Монтаж железобетонных конструкций — Cтроительные работы
Навигация:
Главная → Все категории → Cтроительные работы
Монтаж железобетонных конструкций
Монтаж конструкций одноэтажных промышленных зданий. При монтаже одноэтажных промышленных зданий применяют метод продольного монтажа, когда сборка ведется отдельными пролетами, и метод поперечного или секционного монтажа, когда сборка ведется на отдельных секциях объекта.
В зависимости от ширины пролета здания, массы монтируемых элементов и грузоподъемности крана передвижение его при установке конструкций осуществляется по середине пролета или по его краям. При выборе движения крана необходимо стремиться к тому, чтобы протяженность путей для его передвижения и число стоянок были минимальными.
В отличие от металлических каркасов, собираемых попанельно (комплексно), здания из сборных железобетонных элементов монтируют раздельным способом, что обусловливается необходимостью за-моноличивания стыков конструций до установки на них последующих элементов. Монтаж конструкций покрытия можно начинать только после достижения бетоном замоноличивания стыков колонн с фундаментами 70%-ной прочности. Для сдачи здания под следующие работы отдельными частями весь объем работ разбивают на захватки, ограниченные пролетами, температурными швами или отдельными участками в зависимости от размеров цеха.
При одновременной работе нескольких монтажных механизмов монтаж ведут несколькими параллельными потоками.
Сборные конструкции одноэтажных промышленных зданий монтируют, как правило, стреловыми кранами в следующей последовательности: фундаментные блоки, колонны, фундаментные балки, подкрановые балки, стропильные фермы или балки и плиты покрытия.
В случае монтажа каркасов сборных железобетонных промышленных зданий приобъектные склады не организуют, что объясняется сравнительно близким расположением к монтажным площадкам заводов-изготовителей и возможностью подачи конструкций непосредственно к месту монтажа.
При организации подачи конструкций в требуемой последовательности и в установленные сроки монтаж осуществляется с транспортных средств (монтаж «с колес»). Если нет возможности организовать монтаж «с колес», конструкции подают автотранспортом в зону монтажного крана. Разгрузку конструкций выполняют более легким краном, или монтажным краном в третью смену, так как использовать для разгрузки и раскладки конструкций основной монтажный механизм в дневные смены нерационально. Чтобы обеспечить бесперебойный монтаж, запас конструкций должен быть не меньше чем на 5 дней.
На рис. 181 показана схема монтажа цеха с тремя пролетами по 24 м.
Монтаж конструкций многоэтажных промышленных зданий. При возведении многоэтажных промышленных зданий применяют горизонтальный (поэтажный) или вертикальный (по частям здания на всю высоту) способы монтажа. При этом конструкции обычно монтируют комплексным методом, обеспечивающим пространственную жесткость каждой отдельной части (ячейки) здания.
Рис. 181. Схема монтажа цеха: 1 — кран СКГ-30 со стрелой 25 м; 2 — полуфермы; 3 — стенд для укрупнения ферм; 4 — плиты покрытия
Монтаж сборных элементов подземной части производят при помощи стреловых или башенных кранов. Башенные краны в этом случае устанавливают с расчетом их использования для монтажа надземной части здания без перекладки подкрановых путей. Сборные конструкции надземной части монтируют с помощью башенных кранов, которые устанавливают с одной или с двух сторон (при многих пролетах) здания, или стреловых с башенно-стреловым оборудованием.
Порядок монтажа сборных железобетонных конструкций многоэтажных промышленных зданий зависит главным образом от конструктивной схемы этих зданий. Основным условием монтажа конструкций зданий любой конструктивной схемы является обеспечение устойчивости смонтированной части здания и его отдельных элементов. К монтажу конструкций последующего этажа (яруса) приступают только после проектного закрепления конструкций предыдущего этажа и достижения бетоном замоноличивания 70%-ной прочности. Эти условия возведения каркаса предъявляют определенные требования к выбору монтажного механизма и к его установке.
Монтажный механизм должен располагаться за пределами каркаса и передвигаться вдоль здания, перекрывая его своей стрелой. При большой ширине здания и невозможности охватить его полностью с одной стороны каркас монтируют двумя кранами, перемещающимися по двум сторонам здания.
Большая высота зданий и поэтажный метод монтажа требуют наличия большого подстрелового пространства, что можно обеспечить применением высокого башенного крана или стрелового крана с ба-шенно-стреловым оборудованием.
Для сокращения общих сроков строительства и возможности ускорения сдачи каркаса под смежные строительные работы здание разбивают на очереди. Разбивка на очереди определяется температурными швами. Каждый участок каркаса делят на захватки в пределах этажа. Число захваток на этаже не должно быть менее двух, с тем чтобы на первой из них выполнять работы по установке элементов каркаса, а на второй в это время производить проектное закрепление стыков и их выдержку, если это необходимо. Размер захваток определяют из условия равной продолжительности работ на каждой захватке, для того чтобы не было простоев крана.
Рис. 182. Схема монтажа многоэтажного промышленного здания: 1 — каркас; 2 — башенные краны БК.СМ-14
В отличие от одноэтажных зданий элементы в многоэтажных зданиях из сборных железобетонных конструкций монтируют комплексно. Сначала устанавливают четыре колонны одной ячейки, затем монтируют ригели в этой ячейке и укладывают в ней распорные плиты между колоннами. По окончании монтажа элементов одной ячейки производят в такой же последовательности монтаж элементов другой и т. д.
В процессе монтажа колонн их временно закрепляют и выверяют с помощью теодолита. Крепление осуществляют при помощи кондукторов, растяжек или подкосов с винтовыми муфтами, с закреплением их к строповочным петлям нижележащих плит и ригелей. Кондукторы применяют одиночные или групповые (на две или четыре колонны). Кондукторы переставляют с одного места на другое, а также на этажи возводимого здания монтажными кранами. После временного закрепления и выверки правильности установки колонн их окончательно закрепляют путем электросварки закладных деталей. Стыки колонн сваривают до установки остальных элементов каркаса. Крепление ригелей к колоннам и плит к ригелям производят также сваркой закладных стальных деталей.
На рис. 182 показана схема монтажа многоэтажного промышленного здания.
Монтаж опор линий электропередачи. При сооружении линий электропередачи (ЛЭП) наряду с металлическими и деревянными широко применяют также сборные железобетонные опоры. Опоры с завода доставляют к месту их установки с помощью железнодорожного или автомобильного транспорта. Причем оснащение опоры траверсами, наголовником и другими деталями выполняется до отправки ее на пикет. Погрузку, транспортирование и разгрузку железобетонных опор производят с особой осторожностью, так как они легко повреждаются. Погрузку длинных стоек осуществляют с применением монтажных траверс. При перевозке по железной дороге длинные стойки грузят на сцепы из трех платформ, причем жестко привязывают только к средней платформе; на крайних платформах стойки укладывают на деревянные подкладки без привязки, чтобы обеспечить возможность их скольжения на кривых участках пути. При перевозке на автомобилях с полуприцепами в качестве подкладок используют швеллеры.
Железобетонные стойки опор, доставленные на пикет без траверс, соединяют со стальными траверсами посредством болтов, которые пропускают через отверстия в уголках траверсы и через стальные трубки, заделанные в стойку при ее изготволении. Крепление можно также осуществлять стальными хомутами, охватывающими стойку.
Рис. 183. Схема подъема железобетонной опоры ЛЭП
При сборке анкерных плоскостных опор на тросовых оттяжках с двумя траверсами обе стойки и траверсы выкладывают на выровненной площадке у места установки. Затем стойки соединяют с траверсами и крепят концы оттяжек. Собранная таким образом опора обладает достаточной жесткостью для подъема ее целиком без применения временных связей стойками. Железобетонные опоры со стальными траверсами устанавливают на весу при помощи стреловых кранов. Подъем опор с более тяжелыми железобетонными траверсами производят трактором с падающей стрелой (рис. 183). В отличие от стальных опор концы подъемного троса при высоте железобетонной опоры 15 м и более закрепляют на стойке в двух местах — под верхней и нижней траверсами, чтобы уменьшить в ней монтажные усилия. В начале подъема низ опоры упирается в стенку котлована, благодаря чему не требуется нижний тормозной трос. Тормозные расчалки, необходимые в конце подъема при выходе стрелы из работы, крепят к стойке под средней траверсой.
Похожие статьи:
Кирпичная кладка
Навигация:
Главная → Все категории → Cтроительные работы
Статьи по теме:
Главная → Справочник → Статьи → Блог → Форум
stroy-spravka.ru
Виды и способы монтажа стальных и железобетонных конструкций
Основное предназначение железобетонных конструкций – служить опорным каркасом здания. От того, насколько правильно и качественно они поставлены, зависит долголетие и надежность сооружения.
Малейшие ошибки в сборке и установке этого элемента здания чреваты самыми тяжелыми последствиями. Поэтому заниматься такими работами должны профессиональные и опытные специалисты, вооруженные необходимой техникой. Виды и способы монтажа стальных и железобетонных конструкций различны, но конечная цель одна – придать сооружению максимальную устойчивость.
Классификация железобетонных конструкций
Монтаж железобетонных конструкций
Монтаж металлических и железобетонных конструкций зависит от предназначения и их конструктивных особенностей. По критерию предназначения конструкции подразделяются на:
- Фундаменты;
- Балки;
- Фермы;
- Колонны;
- Плиты.
Первые служат опорой для всего здания, остальные – как перекрытия и несущие конструкции, для поддержки элементов каркаса и передачи усилия с одних конструкций на другие.
По особенностям изготовления конструкции подразделяются на:
- Монолитные;
- Сборные;
- Сборно-монолитные.
Монолитные конструкции самые прочные и надежные. Их применяют в случаях, когда предполагается большая нагрузка на несущий элемент. Сборные конструкции не столь прочны, слишком зависят от погодных условий и могут использоваться там, где не требуется особой надежности.
Зато они просты в монтаже и удобны для транспортировки. Сборно-монолитные конструкции обладают достаточно высокой прочностью и по этому показателю мало уступают монолитным. Поэтому их часто применяют при строительстве мостов, в перекрытиях многоэтажных домов.
Виды работ при монтаже конструкций
Монтаж железобетонных конструкций — в основном, дело профессионалов
Монтаж металлических и железобетонных конструкций подразделяется на следующие виды работ:
- Монтаж фундамента;
- Монтаж стен подвальной части строения;
- Монтаж конструктивных элементов каркаса здания;
- Монтаж вентиляционных элементов и блоков;
- Монтаж внутренних элементов здания.
Каждая из этих разновидностей работ требует соблюдения особой технологии и использования тех стальных и железобетонных конструкций, которые соответствуют поставленным задачам.
Начальный этап строительства
Прежде чем производить монтаж, следует провести подготовительные работы. Поскольку эти конструкции имеют немалый вес, нужно продумать подъезд к месту стройки автотранспорта и специальной техники (например, подъемных кранов).
Далее проводятся геодезические работы, позволяющие привязать оси строения к местности. Также определяется, какие конструкции и в каком количестве должны быть использованы. Съемка местности и предварительные расчеты позволяют избежать перерасхода средств и потери времени на переделку неправильно смонтированных конструкций.
После транспортировки к месту сборки конструкции раскладываются в нужном порядке. Это очень важная и ответственная часть работы, ибо ферма, балка или плита – не спичка, вытащить ее из-под других конструкций очень непросто. Основное правило раскладки: если конструкции уложены друг на друга, сверху должны лежать элементы, устанавливаемые в первую очередь, нижний ряд или особо тяжелые конструкции укладываются на деревянные подложки, следует предусмотреть свободный доступ техники к каждой конструкции и возможность захвата детали стрелой крана, а также удобство стропления.
Монтаж фундаментов
Укладка и монтаж железобетонных конструкций в котлован осуществляется по заранее составленной схеме, в которой точно отмечено расположение и порядок сборки всех составляющих. В котлован первоначально укладываются маячные блоки. Так называются железобетонные конструкции, которые располагаются по углам фундамента и на пересечениях осей сооружения.
Монолитный ленточный фундамент
Затем укладываются блоки-подушки, между которыми оставляют технологические зазоры (например, для пропуска кабелей или трубопроводов). Блоки ленточных фундаментов должны располагаться на песчаной подсыпке.
Далее устанавливаются стены фундамента и подвальные перекрытия. Панели перекрытий приваривают к закладным деталям в блоках-подушках, а стыки между панелями заполняют раствором цемента. Монтаж железобетонных конструкций фундамента требует постоянной выверки нивелиром положения стен, как по вертикали, так и по горизонтали.
По завершении укладки устанавливается монтажный горизонт – цементный слой по верхней части стен для выхода на проектную отметку и выравнивания верхнего обреза. После этого выстраивается цоколь, а подвал закрывается плитами, формирующими его потолок и одновременно пол нижнего этажа.
Сборные железобетонные фундаменты устанавливаются в несколько ином порядке. Сначала на дно котлована укладывается плита, куда привариваются блок-стакан. Его ставят на своеобразную «постель», состоящую из раствора цемента. Блочные фундаменты устанавливаются краном, причем постановка их в правильное положение проводится на весу.
Монтаж колонн
Перед установкой на колонны по четырем граням сверху и снизу наносятся риски, обозначающие оси. Колонны раскладываются перед местом установки с таким расчетом, чтобы кран делал минимум перемещений, а рабочим было удобно осматривать и закреплять конструкции. Колонна устанавливается в стакан, укрепленный на фундаменте.
Далее последовательность установки колонн следующая:
- Колонна крепится к крюку крана с таким расчетом, чтобы при подъеме она встала вертикально;
- Кран ставит колонну в вертикальное положение. В зависимости от веса колонны используют разные способы подъема – поворотный, поворот со скольжением. Для стропления колонн используют фрикционные или штыревые захваты;
- Опускание на фундамент и выверка положения. Нельзя снимать колонну с крана, пока не будет однозначно определено ее правильное положение с помощью нивелира и теодолита.
Колонна должна стоять строго вертикально без малейшего наклона. Временное закрепление колонны для ее корректировки осуществляется с помощью клиновых вкладышей.
Следующий этап — закрепление колонны в стакане фундамента. Оно производится нагнетанием в стыки колонны бетонного раствора (обычно пневмонагнетателем). После достижения 50%-ной проектной прочности бетона, клиновые вкладыши можно удалить. Дальнейшие работы, связанные с нагрузкой на колонну, а также укладка балок проводятся только после полного затвердения смеси.
Установка балок и ферм покрытия
Железобетонные конструкции
Балки и фермы покрытия устанавливаются либо одновременно с плитами покрытия, либо раздельно. Монтаж металлических и железобетонных конструкций основной части здания осуществляется в зависимости от проектных требований.
Перед установкой ферм выверяются и очищаются все опорные площадки и наносятся риски осей. После этого конструкции подаются к месту установки, производится строповка и подъем. При установке на опору ферма или балка временно закрепляется распорками из металлических труб, которые крепятся до начала подъема.
После этого производится подгонка фермы и проверка ее на устойчивость и правильность установки согласно нанесенным рискам. Ферма или балка должна стоять так, чтобы не нарушать геометрию здания и не смещаться относительно осей каркаса.
Лишь после полной проверки производится окончательное закрепление элемента. Закладные детали привариваются к опорной плите или оголовку колонны, а также к ранее установленным фермам. Следует также заварить шайбы анкерных болтов. Только после полной установки балок и ферм можно проводить их расстроповку.
После возведения каркаса устанавливают горизонтальный пояс жесткости, который представляет собой монолитную железобетонную балку, проходящую по верхним торцам несущих стен. Его задача – обеспечить горизонтальную жесткость строения.
Монтаж плит
Как и любая установка железобетонных конструкций, монтаж плит требует предварительной подготовки. На фермах пролетов нужно установить подмостки или ограждения. Есть два основных способа монтажа плит – продольный и поперечный. В первом случае кран перемещается вдоль пролета, во втором – поперек пролета. Плиты покрытия укладываются штабелями между колонн для подачи к месту покрытия.
Постройка дома
Первая плита укладывается в место, заранее отмеченное на ферме, остальные – впритык к ней. Если здание каркасное, плиты перекрытия кладут после установки ригелей, прогонов и распорных плит, а если бескаркасное – после постройки стен. При укладывании плиты на поверхность устраивается из раствора «постель». Излишек раствора выдавливается самой плитой. Первая плита должна быть приварена к ферме в четырех узлах, последующие – в трех. Межстыковые швы заделываются раствором цемента и песка.
Монтаж стеновых панелей
Стеновые панели ставят после возведения каркаса здания и укладки перекрытий. Перед подъемом панели группируют в кассеты. При таком способе складирования монтаж металлических и железобетонных конструкций, предназначенных для возведения стен, наиболее рационален. Кассеты могут располагаться между стеной и краном, за краном, а также перед ним.
Панели устанавливаются монтажниками только с внутренней части строения. Стеновые панели ставят по всей высоте строения участком между двумя колоннами. Поэтому в одной кассете должно быть такое количество панелей, чтобы закрыть весь участок по всей его высоте.
Прием панели монтажниками осуществляется в месте соединения этой конструкции с колонной. Для этого нужно заранее обеспечить доступ рабочих к этим точкам. Если поперечное перекрытие отсутствует, придется устанавливать люльки, подмостки или подъемник.
Особое значение имеет установка первого ряда панелей, поэтому их положение и соответствие нанесенным рискам проверяется особенно тщательно. Внешние панели исполняют не только опорные и защитные, но и эстетические функции. Потому швы между панелями должны быть заделаны не просто тщательно, но очень аккуратно и не превышать установленных норм.
Внутренние стеновые панели ставят до установки перекрытий верхнего этажа. К колоннам панели крепят струбцинами, к плитам перекрытия – подкосами. Окончательное закрепление стеновых панелей производится их сваркой с элементами каркаса здания.
Особенности металлических конструкций
Отличительной особенностью металлических строительных конструкций является их склонность к деформации, значительный вес и особая точность в изготовлении. Поэтому транспортировка, укладка, подъем и установка требуют особой тщательности и осторожности.
В целом, монтаж металлических и железобетонных конструкций принципиально не различается, но металлические изделия нередко бывают сборными, что позволяет их собирать не только на земле, но и непосредственно на установочной площадке.
No votes yet.
Please wait…
domnuzhen.ru
Тема 7 «Монтаж сборных железобетонных конструкций»
Рассматриваемые вопросы:
Общие сведения
Методы производства монтажных работ
Особенности монтажа одноэтажных промышленных зданий.
1Общие сведения
Монтажом ж/б конструкций называется процесс их сборки т.е. установки и закрепления в проектном положении. Монтаж включает в себя три вида работ:
1. Подготовительные:
— разгрузка транспортных средств
— складирование
— укрупнительная сборка
2. Основные
— строповка
— перемещение к месту монтажа
— наводка, опускание и установка элементов
— их временное закрепление и выверка с доводкой до проектного положения, окончательное закрепление, замоноличивание стыков (швов).
3. Заключительные
Замоноличиванием стыка (шва) называется процесс его заделки бетоном или цементным раствором
Перевозка ЖБК. Сборные конструкции необходимо доставлять от предприятия изготовителя на стройплощадку без повреждений. Ответственность за погрузку несет предприятие, а за сохранность – транспортирующая организация.
Во избежание повреждений располагают сборные изделия на транспортных средствах по возможности в проектном положении (панели стен и перегородок в вертикальном положении или слегка наклонном, балки фермы – в положении «на ребро», прочие элементы – в горизонтальном положении.
Перевозка ЖБК может осуществляться автотранспортом и ж/д транспортом.
Монтаж сборных ЖБК следует производить непосредственно с транспортных средств («с колес»), существует три схемы организации работ «с колес»:
1. Маятниковая
2. Получелночная
3. Челночная
При маятниковой схеме тягач с прицепом загружается на складе, транспортирует изделие к объекту, становится в монтажную зону крана и кран монтирует изделие непосредственно с транспорта. Тягач при этом простаивает в ожидании выгрузки, а после снятия последнего изделия покидает стройплощадку и перемещается к складу. Количество прицепов при такой схеме равно количеству тягачей.
В тех случаях, когда простой тягача на объекте в ожидании разгрузки превышает 20% от времени цикла его работы, используют получелночную схему.
При получелночной схеме количество тягачей на 1 меньше, чем прицепов, т.к. доставив изделие на объект, прицеп отцепляют от тягача в монтажной зоне крана. В то время, когда кран ведет выгрузку и монтаж изделий к тягачу прицепляют другой, уже освободившийся прицеп, с которым тягач перемещается на склад для уже очередной погрузки изделий. Если и при данной схеме простой тягача достигает 20% и более от времени процесса, то используют челночную схему.
При челночной схеме количество тягачей количество тягачей на 2 меньше чем прицепов. При такой схеме организация работ следующая: привезя изделия на объект, тягач отцепляется от груженого прицепа, подцепляет к себе освободившийся прицеп и едет на склад. Там пустой прицеп отцепляется, оставляется для погрузки, а груженый прицепляется к тягачу и перемещается к объекту. т.е. прицеп-отцеп осуществляется и на объекте и на складе. Для того чтобы вычислить какое количество изделий можно перевозить в том или ином автомобиле, нужно знать вес перевозимого изделия, грузоподъемность транспортного средства и соблюсти условия, чтобы коэффициент загрузки находился в интервале 0,8-1
Кз= , где
P – масса перевозимого изделий
Q – грузоподъемность машины
studfiles.net
Способы монтажа железобетонных конструкций — Специальные виды работ в строительстве
При монтаже сборных конструкций применяют различные захватные приспособления, которые должны быть достаточно прочными, обеспечивать безопасность монтажа и быструю строповку монтируемых изделий. Строповкой называют захват конструкции тросом (стропом) и подвешивание ее к крану подъемного механизма.
Петли для захвата изделия краном закладывают в процессе изготовления изделия. Для строповки длинномерных элементов используют специальные захватные приспособления — траверсы или траверсные балки. На рис. 111 показана строповка различных элементов сборных железобетонных конструкций и траверсы.
Рис. 111. Строповка сборных железобетонных элементов:
а — балок; б — траверсы для подъема балок; в — строповка плиты перекрытия; г — захват колонны стальным тросом; д — строповка колонны; е — строповка лестничного марша
При строповке необходимо обращать внимание на правильный выбор точек захвата конструкций. Так, в колоннах такая точка должна находиться выше центра тяжести. Места захвата ферм назначают с таким расчетом, чтобы в стержнях фермы не возникали усилия, больше расчетных или обратные им по знаку.
Монтаж зданий и сооружений в зависимости от конструктивных особенностей производят способами наращивания, подращивания, надвижки, поворота.
Способ наращивания состоит в том, что сначала устанавливают нижние сборные элементы (башмаки или блоки фундаментов), затем монтируют колонны. После их закрепления укладывают балки и ригели и устанавливают остальные изделия: панели, плиты и настилы перекрытий, арки, фермы и плиты кровельных покрытий. Этим наиболее распространенным способом сборки снизу вверх возводят конструкции многоэтажных жилых, общественных и промышленных зданий, многоярусные промышленные сооружения, объекты доменного цеха, резервуары, градирни и т. д. (рис. 112).
Рис. 112 Схема установки балки способом наращивания
Способ подращивания заключается в том, что сначала на земле собирают верхнюю часть сооружения, которую прикрепляют на высоте, большей предпоследнего яруса. Второй ярус монтируют под первым и присоединяют к нему. Далее оба яруса поднимают на высоту третьего сверху яруса, который также собирают на земле и т. д. Этим способом монтируют из металлических круглых колец (царг) кожухи доменных печей и резервуары.
Способ надвижки характеризуется тем, что всю конструкцию или крупную часть ее собирают на уровне опор сооружения, затем перемещают по временным уложенным путям и укладывают в проектное положение. Этот способ распространен при монтаже пролетных строений мостов, спаренных ферм и др. и лишь в тех случаях, когда невозможно передвижение монтажных кранов вдоль сооружения.
На рис. 113 показаны отдельные стадии монтажа резервуара.
Рис. 113. Монтаж резервуара способом подращивания при помощи
четырех мачт:
а, б, в, г — отдельные стадии монтажа
Для перемещения конструкций при надвижке применяют лебедки с полиспастами и горизонтальными домкратами (рис. 114).
Рис. 114. Схема надвижки трех разрезных пролетных строений моста без устройства промежуточных опор
Тяжелые колонны, рамные конструкции, опоры линий электропередачи, контактной сети и другие конструкции, имеющие значительный вес, поднимают способом поворота или скольжения.
При монтаже способом поворота опорную часть конструкции (колонны) шарнирно прикрепляют к фундаменту; сначала колонну поворачивают краном в вертикальной плоскости вокруг ее башмака, затем слегка приподнимают и ставят на фундамент. У пяты колонны следует иметь оттяжной трос.
Если грузоподъемность крана окажется недостаточной, конструкцию поднимают способом скольжения. Например, колонну укладывают так, чтобы опорная часть ее расположилась вблизи фундамента. При подъеме опорная часть скользит на уровне земли по направлению к фундаменту на заранее уложенных настилах из рельсов. Независимо от применяемого способа смонтированные части сооружения на всех стадиях монтажа должны быть устойчивы и прочны.
До начала монтажа железобетонных элементов проверяют размеры и геометрическую форму изделий, правильность укладки арматуры и закладных частей и надежность их закрепления, размеры и расположение штраб, ниш и отверстий, качество и состояние внешней отделки изделий. Вопрос о возможности монтажа изделий с отклонениями, превышающими допуски, в каждом отдельном случае разрешает руководящий технический персонал.
Значения допусков на изготовление некоторых железобетонных изделий приведены в табл. 14.
Таблица 14 — Допуски на изготовление железобетонных изделий
Отклонения фактических размеров крупных бетонных блоков от проектных должны быть такими, чтобы после монтажа не требовалось дополнительное оштукатуривание конструкции. Для этого допуски не должны превышать: по толщине блока ±2 мм; по высоте ±4 мм; по длине ±4 мм; по разности диагоналей каждой поверхности блока ±4 мм; по положению закладных деталей и вентиляционных каналов ±5 мм.
Если блоки наружных стен имеют рустованную (грубо околотую) фасадную поверхность, позволяющую несколько скрыть неточность в толщине блока, то допуск его по толщине может быть увеличен до ±5 мм.
Отклонение граней блока от вертикали не должно быть более 2 мм на один метр высоты.
svaika.ru
Монтаж сборных железобетонных и бетонных конструкций
1.Общие указания по монтажу
2.Установка блоков фундаментов и стен подземной части зданий
3.Установка колонн и рам
4. Установка ригелей, балок, ферм, плит перекрытий и покрытий
5.Установка панелей стен
6.Установка вентиляционных блоков, объемных блоков шахт лифтов и санитарно-технических кабин
7.Возведение зданий методом подъема перекрытий
8.Сварка и антикоррозионное покрытие закладных и соединительных изделий
9.Замоноличивание стыков и швов
10.Водо-,воздухо- и теплоизоляция стыков наружных стен полносборных зданий
1.Общие указания по монтажу
Предварительное складирование конструкций на приобъектных складах допускается только при соответствующем обосновании. Приобъектный склад должен быть расположен в зоне действия монтажного крана.
Монтаж конструкций каждого вышележащего этажа (яруса) многоэтажного здания следует производить после проектного закрепления всех монтажных элементов и достижения бетоном (раствором) замоноличенных стыков несущих конструкций прочности, указанной в ППР.
В случаях, когда прочность и устойчивость конструкций в процессе сборки обеспечиваются сваркой монтажных соединений, допускается, при соответствующем указании в проекте, монтировать конструкции нескольких этажей (ярусов) зданий без замоноличивания стыков. При этом в проекте должны быть приведены необходимые указания о порядке монтажа конструкций, сварке соединений и замоноличивании стыков.
В случаях, когда постоянные связи не обеспечивают устойчивость конструкций в процессе их сборки, необходимо применять временные монтажные связи. Конструкция и число связей, а также порядок их установки и снятия должны быть указаны в ППР.
Марки растворов, применяемых при монтаже конструкций для устройства постели, должны быть указаны в проекте. Подвижность раствора должна составлять 5—7см по глубине погружения стандартного конуса, за исключением случаев, специально оговоренных в проекте.
Применение раствора, процесс схватывания которого уже начался, а также восстановление его пластичности путем добавления воды не допускаются.
Предельные отклонения от совмещения ориентиров при установке сборных элементов, а также отклонения законченных монтажных конструкций от проектного положения не должны превышать величин, приведенных в табл. 12. СНиП 3.03.01-87 «Несущие и ограждающие конструкции».
В процессе монтажа должен осуществляться измерительный контроль, составляться геодезическая исполнительная схема. Результаты контроля должны регистрироваться в специальных журналах.
2.Установка блоков фундаментов и стен подземной части зданий
Установку блоков фундаментов стаканного типа и их элементов в плане следует производить относительно разбивочных осей по двум взаимно перпендикулярным направлениям, совмещая осевые риски фундаментов с ориентирами, закрепленными на основании, или контролируя правильность установки геодезическими приборами.
Установку блоков ленточных фундаментов и стен подвала следует производить, начиная с установки маячных блоков в углах здания и на пересечении осей. Маячные блоки устанавливают, совмещая их осевые риски с рисками разбивочных осей, по двум взаимно перпендикулярным направлениям. К установке рядовых блоков следует приступать после выверки положения маячных блоков в плане и по высоте.
Фундаментные блоки следует устанавливать на выровненный до проектной отметки слой песка. Предельное отклонение отметки выравнивающего слоя песка от проектной не должно превышать минус 15мм.
Установка блоков фундаментов на покрытые водой или снегом основания не допускается.
Стаканы фундаментов и опорные поверхности должны быть защищены от загрязнения.
Установку блоков стен подвала следует выполнять с соблюдением перевязки. Рядовые блоки следует устанавливать, ориентируя низ по обрезу блоков нижнего ряда, верх —по разбивочной оси. Блоки наружных стен, устанавливаемые ниже уровня грунта, необходимо выравнивать по внутренней стороне стены, а выше —по наружной. Вертикальные и горизонтальные швы между блоками должны быть заполнены раствором и расшиты с двух сторон.
studfiles.net
Виды и способы монтажа стальных и железобетонных конструкций в строительстве зданий и сооружений
Основное предназначение железобетонных конструкций – служить опорным каркасом здания. От того, насколько правильно и качественно они поставлены, зависит долголетие и надёжность сооружения.
Малейшие ошибки в сборке и установке этого элемента здания чреваты самыми тяжёлыми последствиями. Поэтому заниматься такими работами должны профессиональные и опытные специалисты, вооруженные необходимой техникой. Виды и способы монтажа стальных и железобетонных конструкций различны, но конечная цель одна – придать сооружению максимальную устойчивость.
Классификация железобетонных конструкций
Монтаж металлических и железобетонных конструкций зависит от предназначения и их конструктивных особенностей.
По критерию предназначения конструкции подразделяются на:
— фундаменты;
— балки;
— фермы;
— колонны железобетонные;
— плиты.
Первые служат опорой для всего здания, остальные – как перекрытия и несущие конструкции, для поддержки элементов каркаса и передачи усилия с одних конструкций на другие.
По особенностям изготовления конструкции подразделяются на:
— монолитные;
— сборные;
— сборно-монолитные.
Монолитные конструкции самые прочные и надежные. Их применяют в случаях, когда предполагается большая нагрузка на несущий элемент. Сборные конструкции не столь прочны, слишком зависят от погодных условий и могут использоваться там, где не требуется особой надежности.
Зато они просты в монтаже и удобны для транспортировки. Сборно-монолитные конструкции обладают достаточно высокой прочностью и по этому показателю мало уступают монолитным. Поэтому их часто применяют при строительстве мостов, в перекрытиях многоэтажных домов.
Виды работ при монтаже конструкций
Монтаж металлических и железобетонных конструкций подразделяется на следующие виды работ:
— монтаж фундамента;
— монтаж стен подвальной части строения;
— монтаж конструктивных элементов каркаса здания;
— монтаж вентиляционных элементов и блоков;
— монтаж внутренних элементов здания.
Каждая из этих разновидностей работ требует соблюдения особой технологии и использования тех стальных и железобетонных конструкций, которые соответствуют поставленным задачам.
Начальный этап строительства
Прежде чем производить монтаж, следует провести подготовительные работы. Поскольку эти конструкции имеют немалый вес, нужно продумать подъезд к месту стройки автотранспорта и специальной техники (например, подъёмных кранов).
Далее проводятся геодезические работы, позволяющие привязать оси строения к местности. Также определяется, какие конструкции и в каком количестве должны быть использованы. Съемка местности и предварительные расчёты позволяют избежать перерасхода средств и потери времени на переделку неправильно смонтированных конструкций.
После транспортировки к месту сборки конструкции раскладываются в нужном порядке. Это очень важная и ответственная часть работы, ибо ферма, балка или плита – не спичка, вытащить её из-под других конструкций очень непросто. Основное правило раскладки: если конструкции уложены друг на друга, сверху должны лежать элементы, устанавливаемые в первую очередь, нижний ряд или особо тяжелые конструкции укладываются на деревянные подложки, следует предусмотреть свободный доступ техники к каждой конструкции и возможность захвата детали стрелой крана, а также удобство стропления.
Монтаж фундаментов
Укладка и монтаж железобетонных конструкций в котлован осуществляется по заранее составленной схеме, в которой точно отмечено расположение и порядок сборки всех составляющих. В котлован первоначально укладываются маячные блоки. Так называются железобетонные конструкции, которые располагаются по углам фундамента и на пересечениях осей сооружения.
Затем укладываются блоки-подушки, между которыми оставляют технологические зазоры (например, для пропуска кабелей или трубопроводов). Блоки ленточных фундаментов должны располагаться на песчаной подсыпке.
Далее устанавливаются стены фундамента и подвальные перекрытия. Панели перекрытий приваривают к закладным деталям в блоках-подушках, а стыки между панелями заполняют раствором цемента. Монтаж железобетонных конструкций фундамента требует постоянной выверки нивелиром положения стен, как по вертикали, так и по горизонтали.
По завершении укладки устанавливается монтажный горизонт – цементный слой по верхней части стен для выхода на проектную отметку и выравнивания верхнего обреза. После этого выстраивается цоколь, а подвал закрывается плитами, формирующими его потолок и одновременно пол нижнего этажа.
Сборные железобетонные фундаменты устанавливаются в несколько ином порядке. Сначала на дно котлована укладывается плита, куда привариваются блок-стакан. Его ставят на своеобразную «постель», состоящую из раствора цемента. Блочные фундаменты устанавливаются краном, причем постановка их в правильное положение проводится на весу.
Монтаж колонн
Перед установкой на колонны по четырём граням сверху и снизу наносятся риски, обозначающие оси. Колонны железобетонные раскладываются перед местом установки с таким расчётом, чтобы кран делал минимум перемещений, а рабочим было удобно осматривать и закреплять конструкции. Колонна устанавливается в стакан, укрепленный на фундаменте.
Далее последовательность установки колонн следующая:
— Колонна крепится к крюку крана с таким расчетом, чтобы при подъеме она встала вертикально;
— Кран ставит колонну в вертикальное положение. В зависимости от веса колонны используют разные способы подъема – поворотный, поворот со скольжением. Для стропления колонн используют фрикционные или штыревые захваты;
— Опускание на фундамент и выверка положения. Нельзя снимать колонну с крана, пока не будет однозначно определено ее правильное положение с помощью нивелира и теодолита.
Колонна должна стоять строго вертикально без малейшего наклона. Временное закрепление колонны для ее корректировки осуществляется с помощью клиновых вкладышей.
Следующий этап — закрепление колонны в стакане фундамента. Оно производится нагнетанием в стыки колонны бетонного раствора (обычно пневмонагнетателем). После достижения 50%-ной проектной прочности бетона, клиновые вкладыши можно удалить. Дальнейшие работы, связанные с нагрузкой на колонну, а также укладка балок проводятся только после полного затвердения смеси.
Установка балок и ферм покрытия
Балки и фермы покрытия устанавливаются либо одновременно с плитами покрытия, либо раздельно. Монтаж металлических и железобетонных конструкций основной части здания осуществляется в зависимости от проектных требований.
Перед установкой ферм выверяются и очищаются все опорные площадки и наносятся риски осей. После этого конструкции подаются к месту установки, производится строповка и подъем. При установке на опору ферма или балка временно закрепляется распорками из металлических труб, которые крепятся до начала подъема.
После этого производится подгонка фермы и проверка ее на устойчивость и правильность установки согласно нанесенным рискам. Ферма или балка должна стоять так, чтобы не нарушать геометрию здания и не смещаться относительно осей каркаса.
Лишь после полной проверки производится окончательное закрепление элемента. Закладные детали привариваются к опорной плите или оголовку колонны, а также к ранее установленным фермам. Следует также заварить шайбы анкерных болтов. Только после полной установки балок и ферм можно проводить их расстроповку.
После возведения каркаса устанавливают горизонтальный пояс жёсткости, который представляет собой монолитную железобетонную балку, проходящую по верхним торцам несущих стен. Его задача – обеспечить горизонтальную жесткость строения.
Монтаж плит
Как и любая установка железобетонных конструкций, монтаж плит требует предварительной подготовки. На фермах пролетов нужно установить подмостки или ограждения. Есть два основных способа монтажа плит – продольный и поперечный. В первом случае кран перемещается вдоль пролета, во втором – поперек пролета. Плиты покрытия укладываются штабелями между колонн для подачи к месту покрытия.
Первая плита укладывается в место, заранее отмеченное на ферме, остальные – впритык к ней. Если здание каркасное, плиты перекрытия кладут после установки ригелей, прогонов и распорных плит, а если бескаркасное – после постройки стен. При укладывании плиты на поверхность устраивается из раствора «постель». Излишек раствора выдавливается самой плитой. Первая плита должна быть приварена к ферме в четырех узлах, последующие – в трех. Межстыковые швы заделываются раствором цемента и песка.
Монтаж стеновых панелей
Стеновые панели ставят после возведения каркаса здания и укладки перекрытий. Перед подъёмом панели группируют в кассеты. При таком способе складирования монтаж металлических и железобетонных конструкций, предназначенных для возведения стен, наиболее рационален. Кассеты могут располагаться между стеной и краном, за краном, а также перед ним.
Панели устанавливаются монтажниками только с внутренней части строения. Стеновые панели ставят по всей высоте строения участком между двумя колоннами. Поэтому в одной кассете должно быть такое количество панелей, чтобы закрыть весь участок по всей его высоте.
Прием панели монтажниками осуществляется в месте соединения этой конструкции с колонной. Для этого нужно заранее обеспечить доступ рабочих к этим точкам. Если поперечное перекрытие отсутствует, придется устанавливать люльки, подмостки или подъемник.
Особое значение имеет установка первого ряда панелей, поэтому их положение и соответствие нанесенным рискам проверяется особенно тщательно. Внешние панели исполняют не только опорные и защитные, но и эстетические функции. Потому швы между панелями должны быть заделаны не просто тщательно, но очень аккуратно и не превышать установленных норм.
Внутренние стеновые панели ставят до установки перекрытий верхнего этажа. К колоннам панели крепят струбцинами, к плитам перекрытия – подкосами. Окончательное закрепление стеновых панелей производится их сваркой с элементами каркаса здания.
Особенности металлических конструкций
Отличительной особенностью металлических строительных конструкций является их склонность к деформации, значительный вес и особая точность в изготовлении. Поэтому транспортировка, укладка, подъём и установка требуют особой тщательности и осторожности.
В целом, монтаж металлических и железобетонных конструкций принципиально не различается, но металлические изделия нередко бывают сборными, что позволяет их собирать не только на земле, но и непосредственно на установочной площадке.
www.proektant.ru
Монтаж железобетонных конструкций
В мелиоративном строительстве выполняется большой объем монтажных работ при укреплении откосов каналов и устройстве переездов через них, производстве погрузо-разгрузочных работ и прокладке магистральных трубопроводов (коллекторов) и др.
Выполнение работ по монтажу гидротехнических сооружений из сборных железобетонных конструкций разрешается производить только при наличии утвержденного проекта производства работ, привязанного к конкретному месту и условиям. В проекте должны быть учтены требования техники безопасности, производственной санитарии и противопожарных норм. Без такого проекта производства работ приступать к монтажным работам не разрешается.
К выполнению монтажных работ допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие медицинский осмотр, а также обучившиеся по установленной программе, сдавшие экзамены и получившие соответствующие удостоверения.
Все рабочие, прежде чем приступить к работе, обязаны пройти инструктаж по технике безопасности. При этом рабочие комплексных бригад должны быть проинструктированы и обучены безопасным приемам по всем видам работ, выполняемых бригадой.
При наличии особо опасных условий работ по монтажу гидромелиоративных сооружений из сборных железобетонных элементов (работа вблизи действующих линий электропередачи, находящихся под напряжением, работа на крутых и высоких косогорах и откосах и др.), рабочим должны быть выданы письменные наряд допуски, определяющие безопасные условия работы и указывающие опасные зоны и необходимые мероприятия по технике безопасности.
Степень опасности работ устанавливает главный инженер организации. Он же подписывает наряд-допуск.
Наряд-допуск при работе вблизи линии электропередачи, находящейся под напряжением, может быть выдан только при наличии письменного разрешения на производство работ от организации, эксплуатирующей эту линию.
Наряд-допуск выдается на срок, необходимый для выполнения данного объема работ.
В случае перерыва в производстве работ более суток наряд-допуск аннулируется и при возобновлении работ выдается новый.
При производстве работ на высоте (при монтаже сборных железобетонных гидромелиоративных сооружений к ним относятся работы на крутых откосах выемок на высоте 5 м и более от подошвы выемки и сооружений на высоте 5 м и более от поверхности грунта) следует помнить, что к самостоятельным работам допускаются лица не моложе 18 и не старше 60 лет, прошедшие медицинский осмотр, имеющие стаж работ на высоте не менее одного года и тарифный разряд не ниже третьего. При производстве верхолазных работ рабочий обязан применять предохранительный пояс, прошедший надлежащее испытание.
Учащиеся производственно-технических училищ не моложе 17 лет допускаются к работе на высоте только для прохождения производственной практики с условием постоянного наблюдения за ними мастера-инструктора учебного заведения. Рабочие не моложе 17 лет, окончившие профессионально-технические училища, допускаются к работе на высоте только под непосредственным руководством мастера или производителя работ.
Все рабочие, занятые на монтаже железобетонных конструкций, должны быть обеспечены спецодеждой, а в необходимых случаях и защитными средствами в соответствии с установленными нормами. Работать без спецодежды запрещается.
Рис. 10. Схема подачи плиты при облицовке откосов канала:
1 — откос канала; 2 — железобетонные плиты; 3 — неравносторонний строп; 4 — крюк крана.
Прежде чем приступить к монтажу сборных железобетонных конструкций гидромелиоративных сооружений, необходимо выполнить все земляные работы. Вдоль бермы канала, подлежащего облицовке железобетонными плитами, и траншеи, в которой должен быть смонтирован трубопровод из железобетонных труб, со стороны подвоза материалов и изделий очищается и планируется полоса шириной, равной ширине монтажного крана, проезжей автодороги и бермы шириной не менее 1 м. Вдоль этой полосы должны быть подготовлены площадки для складирования материалов и железобетонных изделий согласно проекту производства работ. Такая же полоса должна быть сделана по периметру котлована под фундаменты гидромелиоративных сооружений и зданий.
Железобетонные изделия и конструкции (каждый тип и отдельности) складывают в штабеля высотой не более 1,5 м на деревянных подкладках. Проход между штабелями устраивают не менее — 2 м.
Железобетонные изделия (плиты, лотки, блоки оголовки и др.) следует транспортировать на специально оборудованных автомобилях и прицепах к ним с обеспечением надежной установки и крепления изделий. Не допускается перевозка этих изделий без прокладок между ними и под ними, а также без подкладок под тросами или цепями обвязки в местах их соприкосновения с острыми ребрами изделий.
Погрузка и транспортировка указанных изделий должна, как правило, производиться в рабочем положении. Кантование их в рабочее положение на месте монтажа не допускается.
Строповку железобетонных изделий нужно производить так, чтобы они подавались к месту установки в положении, максимально близком к проектному (рис. 10).
Строповку железобетонных колонн, как правило, производят при помощи траверсы, находящейся выше верхнего торца, что дает возможность подавать колонны к фундаменту отвесно и наводить их на установочные оси непосредственно краном. Работы по наводке колонны на ось стакана фундаментов следует вести при минимальных скоростях опускания груза, осторожно, без рывков, не допуская удара верха колонны о стрелу крана во время перехода колонны из наклонного положения в вертикальное.
Строповка железобетонных блоков, оголовков и плит откосов производится при помощи «пауков» за монтажные петли монтируемых конструкций.
Сборные железобетонные конструкции (плиты откосов и дна каналов, прямоугольные балки, стеновые панели и др.) должны имен, маркировку и надписи, обеспечивающие их правильную строповку и монтаж в рабочем состоянии. Стропить конструкции в произвольных местах или использовать для этого выпуски арматурных каркасов запрещается.
Элементы и конструкции во время перемещения необходимо удерживать от раскачивания и вращения оттяжками из пенькового каната или тонкого гибкого троса. При перемещении элементов, устанавливаемых в горизонтальное или наклонное положение, применяют две оттяжки, прикрепляя их к нижним концам элемента.
Не допускаются при подъеме железобетонных изделий толчки и удары их о смежные элементы или другие предметы и раскачивание элементов при их подъеме. Нельзя подавать железобетонные изделия поворотом стрелы крана через рабочие места монтажников, а также выдергивать краном защемленные грузозахватные приспособления и железобетонные изделия, элементы, прижатые приваленными другими изделиями и примерзшие, или подтягивать их путем косого натяжения подъемного каната.
При выявлении неправильного положения поднимаемого груза его необходимо опустить на землю, заново перестропить и только потом поднять. До начала подъема груза машинист обязан подать сигнал. Поднимая груз, по массе близкий к разрешенной грузоподъемности при данном вылете стрелы, следует предварительно поднять его на высоту не более 20-30 см и убедиться в устойчивости крана и исправности тормозов, а затем произвести дальнейший подъем.
Прежде чем опускать или поднимать груз со дна траншеи, котлована или колодца, необходимо предварительно опустить на дно пустой крюк н убедиться, что на барабане остается еще не менее 1,5 витка каната, не считая витков, находящихся под зажимным устройством, только после этого можно приступать к грузоподъемным операциям.
При строительстве лотковых каналов монтаж лотка на седло ведут двое рабочих. Один из них находится на ранее установленном лотке, а второй — со стороны свободного конца лотка (по ходу монтажа) за седлом. Находиться между седлами, на которые устанавливают лотки, не разрешается. При высоте опор более 1 м все операции (укладка гидролизации, направление лотка на седло, заливка стыков битумом или другим составом) ведут с переносных лестниц-площадок.
Расстроповку установленных лотков производят после надежного закрепления их на рабочем месте. Монтаж последующего лотка допускается только после окончания монтажа и прочного закрепления предыдущего лотка.
Ответственность за соблюдение правил техники безопасности при производстве грузоподъемных работ, связанных с монтажом конструкций и ведением изоляционных работ, возлагается на инженерно-технических работников, руководящих этими работами.
hydrotechnics.ru