Гост на тяжелый бетон: ГОСТ 26633-91* «Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия»

ГОСТ 26633-2015 Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия

Приложение А (обязательное). Дополнительные требования к бетонам, предназначенным для различных областей строительства, и материалам для их приготовления

Приложение А
(обязательное)

А.1 Бетоны для гидротехнического строительства

А.1.1 Требования к бетонам гидротехнических сооружений следует устанавливать в зависимости от степени агрессивного воздействия среды на бетон в разных зонах сооружения и с обязательным учетом массивности сооружений и расположения конструкций в гидротехнических сооружениях по отношению к горизонту воды.

А.1.2 Цементы следует выбирать в зависимости от места расположения зоны сооружения и агрессивности среды с учетом требований ГОСТ 31384:

— для бетонов внутренней и подводной зоны сооружения — сульфатостойкие цементы по ГОСТ 22266, портландцемент и шлакопортландцемент по ГОСТ 10178, или цементы типов ЦЕМ I-ЦЕМ V по ГОСТ 31108;

— для бетона наружной зоны и зоны переменного уровня воды — сульфатостойкие цементы типов ЦЕМ I СС, ЦЕМ II/A-Ш СС, ЦЕМ II/B-Ш СС по ГОСТ 22266, портландцемент ПЦ Д0-Н и ПЦ Д20-Н с минеральной добавкой гранулированного доменного шлака до 15% по ГОСТ 10178; цементы типов ЦЕМ I, ЦЕМ II на основе клинкера с содержанием до 7%, до 60% с минеральной добавкой гранулированного доменного шлака до 15% по ГОСТ 31108.


А.1.3 Для бетонов массивных сооружений следует применять сульфатостойкий цемент по ГОСТ 22266 на основе клинкера с содержанием до 60%, шлакопортландцемент и портландцемент по ГОСТ 10178, цементы типов ЦЕМ I-ЦЕМ V по ГОСТ 31108 на основе клинкера с содержанием до 7%, до 60%.

А.1.4 Для бетонов внутренней зоны гидротехнических сооружений допускается применение песка с содержанием пылевидных и глинистых частиц до 15% при обеспечении проектных требований по прочности и водонепроницаемости.

А.1.5 Содержание пылевидных и глинистых частиц в мелком заполнителе для бетона, применяемого в зоне переменных уровней воды и зоне воздействия высокоскоростных потоков, не должно превышать 2,0% массы.

А.1.6 Глина в комках в крупном и мелком заполнителях для бетона гидротехнических сооружений не допускается.

А.1.7 Содержание слюды в мелком заполнителе для бетона гидротехнических сооружений, % массы, не должно превышать:

1 — для бетона зоны переменного уровня воды;

2 — для бетона надводной наружной зоны;

3 — для бетона внутренней и подводной зон.

А.1.8 Морозостойкость песка для бетона гидротехнических сооружений следует определять на фракции 1,25-5,0 мм. После 25 циклов замораживания и оттаивания по ГОСТ 8735 содержание фракции менее 1,25 мм не должно быть более 7%.

А.1.9 Для бетонов поверхностей, выходящих к высокоскоростному потоку воды (водосливы, облицовки тоннелей и т.д.), следует применять щебень, щебень из гравия и валунов или гравий с прочностью по дробимости не ниже 1000, марки по истираемости в полочном барабане И-I.

А.1.10 Допускается при строительстве массивных гидротехнических сооружений применение щебня и гравия с зернами размером от 120 до 150 мм.

При использовании гравия (валунов) с размером зерен более 150 мм его (их) следует вводить непосредственно в блок бетонирования при укладке бетонной смеси.

А.2 Бетоны для дорожных и аэродромных покрытий и оснований

А.2.1 Требования к бетонам для покрытий и оснований автомобильных дорог и аэродромов по прочности на сжатие, растяжение при изгибе и морозостойкости следует устанавливать в зависимости от вида конструктивного слоя и климатических условий эксплуатации.

А.2.2 В качестве вяжущего для бетона покрытий и оснований автомобильных дорог и аэродромов следует применять портландцемент на основе клинкера нормированного минералогического состава по ГОСТ 10178, цемент по ГОСТ 33174 или цемент для транспортного строительства в соответствии с [2]*.

________________
* Текст документа соответствует оригиналу. — Примечание изготовителя базы данных.

А.2.3 Марки по дробимости исходной горной породы или гравия, из которых изготовляют песок из отсевов дробления и обогащенный песок из отсевов дробления для бетонов покрытий и оснований автомобильных дорог и аэродромов, должны быть не ниже приведенных в таблице А.1.


Таблица А.1 — Марки по дробимости исходной горной породы и гравия для изготовления песка из отсевов дробления

Назначение бетона

Марка по дробимости исходной горной породы или гравия, из которых изготовляют песок

Изверженные породы

Осадочные и метаморфические породы

Гравий

Покрытие

800

800

1000

Основание

800

400

600

А. 2.4 Марка по морозостойкости исходной горной породы или гравия, из которых изготовляют песок из отсевов дробления или обогащенный песок из отсевов дробления, должна быть не ниже марки по морозостойкости бетона.

А.2.5 Глина в комках в крупном и мелком заполнителях для бетона покрытий и оснований автомобильных дорог и аэродромов не допускается.

А.2.6 Зерновой состав мелкого заполнителя для бетона покрытий и оснований автомобильных дорог и аэродромов приведен в таблице А.2, при этом учитывают только зерна, проходящие через сито с круглыми отверстиями диаметром 5 мм.


Таблица А.2 — Зерновой состав мелкого заполнителя

Модуль крупности

Полный остаток, %, на ситах размером отверстий, мм

2,5

1,25

0,63

0,315

0,16

От 1,5 до 2,0

До 10

От 5 до 10

От 20 до 30

От 35 до 65

От 80 до 85

Св. 2,0 до 2,5

До 10

Св.10 до 25

Св. 30 до 55

Св. 65 до 80

Св. 85 до 90

Св. 2,5 до 3,0

Св.10 до 20

Св. 25 до 45

Св. 55 до 70

Св. 80 до 90

Св. 90 до 95

А.2.7 Марки по дробимости и истираемости в полочном барабане щебня и щебня из гравия, применяемых в качестве крупного заполнителя для бетона покрытий автомобильных дорог и аэродромов, должны быть не ниже указанных в таблице А.3.


Таблица А.3 — Марки щебня и щебня из гравия по дробимости и истираемости

Вид заполнителя

Марка

по дробимости

по истираемости

Щебень из изверженных или метаморфических пород

1200

И-I

Щебень из гравия

1000

И-I

Щебень из осадочных пород

800

И-ll

А. 2.8 Марка по дробимости щебня из изверженных пород для бетона оснований автомобильных дорог и аэродромов должна быть не ниже 800, щебня из метаморфических пород и щебня из гравия — не ниже 600, щебня из осадочных пород — не ниже 400.

А.2.9 Марка по морозостойкости крупного заполнителя должна быть не ниже марки по морозостойкости бетона.

А.2.10 Содержание пылевидных и глинистых частиц в щебне из осадочных пород, % по массе, не должно превышать:

2 — для однослойных и верхнего слоя двухслойных покрытий автомобильных дорог и аэродромов;

3 — для нижнего слоя двухслойных покрытий и оснований автомобильных дорог и аэродромов.

А.2.11 Содержание зерен слабых пород в щебне для бетона покрытий автомобильных дорог и аэродромов не должно превышать 5% массы.

А.2.12 Для бетона покрытий автомобильных дорог и аэродромов должны применяться одновременно водоредуцирующие/пластифицирующие и воздухововлекающие (газообразующие) добавки.

А.2.13 Для бетона конструктивных слоев автомобильных дорог и аэродромов водоцементное отношение и объем вовлеченного в бетонную смесь воздуха должны соответствовать приведенным в таблице А.4.


Таблица А.4 — Водоцементное отношение и объем вовлеченного воздуха для бетона конструктивных слоев автомобильных дорог и аэродромов

Конструктивный слой

Водоцементное отношение, не более

Объем вовлеченного воздуха в бетонной смеси, %*

Однослойное или верхний слой двухслойного покрытия

0,45

5,0-7,0
4,0-8,0

Нижний слой двухслойного покрытия

0,50

4,0-6,0
4,0-8,0

Основание

0,90

Не нормируется

* Над чертой — для тяжелого бетона, под чертой — для мелкозернистого бетона.

А.2.14 Плотность бетонной смеси для покрытий и оснований автомобильных дорог и аэродромов в уплотненном состоянии по отношению к плотности смеси, полученной при расчете методом абсолютных объемов, должна составлять не менее 0,98 для тяжелого бетона и не менее 0,96 для мелкозернистого бетона.

А.2.15 Минимальный расход цемента в бетоне оснований автомобильных дорог и аэродромов должен быть не менее 150 кг/м.

А.2.16 Обосновывающие исследования (см. пункт 4.5.3 настоящего стандарта) бетона покрытий и оснований автомобильных дорог и аэродромов проводят в сравнении с бетоном на стандартных материалах, для которого требуемая морозостойкость доказана проведенными испытаниями. Обосновывающие исследования бетона покрытий и оснований автомобильных дорог и аэродромов проводят при доведении бетонов до критического снижения характеристик бетона.

А.3 Бетоны для транспортного строительства

А. 3.1 Требования к бетонам транспортных сооружений (мосты, путепроводы, эстакады, трубы и др.) следует устанавливать в зависимости от степени агрессивного воздействия среды на бетон и климатических условий эксплуатации. Требования к бетонам железобетонных шпал, опор контактной сети следует устанавливать с учетом защиты от электрокоррозии по ГОСТ 31384.

А.3.2 Для бетонов конструктивных элементов транспортных сооружений, подверженных действию антигололедных реагентов, требования к бетону следует устанавливать с учетом требований, приведенных в разделе А.2.

А.3.3 В качестве вяжущего для бетона транспортных сооружений следует применять портландцемент на основе клинкера нормированного минералогического состава по ГОСТ 10178, сульфатостойкий цемент по ГОСТ 22666*, цемент по ГОСТ 31108 на основе клинкера с содержанием до 7 % или цемент в соответствии с [2]**.
________________
* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: ГОСТ 22266-2013;
** Текст документа соответствует оригиналу. — Примечания изготовителя базы данных.

А.3.4 Содержание пылевидных и глинистых частиц в мелком заполнителе для бетона мостовых конструкций и железобетонных шпал не должно превышать 2% массы.

А.3.5 Глина в комках в крупном и мелком заполнителях для бетона транспортных сооружений не допускается.

А.3.6 Морозостойкость песка для бетона транспортных сооружений следует определять на фракции 1,25-5,0 мм. После 25 циклов замораживания и оттаивания при испытании по ГОСТ 8735 содержание фракции менее 1,25 мм не должно быть более 7%.

А.3.7 Содержание зерен слабых пород в щебне для бетона транспортных сооружений не должно превышать 5% массы.

А.3.8 Для бетона мостовых конструкций следует применять щебень из изверженных пород. Содержание пылевидных и глинистых частиц в щебне не должно превышать 1% массы.

А.3.9 Средняя плотность крупного заполнителя для бетона мостовых конструкций должна быть в пределах от 2000 до 2800 кг/м включительно.

А.3.10 Для бетона железобетонных шпал следует использовать щебень из изверженных пород марки по дробимости не ниже 1200, из метаморфических и осадочных пород марки по дробимости не ниже 1000 и щебень из гравия марки по дробимости не ниже 1000.

А.3.11 Заполнители, прочность которых при насыщении водой снижается более чем на 20% по сравнению с их прочностью в сухом состоянии, не допускается применять для бетона мостовых конструкций.

А.3.12 Содержание в крупном заполнителе зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы для бетонов железобетонных шпал, опор контактной сети, линий связи, автоблокировки, а также пролетных строений мостов и мостовых конструкций не должно превышать 25%.

А.3.13 Максимальный расход цемента для бетона мостовых конструкций не должен превышать:

— для бетона класса В35 — 450 кг/м;

— для бетона класса В40 — 500 кг/м;

— для бетона класса В45 — 550 кг/м.

УДК 691.32:620.001.4:006.354

МКС 91.100.30

Ключевые слова: тяжелые и мелкозернистые бетоны, технические требования, правила приемки, методы испытаний

Электронный текст документа
подготовлен Free Of Charge Document и сверен по:
официальное издание
М.: Стандартинформ, 2019

технические характеристики, состав, требования ГОСТ, цены

Главная » Бетон

Бетон

Автор Георгий Русиев На чтение 3 мин Просмотров 132 Опубликовано

Трудно переоценить важность правильного подбора стройматериалов — от их качества и технических характеристик зависит конечный результат работы. Для любого проекта, будь это коттедж, дачный домик, бассейн или лестница, понадобятся бетонные смеси, которые имеют разные свойства и являются крайне востребованными в современном строительстве. При выборе раствора для конкретной цели необходимо знать: что такое тяжелый бетон и где возможно его применение.

Оглавление:

  1. Основные характеристики
  2. Где используют?
  3. Особенности производства
  4. Стоимость

Классы и марки прочности

При изготовлении бетона обязательно соблюдение требований ГОСТ 26633-91 к технологической документации производства, входному контролю исходных материалов, качеству готовой продукции. В техпаспорте на смесь должна быть приведена марка, характеризующая:

  • прочность;
  • плотность;
  • морозостойкость;
  • водонепроницаемость.

Самой существенной характеристикой бетона является его прочность на сжатие, для количественного выражения которой применяется класс от B3,5 до B80 или марка от M50 до M1000. Величина B30 означает, что при испытаниях стандартный куб (сторона 150 мм) выдерживает давление в 30 МПа в 95 % случаев. Тот же показатель, но с использованием другой единицы измерения — кг*с/см2, лежит в основе градации бетонных растворов по маркам прочности на сжатие. Двойное обозначение одной характеристики связано с вводом в действие стандарта СЭВ 1406-78, где были установлены классы бетона, но не отменены существовавшие ранее марки. ГОСТ 26633-91 применяет оба показателя и приводит таблицу соотношения между ними.

Прочность бетона зависит от его удельного веса — чем больше масса 1 м3 материала, тем выше класс. Средняя плотность измеряется в кг/м3 и обозначается буквой D, и когда ее значение находится в пределах более D2000 до D2500, бетон называют тяжелым. Обеспечивает столь высокий вес состав раствора, к каждому компоненту которого предъявляются определенные требования. Хотя любые типы бетонов состоят из вяжущего вещества, наполнителя и воды, для тяжелых цемент выбирается с учетом таких свойств, как плотность, морозостойкость и водонепроницаемость, а песок и щебень дополнительно контролируется по влажности, размерам, пустотности.

Применение

Бетон тяжелых марок используют для фундаментов различных строений, стяжки пола, оснований лестниц, заборов, формирования дорожек и заливки площадок. В состав смесей вводятся специальные добавки, повышающие пластичность и плотность. Важной характеристикой для материалов, подвергающихся воздействию окружающей среды, является морозостойкость. Марка обозначается буквой F и цифрами от 50 до 1000, равными количеству циклов замерзания-оттаивания, которое бетон способен перенести и не разрушиться.

Если планируется применение раствора для строительства бассейна, стоит обратить внимание на водонепроницаемость. Тяжелые материалы подразделяют на марки от W2 до W20, показывающие давление в кг*с/см2, которое они выдерживают, не пропуская через себя воду.

Приготовление

Технология производства достаточно проста: в смесь цемента и песка следует добавить воду, размешать, засыпать щебень, равномерно его распределить, вылить все в опалубку и утрамбовать. Способ одинаков для любого типа бетона, но свойства и доля каждого ингредиента в общем объеме влияют на качество полученного материала. Для тяжелых видов бетона важнейшим параметром является цементно-водное отношение. Класс заметно снижается как при недостатке, так и при избытке воды при прочих равных условиях. Подобрать нужное отношение самостоятельно сложно из-за невозможности в домашних условиях определить влажность песка и щебня, надежнее приобрести бетон у производителя.

Стоимость

Готовые тяжелые бетонные смеси

Класс Марка Морозостойкость, F Водонепроницаемость, W Подвижность Цена, рубли/м3
B7,5 M100 50 2 П3 3 300
B12,5 M150 3 430
B15 M200 100 4 3 650
B22,5 M300 6 П4 3 850
B25 M350 300 8 3 950
B45 M600 16 5 250