Учет оборачиваемости материалов — Сметное дело — Каталог статей
Оборачиваемость материалов — это случаи, когда при выполнении отдельных видов работ в соответствии с технологией строительного производства отдельные материалы (опалубка, крепление и т. п.) используются несколько раз. Неоднократная их оборачиваемость учитывается в сметных нормах и составляемых на их основе расценках на соответствующие конструкции и виды работ.
В случаях, когда на объекте невозможно достичь нормативного числа оборота индустриальной опалубки, креплений и т. д., что должно быть обосновано ПОС, сметная норма корректируется.
Стоимость оборачиваемых (неоднократно применяемых на одной строительной площадке) строительных материалов, конструкций или изделий, используемых при устройстве разбираемых приспособлений: опалубка, леса, подмостья, крепление стенок траншей и котлованов и т. и. учитывается в локальных сметах с учётом числа их оборачиваемости.
Число оборотов устанавливается на основании проекта организации строительства (ПОС) или проекта производства работ (ППР).
Если предусматривается извлечение стальных шпунтовых свай с последующим их использованием, расход шпунтовой стали в зависимости от числа оборотов свай, обоснованного в проектной документации, принимается в следующих размерах (в т на 1 т погружаемых стальных шпунтовых свай):
0,65 — при 2-х оборотах;
0,40 — при 3-х оборотах;
0,25 — при 4-х — 5-ти оборотах;
0,22 — при количестве оборотов более 5.
Рекомендуемые нормы расхода стальных шпунтовых свай учитывают износ, потери и затраты на восстановление после их извлечения в зависимости от числа оборотов.
Применение и оборачиваемость сборных железобетонных плит в конструкциях дорожных одежд временных автомобильных дорог должны быть обоснованы в проекте организации строительства, а расход плит, полученных от разборки, определяется по данным акта, составленного заказчиком и подрядчиком.
В расценках таблицы 06-01-122 расход фанеры ламинированной приведен в полном объеме из расчёта 15-кратной оборачиваемости. При расчёте амортизации стоимость палубы из фанеры не учитывать.В случае применения оборачиваемых конструкций при строительстве мостов и других искусственных сооружений затраты на внутрипостроечный транспорт от одной рабочей зоны до другой, включая погрузку и выгрузку на транспортное средство, следует учитывать дополнительно исходя из условий проектной документации.
Норматив оборачиваемости для креплений при производстве земляных работ должен быть:
— из щитов и креплений из древесины хвойных пород — не менее 5 раз;
— из штучных лесоматериалов — 5 раз (без учёта потерь при разборке) и 3 раза (с учётом потерь при разборке).
В случае аренды индустриальной многократно оборачиваемой опалубки амортизационные отчисления в соответствующих расценках ФЕР-2001-06 не учитываются. Затраты по арендным платежам определяются дополнительно на основании проекта организации строительства.
Нормы расхода элементов верхнего строения подкрановых путей рекомендуется определять с учётом приведённого ниже нормального числа их оборотов и норм допустимых потерь после каждого оборота.
oren-rccs.ru
Нормативные показатели расхода материалов (НПРМ) Сборник 27…
Действующий
1.1. В настоящий сборник включены строительные процессы по сооружению новых и реконструкции существующих автомобильных дорог общего пользования, временных дорог, а также по дорожным работам на площадках промышленных предприятий, городских проездах и площадках.
Сборник разработан на основе СНиР-91 сборника 27 «Автомобильные дороги» (СНиП4.02-91, 4.05-91) с конкретизацией структуры строительно-монтажных процессов и выделением операций, предусматривающих расход материалов.
1.2. Нормативные показатели расхода материалов предназначены для определения потребности ресурсов при выполнении работ по сооружению новых и реконструкции существующих автомобильных дорог общего пользования, временных дорог и расчета плановой и фактической себестоимости указанных работ на основе калькулирования издержек производства в ценах и тарифах того периода, для которого определяется сметная и фактическая стоимость работ. Нормативные показатели применяются всеми участниками инвестиционного процесса независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности.
1.3. В основу нормативных показателей положены производственные нормы расхода материалов, определяющие максимально допустимый расход материалов на производство единицы продукции строительного процесса (рабочей операции) заданного качества при данном уровне техники, технологии, организации строительства и использовании материальных ресурсов, соответствующих требованиям стандартов и нормативных документов.
1.5. В нормы не включены:
— потери и отходы материалов, обусловленные отступлением отрегламентированных технологических процессов и режимов работы, нарушением установленных правил организации, производства и приемки работ, применением некачественных материалов;
— потери и отходы материалов, образующиеся при транспортировании их от поставщика до приобъектного склада строительной площадки;
— расход материалов на ремонтно-эксплуатационные и производственно-эксплуатационные нужды в части изготовления, ремонта и эксплуатации оснастки, приспособлений, стендов, средств механизации и т.п.
1.6. Для ухода за основаниями и покрытиями из грунтов, укрепленных неорганическими вяжущими материалами, применяются 50%-ные быстрораспадающиеся или среднераспадающиеся эмульсии с использованием битума или других органических вяжущих из расчета 0,5 — 0,8 л/м2 или слой песка толщиной 5 см с поддержанием его во влажном состоянии (п. 6.17 СНиП 3.06.03-85). 1.7. За уплотненным слоем грунта, укрепленного битумной эмульсией или жидким битумом с цементом при температуре наружного воздуха выше 15 град.С и отсутствии осадков, необходимо осуществлять уход путем розлива битумной эмульсии. В случае устройства вышележащего конструктивного слоя не позднее чем через сутки уход не требуется (п. 6.29 СНиП 3.06.03-85).Аналогичный уход за покрытием предусмотрен при устройстве оснований и покрытий из готовой цементогрунтовой и цементобетонной смеси. При замене битумной эмульсии на помароль норма расхода не изменяется.
Норма расхода битумной эмульсии приведена при температуре наружного воздуха до +25 град.С. При температуре наружного воздуха +25 град.С и выше необходимо использовать нормы расхода пленкообразующих материалов по таблице 27-42.
7% — при укреплении супесей легких и тяжелых пылеватых, суглинков легких и легких пылеватых;
9% — при укреплении суглинков тяжелых и тяжелых пылеватых, глин песчанистых и пылеватых с числом пластичности не более 22.
При других значениях содержание битума следует принимать в расчете на 1 см толщины:
1.9. При укреплении грунтов однослойных оснований и покрытий толщиной до 20 см смешением с цементом (табл. 27-3) приняты следующие величины содержания цемента:7% — для крупнообломочных, несцементированных грунтов, песков гравелистых крупных, средних и мелких одноразмерных и песков пылеватых;
10% — для супесей легких крупных, легких и тяжелых пылеватых, суглинков пылеватых и непылеватых;
5% — для песков разнообразного состава и супесей с числом пластичности менее 3;
12% — для суглинков тяжелых и тяжелых пылеватых;
14% — для глин песчаных пылеватых.
При других значениях содержания цемента следует принимать расход его на 1 см толщины:
1.10. Нормы расхода сыпучих материалов и смесей из них даны с учетом уплотнения.
Коэффициенты уплотнения приведены в таблице 3.
1.11. Применение и оборачиваемость сборных железобетонных плит в конструкциях дорожных одежд временных автомобильных дорог должны быть обоснованы в проекте организации строительства.
1.12. При устройстве оснований и покрытий из грунтов, укрепляемых органическими вяжущими материалами при применении навесных фрез и автогрейдеров, двухслойное основание или покрытие нормируется по п. 27-1.2 таблицы 27-1.1.15. При устройстве оснований из бетона дорожного низких марок (тощего) толщиной слоя, отличающего от приведенного в нормах п. 27-37.9 и п. 27-37.10 таблицы 27-37, расход его следует принимать пропорционально толщине слоя.
1.16. В нормах таблицы 27-37 (п.п. 27-37.1, 27-37.2, 27-37.3, 27-37.4, 27-37.5, 27-37.6, 27-37.7, 27-37.8) и таблицы 27-39 (за исключением п.п. 27-39.17 и 27-39.18) предусмотрено устройство оснований и покрытий шириной 7,5 м. При устройстве их двумя полосами по 3,5 — 4,0 м к нормам добавлять материальные ресурсы по таблице 27-41. 1.17. Если при устройстве оснований внегородских автомобильных дорог (таблица 27-37) и цементобетонных покрытий (таблица 27-39) предусмотрено устройство изоляционного слоя по основанию, необходимо принимать:а) при использовании бумаги двухслойной, пропитанной битумом — 100 м2 бумаги и 0,02 т битума жидкого;
б) при использовании песка — 55 м3 песка и 3 м3 воды;
в) при использовании черного песка — 33 м3 черного песка.
1.18. В нормах таблиц 27-50 и 27-51 при устройстве оснований и покрытий из песчано-гравийных смесей учтено применение битума и битумной эмульсии. В случае использования минеральных материалов расход новой смеси принимается в следующих размерах.А. При толщине слоя 8 см и использовании материалов существующей дорожной одежды в объеме до 30% — 70 м3; 50% — 50 м3; 75% — 25 м3.
Б. При толщине слоя 16 см и использовании материалов существующей дорожной одежды в объеме до 30% — 140 м3; 50% — 100 м3; 75% — 50 м3.
1.19. При укладке выравнивающего слоя из холодных асфальтобетонных смесей следует использовать нормы расхода материалов таблицы 27-16, заменив горячие асфальтобетонные смеси на холодные.dokipedia.ru
Построечные временные дороги
Построечные временные дороги под установленную нагрузку 12 т на ось лучше всего осуществлять из сборных железобетонных плит. Плиты укладывают на песчаную постель. Попытка экономии за счет толщины подстилающего слоя приводит к большим убыткам из-за поломки дорожных плит, нарушению движения транспорта и трудностям при съеме плит по окончании строительства. Толщина слоя песка зависит от группы грунтов земляного полотна и степени увлажнения. Необходимо обеспечить местный водоотвод поверхностной воды от временных дорог путем создания уклонов при профилировании земляного полотна, устройства лотков и т. п. Применяют обычно железобетонные плиты с ненапряженным армированием толщиной 16—18 см. Эти плиты при большом расходе арматуры фактически имеют 1—2-кратную оборачиваемость, вместо предусмотренной в сметах 5—6:крат-ной, что сказывается на стоимости строительно-монтажных работ. Значительно лучшими качествами обладают предварительно напряженные железобетонные плиты, имеющие 3—4-кратную оборачиваемость. При стоимости первых порядка 7,5 руб/кв.м, а вторых 9 руб/кв.м очевидна более высокая эффективность предварительно напряженных железобетонных плит.
Сохранности и качеству автодорог из сборных плит в значительной мере способствует сварка или скрутка катанкой плит между собой. Это особенно важно, когда на объекте используются гусеничные машины. При поперечном пересечении подземных сетей, траншеи под дорогой должны засыпаться на всю глубину песком. Если это условие не может быть выполнено, следует пройти место пересечения с определенным подъемом, величина которого должна быть пропорциональна коэффициенту разрыхления грунта. По мере уплотнения грунта этот участок дороги в продольном направлении примет горизонтальное положение. Соединение плит между собой в этих местах совершенно необходимо. Все эти дополнительные работы требуют незначительных затрат и окупают себя. На последней стадии оборачиваемости целесообразно уложить плиты в постоянную дорогу как основание под асфальтобетонное покрытие. Расчет объемов работ и ресурсов, необходимых для устройства временных дорог, производят в пояснительной записке. В экспликацию стройгенплана записывают отдельными позициями объемы временных дорог по каждому виду.
25 мая 2012www.stroysovet.ru