Степень пучинистости грунта: Что такое пучинистые грунты — SGround.ru

Пучинистый грунт — Статьи о малоэтажном строительстве от компании Лесдревпром

Пучинистые грунты всегда представляли собой непростую задачу для строителей. Пучинистыми называют те грунты, которые подвержены морозному пучению. Причиной подобного явления становится влага, которая замерзает при снижении температуры воздуха и почвы. Лёд имеет меньшую плотность (917,7 кг/м³), что меньше плотности воды (1000 кг/м³),а значит, при замерзании занимает в почве больше места, что становится причиной вспучивания слоёв земли.

Вот почему строительство фундаментов на пучинистом грунте — задача ответственная, а порой и очень сложная. Во время проведения подобных работ необходимо учитывать множество факторов: силу воздействия воды, массу, нагрузку.

К пучинистым грунтам относят, в основном, супеси, грунты и суглинки. Последние имеют очень много пор, которые способствуют удержанию влаги в почве, — вот почему степень пучинистости грунта зависит не только от объёма воды в нём, но и от количества глины.

При возведении любых сооружений строители обязаны помнить, что пучение грунта может быть таким сильным, что он сможет поднять даже огромное сооружение, превратив фундамент в пластилиновую коробку. Перед тем, как выстроить новый объект, сначала принимают все необходимые меры, которые помогут избежать пучения, и лишь потом приступают непосредственно к строительству.

Состав любого грунта обычно включает в себя минеральные частицы, воздух и воду. Как только дом передаёт свою нагрузку на основание, грунт начинает сжиматься, и основание дома даёт усадку. На физические свойства пучинистого грунта ощутимое влияние может оказывать объём минеральных частиц, доходящий до 0,001 мм.

Строителям хорошо известно о таком требовании, как ограничение усадки при помощи допустимых величин. Это означает, что давление жилища на собственное основание не должно превышать расчётное сопротивление пучинистого грунта. (Такими расчётами занимаются инженеры-геологи).

Описываемые грунты могут иметь различную степень пучинистости: слабую, сильную и чрезмерную . При замерзании почвы движение грунта направляется вверх, а при оттаивании — вниз.

Степень пучинистости грунта может определить только специалист. Зависит она и от природной влажности, и от природной плотности, но главное — от уровня, на котором залегают грунтовые воды.

Обычно средний показатель пучения грунтов составляет 6-7%. С другой стороны, эти данные не могут быть одинаковыми даже для двух соседних строительных площадок, ибо уровень грунтовых вод может очень сильно колебаться, особенно осенью и весной в период дождей и таяния снега.

Чаще всего средний уровень грунтовых вод колеблется в пределе 1 м. Степень пучинистости грунта наиболее точно можно определить в осенний период. Часть пор такого типа грунта постоянно смачивается, причиной чему служит поверхностное натяжение воды. Подъём воды тем выше, чем меньше диаметр пор.

Огромным преимуществом подобного грунта становится то, что он, промерзая, как и вся почва, заполняется льдом во всех направлениях. Таким образом, силы пучения всегда уравновешиваются. Также грунт всегда удерживает грунт, находящийся ещё ниже. Вот почему они подходят для сооружения домов из дерева и иных лёгких, но прочных материалов. Строители очень тщательно изучают степень пучинистости грунта на конкретном участке, чтобы рассчитать усадку дома. Строительные свойства этих грунтов прекрасно улучшаются при помощи песка, а также конструктивных и мелиоративных мероприятий. Например, фундамент делают заглубленным, а боковые стены его уплотняют, чтобы они могли прекрасно противостоять силам пучения.

Строительство фундамента на пучинистом грунте

Под пучинистым грунтом понимают дисперсный состав, то есть влажные глинистые, мелкопесчаные и пылеватые виды грунта, которые при замерзании вследствие образования кристаллов льда увеличиваются в своем объеме. При этом относительная деформация морозного пучения составляет εfh >= 0,01.

Пучинистый грунт по своей природе довольно коварен. Следует помнить о том, что происходящие в нем процессы пучения несут разрушительную силу, которая способна поднять целые здания.

Различают сильнопучинистые и слабопучинистые грунты. В первом случае увеличение объема происходит более, чем на десять процентов, во втором – этот показатель опускается до пяти процентов и меньше.

Степень пучинистости грунта определяется исходя из его состава, пористости, а также уровня грунтовых вод. Настоятельно рекомендуется перед началом проведения любых строительных работ на таком типе грунта в первую очередь определить расчетную глубину промерзания. Для каждого региона этот показатель имеет различные значения.

За основу берется самый холодный зимний период года при условии отсутствия снегового покрова с учетом максимальной влажности грунта. Следует заметить, что расчетная величина всегда превышает реальную глубину промерзания.

Делается это для того, чтобы учесть даже самые неудачные стечения обстоятельств, которые подчас преподносит нам природа. И случится подобное может в любом регионе, Тульская область и Тула тому не исключение.

Как вы уже догадались, обустройство фундамента на пучинистом грунте – дело весьма не простое и справиться с этой задачей по силам исключительно профессионалам. Специалисты нашей компании уже не раз сталкивались с подобной проблемой, в результате чего был накоплен довольно богатый опыт в отношении возведения фундамента на таком типе грунта. Сегодня в нашем арсенале имеется несколько способов, позволяющих решить поставленную задачу с максимальной эффективностью.

И самым радикальным является замена грунта пучинистого на непучинистый. С этой целью роется большой котлован, глубина которого значительно превышает уровень промерзания почвы. После чего из него полностью убирается весь пучинистый грунт,  вместо которого засыпается утрамбованный песок. Этот способ наиболее надежный, но имеет один недостаток, а именно большие финансовые затраты.

В качестве альтернативы можно рассмотреть строительство фундамента ниже глубины промерзания. В этом случае пучинистые явления воздействуют лишь на стены фундамента, при этом процесс пучения ни в коим образом не сказывается на его основании. Такой тип фундамента при условии наличия пучинистого грунта идеален для тяжелых кирпичных и железобетонных домов.

Есть еще один способ – утепление. К нему прибегают в том случае, когда ведется строительство малозаглубленных легких домов. Данный метод предполагает применение утеплителя, который укладывают возле дома непосредственно на грунт. Подобное решение позволяет предотвратить замерзание пучинистого грунта. Ширина утеплителя при этом соответствует глубине промерзания, а его толщина подбирается в индивидуальном порядке.

Для борьбы с коварностью пучинистого грунта можно организовать дренажную систему, что является еще одним способом возведения фундамента в сложившихся условиях.

Выбор того или иного метода определяется исходя из целого ряда факторов. Но, реализуя любой из этих способов на практике, можно с полной уверенностью гарантировать, что дом, возведенный на пучинистом грунте, простоит долгие годы.

Frost Action – Pavement Interactive

Frost Action может быть очень вредным для дорожных покрытий и относится к двум отдельным, но связанным процессам:

  1. Морозное пучение. Движение грунтового основания вверх в результате расширения скопившейся влаги почвы при ее замерзании.
  2. Ослабление оттепели. Ослабление грунтового основания в результате насыщения почвы по мере таяния льда в почве.

Морозное пучение

 

Рис. 1. Морозное пучение на городской улице в центральной Швеции.

 

Морозное пучение грунта вызывается кристаллизацией льда в более крупных пустотах грунта и, как правило, последующим расширением с образованием сплошных ледяных линз, слоев, прожилок или других ледяных масс. Ледяная линза растет за счет капиллярного подъема и утолщается в направлении теплопередачи до тех пор, пока запасы воды не истощатся или пока условия замерзания на границе замерзания не перестанут поддерживать дальнейшую кристаллизацию. По мере роста ледяной линзы вышележащий грунт и дорожное покрытие будут «вздыматься», что может привести к растрескиванию и шероховатости дорожного покрытия (см. рис. 1). Эта проблема возникает в основном в почвах, содержащих мелкие частицы (часто называемых «замерзающими» почвами), в то время как чистые пески и гравий (небольшое количество мелких частиц) не подвержены заморозкам (NFS).

Таким образом, степень восприимчивости к заморозкам в основном зависит от процентного содержания мелких частиц в почве. Многие агентства классифицируют материалы как восприимчивые к морозу, если 10 или более процентов проходят через сито с размером отверстий 0,075 мм (№ 200) или 3 процента или более проходят через сито с размером ячеек 0,02 мм (№ 635). На рис. 2 показано образование ледяных линз в восприимчивом к морозу грунте.

 

Рис. 2. Формирование ледяных линз в конструкции дорожной одежды.

 

Три элемента, необходимые для ледяных линз и, следовательно, морозного пучения:

  1. Почва, восприимчивая к морозу (значительное количество мелких частиц).
  2. Низкие температуры (температуры замерзания должны проникать в почву, и, как правило, толщина ледяной линзы будет больше при более медленном темпе замерзания).
  3. Вода (должна поступать из грунтовых вод, инфильтрации, водоносного горизонта или содержаться в пустотах мелкозернистого грунта).

Удалите любое из трех вышеперечисленных условий, и эффекты замерзания будут устранены или, по крайней мере, сведены к минимуму. Если три условия выполняются равномерно, то и пучение будет равномерным; в противном случае произойдет дифференциальное вспучивание, что приведет к растрескиванию и шероховатости дорожного покрытия. Дифференциальное пучение более вероятно в таких местах, как:

  • Там, где грунтовое полотно меняется с чистых, нечувствительных к морозу (NFS) песков на илистые материалы, восприимчивые к морозу.
  • Резкие переходы от выемки к заполнению грунтовыми водами близко к поверхности.
  • Там, где при раскопках вскрываются водоносные пласты.
  • Дренажи, водопропускные трубы и т. д. часто приводят к резкому дифференциальному пучению из-за различного материала обратной засыпки или уплотнения, а также того факта, что открытые подземные трубы изменяют тепловые условия (т. е. отводят тепло, что приводит к более мерзлому грунту).

Дополнительные факторы, влияющие на степень морозоустойчивости (или пучинистости грунта):

  • Скорость отвода тепла.
  • Температурный градиент
  • Подвижность воды (например, проницаемость почвы)
  • Глубина грунтовых вод
  • Тип и состояние почвы (например, плотность, текстура, структура и т. д.)

Критерий Касагранде

В 1932 году д-р Артур Касагранде предложил следующий широко известный эмпирический критерий для определения потенциально восприимчивых к морозу почв:

сегрегация в неоднородных почвах, содержащих более 3% зерен размером менее 0,02 мм, и в очень однородных почвах, содержащих более 10% зерен размером менее 0,02 мм. В почвах, содержащих менее 1 процента зерен размером менее 0,02 мм, сегрегации льда не наблюдалось, даже если уровень грунтовых вод находится на уровне линии промерзания».

Применение критерия Касагранде требует ареометрического испытания почвенной суспензии (в воде) для определения распределения частиц, проходящих через сито 0,075 мм, и для расчета процентного содержания частиц мельче 0,02 мм.

Оттепель Ослабление

Оттаивание – это, по существу, таяние льда, содержащегося в земляном полотне. По мере того, как лед тает и превращается в жидкость, он не может достаточно быстро вытекать из почвы, поэтому земляное полотно становится значительно слабее (менее жестким) и теряет несущую способность. Следовательно, нагрузка, которая обычно не повреждает данное дорожное покрытие, может быть весьма вредной в периоды оттепелей (например, весенней оттепели). На рис. 3 приведен пример типичного изменения прогиба дорожного покрытия в течение года, вызванного зимним замерзанием и весенним оттаиванием. На рис. 4 показано повреждение дорожной одежды в результате ослабления оттаивания.

 

Рис. 3. Типичные прогибы дорожного покрытия, иллюстрирующие сезонные изменения прочности дорожного покрытия (на участке государственной трассы 172 в штате Вашингтон).

 

Рис. 4. Повреждение от замерзания.

 

Оттаивание может происходить сверху вниз, снизу вверх или обоими способами. Как это происходит, зависит главным образом от температуры поверхности дорожного покрытия. Во время внезапной весенней оттепели таяние будет происходить почти полностью с поверхности вниз. Этот тип оттаивания приводит к крайне плохим дренажным условиям. Замерзшая почва под талым слоем может удерживать воду, выделяемую линзами таяния льда, так что боковой и поверхностный дренаж являются единственными путями, по которым вода может идти.

Tabor (1930 [1] ) также отметил дополнительный эффект:

«Влияние повторного замораживания после оттепели усиливается еще и тем, что первое замораживание оставляет почву в более или менее разрыхленном или расширенном состоянии ».

Это наблюдение показывает, что (1) уменьшенная плотность материалов основания или земляного полотна помогает объяснить длительный период восстановления жесткости или прочности материала после оттаивания, и (2) повторное замораживание после первоначального оттаивания может создать потенциал для большего ослабления, когда происходит «окончательная» оттепель.

Источники воды

Две основные формы воздействия мороза (морозное пучение и оттаивание) требуют воды. Источники воды можно разделить на две широкие категории:

  1. Поверхностные воды . Попадает в дорожное покрытие главным образом путем проникновения через поверхностные трещины и стыки, а также через прилегающие грунтовые поверхности в периоды дождя и таяния снега и льда. Многие покрытия без трещин не являются полностью непроницаемыми для влаги.
  2. Подземные воды . Может поступать из трех основных источников:
    • Уровень грунтовых вод (или выступающий уровень грунтовых вод).
    • Влага, удерживаемая в почвенных пустотах или вытягиваемая вверх от уровня грунтовых вод под действием капиллярных сил.
    • Влага, перемещающаяся в поперечном направлении под покрытием из внешнего источника (например, из водопроницаемых водоносных слоев и т. д.).

Оценка глубины промерзания или оттаивания тротуаров

В этом разделе обсуждаются методы оценки глубины промерзания. Такая оценка полезна при проектировании для условий мороза, но чрезмерно упрощает сложные условия, которые сопровождают различные материалы дорожного покрытия, глубину промерзания и источники воды. Основная терминология содержится на отдельной странице. Все единицы измерения будут стандартными для США из-за исходного материала. На связанных страницах представлены две формулы:

  • Модифицированная формула Берггрена
  • Стефан Формула

Смягчение воздействия мороза

Смягчение воздействия мороза и его пагубных последствий, как правило, включает рассмотрение конструкции конструкции, а также другие методы, применяемые к основанию и земляному полотну для ограничения воздействия мороза. Основные используемые методы можно разделить на следующие категории:

  • Ограничение глубины промерзания грунта земляного полотна . Обычно это достигается путем определения толщины дорожного покрытия, равной некоторому минимальному проценту от глубины промерзания. За счет удлинения участка дорожного покрытия до глубины промерзания глубина подверженного промерзанию земляного полотна под покрытием (между нижней частью конструкции покрытия и глубиной промерзания) уменьшается. Предполагается, что уменьшенная глубина почвы под воздействием мороза вызовет соответственно меньший ущерб.
  • Удаление и замена морозостойкого основания. В идеале земляное полотно должно быть удалено, по крайней мере, до типичной глубины промерзания. Удаление восприимчивых к морозу почв устраняет действие мороза.
  • Расчет конструкции дорожного покрытия на основе уменьшенной опоры земляного полотна . Этот метод просто увеличивает толщину дорожного покрытия, чтобы учесть ущерб и потерю опоры, вызванные воздействием мороза.
  • Обеспечение разрыва капилляров . При нарушении пути капиллярного потока действие мороза будет менее сильным, поскольку, как Табор (1930 [1] ), для морозного пучения требуется значительно больше воды, чем имеется в порах почвы в естественных условиях.

Влияние замерзания и оттаивания на техническое обслуживание

Расчетный индекс замерзания (FI) и индекс оттаивания (TI) можно использовать для оценки глубины промерзания на конкретном участке и последующего оттаивания. Обслуживающий персонал может использовать TI для оценки потребности в ограничениях сезонной нагрузки (рис. 5). Следующие общие рекомендации относительно весенних ограничений нагрузки на шоссе были разработаны и оценены в ходе исследования, проведенного в штате Вашингтон (Rutherford et al., 19).85

[2] ; Mahoney et al., 1986 [3] ):

 

Рис. 5. Знак ограничения аварийной нагрузки.

 

  • Где применять ограничения нагрузки . Если прогибы поверхности дорожного покрытия доступны агентству, прогибы весенней оттепели, превышающие 45-50% летних прогибов, предполагают необходимость ограничения нагрузки. Кроме того, следует учитывать такие факторы, как глубина промерзания (как правило, районы с индексом промерзания воздуха 400 °F-дней или более), толщина поверхности дорожного покрытия, состояние влажности, тип грунтового основания и местный опыт.
    Основания с унифицированной классификацией грунта ML, MH, CL и CH приведут к наибольшему ослаблению дорожного покрытия.
  • Величина снижения нагрузки . Минимальный уровень снижения нагрузки должен составлять 20 процентов. Снижение нагрузки более чем на 60 процентов обычно не гарантируется из-за потенциального повреждения дорожного покрытия. Диапазон снижения нагрузки от 40 до 50 процентов должен соответствовать широкому диапазону условий дорожного покрытия.
  • Когда применять ограничения нагрузки . Ограничения нагрузки «должны» применяться после накопления индекса оттаивания (TI) около 25 °F-дней (на основе исходной температуры воздуха 29°F) и «должен» применяться при TI около 50 °F-дней (опять же на основе исходной температуры воздуха 29 °F). Соответствующие уровни TI меньше для тонких дорожных одежд (например, два дюйма HMA и шесть дюймов основания из заполнителя или меньше), поскольку уровень TI «следует применять» составляет 10 °F-дней, а уровень «обязательный» TI составляет 40 °F.
    -дней.
  • Когда снимать ограничения нагрузки . Рекомендуются два подхода, оба из которых основаны на температуре воздуха. Продолжительность периода ограничения нагрузки можно непосредственно оценить по следующей зависимости, которая является функцией индекса замерзания (FI):

Продолжительность (дней) = 25 + 0,01 (FI)

Продолжительность также можно оценить с помощью TI и следующего грубого соотношения: Морозостойкость является серьезной проблемой при проектировании дорожного покрытия в тех частях страны, где грунт регулярно подвергается промерзанию. Без надлежащих мер предосторожности сильный мороз может разрушить новое дорожное покрытие в течение одного-двух лет. При принятии надлежащих мер предосторожности необходимо бороться с двумя основными типами замерзания:

  1. Морозное пучение . Возникает в результате накопления влаги в почве в период заморозков. Эти скопления (ледяные линзы) расширяются перпендикулярно направлению теплового потока и выталкивают дорожное покрытие вверх, часто вызывая сильное растрескивание.
  2. Ослабление оттепели . Если земляное полотно замерзло, оно может сильно ослабнуть при оттаивании (обычно весной). Таким образом, нагрузка, которая обычно не повреждает данное дорожное покрытие, может быть весьма вредной в период оттепели.

Действие промерзания может быть дополнительно охарактеризовано типичной глубиной промерзания грунтового основания в определенной области. Эту глубину можно оценить с помощью нескольких уравнений, включая формулу Стефана и модифицированную формулу Берггрена. Как только эта глубина известна, ее можно использовать в качестве исходных данных для проектирования конструкции дорожного покрытия, чтобы смягчить пагубные последствия воздействия мороза. Методы смягчения последствий можно разделить на четыре широкие категории:

  1. Ограничение толщины восприимчивого к морозу материала под конструкцией дорожного покрытия.
  2. Снимите и замените морозостойкое основание.
  3. Расчет конструкции дорожного покрытия на основе уменьшенной опоры земляного полотна.
  4. Разорвать капиллярный путь грунтовых вод.

Если воздействие мороза не может быть адекватно смягчено, это может привести к серьезному повреждению дорожного покрытия (в случае морозного пучения) или потере несущей способности (в случае ослабления оттаивания). Варианты технического обслуживания для решения этих проблем ограничиваются ремонтом или заменой дорожного покрытия (в случае морозного пучения) или ограничением нагрузки на дорожное покрытие во время весеннего оттаивания (в случае ослабления оттаивания).

Сноски    (↵ возвращается к тексту)

  1. Замерзание и оттаивание грунтов как факторы разрушения дорожных покрытий. Дороги общего пользования , том. 11, нет. 6. Министерство сельского хозяйства США, Бюро дорог общего пользования. Вашингтон, округ Колумбия ↵
  2. Руководство по ограничениям использования шоссе Spring . Отчет об исследовании WA-RD 80.1 (WSDOT) и FHWA-RD-86-501 (FHWA). Olympia, WA. ↵
  3. Краткий отчет об исследовании — Руководство по весенним ограничениям на использование автомагистралей. Отчет об исследовании WA-RD 80.2, Департамент транспорта штата Вашингтон. Олимпия, Вашингтон.↵

Каковы причины осадки фундамента?

🕑 Время чтения: 1 минута

Вспучивание фундамента – это движение фундамента вверх из-за намокания расширяющегося грунта.

Факторами, которые приводят к насыщению почвы под фундаментом, являются сезонные изменения влажности, подземный водоносный слой или утечки в подземных трубах. Утверждается, что финансовые потери от волнения в США больше, чем от торнадо, ураганов, наводнений и землетрясений вместе взятых.

Основной причиной пучения фундамента в рыхлом грунте, например в расширяющемся грунте, является изменение влажности почвы. Колебания влажности почвы происходят из-за изменений в полевых условиях, вызванных как природными, так и техногенными условиями, а также изменениями, связанными со строительными работами.

Более легкие здания с более тонким фундаментом чаще страдают от пучения фундамента, чем более тяжелые строения с толстым фундаментом. Международная ассоциация сертифицированных домашних инспекторов утверждает, что давление почвы может достигать 260 кН/м 9 .0083 2 к бетонному основанию.

В комплекте:

  • Каковы причины осадки фундамента?
    • Состояние окружающей среды
    • Изменения, связанные со строительством
    • Влияние деятельности в здании на влажность почвы 
  • Часто задаваемые вопросы

Каковы причины осадки фундамента?

Состояние окружающей среды

Состояние окружающей среды является одной из причин, приводящих к вздутию фундамента сооружения. Установлено, что следующие изменения окружающей среды способствуют вздутию фундаментов:

  • Резкие климатические изменения, например, длительные засухи и проливные дожди, вызывают циклические колебания влажности, что приводит к подъему края конструкции.
  • Колебания уровня грунтовых вод приводят к изменениям влажности почвы, вызывая вспучивание почвы.
  • Морозное пучение и химические реакции, такие как окисление железного пирита, заставляют грунт под фундаментом расширяться, создавая давление на фундамент.

На рисунках с 1 по 3 показано, как глинистый грунт расширяется в присутствии влаги, что приводит к вздутию фундамента.

Рис. 1. Частицы глины демонстрируют суммарный отрицательный заряд и плотно упаковываются при высыхании. Рис. 2. Когда вода становится доступной, она притягивается отрицательными зарядами глины и прочно связывается с поверхностью глины. Он раздвигает частицы глины, вызывая расширение или набухание глины

Следующие изменения в процессе строительства приводят к увеличению влажности почвы: влажность почвы под фундаментом.

  • Влажность почвы на территории, занятой сооружением, также увеличивается из-за уменьшения транспирации влаги растительностью, см. рис.-4 – рис.-6.
  • Удаление крупных деревьев со строительной площадки может привести к увеличению влажности почвы, так как ранее почвенная влага истощалась корневой системой деревьев. Таким образом, устранение источника истощения влаги приводит к накоплению и подъему влаги в той же самой почвенной массе.
  • Недостаточный дренаж для удержания поверхностных вод от конструкции приводит к образованию луж и последующему увеличению влажности. Например, поврежденные водосточные желоба и водосточные трубы создают пруды вокруг конструкции, и вода попадает в почву под фундаментом, что увеличивает влажность почвы. В этом случае глинистый грунт будет расширяться и может вызвать вспучивание фундамента.
  • Просачивание в почву под фундаментом на границах между грунтом и фундаментом и через выемки, пробуренные для подвалов или шахтных фундаментов, приводит к увеличению влажности почвы под фундаментом.
  • При вскрытии водоносного горизонта подземные воды поднимаются вверх и насыщают почву под фундаментом, что приводит к расширению грунта и возникновению давления на фундамент.
  • Высыхание обнаженного грунта фундамента при выемке грунта и уменьшение нагрузки на грунт повышают вероятность пучения фундамента.
  • Рисунок-4: Деревья перед началом процесса строительстваРисунок-5: Удаление дерева со строительной площадки останавливает транспирацию и миграцию влаги в корневую зону. Высыхание грунта под отапливаемыми участками фундамента, такими как топочные помещения, вызывает усадку грунта. В результате происходит осадка фундамента, что может отрицательно сказаться на работоспособности и, в значительной степени, на безопасности конструкции.
  • Утечки из подземных водопроводов и канализационных линий насыщают глинистую почву вокруг этих коммуникаций, что приводит к вздутию фундамента.
  • Посадка и выращивание деревьев на расстоянии менее 1-1,5 высоты взрослого дерева от конструкции усугубляет циклическое пучение краев.
  • Вода с газонов может увеличить влажность почвы.
  • Часто задаваемые вопросы

    Что такое вздутие фундамента?

    Вспучивание фундамента – это движение фундамента вверх из-за намокания расширяющегося грунта.