Смотровая яма – как сделать своими руками? + Видео » АвтоНоватор
Правильно обустроенная гаражная яма позволяет провести самостоятельный осмотр или мелкий ремонт автомобиля без обращения на СТО. Создавая комфортные условия для работы, нельзя забывать о нормах безопасности конструкции и оборудования ямы.
Каких размеров должны быть смотровые ямы?
В первую очередь на месте обустройства смотровой ямы необходимо выяснить уровень нахождения грунтовых вод. Если он находится на отметке 2,5 м от уровня почвы, то про идею устройства ямы лучше забыть. Вода постоянно будет скапливаться на дне и никакие меры не помогут спасти днище авто от появления коррозии. Лучше для осмотра машины установить на улице около гаража эстакадную конструкцию.
Перед разметкой для рытья траншеи определяются с размерами ямы.
При этом обычно руководствуются следующими данными:
- Глубина смотровой ямы обычно закладывается исходя из роста автовладельца. Оптимальной считается высота от дна ямы на 10–15 см большая, чем рост человека. Только в этом случае обеспечиваются наиболее комфортные для работы условия, когда не приходится приседать, нагибаться либо высоко тянуться.
- Ширина должна быть увязана с габаритами автомобиля. Однако при расчетах следует учесть все возможные модификации. Оптимальными размерами считаются 70–80 см, но при большей ширине колесной пары и яма тоже может быть на столько же шире.
- Оптимальная длина как минимум на 1 м больше размера авто. Это обеспечивает беспрепятственный удобный спуск в яму. Обычно в процессе проектирования предусматривают обустройство небольшой лестницы либо ступеней.
При устройстве смотровых ям на СТО руководствуются в первую очередь принципом универсальности этого объекта и поэтому размеры там несколько другие. Так например для поста СТО РУУК, где производят регулировку развала-схождения легковых машин, размеры ямы 1000x5500x1800 мм (ширина, длина, высота). Причем для СТО высота указывается не до уровня пола, а до поверхности, на которой должны стоять колеса авто во время ремонта.
На СТО такие рабочие поверхности не всегда находятся на одном уровне с полом.Если строится яма для обслуживания грузовиков, то ее размеры несколько меняются. У больших автомашин различных моделей между колесами весьма разное расстояние. Поэтому за основу берут ширину базы собственного транспорта. Яму надо делать уже, чем эта характеристика, на 30–40 см. Если ширина смотровой ямы окажется меньше, то будет проблематично или невозможно добраться до всех нужных узлов грузовика.
Разметка и рытье траншеи под смотровую яму
Прежде чем правильно разметить границы копаемой траншеи под яму необходимо предварительно определиться с строительным материалом ее будущих стен. Если планируется возводить кирпичные шириной в ½ кирпича, то толщина этих стен будет составлять около 12 см (у этого материала разных марок габариты отличаются) и в этом случае к размерам ямы прибавляют по 24 см. Полученные значения будут длиной и шириной траншеи. Когда предполагается кладка в 1 кирпич, то, соответственно, толщина стен будет примерно 24 см, а к длине и ширине ямы добавляют по 40 см. Если планируется бетонировать стены, то их толщина принимается равной 20 см (этого вполне достаточно), а к размерам прибавляют по 40 см.
На полу гаража обозначаем колышками либо рисуем прямоугольник траншеи. Затем, исходя из качества устойчивости копаемого грунта, делаем приблизительный отступ от намеченного периметра для формирования уклона стенок траншеи без потери размеров будущей ямы.
Роют траншею своими руками, потому что ее пропорции довольно небольшие. При этом делают припуск на глубину в 20–25 см. Пол и стены тщательно выравнивают – это значительно упростит дальнейшие операции.
Строительство и обустройство смотровой ямы
Должна быть предусмотрена гидроизоляция смотровой ямы, выполняемой своими руками.
- полимерные мембраны – самый надежный и дорогой материал, бывают одно- и многослойные;
- проникающая – такая гидроизоляция смотровой ямы часто используется на СТО, удобна в работе;
- битумная в рулонах – простой в укладке и недорогой материал: рубемаст, рубероид, еврорубероид, специальные смазки.
Непосредственно перед бетонированием пола обязательно подготавливают его основание:
- насыпаем своими руками на дно траншеи 10-сантиметровым слоем гравий, тщательно его утрамбовываем и выравниваем;
- засыпаем сухой песок слоем 5 см;
- делаем гидроизоляцию – можно применить жирную глину, а поверх нее уложить пленку из полиэтилена;
- выполняем своими руками армирование арматурой 4–5 мм и стальной проволочной сеткой с размером ячеек 150×150 мм.
После этого выполняют бетонирование. После полного застывания пола необходимо уложить еще 1 слой гидроизоляции и выполнить финишную отделку (после возведения и отделки стен).
Если планируется делать стены из бетона или кирпича, то можно изготовить своими руками или заказать специальную раму для предотвращения опасных заездов на яму:
- свариваем закладную деталь (объемную раму) из стальных швеллера или уголков;
- из арматуры выполняем анкера («усы») по контуру рамы длиной 50 см;
- раму сажаем в траншею на уровне пола гаража;
- закрепляем анкера (можно подгибать, если деталь по высоте до конца не входит).
Такая «обойма» дополнительно укрепит углы стен. Если предполагается заливка бетоном, то деталь устанавливают внутрь опалубки. После гидроизоляции своими руками стен их можно укрепить сеткой-рабицей. Под бетонирование изготавливаем опалубку и устанавливаем в 3 см от стены. При этом предусматриваем устройство ниш для инструмента и цилиндрических для светильников. Их потолок армируем стержнями арматуры диаметром 8–10 мм. После бетонирования работы приостанавливаем на 1 неделю. Затем своими руками делаем обратную засыпку грунта, а спустя еще 2 недели снимаем опалубку.
Согласно норм техники безопасности для освещения ямы допустимо использовать только низковольтные переносные и стационарные светильники. На СТО как правило применяются светильники на 36 В с встроенным трансформатором для понижения напряжения 220/36 В. Можно также использовать светильники или переноски с лампами на 12 В и 24 В, подключенными к понижающим трансформаторам или аккумулятору.
- Автор: Михаил
- Распечатать
Оцените статью:
(0 голосов, среднее: 0 из 5)
Поделитесь с друзьями!
Adblock
detector
как сделать для легкового автомобиля, размеры
Техническое обслуживание автомобиля невозможно без обеспечения соответствующих условий. Поэтому многие автолюбители задумываются о строительстве собственной смотровой ямы. В предлагаемом материале рассматривается, как построить смотровую яму в гараже своими руками, включая особенности технологии, предъявляемые требования, необходимый инструмент и материалы, другие сопутствующие вопросы.
Содержание
- 1 Для чего нужна
- 2 Стандартные размеры
- 2.1 Легкового
- 2.2 Грузового
- 3 Подготовка материала и инструмента
- 4 Разбор гаражного пола и земляные работы
- 5 Укрепление котлована
- 6 Отделка стен и пола
- 7 Обустройство
- 7.1 Гидроизоляция
- 7.2 Утепление
- 7.3 Подсветка
- 8 Как и чем закрывать
- 9 Сложности, с которыми можно столкнуться
Для чего нужна
Смотровую яму сооружают в гараже или другом помещении, где содержится автомобиль, или специализированном, предназначенном для его ремонта и технического обслуживания. Возможно обустройство ямы на улице, если в помещении, по каким-либо причинам, выполнить ее не представляется возможным.
Таким способом обеспечивается беспрепятственный и удобный доступ к узлам и деталям, расположенным снизу машины. Это позволяет выполнять замену элементов, производить смазку, регулировку, обтяжку механизмов и другие необходимые операции.
Стандартные размеры
Не существует стандартных размеров, которым должна соответствовать данная конструкция. Габариты выбираются, исходя из размеров машины, и составляют:
- минимальная ширина свободного пространства – не менее восьмисот миллиметров. Важно правильно рассчитать, на какое расстояние и ширину выполнять канаву при закладке ямы. Итоговые габариты по ширине должны быть меньше размера колеи авто на двести миллиметров (если брать расстояние между внутренними плоскостями ходовых колес). Ширина канавы выполняется на триста миллиметров больше итоговых габаритов, для обеспечения укрепления стенок;
- длина определяется размерами помещения, где выполняются работы и должна превышать соответствующие габариты машины не менее, чем на пятьсот миллиметров в каждую сторону.
- параметр глубины зависит от роста автовладельца. Изначально котлован выкапывается до двух метров, чтобы в готовом виде высота составляла около метра восьмидесяти или немного больше. При выборе глубины необходимо отталкиваться от уровня залегания грунтовых вод.
Оптимальные габариты определяются особенностями помещения, где оборудуется яма, ростом хозяина машины и размерами автомобиля. Также необходимо заранее предусмотреть место расположения лестницы. Оптимальное решение – разместить ее сзади. Но иногда размеры гаража этого не позволяют, поэтому оптимальный выход – расположение входа сбоку. Перед началом строительства необходимо выполнить чертеж, с отображением фактических размеров помещения и ямы.
Обязательно следует учитывать разновидности обслуживаемого транспорта. Об этом – ниже.
Легкового
Для легковых автомобилей размеры ямы будут немного меньше, поскольку это определяется габаритами транспорта. Также меньше внимания может уделяться укреплению стенок. Об основных размерных параметрах говорилось выше.
Грузового
Яма для грузового транспорта выполняется большей длины, но если над ней предполагается выполнение работ как для грузовых, так и легковых автомобилей, ширина подгоняется под колею легковушки.
Учитывая большую массу грузовой машины и возрастание нагрузки на пол, это должно быть учтено при укреплении стенок.
Подготовка материала и инструмента
При подготовке к строительству необходимо обеспечить выполнение предстоящих работ, запасясь следующими материалами:
- тридцатым или сороковым деревянным брусом, досками, щитами для опалубки;
- бетоном для укрепления стенок и заливки пола;
- кирпичом – если принято решение выполнить стены с использованием данных материалов. Возможно применение шлакоблока или пенобетона;
- полимерной пленкой толщиной от двух миллиметров, для устройства гидроизоляции;
- металлическим уголком для наружной окантовки;
- арматурой и стальной проволокой, чтобы изготовить каркас под бетонирование;
- цементом, песком или готовой смесью для выполнения кладки.
Из инструмента потребуется:
- строительный уровень, для выполнения каменных работ;
- бетономешалка, чтобы приготовить бетон или раствор;
- болгарка;
- столярный инструмент, гвозди – для устройства опалубки.
Требуемый инструмент и материалы должны быть подготовлены заблаговременно, чтобы не задерживать выполнение работ.
Разбор гаражного пола и земляные работы
Вначале необходимо освободить помещение гаража от посторонних предметов, чтобы не создавались помехи в ходе строительства. По заранее определенным размерам размечается участок пола, по углам будущей ямы забиваются колышки и растягивается бечевка.
Выкапывая котлован, почву выносят наружу. Глину не стоит убирать слишком далеко. Она пригодится для уплотнения стенок. После достижения необходимого уровня по глубине, подравниваются стенки, до полного достижения прямолинейности и вертикальности профиля.
Дно тщательно выравнивается, и насыпается подушка из слоев щебня (до десяти сантиметров) и песка (пять сантиметров). Песок утрамбовывается до достижения максимальной плотности, с добавлением воды. Затем настилается гидроизоляционная пленка.
Укрепление котлована
Стенки необходимо соответствующим образом укрепить. Для этого выполняется кладка в половину или четверть кирпича. Это зависит от вида техники, обслуживаемой в яме. Для грузового транспорта толщина остается большей, чтобы обеспечить целостность конструкций при значительных нагрузках.
Альтернативный и менее дорогостоящий, но более трудоемкий способ – забетонировать стены. Для этого монтируется рама из уголка и арматурных стержней, устанавливается опалубка. Верхние края опалубки закрепляются распорками. Затем пространство внутри опалубки заполняется бетоном. Необходимо обеспечить надлежащее качество бетонной смеси и полное заполнение опалубки, без образования пустот.
Для приготовления одного кубического метра бетонного раствора потребуется:
- шесть пятидесяти килограммовых мешков цемента;
- семьсот килограммов песка;
- двести литров воды;
- тысячу двести килограммов щебня.
Раствор тщательно замешивается вручную или с использованием бетономешалки. Ручной замес потребует большего количества воды.
Поверху выполняется цементная стяжка и окантовка из стального уголка. Если после заливки бетона между стенками и грунтом остается зазор, он уплотняется посредством глины, оставшейся от рытья котлована.
Отделка стен и пола
Пол необходимо залить бетоном уже после обустройства стен. Предварительно укладывается металлическая сетка или связанная проволокой арматура. Каркас должен полностью закрываться раствором.
Чтобы облагородить внешний вид ямы, кирпичные стены штукатурятся или облицовываются керамической плиткой. Важно предусмотреть в стенах наличие ниш для инструмента, это обеспечит удобство работ в яме.
Пол тщательно выравнивается и отделывается аналогичным образом. Если решено класть плитку на пол, подбираются материалы, не допускающие скольжение, в целях обеспечения безопасности.
Чтобы исключить случайное съезжание колёс автомобиля в яму, из металлического уголка выполняются колёсоотбойники, устанавливаемые с учетом ширины колеи машины.
Обустройство
Для нормального обустройства смотровой ямы необходимо выполнить несколько условий. Для создания нормальных условий, обеспечения целостности строительных конструкций и предотвращения промерзания выполняется гидроизоляция. Для удобства работ в яме должна быть выполнена стационарная подсветка.
Лестница изготавливается путем кладки, из металлических элементов или дерева. Выбор материалов зависит от возможностей и предпочтений владельца. Но конструкция обязательно должна быть надежно закреплена.
Гидроизоляция
Гидроизоляция достигается путем закладки в вырытый и подготовленный котлован полимерной пленки или рубероида. Если грунтовые воды залегают намного дальше максимальной глубины ямы, гидроизоляция не обязательна, но лучше перестраховаться и выполнить это условие, чтобы обеспечить сухость внутри.
Если полностью изолировать от воды яму не удается, с одной стороны выполняются приямок и дренажная система, позволяющие удалить скопившуюся воду в канализационную систему. Если присутствует данная проблема, чтобы обеспечить максимальное удобство использования дренажа – установите датчики и насос, автоматически включающийся при достижении определенного уровня воды в приямке. Альтернативный, но дорогостоящий вариант – изготовить кессон из цельнометаллического сварного короба по размерам котлована.
Нормализация уровня влажности достигается устройством вентиляции, для этого используются капроновые канализационные трубы, предварительно проложенные от нижней части стены с выводом из помещения наружу.
Утепление
Утепление выполняется с использованием рубероида и пенополистироловых плит. Рубероид укладывается внахлест на стены и пол, затем конструкции покрываются плитами утеплителя, фиксирующимися специальным клеем. В результате этого предотвращается промерзание элементов и скопление конденсата в зимнее время.
Подсветка
Для устройства подсветки, при выполнении облицовки стен, прокладывается электропроводка, затем устанавливаются осветительные лампы. В целях обеспечения безопасности осветительные элементы выполняются с закрытыми плафонами и защитой от механических повреждений.
Как и чем закрывать
Металлические уголки, облицовывающие яму снаружи, позволяют очертить контур и служат направляющими для закрывающих щитов. Они необходимы для запечатывания ямы в ситуации, когда ее использование не требуется, чтобы случайно не провалиться в проем. Щиты выполняются из металлических листов, ДСП, дощечек. Также это защитит дно машины от коррозионного воздействия влаги, скапливающейся в яме.
Сложности, с которыми можно столкнуться
Автовладельцу необходимо учесть следующие проблемы, которые иногда сопутствуют устройству смотровой ямы:
- неглубокое залегание грунтовых вод – потребуется выполнять тщательную гидроизоляцию, а если полностью устранить проблему не удается – устроить приямок и дренаж для скапливающейся влаги;
- недостаточная площадь помещения, где устраивается яма – в этом случае строительство следует выполнять в другом месте. Ни в коем случае котлован не должен повредить фундамент существующих конструкций;
- ненадлежащее качество материалов – при покупке цемента и других составов следует обращаться в проверенные торговые точки, поскольку, в случае недостаточного качества, выполнение работ значительно затянется и повлечет перерасход средств.
Работы должны быть предварительно организованы, просчитан необходимый объем материалов, подготовлены инструменты и оборудование. Строительство следует выполнить в максимально короткие сроки, чтобы уложиться в подходящие температурные условия сезона и обеспечить качество работ.
Смотровая яма – необходимый элемент гаража любого автолюбителя, но при ее сооружении необходимо обеспечить соблюдение всех требований в плане подбора материалов и разработки проекта.
Это позволит гарантировать удобство работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобиля, с соблюдением требований безопасности.
Как сделать наблюдатель солнечного затмения: пошаговое руководство с фотографиями
Когда вы покупаете по ссылкам на нашем сайте, мы можем получать партнерскую комиссию. Вот как это работает.
Вы изо всех сил пытаетесь найти очки для затмения, чтобы увидеть предстоящее солнечное затмение? Или, может быть, вы предпочитаете домашний маршрут? Несмотря на это, вы можете безопасно поймать небесное явление, если вы готовы к простому проекту «сделай сам».
Чрезвычайно опасно смотреть на солнце, даже если большая часть его света затенена луной. Точно так же, как увеличительное стекло может сфокусировать достаточно солнечного света на листе, чтобы разжечь огонь, хрусталик в вашем глазу может также сфокусировать эту полоску света на сетчатке, чтобы сжечь ее. А поскольку в сетчатке нет болевых рецепторов, вы можете повредить зрение, даже не почувствовав этого. Давайте проясним это совершенно ясно: не смотрите на солнце во время солнечного затмения!
Это не значит, что вы не можете наблюдать за ним косвенно. Лучший способ наблюдать затмение — через простую камеру-обскуру. Давайте начнем.
Что вам понадобится
(Изображение предоставлено Live Science)(открывается в новой вкладке)
кусок фольги, белый лист бумаги, клейкая лента, булавка или иголка и канцелярский нож или нож X-Acto.
Этап 1
(Изображение предоставлено Live Science)Вырежьте небольшое отверстие диаметром около 1 дюйма (2,5 сантиметра) в одном конце обувной коробки рядом с верхним краем.
Шаг 2
(Изображение предоставлено Live Science)(открывается в новой вкладке)
Заклейте отверстие фольгой.
Шаг 3
(Изображение предоставлено Live Science)(открывается в новой вкладке)
С помощью булавки или иглы проделайте отверстие в центре фольги.
Шаг 4
(Изображение предоставлено Live Science)(открывается в новой вкладке)
Приклейте небольшой кусочек белой бумаги к внутренней части коробки на противоположном конце от отверстия, закрытого фольгой. Бумага должна быть расположена так, чтобы свет, попадающий в коробку через отверстие для булавки, падал на нее. Это ваш «проекционный экран», на котором вы будете искать изображение солнца.
Шаг 5
(Изображение предоставлено Live Science)(открывается в новой вкладке)
Вырежьте отверстие диаметром 1 дюйм (2,5 сантиметра) в коробке на стороне, примыкающей к экрану изображения (белый лист бумаги) . Это ваша смотровая яма; он должен быть расположен так, чтобы вы могли смотреть через него под углом и видеть белую бумагу.
Шаг 6
(Изображение предоставлено Live Science)(открывается в новой вкладке)
Закройте коробку крышкой.
Наблюдайте затмение
(Изображение предоставлено: Live Science)(открывается в новой вкладке)
Чтобы протестировать устройство просмотра, вынесите его на улицу в солнечный день и держите обувную коробку так, чтобы она совпадала с собственной тенью, согласование с солнечным светом.
Встаньте так, чтобы, глядя в смотровое отверстие, вы могли видеть крошечный круг света на экране изображения; это солнце. Во время затмения вы увидите, как тень луны проходит перед солнцем.
ПОМНИТЕ: Прямой взгляд на солнце, даже когда оно частично закрыто луной, может привести к серьезному повреждению глаз или слепоте. НИКОГДА не смотреть на частичное солнечное затмение без надлежащей защиты глаз.
Минди Вайсбергер — редактор Live Science для каналов Animals и Planet Earth. Она также сообщает об общих науках, включая изменение климата, палеонтологию, биологию и космос. Минди изучала кино в Колумбийском университете; до Live Science она продюсировала, писала и руководила СМИ для Американского музея естественной истории в Нью-Йорке. Ее видеоролики о динозаврах, астрофизике, биоразнообразии и эволюции появляются в музеях и научных центрах по всему миру, получая такие награды, как Золотой орел CINE и Премия за выдающиеся достижения в области коммуникации. Ее статьи также публиковались в журналах Scientific American, The Washington Post и How It Works Magazine.
Что произойдет, если вы упадете в черную дыру?
Вселенная
Люси Фримен
Черная дыра; увлекательный, загадочный, смертоносный.
Во фразе «черная дыра» есть что-то пугающее. Он предполагает ничто, вызывает чувство опасности; и намекает на что-то, что может втянуть нас и заманить в ловушку. Место, где время ничего не значит, с умопомрачительными качествами, которые мы изо всех сил пытаемся понять.
Так что же такое черная дыра? Как может то, что по сути является «невидимым ничто», быть таким важным и таким могущественным? Все дело в гравитации и притяжении черных дыр, что делает их такими интригующими.
Черные дыры формируются из маленьких плотных остатков ядер мертвых звезд. © Lola Post ProductionsПродолжение статьи ниже
Из серии
Вселенная
Подробнее о космосе
Как они сделаны?
Черные дыры формируются из маленьких плотных остатков ядер мертвых звезд. Если масса ядра более чем в три раза превышает массу Солнца, сила гравитации перевешивает все остальные силы, остаток коллапсирует и образуется черная дыра. 1
Черные дыры — это объекты чрезвычайной плотности, а количество их массы означает, что они обладают таким сильным гравитационным притяжением, что даже свет оказывается в ловушке. Астрономы считают, что в центре большинства спиральных и эллиптических галактик есть черные дыры. 2
Существует три типа черных дыр. Черные дыры звездной массы самые маленькие; от 1 до 100 масс Солнца. Они образуются после коллапса центра большой звезды, вызывая сверхновую (взрыв звезды). 3 Самые большие, известные как сверхмассивные черные дыры, могут иметь массу, которая в миллионы, если не в миллиарды раз превышает массу Солнца. Считается, что этот тип черных дыр достигает своего огромного размера, сливаясь с другими черными дырами, а также поглощая звезды. 4 Черные дыры промежуточной массы — это третья категория, которая, как следует из названия, находится где-то между двумя предыдущими. Они до сих пор остаются загадкой, открыто лишь несколько из них, но считается, что каждая из них имеет массу от 100 до 100 000 Солнц. Считается, что это черные дыры, которые сливаются, образуя сверхмассивную разновидность. 5
Гравитационное притяжение даже маленькой черной дыры огромно. © Lola Post ProductionsПочему они важны?
Черные дыры не только объясняют кажущееся хаотичным движение некоторых звезд и помогают разобраться в нашей галактике, но и представляют новую область физики для ученых. Общая теория относительности Эйнштейна 6 утверждает, что материя искажает время и пространство, создавая то, что мы называем гравитацией, а черные дыры представляют собой невероятно плотные конгломераты материи, отсюда и их невероятное гравитационное притяжение. Но с этого момента — в буквальном смысле — они подвергли теорию Эйнштейна проверке.
Когда мы смотрим на центр черной дыры — «сингулярность», — все становится сложнее. Действующие силы настолько огромны, что наука не может прийти к единому мнению о том, что произойдет дальше. Общая теория относительности Эйнштейна говорит, что когда материя втягивается в черную дыру, ее информация уничтожается, но квантовая механика утверждает, что этого не может быть.
В результате черные дыры представляют собой невероятную теоретическую площадку для астрофизиков и математиков, пытающихся примирить две теории. От общей теории относительности до квантовой физики и теории струн черные дыры предлагают экспертам испытательный полигон для фундаментальных теорий, объясняющих, как работает Вселенная. 7
Черная дыра настолько плотна, что искривляет окружающее ее пространство-время. © Lola Post Productions
Можем ли мы их увидеть?
Черные дыры обладают таким огромным гравитационным притяжением, что даже свет не может покинуть их, поэтому их нельзя увидеть напрямую. В результате вместо обычных телескопов используются огромные радиотелескопы и детекторы гравитационных волн.
В 1915 году Альберт Эйнштейн предположил, что когда объекты движутся в пространстве, они создают волны в пространстве-времени (концепция, которая объединяет пространство и время) 8 вокруг них, как рябь на поверхности пруда. Затем, столетие спустя, в 2015 году, он оказался прав, когда гравитационные волны впервые были обнаружены исследователями Лазерной интерферометрической гравитационно-волновой обсерватории (LIGO). Это было вызвано столкновением двух черных дыр 1,3 миллиарда лет назад! 9
Черные дыры можно определить по их влиянию на все, что их окружает: они всасывают газ, пыль и звезды, которые перегреваются и испускают излучение, которое затем можно «увидеть» как тепловое изображение. В апреле 2019 г., изображение черной дыры и ее тени в галактике Мессье 87, входящей в скопление галактик Девы, было впервые получено с помощью телескопа горизонта событий, массива из восьми наземных радиотелескопов, специально предназначенных для захвата изображений черная дыра. На изображении видно яркое кольцо вокруг черной дыры в 6,5 миллиардов раз массивнее Солнца, находящейся в 55 миллионах световых лет от Земли. Этот «ореол» на самом деле является визуализацией тепла, выделяемого горячим газом, вращающимся вокруг горизонта событий — самого края черной дыры — по мере того, как он втягивается внутрь. 10
Стрелец A* способен разорвать на части любую планету, которая подойдет слишком близко. © Lola Post ProductionsЧто произойдет, если вы попадете в одну из них?
Итак, большой вопрос — что будет, если вы попадете в черную дыру? Что ж, если честно, прогноз невелик, какую бы черную дыру вы ни выбрали.
Если вы героически прыгнете в черную дыру звездной массы, ваше тело подвергнется процессу, называемому «спагеттификацией» (нет, это действительно так). Сила гравитации черной дыры будет сжимать вас сверху донизу, одновременно растягивая… таким образом, спагетти. 11
Сверхмассивная черная дыра имеет чуть менее ужасный эффект, поэтому давайте представим, что вы выбираете одну из них, чтобы совершить гигантский скачок на благо человечества и научных исследований.
Стрелец A* (произносится как «Стрелец А-звезда» и сокращенно Sgr A*) — сверхмассивная черная дыра в центре Млечного Пути, предположительно имеющая диаметр около 44 миллионов километров и содержащая примерно 4,31 миллиона солнечных масс. 12 Обнаружено в 1974 двумя астрономами, Брюсом Баликом и Робертом Л. Брауном, но оставался безымянным до 1982 года. © Lola Post Productions
Ваше путешествие в Стрелец А* начнется после того, как вы соскользнете за горизонт событий, точку невозврата. Вы могли бы видеть снаружи, но никто не мог бы видеть вас, потому что любой свет падал бы на вас. Хорошая новость заключается в том, что, хотя гравитационное притяжение намного сильнее, чем у черных дыр меньшего размера, растягивающая приливная сила меньше, а это означает, что вы не превратитесь в спагетти. Но плохая новость в том, что вы не сможете выбраться… 14
… или вы могли бы? Что ж, ваша надежда возлагается на теорию «белых дыр». Проще говоря, если черная дыра всасывает что-то внутрь, то белая дыра снова их выплевывает — где бы это ни было — и они соединяются через межпространственный туннель, известный как червоточина. Или, также предполагается, что если вы подождёте достаточно долго, чёрная дыра всё равно превратится в белую. Считается, что этот процесс займет миллиарды лет, но нет причин унывать. Почему? Что ж, из-за интенсивных гравитационных сил внутри время ускорится для вас, так что оно закончится за миллисекунды. Конечно, пока это только теория… 15
Если вам нужны дополнительные доказательства нецелесообразности погружения лебедя в черную дыру, рассмотрите «приливное разрушение», зафиксированное тремя телескопами НАСА в 2014 году. Оно было вызвано звездой, которая подошла слишком близко к черной дыре в центре галактики, примерно в 290 миллионах световых лет от нас. Она была искажена, растянута и разорвана, когда ее втянуло в сингулярность, а остатки разрушенной звезды были выброшены наружу в «космической отрыжке».6 16
Две черные дыры вращаются навстречу друг другу в неизбежном танце. © Lola Post Productions ЗаключениеУчитывая, что одна только наша галактика содержит 100-метровые черные дыры звездной массы, а наша собственная галактика Млечный Путь имеет в центре сверхмассивную черную дыру, настолько огромную, что она поместилась бы внутри орбиты Меркурий 17 — возможно, пришло время узнать больше об этих загадочных явлениях.