Как закачать антифриз в закрытую систему отопления: Как заполнить закрытую систему отопления антифризом

Как залить теплоноситель в закрытую систему отопления: залив антифриза THERMAGENT

В качестве теплоносителя системы отопления могут использоваться вода или антифриз. Преимущества первой – в дешевизне, малой вязкости, высокой теплоемкости. Так, если нужно заполнить отопительную систему старого типа с металлическими трубами среднего диаметра и массивными чугунными радиаторами, потребуется достаточно большой объем теплоносителя. Очевидно, что, используя воду, в этом случае можно существенно сэкономить. Важно учитывать при этом и недостатки воды как теплоносителя, и прежде всего – температуру ее замерзания. Если воздух в помещении охлаждается до 0 °С и ниже, такой теплоноситель может замерзнуть, увеличиться в объеме и нанести непоправимый ущерб всей системе. Кроме того, в воде содержатся минеральные добавки, которые в процессе эксплуатации образуют отложения на внутренних стенках труб, радиаторов и других элементов системы отопления. В результате снижается эффективность теплообмена, сокращается рабочий ресурс насоса и расширительного бачка.

Использование антифризов в системах отопления

Антифризы – незамерзающие теплоносители – не боятся низких температур и не содержат примесей, ухудшающих работу системы. Так, теплоноситель THERMAGENT ЭКО, разработанный и созданный специалистами АО «Обнинскоргсинтез», предлагается в двух исполнениях – с минимальными рабочими температурами –20 °С и –30 °С. В состав антифриза входят функциональные присадки, замедляющие коррозию омываемых поверхностей.

Расчет объема

Чтобы понять, сколько нужно теплоносителя для заполнения системы, рассчитывают внутренний объем контура. Искомое значение получают, суммируя емкости котла, труб, расширительного бачка, радиаторов. Вместимость котла, бачка и радиаторов можно найти в технической документации к этим изделиям или на сайтах производителей. Для определения объема труб (в м3) можно воспользоваться формулой:

V = π(D/2)2*l, где D и l – диаметр и длина трубы (в метрах).

Расчетное значение умножают на 1,15 и получают итоговый результат. Более простой способ определения объема контура – заполнение его водой с последующим сливом в мерную емкость.

Заполнение системы открытого типа

Циркуляция теплоносителя в открытом отопительном контуре происходит под воздействием атмосферного давления. Жидкость, которая при нагревании увеличивается в объеме, выходит в расширительную емкость (бачок), расположенную в верхней точке системы. Остывшая жидкость возвращается в контур. Воздух, который попадает в систему, также выходит через бачок. Заполнить открытый контур можно через нижний вентиль под давлением или просто добавляя теплоноситель в расширительную емкость. Заполнение системы продолжают до тех пор, пока уровень жидкости в бачке не достигнет отметки, соответствующей температуре теплоносителя. Жидкость заливают не сразу, а постепенно, чтобы воздушные пробки, которые оказались в системе, могли подняться в верхнюю точку контура. Когда емкость заполнена, проверяют воздушные клапаны. Если в радиаторах и трубах выявляются скопления воздуха, их стравливают и жидкость снова доливают до требуемого уровня.

Особенности работы закрытой системы отопления

Отопительная система закрытого типа имеет герметичный, изолированный от атмосферы контур. В расширительном бачке предусмотрена резиновая мембрана, которая разделяет емкость на два отсека – с теплоносителем и сжатым воздухом (гидрокамера и пневмокамера). В состоянии равновесия давление воздуха компенсирует давление жидкости в системе отопления. При нагревании теплоноситель расширяется и поступает в гидрокамеру. За счет эластичности мембраны объем пневмокамеры при этом уменьшается, а создаваемое усилие в ней увеличивается. Благодаря этому компенсируется давление в гидрокамере, и система возвращается в состояние равновесия.

Заполнение закрытой отопительной системы

Доливать антифриз или воду в закрытый контур лучше вдвоем, когда один человек заливает жидкость, а второй наблюдает за воздушным клапаном в верхней точке контура. Залить теплоноситель можно и самостоятельно, но делать это нужно под небольшим напором, периодически поднимаясь от вентиля до клапана. Подпитывающий патрубок обычно устанавливают в нижней точке контура, вблизи котла. Обратный клапан, которым оснащают патрубок, обеспечивает подачу жидкости в систему и не дает вытекать ей обратно. Контур следует считать заполненным, если манометр бойлера показывает рабочее давление. Дождавшись появления жидкости в верхнем воздушном клапане, стравливают воздух и из остальных клапанов, начиная с самого нижнего.

Используемое оборудование

Для заполнения системы водой контур можно подключить через патрубок прямо к водопроводному вентилю. В двухконтурных котлах предусмотрен встроенный клапан подпитки, который еще более упрощает долив воды. Если же отопительная система заполняется антифризом, потребуется насос – ручной или с электроприводом. Опустив входной шланг в емкость с теплоносителем и присоединив выходной патрубок к контуру, включают насос и заполняют систему до момента, когда манометр бойлера покажет рабочее давление. От воздушных пробок избавляются так же, как и при заполнении водой. Некоторые современные модели бойлеров оснащены функцией самостоятельного сброса воздуха. Если такой опции нет, а при включении насоса слышны звуки журчащей и булькающей жидкости, можно немного открутить его крышку, чтобы дать выйти воздуху. Крышку закручивают, когда выступит жидкость.

Долив теплоносителя

Если необходимо долить отопительную систему с водно-гликолевым теплоносителем, можно использовать состав «TERMAGENT Multi –40°С ЭКО» от «Обнинскоргсинтез», специально разработанный для этих целей. Продукт неагрессивен по отношению к материалам уплотнителей, полимерам, черным и цветным металлам. Флуоресцентный краситель в его составе позволяет быстро определять места протеканий. После пополнения теплоносителя не следует включать котел сразу на полную мощность. Нужно дать насосу поработать какое-то время, чтобы жидкость перемешалась, и ее температура выровнялась.

Таким образом, доливая в отопительный контур жилого или служебного помещения качественный антифриз от проверенного производителя, например, из каталога АО «Обнинскоргинтез», вы обеспечите высокоэффективную работу системы отопления и продлите срок службы оборудования, из которого она состоит.

Теплоноситель для системы отопления: как выбрать, закачать

Выжить зимой без отопления в нашей стране практически невозможно, потому ее устройству уделяют много времени, сил и средств. Наиболее распространенный у нас вид обогрева — водяное (жидкостное) отопление. Его составная часть — теплоноситель. Как выбрать теплоноситель для системы отопления, как его закачать — в статье. 

Содержание статьи

  • 1 Что такое теплоноситель и каким он должен быть
  • 2 Особенности использования воды в качестве теплоносителя
  • 3 Антифризы для отопления
    • 3.1 Виды незамерзающих жидкостей и их свойства
    • 3.2 Особенности систем с антифризом в качестве теплоносителя
  • 4 Как закачать теплоноситель
    • 4.1 Заливаем самотеком
    • 4.2 Заливаем с помощью погружного насоса
    • 4.3 Используем насос для опрессовки

Что такое теплоноситель и каким он должен быть

Теплоноситель в жидкостной отопительной системе — это то вещество, посредством которого тепло переносится от котла к радиаторам. В наших системах качестве теплоносителя используется вода или особые незамерзающие жидкости — антифризы. При выборе необходимо руководствоваться несколькими критериями:

С учетом этих требований наиболее подходящая жидкость для система отопления — вода. Она безопасна, безвредна, имеет высокую теплоемкость, а строк эксплуатации неограничен. Но в тех системах отопления, где велика вероятность простоя зимой, вода может сослужить плохую службу. Если она замерзнет, разорвет трубы и/или радиаторы. Потому в таких системах применяют антифризы. При отрицательных температурах они теряют текучесть, но оборудование не рвут. Так что выбрать теплоноситель для системы отопления с этой точки зрения легко: если система находится все время под присмотром и работоспособном состоянии, использовать можно воду. Если дом временного проживания (дача) или он надолго может оставаться без присмотра (командировки, зимний отпуск), если в регионе возможно частое и/или длительное отключение электроэнергии, лучше в систему заливать антифриз.

Особенности использования воды в качестве теплоносителя

С точки зрения эффективности переноса тепла вода — идеальный теплоноситель. Она имеет очень высокую теплоемкость и текучесть, что позволяет доставлять тепло к радиаторам в требуемом объеме. Какую воду заливать? Если система закрытого типа, заливать можно воду прямо из крана.

Да, водопроводная вода неидеальна по составу, в ней содержатся соли, некоторое количество механических примесей. И да, они осядут на элементах системы отопления. Но это произойдет один раз: в закрытой системе теплоноситель циркулирует годами, подпитка небольшим количеством требуется очень редко. Потому никакого ощутимого вреда некоторое количество осадка не принесет.

Вода как теплоноситель для систем отопления почти идеальна

Если отопление открытого типа требования к качеству воды, как к теплоносителю, намного выше. Тут происходит постепенное испарение воды, которое периодически восполняется  — воду доливают. Таким образом получается, что концентрация солей в жидкости все время увеличивается. А это означает, что и осадок на элементах тоже накапливается. Именно поэтому в системы отопления открытого типа (с открытым расширительным бачком на чердаке) заливается очищенная или дистиллированная вода.

В данном случае лучше использовать дистиллят, но достать его в требуемом объеме бывает проблематично, да и дорого. Тогда можно заливать очищенную воду, которая пропущена через фильтры. Наиболее критично наличие большого количества железа и солей жесткости. Механические примеси тоже ни к чему, но с ними бороться проще всего — несколько сетчатых фильтров с ячейкой разных размеров помогут отловить большую их часть.

Чтобы не покупать очищенную воду или дистиллят, ее можно подготовить самостоятельно. Во-первых, налить и отстоять, чтобы осела большая часть железа. Отстоявшуюся воду аккуратно перелить в большую емкость и прокипятить (крышкой не закрывать). Этим удаляются соли жесткости (калия и магния). В принципе, уже такая вода неплохо подготовлена и ее можно заливать в систему. А доливать потом уже или дистиллированной водой или питьевой очищенной. Это уже не так бьет по карману, как первоначальная заливка.

Антифризы для отопления

Виды незамерзающих жидкостей и их свойства

Антифризы есть на основе двух веществ: этилен-гликоля и пропилен-гликоля. Первый более дешев, замерзает при более низких температурах, но очень токсичен. Отравиться можно не только выпив, но даже просто замочив руки или надышавшись парами. Второй незамерзающий теплоноситель для системы отопления — на основе пропилен-гликоля.Он более дорог, но безопасен. Иногда он даже используется как пищевая добавка. Его минус (кроме цены) — он теряет текучесть при более высоких температурах чем пропилен-гликоль.

Этилен-гликолевый теплоноситель очень ядовит

Несмотря на высокую токсичность чаще покупают этилен-гликолевые теплоносители. Связано это, скорее всего, с ценой — пропилен-гликоль дороже раза в два. Но этилен-гликолевые антифризы в чистом виде еще и химически активны, могут вспениваться, имеет повышенную текучесть. С пеной и активностью борются присадками, а повышенная текучесть никак не корректируется. В паре с токсичностью она — опасное сочетание. Если есть где-то малейшая возможность, этот антифриз протечет. А так как и его пары ядовиты, ни к чему хорошему это не приведет. Поэтому, если есть возможность, используйте пропилен-гликоль.

НазваниеВеществоВесДиапазон рабочих темпеартурНачало кристализацииТемпература термического разложенияСрок службыВозможность разведения водойЦена
Dixis (Диксис) 65моноэтиленгликоль10 кг -65°С ~ +95°С-66°С+ 111°C10 летда850 руб
Тёплый Дом — Экопропиленгликоль10 кг -30°С до +106°С-30°C+170°С5 летда1050 руб
Dixis TOP (Диксис ТОП) -30пропиленгликоль10 кг-30°С до +100°С— 31°C +106°С3 годада960 руб
ANTIFROST на основе глицеринаглицерин10 кг -30°С до +105°С4 годанет700 руб
PRIMOCLIMA ANTIFROST на основе пропиленгликоля пропиленгликоль10 кг -30°С до +106°С-30°C +120°С5 летда762 руб
ТЕРМАГЕНТ 30этиленгликоль10 кг-20°С до +90°С-30°C+170°С10 летнет650 руб
Теплоком (глицериновый)глицерин10 кг – 30°С до +105°С8 летнет780 руб

Еще один важный недостаток — этилен-гликоль очень плохо реагирует на перегрев, а перегрев наступает при довольно низкой температуре.

Уже при +70°C образуется большое количество осадка, который оседает на элементах системы отопления. Отложения снижают теплоотдачу, что снова ведет к перегреву. В связи с этим в системах с котлами на твердом топливе такие антифризы не используют.

Пропилен-гликоль, наоборот, химически почти нейтрален. Он меньше всех теплоносителей реагирует с другими веществами, перегрев наступает при более высоких температурах и приводит не к таким последствиям.

Пропилен-гликолевый теплоноситель безопасен , но стоит дороже и замерзает при более высоких температурах

В конце прошлого столетия был разработан антифриз для систем отопления на основе глицерина. Он — это нечто среднее между этиленовыми и пропиленовыми теплоносителями. Он безопасен для человека, но не очень хорошо влияет на прокладки, также плохо реагирует на перегрев. По цене и температурным характеристикам он примерно в том же диапазоне, что и пропиленовые теплоносители (смотрите таблицу).

Особенности систем с антифризом в качестве теплоносителя

При проектировании системы отопления надо изначально принимать во внимание теплоноситель. Это связано с более низкой теплоемкостью незамерзающих жидкостей, а также другими их свойствами. Если все оборудование было рассчитано на воду, а зальют в нее антифриз, могут возникнуть следующие проблемы:

Как вы поняли, лучший теплоноситель для системы отопления — вода. Она и лучше по характеристикам и в разы дешевле. Если же отоплению грозит разморозка, приходится заливать антифризы, но не автомобильные, а специальные — для отопления. В этом случае, при наличии достаточного количества средств, лучше использовать пропилен-гликоль. Этиленовые незамерзайки — крайний случай. Они пригодны в системах закрытого типа, в которых установлены специальные прокладки и автоматизированные котлы, которые не допустят перегрева.

Чтобы покупателям было проще ориентироваться, в теплоносители добавляют красители. В этиленовые — красные или розовые, в пропиленовые — зеленый, в глицериновые — голубой. Через некоторое время цвет может стать нет таким интенсивным или пропасть совсем. Это происходит из-за термического разрушения красителей, но на свойства самого антифриза не влияет.

Как закачать теплоноситель

Проблемы обычно возникают только с системами закрытого типа, так как открытые заполняются через расширительный бак. В него просто наливается теплоноситель для системы отопления. Он под действием силы гравитации растекается по системе. Важно чтобы при заполнении системы все воздухоотводчики были открыты.

Открытая система отопления заполняется через расширительный бак

Есть несколько способов заправить закрытую систему отопления теплоносителем. Есть способ заполнения без использования техники — самотеком, есть с погружным насосом типа «Малыш» или специальным, с помощью которого делают опрессовку системы.

Заливаем самотеком

Этот способ закачать теплоноситель для системы отопления хоть и не требует оборудования, но уходит на него много времени. Приходится долго выжимать воздух и так же долго набирать нужное давление. Его, кстати, накачиваем автомобильным насосом. Так что оборудование все-таки потребуется.

Находим самую высокую точку. Обычно это какой-то из газоотводчиков (его снимаем). При заполнении открываем кран для спуска теплоносителя (самая низкая точка). Когда через него побежит вода, система заполнена.

При таком способе можно шланг подключить от водопровода, можно подготовленную воду налить в бочку, поднять ее выше точки входа и так залить ее в систему. Также заливается и антифриз, но при работе с этиленгликолем потребуется респиратор, защитные резиновые перчатки и одежда. При попадании вещества на ткань или другой материал он тоже становится токсичным и подлежит уничтожению.

Следить за давлением надо по манометру

Когда система заполнена (из крана для слива побежала вода), берем резиновый шланг длиной порядка 1,5 метров, крепим его к входу в систему. Выбираем вход так, чтобы виден был манометр. В этой точке  устанавливаем обратный клапан и шаровый кран. К свободному концу шланга крепим легко снимающийся переходник для подключения автомобильного насоса. Сняв переходник, в шланг наливаем теплоноситель (держим поднятым вверх). Заполнив шланг, при помощи переходника подсоединяем насос, открываем шаровый кран и насосом закачиваем жидкость в систему. Надо следить чтобы не закачивался воздух. Когда почти вся содержащаяся в шланге вода закачана, кран закрывается, операция повторяется. На небольших системах чтобы получить 1,5 Бар, придется повторять ее 5-7 раз, с большими придется возиться дольше.

Заливаем с помощью погружного насоса

Для создания рабочего давления теплоноситель для системы отопления можно закачивать маломощным погружным насосом типа Малыш. Его подключаем к самой низкой точке (не точка слива системы). Насос подключаем через шаровый кран и обратный клапан, на точке слива системы ставим шаровый кран.

Теплоноситель наливаем в емкость, опускаем насос, включаем его. В процессе работы постоянно добавляем теплоноситель — насос не должен гнать воздух.

В процессе следим за манометром. Как только его стрелка сдвинулась с нулевой отметки — система заполнена. До этого момента ручные воздухоотводчики на радиаторах могут быть открыты — через них будет выходить воздух. Как только система заполнилась, их надо закрыть.

Далее начинаем поднимать давление — продолжаем насосом качать теплоноситель для системы отопления. Когда оно достигнет требуемой отметки, насос останавливаем, шаровый кран закрываем. Открываем все воздухоотводчики (на радиаторах тоже). Воздух выходит, давление падает. Снова включаем насос, докачиваем немного теплоносителя, пока давление не достигнет проектного значения. Снова спускаем воздух. Так повторяем до тех пор, пока их воздухоотводчиков не перестанет выходить воздух.

Далее можно запустить циркуляционный насос, снова стравить воздух. Если при этом давление осталось в пределах нормы, теплоноситель для системы отопления закачан. Можно запускать ее в работу.

Используем насос для опрессовки

Заполняется система так же, как и в описанном выше случае. При этом насос используется специальный.