Процент армирования: Калькулятор минимального армирования по СП 63.13330

Содержание

ООО «АЭРОДОРСТРОЙ»: ремонт аэродромов

VIII ежегодный форум » Инфраструктура портов: строительство, модернизация , эксплуатация»

Делегация компании » Аэродорстрой» планирует посетить VIII ежегодный форум » Инфраструктура портов: строительство, модернизация , эксплуатация», проходящий в г. Москва 21-22 марта. Форум организован при поддержке Министерства транспорта Российской

подробнее

Виды деформационных швов

В зависимости от расположения на покрытии деформационные швы подразделяются на швы в поперечном и продольном направлениях. Поперечные швы обеспечивают возможность деформирования покрытия в продольном направлении, продольные швы – в поперечном

подробнее

10-я Юбилейная национальная выставка и форум инфраструктуры гражданской авиации NAIS 2023

Вот уже в 10-й раз в Москве пройдёт международная выставка и форум инфраструктуры гражданской авиации NAIS. Особо хочется отметить, что в этом году юбилейное мероприятие совпадает с празднованием столетия гражданской авиации России. NAIS 2023 как и

подробнее

IX Международной научно-практической конференции «Инновационные технологии: пути повышения межремонтных сроков службы автомобильных дорог»

Представители компании «Аэродорстрой» в очередной раз планируют принять участие в IX Международной научно-практической конференции «Инновационные технологии: пути повышения межремонтных сроков службы автомобильных дорог», организованной Московским

подробнее

Поздравляем Вас с Наступающим Новым 2023 годом!

Поздравляем c Новым 2023 годом! Пройдя периоды кризисов, пандемий, ограничений, спустя столетия роста развития, научных и технологичных открытий, рядом с Вами всегда будут, порядочные партнерские отношения и приятные воспоминания о правильно

подробнее

Семинар-конференция «Сибирские дороги 2022»

В начале февраля представители нашей компании посетили старинный город в России — Иркутск, расположившийся на востоке Сибири, в живописной долине реки Ангары. Целью поездки наших специалистов стало посещение 3-ей Международной практической

подробнее

9-я Национальная выставка и форум инфраструктуры гражданской авиации NAIS 2022

9 февраля 2022 года, в «Крокус Экспо» представители ООО «Аэродорстрой» посетили 9-ую национальную выставку и форум инфраструктуры гражданской авиации NAIS 2022. Данный авиационный форум является признанным отраслевым мероприятием в Российской

подробнее

Поздравляем!!! Сегодня нашей компании исполняется 25 лет!!!

Cегодня нашей компании исполняется 25 лет! Мы благодарим всех наших партнеров и сотрудников за то, что все эти годы Вы с нами. Опыт и традиции, накопленные за долгие годы, команда профессионалов, инновации, новаторство — все это позволяет успешно

подробнее

12-ая Международная Конференция по Бетонным Покрытиям (12th International Conference on Concrete Pavements)

Компания АЭРОДОРСТРОЙ приняла участие в 12-ой международной конференции по бетонным покрытиям (12 th International Conference on Concrete Pavements). Эта конференция продолжила традицию серий международных конференций, начатых в 1977 году

подробнее

Своевременный ремонт бетонных покрытий

Срок службы искусственных покрытий аэродромов и автомобильных дорог в Российской Федерации ниже срока службы покрытий на аналогичных зарубежных объектах Ответственность за такой низкий срок службы делят между собой три основных фактора: ошибки про

подробнее

Международная научно-практическая конференция «Строительство качественных и безопасных дорог с применением цементобетона и минеральных вяжущих»

Компания «АЭРОДОРСТРОЙ» приняла участие в I Международной научно-практической конференции «Строительство качественных и безлопастных дорог с применением цементобетона и минеральных вяжущих». Участие приняли представители Министерства транспорта РФ,

подробнее

Bauma CTT RUSSIA-Международная выставка строительной техники

В период с 24 по 27 мая 2021 в Москве в Крокус Экспо проходила выставка строительной техники и технологий в России bauma CTT RUSSIA. Делегация ООО «АЭРОДОРСТРОЙ» посетила выставку. Мероприятие является важнейшей коммуникационной площадкой в России,

подробнее


Устройство бетонных плит фундаментов под монтаж быстровозводимых зданий

    Компания «АЭРОДОРСТРОЙ» имеет опыт выполнения работ, связанных с устройством цементобетонных плит — фундаментов под монтаж быстровозводимых зданий, используемых при строительстве массивных металлических ангаров, навесов из металлоконструкций, …

    подробнее

    Партнёры ООО «АЭРОДОРСТРОЙ»

      С каждым годом Заказчики становятся всё более требовательными к мощности, универсальности, опытности подрядных строительных организаций, выполняющих комплекс работ по строительству и ремонту бетонных покрытий. В соответствии с этими требованиями …

      подробнее

      Строительство бетонной дороги в Краснодарском крае

        В 2020 году силами компании » АЭРОДОРСТРОЙ» было уложено несколько километров двухполосной бетонной дороги в Краснодарском крае. Участок, возведенной двухполосной автомобильной дороги относится к III категории автодорог с шириной полосы 3,5 м. Таким …

        подробнее

        Ремонт контейнерной площадки в Подольске

          Контейнерный бизнес сегодня — это активно развивающийся конкурентный рынок. В связи с этим многие компании стремятся быть «в струе» современных тенденций, изучают и оценивают перспективы, развивая новое для себя направление бизнеса. Контейнерный …

          подробнее

          Ремонт в аэропорту Пулково Санкт-Петербург

            В 2015 году силами компании ООО «Аэродорстрой» был выполнен комплекс ремонтно-строительных мероприятий в международном аэропорту «Пулково» в Санкт-Петербург. Специалистами нашего предприятия были выполнены работы по устройству участка нового .

            ..

            подробнее

            Ремонт в аэропорту Внуково 1

              В 2019 году на территории действующего перрона аэропорта Внуково -1 специалистами компании «Аэродорстрой» выполнялся комплекс работ по замене цементобетонного покрытия. В сжатые сроки необходимо было заменить 10 аэродромных плит на функционирующем …

              подробнее

              Реконструкция в аэропорту Ульяновск

                В 2016 г. силами компании ООО «Аэродорстрой» были выполнены работы по реконструкции аэропортового комплекса Ульяновск (Баратаевка). На объекте выполнялись работы по устройству нового цементобетонного покрытия рулежных дорожек и перрона. Задачей …

                подробнее

                Ремонт в аэропорту Шереметьево терминал С

                  Компанией ООО «АЭРОДОРСТРОЙ» в 2019 году были выполнены работы по нарезке продольного сквозного шва (ШП) и шва примыкания асфальтобетонного покрытия к цементобетонному (ША) на объекте «Реконструкция перрона терминала С «Этап №1», и работы по нарезке …

                  подробнее

                  Ремонт покрытий в аэропорту Внуково

                    На территории аэропорта «Внуково» в 2014 г был произведен широкий профиль работ: замена бетонных плит порядка 1500 м. п., герметизация швов, ремонт трещин и сколов на перроне. Разнообразие видов работ потребовало от коллектива «Аэродорстрой» высокого …

                    подробнее

                    Ремонт центра бизнес авиации в аэропорту Шереметьево

                      Компания » Аэродорстрой» в 2020 году выполняла работы по ремонту покрытий предангарных площадей и находящихся на них колодцев инженерных коммуникаций на территории Аэропорта Шерметьева , а в частности на перроне бизнес авиации и авиационного …

                      подробнее

                      Реконструкция ИВПП в аэропорту Шереметьево

                        В 2020 году компания » Аэродорстрой » принимала участие в реконструкции ИВПП 1 в Международном аэропорту Шереметьево . Длина возведенной ИВПП-1 увеличилась после реконструкции с 3550 до 3552,5 м, а ширина с 60 до 75 м, толщина слоя цементобетонного …

                        подробнее

                        Измерение продольной ровности покрытий

                          Начальным этапом каждого обследования являются работы по сбору данных об эксплуатационном состоянии всех элементов аэродрома. Этот процесс осуществляется с помощью аэродромного мобильного измерительного комплекса, созданного на базе автомобиля. …

                          подробнее

                          Минимальный процент — армирование — Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1

                          Cтраница 1

                          Минимальный процент армирования устанавливают в зависимости от гибкости элемента, он обеспечивает воспринятие не учитываемых расчетом воздействий ( температурных, усадочных и др.) и предотвращает хрупкое разрушение при образовании трещин.  [1]

                          Сборные фундаменты стаканного типа.  [2]

                          Минимальный процент армирования подошвы фундаментов не регламентируется. Толщину защитного слоя бетона принимают не менее 30 мм. Под фундаментами рекомендуется предусматривать подготовку из среднезернистого песка слоем 100 мм.  [3]

                          При a0 принимают A AS конструктивно по минимальному проценту армирования.  [4]

                          При as 0 принимают ASA S конструктивно по минимальному проценту армирования.  [5]

                          Элементы, не удовлетворяющие требованиям табл. 112, по величине минимального процента армирования следует относить к бетонным элементам.  [6]

                          Для уменьшения влияния на результаты контроля металлической арматуры преобразователи устанавливают на участках с

                          минимальным процентом армирования.  [7]

                          Если no расчету окажется / 4s 0, то площадь сечения арматуры назначают по минимальному проценту армирования или уменьшают размеры поперечного сечения элемента, производя затем расчет заново.  [8]

                          Чтобы уменьшить влияние металлической арматуры на результаты контроля, ультразвуковые преобразователи устанавливают на участках с минимальным процентом армирования.  [9]

                          Чтобы уменьшить влияние металлической арматуры на результаты контроля, ультразвуковые преобразователи устанавливают на участках с минимальным процентом армирования.  [10]

                          В элементах со случайными эксцентриситетами и с продольной арматурой, расположенной равномерно по контуру сечения ( см. рис. 17.3) минимальный процент армирования относится к полной площади сечения бетона и принимается вдвое больше ука — занных величин.  [11]

                          В этом случае разрушение происходит внезапно и носит хрупкий характер, представляющий для конструкции повышенную опасность. Поэтому нормы устанавливают минимальный процент армирования, обеспечивающий, кроме того, воспринятие неучитываемых расчетом температурных, усадочных и других воздействий. Если ( A % iA % min ТО сечсние рассчитывают как бетонное. В предварительно напряженных конструкциях минимальное количество арматуры определяют расчетом из условия, чтобы несущая способность сечения после образования трещин была выше его трещиностойкости.  [12]

                          Схемы образования трещин ( а и армирования ( б оболочек положительной гауссовой кривизны.  [13]

                          Арматуру приконтурных зон ( тип II) рассчитывают по наибольшему значению положительных изгибающих моментов Мх и Му. Ее размещают по всей длине сторон контура оболочки. Арматуру типа III назначают по указаниям норм о минимальном проценте армирования сечений железобетонных конструкций, расчету на действие местных нагрузок, условию уменьшения усадки и ползучести бетона и по другим соображениям. Арматура должна размещаться по толщине оболочки в соответствии с действующими факторами ее напряженного состояния: для восприятия компонент безмоментного состояния — по центру тяжести сечения, а компонент изгибного состояния — как можно ближе к внешней границе растянутой от изгиба зоны поперечного сечения оболочки.  [14]

                          Страницы:      1

                          Расчет железобетонных колонн

                          в соответствии с ACI 318-14 в RFEM

                          При использовании стержней RF-CONCRETE возможен расчет бетонных колонн в соответствии с ACI 318-14. Точное проектирование сдвига бетонной колонны и продольной арматуры важно с точки зрения безопасности. В следующей статье будет подтвержден расчет арматуры в элементах RF-CONCRETE с использованием пошаговых аналитических уравнений в соответствии со стандартом ACI 318-14, включая требуемую продольную стальную арматуру, общую площадь поперечного сечения и размер/расстояние между связями.

                          Анализ бетонной колонны

                          Бетонная колонна с армированной квадратной стяжкой рассчитана на осевую постоянную и постоянную нагрузку в 135 и 175 тысяч фунтов соответственно с использованием конструкции ULS и комбинаций нагрузок с учетом LRFD в соответствии с ACI 318-14 [1], как показано на рисунке. 01. Бетонный материал имеет предел прочности при сжатии f’

                          c , равный 4 тысячам фунтов на квадратный дюйм, а арматурная сталь имеет предел текучести f y , равный 60 тысячам фунтов на квадратный дюйм. Процент стальной арматуры изначально принимается равным 2%.

                          Pисунок 01 — Бетонная колонна — Вид фасада

                          Расчет размеров

                          Для начала необходимо рассчитать размеры поперечного сечения. Квадратная анкерная колонна предназначена для регулирования сжатия, поскольку все осевые нагрузки строго сжимаются. По таблице 21.2.2 [1] коэффициент снижения прочности Φ равен 0,65. При определении максимальной осевой прочности используется таблица 22.4.2.1 [1], в которой коэффициент альфа (α) установлен равным 0,80. Теперь расчетная нагрузка P u можно рассчитать.

                          P u = 1,2 (135 тыс.) + 1,6 (175 тыс.)

                          Исходя из этих коэффициентов, P u равно 442 тысячам фунтов. Далее, общее поперечное сечение A г может быть рассчитано с использованием уравнения. 22.4.2.2.

                          P u = (Φ) (α) [0,85 f’ c (A g — A st ) + f y A st ]

                          442к = (0,65) (0,80 ) [0,85 (4 тысячи фунтов стерлингов) (A г — 0,02 A г ) + ((60 тыс.фунтов/кв.дюйм) (0,02) A g )]

                          Решая для A g , получаем площадь 188 в 2 . Квадратный корень из A g берется и округляется до поперечного сечения колонны 14 x 14 дюймов.

                          Требуется стальная арматура

                          st можно рассчитать по уравнению 22.4.2.2, подставив известное значение A г = 196 в 2 и решив

                          442k = (0,65) (0,80) [0,85 (4 тысячи фунтов) (196 in 2 — A st ) + ((60 ksi) (A st ))]

                          Решение для A st дает значение 3,24 в 2 . Отсюда можно найти количество брусков, необходимое для проектирования. Согласно разд. 10.7.3.1 [1] квадратная соединительная колонна должна иметь не менее четырех стержней. На основании этих критериев и минимальной требуемой площади 3,24 по 2 , (8) для стальной арматуры используются стержни № 6 из Приложения А [1]. Это обеспечивает область подкрепления ниже.

                          A St = 3,52 дюйма 2

                          Выбор галстука

                          Для определения минимального размера галстука требуется разд. 25.7.2.2 [1]. В предыдущем разделе мы выбрали продольные стержни № 6, которые меньше, чем стержни № 10. Основываясь на этой информации и разделе, мы выбираем № 3 для галстуков.

                          Расстояние между стяжками

                          Для определения минимального расстояния между стяжками мы обращаемся к разд. 25.7.2.1 [1]. Стяжки, состоящие из деформированных стержней с замкнутой петлей, должны иметь расстояние, соответствующее пунктам (а) и (б) настоящего раздела.

                          (a) Расстояние в свету должно быть равно или больше (4/3) d agg . Для этого расчета мы примем совокупный диаметр (d agg ) равным 1,00 дюйма.

                          (b) Межцентровое расстояние не должно превышать минимум 16d b диаметра продольного стержня, 48d b поперечного сечения или наименьшего размера элемента.

                          с Макс. = Мин. (16d b , 48d b , 14 дюймов)

                          16d b = 16 (0,75 дюйма) = 12 дюймов

                          48d б = 48 (0,375 дюйма) = 18 дюймов

                          Расчетное минимальное расстояние между стяжками в чистоте равно 1,33 дюйма, а рассчитанное максимальное расстояние между стяжками равно 12 дюймам. Для этой конструкции максимальное значение расстояния между стяжками составляет 12 дюймов.

                          Проверка детализации

                          Теперь можно выполнить проверку детализации для проверки процента армирования. Требуемый процент стали должен составлять от 1% до 8% в соответствии с требованиями ACI 318-14 [1]. 92}\;=\;0,01795\;\cdot\;100\;\;=\;1,8\%$ ОК.

                          Расстояние между продольными стержнями

                          Максимальное расстояние между продольными стержнями можно рассчитать на основе расстояния между крышками и диаметра анкерных и продольных стержней.

                          Максимальный шаг продольных стержней:

                          $\frac{14\;\mathrm{дюйм}.\;-\;2\;(1,5\;\mathrm{дюйм}.)\;-\;2\;( 0,375\;\mathrm{дюйм}.)\;-\;3\;(0,75\;\mathrm{дюйм}.)}2\;=\;4,00\;\mathrm{дюйм}.$

                          4,00 дюйма … меньше 6 дюймов, что требуется в соответствии с 25.7.2.3 (a) [1]. ХОРОШО.

                          Минимальное расстояние между стержнями в продольном направлении можно рассчитать с помощью ссылки на 25.2.3 [1], в которой указано, что минимальное расстояние в продольном направлении для колонн должно быть не меньше наибольшего из значений от (a) до (c).

                          (a) 1,5 дюйма

                          (b) 1,5 d b = 1,5 (0,75 дюйма) = 1,125 дюйма

                          (c) (4/3) d b = (4/3) ( 1,00 дюйма) = 1,33 дюйма

                          Следовательно, минимальное расстояние между продольными стержнями равно 1,50 дюйма

                          Длина развертывания (L d ) также должна быть рассчитана со ссылкой на 25.4.9.2 [1]. Это будет равно наибольшему из (a) или (b), рассчитанному ниже.

                          (a) $ {\ mathrm L} _ {\ mathrm {dc}} \; = \; \ влево (\ frac {\ displaystyle {\ mathrm f} _ {\ mathrm y} \; \ cdot \; { \ mathrm \ psi} _ {\ mathrm r}} {\ displaystyle50 \; \ cdot \; \ mathrm \ lambda \; \ cdot \; \ sqrt {\ mathrm f’\; \ cdot \; \ mathrm c}} \ справа) \;\cdot\;{\mathrm d}_{\mathrm b}\;=\;\left(\frac{\displaystyle\left(60,000\;\mathrm{psi}\right)\;\cdot \;\left(1.0\right)}{50\;\cdot\;\left(1.0\right)\;\cdot\;\sqrt{4000\;\mathrm{psi}}}\right)\;\ cdot\;\left(0.75\;\mathrm{in}.\right)\;=\;14.23\;\mathrm{in}.$

                          (b) $ {\ mathrm L} _ {\ mathrm {dc}} \; = \; 0,0003 \; \ cdot \; {\ mathrm f} _ {\ mathrm y} \; \ cdot \; {\ mathrm\psi}_{\mathrm r}\;\cdot\;{\mathrm d}_{\mathrm b}\;=\;0,0003\;\cdot\;(60000\;\mathrm{psi})\ ;\cdot\;(1. 0)\;\cdot\;(0,75\;\mathrm{in}.)\;=\;13,5\;\mathrm{in}.$

                          В этом примере (a) равно большее значение, поэтому L dc = 14,23 дюйма

                          Ссылаясь на 25.4.10.1 [1], длина развертывания умножается на отношение требуемой стальной арматуры к имеющейся стальной арматуре. 92}\right)\;=\;0,65\;\mathrm{ft}$.

                          Усиленная квадратная анкерная колонна полностью спроектирована, ее поперечное сечение можно увидеть ниже на рис. 02.

                          Pисунок 02 — Железобетонная колонна — Расчет арматуры/размеры

                          Сравнение с RFEM

                          Альтернативой для расчета квадратной анкерной колонны вручную является использование дополнительного модуля RF-CONCRETE Members и выполнение расчета в соответствии с ACI 318-14 [1]. Модуль определит необходимое армирование, чтобы выдержать приложенные к колонне нагрузки. Кроме того, программа также спроектирует предоставленную арматуру на основе заданных осевых нагрузок на колонну с учетом требований стандарта к расстоянию. Пользователь может вносить небольшие коррективы в предоставленную компоновку армирования в таблице результатов.

                          На основе приложенных нагрузок для этого примера компания RF-CONCRETE Members определила требуемую площадь продольной арматуры 1,92 в 2 и предусмотренную площадь 3,53 в 2 . Длина разработки, рассчитанная в дополнительном модуле, равна 0,81 фута. Расхождение по сравнению с длиной разработки, рассчитанной выше по аналитическим уравнениям, связано с нелинейными расчетами программы, включая частный коэффициент γ. Коэффициент γ представляет собой отношение предельных и действующих внутренних сил, взятое из RFEM. Длина разработки в элементах RF-CONCRETE находится путем умножения обратного значения гаммы на длину, определенную из 25.4.9..2 [1]. Дополнительную информацию об этом нелинейном расчете можно найти в справочном файле RF-CONCRETE Members, указанном ниже. Это армирование можно увидеть на рисунке 03.

                          Pисунок 03 — Элементы RF-CONCRETE — Предусмотренная продольная арматура

                          Предусмотренная сдвиговая арматура для элемента в рамках RF-CONCRETE Members была рассчитана как (11) стержней № 3 с шагом (s) 12 дюймов. Схема предоставленной поперечной арматуры показана ниже на рисунке 04.

                          Pисунок 04 — Элементы RF-CONCRETE — Предусмотренная арматура на сдвиг

                          Проблемы переармированного бетона и их решение

                           

                           

                          Армирование обычно вкладывается в бетон, чтобы учесть его относительную слабость при растяжении по сравнению со сжатием. Термин « площадь поперечного сечения » (CSA) используется для обозначения площади рассматриваемого сечения как для бетона, так и для стали. Отношение площади стали к площади бетона представляет собой процент армирования, который для бетонных секций, таких как плиты, балки или колонны, обычно может составлять 3-5%. Было много случаев, когда процент армирования использовался до 25%. Это привело к проблемам на стройплощадке, на заводе сборных железобетонных изделий и при расчете смеси на предварительном этапе.

                          Одна из рассмотренных проблем касалась сборных железобетонных колонн в здании. Колонны были около 3,5 м в высоту и 0,3 м в плане. Четыре стержня диаметром 40 мм, по одному на каждом углу с номинальным покрытием 40 мм, составляли основную арматуру. Основные арматурные стержни были притерты хомутами диаметром 10 мм примерно на расстоянии 0,3 м от центра. Смесь представляла собой известняковую пыль размером 20 мм/10 мм/5 мм с содержанием белого портландцемента 450 кг/м 3 и общим водоцементным отношением около 0,5 с осадкой 100 мм. Примерно через три месяца после установки на месте в трубопроводах образовались серьезные вертикальные трещины без коррозии стали с сопутствующим выкрашиванием на участках длиной до 0,5 м.

                          Это было диагностировано, вероятно, из-за слишком сильного сдерживающего влияния арматуры на бетон с высоким начальным потенциалом усадки при гидратации. Другой пример, когда избыточное армирование повлияло на конструкцию смеси, касалось раздвоенных колонн из белого бетона на месте, где скопление арматурных стержней на пересечении привело к тому, что в горловине в плане было около 25% стали CSA. Первоначальный состав смеси, в котором использовался заполнитель 20 мм с осадкой 75 мм, пришлось изменить на заполнитель 10 мм с осадкой обрушения. К счастью, был использован заполнитель из портландского известняка, и эффект всасывания заполнителя в течение 30-60 минут на избыточное содержание воды дал кубические результаты, которые довольно значительно увеличились через четыре дня. Заданная кубическая прочность была получена примерно через неделю.

                          Распознавание проблем

                          Проблемы, возникающие при использовании избыточного армирования, многочисленны. В приведенном ниже списке перечислены наиболее часто встречающиеся:

                          1. Кусочки проволоки и мусор за пределами площадки;
                          2. Трещины, отражающие основные арматурные стержни, без коррозии стали;
                          3. Растрескивание вследствие усадки, главным образом из-за использования в смеси слишком большого количества воды и/или слишком запыленного заполнителя;
                          4. Ячеистая структура над сталью из-за плотного расположения арматурных стержней, позволяющая проходить подошве из тонкого материала. 902:30

                          Меры по устранению недостатков переармированного бетона

                          Ниже приведены несколько мер по устранению недостатков, которые необходимо предпринять в случае использования избыточного количества стали: насколько это возможно, и повторно замажьте вырезанные участки раствором той же смеси, что и мелкий материал в бетоне основания.

                        • При условии, что к тому времени, когда проблема будет обнаружена, большая часть гидратационной усадки, которая, как считается, является причиной растрескивания, будет иметь место, удалите весь непрочный бетон и отремонтируйте (Concrete Society, 1984).
                        • При необходимости заделайте трещины, образовавшиеся в результате усадки.
                        • Вырежьте и замените сотовые зоны бетоном или раствором, чтобы обеспечить соответствие погодным условиям.

                          Профилактика

                        • Общий способ избежать большинства перечисленных проблем состоит в том, чтобы либо гарантировать, что арматуры не будет больше, чем необходимо, и/или распределить размещение основных стержней таким образом, чтобы более равномерно распределить эффект усадки под напряжением на сталь.