УСТРОЙСТВО ДОРОЖНЫХ ОСНОВАНИЙ И ПОКРЫТИЙ, ВОДООТВОДНЫЕ УСТРОЙСТВА
Тема 8. Основные конструкции дорожных одежд.
- Общие сведения о дорожной одежде.
- Конструкции дорожной одежды.
Литература: Ю. Г. Бабаскин «Технология строительства дорог» учебное пособие Минск «Новое знание» 2014 с. 293
1. Общие сведения о дорожной одежде.
Дорожная конструкция — система, включающая дорожную одежду и земляное полотно.
Земляное полотно – это дорожное сооружение, служащее основанием для размещения конструктивных слоев дорожной одежды и других элементов, воспринимающее нагрузку от подвижного транспорта и собственного веса и распределяющее эту нагрузку на основание.
Дорожная одежда — это многослойная конструкция, предназначенная для перераспределения давления на грунт от действия транспортной нагрузки, обеспечивающая повышение сроков службы и транспортно-эксплуатационных показателей автомобильной дороги.
Подробнее
2. Конструкции дорожной одежды.
Дорожная одежда состоит из следующих конструктивных слоев: покрытие; основание; дополнительные слои основания.
Покрытие – верхняя часть одежды, которая воспринимает вертикальные и горизонтальные нагрузки от колес автомобилей. Слои покрытия распределяют и передают нагрузку на нижележащее основание. Для них используют более прочные и дорогие материалы. Состояние покрытия характеризуется ровностью и шероховатостью.
Основание – несущая прочная часть дорожной одежды, которая вместе с покрытием перераспределяет и уменьшает нагрузку на нижележащие слои. Основание может состоять из одного или нескольких слоёв.
Дополнительные слои основания используют в качестве дренирующих, морозозащитных или прерывающих капиллярный подъем грунтовых вод.
Подстилающий слой – это тщательно уплотнённый верхний слой земляного полотна, на который укладывают слои дорожной одежды. Прочность дорожной одежды обеспечивается устройством однородного, хорошо уплотнённого грунта земляного полотна и водоотвода.
Раздел 3. Тема 8: Основные конструкции дорожных одежд
УСТРОЙСТВО ДОРОЖНЫХ ОСНОВАНИЙ И ПОКРЫТИЙ, ВОДООТВОДНЫЕ УСТРОЙСТВА (ПРЕЗЕНТАЦИЯ)
Тема 9. Типы дорожных одежд.
- Типы дорожных одежд, основные виды покрытий область их применения.
- Типы дорожных покрытий.
Литература: Ю. Г. Бабаскин «Технология строительства дорог» учебное пособие Минск «Новое знание» 2014 с. 293
1. Типы дорожных одежд, основные виды покрытий область их применения.
Асфальтобетонные покрытия — наиболее совершенный тип дорожных покрытий. Они состоят из двух или трех слоев асфальтобетонной смеси, уложенной на прочное основание и тщательно уплотненной.
Асфальтобетон образует ровную, удобную для движения поверхность смягчающую удары колес.
Подробнее
2. Типы дорожных покрытий.
Дорожное покрытие – верхний наиболее прочный слой дорожной одежды, воспринимающий непосредственное воздействие нагрузки и природно-климатических факторов и определяющий основные транспортно-эксплуатационные качества дороги. Покрытие может быть одно-, двух- и трехслойным. С целью уменьшения воздействия атмосферных факторов на материал дорожного покрытия (верхнего слоя) он может быть защищен тонким слоем минерального материала, обработанного органическим вяжущим. Этот слой называется защитным слоем.
Раздел 3. Тема 9. Типы дорожных одежд
Тема 10. Укрепление обочин и разделительных полос.
Литература: Ю. Г. Бабаскин «Технология строительства дорог» учебное пособие Минск «Новое знание» 2014 с. 293
Укрепление обочин существенно влияет на безопасность и скорость движения автомобилей, поскольку предотвращает попадание пыли и грязи на проезжую часть, создает условия для безопасного съезда на обочину в случае необходимости. Это особенно важно в осенне-весенний периоды года. Укрепленные обочины обеспечивают гидроизоляцию земляного полотна, повышая его прочность и устойчивость, предотвращают разрушение поверхности обочин при наезде автотранспортных средств. В зимнее время укрепленные обочины способствуют переносу снега во время метелей и облегчают его удаление при снегоочистке. Установлено, что узкие, но укрепленные обочины значительно более полезны, чем широкие, но неукрепленные .
Покрытие на укрепленной полосе обочин (0,5-0,75 м) и на остановочной полосе (2,5 м) рекомендуется устраивать из цементо- или асфальтобетона, а также из обработанных вяжущими местных каменных, гравийных и других минеральных материалов. Поверхность остальной части обочин укрепляют в зависимости от интенсивности и характера движения, грунтов земляного полотна и особенностей климата засевом трав, россыпью щебня, гравия, шлака и других местных крупнозернистых материалов.
Разделительные полосы на дорогах I категории сопрягают с проезжей частью путем устройства на разделительной полосе укрепленных полос.
Раздел 3. Тема 10. Укрепление обочин и разделительных полос
Тема11. Технология устройства дорожных оснований.
- Назначение и строение дорожного основания.
- Строительство гравийного основания.
Литература: Ю. Г. Бабаскин «Технология строительства дорог» учебное пособие Минск «Новое знание» 2014 с. 293
1. Назначение и строение дорожного основания.
Дорожное основание – несущая часть дорожной одежды, которая вместе с покрытием обеспечивает распределение и передачу нагрузки на грунт земляного полотна.
Подробнее
2. Строительство гравийного основания.

Подробнее
Толщина отсыпаемого слоя в среднем составляет 25-30 см на устойчивом грунте.
Раздел 3. Тема 11. Технология устройства дорожных оснований
Темы 12-18
- Раздел 3. Тема 12. Технология устройства дополнительных слоев оснований
- Раздел 3. Тема 13. Строительство основания из грунтов, укрепленных вяжущими материалами
- Раздел 3. Тема 14: Строительство щебеночного основания.
- Раздел 3. Тема 15. Строительство покрытий из каменных материалов, обработанных органическим вяжущим способом пропитки
- Раздел 3. Тема 16: Строительство гравийных покрытий
- Раздел 3. Тема 17. СОСТАВЛЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ НА УСТРОЙСТВО ЩЕБЕНОЧНО — ГРАВИЙНЫХ ОСНОВАНИЙ
- Раздел 3.
Тема 18. Строительство асфальтобетонных покрытий
Тема 19: Технология работ по устройству асфальтобетонных покрытий и оснований из горячих и холодных смесей.
- Технологические режимы формирования структуры асфальтобетонного покрытия.
- Технология работ по устройству слоев из асфальтобетонных смесей.
Литература: Ю. Г. Бабаскин «Технология строительства дорог» учебное пособие Минск «Новое знание» 2014 с. 293
Раздел 3. Тема 19: Технология работ по устройству асфальтобетонных покрытий и оснований из горячих и холодных смесей
Технология укладки холодного асфальта (презентация)
Темы 20-21
- Раздел 3. Тема 20: СОСТАВЛЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ НА УСТРОЙСТВО АСФАЛЬТОБЕТОННЫХ ПОКРЫТИЙ
- Раздел 3. Тема 21: Конструкции дорожных одежд с цементобетонным покрытием
Тема 22: Устройство цементобетонных покрытий.
- Основные преимущества цементобетонных покрытий
- Классификация цементобетонных покрытий
- Технология устройства цементобетонных покрытий рельсовым комплектом
- Технологическая схема устройства цементобетонных покрытий.
Литература: Ю. Г. Бабаскин «Технология строительства дорог» учебное пособие Минск «Новое знание» 2014 с. 293
Устройство цементобетонных покрытий (презентация)
Раздел 3. Тема 22: Устройство цементобетонных покрытий
Тема 23
- Раздел 3. Тема 23: Правила бетонирования в зимний период
Тема 24: Укладка тротуарной плитки.
- Общие требования к укладке тротуарной плитки.
- Укладка брусчатки.
- Инструменты и приспособления для укладки тротуарной плитки.
- Способы укладки тротуарной плитки.
ТЕХНОЛОГИЯ УСТРОЙСТВА ТРОТУАРНОЙ ПЛИТКИ (презентация)
Раздел 3. ТЕМА 24: Укладка тротуарной плитки
Тема 25
- Раздел 3. Тема 25: Содержание и ремонт сборных покрытий тротуаров
Тема 26: Водоотводные устройства на автомобильных дорогах.
- Общие требования по устройству водоотводной системы вне городских дорог.
- Устройство кюветов, нагорных и продольных водоотводных канав.
- Общие требования по устройству дренажных систем на автомобильных дорогах.
Раздел 3. Тема 26: Водоотводные устройства на автомобильных дорогах
Виды дорожных покрытий | ТРАНСКОМ
Услуги:
Смотреть все сертификаты
Дорожное покрытие — верхний слой дорожной одежды, представленный несколькими слоями однородных по составу материалов и предназначенный для защиты трассы от физической нагрузки и атмосферного воздействия.
От состояния дорожного полотна на трассе зависят скорость и комфорт передвижения по ней автомобилей и грузовых транспортных средств. Для каждого типа автодорог предназначен свой тип покрытий, позволяющий обеспечить необходимые условия для безопасного перемещения машин, а также допустимую скорость перемещения.
Классификация дорожных покрытий
Все виды дорожного полотна условно разделяют на две категории:
- Жесткие — предназначены для трасс в городах с оживленным движением и развитой инфраструктурой, используются для федеральных автомагистралей, центральных улиц и дорог, ведущих к стратегическим промышленным и сельскохозяйственным объектам;
- Нежесткие — допустимо застилать в населённых пунктах со спокойным движением, а также в сельской местности. Характеризуется меньшей прочностью и износостойкость.
Виды жестких дорожных покрытий:
- Сборные конструкции с применением цемента — чаще всего используются для застила мостов. Характеризуются повышенностью устойчивостью к нагрузкам и метеоусловиям.
- Мощеное дорожное полотно — создается за счет укладки дороги камнем или брусчаткой, было популярно в XX веке, сейчас применяется при реконструкции улиц в исторических частях городов, а также в парковых зонах.
- Асфальтовое — наиболее распространенный и практичный тип, отличается простотой в использовании и длительным периодом эксплуатации (при условии соблюдения всех технических требований при укладке). Используется асфальт и асфальтобетон. Для повышения устойчивости к температурным перепадам используют специальные смолы (состав зависит от климатической зоны проведения дорожных работ).
Виды нежестких дорожных покрытий:
- Щебенка — подходит для укладки дорог в спальных районах небольших городов, парковой зоне, неоживленных территориях крупных городских центров.
- Гравий — аналогично по техническим характеристикам щебенки, выбор материала зависит от пожеланий заказчика и возможностей исполнителя работ.
- Грунтовка — дороги, покрытые грунтовым покрытием, не рассчитаны на значительные нагрузки. Лучше всего этот тип полотна использовать в парковых зонах.
- Покрытия с органической составляющий — один из новых видов дорожного полотна, предназначенный для трасс со средней нагрузкой (не более 3000 автомобилей в сутки).
По составу аналогично грунтовке, верхний слой которой укрепляют специальным пропитывающим составом, защищающим материал от расползания.
Технология создания качественного дорожного полотна
Для обеспечения хорошего качества и длительного периода эксплуатации дорожного покрытия важно соблюдение всех технических требований и правильной последовательности действий при проведении дорожных работ по укладке или ремонту полотна.
Компания Транском осуществляет полный комплекс строительных работ по укладке дорожных покрытий, включающий:
- исследование и планирование;
- выравнивание грунта;
- дренаж;
- укладку основания;
- застил нижнего и верхнего слоя;
- поверхностную обработку;
- выравнивание;
- укладку лежачих полицейских и необходимой арматуры, установка защитных ограждений и проведение иных дополнительных работ.
Для обеспечения высокого качества дорожного покрытия мы используем особые трещинопрерывающие прослойки, армирующую сеть, связующие составы, а также различные виды пропитки, что позволяет повысить устойчивость дорожного полотна и продлить период его эксплуатации.
В зависимости от предполагаемого типа использования дорожное полотно должно соответствовать определенным критериям. Профессионализм и применением качественных материалов на стадии застила и обработки покрытия позволят обеспечить его надежную защиту от физических нагрузок, температурных перепадов и иных внешних факторов в течение всего периода службы.
Состав и структура нежесткого покрытия
🕑 Время чтения: 1 минута
Состав и структура нежесткого покрытия состоит из верхнего слоя, вяжущего слоя, базового слоя, подстилающего слоя, слоя защиты от замерзания, земляного полотна. Гибкие дорожные покрытия содержат битумный или асфальтовый слой в качестве слоя износа и воспринимают нагрузки через опору. Имеют низкую прочность на изгиб.
Состав:
- Состав и структура гибкого покрытия
- 1. Поверхностный слой
- 2. Вяжущий слой
- 3. Базовый слой
- 4. Подстилающий слой
- 5.
Слой защиты от замерзания
- 6. Основание
- a. Уплотнительное покрытие
- b. Подкрепляющее покрытие
- c. Грунтовочный слой
Рис. 1. Слои гибкого покрытия
1. Поверхностный слой
Поверхностный слой или слой износа — это самый верхний слой гибкого покрытия, который находится в непосредственном контакте с автомобильными нагрузками. Поскольку он находится в непосредственном контакте с транспортным потоком, для устройства верхнего слоя рекомендуются заполнители хорошего качества и битум или асфальт высокой плотности. Основная функция поверхностного слоя состоит в том, чтобы обеспечить противоскользящую поверхность, трение и дренаж дорожного покрытия. Он должен быть водонепроницаемым, чтобы не допустить просачивания поверхностных вод. Толщина поверхностного слоя, как правило, составляет от 25 до 50 мм.
Рис. 2: Поверхностный слой
2. Вяжущий слой
Вяжущий слой также строится с использованием заполнителей и битума, но более низкого качества, чем материалы, используемые для поверхностного слоя. Обычно его толщина составляет от 50 до 100 мм.
Если экономия не является проблемой, вяжущий слой и поверхностный слой могут быть выполнены монотонно с использованием материалов хорошего качества толщиной от 100 до 150 мм. Функция вяжущего слоя заключается в передаче нагрузок от поверхностного слоя на базовый слой.
Рис. 3: Связующий слой
3. Базовый слой
Базовый слой является важным слоем конструкции дорожного покрытия и распределяет нагрузки от верхних слоев к нижним слоям подстилающего слоя и грунтового основания. Обеспечивает структурную поддержку дорожного покрытия. Он построен из твердых и прочных заполнителей, которые могут быть либо стабилизированными, либо гранулированными, либо и тем, и другим.
Толщина подстилающего слоя должна быть достаточной, чтобы уменьшить нагрузку на подстилающее и подстилающее слои. Рекомендуемая минимальная толщина слоя основания составляет 100 мм. В фундаменте может быть предусмотрена подземная дренажная система.
Рис. 4: Укладка подстилающего слоя
4. Подстилающий слой
Подбазовый курс находится под базовым курсом и также функционирует так же, как базовый курс. Если почва подстилающего слоя прочная и жесткая, то в укладке подстилающего слоя нет необходимости. Гранулированные заполнители используются для создания подстилающего слоя. Если грунтовое основание слабое, необходимо предусмотреть слой основания толщиной не менее 100 мм.
Рис. 5: Укладка подстилающего слоя
5. Слой защиты от замерзания
Морозозащитный слой предусмотрен для тротуаров в более холодных регионах с очень низкими температурами. Как правило, он укладывается между подстилающим слоем и земляным полотном.
Функцией морозозащитного слоя является предотвращение повреждения дорожной одежды от морозных пучин, которые образуются при замерзании грунтовых вод. Базовый слой хорошего качества и подстилающие слои также могут служить защитой от замерзания.
6. Основание
Земляное полотно — это самый нижний слой, который представляет собой не что иное, как слой естественного грунта, уплотненный до требуемой глубины, обычно от 150 до 300 мм, чтобы воспринимать нагрузки, исходящие от верхних слоев. Этот слой называется основой для системы дорожного покрытия. Земляное полотно должно быть достаточно прочным, чтобы выдерживать нагрузки, а также важно, чтобы напряжения, исходящие от верхних слоев, не превышали предела прочности грунтового основания. Чтобы уменьшить нагрузку на грунтовое основание, предусмотрите толстые слои базового слоя, подстилающего слоя и поверхностного слоя.
Рис. 6: Уплотнение грунтового основания
Помимо вышеуказанных слоев, в гибкой системе дорожного покрытия предусмотрены три типа покрытий или отделки, а именно:
- Уплотнительное покрытие
- Защитное покрытие
- Грунтовка
а.

Герметизирующий слой наносится непосредственно на верхнюю часть поверхностного слоя, чтобы сделать его водонепроницаемым и обеспечить сопротивление скольжению поверхности. В качестве материала для герметизирующего покрытия используется смесь эмульгированного асфальта, минеральных наполнителей и воды.
Рис. 7: Уплотнительное покрытие
b. Подкладочный слой
Поверх вяжущего слоя наносится липкое покрытие для создания прочной связи между связующим слоем и поверхностным слоем. В качестве связующего материала используется битумная эмульсия, разбавленная водой.
г. Грунтовка
Грунтовка наносится между базовым и связующим слоями для создания прочного и водонепроницаемого соединения между ними. Разбавленный битум с низкой вязкостью распыляется поверх основного слоя в качестве грунтовочного материала.
Подробнее:
Расчет нежесткого покрытия методом CBR Расчет нежесткого покрытия полуэмпирическим методом Расчет нежесткого покрытия методом группового индекса жесткого покрытия 🕑 Время чтения: 1 минута Содержание:12
1312
Жесткие покрытия воспринимают нагрузки за счет жесткости и высокого модуля упругости бетонной плиты. Нагрузки будут распределяться на естественный слой грунта через разные слои жесткого покрытия. Состав и структура жесткого покрытия говорят нам о функции каждого слоя жесткого покрытия, как описано ниже.
Состав жесткого покрытия
Как правило, бетон на портландцементе используется в качестве основного структурного элемента жесткого дорожного покрытия. Армирование предусмотрено в плите в зависимости от прочности грунта и условий нагрузки. Предварительно напряженные бетонные плиты также могут использоваться в качестве поверхностного слоя. Бетонная плита обычно лежит на уплотненном гранулированном или обработанном основании, которое, в свою очередь, опирается на уплотненное земляное полотно.
Наилучшие результаты укладки покрытия получаются, когда опорные слои под покрытием однородны. Прочность жесткого покрытия. Жесткое покрытие в основном зависит от бетонной плиты, поэтому его следует укладывать прочно, а нижние слои изготавливать из недорогих материалов, чтобы сделать его экономичным.
Рис. 1. Передача нагрузки от колес на грунтовое основание в жестком покрытии
Структура жесткого покрытия
Структура жесткой дорожной одежды состоит из следующих слоев.
- Бетонная плита или поверхностный слой
- Гранулированное основание или стабилизированное основание
- Гранулированное основание или стабилизированный слой основания
- Слой защиты от замерзания
- Земля земляного полотна
Рис. 2: Типичная конструкция жесткого покрытия
Бетонная плита
Бетонная плита — это самый верхний слой жесткого покрытия, который находится в непосредственном контакте с автомобильными нагрузками. Это также называется поверхностным курсом. Он водостойкий и предотвращает проникновение воды в базовый слой. Он обеспечивает трение транспортных средств, чтобы обеспечить сопротивление скольжению. Толщина бетонной плиты поддерживается в пределах от 150 мм до 300 мм.
Рис. 3: Укладка бетонной плиты
Основание из гранулированного или стабилизированного основания
Базовый слой или гранулированное основание или стабилизированное основание является вторым слоем сверху и строится с использованием дробленых заполнителей. Этот курс помогает поверхностному курсу принимать дополнительные нагрузки. Он обеспечивает стабильную платформу для строительства жесткого покрытия. Также полезно предусмотреть подземную дренажную систему. В морозных районах воздействие мороза можно контролировать с помощью стабилизированного базового слоя. Это помогает контролировать набухание грунта земляного полотна. Толщина слоя основания должна быть не менее 100 мм.
Рис. 4. Обеспечение базового слоя
Гранулированное основание или стабилизированное основание
Это третий слой сверху, он находится в контакте с грунтом земляного полотна и базовым слоем. Он построен с использованием заполнителей более низкого качества, чем базовый слой, но они должны быть лучшего качества, чем земляное полотно. Как правило, слой подстилающего слоя не требуется при небольшой транспортной нагрузке. Когда нагрузка превышает 100 000 фунтов, она должна быть построена.
Его основная функция заключается в обеспечении поддержки верхних слоев, а также в качестве регулятора воздействия замерзания и предотвращения проникновения мелких частиц из грунтового основания в верхние слои. Дренаж также улучшится, если будет подстилающий слой.
Рис. 5: Укладка подстилающего слоя
Слой защиты от замерзания
В регионах с низкими температурами существует проблема обледенения дорожных покрытий. Если в грунте высокий уровень грунтовых вод, то при низких температурах вода будет замерзать и под земляным полотном будет образовываться морозное пучение, что приведет к подъему дорожного покрытия из-за неравномерного образования кристаллов льда.
Точно так же при таянии льда дорожное покрытие проникает в земляное полотно, когда на него воздействует нагрузка. Для преодоления этого необходимо предусмотреть слой защиты от замерзания. Как правило, хороший базовый слой и подстилающий слой сами по себе действуют как слои защиты от замерзания.
Рис. 6. Формирование кристаллов льда в морозостойком грунте
Грунт основания
Земляное полотно представляет собой не что иное, как существующий слой грунта, который уплотняется с помощью оборудования, чтобы обеспечить устойчивую платформу для жесткого покрытия. Грунты земляного полотна подвергаются меньшим нагрузкам, чем верхние слои, поскольку напряжения уменьшаются с глубиной.
Грунты подстилающего слоя могут значительно различаться. Напряжения, исходящие от верхних слоев, воспринимаются разными грунтами по-разному. Некоторые почвы могут сопротивляться им, а некоторые нет. Это зависит от взаимосвязи текстуры, плотности, влажности и прочности грунтового основания. Таким образом, необходимо провести надлежащее обследование земляного полотна перед началом строительства.
В то же время слои дорожной одежды над земляным полотном должны быть способны снижать напряжения, воздействующие на грунт земляного полотна, чтобы предотвратить смещение слоев грунта земляного полотна.