Бортовой камень – Высота бортового камня над проезжей частью, ГОСТ бордюры дорожные

Содержание

Бортовой камень – основные типы и области применения :: SYL.ru

Бортовой камень является надежным средством для предотвращения размытия обочин, формирования всевозможных дорожных элементов и декоративного применения. С помощью материала удобно оформлять газоны, тропинки, стоянки, выделять отдельные функциональные зоны.

Широта современного ассортимента позволяет в точности подбирать необходимые размеры бортового камня, его высоту, цвет, прочие параметры в соответствии требуемыми условиям выполнения работ.

Производство

В настоящее время в качестве основной технологии изготовления бортового камня применяется метод полусухого вибропрессования исходного сырья. Изготовленный данным способом бортовой материал отличается высочайшей прочностью, устойчив к воздействию существенных перепадов температур, влаги, других естественных явлений.

Ранее бортовой камень производился исключительно способом опалубного бетонного литья. Применение такого подхода к изготовлению материала приводило к быстрому ухудшению его первоначальных качеств. К тому же уже после нескольких лет эксплуатации на литых бетонных камнях образовывались первые признаки разрушения.

Помимо вышеуказанных методов изготовления, бортовой камень может производиться путем резки естественного сырья на готовые блоки. Применим способ лишь к изготовлению бордюров из гранита, карьерного камня, прочих горных пород.

Гранитные бордюры отличаются наивысшей прочностью, а также чрезвычайно длительным сроком службы, независимо от условий эксплуатации. Однако применение подобного сырья является дорогим удовольствием. Да и внушительный вес бортового камня из гранита нередко вынуждает производить монтаж с привлечением дорогостоящей техники. Это подходит не всем.

Классификация

Бортовой камень принято классифицировать в первую очередь согласно материалам изготовления. Другими определяющими отличиями отдельных типов материала выступают габариты, способы производства, назначение. Указанные факторы в комплексе определяют стоимость конкретных изделий.

В настоящее время распространенными материалами для производства бортового камня служат:

  • бетон;
  • гранит;
  • железобетон;
  • карьерный камень.

Естественно, стоимость материала, изготовленного из натурального горного сырья, будет на порядок выше по сравнению с бетонными либо железобетонными изделиями.

Что касается изготовления цветного садового бортового камня, то здесь в качестве основы применяется портландцемент, различные фракции песка, цемента, щебня и всевозможных добавок.

Применение

Существует несколько распространенных областей применения бортового камня.

  1. Разграничение проезжих частей дорожного полотна, пешеходных зон для обеспечения безопасности на улицах и автомобильных магистралях.
  2. Укладка с целью увеличения сроков службы дорожных покрытий при высокой вероятности размывания и преждевременного повреждения покрытий.
  3. Использование в качестве элемента ландшафтного дизайна при обустройстве садовых дорожек, разграничении приусадебных участков. Установка бортового камня также выглядит целесообразной при организации клумб и зеленых лужаек.

Особенности выбора

Подбирая материал, прежде всего следует сосредоточиться на способе его будущего применения. Размеры бортового камня, характеристики и внешний вид изделий для разграничения проезжих участков существенно отличаются от садовых камней.

Если говорить о бортовом камне, который будет использоваться в ландшафтном дизайне, то такой материал должен отличаться не только высокой прочностью, но также отменными эстетическими качествами. Причем для обустройства пешеходных зон на приусадебном участке либо в саду рекомендуется выбирать самые миниатюрные формы бортового камня.

Дорожные бортовые камни в большинстве обладают внушительными габаритами. Данная особенность конструкции диктуется необходимостью противодействия значительному давлению почвы при укладке дорожных покрытий, строительстве мостов, организации парковочных зон, придворовых территорий. Особенно высоки требования к показателям прочности и удароустойчивости таких материалов, что регулируется государственными стандартами.

www.syl.ru

Бортовой камень Википедия

Бортово́й ка́мень (также бордюр, поребрик) — разделитель между проезжей частью и тротуаром.

Используется в качестве огораживающего элемента, который выполняет роль ограничения пешеходных дорожек и тротуаров от газонов, проезжей части, декорирования парковых ландшафтов и других территорий. Также изделия представляют собой надежную защиту от размытия обочины, осыпания грунта, способствуют долговечности плиточного покрытия, так как они не деформируются и не трескаются под воздействием механической загрузки и природных проявлений.

Технические характеристики

бортовой камень нескольких видов:

• бордюр магистральный;

• дорожный бордюр;

• садовый бордюр.

Вне зависимости от вида бордюра его производство осуществляется в соответствии с требованиями ГОСТа:

морозостойкость конструкций составляет около 200-250 циклов. Один цикл включает в себя замораживание и оттаивание изделия при температуре от -20 до +20 градусов. В условиях украинского климата подобных циклов в течение года происходит около пяти раз. В таком случае срок службы бордюрной конструкции составляет не менее 40 лет;

• прочность на сжатие соответствует не менее 350 кг/см3;

• водопоглощение от 3 до 6%, то есть конструкция весом 1кг способна впитать до 60г.

Технология укладки[ | ]

Бортовой камень с разным способом укладки

В ГОСТе 52289-2004 есть упоминание о боковой поверхности бордюра[1] и о его верхе[2] (нанесение разметки), там же упоминаются «Островки безопасности», выделенные разметкой или бордюрным камнем, которые устраиваются при интенсивности движения транспортных средств не менее 400 ед./ч на одну полосу проезжей части. Указывается, что высота приподнятого островка безопасности должна быть 10 см.[3] В ГОСТ Р 52767-2007[4] (Российской Федерации), выпущенном в 2007 г. (действующий документ), можно найти следующее:

4.2.4. Направляющие островки
Высоту бордюра направляющих островков измеряют с использованием уровня по ГОСТ 9392 и измерительной линейки по ГОСТ 427.

Высоту бордюра определяют измерением зазора между дорожным покрытием и нижней гранью уровня, установленного в горизонтальном положении на верхнюю грань бордюра. Высота бордюра в любой его точке не должна превышать 10 см.

4.2.5. Островки безопасности
Высоту бордюра островков безопасности измеряют в соответствии с 4.2.4. Высота бордюра в любой его точке должна составлять (10 ± 1) см.

В законе Санкт-Петербурга «О мерах по усилению контроля за состоянием внешнего благоустройства Санкт-Петербурга »[5] можно найти следующее:

В местах интенсивного движения пешеходов участки с растительным грунтом вокруг стволов деревьев должны быть покрыты в уровень мощения горизонтальными решетками из литого или кованого металла или ограждаться от плоскости мощения поребриком из естественного или искусственного камня высотой не менее 10 см.

Покрытия тротуаров и пешеходных дорожек, поребрики, бордюры выполняются из естественного или искусственного камня.

Границы владельческих участков должны быть выявлены тротуарами, дорожками, поребриками или реперами.

Все вертикальные перепады поверхностей и их покрытия (бортики, поребрики, ступени, подпорные стены, в том числе берега водоемов и др.) должны выполняться из естественного камня.

Стандарт качества[ | ]

ru-wiki.ru

Бортовой камень — это… Что такое Бортовой камень?

Бортово́й ка́мень — разделитель между проезжей частью и тротуаром. Московское наименование бортового камня, употребляющееся также и в ГОСТах — бордю́р[1]. В Санкт-Петербурге, Казани, Екатеринбурге, Новосибирске, Кургане и Владимире распространено другое слово — поре́брик[2].

Технология укладки

В ГОСТе 52289-2004 есть упоминание о боковой поверхности бортового камня и о его верхе (нанесение разметки), там же упоминаются «Островки безопасности», должные быть обозначенными разметкой или бордюрным камнем и быть высотой 10 см. В ГОСТ Р 52767-2007[3] (Российской Федерации), выпущенном в 2007 г. (действующий документ), можно найти следующее:

4.2.4. Направляющие островки
Высоту бордюра направляющих островков измеряют с использованием уровня по ГОСТ 9392 и измерительной линейки по ГОСТ 427.
Высоту бордюра определяют измерением зазора между дорожным покрытием и нижней гранью уровня, установленного в горизонтальном положении на верхнюю грань бордюра. Высота бордюра в любой его точке не должна превышать 10 см.
4.2.5. Островки безопасности
Высоту бордюра островков безопасности измеряют в соответствии с 4.2.4. Высота бордюра в любой его точке должна составлять (10 ± 1) см.

В законе Санкт-Петербурга «О мерах по усилению контроля за состоянием внешнего благоустройства Санкт-Петербурга »[4] можно найти следующее:

В местах интенсивного движения пешеходов участки с растительным грунтом вокруг стволов деревьев должны быть покрыты в уровень мощения горизонтальными решетками из литого или кованого металла или ограждаться от плоскости мощения поребриком из естественного или искусственного камня высотой не менее 10 см.
Покрытия тротуаров и пешеходных дорожек, поребрики, бордюры выполняются из естественного или искусственного камня.
Границы владельческих участков должны быть выявлены тротуарами, дорожками, поребриками или реперами.
Все вертикальные перепады поверхностей и их покрытия (бортики, поребрики, ступени, подпорные стены, в том числе берега водоемов и др.) должны выполняться из естественного камня.

Стандарт качества

Бетонные бортовые камни обозначают марками в соответствии с ГОСТ 23009-78. Марка камня состоит из буквенно-цифровых групп, разделённых тире. Первая группа содержит обозначение типа камня, длину, высоту и ширину камня в сантиметрах, радиус кривизны в метрах для криволинейных камней; вторая — класс напрягаемой арматуры[5].

Примеры условного обозначения камней[5]:

  • тип БР длиной 1000 мм, высотой 300 мм и шириной 180 мм: БР100.30.18;
  • тип БК длиной 1000 мм, высотой 300 мм и шириной 180 мм с радиусом кривизны 8 м: БК100.30.18.8;
  • тип БР длиной 6000 мм, высотой 300 мм и шириной 180 мм с напрягаемой арматурой класса А-IV: БР600.30.18-AIV.

Примечания

dic.academic.ru

Бортовой камень — Википедия

Бортово́й ка́мень (также бордюр, поребрик) — разделитель между проезжей частью и тротуаром.

Используется в качестве огораживающего элемента, который выполняет роль ограничения пешеходных дорожек и тротуаров от газонов, проезжей части, декорирования парковых ландшафтов и других территорий. Также изделия представляют собой надежную защиту от размытия обочины, осыпания грунта, способствуют долговечности плиточного покрытия, так как они не деформируются и не трескаются под воздействием механической загрузки и природных проявлений.

Технические характеристики

бортовой камень нескольких видов:

• бордюр магистральный;

• дорожный бордюр;

• садовый бордюр.

Вне зависимости от вида бордюра его производство осуществляется в соответствии с требованиями ГОСТа:

морозостойкость конструкций составляет около 200-250 циклов. Один цикл включает в себя замораживание и оттаивание изделия при температуре от -20 до +20 градусов. В условиях украинского климата подобных циклов в течение года происходит около пяти раз. В таком случае срок службы бордюрной конструкции составляет не менее 40 лет;

• прочность на сжатие соответствует не менее 350 кг/см3;

• водопоглощение от 3 до 6%, то есть конструкция весом 1кг способна впитать до 60г.

Технология укладки

Бортовой камень с разным способ укладки

В ГОСТе 52289-2004 есть упоминание о боковой поверхности бордюра[1] и о его верхе[2] (нанесение разметки), там же упоминаются «Островки безопасности», выделенные разметкой или бордюрным камнем, которые устраиваются при интенсивности движения транспортных средств не менее 400 ед./ч на одну полосу проезжей части. Указывается, что высота приподнятого островка безопасности должна быть 10 см.[3] В ГОСТ Р 52767-2007[4] (Российской Федерации), выпущенном в 2007 г. (действующий документ), можно найти следующее:

4.2.4. Направляющие островки
Высоту бордюра направляющих островков измеряют с использованием уровня по ГОСТ 9392 и измерительной линейки по ГОСТ 427.

Высоту бордюра определяют измерением зазора между дорожным покрытием и нижней гранью уровня, установленного в горизонтальном положении на верхнюю грань бордюра. Высота бордюра в любой его точке не должна превышать 10 см.

4.2.5. Островки безопасности
Высоту бордюра островков безопасности измеряют в соответствии с 4.2.4. Высота бордюра в любой его точке должна составлять (10 ± 1) см.

В законе Санкт-Петербурга «О мерах по усилению контроля за состоянием внешнего благоустройства Санкт-Петербурга »[5] можно найти следующее:

В местах интенсивного движения пешеходов участки с растительным грунтом вокруг стволов деревьев должны быть покрыты в уровень мощения горизонтальными решетками из литого или кованого металла или ограждаться от плоскости мощения поребриком из естественного или искусственного камня высотой не менее 10 см.

Покрытия тротуаров и пешеходных дорожек, поребрики, бордюры выполняются из естественного или искусственного камня.

Границы владельческих участков должны быть выявлены тротуарами, дорожками, поребриками или реперами.

Все вертикальные перепады поверхностей и их покрытия (бортики, поребрики, ступени, подпорные стены, в том числе берега водоемов и др.) должны выполняться из естественного камня.

Стандарт качества

Бетонные бортовые камни обозначают марками в соответствии с ГОСТ 23009-78. Марка камня состоит из буквенно-цифровых групп, разделённых тире. Первая группа содержит обозначение типа камня, длину, высоту и ширину камня в сантиметрах, радиус кривизны в метрах для криволинейных камней; вторая — класс напрягаемой арматуры[6].

Примеры условного обозначения камней[6]:

  • тип БР длиной 1000 мм, высотой 300 мм и шириной 180 мм: БР100.30.18;
  • тип БК длиной 1000 мм, высотой 300 мм и шириной 180 мм с радиусом кривизны 8 м: БК100.30.18.8;
  • тип БР длиной 6000 мм, высотой 300 мм и шириной 180 мм с напрягаемой арматурой класса А-IV: БР600.30.18-AIV.

Окраска

Согласно сделанному в 2012 году заявлению заместителя главного архитектора города Москвы Игоря Воскресенского, каждый камень имеет свой цвет, отражённый в проекте, и нарушение цвета камня, например, покраска бордюров, является нарушением проекта, гранит при этом красить нельзя ни в коем случае[7]. Согласно ГОСТ Р 51256-2011 дорожная разметка бордюры красками (эмалями) применяется «на опасных участках» дорог и «возвышающихся островках безопасности» (таблица А.2, номер 2.7)[8].

Видео по теме

Примечания

См. также

Статьи

wiki2.red

Бетонные бортовые камни: особенности железобетонных изделий




Современное ландшафтное благоустройство может включать в себя самые разные элементы. Например, очень эффективны бетонные бортовые камни по ГоСТу 6665 91.

Эти элементы укрепляют дорожное полотно.

Предназначены они для следующего:

  • разделения проезжих частей дорог и улиц от площадок, тротуаров, остановок общественного городского транспорта;
  • обособления трамвайных путей;
  • для отделения различных территорий, площадей, тротуаров и пешеходных дорожек от газонов.

Особенности изготовления и укладки

  1. Инструкция подчеркивает, что применение таких элементов позволяет укрепить откосы и обочины дорог, а также исключить их размывание грунтовыми, дождевыми и талыми водами.
  2. Бетонный бортовой камень способен исполнять не только важные практические задачи. Он может нести и декоративные функции. Например, если скомбинировать камни, имеющие разный цвет окраски, то это даст возможность украсить транспортные артерии города.

Производство изделий

Камни из бетона наиболее распространены.

Изготавливаются дорожные бордюры из различных камневидных материалов, наиболее распространены:

  • бетон;
  • железобетон;
  • природный камень;
  • гранит.

Обратите внимание!
Важно, чтобы материал изделий был достаточно прочным и массивным.
Так, для отделения дорожного полотна, оптимально использовать бортовые бетонные камни марки 400.
В этом случае бордюр будет долговечным, надежным, устойчивым к механическим воздействиям и экстремальным погодным условиям.

Бортовые железобетонные камни могут производиться двумя методами.

Производство бордюров методом вибропрессования.

  1. На данный момент популярны изделия, произведенные при помощи технологии полусухого вибропрессования. Подобные конструкции более всего подходят к условиям города. Они обладают высоким уровнем надежности, плотности и прочности. Помимо этого, цена их невысока, если сравнивать с гранитными аналогами.
  2. Метод опалубочного бетонного литья менее надежен. Технология эта более старая и качество бордюров, получаемых с ее помощью, оставляет желать лучшего. Спустя 3/4 года службы они начинают разрушаться.

Типы изделий.

Производители выпускают нижеследующие разновидности бордюров:

  • магистральные;
  • садовые;
  • мостовые;
  • дорожные.

Независимо от их предназначения, все изделия должны, согласно стандарту, производиться только из качественного кварцевого песка, цемента, щебня и модифицирующих добавок.

Технологии монтажа

Так выглядит установка бордюра.

Бортовой камень можно монтировать разными методами.

Стандарты выделяют два из них.

  1. Бордюр. В данном случае элементы устанавливаются заподлицо, иными словами, ступеньки не образуют. (См. также статью Скульптуры из бетона: особенности.)
  2. Поребрик. При такой установке камней создается отделяющее ребро. Например, бетонные бортовые газонные камни по ГоСТу №52289/2004 должны иметь боковую поверхность и верхнюю часть с нанесенной на нее разметкой. Особенно строго регламентируют стандарты установку своими руками описываемых элементов на проезжей части.

Так, «островки безопасности» на дорогах должны выделяться разметкой либо бортовым камнем. Последние устанавливаются вблизи пешеходных переходов, если интенсивность передвижения транспортных средств по данному участку дороги составляет не меньше 40 километров в час. При этом высота приподнятой над уровнем земли части «островка безопасности» должна составлять строго 10 сантиметров.

ГоСТ Р №52767/2007, который был принят в 2007 году, определяет нижеследующее.

  1. «Направляющие островки». Высота бордюра данных дорожных элементов должна определяться с применением уровня (по требованиям ГоСТ №9392), а также измерительной линейки (согласно ГоСТ №427).

Обратите внимание!
Уровень высоты ограждения должен определяться в ходе измерения промежутка меж дорожным полотном и нижней частью уровня, поставленного горизонтально на верх бортового камня.
Высота ограждения в любой месте его не должна быть больше 10 сантиметров.

Островок безопасности из бортового камня.

  1. «Островки безопасности». Высота их поребриков измеряется так же, как и в предыдущем пункте. При этом ее показатель в любой точке ограждения должен равняться 10 сантиметров (± 1 см).

При установке бортовых камней часто возникает ситуация, когда их необходимо обрезать.

Например, при монтаже конечных участков ограждений.

  1. Оптимальный метод – это резка железобетона-бетона алмазными кругами. При этом можно использовать как стационарные либо переносные камнерезные станки, так и ручной инструмент, например – большую болгарку.
  2. Помимо этого может возникнуть и необходимость просверлить элемент. Для этого применяется алмазное бурение отверстий бетоне.

Стандарты размеров и качества

На фото примеры марок бордюров.

Бетонные и железобетонные бортовые камни обозначаются, исходя из требований ГоСТа №23009/78.

Категория изделия представляет собой буквенно-цифровые группы, которые разделены тире.

  1. Первая из них указывает тип изделия, его высоту, длину и ширину в сантиметрах, а также для криволинейных бордюров и радиус кривизны в метрах.
  2. Вторая группа озвучивает класс использованной напрягаемой арматуры.

Для примера обозначений возьмем бортовые бетонные камни марки 300.

  1. БР/100.30.15. Тип камня — БР (дорожный прямой). Его длина 100 мм, высота 30 см, ширина 15 см.
  2. БК/100.30.18.8. Тип бордюра — БК (дорожный радиусный). Длина его 100 см, высота 30 см, ширина 18 см, радиус кривизны 8 метров.
  3. БР/600.30.18-AIV. Тип камня — БР (магистральный прямой).

Его длина 600 см, высота 30 см, ширина 18 см. Использована арматура категории АIV.

Вывод

Бортовые камни увеличивают прочность дорожного полотна и повышают безопасность пешеходов. При этом они могут и повысить эстетичность окружающего ландшафта. (См. также статью Фигуры из бетона: как сделать.)

Ознакомьтесь с видео в этой статье. Оно содержит немало интересной информации.

А о том, как происходит резка железобетона алмазными кругами и алмазное бурение отверстий в бетоне читайте в других статьях на нашем информационном портале.


masterabetona.ru

Бортовой камень Википедия

Бортово́й ка́мень (также бордюр, поребрик) — разделитель между проезжей частью и тротуаром.

Используется в качестве огораживающего элемента, который выполняет роль ограничения пешеходных дорожек и тротуаров от газонов, проезжей части, декорирования парковых ландшафтов и других территорий. Также изделия представляют собой надежную защиту от размытия обочины, осыпания грунта, способствуют долговечности плиточного покрытия, так как они не деформируются и не трескаются под воздействием механической загрузки и природных проявлений.

Технические характеристики

бортовой камень нескольких видов:

• бордюр магистральный;

• дорожный бордюр;

• садовый бордюр.

Вне зависимости от вида бордюра его производство осуществляется в соответствии с требованиями ГОСТа:

морозостойкость конструкций составляет около 200-250 циклов. Один цикл включает в себя замораживание и оттаивание изделия при температуре от -20 до +20 градусов. В условиях украинского климата подобных циклов в течение года происходит около пяти раз. В таком случае срок службы бордюрной конструкции составляет не менее 40 лет;

• прочность на сжатие соответствует не менее 350 кг/см3;

• водопоглощение от 3 до 6%, то есть конструкция весом 1кг способна впитать до 60г.

Технология укладки

Бортовой камень с разным способом укладки

В ГОСТе 52289-2004 есть упоминание о боковой поверхности бордюра[1] и о его верхе[2] (нанесение разметки), там же упоминаются «Островки безопасности», выделенные разметкой или бордюрным камнем, которые устраиваются при интенсивности движения транспортных средств не менее 400 ед./ч на одну полосу проезжей части. Указывается, что высота приподнятого островка безопасности должна быть 10 см.[3] В ГОСТ Р 52767-2007[4] (Российской Федерации), выпущенном в 2007 г. (действующий документ), можно найти следующее:

4.2.4. Направляющие островки
Высоту бордюра направляющих островков измеряют с использованием уровня по ГОСТ 9392 и измерительной линейки по ГОСТ 427.

Высоту бордюра определяют измерением зазора между дорожным покрытием и нижней гранью уровня, установленного в горизонтальном положении на верхнюю грань бордюра. Высота бордюра в любой его точке не должна превышать 10 см.

4.2.5. Островки безопасности
Высоту бордюра островков безопасности измеряют в соответствии с 4.2.4. Высота бордюра в любой его точке должна составлять (10 ± 1) см.

В законе Санкт-Петербурга «О мерах по усилению контроля за состоянием внешнего благоустройства Санкт-Петербурга »[5] можно найти следующее:

В местах интенсивного движения пешеходов участки с растительным грунтом вокруг стволов деревьев должны быть покрыты в уровень мощения горизонтальными решетками из литого или кованого металла или ограждаться от плоскости мощения поребриком из естественного или искусственного камня высотой не менее 10 см.

Покрытия тротуаров и пешеходных дорожек, поребрики, бордюры выполняются из естественного или искусственного камня.

Границы владельческих участков должны быть выявлены тротуарами, дорожками, поребриками или реперами.

Все вертикальные перепады поверхностей и их покрытия (бортики, поребрики, ступени, подпорные стены, в том числе берега водоемов и др.) должны выполняться из естественного камня.

Стандарт качества

Бетонные бортовые камни обозначают марками в соответствии с ГОСТ 23009-78. Марка камня состоит из буквенно-цифровых групп, разделённых тире. Первая группа содержит обозначение типа камня, длину, высоту и ширину камня в сантиметрах, радиус кривизны в метрах для криволинейных камней; вторая — класс напрягаемой арматуры[6].

Примеры условного обозначения камней[6]:

  • тип БР длиной 1000 мм, высотой 300 мм и шириной 180 мм: БР100.30.18;
  • тип БК длиной 1000 мм, высотой 300 мм и шириной 180 мм с радиусом кривизны 8 м: БК100.30.18.8;
  • тип БР длиной 6000 мм, высотой 300 мм и шириной 180 мм с напрягаемой арматурой класса А-IV: БР600.30.18-AIV.

Окраска

Согласно сделанному в 2012 году заявлению заместителя главного архитектора города Москвы Игоря Воскресенского, каждый камень имеет свой цвет, отражённый в проекте, и нарушение цвета камня, например, покраска бордюров, является нарушением проекта, гранит при этом красить нельзя ни в коем случае[7]. Согласно ГОСТ Р 51256-2011 дорожная разметка бордюры красками (эмалями) применяется «на опасных участках» дорог и «возвышающихся островках безопасности» (таблица А.2, номер 2.7)[8].

Синонимичность

Согласно Московско-петербургскому словарю, в столице бортовой камень чаще зовут бордюром, а в СПб — поребриком.

Примечания

См. также

Статьи

  • Дмитрий Чистопрудов. Привет, бордюр! (неопр.). ЖЖ (6 апреля 2016). Проверено 11 сентября 2016.

wikiredia.ru

Бортовые камни и их разновидности

26.06.2018

Бортовые камни и их разновидности

Бортовой камень – неотъемлемый элемент уличной архитектуры любого города мира. По способу монтажа и некоторым особенностям геометрии его разделяют на два типа – бордюр и поребрик. Абсолютное большинство обывателей искренне считают эти понятия идентичными, хотя на деле это не совсем так. В ландшафтном дизайне в роли бортовых камней могут использоваться самые различные стройматериалы – однако, за исключением отдельных декоративных вариантов, бетон и натуральный камень находятся здесь вне конкуренции.

Бордюры и поребрики – сходства и отличия

Классические бордюры и поребрики – две формы бортового камня, различия между которыми подробно перечислены в ГОСТах. При этом одна из их модификаций, ныне маркируемая как бордюр ГП 1 с размерами 1000х300х150мм, является самой распространенной еще со времен СССР.  С точки зрения способа монтажа,

  • поребрик – является бортовым камнем, укладываемым без «утопления» в грунт нижней его части, но с выступающей над обеими разделяемыми им зонами верхней частью;
  • бордюр – так же разделяя две или более зон (преимущественно – проезжую часть и тротуар) – представляет собой аналог подступенка на лестницах, частично углубляясь в подготовленное для него земляное «корыто», но с верхней частью, идущей вровень с плиткой габбро или гранита на тротуаре.

Интересным является тот факт, что название бортового камня в разных городах и странах СНГ сильно разнится в зависимости от региона. Для жителей Петербурга или Донецка любой тип бортового камня – всегда «поребрик». Для москвичей и одесситов – «бордюр». А для киевлян – и вовсе «бровка».

Материалы для бортового камня

Возвращаясь к материалам, идущим на изготовление этого архитектурного элемента, следует отметить соблюдение следующих правил:

  • если покрытие пешеходной зоны выполнено из натурального камня (плиты мощения из гранита либо сходных с ним пород – например, габбро диабаза или лабрадорита), то для бордюров и поребриков также используется аналогичная горная порода;
  • для тротуара, выложенного бетонной плиткой, бортовой камень, как правило, тоже подбирается бетонным.

Гармонично сочетаться обязана и цветовая гамма (поскольку серая или черная брусчатка неестественно смотрится в обрамлении бордюров из цветного камня).

Эксплуатационные характеристики

Очевидно, что физико-технические параметры бетона и природного камня сильно отличаются. Наглядно их можно отобразить в виде следующей таблицы:

Сравнительная таблица характеристик бетонов и гранита.

 ПрессованныйЛитойГранит
бетонбетон(габбро)
ГеометрияГрубоватая, со сколами и трещинамиЧеткая, правильной формыИдеальная
ПрочностьНизкая, множество пустотСредняяВысокая
Поверхностьотсутствие эстетичностиПриятная на вид (за счет двухслойной конструкции)максимально привлекательная визуально
Срок службы2-5 лет4-8 летболее 50 лет

С точки зрения геометрии, бортовые камни могут принимать как ровную прямоугольную, так и изогнутую форму, а также снабжаться фасками различной конфигурации.
Особенности применения

Бордюры выполняют в основном роль элемента зонирования:

  • между дорогой и тротуаром;
  • между несколькими уровнями террас на склонах и т.д.

При этом высота бордюров обычно колеблется между 30 и 40 см (с примерно третьей частью, утопленной в грунт).

Функция поребриков больше разделяющая:

  • газоны и садовые дорожки;
  • пешеходные участки и клумбы на них;
  • тротуары и велодорожки и т.д.

Поребрики выше, но уже, чем бордюры, на крупных трассах иногда достигая полуметра высоты.

Несколько интересных фактов

  1. Первые бордюры были растительными (обозначая границы участков в полях).
  2. Ранее слово «поребрик» означало особую форму архитектурного орнамента.
  3. Слово «бордюр» пришло в Россию из Франции.
  4. В ландшафтном дизайне поребрики и бордюры могут выполняться даже из скрепленной клеевым составом гальки, стекла или керамзитовой крошки.

К списку новостей

www.valitovkamen.ru