Заброшенные военные объекты вокруг Москвы
Столицы всегда охраняются самыми передовыми разработками военно-промышленного комплекса, и Москва здесь не исключение. Вокруг города расположены десятки заброшенных оборонных объектов, многие из которых весьма зрелищны. Расскажем о некоторых из них.
Бывшие стартовые позиции зенитно-ракетного комплекса С-25
К юго-западу и западу от Москвы располагаются два заброшенных объекта. Ранее тут находились комплексы С-25 — зенитно-ракетные комплексы, взятые на вооружение в СССР в мае 1955 года. Основная задача комплекса — защита воздушного пространства над Москвой и на подступах к ней. Создание этой зенитно-ракетной системы (ЗРС) было одним из самых сложных, амбициозных и дорогостоящих занятий Советского Союза в послевоенные годы. Фактически она стала первой в мире действующей ЗРС такого масштаба.
Вся система обороны неба Москвы состояла из 56 зенитно-ракетных пусковых комплексов, расположенных вокруг столицы и образующих два кольца. Собственно, сами кольца сегодня можно найти на карте очень просто: это автодороги А-107 и А-108, также известные как Московское малое кольцо (45 км) и Московское большое кольцо (90 км).
Дороги были сделаны именно для нужд военно-транспортного сообщения и снабжения пусковых платформ ПВО. Бетонные плиты были уложены в несколько слоев специально для того, чтобы дороги могли выдерживать вес многотонных ракетных тягачей. Гражданскими дороги стали очень быстро, хотя официально были признаны таковыми лишь в конце 1980-х, и были покрыты асфальтом. При этом вплоть до сегодняшнего дня их все называют «бетонками».
Впервые на гражданских картах большая «бетонка» появилась в атласе Московской области в 1991 году. До этого путеводитель с картой «Подмосковье», выпущенный Главным управлением геодезии и картографии в 1956 году, содержал сведения лишь о части участков большого и малого колец.
На сегодняшний день часть пусковых площадок переоборудована, и на них установлены современные комплексы воздушной обороны С-300, а часть осталась в запустении. Один из пустующих объектов находится к западу от Москвы, на большом кольце, недалеко от поселка Лесодолгоруково, что на Волоколамском шоссе.
Всего на большом кольце располагалось 34 комплекса (остальные 22 —на малом). Сегодня тут сохранились несколько построек, а также стоит как памятник одна ракета. Вокруг красивый еловый лес, в котором также встречаются некоторые постройки военного назначения, вход в который ничем не ограничен, а на стенах и внутренних дверях сооружений остались предостерегающие надписи вроде «Вход воспрещен» или «Опасно для жизни». Еще тут можно встретить два военных агрегата на базе МАЗ-543 с колесной формулой 8х8. В общем, есть на что посмотреть.
Координаты: 56.021221, 36.343330.
Вторая заброшенная пусковая позиция находится южнее, но тоже на большом кольце, между Калужским и Минским шоссе, неподалеку от поселка Васильчиново. Тут также сохранились некоторые постройки. Основной интерес вызывают радиокупола — сферические постройки, акустика внутри которых просто сумасшедшая. Любой звук доносящийся из центра шара, отражается от стен и возвращается обратно в центр, усиливаясь многократно.
Координаты: 55.353058, 36.490833.
Полузаброшенный центр военной подготовки Николо-Урюпино
К западу от Москвы, в самой непосредственной близости от поселка Николо-Урюпино, находится объект, который нельзя назвать полностью заброшенным, но фактически он не используется. Работает лишь часть Центра, и попасть в нее можно, только будучи учащимся какой-нибудь военной кафедры. Большая часть этого полигона пустует и практически не охраняется.
Сам центр образовался в результате расширения военного полигона, основанного еще в 1921 году в соседнем поселке Нахабино, который, к слову, до сих пор действует. Территория центра находится в северной части полигона, ближе к Николо-Урюпино. Попасть сюда можно без проблем через поселок. Иногда на территории центра можно встретить военнослужащих, однако они абсолютно лояльны к гражданским — местные жители зачастую собирают тут грибы и просто гуляют.
На территории центра есть много всего интересного. Тут стоит несколько памятников, но основной интерес вызывают макеты боевой техники, окопы и траншеи. На лесистой местности находятся хаотично разбросанные фигуры бронетехники и самолетов. Кое-где вырыты учебные траншеи, стоят мобильные мосты и временные огневые точки.
Координаты: 55.803406, 37.193233.
Недостроенный госпиталь внутренней службы безопасности
Постройка интересна в первую очередь тем, что в центральном и правом крыле есть доступ на крышу, откуда открывается шикарный вид на окрестности. Внутри царит атмосфера постапокалипсиса: голые стены, разрисованные местными графити-художниками, мрачные коридоры и воющий ветер.
Левое крыло посещать не стоит, тут успели построить лишь каркас, и его надежность весьма сомнительна. Центральное и правое крыло сохранились значительно лучше, и следов обрушения не замечено. Помимо крыши и внутренней части здания, тут имеются и подземная часть. Трубно-кабельный коллектор и подвальная часть сохранились плохо, да и возможности передвижения там весьма ограниченны, хотя заглянуть туда стоит.
Хотя перемещаться тут можно свободно, но, как и на любом другом заброшенном объекте, следует соблюдать особую осторожность. Постройка выглядит весьма надежно, но не стоит забывать, что она стоит в таком виде уже почти четверть века, а гидроизоляция конструкции почти нигде не была выполнена до конца, и вода постепенно «точит» перекрытия.
Координаты: 55.739265, 37.995358.
Рассекреченная трасса – Огонек № 30 (4955) от 30.07.2006
1K 5 мин. . ..
Москву хотят опоясать новым автокольцом. Корреспонденты «Огонька» проехали по местам будущего строительства
Александр БОГОМОЛОВ
Фото Сергея ИСАКОВА
На минувшей неделе в Подмосковье разразился очередной земельный конфликт, который cулит скандал не меньший, чем бутовская история с выселением. На этот раз взбунтовались владельцы домиков в дачных поселках Раменского района. Из непонятных источников они получили информацию о том, что при строительстве Центральной кольцевой автодороги (ЦКАД) их постройки пойдут под снос, а земельные участки будут заняты самой дорогой. Представители властей и дорожники в показаниях путаются, что только добавляет нервозности.
ВЛАСТЕЛИНЫ КОЛЕЦ
Свой любимый дорожный проект есть почти в каждом субъекте Федерации. Это такой предмет для губернаторской гордости, вроде футбольной или хоккейной команды, повод похвастаться перед коллегами: «А вот мы новый мост отгрохали», «А мы — эстакаду», «А у нас теперь дорога в аэропорт просто супер». Но по сравнению с грандиозными планами по возведению ЦКАД все местечковые нововведения как-то меркнут. «Революция в транспортной отрасли», «Локомотив социального и экономического развития Московской области», — говорят о еще не спроектированной трассе. Подмосковные чиновники на пафосе не экономят. Правда, обычно забывают упомянуть, что ЦКАД — проект федеральный и Московская область на сегодняшний день к нему отношения не имеет.
Если судить по анонсам, дорога действительно должна получиться незаурядная. В 4060 километрах от Москвы, не менее четырех полос в каждую сторону, со скоростным режимом до 150 км/час, протяженностью около полутысячи километров. Декларируются две задачи. Первая, московская, — разгрузить столицу от транзитного транспорта. Вторая, подмосковная, — «многофункциональное использование земель, привлечение инвестиций, увеличение рабочих мест».
Основная часть супермагистрали будет построена на основе двух уже существующих федеральных трасс — А-107 и А-108, они же Московское малое (ММК) и Московское большое (МБК) кольца, или «бетонки».
Все дело в том, что обе «бетонки» — дороги военного назначения, которые были сооружены в 50 — 60-е годы для удовлетворения транспортных нужд противоракетной обороны Москвы. Поэтому и построены они были из бетонных плит, способных выдерживать вес многотонных ракетных тягачей.
Но секреты секретами, а многие водители нуждались в подмосковном автокольце, поэтому понемногу начали осваивать «ракетные» пути. Информация об удобных проездах переходила из уста в уста, и вскоре ММК и МБК стали дорогами общего пользования. Сначала де-факто, а в конце 80-х и де-юре. Постепенно бетонные плиты заменили на асфальтовое покрытие, однако в народном сознании кольца так и остались «бетонками».
«ПОЕДЕМ ВСЕ»
Уцелевшие военные объекты, наверное, единственная достопримечательность подмосковных «бетонок», способная привлечь хоть каких-то туристов. Из прочего можно упомянуть разве что памятник Чапаеву на ММК возле Ногинска. Слепленный с артиста Бабочкина, Василий Иванович модного цвета металлик грустно смотрит на свежеотстроенную (видно, ему назло) часовню. В остальном же «бетонки» — это бесконечно скучные километры пустынного пути. Дорожной инфраструктуры вокруг бетонок почти нет. Ни мотелей, ни сервис-центров, ни кафе, ни охраняемых стоянок, ни торговых точек. Даже гаишникови тех до обидного мало. Те же, что есть, заняты своим любимым промысломохотой из засад на превышающих и обгоняющих.
Отсутствие трафика наталкивает на крамольную мысль: а нужна ли вообще новая многомиллиардная трасса? Если и старая, узенькая, несильно загружена.
«Не уверен, что движение здесь сильно увеличится, — дает свой прогноз горячий дальнобойщик Ильхам, остановившийся на заправке По этому кольцу выгодно ехать, только если нужно попасть с Ленинградки, скажем, на Ярославку. Ну в пределах трех-четырех радиальных трасс. Еще если внимание не хочешь привлекать, груз там сомнительный или документы не в порядке. К тому же здесь аварий довольно много. Шальная дорога. Через Москву — и дешевле, и быстрее, и безопаснее. Пока здесь больше дачники ездят. Но, конечно, если нам, транзитникам, запретят въезд в пределы кольца, тут уж ничего не поделаешь. Поедем все, как бараны».
Проектировщики ЦКАД с такой точкой зрения знакомы. Но говорят, что уже лет через пять машин здесь станет столько, что «бетонки» просто встанут. А, значит, нужно действовать на опережение.
СНОСИТЬ НЕЛЬЗЯ ОСТАВИТЬ
В дачных поселках Русь и Союз в Раменском районе планы строительства вызвали панику. По местному телевидению кто-то сказал, что по их участкам пройдет новая магистраль, а ушлые чиновники тут же заморозили любые операции с недвижимостью — до выяснения. Дачники паникуют, ругаются, готовятся перекрывать дороги и строить баррикады.
Ответственные работники и дорожники ясности не добавляют — скорее наоборот. Источник в Минтрансе заявил «Огоньку», что сейчас ЦКАД вообще «на стадии обоснования инвестиций». По словам нашего собеседника, «проект трассы еще не готов. И вообще, пока не подписано постановление правительства, нельзя утверждать, что ЦКАД будут строить. В любом случае появления проекта стоит ждать не ранее чем через полтора-два года. С чего они вообще взяли, что дорога пройдет через эти поселки?»
Однако областные чиновники уже показывают на карте загадочного происхождения, где именно пройдет дорога.
Судя по этим планам, волноваться предстоит отнюдь не всем дачникам. Пройдя почти весь круг в районе «малой бетонки», ЦКАД около Калужского или Киевского шоссе круто устремится в сторону области и до Ленинградского шоссе уже протянется рядом с Московским большим кольцом. В результате получится загадочная геометрическая фигура «круг с грыжей», как ЦКАД уже окрестили осведомленные водители. В этой самой «грыже» по воле анонимных проектировщиков оказались самые престижные подмосковные места, окрестности Ново-Рижского и Рублево-Успенского шоссе. Ни жертвовать своими драгоценными участками, ни слушать круглыми сутками шум мчащихся фур обитателям этих районов не придется.
ТРЕВОГА СТАЛКЕРА
В отличие от них московский программист Евгений Васянин всерьез озабочен возможной реконструкцией колец. У него нестандартное хобби. Женя — современный сталкер, изучающий брошенные сооружения промышленной и военной инфраструктуры. Таких, как он, в России несколько десятков, может быть, сотен. Все они с ущербом для кошелька и с риском для жизни пробираются на остановившиеся или недостроенные заводы, электростанции, в подземные коммуникации, на оставленные армейские базы. Интерес чисто спортивный, скорее даже пионерский — первым посетить охранявшийся прежде объект.
«Такие ощущения, наверное, испытывали первооткрыватели,Женя почесывает щетину У нас не принято тащить что-то с объектов или водить туда экскурсии. Нет, все это для себя, для самоудовлетворения. Сам нашел, сам пролез, сам вылез, сам ищешь следующий объект. Максимум — сфотографируешь все на память. Не знаю, то ли детство играет, то ли еще что-то. Затягивает».
Любимое развлечение Жени Васянина — поиск брошенных стартовых комплексов системы ПВО Москвы.
КОЛОНКА ПЕРВАЯ: Московская дорога с опасностями: Езда по КАД может быть смертельным кошмаром — ни светофоров, ни разметки, и смельчаки, проносящиеся мимо на западных автомобилях. Здесь сталкиваются худшие черты советской и капиталистической эпох.
МОСКВА —
Ее называют Дорогой Смерти.
На МКАД: «Каждый километр можно возложить венок», — сказал представитель милиции.
Дорога, объезжающая российскую столицу, является кошмаром для автомобилиста, настолько опасной, что ежегодно она уносит в среднем почти четыре жертвы на каждую милю ее изрытого бетона.
На его 65 милях в прошлом году погибло 243 человека, в основном в результате лобовых столкновений или наездов на пешеходов. (Напротив, на загруженном 65-мильном участке автострады 101, идущей из Лос-Анджелеса в Вентуру, по данным Калифорнийской дорожной полиции, в прошлом году погибло 13 человек.) город, сочетающий в себе худшее из старого советского режима и новой капиталистической эпохи.
Представьте себе автостраду Сан-Диего без разделителей, разделяющих два направления движения, без линий, обозначающих полосы движения, и, что хуже всего, без ночного освещения.
Добавьте к этому стареющую поверхность, испещренную выбоинами, пешеходов, испуганно порхающих в потоке машин, съезды без опознавательных знаков, почти невидимые знаки и недавно разбогатевших водителей, которые заполняют дорогу быстрыми западными автомобилями и смеются над типичным штрафом в 1 доллар за превышение скорости.
Кольцевая магистраль опоясывает почти всю столицу Москвы и служит автострадой, выводящей автомобили из перегруженного центра города. Когда она была построена в 1960-х годах как крайняя из концентрических дорог столицы, она уже была перегружена. Теперь, когда Москва растянулась за свои пределы, дорога по форме остается шоссе, почти везде окаймленным лесом, но по ней также проходит движение к гигантским группам высотных зданий, вырастающих за ее пределами, и обратно.
Планировщики КАД, стремясь дешево расширить улично-дорожную сеть Москвы, срезали углы, как только могли, давая трассе не более трех полос в каждом направлении, не включая светофоры и другие элементы безопасности.
Даже при старом коммунистическом подходе к развитию любой ценой трудно представить, что было на уме у чиновников. «Я не верю, что они вообще думали», — сказал Юрий Шабанов, инженер ГИБДД, отвечающий за КАД. «Тогда безопасность была на втором месте, потому что Москве нужно было дать больше пропускной способности. Все остальное было второстепенным».
В наши дни дорога, по-прежнему имеющая шесть полос в самой широкой части и только четыре в некоторых местах, представляет собой бедствие такого масштаба в основном из-за нехватки денег в городской казне — и из-за новых денег в частных карманах, которые охраняют говорит, что за последние годы втрое увеличилось количество частных автомобилей на дорогах России.
Дорожные знаки ночью почти не видны, сказал Шабанов, потому что краска советского производства через три года теряет свои светоотражающие свойства. По его словам, знаки будут перекрашены. Между тем, ночные автомобилисты вынуждены подъезжать прямо к знаку и вглядываться в него — если им повезет найти отмеченный выезд.
Власти Москвы запустили программу стоимостью 25 миллионов долларов по модернизации трассы и установке барьеров, разделяющих две стороны движения. Но пройдено всего около трех миль, и полиция сомневается, что город найдет деньги для быстрого продвижения; это, несмотря на то, что разделители могут спасти сотни водителей от лобовых столкновений, которые являются наиболее распространенным типом аварий на шоссе.
Ограничение скорости на трассе установлено на уровне жалких 36 миль в час — примерно столько же, сколько на городских улицах Москвы. Но большинство водителей разгоняются почти до 60 миль в час, особенно на трассе, где на любом участке проезжает в среднем 4000 автомобилей в час.
Помимо несчастных случаев со смертельным исходом, другими основными жертвами на шоссе являются пешеходы. Если в Калифорнии на них приходится 18% всех дорожно-транспортных происшествий со смертельным исходом, то на московском шоссе они составляют 40% дорожных сборов. На КАД всего 12 подземных переходов. После наступления темноты они слишком страшны для большинства людей, которые предпочитают рисковать своей жизнью, перебегая дорогу, а не идти по плохо освещенному пустынному туннелю.
Полиция признает, что автострада — часть знаменитого трио московских концентрических магистралей, включая Садовое кольцо и Бульварное кольцо — представляет собой беспорядок.
Но они также винят в этом плохие привычки российских водителей, многие из которых являются смельчаками, которые небрежно сворачивают на полосу встречного движения, чтобы обогнать. Только 30% пользуются ремнями безопасности. (Опросы в Калифорнии показывают, что 76% водителей носят средства безопасности.)
«Люди нагло въезжают прямо под колеса», — пожаловался водитель грузовика из Украины Игорь Богданов, перекуривая в бетонном кармане. только с шоссе.
Полиция рассказывает историю спидера, который, проносясь мимо полицейского поста, просто бросил в полицию купюру в 1000 рублей (около 1 доллара США), как бы говоря: «Я заплачу штраф вперед».
В Москве автолюбителям с деньгами нечего бояться российских ГАИ. В последние годы коррупция дошла до того, что водители даже не спрашивают, возьмет ли ГАИ взятку, а просто предполагают.
Поскольку недавно разбогатевшие водители могут насмехаться над мизерными штрафами за превышение скорости, у них вырабатывается «ложное чувство невосприимчивости к наказанию», — сказал начальник московского ГАИ Василий Юрьев, размышляя: «Сколько «Мерседесов» и «БМВ» разбилось на московских дорогах? ”
Для тех, кто ездит на гораздо более распространенных автомобилях советского производства, их ошибки усугубляются относительно примитивными жестяными банками, на которых они ездят. «Лучше выезжать на КАД на грузовике», — сказал Шабанов.
«Лучше в танке», — вставил представитель милиции Александр Кочубей.
Во многих авариях дальнобойщики винят так называемых «чайников» — неопытных водителей, которые часто хранят машины на зиму, а весной вытаскивают. «Приходит весна, и люди выходят впервые и начинают бить друг друга, — рассказывает дальнобойщик Юрий Курганов.
Продолжающаяся нехватка автозапчастей, зимних шин и ремонтных мастерских также способствует большому количеству аварий, говорят в полиции. В Москве часто можно увидеть заглохшие машины в пробках, водители с тревогой заглядывают под капот и иногда ставят газовый баллон вместо отсутствующего знака опасности.
Опасность для пострадавших на шоссе умножается на нехватку машин скорой помощи и плохую координацию между полицией и медиками. Когда-нибудь, по словам Кочубея, полиция надеется, что службы экстренной помощи будут укомплектованы врачами и «челюстями жизни», чтобы вырезать людей из смятых автомобилей.
Но то, что происходит в эти дни, стало ясно после недавней аварии на одной из подъездных дорог КАД.
Женщину сбил квадратный автомобиль «Жигули» советского производства. Она лежала, истекая кровью, на улице, когда мимо проехала скорая помощь. Медики оказали женщине поверхностную помощь, но сказали, что не могут отвезти ее в больницу, потому что у них уже есть пациент сзади. Обычно, по словам полиции, скорая помощь прибывает на место происшествия в течение 40 минут.
Курганов, ветеран с пятилетним стажем за рулем бензовоза, рассказал, что дважды тушил огнетушителем места аварий на КАД. Он видел, как пешеходы сбивались четыре раза.
По словам начальника дорожной полиции России Владимира Федорова, в России на каждые 100 аварий погибает 15 человек, что намного выше, чем на Западе, в основном из-за плохого медицинского обслуживания. (Напротив, в Калифорнии, по словам официальных лиц, на каждые 100 аварий приходится 0,85 погибших.)
Помимо безопасности, Кольцевое шоссе является свидетельством того, как мало советский режим заботился о своих гражданах. На всем его протяжении нет ни одной стоянки грузовиков или ресторана, если не считать начавших появляться редких шашлычных киосков. Нет туалетов. Никаких отелей. Никаких телефонов. Никакой информации, кроме редких рекламных щитов, показывающих общий план шоссе и его основных перекрестков.
— У них много знаков ограничения скорости, но ни одного, чтобы указать, куда повернуть, — проворчал Курганов.
Заправочные станции настолько редки, что бензовозы ведут процветающий бизнес, продавая топливо прямо из баков на 50% дороже официальной цены. Заправочных станций не существует, поэтому водители возят с собой все запасные части, которые, по их мнению, могут им понадобиться. Они также обычно носят канистры с бензином в багажнике на всякий случай. Но это приводит к ужасным взрывам, когда они заканчиваются авариями.
— До Киева дороги голодные, — сказал дальнобойщик Богданов. «Сервиса нет вообще».
Насчет КАД он сказал: «Лучше вообще Москву объезжать. Здесь слишком сурово».
Штатный сотрудник Times Нора Замихов из Лос-Анджелеса внесла свой вклад в этот отчет.
Что это за гигантские бетонные кольца, построенные нацистами?
Автор
Хесус Диас
Комментарии (148)
Мы можем получать комиссию за ссылки на этой странице.
Эти огромные бетонные кольца были построены немцами во время Второй мировой войны на побережье Баренцева моря. На протяжении десятилетий советские военные ограничивали к ним доступ после окончания войны, что подпитывало слухи об их предназначении. Теоретики заговора и местные жители утверждали, что они были полигоном для испытаний нацистского чудо-оружия и антигравитационных устройств.
Некоторые говорили, что эти кольца служили стартовой площадкой для нацистских НЛО — летающих тарелок, использующих антигравитационные устройства, которые позже были захвачены Соединенными Штатами и Советским Союзом. Конечно, эти самолеты больше никогда не использовались, кроме как для того, чтобы напугать участников заговора и сломать их камеры. Нет изображений этих легендарных вундерваффе существуют и — учитывая тот факт, что нацисты документировали все свои технологические эксперименты фотографиями и фильмами (разве вы не видели В поисках утраченного ковчега
Другие люди утверждают, что одним из этих удивительных устройств был Колокол, металлический предмет в форме колокола, который разрабатывался нацистами в Польше. Машина была настолько мощной, что проект закончился убийством и массовым захоронением около 60 ученых, работавших над ней (потому что, видимо, имеет смысл убить 60 ученых, способных построить эти машины, вместо того, чтобы заставлять их работать, скажем, в кровавый ядерная бомба.)
Die Glocke — , как его называли нацисты — представлял собой предмет из твердого металла высотой от 12 до 15 футов и диаметром девять футов. Описанный польским журналистом и самопровозглашенным военным историком на основе предполагаемых показаний этого генерала СС, «Колокол» содержал внутри два вращающихся в противоположных направлениях свинцовых цилиндра толщиной в 1 дюйм.
Цилиндры содержали жидкий металл под названием Xerum 525. Он выглядел как ртуть, но светился фиолетовым, пока машина работала от большого количества электричества.