Болт (деталь машины) — это… Что такое Болт (деталь машины)?
Болт — крепёжная резьбовая деталь в виде цилиндрического стержня с головкой, часть которого снабжена резьбой, предназначенной для навинчивания гайки.
Условное графическое изображение болта. На рисунке представлен болт в исполнении 1 по ГОСТ 7805-70 и ГОСТ 7798-70Болт с шестигранной головкой с навинченной гайкой
В зависимости от назначения, применяются болты разнообразных конструкций, с головками различной формы:
- откидные (ГОСТ 3033-79*)
- анкерные (ГОСТ 24379.1-80)
- рым-болты (ГОСТ 4751-73*)
- болты с шестигранной головкой (ГОСТ 7798-70*, ГОСТ 7805-70*, ГОСТ 15589-70*, ГОСТ 7796-70*, ГОСТ 7808-70*, ГОСТ 15591-70*, ГОСТ 7795-70*, ГОСТ 7811-70*, ГОСТ 15590-70*, ГОСТ 7817-80*, ГОСТ 10602-72*, ГОСТ 18125-72*)
- болты с полукруглой головкой (ГОСТ 7783-81*, ГОСТ 7801-81*, 7802-81*)
- болты с потайной головкой (ГОСТ 7785-81*, ГОСТ 7786-81*, ГОСТ 17673-81*
) - с фланцем (DIN 6921)
Классификация болтов по сферам применения:
- Лемешные используются для крепления навесного оборудования для сельскохозяйственных машин.
Класс прочности: 3.6; 3.8; 4.6; 4.8.
- Мебельные используются в мебельной промышленности и строительстве.
Класс прочности: 3.6; 4.6; 5.8
- Высокопрочные используются в агрессивных средах в условиях химических производств, при работе в высокотемпературных режимах,в конструкциях , механизмах и на других объектах, работающих в условиях пониженных температур ( в т.ч. Крайнего Севера),при высоких требованиях по выдерживанию больших разрывных усилий, предъявляемых к крепежным соединениям, испытывающим повышенные динамические и статические нагрузки,при необходимости достичь высокую прочность соединения, в т.ч. соединение деталей с/х машин, ж/д креплений, креплений деталей и соединений кранов, в мостостроении, при креплении ограждений автодорог.
Является наиболее распространённым видом деталей машин, сооружений.
Класс прочности: 8.8; 10.9
По действующей международной классификации к высокопрочным болтам относятся изделия, временное сопротивление которых больше или равно 800 Мпа. Исходя из этого параметра, классы прочности для высокопрочных болтов начинаются с класса 8.8 для болтов и 8 для гаек. Прочностные характеристики болтов определяются, выбором соответствующей марки стали и технологией его изготовления. Современная технология изготовления высокопрочных болтов, базируется на использовании методов холодной или горячей высадки заготовок и накатки резьбы на специальных автоматах. Применяются различные холодно и горячевысадочные автоматы, способные изготавливать высокопрочные болты с высокой производительностью (100-200 шт/мин). В качестве исходного сырья используются низкоуглеродистые и легированные стали( с со-держанием углерода не более 0,40%) марок 10КП, 20КП, 10, 20, 35, 20Г2Р, 65Г, 40Х. Механические свойства высокопрочных болтов, также определяются свойствами используемой стали с последующей термической обработкой в электропечах с защитной средой, предотвращающей обезуглероживание изделий. Метизное производство располагает необходимым оборудованием для изготовления термообработанного высокопрочных болтов наиболее широко употребляемых классов прочности 8.8., 10.9. и высокопрочных болтов по ГОСТ 22356-70. Высокопрочные болты изготавливают из стали марок 35, 20Г2Р, 40Х. Чаще других используется сталь марки 20Г2Р.
- Дорожные используются для дорожных ограждений, для специальных металлоконструкций
Класс прочности: 3.6; 4.6; 4.8; 5.6; 5.8; 6.6; 8.8; 10.9
- Машиностроительные используются в машиностроении, автомобилестроении, приборостроении и строительстве в качестве деталей соединения.
Класс прочности: 3.6;4.6;4.8;5.6;5.8;6.6;8.8;10.9
Наиболее распространены болты с шестигранной головкой под гаечный ключ.
Механические свойства болтов, винтов и шпилек из углеродистых нелегированных и легированных сталей по ГОСТ 1759.4-87[1] (нормальных условиях характеризуют 11 классов прочности: 3.6; 4.6; 4.8; 5.6; 5.8; 6.6; 6.8; 8.8; 9.8; 10.9; 12.9. Первое число умноженное на 100, определяет номинальное временное сопротивление в Н/мм², второе число (отделённое точкой от первого) умноженное на 10, — отношение предела текучести к временному сопротивлению в процентах. Произведение чисел, умноженное на 10, определяет номинальный предел текучести в Н/мм².
Для закрепления соединяемых деталей, болт вставляется в сквозное отверстие в этих деталях, затем на резьбу болта навинчивают гайку и стягивают детали с её помощью. Фиксация деталей в направлениях, перпендикулярных стержню болта, обеспечивается за счёт сил трения от затяжки болта, при условии что эта сила больше чем сдвигающая сила. В том случае когда часть нагрузки в этом направлении несёт болт, стержень болта и отверстия в деталях изготавливают с большей точностью. При этом болты работают как штифты. Для предотвращения деформации деталей и/или самооткручивания гайки под головку болта и под гайку подкладывают различные шайбы.
См. также
Литература
- Богданов В. Н., Малежик И. Ф., Верхола А. П. и др. Справочное руководство по черчению.. — М.: Машиностроение., 1989. — С. 864. — ISBN 5-217-00403-7
Wikimedia Foundation. 2010.
dic.academic.ru
Класс прочности болтов — ГОСТ 7798-70, маркировка, виды, обозначение
Крепежные элементы, представленные на современном рынке в большом разнообразии, используются как для простого соединения элементов различных конструкций, так и для увеличения их надежности и способности переносить значительные нагрузки. От того, для каких целей планируется использовать эти элементы, зависит класс прочности болтов, которые необходимо выбрать.

Болт шестигранный оцинкованный с гайкой
Важность правильного выбора крепежа
Болты, выпускаемые современной промышленностью, могут значительно отличаться по классам своей прочности, что зависит преимущественно от марки стали, которая была использована для их изготовления. Именно поэтому выбирать болты, соответствующие тому или иному классу, следует исходя из того, для решения каких задач их планируется использовать.
К примеру, для соединения элементов легкой ненагруженной конструкции подойдут болты более низкого класса прочности, а для крепления ответственных конструкций, эксплуатирующихся под значительными нагрузками, необходимы высокопрочные изделия. Наиболее примечательными из таких конструкций являются башенные и козловые краны, соответственно, болты, отличающиеся самой высокой прочностью, стали называть «крановыми». Характеристики таких крепежных элементов, используемых для соединения элементов самых ответственных конструкций, регламентируются требованиями ГОСТ 7817-70. Такие болты делают из высокопрочных сортов стали, что также оговаривается в нормативном документе.
Крепежные элементы, как известно, бывают нескольких видов: болты, гайки, винты, шпильки. Каждое из таких изделий имеет свое назначение. Для их изготовления используются стали разных классов прочности. Соответственно, будет различаться и маркировка болтов, а также крепежных элементов других типов.
Классы прочности резьбовых крепежных изделий
Класс прочности гаек, винтов, болтов и шпилек определен их механическими свойствами. По ГОСТ 1759.4-87 (ISO 898.1-78) предусмотрено разделение крепежных элементов по классам их прочности на 11 категорий: 3.6; 4.6; 5.6; 5.8; 6.6; 6.8; 8.8; 9.8; 10.9; 12.9.
Правила расшифровки класса прочности болтов достаточно просты. Если первую цифру обозначения умножить на 100, то можно узнать номинальное временное сопротивление или предел прочности материала на растяжение (Н/мм 2), которому соответствует изделие. К примеру, болт класса прочности 10.9 будет иметь прочность на растяжение 10/0,01 = 1000 Н/мм2.
Умножив второе число, стоящее после точки, на 10, можно определить, как соотносится предел текучести (такое напряжение, при котором у материала начинается пластическая деформация) к временному сопротивлению или к пределу прочности на растяжение (выражается в процентах). Например, у болта класса 9.8 минимальный предел текучести составляет 8 × 10 = 80%.

Болт с цилиндрической головкой и внутренним шестигранником
Предел текучести – это такое значение нагрузки, при превышении которой в материале начинаются не подлежащие восстановлению деформации. При расчете нагрузок, которые будут воздействовать на резьбовой крепеж, закладывается двух- или даже трехкратный запас от предела текучести.
Высокопрочные болты, временное сопротивление у которых равно или больше 800 МПа, используются не только для крепления элементов крановых конструкций, но и при строительстве мостов, при производстве сельскохозяйственной техники, в железнодорожных соединениях и для решения ряда других задач. Высокопрочные болты соответствуют классу 8.8 и выше, а гайки — 8.0 и выше.
Параметром, который определяет, какой класс прочности будет у болтов, является не только марка стали, но и технология, по которой они изготовлены. Болты, относящиеся к категории высокопрочных, преимущественно изготавливаются по технологии высадки (холодной и горячей), резьбу на них формируют накаткой на специальном автомате. После изготовления они подвергаются термообработке, затем на них наносится специальное покрытие.

Болт с шестигранной головкой и фланцем
Автоматы по холодной и горячей высадке, на которых изготавливаются болты высоких классов прочности, могут быть различных марок, некоторые модели позволяют производить от 100 до 200 изделий в минуту. Сырьем для производства является проволока из низкоуглеродистой и легированной стали, содержание углерода в которой не превышает 0,4%.Основными марками стали, используемыми для производства таких крепежных элементов, являются 10КП, 20КП, 10, 20, 35, 20Г2Р, 65Г, 40Х. Требуемые механические свойства этим высокопрочным болтам придаются и при помощи термической обработки, проводимой в электропечах, в которых создается специальная защитная среда (с ее помощью удается избежать обезуглероживания стали).
Разные типы болтов изготавливаются и из углеродистой стали, при этом получаются изделия, относящиеся к разным классам прочности. Применяя различные технологии изготовления и термическую обработку (закалку), из одной марки стали можно получать болты, относящиеся к разным классам прочности.
Рассмотрим, к примеру, сталь 35, из которой можно изготовить болты следующих классов прочности:
- 5.6 — болты изготавливают на токарных или фрезерных станках методом точения;
- 6.6 и 6.8 — такие крепежные элементы изготавливают по технологии объемной штамповки, для чего используют высадочные прессы;
- 8.8 — такой класс прочности можно получить, если подвергнуть болты закалке.

Основные марки стали, применяемые при производстве болтов
Приведенная таблица позволяет ознакомиться с наиболее популярными марками сталей, используемыми для производства крепежных изделий. Если к характеристикам последних предъявляются особые требования, то в качестве материала изготовления выступают и другие марки сталей.
Классификация болтов, относящихся к категории высокопрочных, включает в себя узкоспециализированные изделия, используемые в отдельных отраслях промышленности. Характеристики таких узкоотраслевых крепежных элементов оговариваются отдельными нормативными документами.
Так, требования к высокопрочным болтам, головка «под ключ» у которых имеет увеличенные размеры, используемым при возведении мостов, оговариваются советским ГОСТ 22353-77 (ГОСТ Р 52644-2006 — российский стандарт). Прочность, указанная в этих нормативных документах, соответствует временному сопротивлению на разрыв (кгс/см2). Фактически этот показатель соответствует границам прочности.
Классификация болтов узкоспециализированного назначения также подразумевает их разделение по вариантам исполнения. Так, различают следующие категории болтов.
- Виды болтов с исполнением «У», которые могут эксплуатироваться при температурах, доходящих до –40 градусов Цельсия. Что важно, буква «У» не указывается в обозначении таких изделий.
- Изделия с исполнением «ХЛ», которые могут использоваться в еще более жестких температурных условиях: от –40 до –65 градусов Цельсия. В обозначении таких изделий указывается класс их прочности, после которого следуют буквы «ХЛ».

Параметры высокопрочных болтов
В таблице указаны параметры, которым соответствуют высокопрочные болты. Для того чтобы изготовить крепежные элементы с еще более высокими прочностными характеристиками, используются следующие сорта сталей: 30Х3МФ, 30Х2АФ, 30Х2НМФА.
Маркировка болтов по классу их прочности
Система маркировки болтов, значение которой можно посмотреть в специальных таблицах, чтобы определить, какой именно тип крепежа вам подойдет, разработана Международной организацией по стандартизации (ISO). Все стандарты, разработанные в советское время, а также современные российские нормативные документы, основываются на принципах данной системы.
Обязательной маркировке подлежат болты и винты, диаметр которых составляет более 6 мм. На крепежные изделия меньшего диаметра маркировка наносится по желанию производителя.
Маркировка не наносится на винты, имеющие крестообразный или прямой шлиц, а изделия, имеющие шестигранный шлиц и любую форму головки, маркируются обязательно.
Не подлежат обязательной маркировке также нештампованные болты и винты, которые изготовлены точением или резанием. Маркировка на такие изделия наносится только в том случае, когда этого требует заказчик подобной продукции.
Стандартное расположение маркировки на болтах
Местом, на которое наносится маркировка болта или винта, является торцевая или боковая часть их головки. В том случае, если для этой цели выбрана боковая часть крепежного изделия, маркировка должна наноситься углубленными знаками. Выпуклая маркировка по высоте не должна превышать:
- 0,1 мм – для болтов и винтов, диаметр резьбы которых не превышает 8 мм;
- 0,2 мм – для крепежных изделий, диаметр резьбы которых находится в интервале 8–12 мм;
- 0,3 мм – для болтов и винтов с диаметром резьбы больше 12 мм.
Геометрию различных видов резьбового крепежа регламентируют отдельные ГОСТы. В качестве примера можно рассмотреть изделия, выпускаемые по ГОСТ 7798-70. Такие болты с головкой шестигранного типа, относящиеся к категории изделий нормальной точности, активно используются в различных сферах деятельности.
ГОСТ 7798-70 оговаривает как технические характеристики таких болтов, так и их геометрические параметры. С материалами ГОСТ 7798-70 можно ознакомиться ниже.
Особенности соединения с помощью резьбы
- Надежность за счет использования специальной метрической резьбы и универсальности профиля. Многочисленные исследования подтверждают, что при правильно выбранном классе прочности болта, а также моменте затяжки такое соединение выдерживает большие нагрузки, а также надежно защищено от самооткручивания.
- Выдерживание поперечных и осевых нагрузок. Изготовленные из специальных марок стали, болты хорошо противодействуют нагрузкам в любом направлении.
- Несложный монтаж и демонтаж конструкций. Несмотря на то, что спустя некоторое время открутить резьбовое соединение бывает непросто (из-за коррозии металла), с помощью специальных растворителей это сделать вполне реально.
- Небольшая стоимость работ, которая значительно ниже затрат на сварку. Многие конструкции возводятся сегодня с использованием болтов, поскольку это требует меньше времени и сил.
Нужно отметить, что небольшим недостатком резьбового соединения можно считать сильную концентрацию напряжения в месте впадины профиля самой резьбы. По этой причине маркировка болта должна быть подобрана правильно, в точном соответствии с нагрузкой, которую испытывает деталь. Это позволит уменьшить риск как самооткручивания при слабой затяжке, так и разрыва гайки / срезания резьбы вследствие экстремального напряжения.

Болт лемешный с потайной головкой
Не нужно забывать, что сегодня также активно применяются всевозможные средства стопорения, включая контргайки и пружинные шайбы.
Виды резьбового крепления
Для выполнения резьбового соединения нужны как минимум две детали, одна из которых имеет наружную, а другая – внутреннюю резьбу. Существует несколько конструкционных разновидностей резьбы.
Болтовое
В соединяемых деталях сверлятся сквозные отверстия, после чего вовнутрь вставляется болт, который затягивается с другой стороны гайкой.
Винтовое
В таком типе соединения роль гайки выполняет сама деталь, в которой предварительно высверливается отверстие, затем наносится резьба, после чего с помощью болта или винта крепится другая деталь. Если применять саморезы, то сверлить предварительное отверстие не обязательно, поскольку деталь при закручивании сама автоматически делает резьбу.
С помощью шпилек
Один конец такой шпильки вворачивается в узловую деталь, а на второй специальным образом накручивается подходящая гайка.

Шпилька с ввинчиваемым концом
Как правильно затягивать и откручивать болт
Чаще всего при затяжке болтовых соединений на различных конструкциях в домашнем хозяйстве используются обычные гаечные ключи – торцевые, рожковые и накидные. Однако в таком случае точно определить момент затяжки тяжело, поэтому в промышленном производстве и ремонтных мастерских опытные слесари применяют специальные динамометрические ключи или пневматические гайковерты, главное достоинство которых – возможность выставлять требуемый уровень затяжки, зависящий от типа механизма.
Чтобы открутить болт, используют те же самые ключи, однако в старых конструкциях чаще всего болты сильно «прикипают» к гайке из-за коррозии. Для безопасного откручивания применяют несколько простых способов:
- использование проникающей смазки WD-40 аэрозольного типа;
- небольшое постукивание по ржавому болту молотком для разрушения ржавчины в профиле резьбового соединения;
- небольшой проворот гайки в сторону закручивания (всего на несколько градусов).
Резьбовые соединения применяются во многих конструкциях и механизмах, поскольку на практике доказали свою высокую надежность и эффективность. Правильно подобранный тип болта, закрученный на требуемый момент затяжки, способен справляться с нагрузкой на протяжении всего срока эксплуатации механизма.
Оценка статьи:
Загрузка…Поделиться с друзьями:
met-all.org
Болт — Википедия. Что такое Болт
Условное графическое изображение болта. На рисунке представлен болт в исполнении 1 по ГОСТ 7805-70 и ГОСТ 7798-70 Болт с шестигранной головкой с навинченной гайкойБолт — крепёжное изделие в виде стержня с наружной резьбой, как правило, с шестигранной головкой под гаечный ключ, образующее соединение при помощи гайки или иного резьбового отверстия[1]. До появления резьбовых соединений болтами называли различные многообразные изделия вытянутой цилиндрической формы, такие как например арбалетный болт, но широкое распространение винтовых болтов практически вытеснило из языка другие значения этого слова.
Классификация болтов:
- По назначению
- По форме
- По материалу
- По классу прочности
- По покрытию
Классификация по форме:
- откидные (ГОСТ 3033-78*)
- анкерные (ГОСТ 24379.1-2012)
- рым-болты (ГОСТ 4751-73*)
- болты с шестигранной головкой (ГОСТ 7798.7817-80*, ГОСТ 10602-94*, ГОСТ 18125-72*)
- болты с полукруглой головкой (ГОСТ 7783-81*, ГОСТ 7801-81*, 7802-81*)
- болты с потайной головкой (ГОСТ 7785-81*, ГОСТ 7786-81*, ГОСТ 17673-81*)
- с фланцем (DIN 6921)
Классификация болтов по назначению:
- Лемешные используются для крепления навесного оборудования для сельскохозяйственных машин.
Класс прочности: 3.6; 4.6; 4.8; 5.6; 5.8; 8.8.
- Мебельные используются в мебельной промышленности и строительстве.
Класс прочности: 3.6; 4.6; 4.8; 5.6; 5.8.
- Дорожные используются для дорожных ограждений, для специальных металлоконструкций.
Класс прочности: 3.6; 4.6; 4.8; 5.6; 5.8; 8.8.
- Машиностроительные используются в машиностроении, автомобилестроении, приборостроении и строительстве в качестве деталей соединения.
Класс прочности: 3.6; 4.6; 4.8; 5.6; 5.8; 8.8; 10.9; 12.9.
Основные типоразмеры болтов согласно ГОСТ 7805-70:
- Диаметр М6: длина стержня: от 10 мм до 90 мм;
- Диаметр М8: длина стержня: от 16 мм до 100 мм;
- Диаметр М10: длина стержня: от 18 мм до 200 мм;
- Диаметр М12: длина стержня: от 20 мм до 260 мм;
- Диаметр М14: длина стержня: от 22 мм до 300 мм.
Маркировка должна содержать диаметр болта, длину стержня и нормативный документ, например Болт М8х65 ГОСТ 7805-70[2]
Класс прочности болтов:
Механические свойства болтов, винтов и шпилек из углеродистых нелегированных и легированных сталей по ГОСТ Р 52627-2006 (ISO 898/1-78) при комнатной температуре характеризуют 11 классов прочности: 3.6; 4.6; 4.8; 5.6; 5.8; 6.6; 6.8; 8.8; 9.8; 10.9; 12.9. Первое число, умноженное на 100, определяет номинальное временное сопротивление в Н/мм², второе число (отделённое точкой от первого), умноженное на 10, — отношение предела текучести к временному сопротивлению в процентах. Произведение чисел, умноженное на 10, определяет номинальный предел текучести в Н/мм².
Высокопрочные болты используются в соединениях деталей с/х машин, ж/д креплений, креплений деталей и соединений кранов, в мостостроении и т. д. В России к высокопрочным, согласно ГОСТ[3], принято относить болты изготовленные по классу прочности 6.8, 8.8, 9.8, 10.9, 12.9. Прочностные характеристики болтов определяются выбором соответствующей марки стали и технологией их изготовления. Современная технология изготовления высокопрочных болтов базируется на использовании методов холодной или горячей высадки и накатки резьбы на специальных автоматах с последующей термообработкой и нанесением покрытия. Применяются различные холодно- и горячевысадочные автоматы, способные изготавливать высокопрочные болты с высокой производительностью (100—200 шт/мин). В качестве исходного сырья используется проволока из низкоуглеродистых и легированных сталей (с содержанием углерода не более 0,40 %) марок 20, 20КП, 35, 35Х 20Г2Р, 65Г, 40Х и других, обеспечивающих требуемый класс прочности. Механические свойства высокопрочных болтов также определяются свойствами используемой стали и последующей термической обработкой в электропечах с защитной средой, предотвращающей обезуглероживание изделий.
В искусстве
См. также
Примечания
Литература
wiki.sc
Болт: параметры и применение
Самым распространенным крепежным резьбовым элементом является болт. В отличие от сварных соединений, такие элементы можно собирать и разбирать многократно. А при выходе болта из строя, его легко заменить на новый. Существует большая разновидность болтов. Они различаются по виду, размерам и другим характеристикам. Из этой статьи вы узнаете о многообразии этого крепежного элемента и его назначениях.
Что такое болт?
Болтом называют цилиндрический стержень с резьбой, на одной стороне которого имеется головка для удобного ввинчивания. Болтовое соединение обеспечивается вкручиванием описываемого элемента в гайку. В зависимости от типа соединения под головку или гайку может быть подложена плоская шайба.
Первые болты, имеющие резьбу, появились еще в XV веке. Нужно сказать, что до этого времени применялись безрезьбовые болты, но сфера их использования была крайне мала. Гутенберг, в революционной конструкции печатного станка, уже использовал винтовое соединение. После, винты широко применялись для изготовления часовых механизмов и воинских доспехов. Даже знаменитый Леонардо да Винчи, описывал в своих записных книжках винторезные станки.
Первый такой станок был создан только в 1568 году. Что позволило производить различные виды болтов и расширило сферу применения этого крепежного элемента. Но главному успеху винтового соединения послужило изобретение гайки. Первые гайки изготавливались вручную. Что служило преградой на пути их широкого использования. Но когда удалось автоматизировать процесс изготовления гаек, процесс распространения болтового соединения ускорился.
Важные параметры болтов
Основными отличиями болтов друг от друга являются:
- Размер и форма головки;
- Форма цилиндрической части;
- Типу и шагу резьбовой нарезки;
- Прочность;
- Материал изготовления.
Форма и размеры головки
В зависимости от сферы использования и применения в различных конструкциях, такие метизы могут иметь круглую, квадратную или овальную форму головки. Но самой популярной формой этой части болта является шестигранник. Благодаря головкам таких форм легче производить сборку винтового соединения.
Также существуют специальные формы головок: полукруглые, потайные, с отверстием (рым-болты), откидную, в форме вилки и т.п. Кроме различия форм, они могут иметь разные размеры.
Форма стержня
Стержни болтов тоже имеют различную форму. Они могут иметь резьбовую нарезку по все длине или только его части. Диаметр гладкой части может превышать диаметр резьбовой части и т.п. Болты со ступенчатым стрежнем применяются для создания тяжелонагруженных соединений. Но самыми популярными являются такие крепежные изделия с одинаковым размером резьбовой нарезки и остальной части метиза.
Тип и шаг резьбы
Резьба у болтов может иметь различный шаг, сторону, профиль и другие разновидности. Самыми важными параметрами резьбовой нарезки является ее профиль и размер.
Класс прочности и материалы изготовления
Под классом прочности резьбовых соединений подразумевается лимит прочности изделия на разрыв. Класс прочности этих метизов зависит от механических свойств изделия и делится на 11 категорий. По большому счету этот параметр определяется материалом изготовления болтов. Они могут быть изготовлены из:
- Обыкновенных сталей;
- Конструкционных легированных и низколегированных сталей;
- Нержавеющих обычных и жаропрочных сталей;
- Латуни, меди, титана и титановых сплавов.
Применение болтов
Сфера использования метизов огромна. Такое соединение используют в сельскохозяйственной технике для крепления навесного оборудования. В мебельном деле применяются болты специальной конструкции. Такое соединение используется:
- на стройках;
- на производствах;
- в машиностроении;
- в изготовлении различных приборов;
- в сборке автомобилей.
У болтовых соединений практически нет ограничений. Шестигранные болты применяются для скрепления балок во время возведения деревянных домов. В большинстве случаев используются высокопрочные болты. Они обеспечивают надежное и долговечное соединение.
В строительстве часто используются такие крепежные изделия с увеличенными головами. Их используют при возведении жилых зданий и промышленных объектов. Соединения на таких метизах можно встретить при строительстве тоннелей, мостов и других объектов, где важна прочность на разрыв и другие качества, обеспечивающиеся таим видом соединения.
Широко применяются болты на железнодорожном транспорте. В зависимости от места применения используются метизы различной степени прочности. Они могут иметь полукруглые или квадратные головки. Часто такое соединение используется при сборке металлических железнодорожных ограждений. Для защиты от агрессивных воздействий окружающей среды болты покрываются цинковым сплавом.
Сегодня подсчитано, что в мобильном телефоне используется до 90 болтов, в стиральной машине до 130, а в автомобиле – около 4000. Болтовые соединения используются практически во всех современных механизмах. Этот вид метизов играет важную роль в современных сборных конструкциях. Благодаря соединению, которое они обеспечивают, сборка любой конструкции занимает не так много времени, как при использовании сварных соединений.
sopromats.ru
БОЛТ (крепежная деталь) — это… Что такое БОЛТ (крепежная деталь)?
- БОЛТ (крепежная деталь)
- БОЛТ (крепежная деталь)
БОЛТ (от нижненем. bolt), крепежная деталь, обычно стержень с 6-гранной или квадратной головкой и резьбой для навинчивания гайки.
Энциклопедический словарь. 2009.
- БОЛОТОВА Жанна Андреевна
- БОЛТ Усейн
Смотреть что такое «БОЛТ (крепежная деталь)» в других словарях:
крепежная деталь — 3.4 крепежная деталь: Изделие (болт, шпилька, гайка или шайба), изготовленное из однородного по наименованию и марке материала без применения сборочных операций. Источник: ГОСТ Р 54786 2011: Крепежные изделия для разъемных соединений атомных… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
болт — – крепежная деталь – металлический стержень с резьбой на одном конце и обычно шестигранной головкой на другом. EdwART. Словарь автомобильного жаргона, 2009 … Автомобильный словарь
БОЛТ — (от нижненем. bolt) крепежная деталь, обычно стержень с 6 гранной или квадратной головкой и резьбой для навинчивания гайки … Большой Энциклопедический словарь
Болт — м. Металлический стержень с шестигранной или квадратной головкой и внешней резьбой для навинчивания гайки как крепежная деталь. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Анкер (Анкерный Болт) — Крепежная деталь, предназначенная для соединения различных строительных изделий и конструкций, а также крепления оборудования. Термин анкер применяется также в смысле промежуточеная деталь (анкерная связь, анкерная плита). Источник: Словарь… … Строительный словарь
Анкерный болт — • Анкер • Анкерный болт 1. Анкер – крепежная деталь, предназначенная для соединения различных строительных изделий и конструкций, а также крепления оборудования. Термин анкер применяется также в смысле промежуточная деталь (анкерная связь,… … Словарь строителя
анкерный болт — строит. крепежная деталь, предназначенная для соединения различных строительных изделий и конструкций, а также крепления оборудования. Термин анкер применяется также в смысле промежуточеная деталь (анкерная связь, анкерная плита) … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого
Анкер — • Анкер • Анкерный болт 1. Анкер – крепежная деталь, предназначенная для соединения различных строительных изделий и конструкций, а также крепления оборудования. Термин анкер применяется также в смысле промежуточная деталь (анкерная связь,… … Словарь строителя
ГОСТ Р 54786-2011: Крепежные изделия для разъемных соединений атомных энергетических установок. Технические условия — Терминология ГОСТ Р 54786 2011: Крепежные изделия для разъемных соединений атомных энергетических установок. Технические условия оригинал документа: 3.7 виток резьбы: Часть выступа резьбы, соответствующая одному полному обороту точек винтовой… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
ШУРУП — Винт широкий, с острыми витками. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ШУРУП большой винт с крупной редкой нарезкой. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке. Попов М.,… … Словарь иностранных слов русского языка
dic.academic.ru
Болт (деталь машины) — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
(перенаправлено с «»)Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 18 июня 2017; проверки требуют 10 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 18 июня 2017; проверки требуют 10 правок. Условное графическое изображение болта. На рисунке представлен болт в исполнении 1 по ГОСТ 7805-70 и ГОСТ 7798-70 Болт с шестигранной головкой с навинченной гайкой
Болт — крепёжное изделие в виде стержня с наружной резьбой, как правило, с шестигранной головкой под гаечный ключ, образующее соединение при помощи гайки или иного резьбового отверстия[1]. До появления резьбовых соединений болтами называли различные многообразные изделия вытянутой цилиндрической формы, такие как например арбалетный болт, но широкое распространение винтовых болтов практически вытеснило из языка другие значения этого слова.
Классификация болтов[ | ]
- По назначению
- По форме
- По материалу
- По классу прочности
- По покрытию
Классификация по форме[ | ]
- откидные (ГОСТ 3033-78*)
- анкерные (ГОСТ 24379.1-2012)
- рым-болты (ГОСТ 4751-73*)
- болты с шестигранной головкой (ГОСТ 7798.7817-80*, ГОСТ 10602-94*, ГОСТ 18125-72*)
- болты с полукруглой головкой (ГОСТ 7783-81*, ГОСТ 7801-81*, 7802-81*)
- болты с потайной головкой (ГОСТ 7785-81*, ГОСТ 7786-81*, ГОСТ 17673-81*)
- с фланцем (DIN 6921)
Классификация болтов по назначению[ | ]
- Лемешные используются для крепления навесного оборудования для сельскохозяйственных машин.
Класс прочности: 3.6; 4.6; 4.8; 5.6; 5.8; 8.8.
- Мебельные используются в мебельной промышленности и строительстве.
Класс прочности: 3.6; 4.6; 4.8; 5.6; 5.8.
- Дорожные используются для дорожных ограждений, для специальных металлоконструкций.
Класс прочности: 3.6; 4.6; 4.8; 5.6; 5.8; 8.8.
- Машиностроительные используются в машиностроении, автомобилестроении, приборостроении и строительстве в качестве деталей соединения.
Класс прочности: 3.6; 4.6; 4.8; 5.6; 5.8; 8.8; 10.9; 12.9.
Основные типоразмеры болтов согласно ГОСТ 7805-70[ | ]
- Диаметр М6: длина стержня: от 10 мм до 90 мм;
- Диаметр М8: длина стержня: от 16 мм до 100 мм;
- Диаметр М10: длина стержня: от 18 мм до 200 мм;
- Диаметр М12: длина стержня: от 20 мм до 260 мм;
- Диаметр М14: длина стержня: от 22 мм до 300 мм.
Маркировка должна содержать диаметр болта, длину стержня и нормативный документ, например Болт М8х65 ГОСТ 7805-70[2]
Класс прочности болтов[ | ]
Механические свойства болтов, винтов и шпилек из углеродистых нелегированных и легированных сталей по ГОСТ Р 52627-2006 (ISO 898/1-78) при комнатной температуре характеризуют 11 классов прочности: 3.6; 4.6; 4.8; 5.6; 5.8; 6.6; 6.8; 8.8; 9.8; 10.9; 12.9. Первое число, умноженное на 100, определяет номинальное в Н/мм², второе число (отделённое точкой от первого), умноженное на 10, — отношение предела текучести к временному сопротивлению в процентах. Произведение чисел, умноженное на 10, определяет номинальный предел текучести в Н/мм².
Высокопрочные болты используются в соединениях деталей с/х машин, ж/д креплений, креплений деталей и соединений кранов, в мостостроении и т. д. В России к высокопрочным, согласно ГОСТ[3], принято относить болты изготовленные по классу прочности 6.8, 8.8, 9.8, 10.9, 12.9. Прочностные характеристики болтов определяются выбором соответствующей марки стали и технологией их изготовления. Современная технология изготовления высокопрочных болтов базируется на использовании методов холодной или горячей высадки и накатки резьбы на специальных автоматах с последующей термообработкой и нанесением покрытия. Применяются различные холодно- и горячевысадочные автоматы, способные изготавливать высокопрочные болты с высокой произ
encyclopaedia.bid
Болт и гайка: невероятная история Древнего Рима
Мы же с вами не в джунглях выросли, правда! И прекрасно знаем, что болт и гайка – это звенья одной цепи. А вот знаете ли вы, как и когда появились на свет болт и гайка? Кто их придумал, и почему соединение на болтах считается одним из самых надежных.
Дружба между людьми является крепкой силой, перед которой падет практически каждая преграда. Так настоящую дружбу можно сравнить с механическим соединением при помощи болта и гайки, которое при разных условиях эксплуатации обеспечивает надежное крепление.

История возникновения болта и гайки
Прототипами болта и гайки можно считать крепежные детали с резьбой, которые применялись в Древнем Риме в начале н.э. Стоит отметить, что на тот момент это был наиболее дорогой способ крепления элементов между собой, что сказалось на малом распространении первых крепежных элементов с резьбой. В основном примитивные резьбовые соединения в Древнем Риме применялись при изготовлении дорогих украшений.
Представляете? Болты и гайки – элементы дорогих украшений!
Широко применять резьбовой способ крепления начали только в пятнадцатом столетии. При этом стоит отметить, что болт появился ранее, а гайка уже возникла лишь полторы сотни лет спустя.
Вот такая грустная история одиночества! Больше 150 лет болты существовали без гаек.
Резьбовое соединение на тот момент применялось при создании подвижных частей брони доспехов и часовых механизмов, а также при создании первых станков для печати. Примечательно то, что для каждого болта подходила лишь одна гайка, что делало соединение практически уникальным.
Болт и гайка: современная версия. Перезагрузка.
Гайка и болт получили нынешний вид лишь в семнадцатом столетии. Сначала шаг резьбы на этих крепежных элементах был дюймовый, а уже в начале девятнадцатого века французы создали и ввели в обиход метрическую резьбу. После того, как весь мир опробовал механизм резьбового соединения на практике, все узнали об их уникальных эксплуатационных качествах.

И резьбовое механическое соединение с использованием болта и гайки в дальнейшем постоянно совершенствовалось, видоизменялось, неоднократно приобретало новые виды и формы.
Достоинства. Из-за чего сложилась крепкая дружба между болтом и гайкой?
Крепкую дружбу между гайкой и болтом можно характеризовать следующими достоинствами данного механического соединения:
- Простота конструкции. Рассматривая конструкцию составных частей резьбового соединения можно отметить, что более простой механизм крепления очень сложно встретить. Так, к примеру, даже если дать ребенку в руки болт и гайку через некоторое время он непременно соединит их. Большинство детских конструкторов предусматривает применение данного вида механического соединения.
- Надежность. О надежности соединение свидетельствует его использование при соединении элементов практически всех вещей, конструкций (от дверной ручки, до крепления колес в автомобиле).
- Массовость. Отличные эксплуатационные показатели привели к увлечению числа подобного соединения, что повлияло на рост производства его составных элементов. На сегодняшний день найти необходимую гайку или болт не составляет большого труда.
- Взаимозаменяемость. Резьбовое соединение можно отнести к подвижным видам крепления, а учитывая массовость производства можно сделать вывод о таком показателе, как взаимозаменяемость – он присущ резьбовому способу крепления.
- Низкая стоимость изделий.
Риски совместной жизни. Каковы вероятные причины развода?
Однако, в нашем мире практически не бывает абсолютного совершенства, и в этом типе соединения можно выявить следующие недостатки:
- Раскручивание при возникновении переменных нагрузок.
- Концентрация напряжения в районе отверстия.
- Большинство изделий изготовлены из материалов, которые подаются коррозии, что обуславливает возникновении сложности при необходимости рассоединить детали, когда болт и гайка покрылись ржавчиной. Наверняка многие, кто имеет дело с данным соединением (автомобилисты или слесари, инженеры) встречались с этой проблемой, когда резьба покрылась ржавчиной, и для того чтобы скрутить гайку или выкрутить болт необходимо приложить немалые усилия (бывает, что без особого инструмента просто не обойтись).

Как выглядят незаменимые герои современности?
Болт и гайку можно назвать героями не только современности, но и целых столетий, прошедших за время массового распространения этих крепежных элементов.
Ведь появление этого способа соединения позволило создать много механизмов, которые улучшают жизнь человека.
К примеру, незаменимые качества резьбового соединения позволило обеспечить надежное крепление ответственных частей автомобиля. Надежность гайки и болта — гарантия безопасности здоровья и жизни автомобилиста. Таким образом, их по праву можно назвать героями современности, так как их прочный союз неоднократно спасал жизнь не одному человеку.
Со времени возникновения первого резьбового механизма в Древнем Риме, резьбовой принцип крепления сильно изменился.
Зачастую болт представлен продолговатым цилиндрическим стержнем с головкой и нарезанной наружной резьбой. Размеры и диаметры такого крепежного элемента могут быть различными, но обычно все размеры стандартны. Неудивительно, что для характеристик болтов и гаек существует отдельный ГОСТ, строго нормирующий все параметры.
Головка на стержне может быть разной формы: цилиндрической, шестигранной, эллиптической, овальной, квадратной. Наиболее часто встречающийся вид головки – шестигранная форма.
Гайка имеет более простую конструкцию, в отличии от болта, и является в этом неразлучном тандеме как бы ведомой: Во всех подобных соединениях гайку подбирают под болт, что характерно также из-за более позднего появления гайки.

Гайка – металлическая деталь квадратной или шестигранной формы, с отверстием, которое образовано по продольной оси изделия. Также они бывают следующими:
- Стопорными (препятствует раскручиванию при помощи вкладыша из найлона).
- С продольными шлицами или корончатые (имеют отверстие для шплинта или контровочной проволоки).
На сегодняшний день существует огромное количество разновидностей данных крепежных элементов, и это неудивительно. Ведь каждая из них выполняет определенную задачу и обеспечивает строго определенные условия соединения.
Дружба, или другими словами прочность, надежность соединения при помощи болта и гайки проверена многими годами. И она настолько стабильна, что остается только надеяться, чтобы дружба между людьми оставалась настолько же крепкой на протяжении долгих лет.
pro-krepezh.ru