26. Отличия в правовом положении колона и раба. Римское право. Шпаргалки
26. Отличия в правовом положении колона и раба. Римское право. ШпаргалкиВикиЧтение
Римское право. Шпаргалки
Смирнов Павел Юрьевич
Содержание
26. Отличия в правовом положении колона и раба
Рабовладельческие отношения определяли общую незаинтересованность рабов в результатах своего труда, что заставляло рабовладельцев искать более эффективные формы эксплуатации. Подобной формой стал пекулий – часть имущества хозяина (земельный участок, ремесленная мастерская и др.), которую он предоставлял рабу для ведения хозяйства и получения части дохода. Пекулий позволял хозяевам эффективно использовать имущество и заинтересовывал раба в результатах своего труда.
Юридически признание пекулия означало признание ограниченной правоспособности раба, за сделками такого раба признавалась юридическая сила.
Еще одной формой эксплуатации был колонат. Колоны были не рабами, а арендаторами земли, попадавшими в экономическую зависимость от землевладельцев и в конечном счете прикреплявшимися к земле. У колонов было личное имущество, они могли заключать договоры и вступать в брак. Их права были ограниченными, но рабы не имели и таковых.
Рабы, имеющие пекулий, приобрести права для себя не могли; все их приобретения автоматически поступали в имущество господина. Раб мог приобрести право требования, но без права на иск. Реализация права на иск была возможна только в случае отпущения раба на свободу. Ряд требований по сделкам, заключенным рабом, автоматически переходил на господина в пределах стоимости имущества, выделенного рабу в управление (пекулия) плюс стоимость увеличения этого имущества рабом.
В то же время, если раб назначался выполнять определенные функции, то ограничение суммой пекулия не действовало в пределах назначенных хозяином функций (в таком случае наступала полная ответственность хозяина).
Иск по возмещению вреда, нанесенный рабом не-хозяину, предъявлялся к хозяину раба либо с выплатой компенсации потерпевшему, либо с выдачей раба для отработки компенсации.Претором был также введен ряд исков, которые давались как дополнительные (к не снабженному иском обязательству самого раба) против рабовладельца. Факты выделения имущества в самостоятельное управление раба с развитием хозяйственной жизни стали расценивать как согласие домовладыки нести в пределах пекулия ответственность по обязательствам, которые принимались рабом в связи с пекулием.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Вопрос 73. Гражданско-правовой статус некоммерческих организаций. Понятие, виды, отличия.
Вопрос 211. Особое производство. Его отличия от искового.
Вопрос 211. Особое производство. Его отличия от искового. Особое производство представляет собой специальный вид гражданского судопроизводства, в котором рассматриваются дела, прямо определенные законом, по которым отсутствует спор о праве, но по которым необходимо
5. Обычай, обычай делового оборота, обыкновения в правовом регулировании договоров
5. Обычай, обычай делового оборота, обыкновения в правовом регулировании договоров Обычай – правило поведения, основанное на длительности и многократности его применения. Авторитет обычая в конечном счете опирается на формулу: так поступали все и всегда.
Обычаи§ 1. Применение передачи заявлений в гражданско-правовом обороте
§ 1. Применение передачи заявлений в гражданско-правовом обороте В соответствии со ст. 86 Основ законодательства РФ о нотариате нотариусы передают заявления граждан и юридических лиц другим гражданам и юридическим лицам. В статье не случайно не приводится какого-либо
62. Законодательство о ликвидации сословного строя и правовом положении граждан России в 1917–1918 гг
62. Законодательство о ликвидации сословного строя и правовом положении граждан России в 1917–1918 гг Политика Советского государства коренным образом изменила социальную структуру общества. Советское государство стремилось полностью искоренить сословное неравенство в
§ 3. Возникновение и развитие учения о правовом государстве
§ 3. Возникновение и развитие учения о правовом государстве Истоки идеи о правовом государстве следует искать в тех временах, когда человеческая цивилизация находилась в колыбели. Уже тогда человек пытался уяснить и усовершенствовать формы общения с себе подобными,
27. Изменение правового положения раба
27. Изменение правового положения раба Часть римских законов касается освобождения рабов. Это было возможно только по воле их господина. Раб мог стать латином и приобрести квиритское право. Но не каждый, кто хотел, имел право отпустить раба на волю.Запрещалось отпущение
Статья 136. Неоказание помощи лицу, находящемуся в опасном для жизни положении
Статья 136. Неоказание помощи лицу, находящемуся в опасном для жизни положении 1. Неоказание помощи лицу, находящемуся в опасном для жизни положении, при возможности оказать такую помощь, или несообщение о таком положении лица надлежащим учреждениям или лицам, если это
§ 71.
Реформы в государственном и правовом строе Османской империи в период танзимата§ 71. Реформы в государственном и правовом строе Османской империи в период танзимата Предпосылки преобразований Эпоха постепенного государственно-политического и военного упадка Османского государства, обозначившаяся с XVIII в. (см. § 45), завершилась к концу XVIII — началу
Причинение имущественного ущерба (ст.165 УК РФ) в современном правовом контексте
Причинение имущественного ущерба (ст.165 УК РФ) в современном правовом контексте Произошедшие в последние годы изменения законодательных положений, прямо или косвенно связанных с признаками причинения имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием,
Отличия Товарищества собственников жилья от Жилищно-строительного кооператива
Отличия Товарищества собственников жилья от Жилищно-строительного кооператива Основное отличие товариществ собственников жилья от жилищно-строительного кооператива — то, что ТСЖ создается в уже существующем жилом доме, а жилищно-строительный кооператив — на этапе
КОЛОНАТ • Большая российская энциклопедия
Авторы: А. В. Коптев
КОЛОНА́Т (лат. colonatus), римская форма прикрепления земледельцев, живших на земле поместья. Понятие появилось в юридич. памятниках поздней Рим. империи в нач. 4 в. Термин происходит от лат. слова colonus (колон), имевшего неск. значений: 1) поселенец на чужой земле; 2) земледелец; 3) (юридич.) арендатор земли.
Дискутирующиеся в науке с нач. 19 в. причины возникновения института К. наиболее часто связывают со сложившейся при императорах Диоклетиане и Константине Великом фискальной системой, согласно которой поместье вместе с обрабатывавшими его работниками (как рабами, так и свободными) стало единицей налогового обложения. Новая гос. политика подвела итог длительному процессу интеграции провинциального населения в имперские структуры и унифицировала многообразие местных провинциальных форм отношений землевладельцев с работниками. В рим. Италии со времён Плиния Младшего распространился перевод арендаторов с денежной аренды на издольную. В зап. провинциях Рим. империи истоки К. восходили к разнообразным доримским формам подчинения народа племенным вождям. В завоёванных странах эллинистич. мира прототипом К. было крепостное подчинение крестьян государству и крупным собственникам. В имп. поместьях Сев. Африки колоны были арендаторами без договора и отношения с ними регулировались не римским правом, а местными обычаями (consuetudines). С правления Марка Аврелия увеличилось число варваров, поселявшихся на территории империи в качестве зависимых земледельцев. Предоставление рабам в качестве пекулия участка земли, распространившееся с начала н. э., превращало их в зависимых земледельцев (квазиколонов). Эти разнообразные формы зависимости крестьян были унифицированы «правом колоната» в период Поздней империи.
Становление института К. в 4 в. выразилось в формировании нового юридич. положения колонов. Имп. постановления запрещали колонам покидать место жительства, а землевладельцам – принимать колонов с чужих земель. При этом законодательство лишало землевладельца права выселять своих колонов с занимаемых ими участков или продавать землю без сидевших на ней колонов. Размер повинностей за пользование землёй определялся сложившейся в каждом поместье или данной местности практикой, и землевладельцам было запрещено их увеличивать. Прикрепление к земле не лишало колонов относительной личной свободы. В 4 в. колоны могли заводить семью без согласия землевладельца, приобретать собственность и передавать её детям, имели право вчинять иски в суде (даже против своих хозяев). За ними сохранялись обязанности подданных государства: воен. служба по призыву, выплата подати (подушной и поземельной).
Со 2-й пол. 4 в. распространяется практика передачи гор. общинами землевладельцам контроля над исполнением гос. повинностей и уплатой налогов их колонами. В части правовых текстов этого времени колоны упоминаются как зависимые лица, но, поскольку сами тексты известны из Кодекса Юстиниана, эти упоминания могли быть результатом редактирования юристами 6 в. Поэтому вопрос о начале превращения колонов в лично зависимых от землевладельца остаётся открытым. Прикрепление к земле так или иначе обозначило особое положение колонов, отличавшее их от др. свободных и превращавшее в отд. сословие. Колонам (как и куриалам, чиновникам канцелярий, ремесленникам) запрещалось самовольно переходить в др. сословия, на воен. службу, занимать адм. должности. Колон мог стать священником лишь в своём имении и с разрешения землевладельца, предоставив при этом замену себе для обработки земли и уплаты подати.
На протяжении 5 в. формируются нормы, регулирующие браки между колонами разных поместий и колонов со свободными лицами др. категорий. Возникшее в результате отграничение колонов от др. свободных было окончательно оформлено в 6 в. законодательством Юстиниана как «право колоната» (ius colonatus). Жизнь колонов ограничивалась рамками поместья, и законодатели стали определять их как «рабов земли» или «принадлежности земли» (servi terrae, membrae terrae). Браки колонов за пределами поместья считались незаконными.
Историография. В совр. науке К. рассматривается как особая форма производств. отношений между землевладельцем и крестьянами на его земле, в развитии которой выделяют два периода – до нач. 4 в. и после. Концепция, согласно которой в государств. праве к 4 в. были закреплены постепенно складывавшиеся формы подчинения колонов хозяину в виде К. – крепостной зависимости, впервые была сформулирована Фюстель де Куланжем. В марксистской науке прикрепление колонов к земле трактовалось как политика государства в интересах крупных собственников. В зап. историографии внимание акцентируется на фискальных интересах рим. государства. Общей, однако, является идея, согласно которой свободные колоны-арендаторы постепенно оказались в экономич. зависимости у крупных собственников уже во 2–3 вв. и государство лишь юридически зафиксировало эту зависимость. С 1980-х гг. начался возврат к осмыслению К. как явления позднеантичного права. Нем. учёный К. П. Йоне акцентировал внимание на том, что К. как публично-правовой институт появляется только в период Поздней империи, тогда как до кон. 3 в. существовали лишь частноправовые отношения землевладельцев с колонами. По мнению франц. учёного Ж. М. Каррье, факт фискального прикрепления колонов к поместью не оказывал влияния ни на ухудшение их статуса, ни на рост зависимости. Публичное право, формировавшееся на основе возврата колонов в место их фискальной регистрации, не затрагивало отношений между колоном и землевладельцем. К. был не социально-экономич. институтом, а правовым принципом фискальной регистрации. Работы Каррье стимулировали дискуссию о сущности К., которая продолжается и в нач. 21 в.
Колонка: Расплата с рабством
В статье «Дело о репарациях», статье на обложке последнего выпуска Atlantic , Та-Нехиси Коутс излагает разрушительную хронику политических решений, которые систематически лишают афроамериканцев защиты. закона и возможности улучшить себя. Разрыв в богатстве, здоровье и достижениях между черными и белыми американцами, утверждает он, является результатом обдуманных решений правительства и влиятельных частных институтов.
Большая часть внимания Коутса сосредоточена на массовом воровстве, с которым столкнулись афроамериканцы после того, как правительство изменило их статус с собственности на статус потенциальной собственности. Делая эти потери осязаемыми — от костюма для церкви и любимой лошади до возможности купить дом на тех же условиях, что и белые люди, — он разбивает вымысел о дискретном и расистском периоде в американской истории, который ушел в прошлое.
Чтобы рассчитаться по этому ужасающему счету, Коутс предлагает не конкретную экономическую компенсацию, а нечто совершенно иное: национальную расплату с неразрывной связью между демократией и рабством. Такая конфронтация и усилия по примирению вызвали бы множество резких потрясений в самооценке американцев.
«Нация переживает свои поколения. Нас не было там, когда Вашингтон пересек Делавэр, но перевод Эмануэля Готлиба Лойце имеет для нас большое значение», — пишет Коутс. «Репарации означали бы конец хот-догов четвертого июля при отрицании фактов нашего наследия. Репарации означали бы конец выкрикивания «патриотизма», размахивая флагом Конфедерации».
В этой идее есть мудрость, но она не учитывает важного участника любого такого расчета: массовой культуры.
Культура имеет значение как через образы, которые становятся неотъемлемой частью нашего национального представления о себе, так и через истории, которые мы рассказываем себе через музыку, популярные фильмы и телевидение. Но любому отдельному человеку или идее стало гораздо труднее завладеть массовым воображением, не говоря уже о том, чтобы достичь существенного и коллективного понимания американской истории и идентичности.
Популярная культура фрагментирована до поразительной степени, и это расщепление распространяется на все формы медиа. В 2013 году только один альбом Джастина Тимберлейка The 20/20 Experience в Америке был продан тиражом более 2 миллионов копий. За три десятилетия до этого альбом Майкла Джексона Thriller продавал 1 миллион пластинок за неделю. Распространение кабельных сетей, радиопередач и онлайн-публикаций значительно облегчило зрителям, слушателям и читателям погружение в свои зоны комфорта.
Это также открыло новые важные возможности. Телевизионная экосистема, в которой руководители теперь должны взращивать потенциальные хиты, помогла Шонде Раймс стать главной силой в Голливуде. Необходимость более тщательного обдумывания потребностей исторически недостаточно обслуживаемой аудитории привела к новостным экспериментам, таким как Code Switch от NPR, блогу, который вдумчиво и творчески освещает расовую и этническую принадлежность.
Но хотя голоса, которых долгое время затыкали или отвергали, теперь могут не только выжить, но и процветать, они могут не дойти до того, что было раньше, когда слова и образы производились в момент, когда у потребителей в США было меньше вариантов.
Когда в 1939 году фильм Маргарет Митчелл «Унесённые ветром», ностальгический портрет довоенного Юга с резкой критикой Реконструкции, был адаптирован для экрана, фильм получил премию «Оскар» за лучший фильм и за время своего существования его посмотрели более 14 процентов американцев. первые два театральных тиража, поразительное проникновение на рынок. Фильм 2013 года «12 лет рабства», экранизация воспоминаний Соломона Нортапа, также получил награду за лучший фильм. Однако он достиг немногим более 2 процентов американцев.
Проведите свои дни с Хейсом
Подпишитесь на нашу бесплатную рассылку новостей Stephinitely
Обозреватель Стефани Хейс будет делиться с вами мыслями, чувствами и забавными делами каждый понедельник.
Вы все зарегистрированы!
Хотите получать больше наших бесплатных еженедельных информационных бюллетеней в свой почтовый ящик? Давайте начнем.
Изучите все возможные вариантыПерспективы любого законодательного ответа на расовую историю Америки достаточно устрашающие. Рекомендуемый Коутсом рецепт — это скромный законопроект, который член палаты представителей Джон Коньерс-младший, штат Мичиган, пытался продвигать в течение четверти века. Этот закон просто предписывал бы изучение расовой несправедливости и выдвижение предложений о возмещении ущерба. Тем не менее, за все это время Коньерс так и не смог убедить узкоспециализированную аудиторию своих коллег по Конгрессу в том, что, возможно, было бы полезно пересмотреть их понимание расовой истории и политики.
Коутс призывает нас переписать американскую легенду и изучить ее заново. Есть много препятствий на пути к работе, которую он поручил бы нам сделать. Среди них то, что, хотя у нас все еще есть возможность рассказывать большие и красивые истории о себе и нашей стране, аудитория для них стала намного меньше.
© Washington Post Writers Group
Переход от «раба» к «порабощенному человеку» может быть трудным, но важным — Chicago Tribune
Я прочитал 16 абзацев мощного вступительного эссе недавнего проекта The New York Times 1619, посвященного 400-летию рабства движимого имущества в Соединенных Штатах, когда понял, что автор Николь Ханна-Джонс старательно избегала использования термина «раб».
Вместо этого она использовала вариации слова «порабощенные», как в отрывке, где она отметила, что Конституция США «запрещает федеральному правительству вмешиваться, чтобы положить конец ввозу порабощенных африканцев сроком на 20 лет, позволяет Конгрессу мобилизовать ополчения для подавления восстаний порабощенных и вынужденных штатов, объявивших рабство вне закона, выдавать порабощенных людей, бежавших в поисках убежища».
Реклама
То, что это отвлекло меня как читателя, вероятно, было преднамеренным.
[Комментарий: Переосмысление американской истории — серия New York Times о рабстве должна стать обязательной к прочтению]
В течение последней четверти века или около того — в основном в академических кругах — ведутся дебаты о том, является ли слово «раб» излишне бесчеловечным. для описания человека, который был в рабстве.
Advertisement
В эссе Slate 2015 года на эту тему Кэти Уолдман описала одну сторону дебатов следующим образом: ) важная работа: восстановление идентичности, обращение вспять каскада институциональных отрицаний и стираний», — написала она.
«Чтобы свести вовлеченных людей к нечеловеческому существительному… воспроизвести насилие рабства на лингвистическом уровне; отказаться от этого количества(й) в форме эмансипации».
В качестве контраргумента Уолдман процитировал историка Колумбийского университета Эрика Фонера: «Раб — это знакомое слово, и если оно было достаточно хорошим для Фредерика Дугласа и других аболиционистов, которые боролись за ликвидацию системы, то и для меня этого достаточно», — сказал он.
[ Мэри Шмих: Будьте любопытны. Быть неудобным. Позвольте себе изучить историю рабства. ]
«Я не думаю, что «раб» предполагает, что это сущность человека», — сказал Фонер. «Это состояние, в котором люди (находятся) сами и которое сильно ограничивает (ограничивает) их возможности и возможности, но это не означает, как утверждают некоторые, что это слово означает, что они (были) не чем иным, как рабами».
Таким образом, во многих отношениях дискуссия о «рабе» является частью более широкой дискуссии о языке «люди превыше всего», движения, сторонники которого просят нас использовать иносказания, подчеркивающие человечность людей, а не их характеристики. 9Например, 0005
«Инвалид», а не «инвалид». Или «лицо, проживающее в стране нелегально», а не «нелегальный (или незарегистрированный) иммигрант».Иногда эта попытка превращается в самопародию.
Например, Глен Кури, специалист по транспорту и безопасности из Крайстчерча, Новая Зеландия, уже давно утверждает, что слово «велосипедист» вызывает в воображении «образы относительно небольшой группы странных людей», но термин «люди, которые ездят на велосипеде» усиливает как нормальные большинство из них.
Реклама
А в июле экзаменационная комиссия Сан-Франциско приняла необязательную резолюцию, призывающую городские департаменты начать использовать «язык, ориентированный на людей, в отношении людей с судимостью».
Вместо «заключенный» они рекомендовали «лицо, находящееся в заключении», например,
Вместо «несовершеннолетний правонарушитель» они рекомендовали «молодой человек, на которого воздействует система правосудия».
И иногда усилия приводят к обратным результатам
В 1993 Национальная федерация слепых приняла резолюцию, объявляющую «слепых людей» «абсолютно неприемлемыми и заслуживающими только насмешек», поскольку этот термин (и другие эвфемизмы, такие как «слабовидящие») «подразумевает стыд, а не истинное равенство, и изображает слепые такие же обидчивые и воинственные».
Аналогичным образом, Национальная ассоциация глухих отвергает термин «люди с потерей слуха» и отмечает на своем веб-сайте, что «глухие и слабослышащие люди предпочитают, чтобы их называли «глухими» или «слабослышащими»» 9. 0005
Advertisement
NAD также не одобряет термин «слабослышащий», потому что он подразумевает, что человек «не соответствует стандартам, мешает или поврежден… и должен быть исправлен, если это возможно».
В качестве контраргумента против использования слова «порабощенный человек» вместо слова «раб» используется то, что подчеркивание гуманности афроамериканцев, находившихся в рабстве, «подразумевает определенную степень автономии, которой просто никогда не было», — сказал историк Фонер в статье Slate. Следовательно, стоит затушевать всесторонне и гротескно бесчеловечное качество рабства.
Да, некоторые читатели закатывают глаза на эту колонку и ворчат про себя по поводу «политкорректности». Но это всегда первый шаг в трансформации языка.
Многие закатывали глаза, когда им впервые говорили, что слово «отсталый» больше не является приемлемым способом обращения к людям с ограниченными интеллектуальными возможностями или допустимым оскорблением. Они ворчали, когда их сначала ругали, чтобы не сказать, что кто-то «прикован к инвалидной коляске» или «калека». Но большинство преодолели это и адаптировались.
Вы приукрасили мое использование термина «афроамериканцы» чуть выше, не так ли?
Потому что вы, вероятно, не помните или даже не знаете о закатывании глаз, протестах и всеобщем раздражении, которые последовали за пресс-конференцией в декабре 1988 года в отеле Hyatt Regency O’Hare, на которой преподобный Джесси Джексон объявил, что его люди теперь хотели бы называться «афроамериканцем», а не «черным».
Реклама
— Нас называли «цветными», а мы не таковыми, — сказал Джексон, — а потом «неграми», а мы не таковыми. Так же безосновательно называться «черным». Быть названным «афроамериканцем» означает культурную целостность. Это помещает нас в наш надлежащий исторический контекст».
И использовать его стало второй натурой.
Сейчас большинство из нас без особых усилий используют термины «почтальон», «пожарный», «бортпроводник» и другие термины, не связанные с гендером, для обозначения профессий, которые предыдущие поколения считали чопорными и вынужденными. И каждый раз, когда мы это делаем, это наносит подсознательный удар по сексизму.
Точно так же большинство из нас, вероятно, начнут говорить и писать «порабощенный человек», если не вместо, то, по крайней мере, взаимозаменяемо со словом «раб». Это будет все меньше и меньше отвлекать и все больше и больше будет крошечным, но полезным напоминанием о том, что эти мужчины, женщины и дети не были собственностью, которой можно владеть — несмотря на терминологию и обычаи того времени — но человеческими существами с тем же присущим им достоинством, правами и чувства, как никто другой.
Именно потому, что выражение «порабощенный человек» является отталкивающим противоречием в терминах, мы должны стараться использовать его чаще.
Победителем опроса читателей на этой неделе, который выбрал самый смешной твит, стал «Значит, на палочках от эскимо напечатаны шутки/загадки. Мой последний вопрос спросил: «Что становится белее по мере того, как становится грязнее?» И моей первой мыслью была «политика», но, по-видимому, настоящий ответ — «классная доска» от @rachelle_mandik.