Марки асфальта и их назначение – Асфальт: марки, типы

Строительство автомобильных дорог из асфальта



Классификация и марки асфальтового покрытия для укладки асфальта

В зависимости от процентного содержания в составе перечисленных компонентов, выделяют три марки асфальта. Технические характеристики, область применения и состав смеси различных марок описываются в ГОСТ 9128-2009, в котором, помимо всего прочего, учтена и возможность добавления дополнительных присадок, увеличивающих морозостойкость, гидрофобность, гибкость или износостойкость покрытия.

МаркаСоставТип покрытия
Асфальт марки 1Песок или отсев, битум, щебень, минеральный порошокПлотные А, Б, Г
Высокоплотные
Пористые
Щебеночные высокопористые (холодные и горячие)
Бх, Вх, Гх
Асфальт марки 2
Песок, отсев дробления, битум, щебень, минеральный порошокПористые
Высокопористые песчаные
Плотные А, Б, В, Г, Д
Бх, Вх, Гх, Дх
Асфальт марки 3Песок, отсев дробления, минеральный порошок, битумПлотные Б, В, Г, Д

В зависимости от процентного содержания наполнителя, находящегося в составе дорожно-строительной смеси, ее подразделяют на следующие типы:

  • А – 50–60% щебня;
  • Б – 40–50% щебня или гравия;
  • В – 30–40% щебня или гравия;
  • Г – до 30% песка из отсева дробления;
  • Д – до 70% песка или смеси с отсевами дробления.

Асфальт марки 1

Под этой маркой изготавливается широкий диапазон различных типов покрытий для асфальтирования – от плотных до высокопористых, со значительным содержанием щебня. Область их использования – дорожное строительство и благоустройство: вот только пористые материалы совсем не годятся на роль собственно покрытия, верхнего слоя дорожного полотна. Куда лучше применять их для устройства оснований, выравнивания базы под укладку более плотных типов материала.

Асфальт марки 2

Диапазон плотности примерно тот же, однако содержание и процентное соотношение песка и гравия могут варьироваться в весьма широких пределах. Этот тот самый «среднестатистический» асфальт, с весьма обширной сферой применения: и строительство автомобильных дорог, и ямочный ремонт, и обустройство территорий под паркинги, и площадки не обходятся без него.

Асфальтное покрытие для укладки дорог марки 3

Покрытия марки 3 отличаются тем, что при их изготовлении не используется щебень или гравий – их заменяют минеральные порошки и особо качественный песок, получаемый путем дробления твердых горных пород.

Соотношение песка и щебня (гравия)

Соотношение содержания песка и гравия – один из важнейших показателей, который определяет область применения того или иного типа покрытия. В зависимости от превалирования того или иного материала его обозначают буквами от А до Д: А — более чем наполовину состоит из мелкофракционного щебня или гравия, а Д – примерно на 70 процентов состоит из песка (правда, песок используется по большей части из дробленых горных пород).

Соотношение битума и минеральных составляющих

Не менее важное – ведь именно оно определяет прочностные характеристики дорожного полотна. Высокое содержание минеральных порошков существенно увеличивает его хрупкость. Поэтому песчаные асфальты могут применяться лишь ограниченно: благоустройство территорий парков или тротуаров. А вот покрытия с большим содержанием битума – желанный гость на любых работах: особенно если это дорожное строительство в суровых климатических условиях, при минусовых температурах, если скорость работ такова, что уже спустя сутки по новенькому полотну пойдет дорожная техника, а после сдачи готовой дороги – ринутся большегрузные автомобили.

 

asfalt-stroitelstvo.ru

Типы асфальта

Мелькозернистая тип А-1

Место применения
Используется для устройства верхних слоев дорожных покрытий магистральных улиц, развязок, мостов, спусков эстакад общегородского и федерального назначения.

Состав
Песок, щебень 5-20, минеральный порошок, битум

Мелькозернистая тип В-2

Место применения
Используется для устройства верхних слоев дорожных покрытий магистральных улиц, развязок, мостов, спусков эстакад общегородского и федерального назначения, ямочного ремонта.

Состав
Песок, щебень гранитный фр. 5-20, минеральный порошок, битум.

Крупнозернистая тип Б-1

Место применения
Используется для устройства нижних слоев дорожной одежды автомобильных дорог, городских улиц эстакад общегородского и федерального назначения, ямочного ремонта (как нижний слой при больших толщинах).

Состав
Песок, щебень 5-20, минеральный порошок, битум.

Песчаная плотная тип Д-2

Место применения

Используется для устройства площадок под стоянку легковых автомобилей, заездов с внутренних дорог к гаражам, для устройства тротуаров и дорожек, устройства пола в боксах и гаражах, перронов, внутри дворовых площадок.

Состав
Песок, щебень 5-20, минеральный порошок, битум.

ЩМА

Место применения
Состав щебеночно-мастичной смеси в основном состоит из щебня кубовидной формы, дробленного песка, минерального порошка, битума. Для предотвращения стекания вяжущего в процессе приготовления, транспортировки и укладки смеси используется целлюлозное волокно в виде гранул, поставляемое из Германии или отечественного производства. Наличие большого количества дробленых частиц в смеси, а также большего, по сравнению с обычной асфальтобетонной смесью, количества битума, способствует увеличению сдвигоустойчивости и трещиноустойчивости покрытий. На покрытиях из ЩМА значительно меньше деформаций в виде колей, воин, наплывов. Они более бесшумны и обладают лучшим сцеплением с колесом автомобиля. Используется для устройства верхних слоев дорожных покрытий аэродромов, магистральных улиц, развязок ,мостов, эстакад общегородского и федерального назначения.

Состав
Песок из отсевов дробления горных пород, щебень 5-15, 5-20, минеральный порошок, стабилизирующая добавка, битум.

asfalt-stroi.ru

Классификация, требования и область применения асфальтобетонов

Строительные машины и оборудование, справочник
Классификация, требования и область применения асфальтобетонов

Категория:

   Строительство асфальтобетонных покрытий



Классификация, требования и область применения асфальтобетонов

Благодаря своим низким эксплуатационным затратам, технологичности строительства и простоте ремонта наибольшее распространение на дорогах с капитальными покрытиями получили асфальтобетонные покрытия. Эти покрытия имеют высокие транспортно-экономические показатели: медленное изнашивание под воздействием тяжелых транспортных средств, сравнительно высокую прочность и устойчивость к воздействию климатических факторов и воды, гигиеничность (не пылят и легко очищаются от загрязнений), пониженную вибрацию автомобилей при движении, поглощение шума от шин автомобилей.

Строительство асфальтобетонных покрытий можно вести поточно-скоростным методом на основе комплексной механизации производственных процессов.

Для строительства покрытий этого типа на АБЗ приготовляют асфальтобетонные смеси.


Асфальтобетонная смесь — рационально подобранная и приготовленная путем смешения в нагретом состоянии щебня (гравия) и песка с минеральным порошком или без него, с нефтяным битумом и, при необходимости, различных добавок (поверхностно-активных веществ, активаторов, пластификаторов, модификаторов битума и др.).

Асфальтобетон — уплотненная при рациональном температурном режиме до требуемой плотности асфальтобетонная смесь.

Асфальтобетонные дорожные, аэродромные смеси и асфальтобетон Должны удовлетворять требованиям ГОСТ 9128-97.

В зависимости от вида минеральной составляющей асфальтобетонные смеси и асфальтобетон подразделяют на щебеночные, гравийные и песчаные.

Асфальтобетонные смеси в зависимости от вязкости применяемого нефтяного битума и температуры укладки в конструктивный слой подразделяют на горячие и холодные.

Горячие асфальтобетонные смеси приготовляют с использованием как вязких битумов по ГОСТ 22 245-90 (марок БНД 40/60, БНД 60/90, БНД 90/130, БН 40/60, БН 60/90, БН 90/130, БНД 130/200, БНД 200/ 300, БН 130/200, БН 200/300), укладываемых при температуре не менее 12 °С, так и жидких битумов по ГОСТ 11 955-82 (марок СГ 130/200, МГ130/200, МГО 130/200), укладываемых при температуре смеси не ниже 70 °С.

В зависимости от^ наибольшего размера минеральных зерен горячие смеси и асфальтобетоны подразделяют на крупнозернистые — с размером зерен до 40 мм, мелкозернистые — до 20 мм и песчаные — до 5 мм.

По величине остаточной пористости различают высокоплотные — с остаточной пористостью от 1,0 до 2,5%; плотные — св. 2,5 до 5%; пористые — св. 5,0 до 10,0% и высокопористые асфальтобетоны — св. 10,0 до 18%.

Щебеночные и гравийные горячие асфальтобетонные смеси и плотные асфальтобетоны в зависимости от массовой доли щебня (или гравия) подразделяют на следующие типы: А — с содержанием щебня св. 50 до 60%; Б – св. 40 до 50%; В – св. 30 до 40%.

В зависимости от вида песка горячие песчаные смеси и соответствующие им асфальтобетоны подразделяют на типы: Г — на песках из отсевов дробления, а также на смесях с природным песком при содержании последнего не более 30% по массе; Д — на природных песках или смесях природных песков с отсевами дробления при содержании последних менее 70% по массе.

Строительство асфальтобетонных покрытий следует планировать в сухую погоду: из смесей на вязких битумах (марок БНД 40/60, БНД 60/ 90, БНД 90/130, БН 60/90, БН 90/130) весной и летом при температуре воздуха не ниже 5 °С, а осенью — не ниже 10 °С; из смесей на полувязких (марок БНД 130/200, БНД 200/300, БН 130/200, БН 200/300) и жидких битумах (марок СГ 130/200, МГ 130/200, МГО 130/200) при температуре не ниже минус 10 °С.
Асфальтобетонные смеси приготовляют в соответствии с требованиями ГОСТ 9128-97 по технологическому регламенту, утвержденному в установленном порядке предприятием-изготовителем.

Зерновые составы минеральной части смесей и асфальтобетонов должны соответствовать в процентах по массе: установленным в табл. 10.1 — для верхних слоев покрытий, установленным в табл. 10. 2 — для нижних слоев покрытий и оснований.

В свою очередь показатели физико-механических свойств высокоплотных и плотных асфальтобетонов должны соответствовать указанным в табл. 10.3; пористых и высокопористых асфальтобетонов — в табл. 10.4.

Рекомендуемая область применения асфальтобетонов при устройстве верхних слоев: покрытия автомобильных дорог и городских улиц; взлетно-посадочные полосы и магистральные рулежные дорожки аэродромов; покрытия прочих рулежных дорожек, мест стоянок и перронов аэродромов.

При конструировании асфальтобетонных покрытий необходимо обеспечивать следующие основные требования, предъявляемые к ним:
прочность, надежность и долговечность;
ровность и достаточную шероховатость, создающую сцепление колес автомобиля или воздушного судна с покрытием;
трещино- и морозостойкость;
водонепроницаемость, препятствующую прониканию поверхностных вод в грунтовое основание;
стойкость против действия топлива и смазочных материалов;
беспыльность поверхности;
сопротивляемость воздействию струи выхлопных газов реактивных двигателей;
простоту ухода за покрытием при содержании и ремонте;
возможность реконструкции покрытий;
экономичность и технологичность строительства при максимальной механизации работ.

При использовании материалов, укрепленных комплексными вяжущими, а также медленно твердеющими и гидравлическими вяжущими, толщина слоя может быть снижена на 20%; в условиях жарких и сухих районов IV-V зон с покрытиями из черных смесей толщина слоя покрытия может составлять 6—8 см.

Большие из значений толщин асфальтобетонных покрытий даны для дорог I—II категорий, а меньшие — для дорог III—IV категорий. Толщина слоя покрытия должна в уплотненном состоянии превышать размер наиболее крупных зерен каменных материалов не менее чем в 1,5 раза.

Реклама:


Читать далее: Структура технологического процесса строительства асфальтобетонных покрытий

Категория: — Строительство асфальтобетонных покрытий

Главная → Справочник → Статьи → Форум


stroy-technics.ru