Температура при укладке асфальтобетонной смеси – 5.6.3. Подготовительные работы

Содержание

Технологическая карта Технологическая карта. Устройство дорожных покрытий из теплых асфальтобетонных смесей

На главную | База 1 | База 2 | База 3
Поиск по реквизитамПоиск по номеру документаПоиск по названию документаПоиск по тексту документа
Искать все виды документовДокументы неопределённого видаISOАвиационные правилаАльбомАпелляционное определениеАТКАТК-РЭАТПЭАТРВИВМРВМУВНВНиРВНКРВНМДВНПВНПБВНТМ/МЧМ СССРВНТПВНТП/МПСВНЭВОМВПНРМВППБВРДВРДСВременное положениеВременное руководствоВременные методические рекомендацииВременные нормативыВременные рекомендацииВременные указанияВременный порядокВрТЕРВрТЕРрВрТЭСНВрТЭСНрВСНВСН АСВСН ВКВСН-АПКВСПВСТПВТУВТУ МММПВТУ НКММПВУП СНЭВУППВУТПВыпускГКИНПГКИНП (ОНТА)ГНГОСТГОСТ CEN/TRГОСТ CISPRГОСТ ENГОСТ EN ISOГОСТ EN/TSГОСТ IECГОСТ IEC/PASГОСТ IEC/TRГОСТ IEC/TSГОСТ ISOГОСТ ISO GuideГОСТ ISO/DISГОСТ ISO/HL7ГОСТ ISO/IECГОСТ ISO/IEC GuideГОСТ ISO/TRГОСТ ISO/TSГОСТ OIML RГОСТ ЕНГОСТ ИСОГОСТ ИСО/МЭКГОСТ ИСО/ТОГОСТ ИСО/ТСГОСТ МЭКГОСТ РГОСТ Р ЕНГОСТ Р ЕН ИСОГОСТ Р ИСОГОСТ Р ИСО/HL7ГОСТ Р ИСО/АСТМГОСТ Р ИСО/МЭКГОСТ Р ИСО/МЭК МФСГОСТ Р ИСО/МЭК ТОГОСТ Р ИСО/ТОГОСТ Р ИСО/ТСГОСТ Р ИСО/ТУГОСТ Р МЭКГОСТ Р МЭК/ТОГОСТ Р МЭК/ТСГОСТ ЭД1ГСНГСНрГСССДГЭСНГЭСНмГЭСНмрГЭСНмтГЭСНпГЭСНПиТЕРГЭСНПиТЕРрГЭСНрГЭСНсДИДиОРДирективное письмоДоговорДополнение к ВСНДополнение к РНиПДСЕКЕНВиРЕНВиР-ПЕНиРЕСДЗемЕТКСЖНМЗаключениеЗаконЗаконопроектЗональный типовой проектИИБТВИДИКИМИНИнструктивное письмоИнструкцияИнструкция НСАМИнформационно-методическое письмоИнформационно-технический сборникИнформационное письмоИнформацияИОТИРИСОИСО/TRИТНИТОсИТПИТСИЭСНИЭСНиЕР Республика КарелияККарта трудового процессаКарта-нарядКаталогКаталог-справочникККТКОКодексКОТКПОКСИКТКТПММ-МВИМВИМВНМВРМГСНМДМДКМДСМеждународные стандартыМетодикаМетодика НСАММетодические рекомендацииМетодические рекомендации к СПМетодические указанияМетодический документМетодическое пособиеМетодическое руководствоМИМИ БГЕИМИ УЯВИМИГКМММНМОДНМонтажные чертежиМос МУМосМРМосСанПинМППБМРМРДСМРОМРРМРТУМСанПиНМСНМСПМТМУМУ ОТ РММУКМЭКННАС ГАНБ ЖТНВННГЭАНДНДПНиТУНКНормыНормы времениНПНПБНПРМНРНРБНСПНТПНТП АПКНТП ЭППНТПДНТПСНТСНЦКРНЦСОДМОДНОЕРЖОЕРЖкрОЕРЖмОЕРЖмрОЕРЖпОЕРЖрОКОМТРМОНОНДОНКОНТПОПВОПКП АЭСОПНРМСОРДОСГиСППиНОСНОСН-АПКОСПОССПЖОССЦЖОСТОСТ 1ОСТ 2ОСТ 34ОСТ 4ОСТ 5ОСТ ВКСОСТ КЗ СНКОСТ НКЗагОСТ НКЛесОСТ НКМОСТ НКММПОСТ НКППОСТ НКПП и НКВТОСТ НКСМОСТ НКТПОСТ5ОСТНОСЭМЖОТРОТТПП ССФЖТПБПБПРВПБЭ НППБЯПВ НППВКМПВСРПГВУПереченьПиН АЭПисьмоПМГПНАЭПНД ФПНД Ф СБПНД Ф ТПНСТПОПоложениеПорядокПособиеПособие в развитие СНиППособие к ВНТППособие к ВСНПособие к МГСНПособие к МРПособие к РДПособие к РТМПособие к СНПособие к СНиППособие к СППособие к СТОПособие по применению СППостановлениеПОТ РПОЭСНрППБППБ-АСППБ-СППБВППБОППРПРПР РСКПР СМНПравилаПрактическое пособие к СППРБ АСПрейскурантПриказПротоколПСРр Калининградской областиПТБПТЭПУГПУЭПЦСНПЭУРР ГазпромР НОПРИЗР НОСТРОЙР НОСТРОЙ/НОПР РСКР СМНР-НП СРО ССКРазъяснениеРаспоряжениеРАФРБРГРДРД БГЕИРД БТРД ГМРД НИИКраностроенияРД РОСЭКРД РСКРД РТМРД СМАРД СМНРД ЭОРД-АПКРДИРДМРДМУРДПРДСРДТПРегламентРекомендацииРекомендацияРешениеРешение коллегииРКРМРМГРМДРМКРНДРНиПРПРРТОП ТЭРС ГАРСНРСТ РСФСРРСТ РСФСР ЭД1РТРТМРТПРУРуководствоРУЭСТОП ГАРЭГА РФРЭСНрСАСанитарные нормыСанитарные правилаСанПиНСборникСборник НТД к СНиПСборники ПВРСборники РСН МОСборники РСН ПНРСборники РСН ССРСборники ценСБЦПСДАСДАЭСДОССерияСЗКСНСН-РФСНиПСНиРСНККСНОРСНПСОСоглашениеСПСП АССП АЭССправочникСправочное пособие к ВСНСправочное пособие к СНиПСправочное пособие к СПСправочное пособие к ТЕРСправочное пособие к ТЕРрСРПССНССЦСТ ССФЖТСТ СЭВСТ ЦКБАСТ-НП СРОСТАСТКСТМСТНСТН ЦЭСТОСТО 030 НОСТРОЙСТО АСЧМСТО БДПСТО ВНИИСТСТО ГазпромСТО Газпром РДСТО ГГИСТО ГУ ГГИСТО ДД ХМАОСТО ДОКТОР БЕТОНСТО МАДИСТО МВИСТО МИСТО НААГСТО НАКССТО НКССТО НОПСТО НОСТРОЙСТО НОСТРОЙ/НОПСТО РЖДСТО РосГеоСТО РОСТЕХЭКСПЕРТИЗАСТО САСТО СМКСТО ФЦССТО ЦКТИСТО-ГК "Трансстрой"СТО-НСОПБСТПСТП ВНИИГСТП НИИЭССтП РМПСУПСССУРСУСНСЦНПРТВТЕТелеграммаТелетайпограммаТематическая подборкаТЕРТЕР Алтайский крайТЕР Белгородская областьТЕР Калининградской областиТЕР Карачаево-Черкесская РеспубликаТЕР Краснодарского краяТЕР Мурманская областьТЕР Новосибирской областиТЕР Орловской областиТЕР Республика ДагестанТЕР Республика КарелияТЕР Ростовской областиТЕР Самарской областиТЕР Смоленской обл.ТЕР Ямало-Ненецкий автономный округТЕР Ярославской областиТЕРмТЕРм Алтайский крайТЕРм Белгородская областьТЕРм Воронежской областиТЕРм Калининградской областиТЕРм Карачаево-Черкесская РеспубликаТЕРм Мурманская областьТЕРм Республика ДагестанТЕРм Республика КарелияТЕРм Ямало-Ненецкий автономный округТЕРмрТЕРмр Алтайский крайТЕРмр Белгородская областьТЕРмр Карачаево-Черкесская РеспубликаТЕРмр Краснодарского краяТЕРмр Республика ДагестанТЕРмр Республика КарелияТЕРмр Ямало-Ненецкий автономный округТЕРпТЕРп Алтайский крайТЕРп Белгородская областьТЕРп Калининградской областиТЕРп Карачаево-Черкесская РеспубликаТЕРп Краснодарского краяТЕРп Республика КарелияТЕРп Ямало-Ненецкий автономный округТЕРп Ярославской областиТЕРрТЕРр Алтайский крайТЕРр Белгородская областьТЕРр Калининградской областиТЕРр Карачаево-Черкесская РеспубликаТЕРр Краснодарского краяТЕРр Новосибирской областиТЕРр Омской областиТЕРр Орловской областиТЕРр Республика ДагестанТЕРр Республика КарелияТЕРр Ростовской областиТЕРр Рязанской областиТЕРр Самарской областиТЕРр Смоленской областиТЕРр Удмуртской РеспубликиТЕРр Ульяновской областиТЕРр Ямало-Ненецкий автономный округТЕРррТЕРрр Ямало-Ненецкий автономный округТЕРс Ямало-Ненецкий автономный округТЕРтр Ямало-Ненецкий автономный округТехнический каталогТехнический регламентТехнический регламент Таможенного союзаТехнический циркулярТехнологическая инструкцияТехнологическая картаТехнологические картыТехнологический регламентТИТИ РТИ РОТиповая инструкцияТиповая технологическая инструкцияТиповое положениеТиповой проектТиповые конструкцииТиповые материалы для проектированияТиповые проектные решенияТКТКБЯТМД Санкт-ПетербургТНПБТОИТОИ-РДТПТПРТРТР АВОКТР ЕАЭСТР ТСТРДТСНТСН МУТСН ПМСТСН РКТСН ЭКТСН ЭОТСНэ и ТЕРэТССЦТССЦ Алтайский крайТССЦ Белгородская областьТССЦ Воронежской областиТССЦ Карачаево-Черкесская РеспубликаТССЦ Ямало-Ненецкий автономный округТССЦпгТССЦпг Белгородская областьТСЦТСЦ Белгородская областьТСЦ Краснодарского краяТСЦ Орловской областиТСЦ Республика ДагестанТСЦ Республика КарелияТСЦ Ростовской областиТСЦ Ульяновской областиТСЦмТСЦО Ямало-Ненецкий автономный округТСЦп Калининградской областиТСЦПГ Ямало-Ненецкий автономный округТСЦэ Калининградской областиТСЭМТСЭМ Алтайский крайТСЭМ Белгородская областьТСЭМ Карачаево-Черкесская РеспубликаТСЭМ Ямало-Ненецкий автономный округТТТТКТТПТУТУ-газТУКТЭСНиЕР Воронежской областиТЭСНиЕРм Воронежской областиТЭСНиЕРрТЭСНиТЕРэУУ-СТУказУказаниеУказанияУКНУНУОУРврУРкрУРррУРСНУСНУТП БГЕИФАПФедеральный законФедеральный стандарт оценкиФЕРФЕРмФЕРмрФЕРпФЕРрФормаФорма ИГАСНФРФСНФССЦФССЦпгФСЭМФТС ЖТЦВЦенникЦИРВЦиркулярЦПИШифрЭксплуатационный циркулярЭРД
Показать все найденныеПоказать действующиеПоказать частично действующиеПоказать не действующиеПоказать проектыПоказать документы с неизвестным статусом
Упорядочить по номеру документаУпорядочить по дате введения

files.stroyinf.ru

Температура смеси при отгрузке потребителю

Вид смеси

Температура смеси, °С, в зависимости от показателя битума

глубины проникания иглы при 25°С, 0,1 мм

условной вязкости по вискозиметру с отверстием 5 мм при 60°С, с

40…60

61…90

91…130

131…200

201…300

70…130

121…200

Горячая

От 150 до 160

От 145 до 155

От 140 до 150

От 130

до 140

От 120 до 130

-

От 110 до 120

Холодная

-

-

-

-

-

От 80 до 100

От 100 до 120

Примечания.

  1. При использовании ПАВ и активированных минеральных порошков допускается снижать температуру горячих смесей на 20°С.

  2. Для высокоплотных асфальтобетонов и асфальтобетонов на полимерно-битумных вяжущих допускается увеличивать температуру готовых смесей на 20°С.

Перед загрузкой смеси в автомобиль-самосвал со дна кузова удаляют весь мусор, оставшийся от предыдущей ездки. Дно кузова не должно иметь углублений, в которых могли бы скапливаться вещества, применяемые для смазывания внутренней поверхности кузова, или асфальтобетонная смесь.

После того, как кузов будет очищен, его следует обработать специальным раствором, предотвращающим прилипание смеси к его внутренней поверхности. В качестве таких веществ применяют различные материалы, не содержащие нефть например известковую суспензию, мыльный раствор, сульфитно-спиртовую барду.

Для смазки кузова нельзя использовать дизельное топливо, соляровое масло или топочный мазут. В случае применения одного из этих веществ может произойти изменение характеристик транспортируемой смеси.

5.6.2. Организация производства работ

Необходимым условием для достижения требуемого качества устраиваемого слоя наряду с обязательным соблюдением техно­логических режимов является грамотная организация работ.

1. Укладку асфальтобетонной смеси производить при благоприятных погодных условиях (табл.5.6).

Таблица 5.6

Условия для устройства асфальтобетонных покрытий

Вид асфальтобетонной смеси

Температура воздуха в сухую погоду, °С

весной и летом

осенью

Горячая

Холодная

Не ниже +5

Не ниже +5

Не ниже +10

Не ниже +10; до начала осенних дождей с учетом времени на формирование

Примечание. Работу организуют, как правило, в две смены; причем, в дневное время укладывают верхний слой и в любую смену – нижний слой покрытия.

2. Покрытия и основания из асфальтобетонных смесей устраивают в сухую погоду. Для укладки смеси должны быть сформированы механизированные звенья, включающие самоходный асфальтоукладчик (одни, два или три в зависимости от ширины проезжей части), моторные катки, вспомогательные машины и приспособления. Наиболее эффективно применение современных широкозахватных асфальтоукладчиков с активными рабочими органами - трамбующим брусом и виброплитой, позволяющими за один проход укладывать смесь на всю ширину [20] проезжей части, что исключает продольные сопряжения, являющиеся слабым местом при ус­тройстве и эксплуатации асфальтобетонного покрытия (рис. 5.1).

Температура при укладке асфальтобетонной смеси – 5.6.3. Подготовительные работы

Рис.5.1. Технологическая схема устройства двухслойного асфальтобетонно­го покрытия на проектную ширину при работе в одну смену:

1 - автомобиль-самосвал; 2 - асфальтоукладчик; 3 - каток на пневмати­ческих шинах; 4 - каток тяжелый гладковалъцовый массой 11-18 т; 5 - поливочно-моечная машина

При невысоких темпах и объемах допускается осуществлять работу сопряженными полосами (табл.5.7) одним асфальтоукладчиком. В этом случае длина полосы укладки (в пределах сменной захват­ки), позволяющая обеспечить хорошее сопряжение смежных по­лос, зависит от погодных условий (температуры воздуха и нали­чия или отсутствия ветра), а также от температуры самой смеси и от рабочей и транспортной скорости асфальтоукладчика [20].

Таблица 5.7

studfiles.net

Расход асфальтобетонной смеси на 100 м2 покрытия в зависимости от толщины слоя, т. Температура асфальта при отгрузке


Температура смеси при отгрузке потребителю

Вид смеси

Температура смеси, °С, в зависимости от показателя битума

глубины проникания иглы при 25°С, 0,1 мм

условной вязкости по вискозиметру с отверстием 5 мм при 60°С, с

40…60

61…90

91…130

131…200

201…300

70…130

121…200

Горячая

От 150 до 160

От 145 до 155

От 140 до 150

От 130

до 140

От 120 до 130

-

От 110 до 120

Холодная

-

-

-

-

-

От 80 до 100

От 100 до 120

Примечания.

  1. При использовании ПАВ и активированных минеральных порошков допускается снижать температуру горячих смесей на 20°С.

  2. Для высокоплотных асфальтобетонов и асфальтобетонов на полимерно-битумных вяжущих допускается увеличивать температуру готовых смесей на 20°С.

Перед загрузкой смеси в автомобиль-самосвал со дна кузова удаляют весь мусор, оставшийся от предыдущей ездки. Дно кузова не должно иметь углублений, в которых могли бы скапливаться вещества, применяемые для смазывания внутренней поверхности кузова, или асфальтобетонная смесь.

После того, как кузов будет очищен, его следует обработать специальным раствором, предотвращающим прилипание смеси к его внутренней поверхности. В качестве таких веществ применяют различные материалы, не содержащие нефть например известковую суспензию, мыльный раствор, сульфитно-спиртовую барду.

Для смазки кузова нельзя использовать дизельное топливо, соляровое масло или топочный мазут. В случае применения одного из этих веществ может произойти изменение характеристик транспортируемой смеси.

5.6.2. Организация производства работ

Необходимым условием для достижения требуемого качества устраиваемого слоя наряду с обязательным соблюдением техно­логических режимов является грамотная организация работ.

1. Укладку асфальтобетонной смеси производить при благоприятных погодных условиях (табл.5.6).

Таблица 5.6

Условия для устройства асфальтобетонных покрытий

Вид асфальтобетонной смеси

Температура воздуха в сухую погоду, °С

весной и летом

осенью

Горячая

Холодная

Не ниже +5

Не ниже +5

Не ниже +10

Не ниже +10; до начала осенних дождей с учетом времени на формирование

Примечание. Работу организуют, как правило, в две смены; причем, в дневное время укладывают верхний слой и в любую смену – нижний слой покрытия.

2. Покрытия и основания из асфальтобетонных смесей устраивают в сухую погоду. Для укладки смеси должны быть сформированы механизированные звенья, включающие самоходный асфальтоукладчик (одни, два или три в зависимости от ширины проезжей части), моторные катки, вспомогательные машины и приспособления. Наиболее эффективно применение современных широкозахватных асфальтоукладчиков с активными рабочими органами - трамбующим брусом и виброплитой, позволяющими за один проход укладывать смесь на всю ширину [20] проезжей части, что исключает продольные сопряжения, являющиеся слабым местом при ус­тройстве и эксплуатации асфальтобетонного покрытия (рис. 5.1).

Рис.5.1. Технологическая схема устройства двухслойного асфальтобетонно­го покрытия на проектную ширину при работе в одну смену:

1 - автомобиль-самосвал; 2 - асфальтоукладчик; 3 - каток на пневмати­ческих шинах; 4 - каток тяжелый гладковалъцовый массой 11-18 т; 5 - поливочно-моечная машина

При невысоких темпах и объемах допускается осуществлять работу сопряженными полосами (табл.5.7) одним асфальтоукладчиком. В этом случае длина полосы укладки (в пределах сменной захват­ки), позволяющая обеспечить хорошее сопряжение смежных по­лос, зависит от погодных условий (температуры воздуха и нали­чия или отсутствия ветра), а также от температуры самой смеси и от рабочей и транспортной скорости асфальтоукладчика [20].

Таблица 5.7

studfiles.net

Температура укладки асфальта | roadtm.com

Трудности при устройстве верхних слоев покрытия в ходе укладки и уплотнения горячей смеси возникают по причине множества различных факторов:

— большого количества различных типов асфальтобетонных смесей и входящих в его состав различных по своей структуре (физико-химическим характеристикам) минеральных и органических материалов;

— огромного разнообразия при выборе строительной техники;

— степени квалификации компании-производителя работ;

— текущего состояния дорожной одежды (основания и земляного полотна) – в первую очередь климатических (разница между условиями полярного Севера Норильска и Сочинскими субтропиками очевидна) грунтово-гидрологических (болота Ленинградской области и скальные грунты Карачаево-Черкесии), условий объекта текущего ремонта/строительства, а также сезона в течение, которого и проводятся ремонтные работы (качество работ, проведенных в летний период будет выше, чем в осенний период).

Основная задача – устройство как можно более долговечного покрытия с заданными дорожно-эксплуатаци

sevparitet.ru

Температуры выпуска асфальтобетонных смесей - стр. 7

Температуры выпуска асфальтобетонных смесей.

Таблица Д.1 – Температура выпуска горячих асфальтобетонных смесей в зависимости от вязкости применяемого вяжущего.

Глубина проникания иглы при 25 оС, 0,1 мм

40-60

60-90

90-130

130-200

200-300

Температура, оС

150 - 160

145 - 155

140 - 150

130 - 140

120 - 130

Ориентировочно температуру асфальтобетонной смеси при перевозке в автомобилях самосвалах можно определить по формуле Д.1


Д.1

где: ti - температура смеси в бункере асфальтоукладчика, оС; T - время перевозки, включая погрузку и разгрузку, мин; tвозд - температура воздуха, оС; tнач - температура смеси при выпуске из асфальтосмесителя, оС.

Таблица Д.2 Минимальная температура укладываемой асфальтобетонной смеси

Толщина слоя, см

Минимальная температура горячей смеси при температуре воздуха °С

30

20

15

10

5

0

До 5

115

120

125

135

130

140

135

145

140

150

145

155

5-10

105

110

115

120

120

125

125

130

130

135

135

140

Примечания:

  1. Числитель - при скорости ветра до 6 м/с, знаменатель - при скорости ветра 6-13 м/с;

  2. Измерения температуры смеси следует производить кузове автосамосвала

Остывание горячих асфальтобетонных смесей при перевозке в автомобилях-самосвалах

Рисунок Д.1 - Время перевозки горячей асфальтобетонной смеси в автомобилях самосвалах при температуре отгрузки tнач = 160 оС (цифры на лучах – температура воздуха).

Таблица Д.3 - Температура эффективного уплотнения асфальтобетонной смеси в зависимости от содежания щебня

Вид смеси

(содержание щебня, % по массе)

Тип

Температура, °С

Щебеночная (от 50 до 60)

А

130-150

Щебеночная (от 40 до 50)

Б

120-140

Щебеночная (от 30 до 40)

В

100-130

Песчаная на дробленом песке

Г

130-140

Песчаная на природном песке

Д

110-130

Смеси для нижнего слоя покрытия (основания)

-

120-150

Таблица Д.4 - Температура эффективного уплотнения горячих асфальтобетонных смесей на различных этапах уплотнения

Тип

асфальтобетона

Температура эффективного уплотнения покрытия

на этапах, °С

предварительном

основном

окончательном

начало

конец

начало

конец

начало

конец

Высокоплотный

140-150

120-130

120-130

95-105

95-105

80-90

А

140-145

120-125

120-125

95-100

95-100

80-85

Б

125-130

105-110

105-110

85-90

85-90

70-75

В

115-120

100-105

106-105

80-85

80-85

60-65

Г

125-130

105-110

105-110

85-90

85-90

70-75

Д

105-110

85-90

85-90

70-75

70-75

55-60

Ориентировочно среднюю температуру слоя уплотняемой горячей асфальтобетонной смеси при работе дорожных катков можно определить по формуле Д.2


(Д.2)

где: tj - средняя температура слоя асфальтобетонной смеси в текущий момент времени, оС; V - скорость ветра, м/с; tвозд - температура воздуха, оС; Tj - время, прошедшее с момента укладки (начала уплотнения), когда ti>tнормmin, tнормmin – нижняя граница температурного интервала эффективного уплотнения в соответствии с табл. Д.3, Д4 (назначается в зависимости от вида и типа асфальтобетонной смеси и этапа уплотнения).

ПРИЛОЖЕНИЕ Е
(рекомендуемое)

Схема организации контроля качества работ

Таблица Е.1 - Устройство покрытия

Технологические процессы и операции, подлежащие контролю

Состав контроля (что проверяется)

Метод, средство контроля

Время контроля

Место контроля

Требования и величина допустимых отклонений

1

2

3

4

5

6

I. Приемка асфальтобетонной смеси

Температура

Термометр

До выгрузки

Каждый автомобиль

Температура смеси по регламенту (в соответствии с приложением Д)

II. Укладка асфальтобетонной смеси

Ширина слоя

Мерная лента, металлическая рулетка

По мере укладки до уплотнения

Не реже, чем через 100 м

+ 10 см,

Толщина слоя неуплотненной смеси

Промерник, щуп

По мере укладки до уплотнения

Не реже, чем через 100 м по оси и по краю укладываемой полосы

+20% толщины слоя,

Качество продольных и поперечных сопряжений укладываемых полос

Визуально и 3-х метровой рейкой

В процессе уплотнения

В местах сопряжений

Ровность, вертикальность кромок, обработанных битумом, перпендикулярность поперечных швов оси покрытия

Поперечный уклон

3-х метровая рейка с уровнем, универсальная линейка, нивелир

За укладчиком на 1-х 3-5 метрах укладки и после 2-3 проходов катка

Не реже чем через 100 м на каждой полосе

+0,010,

до+0,030.

1

2

3

4

5

6

III. Уплотнение слоя покрытия

Температура смеси в начале уплотнения

Термометр

До начала уплотнения

В уложенном слое

>140оС.

Число проходов катка и степень уплотнения

Доступные экспресс-методы и приборы

В процессе уплотнения

Уплотняемый слой

По технологическому

регламенту

Ровность покрытия по просвету под 3-х метр. рейкой

3-х метровая рейка с промерником, универсальная линейка

После 2-3 проходов катка

Через 100 м на 0,5­1,0 м от каждой кромки, в 5-ти точках

До 5 (3) мм,

IY. Приемка

покрытия

Высотные отметки по оси

Нивелир

После уплотнения

Не реже, чем через 100 м по оси

+50 (10) мм,

Водонасыщение

Керны (вырубки), по ГОСТ 12801

Через 1-3 суток после укладки

В трех местах на 7000 м2

Соответствие ГОСТ 31015 >90% измерений

Прочность сцепления слоев

Керны (вырубки)

Через 1-3 суток после укладки

В трех местах на 7000 м2

По усилию при разделении слоев

Измерение ровности

По согласованию с Заказчиком

После устройства покрытия

Участок для сдачи-приемки

СНиП 3.06.03, ГОСТ Р 50597

Шероховатость поверхности

Песчаное пятно или аналог

Через 1-3 суток после укладки

Равномерно по покрытию

По СНиП 3.06.03

Коэфф. сцепл. колеса с покрытием

ПКРС-2 по ГОСТ 30413

Оговаривается с Заказчиком

По полосам наката

СНиП 2.05.02,

ГОСТ Р 50597

Библиография

[1] Градостроительный кодекс Российской Федерации

[2] Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. №184 – ФЗ «О техническом регулировании»

[3] (EN 13108-4:2006, IDT)

( СТБ EN 13108-4-2009)

Государственный стандарт республики беларусь. Смеси битумные. Технические условия на материал. Часть 4. Горячеукатанный асфальтобетон. (Сумесі бітумныя. Тэхнічныя ўмовы на матэрыял. Частка 4. Гарачаýкатаны асфальтабетон.

[4] EN 12697-16

Bituminous mixtures – Test methods for hot asphalt – Part 16: Abrasion by studded tyres.

[5]. EN 12697-41

Bituminous mixtures – Test methods for hot mix asphalt – Part 41: Resistance to de-icing fluids.

[6] EN 12697-43

Bituminous mixtures – Test methods for hot mix asphalt – Part 43: Resistance to fuel.

[7] ВСН 19-84

Правила приемки работ при строительстве и ремонте автомобильных дорог.

[8] ВСН 37-84

Инструкция по организации движения и ограждению мест производства дорожных работ. М., Минавтодор РСФСР, 1984.

[9] ОДМ 218.1.001

Рекомендации по разработке и применению документов технического регулирования в сфере дорожного хозяйства

[10] Приказ Минтранса России от 25.07.1994 № 59.

Правила приемки в эксплуатацию законченных строительством федеральных автомобильных дорог.

[11] AS 150/5370 14A. Укладка дорожного покрытия из горячей асфальтобетонной смеси. Руководство 2000. American Association of State Highway and Transportation Officials, Federal Aviation Administration, Federal Highway Administration, National Asphalt Pavement Association, U.S. Army Corps of Engineers, American Public Works Association, National Association of Country Engineers. М., Росавтодор, 2011.

[12] E. Ray Broun. Prithvi S Kandhal, Freddy L. Roberts, Y. Richard Kim, Dah-Yinn Lee, Thomas W. Kennedy, NAPA Resear. Горячие асфальтовые смеси, материалы, подбор составов смесей и строительство автомобильных дорог. Научно исследовательский и образовательный фонд Национальной ассоциации по Асфальтовому покрытию. National Center for Asphalt Technology. Landham, Maryland. Третье издание 2009.

Ключевые слова: асфальтобетон, органические вяжущие материалы, битум, полимерно-битумное вяжущее

gigabaza.ru

Ориентировочная температура асфальтобетонной смеси в начале уплотнения

Ориентировочная температура асфальтобетонной смеси в начале уплотнения

Вид смеси (содержание щебня, % по массе)

Тип

Температура, °С

Щебеночная (от 50 до 60)

А

130-150

Щебеночная (от 40 до 50)

Б

120-140

Щебеночная (от 30 до 40)

В

100-130

Песчаная на дробленом песке

Г

130-140

Песчаная на природном песке

Д

110-130

Смеси для основного (нижнего) слоя

-

120-150

5.6.4.2 Для уплотнения асфальтобетонных покрытий применяют самоходные дорожные катки легкого и тяжелого типа, статического и вибрационного действия, пневмоколесные и комбинированные (Приложение 10).

В зависимости от типа катков, степени предварительного уплотнения смеси рабочими органами асфальтоукладчика выполняется следующее:

- предварительное уплотнение гладковальцовым катком массой 6-8 т (до 6 проходов по одному следу),

- катком на пневматических шинах (8-10 проходов),

- окончательная укатка гладковальцовым катком массой 10-18 т (4-6 проходов).

Многощебеночные смеси рекомендуется уплотнять сначала катками на пневматических шинах (10-12 проходов), затем гладковальцовым катком массой 10-18 т (2-4 прохода).

5.6.4.3 Рабочая скорость движения катков должна быть в начале уплотнения 1,5-2 км/ч, после 5-6 проходов по одному следу - 3-5 км/ч для гладковальцовых катков, 2-3 км/ч - для вибрационных катков и 5-8 км/ч - для катков на пневматических шинах.

5.6.4.4 При двухскатном профиле катки должны двигаться по уплотняемому покрытию от краев полосы к середине, а затем от середины к краям, перекрывая каждый след на 200-300 мм. При устройстве покрытий односкатного профиля уплотнение следует начинать с нижней стороны, а на участках улиц и дорог с продольным уклоном более 30 % - снизу вверх.

При уплотнении первой полосы необходимо следить, чтобы вальцы катка не приближались менее чем на 100 мм к кромке, обращенной к оси дороги. Оставшаяся неуплотненная полоса закатывается позже, одновременно с последующей устраиваемой полосой асфальтобетонного покрытия.

Первые проходы при уплотнении следующей полосы выполняют по продольному сопряжению с ранее уложенной полосой, при этом каток массой 10 т должен двигаться вперед ведущими вальцами.

По окончании укладки или при вынужденных перерывах в работе, при уплотнении в концах уложенной полосы, необходимо следить за тем, чтобы катки заходили на брус, установленный поперек проезжей части.

5.6.4.5 При ширине проезжей части более 14 м, а также на площадях и перекрестках улиц уплотнение производят по взаимно перпендикулярным направлениям или по диагонали.

5.6.4.6 В процессе уплотнения после первых 2-3 проходов катка следует проверять поперечный уклон и ровность покрытия шаблоном и трехметровой рейкой. Места, не поддающиеся поверхностному исправлению, следует вырубать и заменять новым асфальтобетоном. После уплотнения поверхность отделывают, устраняя мелкие неровности, применяя утюги, использующие тепловую энергию инфракрасного излучения.

5.6.4.7 В процессе устройства покрытия запрещается:

- заправлять катки и асфальтоукладчики на свежеуложенном и перекрываемом асфальтобетонном покрытии. Для заправки следует выводить механизмы на обочины, боковые выезды или за ворота;

- останавливать катки на свежеуложенном покрытии; при аварийной остановке срочно вывести каток из рабочей зоны;

- переключать скорости при резком торможении на уплотненном покрытии;

- производить повороты на неуплотненном покрытии. Для изменения направления движения катки следует выводить на уплотненную часть покрытия;

- оставлять катки на свежеуложенном покрытии по окончании работ.

5.6.4.8 Чтобы предотвратить налипание асфальтобетонной смеси к вальцам катка, их рекомендуется смачивать водой или однопроцентным раствором отходов мыловаренной промышленности. Не разрешается применять для этих целей соляровое масло и топочный мазут.

5.7 Устройство поперечных и продольных швов сопряжений полос укладки

Поперечные швы сопряжений полос устраивают при значительных перерывах в работе (как правило, в конце рабочей смены). Способ устройства шва зависит от того, будет ли осуществляться движение транспорта по полосе до начала следующей смены или нет. Во втором случае можно устраивать простой стык с подрубкой пневмомолотами, перфораторами или с применением холодной фрезы готового покрытия под прямым углом по шаблону (предпочтительно в конце смены). В первом случае устраивают клиновой стык для возможности плавного съезда автотранспорта в конце полосы с последующей его подрубкой по той же схеме и обработкой эмульсией или битумом в начале следующей смены.

Продольные швы устраивают при невозможности уложить покрытие сразу на всю ширину проезжей части. Если соседняя полоса укладывалась без скользящей опалубки и опорного бруса, в местах расползания смеси края уложенной полосы целесообразно подрубить на 2-5 см по шаблону фрезой или режущим диском. Образовавшаяся кромка позволяет повысить плотность стыка. При сопряжении смежных полос могут применяться также линейки - инфракрасного излучения, разогревающие полосу глубиной 30-40 мм до температуры 80-100 °С. На смежной полосе, перед укладчиком разогревают участки шириной 100- 150 мм, которые, как правило, имеют меньшую, чем основная полоса плотность. При этом линейку перемещают со скоростью, обеспечивающей температуру в зоне стыка 70-80 °С к моменту подхода укладчика. Продольные швы уплотняют со стороны «горячей» полосы и наоборот. При укатке стыка первым способом каток заезжает на соседнюю полосу примерно на 15 см. Это создает лучшие условия формирования стыка, т.к. основная часть массы катка давит на смесь в стыке. Иногда укатывают стык, не доходя до края «горячей» полосы на 15 см.

За рубежом долгое время считалось, что укатка со стороны «холодной полосы» позволяет «сжать» стык. Однако отечественный опыт показывает, что предпочтительней использовать первый способ уплотнения стыков.

При невозможности укладки покрытия за один проход лучшие результаты дает параллельная укладка двумя или более укладчиками, идущими уступом. При этом основной особенностью уплотнения сопряжения полос является то, что катки, работающие на первой полосе, не должны приближаться ближе 10-15 см к краю второй полосы, второй ведомый укладчик укладывает смесь внахлест на первую полосу, а катки, работающие на второй полосе, уплотняют неостывший стык с двух сторон.

При устройстве продольных стыков распространенным дефектом является захват выглаживающей плитой укладчика краев смежной полосы (особенно, если они неровные и не подрублены) с последующей переброской смеси вручную на укладываемую полосу, что может существенно снизить качество стыка.

Температура начала уплотнения асфальтобетонной смеси при устройстве слоя покрытия и требуемое число проходов катков установлены СНиП 3.06.03-85. Нормы СНиП рассчитаны для средних расчетных условий и технических возможностей парка дорожных машин начала 80-х годов, поэтому требуют уточнения и привязки к конкретным условиям работ на объектах в зависимости от типа смеси, толщины слоя, температуры подвозимой смеси, погодных условий.

Режимы работ по укладке и уплотнению покрытий приведены в таблицах 7-9.

Таблица 7

Интервалы рабочих температур смеси (°С) на отдельных этапах работ по уплотнению покрытия

Тип асфальтобетона

Предварительный

Основной

Окончательный

начало

конец

начало

конец

начало

конец

А

140-145

120-125

120-125

95-100

95-100

80-85

Б

125-130

105-110

105-110

85-90

85-90

70-75

В

115-120

100-105

100-105

80-85

80-85

60-65

Г

125-130

105-110

105-110

85-90

85-90

70-75

д

105-110

85-90

85-90

70-75

70-75

55-60

Таблица 8

Допустимое время (мин.) укладки и уплотнения смеси в зависимости от погодных условий

Толщина слоя, см

Максимальное время укладки и уплотнения покрытия при скорости ветра 3-4 м/сек. и температуре воздуха °С

0-2

4-5

8-10

13-15

18-20

23-25

3-4

13-15

16-18

19-21

22-24

25-27

30-32

5-6

18-22

24-27

28-30

32-35

37-40

42-45

8-10

43-46

52-58

63-68

71-77

80-90

95-110

Примечание:При скорости ветра 7-8 м/сек. время уменьшается на 1/3, а в безветренную солнечную погоду увеличивается соответственно на 1/3.

Таблица 9

Изменение времени уплотнения смеси в зависимости от условий работы

Факторы

Диапазон величин

увеличение (+) или уменьшение (-) времени уплотнения, мин

Скорость ветра, км/ч

0-20

-26

Температура воздуха, °С

0-20

+19

Солнечная погода, °С

0+10

+15

Толщина слоя, мм

35-45

+57

Температура укладываемой смеси, °С

140-160

+40

Минимальная температура уплотнения, °С

90-100

+30

5.8 Особенности уплотнения холодных асфальтобетонных смесей

Холодные асфальтобетонные смеси следует уплотнять самоходными катками на пневмошинах в среднем за 6-10 проходов по одному следу.

При отсутствии пнемокатков уплотнение можно проводить легкими гладковальцовыми моторными катками за 4-6 проходов по одному следу. При толщине слоя более 4 см холодную смесь можно уплотнять более тяжелыми моторными катками, но при появлении трещин уплотнение немедленно прекратить.

При наличии в составе холодной смеси активированного минерального порошка допускается уплотнение тяжелым гладковальцовым катком, но при появлении трещин его следует заменить более легким катком.

Окончательное уплотнение холодных асфальтобетонных смесей в покрытиях достигается за счет движения транспорта, при этом в течение первых 10 сут. после укладки ограничивают скорость движения до 40 км/ ч.

5.9 Способы повышения шероховатости дорожных асфальтобетонных покрытий

Шероховатость покрытия, обеспечивающая при его увлажнении сопротивление скольжению автомобиля по поверхности, является важнейшим, наряду с ровностью показателем транспортно-эксплуатационных свойств дорожных асфальтобетонных покрытий. Шероховатость покрытий принято характеризовать показателем коэффициента сцепления колеса автомобиля с дорожным покрытием.

Этот показатель нормируется в зависимости от сложности дорожных условий, разделяемых на легкие, затрудненные и опасные. Сложность дорожных условий для движения транспорта определяется сочетанием геометрических параметров дороги, степени загрузки и прочих факторов.

Коэффициент сцепления нормируется для влажных условий, поскольку в сухую погоду все покрытия без дефектов обеспечивают нормативные коэффициенты сцепления. В таблице 10 приведены коэффициенты сцепления для различных условий движения.

Шероховатость поверхности покрытия обеспечивается для асфальтобетонов типа:

- А - применением щебня из твердых изверженных пород;

- Г - и 1-й марки Дх за счет применения дробленого песка из твердых изверженных пород;

- Б и Бх - за счет применения щебня из твердых изверженных пород и замены природного песка дробленым из твердых изверженных пород;

- Б, Бх, В, Вх, Д, Дх - за счет устройства шероховатого коврика методом поверхностной обработки или втапливания черного щебня в процессе уплотнения.

При этом асфальтобетоны типа Вх и Дх при втапливании и сам черный щебень должны иметь температуру не менее 70-80 °С.

При выборе способа устройства шероховатой поверхности покрытия необходимо учитывать категорию дороги, климатические условия района строительства, наличие материалов и механизмов.

Коэффициент сцепления замеряют приборами ПКРС-2у и МП-3 (только мелкозернистые асфальтобетоны). Значения коэффициентов сцепления поверхности дорожного покрытия для разных участков дорог и способы повышения шероховатости приведены в таблице 10.

textarchive.ru

Температура укладки асфальтобетонной смеси

Для получения доброкачественного асфальтобетона каменные материалы должны быть хорошо просушены и нагреты до температуры 180—250°, обеспечивающей хорошее перемешивание их с вяжущим.

При низкой температуре перемешивание происходит медленно, материал комкуется, крупные частицы каменного материала плохо обволакиваются вяжущим. Слишком высокая температура изменяет свойства вяжущего, а в некоторых случаях почти полностью уничтожают его клеящую способность, вследствие чего перегретая асфальтобетонная смесь не создает плотного монолитного покрытия при укатке.

При перегреве играет роль не только степень нагрева, но и продолжительность его. Если смесь в течение продолжительного времени находилась при температуре хотя бы и незначительно превышающей установленные нормы, могут произойти более сильные изменения свойств вяжущего, чем при кратковременном воздействии более высокой температуры.

Кроме того, имеет значение и количество вяжущего в смеси. Чем больше битума в смеси и, следовательно, чем толще пленка его на поверхности каменного материала, тем меньше будет она изменяться под влиянием высокой температуры и, наоборот, чем меньше вяжущего в смеси и тоньше битумная пленка, тем легче она перегревается. Чем больше глубина проникания битума, тем ниже предельная температура, допускаемая при изготовлении асфальтобетонной смеси.

От температуры выпускаемой смеси зависят также укладка и укатка ее: низкая температура затрудняет равномерное распределение смеси по основанию, горячая смесь легко раскладывается, но замедляет укатку. Особенно затрудняет укатку неравномерный нагрев смеси, когда один замес выходит при верхнем пределе, а следующий при нижнем пределе температуры. Такая смесь формально не может считаться браком, но в покрытии при этом нередко получается брак.

Температурный режим регулируется форсункой и продолжительностью нагрева. Время нагрева зависит от влажности каменных материалов, от их свойств, от погодных условий. Более крупный материал нагревается быстрее и перемешивается при более низкой температуре, чем мелкий. Чем больше минерального порошка, тем выше требуется температура для перемешивания.

Влажный материал нагревается медленнее и нагретый до нужной температуры, но не просушенный полностью, плохо перемешивается, комкуется и дает плохое сцепление с вяжущим. Поэтому при влажном каменном материале необходимо следить не только за температурой выпускаемой смеси, но и за тем, чтобы материал полностью просушивался.

Температура при укладке асфальтобетонной смеси – 5.6.3. Подготовительные работы

Нижнегр предела нагрева следует придерживаться при сухом сравнительно крупном казенном материале (например,^ крупно-и среднезернистый асфальтобетон), при сухой и теплой погоде, при небольшой дальности возки смеси. И, наоборот, верхнего предела температур следует придерживаться при влажном и мелком материале (например, грунтасфальт), при более вязком битуме, в сьгрую и холодную погоду и при большой дальности возки смеси.

Качество смеси в значительной степени зависит от качества перемешивания. При недостаточном перемешивании вяжущий материал распределяется неравномерно, образуя комочки, отдельное частицы остаются необработанными.

Непромешанная смесь, уложенная в покрытие, образует неровную раковистую поверхность. Даже при вполне доброкачественны|х материалах и правильно подобранном составе смеси вследствие неравномерного распределения частиц каменных материалов и битума отдельные участки покрытия могут получаться различной пористости, жесткости, пластичности и т. д. Это вызовет неравномерный и быстрый износ и разрушение покрытия. Для получения доброкачественного покрытия смесь должна быть хорошо перемешана.

Выпуск доброкачественной асфальтобетонной смеси не должен снижать производительности смесителей. Поэтому при приготовлении должно быть подобрано наилучшее время для каждого вида асфальтобетона, которое зависит от температуры каменных материалов и вяжущего, а также от работы мешалок.

www.masterovoi.ru

Рекомендуемая температура смесей

Вид смеси

Марка битума

Температура смеси в начале уплотнения, °С

высокоплотный, плотный асфальтобетон типов А и Б, пористый и высокопористый асфальтобетон с содержанием щебня (гравия) более 40%

плотный асфальтобетон типов В, Г и Д, пористый и высокопористый асфальт с содержанием щебня (гравия) менее 40% массы и высокопористый песчаный

Горячая

БНД 40/60

БНД 60/90

БНД 90/130

БН 60/90

БН 90/130

120…160

100…130

БНД 130/200

БНД 200/300

БН 130/200

БН 200/300

100…140

80…110

СГ 130/200

МГ 130/200

МГО 130/200

70…110

Примечание. При использовании смесей с ПАВ температуру снижают на 10…20 °С.

Уплотнение смеси начинают непосредственно после ее распределения при температуре, при которой давление катка не превышает сопротивления сдвигу уплотняемого слоя при определенной длительности нагружения. Рекомендуемая температура для эффективного уплотнения смесей приведена в табл. 5.14.

Таблица 5.14

Температурные интервалы этапов уплотнения

Этапы уплотнения смеси в покрытии

Температура смеси, °С

Тип А

Тип Б

Тип В

Тип Г

Тип Д

Начало предварительного

Начало основного

Начало заключительного

Окончание заключительного

145…140

125…120

100…95

80…75

135…130

115…110

95…90

75…70

125…120

105…100

85…80

65…60

130…125

110…105

90…85

75…70

110…105

90…85

75…70

60…55

Примечание. Температура начала укатки на последующем этапе соответствует окончанию работ на предыдущем этапе.

Общее время охлаждения различных слоев смеси от 140…135°С до 65…60 °С при определенных погодных условиях составит от 15 до 100 мин. В рамках этого времени необходимо выполнить весь объем работы по уплотне­нию.

Суммарное время работы укладчика и всех трех катков согласно [39] следует рас­пределить между раскладкой и этапами уплотнения в пропорции примерно 1:1:2:2 (табл.5.15).

Таблица 5.15

Временные интервалы уплотнения асфальтобетонных смесей

Толщина слоя пок-рытия, см

Ориентировочное время, отводимое по условиям остывания слоя (мин.) на выполнение операции его уплотнения всеми катками при температуре наружного воздуха, °С

0…2

4…5

8…10

13…15

18…20

23…25

3…4

5…6

8…10

13…15

20…23

43…48

16…18

24…27

52…58

19…21

28…30

62…68

22…24

32…35

70…77

26…28

37…40

80…90

30…35

43…48

95…110

Примечание. Указанное время соответствует скорости ветра 3…5 м/с. При его усилении до 8…10 м/с это время уменьшается на треть, в солнечную безветренную погоду увеличивается примерно на треть.

Техническая характеристика дорожных катков, которые могут быть использованы для уплотнения асфальтобетонных смесей приведена в табл. 5.16. Рекомендации по назначению типоразмеров катков и количества их проходов даны в табл.5.17 [39]. Последовательность проходов катков при уплотнении всех типов одинакова. При укладке смеси на всю ширину проезжей части на двухскатном профиле катки должны двигаться по уплотняемому покрытию от краев полосы к середине, а затем от середины к краям, перекрывая каждый след на 20…30 см. при устройстве покрытия с односкатным профилем уплотнение начинают с низовой стороны.

Таблица 5.16

studfiles.net