этап с помощником.
  • Стыки элементов фиксируются с помощью электродуговой сварки, после чего забивка сваи составной железобетонной продолжается до достижения необходимой глубины. После погружения одного изделия, необходимо переходить к следующему. Порядок действий будет аналогичным. Процедура повторяется до тех пор, пока не будет создано свайное поле необходимого размера.

Необходимо учитывать, что сварной шов изделия должен обрабатываться грунтовочной смесью, это позволит избежать разрушения соединения под влиянием грунтовых вод.

Следующее видео поможет более подробно узнать о процессе создания свайного поля разных размеров.

Составные сваи являются важной составляющей для возведения прочной и качественной постройки. Их использование позволяет построить здание даже на застроенной местности и некачественном грунте. Работа с такими забивными конструкциями не отличается высокой сложностью, и все процедуры можно будет выполнить без привлечения специалистов, что позволит неплохо сэкономить. Удобная маркировка материала упрощает его приобретение и использование.

kakfundament.ru

Составные сваи – устройство, применение и монтаж

  • Монтаж фундамента
    • Выбор типа
    • Из блоков
    • Ленточный
    • Плитный
    • Свайный
    • Столбчатый
  • Устройство
    • Армирование
    • Гидроизоляция
    • После установки
    • Ремонт
    • Смеси и материалы
    • Устройство
    • Устройство опалубки
    • Утепление
  • Цоколь
    • Какой выбрать
    • Отделка
    • Устройство
  • Сваи
    • Виды
    • Инструмент
    • Работы
    • Устройство
  • Расчет

Поиск

Фундаменты от А до Я.
  • Монтаж фундамента
    • ВсеВыбор типаИз блоковЛенточныйПлитныйСвайныйСтолбчатый

      Фундамент под металлообрабатывающий станок

      Устройство фундамента из блоков ФБС

      Заливка фундамента под дом

      Характеристики ленточного фундамента

  • Устройство
    • ВсеАрмированиеГидроизоляцияПосле установкиРемонтСмеси и материалыУстройствоУстройство опалубкиУтепление

      Устранение трещин в стенах фундамента

      Как армировать ростверк

      Необходимость устройства опалубки

      Как сделать гидроизоляцию цоколя

  • Цоколь
    • ВсеКакой выбратьОтделкаУстройство

      Отделка фундамента камнем

      Выбор цокольной плитки для фасада

      Что такое цоколь

      Как закрыть винтовые сваи

  • Сваи
    • ВсеВидыИнструментРаботыУстройство

      Динамические и статические испытания свай

      Использование железобетонных свай

      Изготовление винтовых свай своими руками

      Забивка свайного фундамента

  • Расчет

fundamentaya.ru

ГОСТ и серия забивных ЖБ свай

Составные забивные сваи – железобетонные конструкции, состоящие из нескольких элементов, используются для создания опор значительной длины – до 36 м. Применение цельных свай в этих случаях затруднительно или невозможно из-за ограниченных возможностей забивных установок.

Особенности конструкции

До процесса монтажа свайная конструкция представляет собой верхнюю и нижнюю секции. В некоторых случаях необходимо использовать более двух частей. Нижний элемент заканчивается заостренным концом. В единую опору секции между собой соединяются с помощью закладных деталей, расположенных на торцах частей.Стальные закладные элементы соединяются: сваркой, свободным опиранием через кондуктор, замковым, клеевым стыком, на болтах, шарнирах стаканного типа.

Геометрические характеристики составных частей сваи:

  • верхняя и нижняя части могут иметь одинаковую или разную длину;
  • длина верхней секции – от 5 м;
  • длина нижней части – 8-14 м;
  • форма сечения сваи – круглая или квадратная.

Продольное армирование осуществляется арматурными стальными стержнями классов AII-AIII. Для поперечного усиления востребована арматурная проволока Вр-1. При использовании ненапрягаемых арматурных стержней класс прочности бетона – не ниже В25. Фракция крупного заполнителя бетонной смеси не должна превышать 40 мм.

Изготовленные изделия подвергаются испытаниям на различные виды нагрузок. Установленная свайная конструкция способна воспринимать значительные сжимающие усилия, направленные по вертикальной оси. Нагрузка должна быть максимально статичной и не иметь выраженной динамической составляющей.

Особенности применения составных железобетонных свай

Составные сваи, изготавливаемые в соответствии с требованиями ГОСТа 19804-2012, позволяют углубиться до уровня грунтов достаточной плотности и расположить подошву фундамента на поверхности с высокой несущей способностью.

Работы могут проводиться на почвах любой структуры, но подошва нижней секции не должна опираться на грунт:

  • торфянистый;
  • илистый;
  • глинистый.

Применение этих ЖБИ эффективно при:

  • большой толщине слабого грунтового слоя;
  • необходимости усиления фундамента под эксплуатируемым зданием, работы могут проводиться в стесненных условиях;
  • невозможности изготовления сваи необходимой длины;
  • отсутствии забивного оборудования с мощностью, достаточной для установки цельной свайной конструкции необходимой длины.

Составные железобетонные сваи применяются при строительстве зданий жилого и производственного назначения, монтаже опор ЛЭП, мачт мобильной связи.

Технология установки составной железобетонной сваи

Для забивки применяются подвесные, паровоздушные, штанговые, трубчатые молоты. Спецтехника передвигается на шасси колесного или гусеничного типа. Вибропогружатели использовать запрещено, поскольку вибрационные нагрузки могут разрушить соединения между свайными секциями.

Технология забивки

  • Ствол устанавливают вертикально на место монтажа.
  • Подводка молота к голове сваи.
  • Выверка вертикального положения ствола, центрирование осей секции и забивного молота.
  • Присоединение второй секции к уже забитой.
  • Крепление стыков закладных элементов.
  • Защита сварного шва антикоррозионными составами.

Производим и предлагаем продукцию:

Читайте также:

monolit-gbi.ru

Железобетонные сваи

Строительство на участках с неустойчивым грунтом требует внимательного подхода и технологичных решений. Ленточный фундамент с мелким или глубоким заложением не выдерживает нагрузок, что приводит к появлению трещин в несущих стенах и к их разрушению. Решить проблему помогают железобетонные сваи. Перед применением важно ознакомиться с Государственным стандартом для их производства, а также с видами свай.

ГОСТ 19804-2012 Сваи железобетонные. Технические условия

По Государственным стандартам работают предприятия с объемом выпускаемой продукции от трехсот единиц в сутки. При меньших объемах опор разрабатываются технические условия. Это объясняется расходами на материал, электроэнергию и обслуживание оборудования. Поэтому согласно стандарту железобетонная свая – изделие из бетона и металлического каркаса. Используется тяжелый или мелкозернистый бетон. Опора погружается в грунт на глубину, соответствующую своей высоте, и выполняет роль удерживающего элемента для здания или площадки.

Железобетонные сваи отличаются по:

  • длине;
  • конструкции;
  • способу установки;
  • наличию полости.

Перед транспортировкой для хранения на опоры наносится маркировка, расшифровка которой, указывает на параметры сваи. Логистические операции регламентируются стандартом 13015. ЖБ сваи изготавливаются по чертежам, хранящимся в документе 19804, принятый в 2012 году. Заводские изделия должны соответствовать требованиям по:

  • морозостойкости;
  • прочности;
  • марка стали.

По документам прочность бетона на сжатие для свай – не ниже В15. Это касается ситуаций, когда сваи применяются на песчаных и болотистых грунтах. При погружении опор в скальный или каменистый грунт прочность повышается до В25. Бетон под сваи наполняется гравием, щебнем или камнем без дробления. Стальные прутья, используемые в качестве каркаса, могут быть напряженными и без напряжения. Характеристика влияет на прочность каркаса и на форму сваи. Тестовые образцы опор проходят испытания на соответствие перечисленных характеристикам, испытания периодичны и срок задается стандартом 13015.

Виды железобетонных свай и их маркировка

Способ установки сваи определяет проекты, где она может применяться.

Монолитные

Использование монолитных свай распространено в частном строительстве. Опора представляет собой модуль, который заливается в подготовленную под нее лунку. Закладка производится на глубину, которая проходит зону промерзания грунта или до достижения прочных слоев грунта. Стенки лунки оборачиваются гидроизоляцией, которая уменьшает количество влаги, попадающей к свае. Делается это для продления срока службы опоры и фундамента. По капиллярам бетона влага поднимается к строению, разрушая материалы.

В нижней части монолитной сваи делается расширение, называемое пяткой. Элемент распределяет нагрузку на площадь опоры для сваи. Дно отверстия трамбуется, чтобы под весом здания фундамент не потерял геометрию. Выполняется подсыпка из щебня и песка. В отверстие опускается металлический каркас опоры, связанный проволокой. Сварка перемычек допускается для арматуры, которая не послабляется в местах сварного шва. Часть прутьев выходит за пределы лунки на высоту фундамента. Делается это для переплетения с ростверком. Каркас приподнимается от дна на подставки, чтобы металл не соприкасался с грунтом.

Бетон, наполненный щебнем с цементом марки М400, заливается в лунку. Уровень заполнения – края лунки или опалубки, смонтированной сверху. Для удаления пузырьков воздуха и заполнения пустот опоры применяется глубинный вибратор. При его использовании бетон усаживается и требуется доливка. После набора прочности на монолитные сваи устанавливается опалубка. В нее укладывается металлический каркас, переплетаемый с прутьями свай. И выполняется заливка бетонной ленты.

Пустотелые

Пустотелая свая представляет собой железобетонное изделие, часть объема которого не заполнена. Благодаря такому решению вес опоры снижается вдвое, что упрощает транспортировку, а также монтаж модуля. При квадратном сечении изделия размер стороны 25 см. Чтобы опора выдерживала нагрузку, толщина стенки делается в 7 см. Такой слой бетона покрывает металлический каркас, оберегая его от влаги. Элементы круглого сечения изготавливаются с внешним диаметром до 60 см. Для поддержания устойчивости толщина стенки увеличивается до 8 см.

Пустотелые опоры изготавливаются с длиной до 6 метров. Они используются самостоятельно или как наборная конструкция. Соединяются секции болтами или сваркой. Последний способ подходит для ненапряженной арматуры. После сварки на стык опор устанавливается опалубка и выполняется омоноличивание для защиты металла и прочности стойки. Нижняя часть колонны остается открытой или закрывается. Форма закрытой части определяется проходимостью грунта. При мягких слоях делается тупой торец. Для твердых слоев требуется острый наконечник для лучшего погружения. Небольшое отверстие может быть оставлено для устройства подмыва, размягчающего землю.

Полые сваи используются в качестве мостовых опор. Их конструкция винтовая, что снижает затраты на оборудование для погружения. Такие же опоры применяются при закладке фундамента для зданий рядом с уже существующими.

Набивные

Набивные или буронабивные опоры схожи по конструкции с монолитными, но используются в промышленном секторе. Закладка в грунт производится после бурения скважины под диаметр опоры. Для укрепления стенок лунки и гидроизоляции под землю нагнетается раствор глины. Излишек раствора удаляется из скважины и выполняется закладка каркаса. Вторым методом установки опор является подача раствора после бурения. Далее под давлением в толщу опускается каркас.

Диаметр опоры подбирается под строение. Максимальное его значение – 1,7 м. Это требуется для многоэтажных торговых и жилых комплексов. Нижняя часть расширяется до 3,5 метров. Нормальная длина для буронабивной опоры – 10 метров. При меньших размерах использование нерентабельно. Глинистые грунты и пласты с твердыми включениями требуют предварительной проходки перед закладкой свай, поэтому буронабивные изделия подходят для этих целей лучше других. Для установки подобных изделий требуется меньше пространства, чем для забивных.

Применение на глинистых грунтах, если водные источники находятся ниже глубины закладки опор, не выполняется обработка стенок жидким составом для гидроизоляции. На водонасыщенных участках обработка поверхности глиной не даст результатом, т. к. она будет смыта подводным течением. В этом случае применяется обсадка металлическими трубами. После бурения вставляется гильза, в которую и осуществляется заливка. Подобная обсадка используется на скалистых грунтах, где уменьшена компенсация динамических нагрузок. При отсутствии металлической трубы на свае могут пойти трещины, снижающие прочность опоры.

Буронабивные сваи необходимы на участках с подземными коммуникациями, т. к. при проходке они не разрушаются. При работе техники шумовое загрязнение, меньше, чем у забивных молотов, поэтому работы проводятся в спальных районах. Срок службы сваи – 100 лет. Недостатком буронабивных опор является применение ручного труда, что замедляет работу. Однотипные сваи могут обладать различной несущей способностью, поэтому расчеты ведутся с запасом. Это исключает разрушения строения от неравномерной статической нагрузки. Буронабивные сваи усложняют обустройство подвальных помещений.

Сваи-столбы

Эти опоры схожи с круглыми сваями, но не имеют полости. Представляют собой монолитный железобетонный цилиндр с сечением в 80 см. Установка сваи производится после бурения скважины с диаметром в 1 метр. Положение опоры в грунте закрепляется заливкой бетонного раствора в пространство между стенками сваи и скважины.

Используются сваи как опоры для мостов и зданий в грунтах с вечной мерзлотой. Опоры подходят для плотных песчаных или галечниковых почв. При пучении грунта в зимний период силы не выталкивают сваи на поверхность, т. к. усилие равномерно распределяется по их поверхностям.

Шпунтовые сваи

Свая – опорная стойка, на которой возводится фундамент. Шпунтовые сваи – защитные модули, используемые при строительстве на участках, где у поверхности находятся грунтовые воды или поблизости водоем. Опоры вбиваются по периметру котлована, предотвращая проникновение влаги. Материал для шпунтовых опор:

  • ПВХ;
  • металл;
  • дерево;
  • композит;
  • железобетон.

Древесина используется реже из-за непродолжительной службы и невозможности удаления смонтированных опор, что исключает повторное применение. Ограда из свай похожа на частокол, забитый впритык. Железобетонные элементы по краям оснащены замками для объединения в монолитную стену. Задействуются на промышленных объектах, где это оправдано экономически. Доставка и установка опор требует техники, расходующей бюджет. Железобетонные опоры, как и деревянные, используются единожды.

Полиуретановые смолы и полимерные добавки – основа композитных шпунтовых опор. Вещества противостоят коррозионному воздействию жидкости и биологическому от бактерий в грунте, поэтому срок службы превышает сто лет. Вес композитных опор в пять раз меньше, чем у железобетонной. Несущая способность сопоставима с металлическими аналогами. Схожими характеристиками обладают опоры из ПВХ, уступая в устойчивости к низким температурам и вибрациям. Вкапывание композитных опор производится вибропогружением. Предварительный размыв грунтовых слоев повышает скорость работ. Ударная техника не применяется, т. к. деформирует стенку сваи.

Металлические шпунтовые опоры используются многократно, если стенка сохраняет целостность. Вес панелей меньше, чем железобетонных, а прочность выше деревянных. Вид профиля подбирается под объект для устойчивости к давлению грунта. Металлические опоры устойчивы к ударным и вибрационным воздействиям. Температура в -80 градусов не разрушает сваи, но они боятся коррозии. Замки металлических опор при установке обрабатываются герметиком, что блокирует капельное проникновение жидкости.

Составные сваи

Длина сваи ограничена из-за техники, которая устанавливает опоры. При необходимости выхода за стандартные показатели в 6 метров используются составные опоры. Они представляют собой железобетонные модули с замком. Соединение выполняется:

  • сварочным швом;
  • болтами;
  • откидным замком;
  • штифтом.

Опора укрепляется продольным и поперечным каркасом. Для первого используется арматура с диаметром до 2 см класса А3, А2. Для второго – сетка с диаметром прута в 5 мм класса В1. Каркас заливается тяжелым бетоном марки от М200. Каркас сваи предварительно нагружается гидравлическим домкратом, если опора предназначается для построек с динамической нагрузкой. Составные сваи могут быть монолитными или полыми. По способу монтажа: винтовые и забивные.

Сваи забивные железобетонные

Забивные железобетонные сваи не требуют подготовки места для установки, как для буронабивных опор. Они усаживаются гидравлическим или механическим молотом.

Сваи квадратного сечения

Опоры квадратного сечения обозначаются буквой «С». В теле сваи нет полостей, поэтому ее длина достигает 20 метров. Это требуется на площадках с мягкими грунтами, где твердый пласт находится глубоко. Забивные опоры производятся наборными, что позволяет увеличить длину до 28 метров. Размер стороны квадратной сваи от 20 до 40 см. Бетон для сваи заливается на предварительно напряженный или обычный каркас.

Сваи квадратного сечения с круглой полостью

Конструкцию квадратных монолитных забивных свай облегчают полостью в стержне. Маркируется такая опора сочетанием «СП». Если при изготовлении используется каркас из напрягаемой арматуры, то к маркировке добавляется «Н». Максимальная длина одного модуля – 12 метров. Опоры до пяти метров при установке поднимаются боковыми захватами, поэтому производятся без петель. При изготовлении стоек до семи метров длиной не устанавливаются штыри для строп. Последние размещаются возле петель. Устойчивость опоре обеспечивает тяжелый бетон марки М300. Фракция для заполнителя из природного камня – не больше 2 см.

Схема армирования для пустотелых опор показана на иллюстрации выше. Поперечные элементы – проволока с сечением в 5 мм. Она привязывается к вертикальным прутам вязальной проволокой. Фиксация делается на каждом четвертом пересечении для равномерности спирали. Шаг витков на первых и последних 40 см – 5 см. Средняя часть опоры имеет большее расстояние между витками: для опор до 12 метров – 20 см; для опор до 6 метров – 30 см.

Напряжение арматуры выполняется механическим или электротермическим способом. В первом случае применяются устройства растяжения без нагрева. Перед электротермическим напряжением требуется контрольное испытание предела напряжения после нагрева. После заливки бетона в напряженный каркас опоры арматура обрезается заподлицо. Передаточная прочность бетона при обрезке – не ниже 200 кгс/см2.

После набора прочности бетоном, опора проверяется на дефекты. Для этого свая укладывается на два столба. После десяти минут осматривается верхняя грань. Допускается появление трещин на сваях с ненапряженной арматуры. Размер раскрытия – не больше 0,2 мм. На опорах с напрягаемым каркасом повреждений не должно быть.

Сваи круглого сечения и сваи-оболочки

Круглые сваи выпускаются с полостью в стержне. Обозначаются опоры «СК». Заводы, работающие по государственному стандарту, производят опоры с диаметром от 40 до 80 см. Круглые сваи являются самостоятельными опорными элементами и используются в тех же областях, что и квадратные железобетонные опоры. Оболочки – изделия из железобетона с сечением до 1,6 метра. Внутри также имеется полость для заполнения бетоном. Цель свай-оболочек – удержание массы бетона с металлическим каркасом в качестве опалубки, обозначаются «СО». В усиленных опорах добавляется «У» к маркировке.

Как и пустотелые опоры, круглые и сваи-оболочки имеют открытый или закрытый нижний конец. Для секционных модулей на торцы устанавливаются замковые элементы. Фракция щебня из натурального камня, применяемого для заполнения бетона, – 1-2 см. Пространственные каркасы опор заливаются слоем бетона, покрывающим его с каждой стороны на 2 см, чтобы исключить попадание влаги. Для армирования применяется горячекатанные пруты стали класс А3 или Ат3. Спиральная часть изготавливается из проволоки В1 или Вр1. Наконечники и замковые модули опоры собираются из листовой стали толщиной 1 мм.

При производстве круглых опор и оболочек разрешается сваривать спираль с продольными прутьями. Навивка выполняется на станках. На первых 50 см спираль фиксируется на каждом третьем пересечении. После 50 см – на каждом пересечении.

Сваи-колонны

Свая-колонна представляет собой монолитную опору квадратного сечения. От обычных квадратных свай она отличается консолями. Это небольшие выступы с двух или четырех сторон элемента, на которые опираются кровельные или фундаментные балки. Размер стороны опоры – 20 или 30 см. Применяются для сельскохозяйственных строений в один этаж.

Каркасные строения из свай-колонн выдерживают сейсмическую активность до 7 баллов. Опоры погружаются в грунт на глубину от 2 до 5 метров. Не используются на пучинистых грунтах, насыпях из осадочных пород и на участках с кастровыми явлениями. В этих случаях свая не обеспечит требуемой несущей способности в грунте.

На слабых грунтах цокольные балки опираются на консоли. В этом случае разрешается их погружение на 80 см для распределения нагрузки на грунт и опоры. Консоль размещается под растительным или насыпным слоем, чтобы не происходило смещение опор. Производство железобетонных модулей в заводских условиях показано ниже.

Оборудование для погружения ЖБ свай

Оборудование для забивки свай в грунт делится на навесное и базовое. Первый вариант используется как дополнение к подъемным кранам или схожей технике. Второй вариант – самостоятельные агрегаты.

Сваебойные машины

Сваебойная машина – техника, оборудованная гусеничным или колесным приводом. Перемещается по территории строительства с тягачом или без него. На базу смонтировано забивное устройство, состоящее из стрелы и мачты. Машина размещает сваю в вертикальном положении, поднимая ее. Ударный модуль может быть:

  • дизельным;
  • пневматическим;
  • гидравлическим.

Он используется для разгона молота перед ударом по свае. В дизельном варианте ускорение придают выхлопные газы, образующиеся после взрыва топлива. Пневматический ускоритель нагнетает воздух в ресиверы и подает его потоком на молот. Гидравлический модуль работает от насосов, перекачивающих масло.

Строительные компании применяют для монтажа свай такие машины:

  • СП-49;
  • Junttan PM-20;
  • УСА;
  • БМ-811

СП-49 собирается на гусеничной платформе от трактора Т170, который отличается проходимостью по мягким грунтам. Работает со сваями длиной до 12 метров и 5 тонн. Junttan PM-20 за смену обрабатывает до шестидесяти опор. Поднимаемый вес – 3 тонны, длина сваи – до 14 метров. УСА построен на колесной базе, поэтому не требует прицепов для доставки на участок. Монтирует сваи до трех тонн и 12 метров. БМ-811 – универсальный аппарат, монтирующий сваи методом бурения и забивки.

Ударные молоты

Ударный молот – навесное или стационарное оборудование. Принцип его работы такой же, как и у сваебойной машины. Навеска делится на три группы:

  • легкие;
  • средние;
  • тяжелые.

Первая группа имеет вес ударной части в 1250 кг. Используется для установки железобетонных опор до трех тонн. Поддерживаются металлические шпунтовые сваи. Вторая группа – вес до 2500 кг, третья – свыше 2500 кг. Молот размещается в трубчатых или штанговых держателях. Первый представляет собой металлическую трубу, внутри которой находится отбойник. Последний не сходит со своей траектории, т. к. направляется трубой. Штанговый держатель представляет собой два металлических стержня, которые расположены по сторонам от молота. Они выступают направляющими, удерживая его на петлях, благодаря которым и смещается отбойник. Штанговые опоры нуждаются в охлаждении, а трубчатые способны работать в течение суток.

Обратите внимание! Гидравлические молоты превосходят по мощности дизельные и пневматические.

Копровые мачты

Копровые мачты представляют собой металлические стойки, на которые устанавливается навесное оборудование. Мачта также является навесным оборудованием и крепится к экскаваторам или подъемным кранам. По рельсам, находящимся на стойке, смещается рама, на которую крепится молот. Копровые мачты могут быть самоходными. Оборудуются приводным механизмом, который и передвигает раму. Предназначением мачты является доставка опор до места установки на строительной площадке. Благодаря высоте держателя свая выравнивается и выставляется в точку. Подъемным механизмом молот доставляется к торцу опоры. Чтобы прочность сваи не нарушалась при забивании, она центрируется копром.

Технология погружения в грунт

Техника и сваи доставляются к месту работ и складируются по участку. Для оптимизации рабочего процесса опоры размещаются на грунте в радиусе досягаемости копром. Пока опора расположена горизонтально, на нее наносятся метки яркой краской. Они размещаются через метр, чтобы оператор контролировал погружение опоры в грунт при забивании. С копровой мачты спускается лебедка с крюками, которая фиксируется к петлям опоры.

Свая размещается вертикально над точкой монтажа и центрируется. Верхний торец располагается под молот. Каркас опускается по копру и фиксирует опору, предотвращая ее смещение при забивании. Опора размещается между направляющими мачты. Острый наконечник сваи помещается над точкой установки. Отклонение острия от точки не превышает 1 см. Перед забивкой проверяется вертикальность опоры и совпадение оси с молотом.

Задача первых ударов – направить и зафиксировать опору в грунте. Они наносятся разово. Молот поднимается над концом сваи на 40 см. Интенсивность ударов по опоре повышается, когда пройден метр грунта. После 1,5 метра амплитуда выводится на максимум. Периодически выверяется положение сваи в вертикальной плоскости. Если замечено отклонение на 1%, то задействуются стяжки или подпорки. Они должны вернуть ось опоры на точку. При больших или повторных отклонениях свая извлекается и вбивается снова.

Погружение опоры производится до нижней метки или до расчетного отказа. Последний показатель вычисляется до начала работ или практическим путем. Отказ – отметка глубины, на которой затрудняется дальнейшее погружение опоры или оно становится невозможным. Показатель зависит от типа сваи и грунта. Геологические изыскания с предварительным бурением указывают на состав почвы и расположение слоев.

Истинный отказ опоры проверяется через два месяца. Время необходимо для «отдыха» сваи. Если после повторного забивания не происходит смещения сваи в пределах, указанных в проекте, то работа считается завершенной. Ложный отказ – затруднение перемещения опоры в грунте вследствие его уплотнения. При трении о стенки почва сжимается, подвешивая сваю. В этом случае опора для фундамента может быть недостаточной.

Сваи забиваются по трем схемам:

  • рядовая;
  • спиральная;
  • секционная.

Рядовая еще называется полевой. Расположение опор соответствует названию – рядами. Количество рядов и количество свай в каждом зависит от проекта. Первая схема размещения опор применяется на песчаных грунтах, которые не уплотняются под динамическими нагрузками.

Вторая схема размещения опор применяется на глинистых и суглинистых почвах. Забивка свай происходит в прямом или обратном порядке. Прямой – бурозабивная установка движется от края к центру. Обратная – от центра к краям. Первая подходит для суглинков с нормальной плотностью, вторая – для плотных глинистых грунтов.

При секционной забивке опор в грунт образуется свайное поле, схожее с первым вариантом. Разница заключается в способе погружения опор. После проходки первых двух рядов один пропускается. Так происходит до конца поля. Когда участок покрыт опорами, бурозабивная машина возвращается и заполняет пробелы. Используется такой метод монтажа свай на высокоплотных грунтах. Процесс монтажа опор забивными машинами показан в видео ниже.

Резюме

Сваи остаются востребованным продуктом при сооружении фундаментов на неустойчивых грунтах. Это связано с разнообразием вариантов, которые подбираются под проект. Стоимость возведения основания на забивных опорах варьируется в зависимости от оборудования. В частном строительстве используются буронабивные опоры с глубиной до трех метров.

bouw.ru

ГОСТ 19804 91 на железобетонные сваи: размеры и характеристики

ГОСТ 19804 — 91 на железобетонные сваи является основополагающим документом, который регламентирует технологию изготовления, контроля качества и применения подобных изделий. Несмотря на то, что данный норматив был принят достаточно давно, он и по сей день не утратил своей актуальности. Вот почему ознакомиться с ним нужно любому, кто планирует заниматься возведением фундаментов свайного типа.

Работа копрового молота по обустройству фундамента

Основные разновидности

Типология изделий

Для начала разберемся, что представляет собой свая. Как правило, это  изделие из бетона класса В20 — В30, оснащенное каркасом из стальной арматуры. Размеры железобетонных свай могут быть различными, но чаще всего применяются изделия сечением 30х30 или 40х40 см.

Простейшая забивная модель

Обратите внимание! Максимальная длина деталей фабричного производства — 12 м. Более длинные конструкции делают составными путем внедрения в материал стальных закладных, позволяющих осуществлять сварное соединение. Для укорачивания излишне длинных опор применяется резка железобетона алмазными кругами.

В зависимости от типа конструкции выделяют такие разновидности:

Вид сваиТехнологические особенности
ЗабивныеМонолитные конструкции из тяжелого бетона с прочной арматурой. Заглубление осуществляется с использованием копровых молотов или вибропогружателей. Вес железобетонных свай забивного типа является максимальным ввиду высокой плотности.
ВдавливаемыеПрактически не имеют конструктивных отличий от забивных свай за исключением полости внутри стержня. Хуже переносят ударные нагрузки, потому погружаются с использованием специальных установок.
ОболочечныеПредставляют собой трубчатые конструкции с четко выраженной внутренней полостью. Чаще всего грунт из центральной части извлекается после погружения.
ВинтовыеМогут производиться как из металла, так и из железобетона. Наиболее часто встречаются комбинированные конструкции, объединяющие бетонный стержень и стальной винтовой оголовок.
Набивные и инъекционныеПроизводятся непосредственно на объекте путем заполнения пробуренного в грунте отверстия бетоном с предварительным или последующим амированием.

 Обратите внимание! При монтаже фундамента на винтовых бетонных сваях необходимо либо заранее проектировать металлические закладные, либо применять алмазное бурение отверстий в бетоне для крепления ростверка.

Формирование опоры по буронабивной технологии

Преднапряженные конструкции

В отдельную группу стоит выделить так называемые железобетонные преднапряженные сваи. Они представляют собой конструкции, которые более эффективно сопротивляются растягивающим нагрузкам.

Это достигается за счет применения особой  методики производства:

  • Для армирования используется высокопрочная сталь.
  • Арматурный каркас предварительно растягивается с использованием особых механизмов или обрабатывается электротермическим способом для создания напряжения.
  • В растянутом состоянии арматура погружается в бетон.
  • После полимеризации конструкция самосжимается за счет упругости каркаса, что позволяет компенсировать эксплуатационные нагрузки.

Фото механизма для преднапряжения арматуры

Нужно отметить, что обычные опоры можно изготовить и своими руками, а вот преднапряженные сваи делают исключительно в заводских условиях. Цена изделий также весьма немаленькая, потому применяют их только там, где обычным железобетоном не обойтись.

Производство железобетонных свай любого типа сопровождается контролем качества.

Обычно проверке подвергаются:

  • Линейные размеры изделия, а также позиционирование арматуры в теле сваи.
  • Механические характеристики, такие как способность сопротивляться сжимающим и растягивающим нагрузкам.
  • Морозостойкость.
  • Влагостойкость бетона.

Благодаря такой многоступенчатой проверке процент брака у фабричной продукции относительно невысок.

Маркировка изделий

Когда вы выбираете сваи железобетонные — технические характеристики играют очень важную роль. И подобрать материал под ваши задачи поможет анализ маркировки изделий.

Как правило, деталь обозначается буквенно-цифровым индексом, в котором:

  • Буква или группа букв – тип сваи (о них мы расскажем ниже).
  • Первое число – длина сваи в дециметрах.
  • Второе число – длина поперечного сечения в сантиметрах.
  • Третье число — коэффициент армирования (от 1 до 13).

Если говорить о типах изделий, то чаще всего встречаются следующие:

  • С – квадратные сплошные цельные и составные изделия.
  • СП – квадратные с круглой внутренней полостью.
  • СК – круглые с внутренней полостью.
  • СО – оболочечные (чаще всего большого диаметра).

Примеры расшифровки индексов

Таким образом, разобравшись в маркировке, мы сможем понять, что изделие С 120.40-6 – это  квадратная забивная опора длиной 12 м, сечением 40х40 см, армированная по шестому классу.

Использование в различных условиях

Эффективность применения подобных изделий во многом зависит оттого, насколько точно соблюдались нормативные рекомендации.

В общих чертах инструкция содержит такие требования:

  • Цельные и составные железобетонные забивные сваи используются для формирования фундаментов под зданиями и сооружениями на песчаных, суглинистых, намывных и биогенных грунтах. При этом под основанием должны располагаться либо крупнообломочные, либо песчано-пылеватые субстраты (не илистые).
  • Железобетонные составные сваи должны состоять из двух частей
    . Стык деталей делается с таким расчетом, чтобы он максимально эффективно передавал нагрузки, возникающие при заглублении.

Обратите внимание! Когда нужно установить более длинную опору, используются другие разновидности конструкций.

Двухсекционная схема

  • Полые круглые и оболочечные модели применяются на слабых субстратах большой глубины. Также допускается использование оболочечных конструкций в качестве единичных опор под колоннами и другими подобными элементами.
  • В наиболее сложных грунтовых условиях (мерзлые грунты, плывуны) чаще всего реализуются буронабивные и буроинъекционные технологии.

Формирование инъекционной опоры на сложном грунте

Вывод

ГОСТ на железобетонные сваи регулирует практически все аспекты изготовления и применения данных изделий. Изучив данный документ, вы сможете свободно ориентироваться в достаточно обширной номенклатуре, что существенно облегчит вам работу по проектировке и строительству любого здания на свайном фундаменте (см.также статью «Баня из керамзитобетонных блоков: особенности постройки и причины для выбора стройматериала»).

Если данная тема вас заинтересовала, и вы хотите получить дополнительную информацию  — рекомендуем просмотреть видео в этой статье.

masterabetona.ru

Призматические сваи – классификация, варианты заглубления и оборудование

Рациональность выбора свай диктуется конкретными условиями площадки строительства, конструктивными особенностями будущего сооружения и технико-экономическими обоснованиями. Оправданность и целесообразность решения по применению тех или иных подземных конструкций основывается на сравнении затрат по их изготовлению, а также транспортировке и монтажу. Призматические сваи из железобетона нередко становятся наиболее подходящим вариантом при возведении многоэтажных жилых домов и промышленных объектов на недостаточно прочных грунтах, но только в том случае, если неподалеку расположен завод по выпуску ЖБИ.

Классификация

Призматические сваи представляют собой длинные железобетонные столбы квадратного, реже – прямоугольного сечения. На их нижнем конце располагается наконечник, а сверху – оголовок. Технические условия изготовления и область применения изделий оговариваются в ГОСТ 19804-2012. Данный стандарт принят в шести постсоветских странах, а в России введен в действие с начала 2014 года.

Согласно нормативу, железобетонные сваи призматической формы подразделяются не столько по размерам, сколько по способу армирования. Изделия выпускаются:

  • цельными и составными;
  • сплошного сечения или со сквозной полостью круглого сечения;
  • с предварительно напряженной или ненапряженной продольной арматурой;
  • с поперечным армированием или только с продольным;
  • с расположением металлических стержней вдоль ребер, в центре и в промежутке между параллельными гранями.

Цельные железобетонные сваи обозначаются буквой «С». Размер стороны их сечения составляет 200-400мм, а длина изделий с ненапряженной арматурой – от 3 до 18м, а с напряженной – до 20м. Составные призматические сваи типа «С» имеют сечение 300-400мм и длину – от 14 до 28м.

Железобетонные сваи «СП» представляют собой изделия квадратного сечения с круглой полостью. Они выпускаются с размерами в поперечном сечении 300-400мм, а длиной – от 3 до 12м. В изделиях данного типа нижний наконечник отсутствует.

Составные призматические сваи могут иметь более двух секций, что допускается действующими стандартами.

Диаметр, количество и расположение продольных арматурин определяется, исходя из соответствующих расчетов. Металлические 12-32-миллиметровые стержни устанавливают в обязательном порядке по углам, а при необходимости – и между ними, вдоль граней железобетонных свай. В целях экономии металла, армирование длинномерных изделий производят с переменным количеством продольной арматуры или с изменениями размеров сечения стержней на разных участках по длине свайного столба.

Поперечное армирование выполняется 6-8-миллиметровой проволокой в виде замкнутого спирального хомута с шагом витков 100-200мм. В наконечнике и оголовке расстояние между проволочными рядами уменьшают вполовину. Кроме того, нижний заостренный конец железобетонных свай может упрочняться стальными кожухами, а для возможности качественного опирания на неровную поверхность – оснащаться специальными штырями. Наличие тех или иных дополнительных опций напрямую зависит от грунтовых условий на площадке строительства объекта.

Железобетонные сваи сплошного сечения с предварительно напряженной арматурой

В призматических сваях могут отсутствовать или присутствовать поперечные арматурные хомуты. В первом случае в качестве продольных стержней устанавливается высокопрочная или же семипрядная стальная проволока, представляющая собой прямолинейный стальной стержень с обвитыми вокруг него шестью нитями более тонкой скрученной проволоки. Железобетонные сваи без поперечной арматуры выгодно уменьшают расход металла. Их используют при прохождении рыхлых и среднеплотных песков, а также пластичных супесей и глинистых грунтов. При этом заглубляться сваи должны на всю высоту, а опираться могут на любые грунты, кроме скальных, вечномерзлых, а также слабых, пучинистых и сильносжимаемых. Но в силу своей конструкции, такие изделия имеют ограничения.

Железобетонные сваи призматического сечения, не имеющие поперечного армирования, не допускается использовать в строительстве гидротехнических сооружений, в том числе мостов. Также, их нельзя заглублять вибрационными способами.

Наличие в фундаментных сваях напряженной арматуры и поперечных металлических хомутов предоставляет расширенные возможности применения железобетонных изделий. Совместная работа свайной «начинки» позволяет справляться с различными нагрузками:

  • вертикальными вдавливающими;
  • горизонтальными;
  • изгибающими;
  • выдергивающими.

Использование напряженной арматуры почти в два раза экономит расход стали, по сравнению с железобетонными призматическими сваями, при изготовлении которых применяется ненапряженная арматура. В связи с данным фактом, при проектировании объектов отдается предпочтение предварительно напряженным изделиям.

Железобетонные сваи с ненапряженной арматурой

Такие линейные изделия призматической формы выпускаются с поперечным армированием. Несмотря на то, что применяться они могут в тех же грунтовых условиях, что и ранее описанные сваи, использовать их рекомендуется лишь в крайних случаях. Это касается, к примеру, отсутствия производственных или технологических возможностей изготовления железобетонных конструкций с напряженной арматурой на предприятиях, расположенных в районе строительства.

Призматические сваи с полостью круглой формы

Данный вид изделий выпускается с арматурой, как предварительно напряженной, так и ненапряженной. Сквозная полость способствует экономии бетона и, как ни странно, арматурной стали, по сравнению с аналогами, имеющими сплошное сечение. Полые железобетонные сваи применяются в тех же грунтовых условиях, что их призматические собратья, имеющие в своей конструкции поперечные арматурные хомуты.

Составные сваи

Монтаж железобетонных составных свай сплошного сечения возможен лишь в случае, если конструкция стыка допускает воздействие на него всех имеющихся силовых нагрузок и изгибающих моментов. Такую технологию используют:

  • при расположении уровня несущего слоя на разных глубинах в пределах площадки строительства;
  • при невозможности транспортировки изделий заданной длины;
  • в стесненных условиях;
  • при недостаточных технических характеристиках имеющегося копрового оборудования.

Короткие составные железобетонные сваи довольно часто помогают возвести фундамент в сложных условиях.

Варианты заглубления и оборудование

Вертикальное и наклонное погружение свай призматической формы может производиться:

  • копрами рельсовыми – универсальными (с наличием траверсной тележки или без нее) и простыми. Оборудуются воздушными, дизельными или паровоздушными молотами;
  • копрами колесными – на базе автокранов или на пневмоходу. Комплектуются дизельными молотами;
  • копрами гусеничными – на базе тракторов, экскаваторов и кранов на гусеничном ходу. Оснащаются навесным погружным оборудованием с паровоздушными, дизельными или механическими молотами;
  • копрами плавучими – оборудуются молотами паровоздушного типа;
  • вибропогружателями и вибромолотами;
  • вибровдавливающим оборудованием, навешиваемым на тракторы.

Работы могут производиться на спланированных площадках, имеющих свободный выезд, или в стесненных условиях, на косогорах и насыпях. Для каждого случая техника и оборудование подбирается индивидуально, в зависимости от сложившейся ситуации. На основании планов составляется проект производства работ, помогающий более рационально и безопасно использовать механизмы.

Копры

Универсальные копры представляют собой механизмы, обеспечивающие:

  • полноценный поворот платформы, на которой располагается копровое оборудование;
  • трансформацию вылета;
  • возможность погружения железобетонных свай в наклонном положении.

Полууниверсальные механизмы выполняют одну из функций – либо поворот, либо наклон. Простые копры подобных узлов в конструкции не имеют, так как являются копровым оборудованием.

Полноценная сваебойная техника выполняет весь рабочий цикл, начиная от перемещения свай к месту установки и заканчивая их погружением до проектной отметки. Механизмы самостоятельно передвигаются и не требуют дополнительных приспособлений. Для навесных копров используются базовые машины, а само оборудование подготавливают к функционированию на каждом новом объекте, основываясь на заводской инструкции.

На тракторы копровые стрелы крепятся с задней или боковой стороны. С их помощью забивают призматические сваи длиной 8-12м. Меньшие по размеру изделия заглубляют при помощи навешиваемого на автомобильные краны оборудования. Экскаваторные базы используются, как правило, при заглублении железобетонных изделий высотой до 16м с бровки котлована или траншеи. Копровая установка в верхней точке подсоединяется к стреле экскаватора, а в нижней части – к его поворотной платформе посредством гидроцилиндров.

С одной позиции универсальная техника может монтировать несколько свай.

Копры на колесной базе достаточно мобильны, поэтому они удобны при работе на рассредоточенных объектах – строительстве технологических трасс, трубопроводов, сельскохозяйственных комплексов. Оборудование в течение четверти часа укладывается в транспортное положение, в большинстве случаев – даже без снятия молота.

Рельсовые копры устанавливаются стационарно на весь период работы, поэтому их применяют при возведении крупных объектов. Если размеры свайного поля не позволяют с одного рельсового пути дотянуться до всех точек расположения свай, то на площадке предусматривают поэтапное или параллельное проведение работ. Одним из вариантов рельсовых копров является мостовой тип установки. В этом случае с обеих сторон вдоль выемки укладываются рельсы по дну или бровкам котлована, а сам «мост» с оборудованием нависает над свайным полем. Такие копры применяются в массовом строительстве жилых и промышленных объектов или в районах с присутствием водонасыщенных грунтов. Рельсовая техника приводятся в движение электродвигателями.

Молоты

Призматические сваи забивают молотами, состоящими из:

  • ударника – падающей части;
  • наковальни (шабота) – стационарной части, зафиксированной на оголовке железобетонной сваи;
  • подъемного устройства для ударника;
  • направляющей части.

В строительстве используется четыре вида свайных молотов:

  • механические — металлическая отливка массой не более 5т сбрасывается с определенной высоты на заглубляемую сваю, после чего вновь поднимается вверх;
  • дизельные – штанговые и трубчатые. Процесс работы основан на сжатии и сгорании топливно-воздушной смеси;
  • паровоздушные – одиночного или двойного действия. Ударная часть установки перемещается посредством поршневой системы и сжатого воздуха, или пара;
  • гидравлические – силовое воздействие на железобетонные сваи оказывает боек, совмещенный с поршнем и приводимый в движение за счет перекачивания насосом жидкости.

Виброоборудование

Железобетонные сваи заглубляются вибропогружателями и вибромолотами за счет искусственно вызванных колебаний, направленных вдоль оси фундаментного столба. В результате, сопротивление грунта резко снижается, а свая постепенно занимает требуемое положение. Вибропогружатели оборудуются дебалансными парами, нередко – несколькими. В водонасыщенных песках и супеси они показывают лучшую производительность, по сравнению с молотом, но срок их службы недолог.

Отличием между вибромолотами и вибропогружателями является место размещения дебалансов. В первом случае они располагаются в отдельном корпусе, соединенном с наголовником сваи амортизационными пружинами. Колебания происходят с большой амплитудой, позволяющей бойку выполнять удары по наковальне, насаженной на сваю. Во втором случае, установка с дебалансными парами контактирует непосредственно с наголовником.

semidelov.ru