Гранулят асфальтобетонный: ГОСТ Р 55052-2012 Гранулят старого асфальтобетона. Технические условия

Содержание

ГОСТ Р 55052-2012 Гранулят старого асфальтобетона. Технические условия


ГОСТ Р 55052-2012

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГРАНУЛЯТ СТАРОГО АСФАЛЬТОБЕТОНА

Технические условия

Reclaimed asphalt. Specifications

ОКС 93.080.20

Дата введения 2013-07-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Федеральным автономным учреждением «Федеральный центр нормирования, стандартизации и технической оценки соответствия в строительстве» (ФАУ «ФЦС»)

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 465 «Строительство»

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 9 ноября 2012 г. N 705-ст

4 Настоящий стандарт разработан с учетом основных нормативных положений европейского стандарта ЕН 13108-8:2005* «Смеси битумные. Технические условия на материал. Часть 8. Регенерированный асфальт» (EN 13108-8:2005 «Bituminous mixtures — Material specifications — Part 8: Reclaimed asphalt», NEQ), а также в части методов расчета показателей свойств битума в асфальтобетонной смеси на основе гранулята по ЕН 13108-1:2006 «Смеси битумные. Технические условия на материал. Часть 1. Асфальтобетон» (EN 13108-1:2006 «Bituminous mixtures — Material specifications — Part 1: Asphalt Concrete», NEQ)

________________

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. — .

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Сентябрь 2019 г.

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на гранулят старого асфальтобетона (далее — гранулят), предназначенный в качестве материала при строительстве и ремонте автомобильных дорог, аэродромов, городских улиц, площадей и других сооружений, и устанавливает типы и основные параметры, технические требования, методы контроля, требования безопасности и охраны окружающей среды, правила приемки, транспортирования и хранения, гарантии изготовителя.

Область применения, характеристики и содержание гранулята определяются нормативными документами на смеси органоминеральные и асфальтобетонные на основе гранулята (далее — смеси), а также технологическими регламентами на виды работ, которые предусматривают повторное использование старого асфальтобетона.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 12.1.004 Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требования

ГОСТ 12.1.005 Система стандартов безопасности труда. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны

ГОСТ 12.1.007 Система стандартов безопасности труда. Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности

ГОСТ 12.3.002 Система стандартов безопасности труда. Процессы производственные. Общие требования безопасности

ГОСТ 17.2.3.02 Правила установления допустимых выбросов загрязняющих веществ промышленными предприятиями

ГОСТ 8267 Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия

ГОСТ 8269.0 Щебень и гравий из плотных горных пород и отходов промышленного производства для строительных работ. Методы физико-механических испытаний

ГОСТ 8735 Песок для строительных работ. Методы испытаний

ГОСТ 8736 Песок для строительных работ. Технические условия

ГОСТ 9128 Смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон. Технические условия

ГОСТ 11501 Битумы нефтяные. Метод определения глубины проникания иглы

ГОСТ 11506 Битумы нефтяные. Метод определения температуры размягчения по кольцу и шару

ГОСТ 12801 Материалы на основе органических вяжущих для дорожного и аэродромного строительства. Методы испытаний

ГОСТ 30108 Материалы и изделия строительные. Определение удельной эффективной активности естественных радионуклидов

ГОСТ 31424 Материалы строительные нерудные из отсевов дробления плотных горных пород при производстве щебня. Технические условия

ГОСТ Р 52129 Порошок минеральный для асфальтобетонных и органоминеральных смесей. Технические условия

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 гранулят старого асфальтобетона: Продукт, полученный в результате холодного фрезерования асфальтобетонных покрытий или дробления асфальтобетонного лома и последующего грохочения.

3.2 асфальтобетонный лом: Куски асфальтобетона размером более толщины ремонтируемого покрытия.

3.3 агрегатный состав: Состав гранулята по содержанию и крупности агрегатов (комков асфальтобетона).

3.4 смеси органоминеральные и асфальтобетонные на основе гранулята: Искусственные смеси гранулята, минеральных материалов и битумных вяжущих (вязких или жидких битумов, вспененных битумов, дорожных эмульсий, битумных паст и др.) с добавлением минеральных вяжущих или без них.

3.5 органическое вяжущее: Вяжущее, выделенное из гранулята или из асфальтобетонной смеси методом экстрагирования по ГОСТ 12801.

3.6 инородные примеси: Включения чужеродного происхождения, присутствующие в общей массе гранулята.

4 Типы и основные параметры

4.1 Гранулят в зависимости от крупности характеризуют максимальным размером агрегатов , наибольшим и наименьшим размерами зерен минеральной части, а также при необходимости половиной суммы наибольшего и наименьшего размеров зерна. Наименьший размер зерен минеральной части гранулята допускается не определять, условно приняв его значение равным 0.

4.2 Условное обозначение гранулята при заказе и поставке должно отражать его крупность в миллиметрах и иметь вид:

.

Пример условного обозначения гранулята

.

4.3 Гранулят классифицируется по содержанию инородных включений. Примеси строительного мусора, не относящиеся к старому асфальтобетону, принято подразделять на две группы:

— 1 — неорганические материалы, такие как бетон, цементный раствор, металл, кирпич, керамика, стекло;

— 2 — синтетические материалы, куски древесины и различные пластмассы.

4.4 По содержанию инородных примесей гранулят принято относить к следующим категориям:

— — содержание примесей группы 1 не превышает 1% и группы 2 не более 0,1%;

— — содержание примесей группы 1 не превышает 5% и группы 2 не более 0,1%.

Допускаются другие категории гранулята по виду и содержанию примесей, декларируемые поставщиком.

5 Технические требования

5.1 Гранулят должен соответствовать требованиям настоящего стандарта и требованиям технологических регламентов и стандартов на смеси, предусматривающих повторное применение старого асфальтобетона.

5.2 Агрегатный состав гранулята характеризуется содержанием агрегатов крупнее 5; 20; 40 и 80 (70) мм, что должно оговариваться в договоре на поставку.

5.3 Зерновой состав минеральной части гранулята характеризуется содержанием зерен крупнее 5, мельче 0,63 и 0,071 мм.

Допускается характеризовать зерновой состав минеральной части гранулята типом асфальтобетона в зависимости от содержания щебня (гравия) в соответствии с ГОСТ 9128:

— А — с содержанием зерен крупнее 5 мм св. 50 до 60%;

— Б — с содержанием зерен крупнее 5 мм св. 40 до 50%;

— В — с содержанием зерен крупнее 5 мм св. 30 до 40%;

— Д — с содержанием зерен крупнее 5 мм менее 30%.

5.4 Выделенные из гранулята фракции минеральных зерен должны соответствовать требованиям ГОСТ 8267 для щебня и гравия, ГОСТ 8736 — для песка, ГОСТ 31424 — для обогащенного и фракционированного песка, ГОСТ Р 52129 — для минерального порошка и требованиям стандартов на смеси с их применением.

5.5 При применении гранулята в органоминеральных и асфальтобетонных смесях в количестве более 10% необходимо определять глубину проникания иглы при температуре 25°С и температуру размягчения органического вяжущего, выделенного из старого асфальтобетона методом экстрагирования.

5.6 Содержание органического вяжущего в грануляте определяют и декларируют в процентах от массы его минеральной части.

5.7 Гранулят в поставляемой партии должен быть однородным по составу. Однородность гранулята характеризуется коэффициентом вариации содержания определяющего компонента, который оказывает наибольшее влияние на качество смеси. Определяющим компонентом гранулята в зависимости от области применения может быть агрегатный состав, щебень (фракция 5-20 мм), песок (фракция 0,071-5 мм), минеральные зерна размером менее 0,071 мм или органическое вяжущее.

5.8 Допускается оценивать однородность гранулята пределами варьирования его свойств в каждой партии. Перечень и значения показателей однородности гранулята устанавливают в договоре на поставку.

5.9 Коэффициент вариации содержания определяющего компонента в партии гранулята, предназначенного для приготовления органоминеральных и асфальтобетонных смесей, должен быть не более 0,25. Требуемая однородность достигается перемешиванием гранулята в штабеле.

6 Требования безопасности и охраны окружающей среды

6.1 При применении гранулята должны соблюдаться общие требования безопасности по ГОСТ 12.3.002 и требования пожарной безопасности по ГОСТ 12.1.004.

6.2 По характеру вредности и степени воздействия на организм человека гранулят относится к малоопасным веществам в соответствии с классом 4 опасности по ГОСТ 12.1.007. При разогреве гранулята нормы предельно допустимых выбросов (ПДВ) загрязняющих веществ в атмосферу устанавливают по ГОСТ 17.2.3.02.

6.3 Удельная эффективная активность естественных радионуклидов в грануляте не должна превышать значений, установленных ГОСТ 30108.

7 Правила приемки

7.1 Приемку гранулята проводят партиями.

7. 2 При приемке и отгрузке гранулята партией считают количество материала одного и того же состава. Объем партии устанавливают в зависимости от области применения гранулята, но не более 2000 т. Допускается перемешивание гранулята одного вида при хранении на складе.

7.3 Количество поставляемого гранулята определяют по массе.

В договоре на поставку указывают расчетную влажность гранулята по согласованию с потребителем и поставщиком.

При отгрузке в вагоны или автомобили гранулят взвешивают на железнодорожных или автомобильных весах. Массу гранулята, отгружаемого на суда, определяют по осадке судна.

7.4 Для проверки соответствия качества гранулята декларированным требованиям проводят приемо-сдаточные испытания. Результаты испытаний приводят в документе о качестве гранулята.

7.5 Каждая партия отгруженного гранулята сопровождается документом о качестве, в котором указывают обозначение настоящего стандарта и результаты приемо-сдаточных испытаний, в том числе:

— наименование и адрес поставщика;

— наименование и адрес потребителя;

— дату отгрузки;

— массу гранулята;

— условное обозначение гранулята в соответствии с настоящим стандартом и декларируемые показатели его качества;

— удельную эффективную активность естественных радионуклидов.

При выполнении полного комплекса работ одной организацией (фрезерование или разборка асфальтобетонных слоев покрытия, транспортирование, дробление, сортировка и применение гранулята) вышеперечисленные данные должны отражаться в журнале (на бумажных или электронных носителях). Ответственный за ведение журнала назначается приказом или распоряжением по организации.

7.6 Потребитель имеет право проводить контрольную проверку соответствия гранулята предъявляемым требованиям, соблюдая методы отбора проб и испытаний, указанные в настоящем стандарте.

8 Методы контроля

8.1 Общие положения

8.1.1 Пробы гранулята взвешивают в воздушно-сухом состоянии (состоянии естественной влажности) с погрешностью до ±0,1% массы, если в методе испытаний отсутствуют другие указания.

8.1.2 Результаты испытаний рассчитывают с точностью до второго десятичного знака методом округления. Расхождения между результатами параллельных определений не должны превышать допустимых для метода испытания.

8.1.3 Методы испытаний гранулята и извлеченных из него материалов должны соответствовать ГОСТ 12801 для гранулята, ГОСТ 8269.0 — для щебня и гравия, ГОСТ 8735 — для песка, ГОСТ Р 52129 — для минерального порошка, ГОСТ 11501 и ГОСТ 11506 — для битумов.

8.2 Отбор проб

8.2.1 Для определения состава и свойств гранулята отбирают не менее пяти проб от партии материала. Минимальное число проб отбирают из расчета одной пробы на каждые 500 т испытываемого гранулята.

Допускается проводить испытание объединенной пробы, составленной из нескольких точечных проб, в соответствии с ГОСТ 8269.0. Масса объединенной пробы должна соответствовать условиям проводимых испытаний.

8.2.2 Точечные пробы гранулята отбирают совком из штабеля в местах, расположенных равномерно по поверхности склада, и из лунок глубиной 0,2-0,4 м. Лунки размещают в шахматном порядке на расстоянии не более 10 м друг от друга. Масса точечной пробы должна быть не менее 5,0 кг.

8.2.3 Перед испытанием пробу гранулята тщательно перемешивают и сокращают методом квартования. При квартовании пробы (после ее перемешивания) конус материала разравнивают и делят взаимно перпендикулярными линиями, проходящими через центр, на четыре части. Две любые противоположные четверти отбирают для пробы. В результате последовательного квартования сокращают пробу в два, четыре раза и т.д. до получения образца требуемой массы.

8.3 Определение агрегатного состава гранулята

8.3.1 Агрегатный состав определяют в результате рассева пробы гранулята на стандартном наборе сит для щебня по ГОСТ 8267.

8.3.2 За максимальный размер агрегатов принимают наименьший размер отверстий стандартного сита в миллиметрах, сквозь которые проходит 100% гранулята.

8.4 Определение состава гранулята

8.4.1 Состав гранулята определяют методами по ГОСТ 12801, которые заключаются в определении содержания органического вяжущего и зернового состава минеральной части.

8.4.2 Средний состав гранулята определяют в результате лабораторных испытаний не менее пяти точечных проб методом экстрагирования или другими стандартными методами.

8.4.3 Средний состав гранулята определяют как среднее арифметическое результатов лабораторных испытаний по формуле

, (1)

где — значение показателя в -ной пробе;

— число испытанных проб в партии гранулята.

8.4.4 Среднеквадратическое отклонение и коэффициент вариации содержания отдельных компонентов в партии вычисляют по формулам:

, (2)


. (3)

8.5 Определение свойств органического вяжущего

8.5.1 Образцы органического вяжущего, извлеченного из старого асфальтобетона, приготавливают в результате отгонки растворителя из очищенного от мелких минеральных частиц экстракта, полученного при определении состава гранулята методом экстрагирования. Растворитель отгоняют из экстракта органического вяжущего на песчаной бане либо на ротационном испарителе, а колбы с остатком высушивают при температуре (105±5)°С в термостате или в вакуумном термостате.

8.5.2 Свойства составленного органического вяжущего (глубину проникания иглы при температуре 25°С и температуру размягчения) допускается определять расчетным методом по приложению А.

8.6 Содержание инородных примесей в грануляте определяют выделением их по характерным признакам аналогично определению содержания зерен слабых пород в щебне (гравии) в соответствии с ГОСТ 8269.0.

8.7 Влажность гранулята определяют в соответствии с ГОСТ 8735.

9 Транспортирование и хранение

9.1 Гранулят перевозят автомобильным, железнодорожным и водным транспортом в соответствии с правилами перевозки грузов, действующими на транспорте конкретного вида.

9.2 Гранулят хранят в штабелях высотой не более 2 м в условиях, предохраняющих его от слеживания и загрязнения.

9.3 Срок хранения гранулята не ограничен.

10 Гарантии изготовителя

10.1 Изготовитель гарантирует соответствие качества гранулята требованиям настоящего стандарта при соблюдении условий транспортирования и хранения.

Приложение А


(рекомендуемое)


Расчет показателей свойств битума в смеси, содержащей гранулят

А.1 Общие сведения

Представленные методы расчета глубины проникания иглы при температуре 25°С и температуры размягчения органического вяжущего допускается применять при использовании вязких дорожных битумов в смесях с добавками гранулята.

А.2 Расчет глубины проникания иглы при температуре 25°С

Условную вязкость битума в смеси, содержащей гранулят, рассчитывают по формуле

, (А.1)

где — расчетная глубина проникания иглы вяжущего в смеси, содержащей гранулят;

— глубина проникания иглы выделенного из гранулята вяжущего;

— глубина проникания иглы добавляемого в смесь битума;

a и b — массовые доли вяжущего из гранулята a и добавляемого битума b в смеси; (a+b)=1.

Пример — = 20; = 90; а = 0,25; b = 0,75.

lg = 0,25 · lg 20 + 0,75 · lg 90 = 1,79094;

=62.

Глубину проникания иглы вводимого в смесь битума и выделенного из гранулята вяжущего определяют в соответствии с ГОСТ 11501.

А.3 Расчет температуры размягчения битума

Температуру размягчения вяжущего в смеси рассчитывают по формуле

, (А. 2)

где — температура размягчения выделенного из гранулята вяжущего;

— температура размягчения добавляемого в смесь битума;

a и b — массовые доли вяжущего из гранулята a и добавляемого битума b в смеси соответственно; (a+b)=1.

Пример — = 62 °С; = 48 °С; a = 0,25; b = 0,75.

=0,25 · 62 + 0,75 · 48 = 51,5 °С.

Температуру размягчения вводимого и выделенного из гранулята битума определяют по ГОСТ 11506.

УДК 625.855.3:006.354

ОКС 93.080.20

Ключевые слова: старый асфальтобетон, гранулят, требования, контроль

Электронный текст документа

и сверен по:

, 2019

Асфальтовая крошка – Selena

Общие сведения об асфальтовой крошке

Асфальтовая крошка (асфальтобетонный гранулят) — вторичный дорожно-строительный материал, образуемый в процессе механического измельчения устаревшего асфальтированного покрытия путем холодного фрезерования или дробления крупных фрагментов демонтированного асфальтобетона (асфальтового лома) на асфальтобетонном грануляторе (дробильно-сортировочной установке). Представляет собой смесь щебня, песка и битумных остатков.

Технологическая ценность асфальтовой крошки обусловлена присутствием в ее составе остаточной доли битума (обволакивающего гранулы зернистого минерального материала), что способствует усилению межгранулярных связей, повышая тем самым физико-механические свойства и конечную плотность готовой дорожной конструкции созданной с применением асфальтовой крошки.

Получение асфальтовой крошки из отходов дорожного строительства, возникающих в процессе асфальтирования дорог или ремонта асфальта, допускает попадание в ее состав незначительного количества сторонних включений (цементобетонной крошки, резиновой крошки и других материалов).

Основные способы производства асфальтовой крошки

Холодное фрезерование асфальтобетонного покрытия — процесс послойного срезания (разработки) верхних слоёв дорожной конструкции путем механического воздействия на асфальтированную поверхность. Фрезерование осуществляется самоходной, прицепной или навесной «дорожной фрезой холодного типа» (другое название — планировщик холодного типа).

Главным рабочим органом дорожной фрезы является фрезерный барабан с резцами, в процессе вращения которого происходит разрушение монолитной структуры асфальтированного покрытия с образованием асфальтовой крошки. Количество резцов на фрезерном барабане влияет на размер фракции асфальтовой крошки (чем больше резцов, тем меньше фракция). Однако в большей степени размер фракции зависит от типа исходной асфальтобетонной смеси используемой при асфальтировании (крупнозернистая, мелкозернистая или песчаная).

Как правило, холодное фрезерование осуществляется в процессе проведения текущего или капитального ремонта дороги, а также реконструкции и восстановлении дорожного покрытия. При этом выделяют сплошное фрезерование и фрезерование картами (малыми или большими).

«Сплошное фрезерование» производится с целью выравнивания дорожного покрытия (исправления продольного и поперечного профиля дороги, устранения колейности), а также ликвидации небольших сколов, выбоин и трещин. После фрезерования осуществляется асфальтирование с укладкой выравнивающего слоя и/или слоя износа.

«Фрезерование малыми и большими картами» производится в процессе ямочного ремонта дороги и имеет своей целью ликвидацию локальных повреждений и дефектов дорожного покрытия.

Дробление асфальтобетонного лома — процесс механического измельчения крупных (до 2000 мм по диагонали) фрагментов асфальтобетонного покрытия (демонтированного с помощью отбойного молотка, экскаваторного ковша, бульдозера или автогрейдера с кирковщиком, а также другим способом) на асфальтобетонном грануляторе или валковой дробильно-сортировочной установке. После дробления асфальтобетонного лома, с целью повышения однородности и общей стабильности материала, полученную асфальтовую крошку рассеивают по фракциям.

Использование асфальтовой крошки в дорожно-строительной отрасли

Производство холодных асфальтогранулобетонных смесей (АГБ-смесей)

Асфальтовая крошка (асфальтобетонный гранулят) является главным компонентом асфальтогранулобетонной смеси, которая используется при производстве дорожно-строительных работ по технологии холодной регенерации (другие названия — холодный ресайклинг, холодное ресайклирование, холодный рециклинг).

Регенерация — дорожно-строительная технология восстановления поврежденных дорожных оснований и покрытий с применением асфальтогранулобетонной смеси. Технология регенерации предусматривает фрезерование старого (растрескавшегося и потерявшего несущую способность) асфальтированного покрытия и смешивание полученной асфальтовой крошки с другими компонентами (органическим или минеральным вяжущим, зернистым минеральным материалом и водой) с образованием нового композиционного дорожно-строительного материала (АГБ-смеси).

Производство горячих асфальтогранулобетонных смесей (АГБ-смесей)

Помимо приготовления холодных асфальтогранулобетонных смесей, которые в большинстве случаев применяются для создания верхних слоёв дорожного основания и нижних слоёв дорожного покрытия (не являясь альтернативой обычному асфальтированию), асфальтовая крошка используется при создании горячих асфальтогранулобетонных смесей в процессе «горячей регенерации». В отличие от технологии холодного ресайклинга, горячая регенерация предусматривает предварительное разогревание асфальтобетонного покрытия перед фрезеровкой и применяется для обновления верхнего слоя дорожного покрытия. По сравнению с обычным выравнивающим асфальтированием, горячая регенерация является более дешевым и выгодным решением. Так, при добавлении асфальтовой крошки в холодном виде, ее доля в новой смеси может достигать 25 %, а в горячем — 60 %, что позволяет существенно сократить расход материалов и снизить стоимость дорожных работ.

Устройство оснований нежесткого типа при асфальтировании малых площадей

С каждым годом набирает популярность использование асфальтовой крошки в качестве материала для устройства верхних слоёв основания при асфальтировании малых площадей и участков, а также создании асфальтобетонных площадок и территорий с твердым монолитным покрытием. При устройстве оснований асфальтовая крошка может применяться как в чистом виде, так и смешиваясь с щебнем или другими минеральными материалами.

Устройство покрытий временных дорог и технологических проездов

Асфальтовая крошка является достаточно востребованным материалом используемым при устройстве временных дорог и технологических проездов с невысокой транспортной нагрузкой. В отличие от горячей асфальтобетонной смеси, уложенная асфальтовая крошка даже со временем не образует монолитного покрытия, а сохраняет относительно рыхлую и подвижную структуру. Тем не менее, не являясь заменой стандартному асфальтированию, она в то же время превосходит по своим эксплуатационным характеристикам щебеночное, песчано-гравийное или щебеночно-песчано-гравийное покрытие. Таким образом, если стоит вопрос повышения транспортных характеристик грунтовых и гравийных дорог, проселочных улиц и разбитых сельских дорог, применение асфальтобетонной крошки является наиболее практичным и недорогим решением.

Информация взята с сайта ДСП “Юнидорстрой”

Регенерированный асфальтобетон. Руководство пользователя. Гранулированная основа. Руководство пользователя по отходам и побочным материалам при строительстве дорожного покрытия.

[ Насыпь или насыпь ] [ Описание материала ] [ Асфальтобетон (горячий ресайклинг) ] [ Асфальтобетон (холодная переработка) ]

 

УСТАНОВЛЕННОЕ АСФАЛЬТНОЕ ПОКРЫТИЕ Руководство пользователя

Гранулированная основа

ВВЕДЕНИЕ

Восстановленное асфальтовое покрытие (RAP) может использоваться в качестве гранулированного основания или подстилающего материала практически для всех типов покрытий, включая дороги с твердым и грунтовым покрытием, парковочные зоны, велосипедные дорожки, восстановление гравийных дорог, обочины, подъездные пути к жилым домам, обратную засыпку траншей, инженерную засыпку, трубы.

подсыпка и засыпка водопропускных труб. (1,2)

Несмотря на то, что использование РАП в качестве гранулированного основания не восстанавливает потенциал битумного вяжущего в старом дорожном покрытии, оно обеспечивает альтернативное применение там, где нет других рынков (асфальтовое покрытие) или где непригодный материал (например, грунт или грязь) может были объединены с ПДП, поэтому его нельзя использовать как часть переработанного дорожного покрытия.

 

ПРОТОКОЛ

RAP, который был должным образом обработан и в большинстве случаев смешан с обычными заполнителями, демонстрировал удовлетворительные характеристики в качестве гранулированного дорожного основания более 20 лет и в настоящее время считается стандартной практикой во многих областях. По крайней мере, 13 агентств штатов (Аризона, Иллинойс, Луизиана, Мэн, Небраска, Нью-Гэмпшир, Северная Дакота, Орегон, Род-Айленд, Южная Дакота, Техас, Вирджиния и Висконсин) использовали RAP в качестве агрегата в базовом курсе. По крайней мере, четыре агентства штатов (Аляска, Нью-Йорк, Огайо и Юта) использовали РАП в качестве несвязанного заполнителя в подстилающем слое, и по крайней мере два штата (Калифорния и Вермонт) имеют опыт использования РАП в стабилизированном базовом курсе. (3)

В дополнение к штатам, перечисленным выше, также сообщалось, что РАП использовался в качестве добавки в базовый слой в Айдахо и Нью-Мексико, а также в качестве добавки в основание как минимум в 10 других штатах, включая Коннектикут, Джорджию, Айову, Канзас. , Массачусетс, Миннесота, Монтана, Оклахома, Теннесси и Вайоминг.

(4) Далее сообщалось, что в штате Кентукки имеется некоторый ограниченный опыт использования RAP в дорожной базе, хотя информация о его эффективности отсутствует. (5)

В целом характеристики РАП в качестве гранулированной основы или заполнителя подстилающего слоя или в качестве добавки к гранулированной основе или подоснове оцениваются как удовлетворительные, хорошие, очень хорошие или отличные. (3,4) Некоторые из положительных характеристик заполнителей из переработанного асфальта, которые были должным образом включены в состав гранулированного основания, включают достаточную несущую способность, хорошие дренажные характеристики и очень хорошую долговечность. Однако РАП, не обработанный должным образом или не смешанный с требованиями проектной спецификации, может привести к ухудшению характеристик дорожного покрытия. Увеличение содержания РАП приводит к снижению несущей способности зернистой основы. Кроме того, в тех случаях, когда обычный гранулированный материал был помещен поверх переработанного RAP (и не был гомогенно перемешан), крупнозернистый материал (иногда называемый флотирующим материалом) имеет тенденцию рассыпаться под воздействием движения.

(6)

 

ТРЕБОВАНИЯ К ОБРАБОТКЕ МАТЕРИАЛОВ

Дробление и сортировка

Складированные RAP должны быть переработаны до желаемой градации заполнителя с использованием обычного оборудования, состоящего из первичной дробилки, сортировочных блоков, вторичной дробилки (опционально), конвейеров и штабелеукладчика.

Смешивание

Во избежание агломерации измельченного РАП его следует как можно скорее смешать с обычным заполнителем (используя систему холодной подачи) до однородной смеси. Однако смешанный материал, который складируется в течение значительного периода времени, особенно в теплую погоду, может затвердеть и потребовать повторного дробления и повторного грохочения перед тем, как его можно будет включить в состав гранулированной основы.

Складирование

Склады смешанного РАП-заполнителя не должны оставаться на месте в течение длительного периода времени в большинстве климатических условий, поскольку складируемый материал может стать чрезмерно влажным, что может потребовать некоторой сушки перед использованием.

Размещение путем обработки на месте

Переработка на месте состоит из самоходных измельчающих установок, которые разбивают и измельчают существующий асфальтобетон (обычно на глубину около 100 мм (4 дюйма)) и нижележащий гранулированный материал на общую максимальную глубину 200 мм ( 8 дюймов) и тщательно перемешайте материалы на месте.

Глубина обработки должна тщательно контролироваться, поскольку слишком глубокая резка может привести к включению материала подстилающего слоя, а слишком мелкая резка увеличивает процент РАП в смеси.

 

ИНЖЕНЕРНЫЕ СВОЙСТВА

Некоторые из технических свойств РАП, которые представляют особый интерес, когда РАС используется в гранулированных базовых приложениях, включают градацию, несущую способность, уплотненную плотность, содержание влаги, проницаемость и долговечность.

Градация : Градация измельченного РАП определяется расстоянием между зубьями и скоростью измельчающего устройства. Более широкое расстояние между зубьями и более высокая скорость приводят к большему размеру частиц и более грубой градации. RAP может быть легко переработан, чтобы удовлетворить требованиям градации для спецификаций гранулированной основы и подстилающего слоя, таких как AASHTO M147.

(7)

Несущая способность : Несущая способность смешанного РАП сильно зависит от пропорции РАП к обычному заполнителю. Несущая способность снижается с увеличением содержания РАП. Калифорнийский коэффициент несущей способности (CBR) снижается ниже ожидаемого для обычной гранулированной основы, когда количество RAP превышает 20–25 процентов. (8) Было показано, что значения CBR уменьшаются почти напрямую с увеличением содержания RAP. (6)

Уплотненная плотность : Из-за покрытия битумного вяжущего на заполнителе РАП, которое препятствует уплотнению, уплотненная плотность смешанного гранулированного материала имеет тенденцию к снижению с увеличением содержания РАС. (6)

Содержание влаги : Сообщается, что оптимальное содержание влаги для смешанных заполнителей RAP выше, чем для обычного гранулированного материала, особенно для RAP из операций измельчения, из-за более высокого содержания мелочи и поглощающей способности этих мелочей. (8)

Проницаемость : Проницаемость смешанного гранулированного материала, содержащего РАП, аналогична проницаемости обычного гранулированного материала базового слоя. (8)

Долговечность : Поскольку качество первичных заполнителей, используемых в асфальтобетоне, обычно превышает требования к гранулированным заполнителям, обычно нет проблем с долговечностью в отношении использования РАП в гранулированной основе, особенно если РАП составляет менее 20-25 процентов база.

 

КОНСТРУКТИВНЫЕ СООБРАЖЕНИЯ

Ключевым проектным параметром для включения переработанного переработанного асфальта в гранулированный основной материал является соотношение смеси переработанного асфальтобетона и обычного заполнителя, которое необходимо для обеспечения адекватной несущей способности. Соотношение может быть определено в результате лабораторных испытаний смесей заполнителя РАП с использованием метода испытаний CBR (9) или предыдущего опыта. Сообщалось, что смеси, содержащие до 30 процентов покрытых асфальтом частиц из вторичного асфальта, были включены в смешанный гранулированный основной материал. (10)

Однако присутствие битумного вяжущего в РАП со временем оказывает значительное упрочняющее действие. Сообщалось, что образцы с 40-процентным содержанием RAP, смешанного с гранулированным базовым материалом, давали значения CBR, превышающие 150, через 1 неделю.

(8) РАП, полученный путем измельчения или измельчения, имеет меньшую несущую способность, чем измельченный РАП, из-за более высокого образования мелких фракций. (11) В результате для использования в несущих конструкциях гранулированный РАП обычно смешивают с обычными заполнителями.

Для гранулированного основания, содержащего регенерированное асфальтовое покрытие, можно использовать стандартные процедуры проектирования дорожного покрытия AASHTO. Руководство по проектированию AASHTO (12) рекомендуется для расчета толщины слоев основания или подстилающего слоя, которые содержат RAP в процентах или, возможно, даже полностью от основания или подстилающего слоя. Если RAP представляет собой только часть материала основания или подстилающего слоя (менее 30 процентов), можно использовать коэффициент структурного слоя, обычно рекомендуемый для гранулированных материалов основания (от 0,11 до 0,14). Если RAP составляет большую часть или даже весь материал основания или подстилающего слоя, можно рассмотреть некоторую корректировку коэффициента структурного слоя.

 

СТРОИТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ

Транспортировка и хранение материалов

Практически то же самое оборудование и процедуры, которые используются для складирования, обработки и размещения обычных заполнителей в гранулированной основе, применимы к смешанному гранулированному материалу, содержащему РАП. Для крупных проектов, где контроль технических свойств имеет решающее значение, контролируемое смешивание РАП с обычным гранулированным материалом на центральном заводе обеспечивает лучшую консистенцию, чем продукт глубокой переработки на месте.

Поскольку каждый источник РПД будет отличаться, необходимо провести случайную выборку и тестирование запасов РПД для количественной оценки и квалификации РПД. Для определения оптимальной смеси материалов следует использовать образцы складированного ПДП. (13) Во время складирования и обработки требуется дополнительная осторожность, чтобы избежать сегрегации или повторной агломерации.

Размещение и уплотнение

Переработанное асфальтовое покрытие, которое восстанавливают, измельчают, просеивают и смешивают с обычными заполнителями, укладывают как обычный гранулированный материал. В качестве альтернативы можно также использовать переработку на месте, которая включает измельчение существующего дорожного покрытия и тщательное смешивание отдельных поверхностных и гранулированных слоев базового слоя в относительно однородную смесь и повторное уплотнение ее в качестве гранулированной основы.

Обычные гранулированные заполнители плохо сцепляются с РАП или смешанным гранулированным материалом, содержащим РАП. Следовательно, может произойти растрескивание, если тонкие слои обычных заполнителей размещаются поверх материала, содержащего РАП.

Во время укладки финишная планировка может быть затруднена из-за прилипания асфальта к RAP. Особое внимание следует уделить получению адекватного уплотнения, чтобы избежать постстроительного уплотнения гранулированных базовых материалов, содержащих РАП.

Как смешанный гранулированный материал, так и пылевидный материал могут быть одинаково уплотнены с использованием обычного уплотняющего оборудования. Сообщалось, что уплотнение улучшается, если используется мало воды или вообще не используется. (6)

Контроль качества

Те же процедуры испытаний, что и для обычного заполнителя, подходят для гранулированной основы/подложки, содержащей РАП. Те же процедуры полевых испытаний, что и для обычного заполнителя, рекомендуются для гранулированных базовых приложений при использовании РАП. Стандартные лабораторные и полевые методы испытаний плотности уплотнения приведены в AASHTO T19. 1, (14) T205, (15) T238, (16) и T239. (17)

Проверка содержания влаги и уплотнения с использованием ядерных датчиков зависит от присутствия РАП. Оба параметра имеют тенденцию к завышению из-за присутствия ионов водорода в асфальтовом вяжущем, вносящих вклад в общий подсчет. Чтобы избежать этой проблемы, уплотнение гранулированной основы, содержащей РАП, можно проводить с помощью контрольной полосы. (6) Лабораторные проверки влажности должны быть выполнены для калибровки показаний влагомера ядерного плотномера.

 

НЕРЕШЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Необходимо установить стандартные спецификации для включения РАП в гранулированную основу и стандартные методы определения плотности уплотнения на месте.

Кроме того, необходимо решить некоторые экологические проблемы, связанные с характеристиками выщелачиваемости РАП, а также различных смесей РАП-заполнителей, чтобы разработать процедуры складирования и размещения материалов основания или основания, содержащих РАП, в ситуациях, когда иметь контакт с грунтовыми водами.

 

ССЫЛКИ

  1. Шредер, Р. Л. «Текущие исследования по использованию переработанных материалов в строительстве автомобильных дорог», Федеральное управление автомобильных дорог, Вашингтон, округ Колумбия, представлено на конференции Международной дорожной федерации, Калгари, Альберта, Канада, 1994 г.

  2. Миллер, Р. Х. и Р. Дж. Коллинз. Отходы как потенциальные заменители дорожных заполнителей , Национальная совместная программа исследований в области автомобильных дорог, синтез дорожной практики № 166, Совет по исследованиям в области транспорта, Вашингтон, округ Колумбия, 1976.

  3. Коллинз, Р. Дж. и С. К. Цисельски. Переработка и использование отходов и побочных продуктов при строительстве дорог . Национальная совместная программа исследований автомобильных дорог. Синтез дорожной практики 199, Совет по исследованиям в области транспорта, Вашингтон, округ Колумбия, 1994.

  4. Ахмед, Имтиаз. Использование отходов при строительстве дорог . Федеральное управление автомобильных дорог, отчет № FHWA/IN/JHRP-91/3, Вашингтон, округ Колумбия, январь 1991 г.

  5. Саид А., В. Р. Хадсон и П. Анаеджиону. Расположение и доступность отходов и переработанных материалов в Техасе и оценка потенциала их использования в дорожной базе . Техасский университет, Центр транспортных исследований, Отчет № 1348-1, Остин, Техас, октябрь 1995 г.

  6. Senior, S.A., S.I. Szoke и CA Rogers, «Опыт Онтарио в использовании регенерированных материалов для использования в заполнителях». Представлено на конференции Международной дорожной федерации, Калгари, Альберта, 1994.

  7. Американская ассоциация государственных служащих автомобильных дорог и транспорта. «Стандартные технические условия для подстилающего слоя из заполнителя и грунта-заполнителя, основания и поверхностных слоев», обозначение AASHTO M147-70, часть I, технические характеристики, 16-е издание, 1993 г.

  8. Хэнкс, Эй Джей и Э. Р. Магни. Использование битумных и бетонных материалов в гранулах и земле , Информационный отчет о материалах MI-137, Управление инженерных материалов, Министерство транспорта Онтарио, Даунсвью, Онтарио, 1989.

  9. Американское общество испытаний и материалов. Стандартный метод испытаний D1883-87, «Стандартный метод испытаний для CBR (калифорнийского коэффициента несущей способности) уплотненных в лаборатории почв». Ежегодник стандартов ASTM , Том 04.08, Западный Коншохокен, Пенсильвания.

  10. Сохранение минеральных заполнителей, повторное использование и переработка , Отчет подготовлен John Emery Geotechnical Engineering Limited для Отдела заполнителей и нефтяных ресурсов, Министерство природных ресурсов Онтарио, Онтарио, Канада, 1992.

  11. Инженерно-экологические аспекты переработки материалов для строительства дорог , Федеральное управление автомобильных дорог, отчет № FHWA-RD-93-008, Вашингтон, округ Колумбия, май 1993 г.

  12. Руководство AASHTO по проектированию дорожных конструкций . Американская ассоциация государственных служащих автомобильных дорог и транспорта, Вашингтон, округ Колумбия, 1993 г.

  13. Резюме и отчет по переработке дорожного покрытия , Федеральное управление автомобильных дорог, FHWA-SA-95-060, Вашингтон, округ Колумбия, 1995 г.

  14. Американская ассоциация государственных служащих автомобильных дорог и транспорта. Стандартный метод испытаний «Плотность грунта на месте методом песчаного конуса», обозначение AASHTO: T191-86, испытания части II, 14-е издание, 1986 г.

  15. Американская ассоциация государственных служащих автомобильных дорог и транспорта. Стандартный метод испытаний «Плотность грунта на месте методом резинового баллона», обозначение AASHTO: T205-86, испытания части II, 14-е издание, 1986.

  16. Американская ассоциация государственных служащих автомобильных дорог и транспорта. Стандартный метод испытаний «Плотность почвы и заполнителя почвы ядерными методами (небольшая глубина)», Обозначение AASHTO: T238-86, Часть II Испытания, 14-е издание, 1986 г.

  17. Американская ассоциация государственных служащих автомобильных дорог и транспорта. Стандартный метод испытаний «Влажность почвы и заполнителя почвы на месте ядерными методами (небольшая глубина)», Обозначение AASHTO: T239-86, Испытания части II, 14-е издание, 1986 г.

 

[ Насыпь или насыпь ] [ Описание материала ] [ Асфальтобетон (горячая переработка) ] [ Асфальтобетон (холодная переработка) ]

Предыдущий | Содержание | Следующий

Часто задаваемые вопросы

 

Какие проекты FDOT позволяют использовать переработанные/повторно используемые материалы?

  • В большинстве транспортных проектов используются переработанные материалы.

Существуют ли какие-либо федеральные стандарты для использования вторичного сырья в строительстве?

  • Стандарты AASHTO
    Американская ассоциация государственных служащих дорожного транспорта (AASHTO) разработала стандарты для использования переработанных промышленных материалов в цементе и бетоне. ААШТО М 295 и AASHTO M 302 являются стандартными спецификациями для использование летучей золы и молотого гранулированного доменного шлака в цементе и бетоне дорог.
    • Веб-сайт AASHTO: https://bookstore.transportation.org/.
    • Американское общество тестирования материалов: www.astm.org.
  • Политика Федерального управления автомобильных дорог (FHWA) в отношении переработанных материалов
    Заявление о политике FHWA направлено на продвижение использования переработанных материалов при строительстве дорог. В политике подчеркивается важность повторного использования материалов, ранее использовавшихся в строительство национальной системы автомобильных дорог, и призывает FHWA и транспортные департаменты штата как можно раньше рассматривать вопрос о переработке отходов при разработке каждого проекта.
    • Веб-сайт FHWA: www.fhwa.dot.gov/legsregs/directives/policy/recmatmemo.htm

Что касается спецификаций материалов, будет ли FDOT принимать данные других штатов?

  • При необходимости FDOT принимает данные других штатов. Типичный процесс разработки спецификации заключается в том, чтобы сначала рассмотреть усилия других штатов и AASHTO. Затем Департамент определяет наиболее подходящий вариант для конкретных потребностей Флориды. которые будут соответствовать свойствам материала, климатическим и экологическим требованиям. Там, где это возможно, FDOT также напрямую использует национальные стандарты AASHTO или ASTM.

Каков потенциал использования переработанной резины, пластика, стекла и, возможно, золы в качестве заменителя первичных материалов или перепрофилирования?

  • Каучук — Каучук используется в качестве модификатора асфальтового вяжущего в дорожном покрытии. В контролируемых количествах каучук обеспечивает устойчивость к колееобразованию и растрескиванию.
  • Пластик. Переработанный пластик используется в различных продуктах. Экономика в отрасли увеличивает использование переработанных пластиковых изделий, которые часто дешевле, чем первичные материалы. Таким образом, FDOT нужно только убедиться, что Департамент Технические характеристики не ограничивают использование пластмасс. В конечном счете, большинство материалов, изготовленных из пластика, которые используются в автомагистралях, содержат некоторое количество переработанных материалов.
  • Стекло. Переработанное стекло используется для изготовления стеклянных шариков, которые обеспечивают отражающую способность при разметке шоссе. Несмотря на то, что его запасы часто ограничены при использовании в строительных работах, дробленое стекло используется в качестве заполнителя для тротуаров небольшого объема. Однако опыт показывает, что дробленое стекло может отслаиваться и создавать угрозу безопасности. Чтобы успешно использоваться в качестве заполнителя, стеклянный заполнитель должен пройти специальную обработку, чтобы асфальт прилипал к нему.
  • Зола — Существует много разных видов золы в зависимости от того, как сжигается исходное топливо. Процесс сжигания в конечном итоге приводит к продуктам, которые имеют очень разные свойства и области применения. FDOT в основном использует сжигание угля. летучая зола в бетоне, где она используется в качестве замены портландцемента. Эта летучая зола представляет собой промышленный продукт, который поступает из определенных источников и контролируется на предмет его свойств. Летучая зола в бетоне имеет решающее значение для транспорта Флориды системы, потому что это помогает снизить вероятность коррозии в конструкциях и общую стоимость бетона. Кроме того, FDOT использует молотый доменный шлак вместо портландцемента. Департамент недавно завершил исследования оптимизация использования смесей портландцемента, летучей золы и шлака.

    Некоторые продукты из золы не подходят для использования в бетоне, но все же могут рассматриваться в качестве наполнителя для насыпей или оснований проезжей части. FDOT исследовал и собрал информацию о технических свойствах многих из этих материалов. Источники варьируются от золы электростанций до золы муниципальных мусоросжигательных заводов. На сегодняшний день нет убедительной информации о долгосрочных последствиях загрязнения грунтовых вод. от использования этих материалов, когда они размещаются широко над такими областями, как автомагистрали. В результате использование многих видов золы для строительства дорог запрещено Агентством по охране окружающей среды; однако в некоторых случаях есть исключения населенные пункты. JEA в Джексонвилле произвела гидратированную золу из котлов с циркулирующим псевдоожиженным слоем (ЦКС) и провела демонстрационный проект полезного использования, чтобы определить потенциальные неблагоприятные последствия для окружающей среды или здоровья, связанные с использование переработанной золы ЦКС. Это испытание в конечном итоге привело к тому, что Департамент охраны окружающей среды определил золу ЦКС как побочный промышленный продукт, на который распространяется освобождение. FDOT продолжает работать в партнерстве с JEA над оптимизацией проектирования. свойства этого материала для использования в качестве дорожного материала.

В настоящее время FDOT имеет технические спецификации для использования некоторых переработанных пластиков (например, указатели, разделители). Какие другие виды использования были изучены?

  • Ниже приводится список изделий из переработанного пластика, которые в настоящее время оцениваются по спецификациям FDOT: столбы для ограждений, столбы для разграничения, смещенные блоки ограждения, композитные пиломатериалы, армированные стекловолокном, композитные сваи и пластик. стулья/валики. Кроме того, многие другие продукты, такие как дорожные барабаны, амортизаторы ударов, маркеры объектов и маркеры фальшпола, содержат переработанные материалы. В конечном счете, большинство материалов, изготовленных из пластика, которые используются в дорожном строительстве. иметь некоторый переработанный контент.

Какое внимание уделяется использованию стекла вместо заполнителя? Потенциал? Есть ли другие варианты использования?

  • См. ответ выше.

Какое внимание уделяется использованию дробленого бетона? Каков его источник? Существуют ли какие-либо другие источники «не» дробленого бетона, которые в настоящее время не используются?

  • В настоящее время FDOT использует 100% бетонного щебня. Это означает, что весь бетонный щебень, который производится в штате, в настоящее время используется и недоступен для работы FDOT.

    FDOT исследовал технические свойства переработанного бетона для использования в качестве заполнителя для асфальта, бетона, основного материала и дренажного камня. Однако бетонный щебень различается в зависимости от того, где он происходит и как он обрабатывается.