Марки асфальта и их назначение: Какие существуют типы асфальта

Содержание

Виды и назначение разных марок асфальта

В разнообразии современных товаров потеряться очень легко, поэтому для удобства поиска на них ставят маркировку, отражающую определенные характеристики. Даже такие строительные материалы, как асфальтобетон, не являются исключением. Асфальт также маркируют, однако эти отметки раскрывают лишь часть параметров смеси, поэтому делать окончательный выбор только на основе марки нельзя.

Марка определенной смеси асфальтобетона – это не показатель прочности, а список характеристик. Проще говоря, маркировка не говорит о том, что товар предназначается для какой-то определенной цели – она лишь помогает ориентироваться в основных свойствах, что существенно облегчает поиск подходящего материала. Так происходит потому, что асфальтовые смеси классифицируют по огромному количеству параметров, и некоторые виды раствора подходят лишь для четко определенного вида покрытий.

Что может включать одна марка асфальта?

К одной марке асфальтобетона могут относиться две абсолютно разные по характеристикам смеси. Приведем два варианта материала с одинаковой маркировкой.

Асфальт высокого качества, содержащий не менее 50-60% плотных материалов, таких как щебень или другие горные породы. Также в нем могут быть специальные модификаторы, увеличивающие качество и долговечность смеси. Такой асфальтобетон применяется для строительства трасс, на которые оказывается колоссальная нагрузка в виде большого потока машин.

Асфальт, основой которого является не каменный наполнитель, а песок. Подобный материал не используется ни для строительства, ни для ремонта автомобильных дорог. Причина заключается в том, что он не способен выдерживать большие нагрузки. Песчаная смесь обычно используется только для строительства тротуара и других пешеходных участков.

Очень важно изучить основные классификации асфальта прежде, чем заказывать дорожные работы – такая подготовка поможет выбрать максимально подходящую для конкретной задачи смесь асфальтобетона.

Категории марок асфальта

Всего существует три вида маркировки асфальтобетонной смеси:

  • марка I – разнообразные смеси, общей характеристикой которых является высокий уровень прочности;
  • марка II – самая распространенная категория с разными видами асфальта;
  • марка III – высокоплотный, но непрочный материал.

Значение марки асфальта

Маркировка асфальтобетона классифицирует его по четырем параметрам:

  • состав основы раствора;
  • плотность или пористость готового асфальта;
  • погодные условия и температурный режим во время укладки;
  • тип материала по процентному содержанию плотных компонентов.

Рассмотрим подробнее особенности каждой марки асфальтобетонных смесей.

Марка I. Первая категория включает в себя высокоплотные, плотные разных типов (А, Б и Г), пористые и щебеночные материалы. Также такой отметкой обладают холодные растворы типов Бх, Вх и Гх. В основе состава асфальта марки I может быть щебень, гравий или песок. Дополнительно в смесь входит вяжущий компонент в виде минерального порошка. Тип укладки может быть как холодным, так и горячим. Различные комбинации материалов в смеси позволяют применять его для дорог разного назначения и для различных слоев. Марка I отражает устойчивость дороги к различным внешним факторам исключительно в том случае, если смесь была проложена в соответствующем назначению месте.

Горячий асфальтобетон со щебневой основой марки I содержит минимум 40% каменного наполнителя. Такой состав обеспечивает достаточную плотность материала, чтобы прокладывать дороги любого назначения. Пористый материал с маркой I, в составе которого преимущественно каменный наполнитель, отлично подойдет для укладывания средних слоев автомобильных трасс. Смеси с разными видами песка в основе подходят для создания тротуара, однако они близки по составу к материалам с отметкой III. Марка I считается наиболее дорогой и качественной.

Марка II. Маркировку ставят на следующие разновидности раствора: высокоплотные, плотные (тип А, Б, В, Г и Д), пористые, высокоплотные песчаные и холодные (тип Бх, Вх, Гх и Дх). Асфальтобетон состоит преимущественно из тех же компонентов, что и смеси марки I – гравий, щебень, песок и минеральный порошок. Компоненты менее качественны, чем в наивысшей категории, однако именно этот тип чаще всего называют «обычным» асфальтом. Востребованность такого асфальтобетона заключается в его высокой устойчивости к механическим повреждениям и тяжелым погодным условиям. В целом характеристики смесей марки II ниже, чем марки I, однако все еще остаются на достаточно высоком уровне. Популярность 2-й категории асфальта также обосновывается тем, что не для всех дорог нужно высокопрочное покрытие. К примеру, марка II применяется для строительства городских автомобильных трасс и пешеходных участков. Стоимость такого материала в среднем ниже, чем товара с маркировкой I.

Марка III. В товарах с такой отметкой полностью отсутствует каменный наполнитель. Основа такого материала – плотные песчаные смеси типов Б, В, Г и Д. Это асфальт с высоким уровнем плотности, но с низким показателем прочности. Покрытие из раствора с маркировкой III будет менее крепким, чем из смесей с содержанием горных пород. Недостаток прочности частично компенсируют специальными примесями. На прочность также влияет тип песка в смеси – обычный песок обеспечивает меньшую плотность, чем песок из щебня.

Значение характеристик асфальта, отраженных в марке

Как указано выше, марка отражает следующие характеристики материала:

  • состав наполнителя;
  • плотность и пористость;
  • погодные условия во время выполнения дорожных работ;
  • тип по уровню содержания горных пород.

Рассмотрим каждый параметр подробнее.

— Прочность асфальта в зависимости от главного компонента

Наиболее качественный материал для строительства дорог – это щебеночно-мастичная смесь. Высокий уровень эксплуатационных показателей в основном достигается благодаря щебню, занимающему большую часть состава. Горная порода дополняется волокнами целлюлозы, усиливающими свойства основного компонента. Еще одна отличительная особенность щебеночно-мастичной смеси – полимерный битум. Такой вяжущий компонент превосходит по своим характеристикам нефтяной и дорожный битум.

Щебеночно-мастичный асфальт состоит из следующих компонентов:

  • на 70-80% из горного щебня – материал делает дорогу прочнее и устойчивее к деформации поверхности от постоянной высокой нагрузки;
  • на 0,3-0,5% из целлюлозного волокна – даже небольшого количества такого вещества достаточно, чтобы асфальтобетон хорошо держал форму;
  • на 6-7% из полимерно-битумного вещества – материал увеличивает адгезионные свойства, повышает пластичность и предотвращает коррозию;
  • на 8-12% из минерального порошка – он увеличивает плотность и усиливает вяжущие свойства других компонентов.

Высокопрочный щебеночно-мастичный материал не только обладает большим сроком службы – он также способствует снижению шума при оживленном движении транспорта по трассе.

Смеси с гравием в качестве основного компонента не такие прочные, как щебеночные. Однако даже такой каменный материал все еще считается высококачественным элементом, ведь способен продолжительное время выдерживать нагрузку от оживленного движения автомобилей.

Гравийные асфальтобетонные смеси используют для строительства обычных дорог и тротуаров. Однако у такого материала есть и ограничения – из него нельзя создавать скоростные трассы и взлетно-посадочные полосы.

Наименьшей прочностью обладает асфальт, основным компонентом которого является песок. Однако такой материал тоже может служить достаточно долго, если использовать его по назначению – он отлично справляется с легкой нагрузкой, поэтому подходит для строительства пешеходных зон.

Характеристики песочного асфальта различаются в зависимости от типа песка, находящегося в составе. Наиболее качественными характеристиками обладает песок из щебня и гравия. Главным преимуществом такого асфальтобетона является низкая стоимость.

— Показатель уровня плотности или пористости готового асфальта

Данная характеристика описывает пористость асфальта, образовавшуюся после окончательного уплотнения. Чтобы определить такой показатель, из готовой дороги вырезается небольшой образец. Существуют следующие степени плотности/пористости асфальтобетона:

  • высокоплотный – 1-1,2% пор;
  • плотный – 2,5-5%;
  • пористый – 10%;
  • высокопористый – 10-18%.

В большинстве случаев самыми прочными материалами считаются те, в которых минимальный уровень пористости и максимальная плотность. Тем не менее, такие характеристики могут ввести в заблуждение, ведь высокий уровень плотности не всегда гарантирует прочность. К примеру, остаточная пористость песчаной смеси составляет всего 1%, однако ее прочность гораздо ниже щебневого асфальтобетона.

— Условия для проведения работ

К данному параметру относятся:

  • температура нагрева асфальтобетона во время укладки;
  • погодные условия;
  • температура основы дороги;
  • необходимость окончательного уплотнения.

Каждый тип асфальтной смеси требует определенных условий во время проведения дорожных работ. Рассмотрим особенности технологии укладки каждого вида асфальта.

  • Горячий асфальт. При укладке оптимальная температура раствора составляет 110-150°C, температура воздуха и основы дороги не должны быть ниже +5°C. Материал требует окончательного уплотнения, обладает высокими параметрами прочности и долговечности. Горячий асфальт подходит для строительства и ремонта автомобильных трасс.
  • Литой асфальт. Оптимальная температура для укладки находится в диапазоне 190-250°. Температура воздуха и основы должна быть такой же, как при укладке горячего асфальта. Литой асфальтобетон не нуждается в окончательном уплотнении, обладает высокими физико-механическими показателями. Материал используют для прокладывания и ремонта дорог.
  • Холодный асфальт. Материал не требует нагрева, однако температура основы дороги и смеси при укладке не должна быть ниже +5°C. При этом столбик термометра может показывать до -10°C и даже до -20°C (последнее только в экстренных случаях).
    Холодный асфальт требует окончательного уплотнения, обладает средними показателями прочности и срока службы. Смесь применяется только для ямочного ремонта дорожных покрытий.

— Виды асфальтового материала

Смеси асфальтобетона разделяются на пять типов в зависимости от основного компонента. Два из них определяют лишь одну конкретную разновидность асфальта.

  • Тип А – на 50-60% состоит из горных пород;
  • Тип Б – содержит не менее 40-50% щебня или гравия;
  • Тип В – в составе около 30-40% каменного наполнителя;
  • Тип Г – щебневый песок;
  • Тип Д – гравийный песок.

Подведем итоги

Марку нельзя использовать в качестве единственного параметра для выбора, ведь под одной маркировкой находятся смеси с абсолютно разным назначением. Одинаковая отметка может стоять как на прочном материале, основой которого служит щебень, так и на песчаном асфальтобетоне, не предназначенном для больших нагрузок.

Всего различают три марки асфальта, описывающих 4 характеристики материала: его состав, плотность и пористость, условия во время дорожных работ и тип в зависимости от компонентов. Каждая марка отражает уровень качества смеси, используемой по назначению, ведь существуют высокопрочные смеси для трасс и менее прочные – для пешеходных дорожек.

Каким бывает асфальтобетонное покрытие: виды и характеристики

В этой статье мы расскажем:

  • Определение и сферы применения асфальта
  • Отличие натурального асфальта от искусственного
  • Классификация асфальта по его составу
  • Основные марки и типы асфальта
  • Современные типы асфальта
  • Технология укладки асфальта различного типа
  • Контроль качества асфальта

Существуют типы асфальта, которые различаются по своему составу, способу укладки и производства. Многие полагают, что данное покрытие на тротуарах и проезжих частях одинаково, хотя это не так. В зависимости от назначения дороги используется свой тип асфальта.

Более того, правильное название материала, используемого на дорогах – асфальтобетон – искусственно созданное покрытие, тогда как асфальт – это природный продукт, появляющийся после изменения нефти. В нашей статье мы расскажем о типах такого покрытия, условиях его нанесения и правилах контроля качества.

Определение и сферы применения асфальта

Асфальтом в простонародье называют асфальтобетон. На самом деле между данными материалами имеются отличия, их мы укажем далее. В свою очередь, асфальтобетоном считается искусственный стройматериал, получаемый без применения обжига путем уплотнения подготовленной смеси битума и минеральных веществ. В состав последних включены песок, щебень, минеральный порошок и некоторые другие материалы. Вместо битума иногда используют деготь. Ингредиенты для смеси подбираются в оптимальных пропорциях для последующей укладки на специально подготовленное основание. Собственно пропорции составляющих веществ, а также зернистость асфальтобетона могут отличаться. По этим критериям выделяют несколько типов асфальта, отличающихся механическими характеристиками и другими свойствами.

Из асфальтобетонной смеси создают твердые покрытия тротуаров, пешеходных дорожек, автодорог, элементов ВПП на аэродромах, технологических площадок и других поверхностей. Жидкий асфальт также активно используется при ямочном ремонте дорог. Преимущество такой смеси заключается в том, что ее не нужно уравнивать и уплотнять. Жидкий асфальт быстро затвердевает, точно стыкуясь с окружающей поверхностью старого покрытия. Уже через короткое время отремонтированный таким образом участок можно эксплуатировать.

Кроме того, асфальтобетоном декорируют пешеходные дорожки, формируют разделительные полосы, выделяют определенным образом участки проезжей части с добавлением в состав цветовых пигментов, гранитного песка, мрамора и цветного камня.

Состав асфальтобетона

В готовом виде материал отличается относительно однородной консистенцией, у которой отсутствуют крупнозернистые включения, полости. Степень плотности должна остаться одинаковой по всей толщине слоя.

Состав используемых ингредиентов во многом определяет, какой структурой будет обладать асфальтобетон, что это такое – уже рассказывалось раньше.

Традиционно применяется следующий вариант состава:

При перемешивании все составляющие требуется перемешивать в подогретом виде. Далее описываются виды, марки, и типы асфальтобетона.

Отличие натурального асфальта от искусственного

Асфальтобетон — это искусственная смесь, получаемая из дорожного битума и твердых компонентов. В отличие от асфальтобетона асфальт является природным материалом, который образуется при загустевании нефти и ее окислении вследствие выхода из недр на земную поверхность в виде жил, озер или пластов.

Сам термин «асфальт» переводится с древнегреческого как «горная смола». Данный природный материал представляет собой черное, легкоплавкое вещество, на изломе имеющее матовую, блестящую либо раковистую структуру. В составе асфальта содержится до 70% нефтяного битума.

Самые крупные асфальтовые залежи расположены в Мертвом море и в озере Пич-Лейк на территории государства Тринидад. Всплывающие на поверхность водоема массивные глыбы битума весом до 1 тонны заметили еще жители древней Сирии, которые впоследствии организовали добычу этого ископаемого. Горная смола, получаемая из данного материала, использовалась для гидроизоляции водных судов, стен и полов жилых и производственных построек. Древние египтяне с помощью этого вещества бальзамировали умерших. Также из смолы изготавливались лакокрасочные материалы.

Мировые запасы данного ресурса ограничены. Сырье высокого качества используется в частности при производстве художественных красок и других лакокрасочных изделий. Для создания асфальтобетонного покрытия в дорожном строительстве жидкий битум частично заменяется твердым. Это существенно повышает износостойкость материала при воздействии на него шипованных автомобильных шин.

Описание процесса производства

Производство организовано на специализированных заводах, которые закупают необходимое оборудование. Используются при этом модификации оборудования по циклическому, либо непрерывному действию. Отбор проб проводится отдельно.

  • При циклическом действии.

Такие заводы уникальны тем, что допускают внесение изменений в состав по нескольку раз за одну смену. Качество смеси от этого нисколько не страдает. Как и шумность асфальтобетона.

  1. Ёмкости для складирования продукции в готовом виде.
  2. Вибросито для дробления, сортировки.
  3. Грохот.
  • С непрерывным действием.

Для производства компактных комплексов, предназначенных для перевозки материалов с одного места на другое. Главное – помнить о таком свойстве, как холодная регенерация асфальтобетона.

Классификация асфальта по его составу

В составе асфальтобетона содержится несколько основных компонентов, напрямую влияющих на функции материала:

  • Гравий (щебень). Этот важный ингредиент формирует защитный каркас дорожного полотна. При строительстве дорог, предполагающих интенсивное движение транспорта, гравий либо заменяющий его щебень являются обязательными компонентами асфальтовой смеси.
  • Песок. Выполняет роль наполнителя, благодаря которому оказываемое на покрытие давление распределяется и передается на дорожную подушку максимально равномерно. Обычно в смесь добавляют искусственный песок, добываемый из скальных пород в процессе ее дробления.
  • Минеральный наполнитель. Служит для заполнения пустот, которые образуются в асфальтовой смеси при ее укладке. Получаемое в результате покрытие способно выдерживать существенные нагрузки без появления трещин. В качестве такого наполнителя используются известняк и измельченный до состояния пыли песчаник.
  • Битум. Придает асфальтовой смеси требуемую текучесть на этапе дорожного строительства и необходимую упругость в процессе эксплуатации покрытия. Содержание битума в составе асфальта небольшое и составляет от 4% до 10%.

Кроме дорожного строительства асфальтовые смеси могут быть использованы и в других сферах деятельности. В зависимости от области применения в асфальт добавляются определенные ингредиенты. Так, ямочный ремонт, укладка пешеходных дорожек, тротуаров и плацев, возведение спортивных площадок, строительство автостоянок производятся с использованием асфальтовых смесей.

Влияющие на типы асфальта характеристики компонентов и соотношение этих ингредиентов определяют предназначение асфальтовой смеси:

  • Песчаный асфальт. Используется при укладке дорожного полотна, тротуаров и пешеходных зон.
  • Сульфированный асфальт. Используемый в основном при бурении скважин, данный состав предотвращает возможные обвалы и нейтрализует распространение трещин, которые образуются в скважинах.
  • Крупнозернистый асфальт. В состав этой смеси включены фракции щебня от 20 до 40 мм. Это позволяет формировать нижний слой покрытия в процессе строительства автодорог.
  • Мелкозернистый асфальт. Все типы мелкозернистого асфальта содержат фракции щебня, не превышающие 20 мм. С использованием этой смеси формируют верхний слой дорожного полотна а также производят мелкий дорожный ремонт.
  • Цветной асфальт. В составе данной смеси имеются пигменты, окрашивающие асфальт в различные цвета, что позволяет использовать смесь для выделения некоторых важных участков дорог и привлечения внимания водителей. Служит элементом дорожных сетей.

Асфальтовые смеси продаются в сухом либо жидком виде. В первом случае порошок фасуется в мешки или пластиковые ведра. Применяется сухой асфальт при ямочном дорожном ремонте. Жидкий состав используют для укладки дорожного покрытия холодным или горячим способом. Также с помощью этого материала производят ремонтные работы на дорогах, осуществляют заливку напольного покрытия в производственных помещениях, обустраивают кровли строений.


Это интересно!

“Двухстадийное проектирование: от разработки ТЗ до авторского надзора”

Подробнее

Смеси сухого асфальта продаются в мешках по 50 кг и в ведрах по 30 кг.

Можно ли использовать асфальтовую крошку как асфальтобетонное покрытие

Забегая вперед можно сказать, что некоторые виды асфальтовой крошки обладают достаточно высокими эксплуатационными характеристиками, благодаря чему могут использоваться для строительства дорог, не предполагающих высокую нагрузку.

«Асфальтовая крошка или асфальтогранулят – измельченный асфальтобетон, снятый с дорожного полотна. В зависимости от того, из какого асфальта и каким способом изготовлена крошка, будет зависеть ее качество»

Другими словами, чем лучше было асфальтобетонное покрытие, из которого произвели крошку, тем выше будут характеристики асфальтогранулята. Поэтому, если будете покупать асфальтовую крошку, обязательно поинтересуйтесь, из какого места был взят исходный материал.

Например, крошка из песчаного асфальта с тротуара будет уступать по качеству грануляту из щебеночного асфальта, взятого с МКАД. Также на эксплуатационные характеристики крошки влияет способ ее изготовления.

Способы производства асфальтовой крошки:

  • 1. Дробление дорожной фрезой в процессе снятия;
  • 2. Дробление в стационарных установках.

Первый способ

обеспечивает более высокое качество материала. Дорожная фреза срезает асфальтобетон с дорожного полотна, и сразу же его измельчает (с возможность задать размер фракций). После этого по ленте все той же дорожной фрезы крошка попадает в кузов самосвала, а затем незамедлительно доставляется на объект заказчика для укладки.

Второй способ

дает более низкое качество крошки. Крупные куски асфальтобетонного покрытия помещают в специальные установки, которые их дробят (с возможность отсеять определенные фракции). После этого крошка отправляется на хранение. Именно из-за хранения снижаются ее характеристики, однако есть и преимущество – такой асфальтогранулят можно заказать даже зимой.

Основные марки и типы асфальта

Под маркой асфальта могут пониматься самые разные критерии. Важно лишь, чтобы асфальтобетон всех марок был изготовлен из материалов, соответствующих требованиям ГОСТ 9128-2013.

Четкая классификация в данном случае связана со сложностями. На отнесение изделия к той или иной марке влияет множество физико-химических факторов. И для каждого включенного в состав смеси компонента эти параметры будут своими.

Приведем такой пример. Имеется асфальтобетон высокой плотности, произведенный из горных пород. Покрытие из него будет более качественным в сравнении с дорожным полотном из асфальтобетона, изготовленного из обычного щебня. Однако несмотря на разное качество оба материала будут отнесены к марке I. Отличие заключается лишь в плотности и стойкости материала к разного рода воздействиям.

Марка асфальтобетонной смеси показывает используемые при производстве ингредиенты. По данному критерию разделяют:

  • Материалы с высокими характеристиками для битума и камня.
  • Материалы с усредненными характеристиками, пригодные для выполнения всех видов строительных работ.
  • Материалы, непригодные для использования в суровых климатических условиях и при повышенных нагрузках.

Исходя из компонентов смеси принято выделять три марки асфальтобетона:

  • Марка I, ошибочно в народе именуемая асфальтом типа 1, включает в себя множество различных материалов высокой плотности и пористости для формирования дорожного полотна. Основными компонентами смеси являются гравий и песок. Помимо этого имеются включения битума, горных пород, кварцевого песка. Получаемая в результате асфальтобетонная смесь обладает высоким качеством, а дорожное покрытие пригодно для эксплуатации в особых условиях. В связи с этим асфальт марки I находит широкое применение в строительстве.
  • Марка II, также ошибочно называемая асфальтом типа 2, объединяет разновидности плотного и пористого асфальтобетона с включением песка. Отличие от первой марки заключается в чуть меньшей стойкости к различным природным условиям и высоким нагрузкам. Тем не менее, данная группа асфальтов используется в большинстве случаев при дорожном строительстве.
  • Марка III отличается от первых двух отсутствием в составе щебня. Вместо этого в смесь добавляются минеральные вещества, обеспечивающие относительно высокую плотность, но гораздо более низкую прочность в сравнении с асфальтобетонами на основе камня. Поэтому данную марку принято использовать при формировании участков дорожного полотна, где не предполагается воздействие высоких нагрузок. Также с помощью этих смесей выполняют ямочный ремонт.

На основные свойства асфальтобетона влияют как наполнитель, так и его процентное содержание. Помимо разделения на марки существует классификация асфальта по типам. Всего выделяется 5 типов. В трех из них содержатся щебень и гравий, а последние два включают в себя значительное количество песка.

  • Тип А, содержание камня — 55-65%. Данные смеси отличаются от остальных своей зернистостью. Укладка покрытия осуществляется исключительно горячим способом.
  • Тип Б, содержание камня 45-55%. Асфальтобетон данного типа пригоден для использования и в горячем, и в холодном виде. В последнем случае он маркируется буквой Х.
  • Тип В, содержание камня 35-45%. Создание покрытия из этой смеси может выполняться как горячим, так и холодным способом.
  • Тип Г. Содержит в своем составе песок, получаемый дроблением горных пород и последующим их отсеиванием. Материал обладает хорошей износостойкостью.
  • Тип Д. Производится путем дробления горных пород.

Область применения покрытия из асфальтобетона, а также стоимость строительных работ зависят от параметров используемой смеси, от ее типа и марки.

Область применения

Асфальтобетонные смеси получили широкое распространение благодаря следующим достоинствам:

Смеси применяются, когда ремонтируются или строятся:

Это далеко не полный перечень сфер, где материал может применяться. Транспортно-экономические показатели смеси так же приятно удивляют владельцев. Как и коэффициент уплотнения.

По сравнению с другими материалами, асфальтобетон медленнее подвергается износу уже после того, как наберёт необходимую прочность. Он успешно сопротивляется воздействию окружающей среды, даже агрессивному. Этому способствует и правильный отбор кернов ГОСТ.

Современные типы асфальта

  • Литой асфальт

Данная разновидность появилась достаточно давно — материал разработали в Германии почти век назад. Наиболее широко литой асфальт использовался в Европе, Канаде и США во второй половине прошлого века. На территории бывшего СССР данный материал популярностью не пользуется, поскольку технология его изготовления достаточно сложна и предполагает значительный расход битума, составляющий более 10% от общего объема, и минерального порошка, содержание которого достигает 30%. Помимо этого требования производства предписывают подбирать особо качественный песок и щебень. Пластичность смеси обеспечивается полимерными включениями. Сложность еще заключается в необходимости использования сложной техники, ведь для укладки готовый материал необходимо предварительно нагреть до температуры свыше 200 градусов Цельсия. Существуют требования и к внешним условиям — работы с литым асфальтом выполняются исключительно в теплую и сухую погоду. В отличие от Западной Европы, большая часть территории России лежит в неблагоприятных для этого климатических условиях.

  • «Резиновый» (мягкий) асфальт

В состав данной смеси добавляют измельченную резину, отсюда и второе название этой разновидности асфальта. Получаемое в результате покрытие пригодно для использования только в качестве пешеходных дорожек и площадок на частных территориях, где проходимость относительно мала. За счет включения резиновой крошки обеспечиваются высокая водонепроницаемость и долговечность покрытия. Также асфальт получается достаточно упругим.

  • Пластиковый асфальт

Этот вариант дешевле предыдущего — в состав смеси вместо резины включены полимерные компоненты. Их включение также обеспечивает повышенную водонепроницаемость. Кроме того, полученный асфальт обладает пониженным трещинообразованием. Долговечность смеси при этом может быть разной в зависимости от типа включенного в состав полимера. Особой популярностью пластиковый асфальт пользуется на Западе в индивидуальном жилищном строительстве. Там из этого материала формируются пешеходные дорожки, площадки и подъезды к домам. Пластиковые асфальтовые смеси становятся популярными и у отечественных домовладельцев, однако широкого распространения они пока не нашли. В основном это связано со сравнительно низким качеством полимерных изделий у российских производителей.

  • Штампованный асфальт

Этот преимущественно декоративный материал изготавливается из смеси песка и битума и используется для имитации различных покрытий (плитки, кирпичной кладки, булыжного мощения и др.). Конфигурации и формы фактически не ограничены. Технология следующая: поверхность асфальтируется нагретой смесью и в процессе этого штампуется соответствующими шаблонами. На полученное таким образом отштампованное покрытие можно нанести цветной полимерный слой для придания покрытию требуемой долговечности и износостойкости.

  • Рециклинг

В данном случае старый асфальт, требующий замены, должным образом перерабатывается и повторно используется для укладки нового покрытия. Для этого специальной фрезой производят снятие непригодного для эксплуатации битумного слоя, который затем помещается в дробилку и измельчается.

Вторичный продукт, получаемый в результате рециклинга, служит одним из компонентов готового асфальта. Измельченный старый битум либо перевозится на асфальтовый завод, либо используется на месте ремонтных работ, где с помощью специального технологического оборудования из него производится новая смесь. Благодаря данной технологии существенно сокращаются затраты на дорожное строительство. За счет этого, однако, снижается и качество покрытия, поэтому рециклингом восстанавливаются исключительно второстепенные дороги.

Укладка асфальтного покрытия

В зависимости от температуры, которой надо придерживаться при укладке дороги, асфальт подразделяется на 4 вида: горячий, холодный, теплый, литой. Горячий состоит на 95 % из щебня и укладывается при температуре 120 С. Укладка теплого асфальта выполняется при температуре 40–80 С. Холодная асфальтная смесь не требует разогрева и может использоваться при температуре −10 С, поэтому она часто применяется для ремонта дороги. Литой асфальт отличается высокой плотностью, небольшой шероховатостью и толщиной верхнего слоя. Чтобы выполнить укладку, его разогревают до 250 С, за счет чего он становится текучим и не требует использования катков.

Холодный асфальт

Эту смесь чаще используют для ямочных ремонтных работ, которые можно проводить в любую погоду. Для обновления асфальта, из старого дорожного покрытия убирают загрязнения, затем обрамляют края образовавшейся ямы и насыпают туда холодную асфальтную смесь. После этого ее тщательно утрамбовывают и посыпают сверху песком или цементной пылью, во избежание прилипания смеси к колесам проезжающих машин. Все ремонтные работы выполняются вручную.

Основные преимущества холодного асфальта:

  1. Отличается повышенной устойчивостью, высокой адгезией и отличными гидроизоляционными свойствами.
  2. Ремонт дороги можно проводить даже при низких температурах −10 С.
  3. Обладает длительным сроком эксплуатации и хранения.
  4. Для ремонта не требуется специальная техника.

Читать по теме: Как добиться ремонта дороги

Хранится холодный асфальт в картонных бочках-контейнерах или в мешках, в этой упаковке он транспортируется на строительный объект. Смесь готова к моментальному использованию, без подготовки и предварительного разогрева.

Горячий асфальт

Этот вид асфальтного покрытия укладывается при помощи традиционной и широко распространенной технологии, для выполнения которой необходима трамбовочная спецтехника. Горячая асфальтовая смесь состоит из камней – гравия или щебня, содержание которых не менее 95%.

Основные компоненты смеси связывают продуктами сырой нефти и асфальтовым цементом. Все составляющие насыпают в агрегат, тщательно смешивают и нагревают. Готовую смесь грузят в самосвалы и транспортируют на объект. Асфальт выливают на поверхность дороги и прессуют тяжелым роликом.

Литой асфальт

Этот вид асфальтного покрытия популярен в странах Европы. В нашей стране он редко используется из-за дороговизны материала и оборудования для его укладки. Асфальт литого типа позволяет быстро выполнить строительство автотрассы и легко устранить повреждения глубиной до 50 мм. Он часто используется для обустройства велосипедных и тротуарных дорожек.

Важная информация! Литой асфальт продается упакованным в специальный контейнер, полностью готовым к использованию.

Литой асфальт выгодно отличается от обычного количеством компонентов и технологией укладки. Приготовленную смесь разогревают до 250 С. За счет высокой температуры она принимает форму текучей смеси, что позволяет равномерно распределить ее по поверхности дороги. Для укладки не требуется каток для уплотнения.

Основные преимущества литого асфальта:

  1. Он позволяет быстро и легко и быстро отремонтировать любые поверхности.
  2. Экологичность, безопасность, не боится химикатов и соли.
  3. Обладает водонепроницаемостью и повышенной устойчивостью к деформации.
  4. Износостойкость и долговечность.

Асфальт – востребованный материал, который используется в дорожном строительстве. Он подразделяется на разные виды, марки и типы, в зависимости от исходных компонентов, составляющих смесь и от соотношения массовых частей каждого из них в общем составе. Важную часть играют характеристики задействованных составляющих, например, размер фракций щебня или уровень очистки применяемого песка и минерального порошка. Любые типы асфальта содержат щебень или гравий, который является защитным элементом и повышает устойчивость покрытия к динамическим нагрузкам и внешним воздействиям.

Технология укладки асфальта различного типа

  • Горячий метод

Этим методом укладки пользуются достаточно часто. Причина популярности заключается в относительной дешевизне работ и в хорошем качестве получаемого покрытия. В соответствии со СНиПом смесь желательно нагревать до 130 градусов Цельсия, чтобы в процессе укладки температура смеси не упала ниже 100 градусов.

Формировать асфальтовое покрытие горячим способом можно и вручную, например, при использовании различных типов асфальта для тротуаров. Процесс состоит из следующих этапов:

  • Подготовка бетоносмесителя. В качестве приспособления для приготовления смеси подойдет замкнутая металлическая бочка с проделанными по центру сверху и снизу отверстиями диаметром 16 мм. Далее в эти отверстия продевается прочная ось и сваривается с корпусом. К бокам бочки надежно приделываются ручки для вращения. Получившаяся конструкция затем устанавливается на опорный каркас.
  • Засыпка компонентов. В этот импровизированный смеситель засыпаются щебень и минеральный порошок для последующего смешивания. Битум следует разогреть в отдельной огнеупорной таре. Разогретую массу затем заливают в смеситель, который начинают непрерывно вращать. Количество добавляемой смолы должно составлять 10% от общего объема. После этого следует засыпать песок и тщательно перемешать состав.
  • Укладка. Горячая смесь укладывается слоем примерно 5 см на подготовленную основу и затем тщательно трамбуется ручным катком. Для получения гладкой поверхности рабочее колесо катка следует смачивать водой.

Качественно уложенный асфальт выдержит нагрузку до 5 т и не утратит своих качеств под действием солнца и атмосферных осадков.

  • Холодный метод

Для укладки данным методом понадобится готовая асфальтовая смесь, имеющаяся в продаже в специализированных магазинах. Она не требует долгого предварительного приготовления как в случае с горячим асфальтом. Однако стоимость данного продукта достаточно высока. К тому же получающееся в результате покрытие подвержено негативному влиянию высоких температур.

В соответствии с ГОСТ 11-10-75 использование холодного метода асфальтирования при строительстве основных дорог запрещено. Допускается применение смеси лишь в дорожном ремонте либо при обустройстве дорожек на дачных участках.


Это интересно!

“Последовательность этапов проектирования: от сбора разрешительной документации до проведения экспертизы”

Подробнее

Процесс укладки выполняется в несколько этапов:

  • Подготовка. Заранее выбирается и приобретается готовая смесь. С участка, где планируется укладка асфальта, удаляется слой почвы толщиной около 10 см. На половину этой толщины засыпают щебень, который затем тщательно уплотняют.
  • Укладка смеси. Смесь выкладывается в 2 слоя толщиной по 2-3 см каждый. Оба слоя необходимо тщательно утрамбовать ручным катком, после выкладывания и трамбовки нижнего слоя следует выждать 20 минут.
  • Завершающий этап. Получившуюся поверхность нужно снова утрамбовать и слегка увлажнить. Через 24 часа покрытие можно эксплуатировать.

Благодаря применению уже готовой смеси на строительные работы уйдет немного времени. Так, формирование пешеходной дорожки займет всего несколько часов. Ямочный ремонт и вовсе выполняется за 5 минут.

Рекомендации по укладке

Если речь идет о высоких нагрузках и интенсивном движении, покрытие кладут в 3-4 слоя общей толщиной 11-15 сантиметров.

Щебень

Материал транспортируется в специальном теплоизоляционном бункере, где работают горелки и смесители, подогревающие и перемешивающие ингредиенты. Стелить такой асфальт можно даже на мокрое основание.

Особые виды асфальтобетонов и асфальтобетонных смесей

Щебеночно-мастичная асфальтобетонная смесь (ЩМАС)

  • ЩМА-20 (с наибольшим размером зерна до 20 мм)
  • ЩМА-15 (…до 15 мм)
  • ЩМА-10 (…до 10 мм)
  • ЩМА-5 (…до 5 мм)

Литая асфальтобетонная смесь

Полимерасфальтобетонная смесь (на полимерно-битумном вяжущем)

Цветная асфальтобетонная смесь

  • для устройства разделительных полос и выделенных полос движения общественного транспорта;
  • для выделения пешеходных переходов и остановок общественного транспорта;
  • для создания велосипедных дорожек.

Кроме этого, цветной асфальтобетон может применяться в декоративных целях при оформлении площадей, парковых дорожек и аллей, тротуаров и пешеходных дорожек, спортивных площадок и других объектов.

Стеклоасфальтобетонная смесь

Резиноасфальтобетонная смесь

Резинированная дренирующая асфальтобетонная смесь

Резинированная дренирующая асфальтобетонная смесь — высокопористая асфальтобетонная смесь (остаточная пористость от 14 до 25 %) в которой в качестве вяжущего используется материал содержащий:

  • резино-полимерно-битумное вяжущее на основе вязкого нефтяного битума;
  • вторичный линейный полиэтилен низкой плотности;
  • резиновую крошку (с размером зерна до 1 мм).

Главной особенностью резинированного дренирующего асфальтобетона является наличие системы сообщающихся пор, которая позволяет быстро отводить воду с асфальтированной поверхности, осушая ее и тем самым, повышая безопасность дорожного движения.

Каковы виды использования асфальта?

Асфальт повсюду в американских общинах. Асфальт представляет собой липкую, черную, полутвердую форму нефти, используемую для связывания заполнителя. Универсальный материал, асфальт создает гладкую и прочную поверхность для проездов, пешеходных дорожек, дорог и парковок.

Некоторые другие виды использования асфальта могут быть менее распространены, но остаются важным элементом в строительстве и на открытых площадках. В жидкой форме асфальт используется для гидроизоляции стен и поверхностей, а также в качестве черепицы для кровли жилых домов. Разнообразие промышленного и рекреационного использования асфальта делает его идеальным выбором для многих областей строительства.

Какие существуют типы асфальта?

Как один из наиболее перерабатываемых и повторно используемых типов дорожного покрытия на рынке, асфальт используется на 94 процентах дорог с твердым покрытием в Америке. Однако не все асфальты одинаковы. Химический состав и другие свойства определяют тип асфальта, по которому вы едете.

Типы асфальта

Домовладельцам и подрядчикам доступно несколько типов асфальтового покрытия. Какой тип подходит для вашего проекта? Узнайте о пяти распространенных типах асфальтобетонного покрытия ниже.

  • Горячая смесь – смесь приблизительно 95 процентов камня, песка или гравия, связанных вместе асфальтовым вяжущим, горячая смесь нагревается и выливается при температуре 300°F.
  • Теплая смесь – Поскольку смешивается и транспортируется при более низких температурах, теплая смесь остывает не так быстро, как горячая. В его состав входят эмульсии, которые облегчают заливку и нанесение.
  • Холодная смесь – Эта формула не требует нагрева и является самой доступной асфальтобетонной смесью. Используется для ремонта выбоин и трещин на асфальте.
  • Разжиженный асфальт – Комбинация битумного вяжущего и нефтяного растворителя. Разбавленный асфальт используется из-за его меньшей вязкости или толщины. Он содержит летучие химические вещества и запрещен во многих областях.
  • Мастика – Асфальтовая мастика с плотной и прочной формулой является гидроизоляционным средством. Это смесь асфальта, каменного наполнителя и минерального порошка, которая нагревается и перемешивается при высоких температурах.

Чтобы узнать больше о процессе производства асфальта ознакомьтесь с нашим блогом Что такое асфальт и как его производят?

Для чего используется асфальт?

Горячая смесь распределяется и укатывается по автомагистралям, автомагистралям и дорогам. Теплая смесь также может использоваться на автомагистралях и дорогах и идеально подходит для туннелей и дней, когда качество воздуха низкое. Холодную смесь можно использовать в холодную или теплую погоду для ремонта выбоин и трещин, и она даже превосходит окружающее дорожное покрытие .

Подрядчики используют разжиженный битум для выравнивающих покрытий, противотуманных уплотнений, шламовых покрытий и в качестве стабилизирующего элемента в смесях, в то время как битумная мастика используется в строительстве и для гидроизоляции крыш и подземных хранилищ.

Необычное применение асфальта

Многие архитекторы используют асфальт при строительстве дамб, водохранилищ, детских площадок и парков. Фермеры используют асфальт для покрытия дна удерживающих прудов, где они разводят рыбу, и в загонах для скота. Асфальт также является идеальным решением для защиты от наводнений и эрозии почвы. Автопроизводители полагаются на асфальт, чтобы предотвратить ржавчину и дорожный шум в крыльях и капотах автомобилей.

Нужно сделать ремонт асфальта? Ознакомьтесь с нашими продуктами для асфальта , чтобы узнать, какой продукт подходит для вашего следующего проекта.

» Асфальтовое вяжущее/цемент

Слово «асфальт» происходит от позднесреднеанглийского («asphaltum» и «асфальт»), в свою очередь, от французского (позднелатинского) «asphalte», корнями которого являются древнегреческие. Показательно, что асфальт использовался древними и как цемент для крепления или соединения различных предметов, и как гидроизоляционный материал. Геродот упомянул, что битум был привезен в Вавилон для строительства его гигантской крепостной стены, а Библия упоминает его использование для крепления кирпичей при строительстве Вавилонской башни.

Асфальт представляет собой липкую, черную и очень вязкую жидкую или полутвердую форму нефти. Он может быть найден в природных месторождениях или может быть продуктом переработки; это вещество классифицируется как смола. Асфальт встречается в природе в нескольких местах в мире, например, в озере на острове Тринидад и в «смоляных карьерах» ЛаБреа в центре Лос-Анджелеса. Однако большая часть асфальта, используемого сегодня для мощения, производится из сырой нефти. Жидкий асфальт — самая тяжелая часть сырой нефти — то, что остается после перегонки всех летучих легких фракций для таких продуктов, как бензин.

Асфальт НЕ смола.

Асфальт/битум иногда путают с «дегтем», который представляет собой аналогичный черный термопластичный материал, получаемый путем деструктивной перегонки угля. В начале и середине 20-го века, когда производился городской газ, смола была легкодоступным продуктом и широко использовалась в качестве связующего для дорожных заполнителей. Добавление гудрона к дорогам из щебня привело к слову асфальт , которое теперь используется в просторечии для обозначения дорожных материалов. Однако с 19В 70-х годах, когда природный газ пришел на смену городскому газу, асфальт/битум полностью заменил использование гудрона в этих областях. Другие примеры этой путаницы включают карьеры La Brea Tar Pits и канадские битуминозные пески. Смола — это еще один термин, который иногда ошибочно используется для обозначения асфальта / битума, как, например, в Pitch Lake.

Первыми в Новом Свете асфальт/битум стали использовать коренные народы. На западном побережье еще в 13 веке коренные американцы собирали встречающийся в природе асфальт/битум, который просачивался на поверхность над нижележащими нефтяными месторождениями, и использовали его в качестве клея. Он встречается на многих различных артефактах инструментов и церемониальных предметов. Его также использовали в качестве герметика на корзинах, чтобы сделать их водонепроницаемыми для переноски воды, и для герметизации досок океанских каноэ.

Жидкий асфальт – это сильное вяжущее вещество, легко прилипающее, обладающее высокой водонепроницаемостью и долговечностью. При смешивании с песком и заполнителями смесь называется асфальтобетоном. Эта смесь придает контролируемую гибкость, что имеет решающее значение при строительстве и эксплуатации дорожных покрытий.

Дороги в США были вымощены материалами, включающими асфальт/битум, по крайней мере, с 1870 года, когда была заасфальтирована улица перед мэрией Ньюарка, штат Нью-Джерси. В 1875 году президент Улисс С. Грант распорядился, чтобы Пенсильвания-авеню в Вашингтоне, округ Колумбия, была вымощена тринидадским асфальтом (естественным асфальтом с острова Тринидад) как раз к празднованию национального столетия. Три десятилетия спустя дорога к Капитолию была заасфальтирована новым улучшенным асфальтом, изготовленным из нефти.

Асфальтовое вяжущее/сортировка цемента

Асфальтовые вяжущие чаще всего классифицируют по их физическим свойствам, и на эти свойства существенно влияет температура. Физические свойства асфальтобетонного вяжущего непосредственно определяют его поведение в качестве компонента асфальтобетонного (АБ) покрытия. Несмотря на то, что во всем мире по-прежнему широко используются показатели проникновения и вязкости асфальтового вяжущего, были разработаны новые тесты и спецификации для вяжущих, чтобы более точно охарактеризовать битумные вяжущие для использования в покрытиях с переменным током.

Самая передовая система классификации асфальтового вяжущего – это система с оценкой производительности (PG), разработанная в рамках Стратегической программы исследований автомобильных дорог (SHRP) стоимостью 50 миллионов долларов и принятая в США. Система классификации PG основана на идее, что асфальтовое вяжущее свойства должны быть связаны с условиями, в которых он используется. Асфальтовые вяжущие на основе PG выбираются с учетом ожидаемых климатических условий, а также соображений старения (времени). Таким образом, система PG использует общий набор тестов для измерения физических свойств вяжущего, которые могут быть непосредственно связаны с полевыми характеристиками дорожного покрытия при экстремальных температурах.

Superpave Performance Grade (PG)

Классификация PG основана на идее, что свойства битумного вяжущего должны быть связаны с условиями, в которых оно используется. Для битумных вяжущих сюда относятся ожидаемые климатические условия, а также факторы старения. Таким образом, система PG использует общий набор тестов (как и более старые системы определения пенетрации и вязкости), но указывает, что конкретное битумное вяжущее должно пройти эти испытания при определенных температурах, которые зависят от конкретных климатических условий в районе использования. Следовательно, связующее, используемое в пустыне Сонора в Калифорнии/Аризоне/Мексике, будет иметь другие свойства, чем связующее, используемое в тундре на Аляске.

  Как читать PG

Система классификации PG основана на климате, поэтому обозначение категории состоит из двух частей: высокой и низкой рабочей температуры дорожного покрытия. Основной проблемой при эксплуатации при высоких температурах является образование колеи, для накопления которой обычно требуется время, поэтому для описания высокотемпературного климата используется средняя максимальная температура дорожного покрытия за 7 дней. Что касается низких температур, то термическое растрескивание может произойти в течение одной очень холодной ночи; поэтому минимальная температура дорожного покрытия используется для описания низкотемпературного климата. Как для высокотемпературных, так и для низкотемпературных классов марки PG классифицируются с шагом 6°C. Средняя максимальная температура дорожного покрытия за 7 дней обычно колебалась от 46 до 82°C, а минимальная температура дорожного покрытия обычно колебалась от -46°C до -10°C.

Вяжущее, обозначенное как PG 64-22, должно соответствовать критериям эффективности при средней максимальной температуре покрытия в течение 7 дней 64°C, а также при минимальной температуре покрытия -22°C. Обратите внимание, что максимальная температура дорожного покрытия обычно выше температуры воздуха примерно на 20°C, поскольку дорожное покрытие темного цвета поглощает тепло и сохраняет его. Максимальная температура дорожного покрытия обычно измеряется примерно на 1 дюйм ниже поверхности дорожного покрытия. Минимальная температура дорожного покрытия возникает на поверхности дорожного покрытия и немного выше температуры воздуха (земля никогда не бывает такой холодной, как воздух).

Обычная минимальная используемая надежность составляет 98%, поэтому это означает, что при выборе вяжущего PG 64-22 асфальтовое вяжущее в дорожном покрытии переменного тока должно удовлетворительно работать в нормальных условиях движения в месте, где экстремальная температура дорожного покрытия находится в диапазоне от −22°C до 64°C в течение всего срока службы с минимальным доверительным интервалом 98%.