Протяженность московского малого кольца: карта, реконструкция, маршруты и развязки

Замыкая круг. Железная дорога объединит все виды общественного транспорта

История Малого кольца Московской железной дороги берет свое начало еще в конце позапрошлого века. За это время дорога была и пассажирской артерией, и важным логистическим центром, и даже памятником архитектуры.

Как возникла МКЖД

Первоначально инициативу сооружения в Москве кольцевой железной дороги (МКЖД) выдвинул министр финансов Российской империи граф Сергей Витте в 1897 году. Было предложено несколько проектов. В результате дорога была сооружена по проекту архитектора Петра Рашевского в 1903 — 1908 годах. Строилось кольцо для осуществления грузовых перевозок между 10 магистральными железнодорожными направлениями столицы, включая девять направлений Московской железной дороги и одно направление Октябрьской (ранее Николаевской) железной дороги. Протяженность кольца составила 54 км, а с учетом примыкающих веток и подъездных путей — 145 км. Дорога была построена 19 июля (2 августа) 1908 года. С радиальными направлениями Малое кольцо связано 22 соединительными ветвями. По состоянию на 1 января 2012 года на Малом кольце действует 12 грузовых станций.

Изначально наряду с грузовым движением осуществлялись и пассажирские перевозки. От этих времен сохранились роскошные станции, построенные в стиле русского модерна. Эти станции оборудованы часами самого Павла Буре, говорят, они были настолько точны, что пассажиры по ним сверяли свои хронографы.

Места, по которым проходила железная дорога, в те времена считались дальней окраиной Москвы. Жителей там было мало, и пассажирское движение по железнодорожному кольцу не отличалось большой интенсивностью. С ростом города и увеличением количества населения в отдаленные районы Москвы были проведены трамвайные линии, что еще больше способствовало оттоку пассажиров. В результате пассажирское движение по Малому кольцу было признано нерентабельным и в 1934 году прекращено.

Возрождение малого кольца

Все изменилось в 2011 году, с возникновением идеи о возрождении пассажирского движения на МКЖД.

Дело в том, что за прошедшее с 1934 года время районы, по которым проходят пути кольцевой дороги, стали едва ли не центром. К тому же имеющаяся система метрополитена и общественного транспорта уже с трудом справляется с постоянно растущей нагрузкой. В результате в июне 2011 года было учреждено ОАО «Московская кольцевая железная дорога» (ОАО «МКЖД»), ставшее совместным проектом Правительства Москвы и РЖД.

Был составлен инвестиционный проект «Реконструкция и развитие Малого кольца Московской железной дороги», который опять же регулировался соглашением между РЖД и Правительством Москвы от 15.09.2008 № 77-367/1071 и договором о намерениях от 15.01.2009 № 77-367-1. Соглашение предполагало формирование многофункциональных транспортно-пересадочных узлов (ТПУ) на остановочных пунктах кольца и обеспечение подвижным составом городского сообщения для пассажирских перевозок на МКЖД.

Проект воссоздания пассажирского движения на МКЖД всегда увязывался с развитием столичного метрополитена. Поэтому ОАО «МКЖД» совместно с ГУП «Московский метрополитен» подготовили план мероприятий по интеграции создаваемого пассажирского транспортного контура в систему городского общественного транспорта. В частности, согласовывается посадка платформ, проводится работа по обеспечению контура удобным транспортным сообщением. Самыми сложными узлами станут станции «Лефортово», «Рязанская» и «Окружная». С последней можно будет пересесть на одноименную железнодорожную станцию Савеловского направления и на метро (его строительство планируется завершить к концу 2015 года).

По словам заместителя Мэра Москвы по градостроительной политике и строительству Марата Хуснуллина, уже проработано размещение 31 ТПУ вокруг МКЖД. Малое кольцо железной дороги планируется увязать с шестью линиями метро и восемью радиальными железнодорожными направлениями. Четыре пересадки будут совмещены и с метро, и с железной дорогой.

— Транспортные узлы, помимо того что должны сформировать систему комфортной пересадки пассажиров с одного вида транспорта на другой и снять нагрузки на улично-дорожную сеть, должны еще стать катализаторами развития территорий вокруг, — сказал Марат Хуснуллин. — ТПУ на МКЖД мы видим как некие центры общественно-деловой активности, центры притяжения, точки экономической активности.

Реконструкция в разгаре

По словам Марата Хуснуллина, вокруг ТПУ можно построить до 3 млн кв. м. различной недвижимости, что, по мнению столичных властей, должно обеспечить устойчивый пассажиропоток по МКЖД. В результате все виды общественного транспорта будут увязаны в единую сеть.

Компания-подрядчик, которая займется возведением ТПУ, должна одновременно ввести в эксплуатацию 31 объект и до 28 декабря 2015 года построить 140 тыс. кв. м технологической инфраструктуры транспортно-пересадочных узлов. Сами станции – платформы, кассовые и турникетные залы, навесы – строят РЖД. Протяженность платформ составит не менее 264 м, чтобы принимать двенадцативагонные электропоезда. 

В местах, где МКЖД проходит возле жилых домов, а также в районах, прилегающих к ТПУ, будут возведены шумозащитные сооружения: стальные панели высотой 4 м с шумопоглощающим элементом внутри и прозрачными полимерными вставками снаружи. Общая их длина составит 20 км, а площадь – 79,2 тыс. кв. м. Самый длинный экран протяженностью 3,4 км установят в Войковском районе вдоль улицы Панфилова и 5-го Войковского проезда. При этом электрички для МКЖД должны быть похожи на вагоны метро: с климат-контролем, трехдверные или с двумя входами, но более широкими, чем обычно. Предполагается, что потребуется в общей сложности 196 вагонов.

В настоящий момент на МКЖД развернуты большие строительные работы. Сейчас активно идут работы по замене пути и строительству второго главного пути. Демонтируются рельсошпальная решетка и стрелочные переводы. По периметру кольца рядом с главным путем постепенно появляется второй. Одновременно с путевыми работами тянут кабель и устанавливают светофоры. На кольце создается современная система пропуска поездов.

Управлять движением будут в автоматическом режиме. Добиться уменьшения интервала между поездами разработчики смогли за счет сокращения длины рельсовых цепей и специализированных алгоритмов управления кодированием. По заявлениям столичных властей, уже выполнена половина работ по строительству МКЖД — об этом сообщил Мэр Москвы Сергей Собянин, выступая с ежегодным отчетом перед депутатами Московской городской Думы 29 октября этого года.

— Проект МКЖД вступил в свою решающую стадию: выполнено уже 50% работ. После запуска этого железнодорожного кольца будут созданы условия для комфортных пересадок с пригородных электричек на городские, — сказал Сергей Собянин.

Согласно планам, движение должно быть открыто 28 декабря 2015 года. А на проектную мощность дорога должна выйти в 2016 году и перевозить до 285 млн пассажиров в год, что сопоставимо с потоком пассажиров на самых загруженных ветках московской подземки. До конца 2016 года в столице планируется ввести в эксплуатацию восемь путепроводов — на дорогах с интенсивным движением, в местах пересечения с железнодорожными путями. К станциям Московской кольцевой дороги подведут около 30 новых автобусных маршрутов, организуют 170 остановок и перехватывающие парковки на 3 тыс. машино-мест. На каждой станции будут организованы велопарковки и велопрокат.

Назад в раздел

В этом году в столице запустят Малое кольцо Московской железной дороги

Свежий номер

РГ-Неделя

Родина

Тематические приложения

Союз

Свежий номер

Экономика

14.01.2016 00:23

Поделиться

Любовь Проценко

Если минувший год для Москвы запомнится небывалым количеством введенных в строй дорог и транспортных развязок, то 2016-й побьет все рекорды по строительству новых линий метро и железных дорог. В течение года планируется построить 74 км рельсового транспорта: 20 км подземки и 54 км — Малого кольца Московской железной дороги. Столько никто в мире еще не строил.

— У нас сейчас строится свыше 60 км линий метрополитена, 35 станций и 5 депо. Причем стройка практически не останавливается. Даже когда страна отдыхала в новогодние каникулы, 35 тысяч метростроителей — рабочих, инженеров и проектировщиков, вышли на работу уже 3 января, — рассказал корреспонденту «РГ» глава департамента строительства г. Москвы Андрей Бочкарев. — Одновременно в разных концах города задействованы 20 тоннелепроходческих комплексов. Деньги на продолжение работ бюджетом Москвы выделены, эти средства в адресной инвестиционной программе города предусмотрены защищенной строкой. Так что ничто не может нам помешать.

Станции «Румянцево» и «Саларьево», построенные в Новой Москве, практически уже готовы — мэр Собянин первым прокатился по этому участку еще в конце декабря. Сейчас пути проходят обкатку, и скоро для жителей Троицкого и Новомосковского округов и столичных дачников, имеющих там свои фазенды, метро станет обычным видом городского транспорта.

На выходе и первая часть Люблинско-Дмитровской линии. Осенью на ней откроются станции «Бутырская», «Фонвизинская» и «Петровско-Разумовская», существенно облегчив жизнь жителям районов Бутырский, Марфино и Бескудниково. Когда в 2017 году пустят в строй остальные три станции этой салатовой ветки, власти, как рассказал руководитель департамента транспорта Максим Ликсутов, планируют реконструировать монорельсовую дорогу — по ней пустят трамвай. Это, считают они, обойдется городу значительно дешевле, чем обходится сейчас монорельс.

Подойдет почти к МКАД на севере и Замоскворецкая линия с появлением новой конечной станции «Ховрино».

Явью становится и второе кольцо подземки, которое позволит жителям окраинных районов больше не ездить до центра Москвы, чтобы пересесть на соседнюю радиальную линию. В 2016 году на этом кольце войдет в строй участок от «Делового центра» до «Петровского парка», который состоит из 5 станций: «Деловой центр» (здесь можно будет пересесть на Калининско-Солнцевскую и Филевскую линии), «Шелепиха», «Хорошевская», «Ходынское поле», «Петровский парк» (с пересадкой на Замоскворецкую линию). Полностью сомкнуть кольцо строители обещают в 2020 году. Став самой длинной веткой подземки (протяженностью 54 км), этот так называемый Третий пересадочный контур разгрузит действующую Кольцевую и центральные участки радиальных линий.

В конце года планируется запустить также строящийся участок Калининско-Солнцевской линии со станциями «Раменки», «Минская» и «Ломоносовский проспект» до «Делового центра». Этот участок соединит ветку с отрезком Третьего пересадочного контура метро от «Делового центра» до «Петровского парка».

К финишу движется и Малое кольцо Московской железной дороги, приспособить которое из грузового к пассажирскому движению прежние столичные власти обещали 10 лет. Правительство Собянина справилось с этой задачей за два с небольшим года: рельсы переложены, остановочные пункты большей частью готовы, а главное — дорога, по которой еще недавно ходили старорежимные тепловозы, электрифицирована.

Сейчас идет работа по созданию транспортно-пересадочных узлов, которые свяжут МК МЖД с 9 радиальными линиями метро и электричками пригородного сообщения. Открыть пассажирское движение по ней власти обещают в сентябре. Поезда по новой дороге будут ходить почти с той же периодичностью, что и метро, да и ездить в них можно будет по тем же тарифам и даже с теми же билетами.

Кстати

Москва, вводившая с начала 2000 годов 3-4 км линий метро в год, с 2011 по 2015 гг построила 31 км линий и 15 станций. Протяженность подземки к 2020 году вырастет с нынешних 327 до 700 км. Кризис может лишь замедлить ее развитие, но не остановить, считает заммэра Москвы, руководитель стройкомплекса столицы Марат Хуснуллин, утверждая, что по надежности и безопасности московское метро и сейчас занимает 1 место в мире.

Российская газета — Неделя — Федеральный выпуск: №5(6873)

Поделиться

Общественный транспортМоскваСтолица

Строительство ЦКАД Московской области 5

Строительство ЦКАД Московской области 5

ЦКАД ПК 5 — будет реконструированным участком существующей автомобильной дороги А-107 (малое Московское кольцо) на участке от М-3 «Украина» до новой автомобильной дороги М-11 «Москва». — Санкт-Петербург» (звенигородский курс)

Расположение

Московская область

Длина всего сайта

89,9 км

Категория дорога

Расчетная скорость движения

130 км/ч

Количество дорожек

4

операция

В бесплатном режиме

Общая стоимость млрд. Натирать.

42,1 млрд руб.

государственное финансирование

37,9 млрд руб.

частное финансирование

4,8 млрд рублей

Форма контракта

Соглашение о долгосрочных инвестициях

Срок действия контракта

24

Срок тендера:

2014

Срок строительства:

2015-2018 гг.

Москва | История, география, население и карта. Правительство Южной Африки оказалось под растущим давлением после того, как оно отказалось предоставить грузовые документы, касающиеся визита российского корабля, который, как утверждают Соединенные Штаты, собрал партию оружия для Москвы

24 мая 2023 г., 4:23 по восточноевропейскому времени (AP)

Россия заявляет, что сбила беспилотники в приграничном районе после рейда с территории Украины Белгородская область на юге России

23 мая 2023 г., 8:20 по восточноевропейскому времени (AP)

КиберГУЛАГ: как Россия отслеживает, подвергает цензуре и контролирует своих граждан

Россиянам становится все труднее избегать правительственного контроля

23 мая , 2023, 6:55 по восточному времени (AP)

Россия второй день борется с предполагаемым вторжением с территории Украины, сообщает о новых атаках беспилотников против Кремля российскими партизанами

21 мая 2023 г. , 16:43 по восточноевропейскому времени (AP)

Зеленский отрицает оккупацию украинского города Бахмут российскими войсками

Президент Украины Владимир Зеленский заявляет, что российские войска не оккупируют Бахмут

Москва , Россия Москва , город, столица России, расположенный в крайне западной части страны. С момента первого упоминания в летописях 1147 года Москва сыграла жизненно важную роль в русской истории. Он стал столицей Московии (Великого княжества Московского) в конце 13 века; следовательно, жители Москвы известны как москвичи. Сегодня Москва — не только политический центр России, но и самый густонаселенный город страны, ее промышленная, культурная, научная и образовательная столица. Более 600 лет Москва также является духовным центром Русской Православной Церкви.

Столица Союза Советских Социалистических Республик (СССР) до его распада в 1991 году. Москва привлекала внимание всего мира как центр коммунистической власти; действительно, название резиденции бывшего советского правительства и преемника российского правительства, Кремль (русский язык: Кремль), было синонимом советской власти. Распад СССР привел к огромным экономическим и политическим изменениям, а также к значительной концентрации российского богатства в Москве. Площадь 414 квадратных миль (1035 квадратных километров). Поп. (2010) город, 11 738 547; (оценка 2020 г.) город, 12 678 079 человек.

Характер города

Если Санкт-Петербург — это «окно в Европу», то Москва — это сердце России. Это оптимистичный, яркий, а иногда и утомительный город. Большая часть Москвы была реконструирована после того, как она была оккупирована французами при Наполеоне I в 1812 году и почти полностью уничтожена пожаром. Москва не переставала перестраиваться и модернизироваться, и в ней продолжают происходить быстрые социальные изменения. Советское прошлое России сталкивается с ее капиталистическим настоящим повсюду в стране, но нигде этот контраст не заметен так, как в Москве. Мавзолей Владимира Ильича Ленина остался нетронутым, как и многие унылые пятиэтажки эпохи правления Никиты Хрущева (середина XIX в.).50-х до середины 1960-х), но блестящие автомобили и супермаркеты в западном стиле, казино и ночные клубы одинаково заметны. Многие православные церкви, а также некоторые синагоги и мечети были восстановлены, новые театры Москвы вернули себе лидерство в драматическом искусстве, возродились и расширились традиционные рынки. Эти рынки, которые при Советах были известны как колхозные (колхозные) рынки и продавали в основном ремесленные изделия и продукты, теперь представляют собой более сложные предприятия розничной торговли.

Стало привычным сравнивать Москву с Санкт-Петербургом, ее соперником и бывшей (1712–1918) столицей России. В то время как Санкт-Петербург впитал в себя западноевропейские влияния, Москва считается традиционным русским городом. В отличие от своего соперника, Москва имеет четко определенный центр города, отмеченный Кремлем. Другими характеристиками Москвы являются ее физическая планировка в виде радиальных спиц и колец, которые были расширены с течением времени, ее мешанина из архитектурных стилей и ее исторические здания, которые в основном были построены русскими архитекторами. Застройка Москвы была преимущественно деревянной до 19 века.