Опалубка для ступеней – выбор форм и их монтаж

Содержание

выбор форм и их монтаж

При строительстве домов, имеющих больше одного этажа, не обойтись без сооружения лестниц. Строить их можно разными способами, один из наиболее удобных и практичных вариантов – монолитная конструкция.

Для её создания потребуется опалубка для лестницы. По сути, это просто форма, в которую укладывается арматура и заливается бетонная смесь. Разберемся, какими они бывают и как их правильно собирать.

Содержание статьи

Тип лестницы и опалубки

При постройке многоэтажных зданий, чаще всего, сооружают именно монолитные лестницы. Все другие варианты (к примеру, деревянные) актуальны только в частных домах малой этажности.

Монолитные конструкции универсальны, строительство лестницы такого типа возможно на входной группе, для спуска в подвальные помещения и внутри зданий. К достоинствам технологии относят:

  • прочность и долговечность конструкций;
  • отличные эксплуатационные характеристики. В частности, монолитная конструкция в отличие от деревянной никогда не станет скрипеть;
  • есть возможность воплощать разнообразные дизайнерские решения, использовать самые разные отделочные материалы;
  • пожарная безопасность.

К недостаткам можно отнести достаточно большой вес, что создает дополнительную нагрузку на перекрытия. Кроме того, трудоемкость процесса создания опалубки для лестницы, а также необходимость выполнения «мокрых» работ, которых требует устройство монолитных конструкций.

Разберемся, какими бывают виды опалубки для бетонной лестницы. В зависимости от пространственного положения выделяют два типа:

  • маршевые;
  • винтовые.

Опалубка для маршевой лестницы

Чаще всего, в многоэтажных домах сооружают маршевые лестницы. Они состоят из отдельных маршей, разделенных площадками. При этом марши могут иметь разную форму:

  • в виде буквы «П»;
  • в виде буквы «Г»;
  • изогнутые и пр.

В зависимости от количества маршей, выделяют одно- , двух и многомаршевые варианты. Существует несколько видов опалубки лестничных маршей:

  • Передвижная. Это съёмные системы многократного применения. Для строительства опалубки для монолитной лестницы используются стандартные комплекты, поэтому их применяют в домах, сооружаемых по типовым проектам.
  • Дощатая. Этот вариант используется при сооружении частных домов, оборудуется под конкретные размеры. Поэтому возможно изготовление бетонных лестничных маршей нестандартных размеров.
  • С пленочными перекрытиями. Это универсальный вариант, который можно перестраивать под конкретный проект. Подходит для лестницы из бетона с требуемым количеством ступеней.

Опалубка для винтовой лестницы

Отличием этого варианта является то, что ступени расположены вокруг опоры, установленной вертикально. При этом это может быть вариант со ступеньками, расположенными по кругу, но встречаются и конструкции с квадратным расположением.

Сложность сооружения опалубки винтовой лестницы заключается в том, что необходимо создавать формы отдельно для каждой ступени, так как их размеры неодинаковы. Затем каждая форма крепится к вертикальной опоре, создавая общую форму.

Совет! Если винтовая или маршевая лестница одной стороной примыкает к стене, то арматурный каркас ступеней обязательно увязывается с арматурным каркасом стен. Для этого при сооружении стены предусматриваются специальные выпуски арматуры.

Материал для опалубки

Для монтажа опалубки лестниц многоэтажных домов используют готовые комплекты. Профессионалы применяют, как правило, металлическую опалубку. Однако для частного строительства приобретение профессионального комплекта нерационально, поскольку он довольно дорогой.

Поэтому при строительстве частных домов для опалубки, чаще всего, используются доски и влагостойкая фанера, то есть, по сути, форма для заливки бетона является деревянным коробом. Для строительства требуется:

  • доски обрезные толщиной 3-4 см, шириной 15-30 см;
  • фанера водостойкая толщиной 20 мм;
  • брус сечением 10 на 10 см.

Деталировка форм следующая:

  • брус, соединяющий боковые доски для формирования ступеней;
  • брус, соединяющий все части конструкции друг с другом;
  • торцевая часть ступеней, изготавливаемая из влагостойкой фанеры.

Все части фанеры должны быть плотно состыкованы, чтобы исключить утечки бетонной смеси. Для сборки рекомендуется пользовать саморезами. Использование гвоздей создаст дополнительные трудности при проведении демонтажных работ. Для облегчения процесса соединения деталей могут быть использованы металлические уголки.

Расчет опалубки для лестницы

Чтобы спускаться и подниматься по ступеням было удобно, проводится расчет лестницы. Эта работа осуществляется на этапе проектирования. Основные требования, которым должна соответствовать лестница:

  • ширина горизонтальной части ступени должна быть такой, чтобы на неё помещалось не менее 80% длины ступни. Оптимальной шириной считается величина 30 см;

Совет! Слишком широкие ступени создают неудобство при ходьбе, а слишком узкие повышают риск оступиться.

  • ширина пролета не должна быть менее 80 см, а если по лестницам будут заноситься предметы мебели, то минимальная ширина – 120 см;
  • высота вертикальной части ступени зависит от ширины горизонтальной части. Для ступеней с шириной 30 см, высота должна быть 15 см. Если ступенька будет шире, то вертикальную часть уменьшают;
  • после определения оптимальной высоты вертикальной части, можно будет подсчитать необходимое количество ступеней;
  • оптимальным уклоном считается 26-37 градусов. Более крутые лестницы создают сложности при подъеме и спуске.

Совет! Если уклон лестницы более 45 градусов, то безопасный спуск по ней возможен только спиной вперед.

Определившись с количеством ступеней и их размерами, делаем расчеты, чтобы определить необходимо количество досок и фанеры для сооружения опалубки. При выборе толщины досок учитывается количество заливаемого раствора, так как собранные формы должны выдержать давление бетонной смеси.

Монтаж опалубки

Монтажные работы проводят в соответствии с проектом. Установка наружных форм для входных групп несколько отличается от сборки опалубки для маршей, расположенных между двумя стенами, друг напротив друга. Для примера приведем технологию сборки опалубочной формы для прямого лестничного марша:

  • на двух боковых досках размечаем будущие ступени;
  • по разметке прибиваем бруски, которые будут служить опорой для ступенек;

  • если марш не широкий, а для монтажа используются доски шириной 40 мм, то установка дополнительной доски посередине ступени не является обязательным. При широком марше дополнительную доску обязательно монтируют, закрепляя её дополнительными упорами;
  • перед заливкой бетона, в грунт вбиваются поддерживающие колья. После окончания строительства и застывания бетонной смеси, выступающие части кольев отпиливают.

Итак, для сооружения монолитной лестницы, необходимо собрать опалубку. В профессиональном строительстве используют стандартные комплекты. При строительстве частных домов чаще собирают опалубочные формы самостоятельно. В качестве материала применяют струганные доски и влагостойкую фанеру.

ravchan.ru

Опалубка для лестницы из бетона – как сделать своими руками

 

Лестничная конструкция – важнейший элемент любого здания, обеспечивающая безопасное и комфортное перемещение между этажами. Поэтому к ней предъявляются высокие требования по прочности, долговечности и надежности. Лестницы делаются из дерева, металла, но чаще применяются марши, изготовленные из прочного, практичного и долговечного материала – бетона. Правильное изготовление опалубки для лестниц из бетона позволит обеспечить нужные характеристики этого сооружения. Это касается как небольших, так и сложных конструкций со сложными поверхностями.

Виды лестничных конструкций

Лестницы классифицируются по конструктивным особенностям. Распространены два вида:

  • Маршевая лестница, представляющая собой последовательный набор ступенек, один конец которой находится на первом этаже, второй – на следующем. Ее площадь зависит от угла наклона, причем, чем круче подъем-спуск, тем выше каждая ступенька. Сложные конструкции имеют несколько маршей, разделенных площадками. Как правило, марши направляются под углом 180° относительно друг друга, что экономит пространство.
  • Винтовая лестница конструктивно сложный архитектурный элемент. У нее каждая ступень находится под углом к предыдущей, позволяя создавать сложные сооружения, надежные и безопасные, экономя полезное пространство внутри дома или занимая минимум места на приусадебном участке. Ее изготовление требует определенных навыков и изготовления специальных опалубок.

Существует вариант, включающий в себя оба основных конструктивных элементов, называющийся забежная поворотная лестница. Она изготовлена в виде маршей, имеющих плавные повороты ступеней. Это позволяет поворачивать лестничную конструкцию на любой угол — 45°, 90° или даже в обратную сторону.

Необходимые расчеты

Лестница – это архитектурный элемент, подвергающийся повышенным нагрузкам, поэтому при ее строительстве необходимо провести определенные расчеты. Неправильный подход приведет к тому, что она будет неудобной, на ней появятся трещины и возникнет риск разрушения. Основным моментом, из которого нужно исходить при расчетах — пространство, выделенное под лестницу. После чего определяется тип, например, с площадкой или забежными ступенями, маршевые или винтовые пролеты.

Для внутренней бетонной лестницы требуется особенная точность, она должна экономить домашнее пространство, при этом оставаясь комфортной для всех членов семьи. Поэтому ее нужно проектировать вместе с домом, с учетом высоты перекрытий и пространства для межэтажных переходов.

Главным параметром является уклон лестничного пролета, измеряемый в градусах к горизонту. При наличии достаточного пространства делаются лестничные пролеты 20-24 градуса к горизонту. Такая конструкция позволяет увеличить размеры ступеней, но марш может быть слишком длинным.

Самым приемлемым вариантом считаются марши, расположенные под углом 26-33 градусов к горизонту. Они комфортны, безопасны, легко изготавливаются при условии правильного расчета конфигурации ступеней.

Максимальный угол, при котором соблюдаются требования безопасности, составляет 45 градусов, при этом ширина и высота ступени будут одинаковыми. Такие лестницы экономят пространство, но не слишком комфортны.

 

Далее, для правильного изготовления опалубки, требуется рассчитать ширину и высоту ступеней, для полученного наклона. Данные можно получить и заранее готовой таблицы:

Ширина, смВысота, смУгол наклона, в градусах и минутах
401014°10
381116°20
361218°30
341321°00
321423°10
301526°40
281629°50
261733°10
241837°00
221940°50
202045°00

Другой вариант – самому рассчитать высоту ступеней. Для этого предлагается специальная формула, с помощью которой высчитывается безопасная для конкретного человека S=d+2h. Где S – длина шага, d – ширина, h – высота ступени. Но данный способ не учитывает длины лестничного пролета. Он позволяет подобрать оптимальную высоту ступеней. Что касается количества ступенек, то ее можно узнать, поделив высоту пролета на высоту одной ступени. Подогнать марш к конкретной высоте можно размером подступенка, в который должна опираться лестница.

Согласно СП 118.13330.2012 «Общественные здания и сооружения» ширина ступени должна быть 30 см (допустимо от 28 см до 35 см), а высота подступенка — 15 см (допустимо от 13 до 17 см).

При выполнении расчетов нужно учитывать, что расстояние от ступенек до верхней преграды не должно быть ниже 2 м, чтобы человек не ударился головой. Минимальная ширина марша не меньше 0,8 м, рекомендуется 1 м.

Материалы и инструменты

Опалубка для лестницы чаще всего изготавливается из дерева и собирается в соответствии с заранее проведенными расчетами. Для ее изготовления потребуется обрезная доска толщиной 25-30 мм, стальная арматура диаметром 10-20 мм, брус 100х100 мм, водостойкая фанера толщиной 20 мм. Сборка опалубки для бетонной лестницы производится саморезами 55 мм.

Применение гвоздей не рекомендуется, поскольку это вызовет проблемы при разборке конструкции.

Качественная опалубка тщательно подгоняется, в ней не должно быть щелей и выемок, для чего потребуется такой инструмент:

  • шуруповерт с набором насадок или отвертки;
  • ножовка, электролобзик или электропила;
  • уровень;
  • молоток;
  • отвес.

Изготовление и монтаж опалубки

Изготовление опалубки для лестницы из бетона производится в несколько этапов. Сначала изготавливается каркас из досок толщиной 20 мм, устанавливаемых по бокам будущего лестничного пролета. Разметка производится с внутренней стороны досок, в тех местах, где будут располагаться ступени. Стенки делаются из фанеры и брусьев, что обеспечивает герметичность и прочность, поскольку бетон – тяжелый материал. Для скрепления используются саморезы 55 мм, обеспечивающие наиболее надежное соединение.

Перед тем как сделать поперечные упоры для опалубки лестницы, нужно устроить армирование, которое производится при помощи ребристого прута не менее 10 мм в диаметре. В местах пересечения арматура связывается стальной проволокой, сама сетка должна находиться на высоте не менее 30 мм над дном короба, для чего используются фиксаторы из пластмассы. Арматура скрепляется сваркой, а края укрепляются в опорах каркаса опалубки, тогда сетка не сдвинется при заливке. Если планируются перила, под них делаются стальные закладные или монтируется дополнительная арматура.

После этого устанавливаются доски или фанера, ограничивающая передние части ступеней. Их ширина должна быть равна высоте подступенка. При необходимости под нижний щит устанавливаются вспомогательные подпорки. Количество подпорок зависит от длины пролета и материала, из которого они изготовлены, они должны без проблем выдержать вес опалубки и самой конструкции, поэтому на них не нужно экономить.

Особенности опалубки для винтовой лестницы

Для лестницы винтовой конструкции опалубка делается по тому же принципу, что и для маршевого пролета. Но поскольку ее профиль сложный, каждый элемент изготавливается отдельно, боковины из фанеры изгибаются в соответствии с произведенными ранее расчетами. Чтобы укрепить опалубку изготавливаются дополнительные подпорки из бруса 10х10 см, укрепляемые с шагом 0,5 м. Делаются поперечины, которые сделают конструкцию жестче, чтобы опалубка не обрушилась под весом бетона.

 

betonpro100.ru

Опалубка для крыльца под бетон — порядок сборки

  • Монтаж фундамента
    • Выбор типа
    • Из блоков
    • Ленточный
    • Плитный
    • Свайный
    • Столбчатый
  • Устройство
    • Армирование
    • Гидроизоляция
    • После установки
    • Ремонт
    • Смеси и материалы
    • Устройство
    • Устройство опалубки
    • Утепление
  • Цоколь
    • Какой выбрать
    • Отделка
    • Устройство
  • Сваи
    • Виды
    • Инструмент
    • Работы
    • Устройство
  • Расчет

Поиск

Фундаменты от А до Я.
  • Монтаж фундамента
    • ВсеВыбор типаИз блоковЛенточныйПлитныйСвайныйСтолбчатый

      Фундамент под металлообрабатывающий станок

      Устройство фундамента из блоков ФБС

      Заливка фундамента под дом

      Характеристики ленточного фундамента

  • Устройство
    • ВсеАрмированиеГидроизоляцияПосле установкиРемонтСмеси и материалыУстройствоУстройство опалубкиУтепление

      Устранение трещин в стенах фундамента

      Как армировать ростверк

      Необходимость устройства опалубки

      Как сделать гидроизоляцию цоколя

  • Цоколь
    • ВсеКакой выбратьОтделкаУстройство

      Отделка фундамента камнем

      Выбор цокольной плитки для фасада

      Что такое цоколь

      Как закрыть винтовые сваи

  • Сваи
    • ВсеВидыИнструментРаботыУстройство

      Динамические и статические испытания свай

      Использование железобетонных свай

      Изготовление винтовых свай своими руками

      Забивка свайного фундамента

  • Расчет

fundamentaya.ru

Опалубка для лестницы из бетона: подбор материала, монтаж опалубки

Если деревянная лестница чаще всего делается в один прием – без промежуточных этапов, то монолитную лестницу из бетона невозможно сделать без возведения опалубки. Причем, иногда этот процесс бывает более трудоемок, чем непосредственно бетонирование. Но, если четко соблюдать этапность работ и не нарушать технологии, то все получится, даже если вы не специалист в этой области.

А некоторые виды лестниц можно сделать только из бетона – ни дерево, ни какой-либо другой материал для них просто не подойдут.

Порой визуальная легкость тяжелых железобетонных конструкций с лихвой перекрывает трудозатраты на изготовление сложной опалубки для лестницы из бетона и компенсирует денежные расходы великолепием конечного результата.

Расчет лестницы

Собственно, он ничем не отличается от расчета любой другой лестницы. Высота ступеней принимается в идеале 150 мм, с возможным увеличением до 200 мм и уменьшением до 120 мм. Почти всегда лестница делается при готовом перекрытии, а значит, зная высоту финишного покрытия пола каждого из уровней, можно рассчитать точную ее высоту.

Наибольшие ошибки при изготовлении лестниц допускаются строителями при формировании нижней и верхней ступенек, когда чего-нибудь не учитывают в уровне полов, и они получаются разной с остальными высоты. В эксплуатации это может привести к нежелательным последствиям, вплоть до травм.

Вычертите свою будущую лестницу в масштабе на бумаге, взяв за ширину проступи размер в 300 мм, и вы получите также горизонтальную разметку, конечно, включающую в себя и ширину ступеней. Меньшая их глубина будет создавать трудности при подъеме, ведь человеку придется попеременно переносить всю тяжесть тела на носок одной ноги, а бо?льшая вынудит делать более широкий шаг, что тоже напрягает.

Отклонение от этих размеров элементов лестницы должно быть серьезно оправдано и не быть значительным.

Полученную разметку следует перенести на ближайшие стены, даже если лестница не будет примыкать к ним вплотную. Исключение составляют лестницы, расположенные посредине помещения, но такое бывает редко.

Также, пользуясь этим чертежом можно произвести расчет материалов для опалубки, разметить и нарезать их в нужный размер.

Это видео с продолжением, что может пригодиться вам в дальнейшем, но приемы подготовки к возведению опалубки показаны очень доходчиво, а главное – правильно.

Материалы для опалубки под  лестницу из бетона

Основным материалом для изготовления опалубки под монолитную лестницу из бетона является дерево и листовые материалы на его основе: ДСП, ОСП, фанера, иногда даже ДВП.

Такая лестница обязательно армируется и для этого делается пространственный каркас из стальной арматуры диаметром 8 – 12 мм, в котором арматуру чаще связывают вязальной проволокой, реже скрепляют при помощи сварки. Первый вариант – однозначно лучше.

Также армировку позиционируют на некотором расстоянии от обшивки опалубки, чтобы весь металл находился в толще бетона. Часто элементы опалубки покрывают хорошо натянутой полиэтиленовой пленкой – при этом бетонная поверхность лестницы получится гладкой, не требующей дополнительного выравнивания впоследствии.

Да и возможность вторичного использования материалов, примененных для изготовления опалубки, оправдывает ее присутствие. Иногда же, напротив – фактура листового материала интересна для переноса на поверхность бетона, и тогда, главная задача: аккуратнее подогнать его стыки. Но в любом случае, опалубка для лестницы из бетона не должна иметь щелей, через которые этот бетон может просачиваться наружу. Это может привести и к просаживанию ступеней и площадок, и к образованию пустот, что не только не желательно, но и опасно.

Иногда опалубка для монолитной лестницы из бетона делается стальной, разборной, но чаще такие опалубки изготавливают в строительных организациях, специализирующихся именно на заливке монолитных бетонных лестниц, иначе затраты на их изготовление просто не окупятся.

Стальные опалубки бывают и более сложной формы.

Если в вашем регионе такие фирмы имеются, думаем, что возможен вариант взятия в аренду такого оборудования, а порой трудозатраты и стоимость материалов на опалубку превосходят стоимость его аренды.

Иногда вместо арматурного каркаса делают сварной стальной каркас из уголков, двутавров, швеллеров или профильной трубы, вокруг которого возводят опалубку.

Особенно оправдан такой метод в случаях с лестницами сложной конфигурации и стоящими посреди помещения.

Монтаж опалубки

Сам процесс не столько сложен, сколько кропотлив, хотя и назвать его простым язык не повернется. Все элементы опалубки должны быть тщательно взаимосвязаны между собой, иначе бетон с легкостью изогнет даже самую толстую доску, не говоря уже о фанере или ДВП, придав вашей ступеньке ненужную полукруглость.

Если речь идет о пристенных лестницах простой конфигурации, то главным инструментом при создании опалубки является, безусловно, уровень.

Но для более сложных случаев к нему нужно добавить хороший деревообрабатывающий инструмент, точную рулетку и напрячь свое пространственное мышление. Особенно оно пригодится при изготовлении опалубки для винтовых или полукруглых лестниц из бетона.

В этом случае также более рациональным будет сварить стальной каркас и вокруг него устроить опалубку. Опоры опалубки, не соприкасающиеся со стенами, рекомендуем подпирать дополнительными раскосами.

Напоследок напомним о нескольких не сложных правилах, которые помогут вам упростить работу над созданием опалубки для монолитной лестницы из бетона, а может и избежать возможных ошибок:

1. Максимально возможное количество крепежа элементов опалубки делайте снаружи, чтобы при ее разборке не повредить поверхность не окончательно застывшего бетона. Используйте саморезы, а не гвозди.

2. Применяя листовой материал для формирования низа маршей, поперечные опоры укладывайте с шагом не более 150 – 200 мм, во избежание его провисания.

3. Для последующей финишной отделки монолитной бетонной лестницы деревом, закладывайте деревянные элементы для его крепления во время возведения опалубки. Это впоследствии облегчит процесс монтажа.

4. До заливки опалубки бетоном, тщательно проверьте точность ее выполнения и надежность конструкции, качество крепления ее элементов к стенам здания или прочность боковых раскосов, в случае ее удаленности от стен. Помните, что удельный вес 1-го кубометра бетона составляет почти 2 с половиной тонны.

Уважаемые читатели, если у вас остались вопросы, задавайте их, используя форму ниже. Мы будем рады общению с вами 😉

Рекомендуем другие статьи по теме

stroi-specialist.ru

Как сделать опалубку для крыльца со ступеньками

Почему многие владельцы частных домов выбирают для сооружения крыльца бетонный раствор. Все дело в прочности и долговечности бетонных конструкций и изделий. К тому же бетонное крыльцо можно отделать на свое усмотрение, используя достаточно большой список облицовочных материалов. Многим может показаться, что этот строительный процесс сложен. Конечно, не без этого, но сами мастера уверяют, что самое сложное в нем – это сборка опалубки. Что же в ней сложного?

Начнем с того, что определимся, что такое опалубка. Итак, это сборный короб, который собирается из досок или фанеры, металлических листов или плит ОСБ, так же могут быть использованы и другие плитные и листовые материалы. Ее основное назначение – придать форму, габариты заливаемой бетонной конструкции и точно расположить ее на местности. В состав опалубки входят так называемые формообразующие элементы, крепежные изделия и конструкции, которые поддерживают основную часть системы. Есть два вида опалубки: съемная и несъемная. Второй вид собирается навечно до демонтажа самой бетонной конструкции. По сути, она становится неотъемлемой частью бетона.

Так как разговор зашел о крыльце дома, то, значит, дело будет касаться съемного вида. Как его собрать своими руками? Здесь надо будет рассмотреть два варианта: из досок и из фанеры, которые могут быть бывшими в употреблении, то есть, материал остался после возведения самого частного дома.

Опалубка из досок

Для того чтобы сделать опалубку для крыльца из бетона, необходимы доски толщиною 20-30 мм. Чем шире доски, тем лучше. Но для формирования ступенек, высота которых варьируется в диапазоне 14-16 см, лучше применить доски шириною 150 мм.

В первую очередь необходимо подготовить площадку под крыльцо. Обычно по габаритным размерам выкапывается котлован глубиною 30-40 см, который бетонируется. Именно на эта плоскость и будет устанавливаться сама опалубка. Как правильно ее сделать?

Оптимальный вариант – собрать формообразующую часть прямо на земле, учитывая точные размеры самого крыльца. По сути, это боковинки, которые будут располагаться с торцов будущего бетонного сооружения. Здесь основное дело – сделать ступенчатую конструкцию. Поэтому часть досок надо будет подрезать под размеры ступенек, а точнее, их выступов. Поэтому замеряется выступ крыльца (это его ширина), в которую входит ширина первой (нижней) ступени. Этот размер переносится на доску, она по нему подрезается обычной пилой.

Все остальные доски подрезаются под размеры ширины части крыльца до краев второй, третей и так далее ступенек. Теперь все доски укладываются на ровную поверхность и скрепляются между собой досками, уложенными поперек сложенной боковины. Крепить можно саморезами или гвоздями.

Внимание! Все крепежные изделия пройдут насквозь сделанной деревянной конструкции. При ее установке по месту, необходимо учитывать тот факт, что концы крепежей должны смотреть наружу опалубки.

То есть, шляпки саморезов или гвоздей должны остаться внутри полого короба. То же самое касается и крепежных досок, которые после установки опалубки будут располагаться вертикально. Цель такого монтажа – демонтаж боковинок, чтобы торчащие элементы не застряли в бетоне и не повредили его.

Таким образом готовятся две боковые части, которые должны быть установлены по месту. Теперь их надо закрепить.

  • Во-первых, их скрепляют между собой досками шириною 150 мм, которые укладываются по месту формирования ступенек. По сути, эти элементы будут образовывать поверхность подступени. Количество вертикально установленных досок (на ребро, на попа) равно количеству ступеней.
  • Во-вторых, чтобы заливаемый бетон под давлением своей массы не раздвинул боковины в стороны, необходимо по всей их длине забить в землю опоры. Для этого могут быть использованы куски металлической арматуры, трубы или уголки. Чем шире крыльцо, тем больше опор придется вбить в землю.
  • В-третьих, для того чтобы уложенные и закрепленные вертикально доски не выгнул бетонный раствор, посередине их установки необходимо уложить и прикрепить доску во всю ширину всех ступенек. Крепить можно саморезами или гвоздями наискосок или использовать металлический крепежный уголок. Если крыльцо имеет большую длину, то крепежных досок надо будет не одна. Распределить их придется равномерно через каждые 1,5 м по всей длине конструкции.
  • В-четвертых, не стоит забывать и о верхней площадке крыльца. Здесь также придется равномерно расположить горизонтальные элементы, соединяющие две боковины. У краев установка производится обязательно.

Опалубка готова, остается лишь обработать ее внутренние поверхности раствором, который не позволит прилипнуть доскам к бетонной поверхности. Если раствора нет под рукой, можно использовать отработанное техническое масло, можно набить рубероид или полиэтиленовую пленку. Кстати, два последних варианта лучше, если для сооружения опалубки используются доски, бывшие в употреблении. Просто между ними обязательно останутся щели, через которые бетон будет вытекать. А этого допустить нельзя.

Опалубка ступенчатого крыльца

Посмотрите на фото, где показано крыльцо со ступеньками с трех сторон. Для того чтобы залить такую конструкцию, можно использовать упрощенный тип опалубки. Для этого используются все те же доски, которые сбиваются в короб, формируя первую ступень. Ставятся доски на попа и соединяются между собой саморезами или гвоздями, лучше дополнительно установить металлические уголки.

Этот короб устанавливается по месту, забиваются распорки в землю, сдерживающие давление бетона. Производится заливка раствора до верхних краев опалубки (не забываем провести армирование). После того как смесь подсохнет, можно устанавливать верхний короб, который будет формировать второй ряд ступенек. Он меньше первого на ширину проступи. Крепят второй ярус к первому укосинами (это доски или рейки, соединяющие короба по наклонной плоскости). заливается бетон. Третий и последующие ярусы, если они присутствуют в конструкции крыльца заливаются точно так же. Верхняя площадка – это залитый бетоном верхний ярус.

В принципе, по этой технологии сборки опалубки для крыльца из бетона можно соорудить и первую конструкцию. То есть, собирать ярусы постепенно, но заливку делать всей конструкции одновременно. Не забываем скреплять ярусы между собой вертикальными крепежными элементами (досками или рейками).

Опалубка из фанеры

Этот вариант сборки опалубки, можно сказать, и более простой, но есть в нем и свои сложности, если говорим о процессе – сделать своими руками. Очень важно правильно из фанерного листа сделать боковину, чтобы она точно повторяла форму самого крыльца. Здесь важно сохранить размеры ступенек и их прямоугольную форму в разрезе. Поэтому запланированную конструкцию с размерами переносим на фанерный лист. После чего полученных шаблон вырезаем пилой или лобзиком.

Необходимо отметить, что лучше выбирать фанеру влагостойкую толщиною 10-12 мм (она прочнее и выдержит нагрузки). Хотя о влагостойкости можно и забыть, так как такой вид не всегда может оказаться под рукой. Итак, если боковины готовы, устанавливаем их по месту и подпираем рейками или арматурой (трубой, уголком). Посмотрите на фото, расположенное ниже, верхний правый рисунок показывает именно фанерную опалубку.

Теперь боковины соединяются досками, которые будут формировать ступени крыльца. Если верхняя площадка имеет большую площадь, то у края фасада дома и посередине площадки надо обязательно установить две скрепляющие боковины доски. Они не дадут боковым элементам разойтись в стороны под давлением бетонного раствора. Кстати, фанерный вариант надежнее в плане полностью закрытой плоскости, через которую раствор не будет вытекать. Но все равно внутренние поверхности опалубки придется обработать техническим маслом.

Опалубка полукруглого крыльца

С опалубкой полукруглого крыльцо все немного сложнее. Основная сложность – это сформировать полукруглые поверхности, поэтому именно для них придется использовать листовой прочный материал, который можно будет согнуть по криволинейной линии, образующий края ступеней и верхней площадки. К примеру, это может быть листовое железо толщиною 1 мм или все та же фанера толщиною 4 или 6,5 мм.

С фанерой есть сложности, чтобы довести ее до кривизны, необходимо смочить подготовленную по ширине полосу (она должна быть равна размеру проступи) и в таком мокром состоянии согнуть точно по форме полукруга, используя шаблон. После высыхания фанера уже не разогнется. Данный процесс займет время, да и по проведению его есть много сложных моментов. Поэтому рекомендуется использовать листовое железо, лучше оцинкованное.

Что касается установки конструкции, то можно для этого дела использовать облегченную технологию. То есть, устанавливается первый ярус, затем второй и так далее. Каждый ярус заливается отдельно. У многих может возникнуть вопрос, а как скрепляются между собой залитые бетонным раствором ярусы крыльца. Все дело в том, что сделать крыльцо из бетона – это, значит, сделать прочную конструкцию. И здесь без армирования не обойтись. Поэтому совет: сделать объемный армокаркас на все крыльцо или сделать его по частям на каждый ярус. Эти части соединяются между собой по мере сооружения крыльца, соединение производится электросваркой или при помощи вязальной проволоки.

Внимание! Скривленные части фанерной опалубки обязательно соединяются между собой (как это показано на фото), для чего можно использовать укосины из реек или досок.

bouw.ru

Опалубка для бетонной лестницы

Работы по отливке перекрытий и изготовлению бетонных лестниц справедливо считаются одними из наиболее сложных в частном домостроении. В отличие от промышленного строительства, где лестницу формируют из готовых бетонных маршей, при строительстве частного дома лестничный пролет между этажами или крыльцовый вход в дом отливается по месту в заранее собранную форму. От того, насколько грамотно и точно собрана опалубка для бетонной лестницы, зависит ее долговечность и прочность.

С чего начинается изготовление бетонной лестницы

Стандартно бетонную лестницу делают для перехода из цокольного помещения на верхний этаж и для лестницы на входе в дом. Теоретически возможно использовать готовые бетонные марши, но это не так просто, как может показаться на первый взгляд. Для их установки потребуется вывести расстояние между этажами с точностью до сантиметра и использовать тяжелую подъемную технику, тогда как залить лестницу из бетона для крыльца намного проще и быстрее.

Процесс изготовления опалубки для лестницы начинается с подготовительных процедур:

  • По проведенным замерам определяется высота, длина и ширина лестницы, рассчитываются параметры будущих ступеней;
  • Заливается бетоном опорная площадка под нижний край будущего лестничного пролета;
  • Определяются потребности в количестве бетона и пиломатериалов.

К сведению! Наиболее комфортной для ходьбы считается высота ступеней в пределах 17-20см, с шириной 25-30 см.

Понятно, что длина лестничного пролета, деленная на шаг ступени, никогда не даст искомых 17 см, поэтому при заливке бетоном опорной площадки ее высоту приходится подгонять так, чтобы уменьшить или увеличить длину будущей лестницы под нужные параметры ступени.

Чтобы проще было разметить опалубку для лестницы из бетона, лучше всего составить чертеж или схему в масштабе, которая поможет понять, как сделать опалубку для лестницы. После того как были получены точные размеры всех главных элементов опалубки и лестницы, можно приступать к заготовке деталей.

Подбор материалов для лестничной опалубки

Не обязательно делать опалубку для лестницы своими руками. На сегодня существует достаточно большое количество фирм – посредников, предоставляющих услуги по сдаче в аренду разборных вариантов опалубки, в том числе под заливку бетонной лестницы. Но стоимость такой аренды иногда достигает 30-40% от общих затрат на постройку лестницы, поэтому большинство застройщиков предпочитают делать опалубку для лестницы крыльца своими руками.

Изначально потребуется сделать опалубку под лестницу, шириной 160 см, длиной 360 см со ступенькой 29х17 см.

Для этого потребуется:

  • Четыре стандартных листа плиты ОСБ для изготовления боковых стенок или тетив;
  • Около 40 м обрезного пиловочника, шириной 30-35 см, и 12 метров горбыля и бруса;
  • Стальной арматуры диаметром 10 мм потребуется около 50 м;
  • Шпильки М10, не менее 12 штук по 20 см.

К сведению! Приведенные данные являются ориентировочными, чем больше арматуры будет заложено в конструкцию лестницы, тем выше ее прочность.

Для бетонного литья специалисты рекомендуют использовать влагостойкую фанеру, но стоит такой материал недешево, поэтому для строительства опалубки используют обычный пиловочник и плиты ОСБ, пропитанные гидрофобной пропиткой. Если бетонная лестница не будет повергаться дальнейшей облицовке плиткой, то для подступенника нужно будет использовать материал с ламинированной поверхностью. В качестве крепежа используем обычные черные саморезы – семидесятки.

Если нужно отлить бетонную лестницу, примыкающую к стене здания, то потребуются дополнительные стальные уголки и большое количество распорных брусьев, а вместо плит ОСБ лучше всего использовать двадцатимиллиметровую фанеру. Особенности сборки такой опалубки под лестницу из бетона своими руками приведены на видео

Подступенники такой опалубки приходится крепить с помощью стальных уголков с одной стороны к стене, с другой стороны – к толстой фанере. Давление на фанеру составляет под сотню килограммов, поэтому фанерную боковину нужно обязательно укрепить дополнительным брусом и распорками.

Собираем опалубку под бетонный лестничный марш

Первоначально нужно вырезать отдельные детали тетив или боковых панелей опалубки. Каждая щека состоит из двух элементов — нижней и верхней части. Длина лестницы более трех метров, покупать столь огромный кусок плиты ОСБ не имеет смысла, поэтому тетиву делают сборной из двух половинок.

При этом стоит помнить, что опалубка должна планироваться и собираться таким образом, чтобы верхний край отливки опирался на так называемую палубу, или поверхность бетонной плиты перекрытия.

Установка каркаса опалубки

Дальнейшая сборка каркаса опалубки выполняется в следующем порядке:

  • Собирается опорная рама из брусьев;
  • Набиваются тетивы, подбивка донной части;
  • Укладывается арматура;
  • Устанавливаются подступенники.

Перед установкой тетив необходимо собрать несущий каркас опалубки. Для этого устанавливают два бруса, сечением 100х100 мм, с опорой на палубу верхней плиты и нижнюю опорную площадку. Предварительно каждый брус тщательно выравнивают по углу и плоскости будущей бетонной лестницы. Оголовки брусьев укрепляют вертикальными стойками из горбыля.

После выравнивания положения обеих брусьев с внутренней стороны по всей длине пришиваем по одной направляющей планке. Они используются, как направляющие и одновременно опорная поверхность, на которую будут укладываться доски зашивки.

Днище забиваем всплошную обрезками от плиты ОСБ и досками. Каждый новый кусок доски перед укладкой необходимо максимально тщательно подгонять так, чтобы стыки между набивкой получались максимально плотными, иначе бетонная масса порвет пленку и просочится в щели.

Эти брусочки усиливают жесткость тетив и одновременно служат для крепления планок подступенников. Прибиваем к брусу тетивы, для того чтобы закрепить в корпусе опалубки распорки и подступенники, каждую тетиву оббиваем короткими кусками горбыля. Набиваем стенки опалубки на палубе и нижней ступени.

Под днище опалубки устанавливаем опоры. Для формирования бетонной отливки потребуется не менее полутора кубов бетона, общий вес которого превысит две тонны, поэтому качеству подпорок необходимо уделять самое пристальное внимание.

В качестве опор лучше всего использовать старый сухой, но крепкий горбыль или брус. Каждую опору подрезаем лобзиком по углу наклона бетонной лестницы, устанавливаем под днище и крепим с изнаночной стороны столярным саморезом. После установки подпорок нужно уложить доски в опалубку и пройти по ней ногами. Если под весом человека днище пружинит, то под опору в этом месте короба нужно будет подбить тонкий клин. Чтобы опоры не смещались под весом бетонной отливки, поверхность стяжки, на которую опираются подпорки, отсыпают тонким слоем сухого песка.

Внутреннюю поверхность короба застилаем толстой полиэтиленовой пленкой. Это поможет предупредить вытекание бетонного раствора и одновременно защитит пиломатериалы опалубки от воды и набухания. Чтобы пленку не оборвало во время заливки бетонной смеси, ее можно пришить к стенкам опалубки обычным степлером.

Укладка в опалубку арматуры и сборка подступенников

На завершающем этапе необходимо уложить в опалубку арматуру и закрепить доски подступенников. Первый слой арматуры выкладывают над днищем на высоте не менее 35-40 мм с шагом 120 мм. Под каждой ступенькой укладывается по два поперечных отрезка, длиной по 160 см.

Аналогичным способом монтируется второй слой арматуры, но теперь вместо двух арматурных поперечин укладывается три прутка. Оба слоя арматуры перевязываются короткими вертикальными обрезками. В местах перевязки прутки прихватываются электросваркой.

Верхние концы арматурных прутьев собирают и крепят к выпущенной на верхней плите арматуре.

Привязку арматурного каркаса опалубки к плите нужно делать в обязательном порядке. В противном случае под давлением веса залитого бетона лестница может просесть и прогнуться. Кроме того, такая привязка гарантирует неизменность положения бетонной лестницы при любой осадке дома.

Остается установить в опалубку подступенники, и можно заливать бетонный раствор. Для планок подступенников используют сухую сосновую доску, или фанеру, размерами 1600х170 мм, толщиной 20 мм. От качества материала подступенников зависит геометрия ступенек бетонной лестницы и успех всего предприятия, поэтому планки для опалубки лестницы тщательно подбирают заранее, сушат, подвергают гидрофобной пропитке и обработке масляным лаком.

Каждый подступенник крепится с помощью саморезов к брускам, набитым ранее на тетивы, на каждую сторону не менее двух точек крепежа. После установки в центре планки подступенника сверлится отверстие диаметром 10 мм, через которую вставляется десятисантиметровая шпилька. Один край шпильки приваривается сваркой к арматурному каркасу, на второй укладывается шайба и наворачивается гайка. Делается это для того, чтобы увеличить жесткость подступенника, шпилька удерживает тонкую планку опалубки от выдавливания бетонным раствором.

Зачастую в тело бетонной лестницы выполняют закладку резьбовых муфт. Их используют для крепления балясин и вертикальных стоек перил. Чтобы обеспечить точное положение муфт в бетоне и не ослабить края бетонной лестницы, закладные элементы приваривают к стальному прутку арматуры. В противном случае закладные муфты могут отколоться от бетона, и все ограждение бетонной лестницы придет в негодность.

Заливка опалубки лестницы бетоном

Для заливки опалубки используется обычный марочный бетон М250. Его можно приготовить самому или заказать на заводе, но первый случай более предпочтителен, так как заполнение формы под бетонную лестницу немного отличается от заливки фундамента.

Нужен так называемый полусухой бетон, если залить опалубку бетоном из миксера, как на видео, то нужно будет тщательно следить за уровнем по всем ступеням.

Заливку ступенек лестницы проще всего выполнять с помощь обычного ведра. Полусухой бетон выкладывают в форму, выравнивают и слегка притрамбовывают арматурным прутком. Часть бетонной массы осядет и заполнит полости нижних ступеней. Последовательно добавляя и уплотняя бетонную смесь, можно добиться хорошего наполнения.

Заключение

Сразу после заполнения формы бетонной массой необходимо пролить или обрызгать поверхность ступенек небольшим количеством воды. С одной стороны, это позволит выровнять и разгладить бетон, с другой стороны, замедлит схватывание цементной основы, и тем самым снизит риск образования трещин. Через сутки подступенники необходимо демонтировать, чтобы обеспечить равномерное высыхание бетона.

Отправить комментарий

2proraba.com

Как сделать опалубку для крыльца со ступеньками своими руками

Цельное крыльцо из бетона — прочная, долговечная конструкция для обустройства входной группы. Подобное основание не боится коррозии и гниения.

Бетон позволяет применять много способов отделки с использованием разнообразных облицовочных материалов.

Подобное крыльцо — достаточно легкое в изготовлении. Главное, чтобы монтаж опалубки лестницы был выполнен грамотно и надежно. Потребуется собрать по размерам и конфигурации будущего крыльца съемный короб. Он необходим, чтобы бетон не растекся, а принял нужную форму.

Содержание статьи

Размеры крыльца

Начальный этап возведения — подготовка проекта. Его составляют с учетом размеров крыльца, числа ступенек, видов декоративной отделки.

Оптимальные габариты конструкции:

  • Общая высота — на 3–5 мм ниже дверного порога;
  • Общая ширина — около метра;
  • Ширина ступеней 25–30 см;
  • Минимальная ширина 80–100 см;
  • Высота каждой ступеньки — от 12 до 20 см;
  • Угол наклона лестницы — 35–45 градусов.

По указанным нормам составляют чертеж будущего крыльца. Затем приступают к монтажу опалубки.

Количество ступенек

Связано с высотой фундамента дома. Расчет выполняют по формуле: H/L = S, где H — высота крыльца, L — высота ступени, S — общее число ступеней.

Этот показатель в одном марше всегда должен быть нечетным. Крыльцо с тремя и более ступеньками вместе с площадкой оснащается перилами.

Из какого материала делать опалубку

Основная функция опалубки — придание бетонному крыльцу необходимой формы. Короб можно собрать из деревянных досок, фанерных листов, металлопроката.

Деревянные щитки опалубки реально изготовить самостоятельно. Толщина доски должна быть не меньше 40 мм, а бруски — с минимальным сечением 100×100 мм. Минус опалубки из дерева — нельзя сделать круглые ступени.

Фанера стоит еще дешевле, чем деревянные доски. Она легко поддается обработке и формированию, но более хрупкая. Из фанеры можно выполнить криволинейную опалубку.

Металлическую конструкцию создают из оцинковки, стали и алюминия. Из металлических элементов монтируется опалубка круглых, полукруглых ступеней и крыльца необычной формы. Минусы — большая цена и сложная обработка.

Крепеж производят саморезами длиной на 40 мм больше толщины листа. Такую опалубку легче снять после схватывания бетона.

Инструменты

Перед работой необходимо собрать следующий комплект инструментов:

  • Молоток;
  • Шуруповерт;
  • Уровень;
  • Рулетка;
  • Штыковая и совковая лопаты;
  • Болгарка и ножовка по дереву;
  • Шпатель.

Смешивание бетона лучше производить не вручную, а использовать электробетономешалку.

Установка опалубки

Если имеется старое крыльцо, то его нужно демонтировать и очистить место для нового.

Последующая работа производится поэтапно:

  • Производим разметку и вырываем котлован глубиной 0,45–0,6 м по периметру будущего строения. С размерами на 20–30 мм больше всей площадки;
  • Насыпаем 200 мм щебня и тщательно утрамбовываем, следом идет 100 мм слой песка;
  • Укладываем слой гидроизоляции;
  • Монтируем каркас из арматуры.

Если создается прямое одномаршевое крыльцо. Для этого вначале собирают два боковых щитка в виде ступеней. Их можно сделать двумя способами: сбить щит-прямоугольник, разметить под ступеньки и отпилить лишнее. Либо взять доски шириной, соответствующей высоте ступенек, и сразу собрать ступенчатый щит.

Доски соединяют между собой на внешней части щитка поперечными брусьями с помощью саморезов. Собранные боковые заготовки ставят на место и крепят с помощью подпорок, не позволяющих им смещаться под давлением бетонного раствора.

Дополнительно можно забить в грунт впритык к щиткам уголки из металла либо арматурные прутки. Между собой боковые части соединяют досками шириной, равной высоте ступеньки. Их ставят на ребро, и, если есть необходимость, фиксируют брусом, расположенным посередине марша.

Можно построить крыльцо со ступеньками, опоясывающими его по периметру.

Как возвести опалубку под такой вариант:

  • Собираем короб, формирующий первую ступеньку;
  • Опалубку устанавливаем на место и крепим распорками;
  • В нее до краев заливаем бетон и выравниваем по уровню;
  • После частичного схватывания раствора сверху монтируем короб следующего ряда, меньший по размерам на ширину ступени. Таким же методом делают и последующие ступени;
  • Короб можно смонтировать полностью, чтобы залить бетон одномоментно.

Арматурный каркас

Металлокаркас из арматуры нужен, чтобы придать прочность и монолитность сооружению. Арматурный каркас собирается вместе с формированием короба, а не устанавливается на дно после сборки опалубки перед непосредственной заливкой бетонного раствора.

Сборка металлического каркаса ступенек и завершающей площади осуществляют с помощью арматурных прутьев сечением 12 мм и вязальной проволоки.

По периметру, огражденному опалубочной конструкцией, на специальных подставках монтируется первый ряд каркаса в виде сетки с вертикальными прутками. Их скрепляют между собой с помощью проволоки. На вертикальных стойках фиксируют следующие ярусы арматурной сетки, точно повторяющей форму каждой ступени.

Монтируя каркас необходимо учитывать, что арматура не должна доходить до верхнего края крыльца и ступенек на 50–70 мм. В результате внутри короба получается металлокаркас, поверх него проводят заливку раствора бетона.

Заливка бетона

Бетонирование крыльца лучше производить раствором марки B15 (М200). При замешивании используют: цемент М400, сухой просеянный песок, щебень с фракциями 10-20 мм и воду в соотношении 1:2:4:1. Также добавляют пластифицирующий состав C-3.

Приготавливают раствор в таком порядке — вода, щебень, песок, цемент.

Заливать начинают с первого ряда ступенек с тщательной трамбовкой куском трубы или арматурой.

После, производят заливку второго ряда. Заполнив все сооружение, укрывают его пленкой и оставляют сохнуть.

Снятие опалубки производят примерно через неделю дней после завершения работ. Бетон набирает полную прочность только спустя 28 суток.

Посмотрите видео:

Любая крылечное бетонное сооружение нуждается в облицовке. Материалом для проведения таких работ обычно является керамическая плитка, искусственный камень либо декоративная щебенка, слегка утапливаемая в бетоне на завершающей стадии работ.

sdelai-fundament.ru