Асфальта уплотнение: что за показатель и зачем он нужен

Содержание

Технология уплотнения асфальтобетонной смеси катками

Соблюдение технологии уплотнения асфальтобетонных смесей напрямую влияет на долговечность и надежность дорожного покрытия. Любая небрежность или нарушение очередности операций уменьшает прочность полотна на 20% и более.

Актуальные требования к организации дорожного строительства отражены в СНиП 3.06.03-85. В этом же сборнике нормативных документов приведена и последовательность действий при асфальтировании дорог различными типами дорожной спецтехники.

Практика показала, без парка специализированной техники быстро построить качественную дорогу, независимо от категории, невозможно. Наиболее перспективна технология уплотнения асфальтобетонной смеси катками в комплексе с асфальтоукладчиком. Первичное подуплотнение трамбующим брусом или виброплитой уменьшает величину сдвиговой волны горячего асфальта при укатке. Благодаря этому получают более плотную структуру дорожного покрытия.

Фото: Дорожно-строительная техника для уплотнения асфальтобетонной смеси


Предварительное уплотнение асфальта — подкатка

Асфальтоукладчик формирует ровный слой асфальтобетнной смеси заданной толщины. На этом же этапе происходит первичное уплотнение асфальта виброплитой или трамбующим брусом. Последующую подкатку выполняют гладковальцевыми тандемными виброкатками HD 75 фирмы HAMM, весом 7 или 6 тонн.

Технология уплотнения асфальта на предварительном этапе предполагает выполнение следующих операций:

  1. Предварительное упрочнение и подуплотнение горячей смеси 2-3 проходами катка, работающего в статическом режиме.
  2. 5-6 проходов катка по следу с включенным вибратором. Вибрационная нагрузка применяется исключительно при движении от асфальтоукладчика. Возвращение к укладчику выполняют при работе вальцов в статическом режиме. В этом случае нагон сдвиговой волны уменьшается.

Уплотнение асфальта катком на этапе подкатки требует соблюдения следующих параметров:

  • Допустимая нагрузка в статическом режиме 1,75-1,85 кг/см2, при работе вибратора 2,4-2,6 кг/см2 при частоте до 39 ударов в минуту. Превышение этих показателей приводит к появлению дефектов на покрытии в виде трещин, неровностей или сдвигов.
  • Уплотнение выполняется продольными заходами от наружной кромки захватки с постепенным перемещением к оси дороги. 100 мм полоса у осевой кромки укатывается при уплотнении следующей смежной полосы асфальта.
  • Каждый предыдущий след перекрывают на 30 см. Скорость перемещения катка не должна превышать 4.8-5.6 км/ч.
  • Подходы выполняются возвратно-поступательными движениями ведущими вальцами вперед.

Основной этап уплотнения асфальтобетонных смесей

После проведения работ по предварительному уплотнению, происходит процесс доуплотнение оставшихся слабых мест и общая отделка дорожного покрытия с применением катков на пневмошинах GRW 15, весом 11 тонн. Работы выполняют пневмокатками с весовой нагрузкой 20 тонн с учетом балласта. Важную роль играет одинаковое давление воздуха во всех шинах, оно должно составлять 8-8,5 атмосфер. В процессе укатки каток совершает 8-10 проходок по одному следу с допустимой скоростью перемещения 3,7-6,4 км/ч. Перекрытие смежных следов не должно быть меньше, чем 30 см. Такая технология уплотнения асфальтобетонного покрытия улучшает его прочностные характеристики, увеличивает устойчивость к динамическим нагрузкам.


Финишная укатка асфальта катками

Для финишной укатки асфальта катком технологией предусмотрено применение гладковальцевых статических катков CS 141/142 фирмы Dynapac, общим весом с балластом 13 тонн. Основной целью завершающей стадии укатки является устранение следов от шин пневмокатков и других дефектов поверхности. На завершающем этапе устраняют оставшиеся дефекты, включая следы от шин пневмокатка. При достаточной температуре асфальта (800С) происходит окончательное уплотнение структуры материала. Для завершения работ потребуется 5-8 проходов с перекрытием каждого следа на 30 см., при допустимой скорости движения 4,8 км/ч. Контактные давления вальцов этого катка превышают показатели предыдущих катков.

Качество уплотнения асфальтобетонного покрытия определяют, используя коэффициент уплотнения асфальта. Эта величина показывает соотношение фактической и нормативной плотности материала. Пробы для определения коэффициента берут через 1-3 дня после уплотнения горячих смесей. Качественный асфальтобетон типа А, Б имеет показатель 0,99, а для смеси типа В нормативный коэффициент 0,98.

Поделиться:

Уплотнение асфальтобетонной смеси катками: коэффициент плотности

Мы часто видим выбоины, трещины и ямы на дорожном покрытии. Это может быть связано как с естественным износом, так и с неправильным составом смеси и неточным расчетом коэффициента уплотнения асфальта при укладке.

Качество будущего дорожного покрытия зависит от очень многих факторов. Необходимо подобрать оптимальный состав смеси в соответствии с назначением сооружения, рассчитать коэффициент уплотнения асфальта и грунта, подготовить площадку, настроить оборудование и так далее. Также важную роль играют погодные условия во время проведения работ.

Коэффициент уплотнения (КУ) асфальта — показатель, который будет индивидуален в каждом конкретном случае. Получить значение можно только в лабораторных условиях.

Как рассчитывается КУ?

Для определения коэффициента необходимо знать:

  • Среднюю плотность смеси;
  • Максимальную плотность.

Для начала берется опытный образец асфальтобетонной смеси и рассчитывается его средняя плотность. Как мы помним из школьной программы, плотность это отношения массы к объёму, то есть рассчитать довольно просто. Для получения максимальной плотности смесь нагревают и формируют. Последним этапом является простое математическое действие: среднюю плотность делят на максимальную, получая коэффициент уплотнения асфальтобетона.

Уплотнение покрытия дорог

Уплотнение представляет собой завершающий этап образования поверхностного слоя дороги. В зависимости от марки асфальта, температуры укладываемой смеси, содержания в ней битума и от используемого оборудования может изменяться эффективность проведения процесса укладки. Смеси, в которых содержится большое количество дробленого песка, с большим трудом поддаются процедуре уплотнения, хотя эта операция является важнейшей: именно по причине плохого уплотнения асфальта происходит 50% разрушений автодорог.

Это интересно: Разряды машинистов автовышки (автогидроподъемника)

Как состав влияет на уплотнение

Также стоит обратить внимание на состав асфальтобетона. Некоторые материалы, используемые при производстве асфальта, отличаются повышенной твердостью. Такой асфальтобетон применяется при строительстве дорог, на которые будет оказываться серьезное и интенсивное давление.

Например, по федеральной трассе постоянно двигается большегрузный транспорт, поэтому дорожное полотно должно иметь повышенную прочность. Для этих целей используется щебеночно-мастичный асфальтобетон, в чей состав входят твердые горные породы.

Чтобы коэффициент уплотнения асфальта в данном случае был достаточно высоким, на процесс укатки покрытия нужно потратить больше времени. Также обязательно использование тяжелой дорожной техники.

Уплотнение дорожного покрытия

Уплотнение – это конечный этап формирования дорожного верхнего слоя. Эффективность процесса зависит от марки асфальтобетона, температуры укладки, доли битума и даже от применяемого оборудования.

Особенно тяжело поддаются уплотнению смеси с высоким содержанием дробленого песка. Однако важность этой операции переоценить сложно: согласно статистике 50% разрушения дорог связаны с недостаточным уплотнением АБ.

Особенности


Уплотнение способствует формированию структуры в АБ, что, в свою очередь, гарантирует прочность слоя. В общем виде процесс приводит к следующим изменениям:

  • сближение твердых частиц, что повышает плотность материала;
  • выжимание воздуха, что снижает пористость, а, значит, увеличение водо- и морозостойкость дороги;
  • умножение количества связей на единицу объема, что и делает покрытие более долговечным и надежным;
  • улучшение температурных свойств. АБ после уплотнения куда меньше реагирует на нагрев или охлаждение.

Методы

Реализуют несколько методов увеличения плотности АБ. Применение их обусловлено экономической выгодой и объемом работ.

  • Укатка – представляет собой перекатывание барабана или пневматической шины – в зависимости от используемого агрегата, по поверхности. При этом в слое возникает остаточная деформация. По мере уплотнения она стремится к нулю. В итоге получают плотный крепкий слой с нулевой деформацией. При укатке гарантируется настолько высокая степень уплотнения, при которой не возникает доуплотнения при движении автомобилей.
  • Самый лучший результат получают при оптимальной температуре. Это величина на 60 С выше, чем температура размягчения используемого вяжущего. В среднем она составляет 105–120 С.– периодическое свободное падение тела некоторой массы на участок АБ. Осуществляется метод при помощи специальных асфальтоукладчиков.
  • Вибрирование – во время укладки АБ передаются колебания, близкие по частоте его собственным, используются вибрационные машины.

Самый лучший результат получают при оптимальной температуре. Это величина на 60 С выше, чем температура размягчения используемого вяжущего. В среднем она составляет 105–120 С.

О том, как происходит определение коэффициента уплотнения асфальтобетона по ГОСТ, читайте ниже.

Определение коэффициента

Для испытания готового дорожного покрытия вырубаются или высверливаются образцы в 3-х местах на участке площадью в 700 кв. м. Сроки отбора проб: 1–3 дня при укладке горячих смесей и 15–30 дней для холодных.

Параметры образцов зависят от состава:

  • для песчаных АБ образцы должны быть не менее 50 мм в диаметре и общей массой 1 кг;
  • для мелкозернистых – 70 мм и 2 кг;
  • для крупнозернистых – 100 мм, 6 кг.

Из образцов для серии опытов вырубают 3 пробы, с формой параллелепипеда и длиной стороны в 50–100 мм. Технология определения коэффициента уплотнения такова:

  • образцы высушивают до постоянной массы, охлаждают и взвешивают на воздухе;
  • рассчитывают фактическую плотность;
  • определяют среднюю величину по трем образцам;
  • затем пробы, а также керны прогревают в термическом шкафу: температуру нагревания определяют для каждой смеси;
  • образцы измельчают, распределяют по форме и уплотняют на прессе под давлением в 40 МПа, а затем измеряют высоту;
  • пробы горячей смеси уплотняют вибрированием, а затем доуплотняют на прессе;
  • по полученным данным вычисляют плотность переформированных образцов и рассчитывают средний стандартный показатель;
  • коэффициент уплотнения рассчитывается делением фактической плотности на стандартную. Если величина оказывается недостаточным, то АБ на испытываемом участке уплотнен недостаточно.

Стандартные требования к величине коэффициента уплотнения таковы:

  • не менее 0,96 для холодной смеси;
  • не менее 0,98 для горячей смеси типа В;
  • не менее 0,99 для горячей смеси типа А и Б.

Далее будет рассмотрена технологическая схема уплотнения асфальтобетона.

Технологическая схема

Главным требованием при уплотнении выступает выполнение операции при максимально высокой температуре АБ.

  • При высокой температуре – 100–140 С, вязкость снижается, а те усилия, которые оказывает каток – касательные, выше сопротивления сдвигообразованию. Это самый удачный момент для уплотнения.

При охлаждении смеси твердость битума повышается, усилие для уплотнения также увеличивается: так, при 70 С число прохождения катком в среднем увеличивается в 3 раза. Дело в том, что здесь действие преодолевает не только трение камня и песка, но и сцепление битума и камня.

  • Применение агрегатов с уплотняющими рабочими органами дает возможность предварительного уплотнения силами самих машин. Это в наибольшей степени способствует созданию ровного покрытия.
  • Тип асфальтоукладчика и усилие предварительного уплотнения определяют вид катков. Как правило, доуплотняют покрытие легкими катками – 5–6 т или пневмошинами.
  • Время операции зависит от толщины слоя, его типа и погодных условий. При температуре ниже – 10 С, процесс занимает несколько минут.

О том, где указан акт пробного уплотнения на асфальтобетон, читайте далее.

В следующем видео представлен процесс укладки асфальтобетона:

Акт пробного уплотнения

Акт пробного уплотнения относится к категории производственно-технической документации при дорожно-строительных работах. Составляется акт после проведения исследований по определению коэффициента уплотнения.

Акт включает в себя:

  • название и краткие характеристики объекта;
  • параметры используемого асфальтобетона;
  • условия уплотнения – температура АБ, температура воздуха;
  • характеристики асфальтоукладчика;
  • режим работы – количество проходов, скорость катка;
  • данные по проведению лабораторного исследования: толщина слоя, средняя плотность, стандартная и коэффициент уплотнения.

Подписывают акт представители лаборатории, проводившей анализ, и представители производителя.

Исправление дефектов


Проверка равномерности распределения смеси.
Во время проведения работ работники проверяют равномерность распределения асфальтобетона. Дефекты, выявляемые на поверхности, разделяют на две основные группы. Они могут быть связаны с состоянием, функциями оборудования или со свойствами бетонного раствора. Если к появлению дефектов привели свойства компонентов, входящих в состав раствора, их устраняют при помощи добавления новых ингредиентов либо меняют технологию его изготовления, хранения, транспортировки. Существуют дефекты, которые способны возникать из-за применения того или иного оборудования. Появившиеся неровности специалисты исправляют вручную.

Вернуться к оглавлению

Системы рулевого управления

На катках с управляемыми вальцами они могут поворачиваться одновременно (синхронное управление) или каждый по отдельности (передний или задний), а также позволяют двигаться крабовым ходом (со смещением вальцов до 120 мм). Такие катки оптимально подходят для работы как на небольших площадках (перекрестки, кольцевые развязки, резкие повороты), так и для работы на больших строительных объектах (автомагистрали и автострады).

У катков с управляемыми вальцами возможность движения «крабовым ходом» является преимуществом. «Крабовый ход» позволяет распределять массу катка на большую площадь, при этом сам каток не сильно заглубляется. При использовании такого метода, значительно упрощается начальное уплотнение чувствительных материалов с высокой температурой асфальта, а также возможна «утюжка» больших участков, а сам центр тяжести катка смещен от нестабильного края асфальтового покрытия.

В тандемных катках с шарнирно-сочлененной рамой вальцы соединены между собой с помощью центрального шарнира.

Конструкция позволяет вальцам двигаться по одной траектории даже при выполнении поворотов. В режиме «крабового хода» задний валец смещен относительно переднего влево или вправо. Из-за особенностей конструкции вальцы могут быть смещены относительно друг друга.

Выгоды от использования «крабового хода» очевидны: это и возможность работы вблизи бордюрных камней или вплотную к стенам зданий или ограждениям, рациональная работа с конусом уплотнения края покрытия, а также возможность избежать образование следов от вальца с острыми кромками на поверхности асфальта.

Схемы

На заранее подготовленное полотно необходимо завезти грунт, затем разровнять его с помощью автогрейдера и определить нужную ширину. После этого грунт следует уплотнить за счет нескольких проходов самоходной техники с пневмоколесами до необходимого коэффициента плотности. Это поможет облегчить распределение цементного раствора. Планировка подготовленного грунта должна выполняться с помощью профилировщика. Специалисты распределяют раствор цемента, применяя специальные средства. Работники начинают процесс уплотнения с использования легкой укладочной техники с отшлифованными вальцами из металла, делая по три-четыре прохода катком по каждому следу. После этого применяют тяжелые машины, с помощью которых делают по двадцать-тридцать проходов.

При применении вибрационной или самоходной техники с пневмоколесами рабочим требуется совершать меньшее количество проходов. Укатка завершается, когда после проходов по бетону тяжелой машины на нем не отпечатываются следы.

Вернуться к оглавлению

Укладка асфальтобетона


Готовое покрытие должно соответствовать всем требованиям ГОСТ и ТУ. Нарушение на любой стадии оборачивается быстрым разрушением дороги и затратами на ремонт.
Асфальтирование, в общем, состоит из следующих этапов:

  • исследование участка – состав почвы, уровень грунтовых, вод, другие геодезические работы:
  • выбор соответствующего типа и вида АБ. Подбор учитывает не только особенности участка, но и необходимые требования к дороге;
  • выбор оборудования;
  • расчет сроков сдачи и ввода в эксплуатацию;
  • работы по сооружению.

Про машиниста укладчика асфальтобетона, машину для укладки асфальта, технические характеристики необходимых материалов, требования ГОСТ к оборудованию по укладке расскажем далее.

Необходимые элементы

Оборудование

Сооружение дороги включает не только процесс укладки.

  • Для начала необходимо снять верхний слой грунта, удалить корни деревьев и кустарников – иначе в будущем они разорвут асфальтовое покрытие, обустроить дренажную систему.
  • На втором этапе закладывают основание. Это может быть монолитный бетон – используют редко, так как стоимость такой дороги значительно выше. Чаще основанием служит слой щебня. Причем закладывается он послойно: нижний слой из крупного камня – до 70 мм, служит для отвода грунтовых вод, средний – до 40 мм, позволяет равномерно распределить нагрузку. Верхний – до 20 мм, также служит для распределения и увеличивает плотность верхнего слоя.
  • Собственно укладка осуществляется асфальтоукладчиком. Это модуль на гусеницах или с тракторным ходом, к которому закрепляется рабочий орган – трамбующий брус и выглаживающая плита. Последняя может быть вибрационной или статической. Самосвал отгружает смесь в приемный бункер машины, откуда она передается в шнековую камеру и распределяется по всей ширине укладки. Асфальтоукладчики подбираются по мощности и производительности, так как для разного строительства нужны, конечно, разные агрегаты. Гусеничные машины, как правило, гарантируют ровность покрытия, однако для узких городских улиц предпочтительнее колесные модели. Важным параметром является ширина укладки, чем больше этот параметр, тем экономичней она оказывается.
  • Для окончательного уплотнения используют соответствующие типу АБ аппараты: катки легкие – до 4 т, средние – до 6 т, катки-тандемы, виброплиты и прочее.
Персонал

Число людей, задействованных в работе, целиком зависит от объема строительства. При укладке АБ потребуются следующие специалисты:

  • машинист асфальтоукладчика,
  • водитель самосвала;
  • бригада мастеров-дорожников – от 5 до 10 человек.

Далее будет рассмотрена технологическая инструкция на укладку асфальтобетона.

Технология


По возможности укладка асфальта проводится в теплое время года – до +10 осенью и +5 весной, за исключением ремонтных работ.

По стандартам ГОСТ все смеси АБ разделяются на 2 группы:

  • смеси, предназначенные для укладки при температуре выше +5 С;
  • смеси для укладки в температурном диапазоне от -25 до +5 С.

Схема процесса одинакова, а вот температура смеси в зависимости от толщины слоя, погодных условий и типа АБ различается.

Не допускается укладка под дождем. Первое значение приводится для скорости ветра менее 6 м/с, второе – для ветра со скоростью 6–10 м/с.

Главной сложностью процесса является доставка АБ нужной температуры на участок. Временный промежуток должен быть сокращен до минимума.

  • АБ загружается в асфальтоукладчик непрерывно. Если перерывы в поставке возникают, то остатки смеси не убирают из бункера, чтобы не остыл питатель, а закрывают до возобновления поставки. В конце работы смесь должна быть израсходована полностью: ни в бункере, ни в шнековой камере, ни под плитой не должен оставаться АБ.
  • Скорость машины невелика – 2,5–3 м/мин и остается постоянной.
  • Загружают теплые горячие смеси при включенном трамбующем брусе, холодные – при выключенном.
  • Края полосы обрубают и подрезают сразу же после уплотнения.

Если на участках остаются неуложенными узкие полосы – на виражах, в местах, недоступных машине, здесь допускается укладка АБ вручную – лопатами. Разравнивают металлическими катками. Весь ручной инструмент для работ с АБ должен прогреваться на нагревателях.

  • Сразу же за укладкой АБ уплотняют трамбующими машинами, катками, вибрационными агрегатами и так далее.
  • Дефектные участки после уплотнения вырубают, смазывают горячим битумом, вновь заполняют АБ и уплотняют.
  • Во время укладки контролируют температуру смеси и толщину слоя.

Про цену за м2 укладки асфальтобетона расскажем вам далее.

Процесс укладки асфальтобетона представлен в видео ниже:

Цена услуги

В стоимость дорожных работ входит не только асфальтирование, но и все подготовительные работы:

  • выезд специалиста может быть как бесплатный, так и оцениваться до 3500 р.
  • выборка грунта – 320-–420 р. за кв. м;
  • устройство бетонного основания – 600–700 р. за кв. м;
  • устройство щебеночного – 195–300 р. за кв.м. в зависимости от характера щебня;
  • укладка песчаного основания для пешеходных и спортивных дорожек – 100 в за кв. м;
  • укладка дорожного бортового камня – 800–850 р. за п. м;
  • укладка мелкозернистого основания – 440–550 р. за кв. м;
  • укладка щебеночно-мастичного – 460–790 р. за кв. м;
  • устройство песчаного асфальтобетонного покрытия – 390–500 р. за кв.м.

Катки по виду вальцов

Вальцы – рабочие элементы дорожного катка, которые непосредственно контактируют с полотном, а также часто выступают в роли колес.

ВальцыНазначениеОписание
ГладкиеУплотнение асфальтаГладкие цилиндры из металла
ПневматическиеУплотнение асфальтаНесколько пневматических колес
СегментныеУплотнение асфальтаГладкие цилиндры из металла с сегментами на ободе
КулачковыеУкатка грунтаЦилиндрические вальцы с множеством выступов
КомпакторныеУкатка грунтаБолее узкие цилиндрические вальцы с меньшим числом выступов
РешетчатыеУкатка грунтаГладкие вальцы, на которых расположена металлическая решетка

Также существуют катки со «специальными» вальцами. Такие варианты очень редкие, так как делаются только под заказ, и под конкретные задачи. Предусматривают комбинацию нескольких видов вальцов.

Коэффициент уплотнения асфальта

Чтобы испытать уложенное дорожное покрытие, на площади 700 квадратных метров высверливаются три образца. При работе с горячим асфальтом пробы отбираются спустя 1-3 дня после укладки, а если асфальт холодный, то через 15-30 дней. Для разных смесей асфальта образцы должны иметь следующие параметры:

  • для песчаных асфальтов – диаметр 50 мм и вес 1 кг;
  • для покрытий с мелким зерном – 70 мм и 2 кг;
  • для покрытий с крупными зернами – 100 мм и 6 кг.

Из взятых образцов вырубаются три пробы в форме параллелепипеда со сторонами 50-100 мм. Коэффициент уплотнения определяется по следующей технологии:

  • после просушивания образцы остужают и производят взвешивание на воздухе;
  • рассчитывается реальная плотность материала;
  • по трем пробам рассчитывается средняя величина;
  • пробы и взятые керны в термошкафу нагревают до расчетной температуры;
  • образцы подвергают измельчению, затем прессуют при давлении 40 Мпа, после чего заменяют высоту образца;
  • если пробы брались от горячей смеси, их после виброуплотнения доуплотняют прессом;
  • плотность переформированных проб вычисляется на основании полученных данных, после чего подсчитывают средний показатель;
  • расчет коэффициента уплотнения производится путем деления плотности фактической на стандартную. В случае незначительности этой величины асфальт признается уплотненным недостаточно.

Стандартом предусмотрены следующие параметры коэффициента уплотнения асфальтового покрытия:

  • для холодной смеси – не меньше 0,96;
  • для горячей смеси типа В – не меньше 0,98;
  • для горячих смесей типов А и Б – не меньше 0,99.

Это интересно: Нужен ли тахограф на автокран по законодательству

Катки по методу уплотнения

Способ уплотненияОписание
Статическое уплотнениеУкатывает асфальт за счет собственного веса.
Вибрационное уплотнениеПомимо статической укатки, оказывают вибрационное воздействие вальцами. Современный и эффективный способ уплотнения.

Правильный выбор дорожного катка позволяет обеспечить высокий коэффициент уплотнения асфальта за короткий период. При этом для уплотнения небольших площадей может использоваться специальное оборудование, когда задействование катка невозможно или неоправданно.

К данному оборудованию можно отнести трамбовки, виброплиты, а также ручные катки.

Обратите внимание, что уплотнение небольших участков малогабаритным оборудованием должно идти по спирали – от краев к центру. Когда инструмент перестанет оставлять следы на асфальтобетоне, можно завершать трамбовку.

Применение материала при ямочном ремонте

Асфальтобетон на сегодня – основной материал дорожно-строительных работ. Трассы, улицы, пешеходные аллеи, аэродромы, мосты и так далее – везде используют покрытие АБ в зависимости от его типа и вида. Кроме того, материал применяют для гидроизоляции крыш и туннелей, обустройства полов и прочее.

Зимой для ямочного ремонта применяют холодную смесь. Она в меньшей степени зависит от температуры окружающей среды, здесь допускается доуплотнение за счет движения транспортных средств. В теплое время года применяют горячую высокоплотную.

Технология


Технология ямочного ремонта очень проста. При небольших размерах выбоин или трещин допускается ремонт с помощью ручных инструментов:

  • разметка участка – карты;
  • обрубка по контуру – используют для этого швонарезчики, пневматические или гидравлические отбойные молотки, перфораторы, бетоноломы и прочее. При больших объемах в ход идут прицепные фрезы;
  • очистка выбоины от строительного мусора;
  • обработка выбоины жидким или разжиженным битумом – производится как вручную, так автогудронатором, например;
  • подвозка АБ – при ремонте крупных участков используют самосвалы. Однако при малых объемах и большой разбросанности дефектов существует риск застывания смеси. Здесь предпочтительнее ремонтеры, в которых смесь постоянно прогревается;
  • смесь при нужной температуре заливают в выбоину. Подавать ее можно вручную или при помощи асфальтоукладчика. Если глубина вырубки значительная, то сначала укладывают слой щебня. Толщина укладки АБ рассчитывается с запасом на уплотнение;
  • уплотняют АБ катками – ручными механическими или специальными машинами.

Про расход асфальтобетона на 1 м2 читайте ниже.

Более подробно о ямочном ремонте асфальтобетона вы узнаете из видео ниже:

Расход

Расход при ремонте или укладке определяется толщиной слоя и площадью участка. Толщина слоя, в свою очередь, зависит от назначения участка.

Например, для автостоянки перед домом, нужно заасфальтировать участок площадью в 10 кв.м. Для этого понадобится слой АБ в 4–5 см, поскольку движение фур здесь не предполагается.

  • Для покрытия всего участка нужно 10 кв.м.*0,05 м*2200 кг/куб м, где последняя величина – плотность АБ. Значит, для укладки на указанном участке потребует 1100 кг смеси.
  • В 1 куб. м. в среднем помещается 2250 кг. Значит, для обустройства площадки потребуется 1100 кг/2250 кг = 0,49 куб. м.

Укладка и уплотнение АБ имеют для характеристик дороги не меньшее значение, чем изготовление и правильный выбор смеси. Нарушения технологии недопустимы, в противном случае покрытие быстро придет в негодность.

Как выбирать технику?

На современном рынке представлены разные модели катков, выбор которых будет зависеть от покрытия, погодных условий, масштабов работ. Отечественная техника стоит дешевле импортной, для нее годится любой вид топлива. Согласно текущим тенденциям, сегодня значительно увеличилось число типоразмеров дорожных катков. Таким образом, выбор устройств для укладки тех или иных смесей стал шире и вместе с тем сложнее. Размер техники связан с ее возможностями. Самые важные из них – толщина асфальтобетонного слоя, а также производительность при разной толщине смеси. Чтобы определить нужный размер, следует знать обо всех типах катков и нескольких группах основных типоразмеров, с помощью которых можно уплотнить асфальтобетонный слой.

Вернуться к оглавлению

Определение параметра

Чтобы провести определение по нормам Государственного стандарта, необходимо брать образцы – керны – в трех местах покрытия в течение до трех дней при укладке горячего состава и до тридцати дней при работе с холодными материалами.

Технология определения по ГОСТу такая:

Технология укладки и уплотнения

  • высушить образцы, пока масса не станет стабильной, охладить и взвесить;
  • рассчитать фактическую плотность;
  • затем нагреть пробы в термическом шкафу;
  • измельчить их, распределить в форме и уплотнить на прессе с давлением 40 МПа, измерить высоту;
  • по полученным данным вычислить плотность образцов и средний показатель;
  • поделить фактическую плотность на стандартную – это и будет коэффициент уплотнения асфальта при укладке.

При работе с горячими составами уплотняют сперва вибрированием. Полученный параметр нужно сравнить со стандартным – если до стандарта он не дотягивает, значит, на испытуемом участке материал уплотнен недостаточно.

Что конкретно дает уплотнение асфальтобетона

Уплотнение асфальта является одним из важнейших этапов процесса укладки или ремонта покрытия. Уплотнение также называют трамбовкой, укаткой или укатыванием, а его выполнение напрямую влияет на эксплуатационные характеристики и срок службы будущего покрытия.

Чем качественней уплотнено покрытие, тем лучше его физико-механические свойства. Другими словами, качественное уплотнение обеспечивает высокую прочность асфальта, а также повышает его износостойкость, сопротивление деформации, срок службы и другие важные параметры, которые влияют и на коэффициент уплотнения асфальта.

Требования к величине коэффициента

Полученный по пробам параметр сравнивают со значениями стандарта:

  • от 0,96 для холодных составов;
  • от 0,98 для горячей смеси – В;
  • от 0,99 для горячего материала – А, Б.

Если вычисленное значение не соответствует данным стандартам, работы проведены некачественно и асфальтобетонная смесь слишком рыхлая в месте отбора пробы.

Порядок испытаний

Отбор керна проводится сверлением или вырубкой. В результате получаются круглые или прямоугольные части. Не отбирают с края дороги – следует отступить не меньше метра для установки керноотборника. В зависимости от типа смесей, часть асфальта, взятая на анализ, должна соответствовать определенным требованиям:

  • песчаные смеси: диаметр керна – 5 см, масса вырубки – 1 кг;
  • мелкозернистые – 7 см и 2 кг;
  • крупнозернистые – 10 см и 6 кг.

Именно с такими параметрами разрешено проведение лабораторных испытаний без сомнений насчет их результативности и правдоподобности. Другие способы расчета коэффициента, тем более, самостоятельно считаются недействительными и проведенными с нарушениями технологической процедуры определения.

Катки по размеру и массе

Тип катковНазначение
Легкие – до 6 тоннУкатка тротуаров, площадок и других площадей, на которые не будет оказываться серьезной нагрузки. Также подходят для предварительной укатки.
Средние – от 6 до 10 тоннБольшинство дорог укатываются именно такой категорией катков.
Тяжелые – более 10 тоннИспользуются для укатки дорог, а также для трамбовки щебеночного слоя при устройстве основания.

Уплотнение асфальтированных подъездных путей: руководство для начинающих

К

Давид Болье

David Beaulieu

David Beaulieu — эксперт по ландшафтному дизайну и фотограф растений с 20-летним опытом.

Узнайте больше о The Spruce’s Редакционный процесс

Обновлено 06.05.22

Рассмотрено

Дин Бирмайер

Рассмотрено Дин Бирмайер

Дин Бирмайер — опытный подрядчик с почти 30-летним опытом работы во всех видах ремонта, технического обслуживания и реконструкции домов. Он является сертифицированным ведущим плотником, а также имеет сертификат Агентства по охране окружающей среды. Дин является членом Наблюдательного совета по благоустройству дома The Spruce.

Узнайте больше о The Spruce’s Наблюдательный совет

Ель / Давид Болье

Обзор проекта

Герметизация асфальтовой дороги, также известная как «горячая крыша» или «асфальтовая дорога», требует много времени, но необходима. Когда вода проникает в трещины в материале и оседает на основании, прочность основания снижается, что приводит к образованию выбоин. Трещины, заполненные водой, также являются открытым поводом для повреждений от замерзания в более холодном климате. Даже в теплом климате трава может начать прорастать через трещины по краям поверхности. Повреждения от ультрафиолетовых лучей и разливов нефти или газа — другие веские причины для герметизации асфальтированных подъездных путей.

Герметик для асфальтовых подъездных дорог следует наносить в течение шести месяцев после укладки, а затем повторно каждые один-три года. Однако не следует наносить герметик сразу после установки, так как горячая столешница должна сохнуть в течение 30 дней. В районах с суровыми зимами асфальтируйте подъездные пути один раз в год, но будьте осторожны с скользкой поверхностью, которая в результате может получиться.

Совет

При планировании герметизации асфальтированных подъездных дорог подождите, пока температура грунта не поднимется до 45 градусов по Фаренгейту или выше, а дождь не ожидается по крайней мере в течение трех дней.

Оборудование/инструменты

  • Щетка с жесткой щетиной
  • Толкать метлу
  • Садовый шланг с насадкой-распылителем
  • Кисть для нанесения
  • Перчатки
  • Мойка высокого давления (опционально)

Материалы

  • Герметик для асфальта (герметик)
  • Ремонтные составы
  • Средство для удаления масляных/газовых пятен
  1. Подготовка участка

    Удалите траву, нависающую над краями поверхности, а затем подметите поверхность щеткой. Используйте щетку с жесткой щетиной, чтобы очистить любые масляные или газовые пятна, используя специально предназначенное для этой цели моющее средство, которое можно найти в магазинах автозапчастей.

  2. Заполните трещины и впадины

    Используйте ремонтные составы, доступные в центрах благоустройства дома, чтобы заполнить большие трещины или впадины в асфальте. Следуйте указаниям на этикетке относительно времени высыхания этих составов.

  3. Распылите на асфальт

    С помощью садового шланга или мойки высокого давления обрызгайте поверхность сильным распылением, чтобы удалить грязь, пропущенную в процессе подметания. Дайте поверхности высохнуть.

  4. Смешайте герметик

    При закрытой крышке переверните контейнер с герметиком для подъездных путей вверх дном, чтобы предварительно смешать содержимое. После открытия емкости продолжайте периодически помешивать, чтобы герметик оставался хорошо перемешанным.

  5. Нанесите герметик

    Начиная с одного угла, нанесите на поверхность немного асфальтового герметика. Вероятно, вам будет проще работать с одним небольшим квадратным участком площадью от 10 до 20 квадратных футов за раз, чем с длинными узкими полосами. Нанесите герметик тонкими слоями внахлест с помощью кисточки с длинной ручкой или ракеля. Имейте в виду, что нанесение более толстого слоя герметика не обеспечит дополнительной защиты, поэтому следуйте инструкциям производителя.

    Предупреждение

    Герметики для асфальтовых подъездных дорог токсичны, поэтому избегайте их контакта с кожей, правильно одеваясь и пользуясь маской, чтобы избежать вдыхания паров.

  6. Дайте герметику высохнуть

    Время высыхания составляет минимум 24 часа, в течение которых нельзя допускать движения по поверхности. Поставьте бочки у входа во двор, чтобы запретить доступ транспортных средств, или просто используйте пустые емкости из-под герметика. Для лучшей видимости вбейте столбы в землю по обе стороны от входа и протяните между столбами желтую строительную ленту.

Продукты для герметизирующих покрытий

SealMaster производит полную линейку технологий герметизирующих покрытий для асфальта и асфальта. Профессиональные подрядчики по обслуживанию дорожных покрытий обращают внимание на SealMaster больше, чем на любой другой бренд герметизирующего покрытия, когда приходит время наносить герметизирующее покрытие. Нужен ли вам герметик для подъездных дорог или материалы для герметизации парковок, SealMaster превзойдет ваши требования. От дорог и улиц до всех других типов асфальта и дорожного покрытия, SealMaster является именем № 1 среди герметиков для дорожного покрытия и герметика для асфальта.

Позвоните по телефону (800) 395-7325, чтобы узнать о ближайшем к вам SealMaster!

Герметики на основе битумной эмульсии

Специальные продукты для герметизирующих покрытий

Герметики для каменноугольной смолы

Герметики для битумной эмульсии

https://www.youtube.com/watch?v=aa DA-V8AWUEВидео не может быть загружено, так как JavaScript отключено: Герметизация с помощью герметика на основе асфальта MasterSeal | SealMaster Asphalt Sealcoating (https://www. youtube.com/watch?v=aaDA-V8AWUE)

MasterSeal
Уплотнительное покрытие для асфальта и асфальта

Герметик на основе битумной эмульсии с минеральным наполнителем, предназначенный для герметизации, защиты и украшения всех типов асфальта и асфальта подъездных путей, автостоянок и многого другого. Регулярная запланированная программа нанесения герметизирующего покрытия с использованием MasterSeal более чем удвоит срок службы вашего асфальта и асфальта.

Подробнее о продукте
Видео

Загрузки:
Паспорт безопасности (PDF)
Спецификация (PDF) – English | Испанский

https://www.youtube.com/watch?v=FcDcQC2zyxQВидео не может быть загружено, т.к. JavaScript отключен: Герметик для тротуаров Уплотнительное покрытие для асфальта с модифицированным полимером MasterSeal | Герметик для асфальта SealMaster (https://www.youtube.com/watch?v=FcDcQC2zyxQ)

PMM – Polymer Modified Masterseal
Asphalt and Blacktop Sealcoating

Высокоэффективный герметик, смешанный с полимерами и специальными поверхностно-активными веществами, предназначенный для герметизации, защиты и благоустройство всех типов асфальта. PMM обеспечивает прорезиненную поверхность с дополнительной гибкостью и адгезией.

Подробнее о продукте
Видео

Загрузки:
Паспорт безопасности (PDF)
Спецификация (PDF) – English | Испанский

https://www.youtube.com/watch?v=rlV8QhwX30QВидео не может быть загружено, так как отключен JavaScript: Liquid Road Герметик для дорожных покрытий | SealMaster Road Sealer для консервации дорожного покрытия (https://www.youtube.com/watch?v=rlV8QhwX30Q)

Liquid Road
Premium Asphalt and Blacktop Sealcoating

Модифицированный полимером армированный волокнами герметизирующий слой на основе битумной эмульсии, предназначенный для смешивания со специально подобранным заполнителем и наносится на асфальтовое или асфальтовое дорожное покрытие. Может также наноситься на асфальтированные и асфальтированные подъездные пути, парковки и многое другое для обеспечения превосходных характеристик и долговечности.

Подробнее о продукте
Видео

Загрузки:
Паспорт безопасности (PDF)
Спецификация для дорог (PDF) – English | Испанский
Спецификация для парковок (PDF) – Английский | Испанский

https://www. youtube.com/watch?v=yCvkd7xQWAsВидео не может быть загружено, так как отключен JavaScript: омолаживающее средство для асфальта AsPen и герметик для дорог и улиц (https://www.youtube.com/watch ?v=yCvkd7xQWAs)

ASPEN
Уплотнительное покрытие для асфальта и асфальта

AsPen представляет собой стабилизированную глиной битумную эмульсию с минеральным наполнителем для обработки поверхности дорожного покрытия, восполняющую потери связующего в результате окисления, атмосферных воздействий и старения.

Подробнее о продукте
Видео

Загрузки:
Паспорт безопасности (PDF)
Спецификация (PDF) – English | Испанский

Optipave
Герметик для асфальта и асфальта

OptiPave – это стабилизированная глиной битумная эмульсия, предназначенная для герметизации и защиты асфальтовых дорог с одновременным восполнением вяжущего вещества дорожного покрытия, утраченного в результате окисления и воздействия погодных условий.

Подробнее о продукте

Загрузки:
Паспорт безопасности (PDF)
Спецификация (PDF) – English | Испанский

SealMaster E-Z Stir Pavement Sealer
Герметик для асфальта и асфальта

Герметик Готов к использованию!

  • Идеальный герметизирующий материал для ремонтных бригад и самодельщиков.
  • Идеально подходит для герметизации подъездных путей.
  • Обогащен песком для защиты от скольжения и долговечности.

Подробнее о продукте

Загрузки:
Паспорт безопасности (PDF)
Спецификация (PDF) – английский | Испанский

MasterSeal Ultra Pavement Sealer
Asphalt and Blacktop Sealcoating

MasterSeal Ultra Pavement Sealer представляет собой стабилизированный глиной битумно-эмульсионный герметик для дорожного покрытия, предназначенный для защиты и украшения асфальтового покрытия. MasterSeal Ultra представляет собой готовый к применению материал, смешанный на заводе с водой, заполнителем и полимером, что обеспечивает очень прочное противоскользящее покрытие.

Подробнее о продукте

Загрузки:
Паспорт безопасности (PDF)
Спецификация (PDF) – English | Испанский

Liquid Road Ultra Pavement Sealer для дорог
Уплотнительное покрытие для асфальта и асфальта

Liquid Road Ultra Pavement Sealer представляет собой полимерно-модифицированное, армированное волокнами асфальтовое эмульсионное покрытие, содержащее специально подобранный заполнитель и наносимое на битумные поверхности дорожного покрытия. Liquid Road Ultra — это готовый к применению материал, смешанный на заводе с заполнителем. Liquid Road Ultra — это высокопрочная, противоскользящая обработка поверхности, которая значительно продлевает срок службы дорожного покрытия.

Подробнее о продукте

Загрузки:
Паспорт безопасности (PDF)
Спецификация (PDF) – English | Испанский

Liquid Road Ultra Pavement Sealer для парковок
Уплотнительное покрытие для асфальта и асфальта

Liquid Road Ultra Pavement Sealer представляет собой полимерно-модифицированное, армированное волокном асфальтовое эмульсионное покрытие, содержащее специально отсортированный заполнитель и наносимое на битумные поверхности дорожного покрытия. Liquid Road Ultra — это готовый к применению материал, смешанный на заводе с заполнителем. Liquid Road Ultra — это высокопрочная, противоскользящая обработка поверхности, которая значительно продлевает срок службы дорожного покрытия.

Подробнее о продукте

Загрузки:
Паспорт безопасности (PDF)
Спецификация (PDF) – English | Испанский

(PMM) Модифицированный полимером MasterSeal Ultra Pavement Sealer
Асфальт и асфальтовое покрытие

Polymer-Modified MasterSeal (PMM) Ultra Pavement Sealer представляет собой экологически безопасный герметик на основе битумной эмульсии с минеральным наполнителем, смешанный с полимерами и специальными поверхностно-активными веществами для обеспечения превосходной адгезии , гибкость и долговечность. PMM Ultra — быстросохнущий герметик с высоким содержанием твердых частиц, предназначенный для украшения и защиты асфальтового покрытия. PMM Ultra — это готовый к применению материал, смешанный на заводе с заполнителем.

Подробнее о продукте

Загрузки:
Паспорт безопасности (PDF)
Спецификация (PDF) – English | Испанский

Специальные продукты SealCoating

https://www.youtube.com/watch?v=NTNhmwPrwO8Видео не может быть загружено, так как отключен JavaScript: ColorPave асфальтовый герметик для дорожного покрытия для парковок и (https://www .youtube.com/watch?v=NTNhmwPrwO8)

Нейтральный концентрат ColorPave
Цветной акриловый герметик для асфальта и асфальта

100%-ный акриловый герметик премиум-класса, предназначенный для герметизации асфальтовых и асфальтовых подъездных дорог, парковок и многого другого. Разработан для смешивания с пигментной дисперсией ColorPlus, водой и песком. Доступен в 18 стандартных цветах.

Подробнее о продукте
Видео

Загрузки:
Паспорт безопасности (PDF)
Спецификация (PDF) – English | Испанский

https://www.youtube.com/watch?v=NTNhmwPrwO8Видео не может быть загружено, так как JavaScript отключен: ColorPave асфальтовый герметик для дорожного покрытия для парковок и (https://www.youtube.com/watch? v=NTNhmwPrwO8)

Нейтральная готовая смесь ColorPave
Цветной акриловый герметик для асфальта и асфальта

Предварительно смешанный с песком и водой. Просто добавьте пигментную дисперсию ColorPlus для получения желаемого цвета.

Подробнее о продукте
Видео

Загрузки:
Паспорт безопасности (PDF)
Спецификация (PDF) – English | Испанский

Пигментная дисперсия ColorPlus

Высококонцентрированная пигментная дисперсия на водной основе, предназначенная для смешивания с ColorPave HD 500, нейтральным концентратом ColorPave, нейтральной готовой смесью ColorPlus. Доступен в 18 стандартных цветах.

Подробнее о продукте

Загрузки:
Бежевый паспорт безопасности (PDF)
Светло-голубой паспорт безопасности (PDF)
Синий паспорт безопасности (PDF)
Серый паспорт безопасности (PDF)
Голубой паспорт безопасности (PDF)
Ледяной синий паспорт безопасности ( PDF)
Песчаник SDS (PDF)
Dark Green SDS (PDF)
Forest Green SDS (PDF)
Light Green SDS (PDF)
Maroon SDS (PDF)
Tournament Purple SDS (PDF)
Orange SDS (PDF)
Yellow SDS (PDF) )
красный паспорт безопасности (PDF)
ярко-красный паспорт безопасности (PDF)
черный паспорт безопасности (PDF)
спецификация (PDF)

ColorPave Clear Coat

ColorPave HD Clear Coat представляет собой 100% акриловую прозрачную высыхающую эмульсию, специально разработанную в качестве защитного верхнего слоя для цветных покрытий ColorPave HD. Обеспечивает дополнительную защиту от ультрафиолетовых лучей, влаги, масла, газа и химического воздействия.

Подробнее о продукте
Видео

Загрузки:
Паспорт безопасности (PDF)
Спецификация (PDF) – English | Испанский

ColorPave HD 500

ColorPave HD 500 состоит из специальных сшиваемых 100% акриловых полимеров и представляет собой эмульсионное цветное покрытие для дорожного покрытия на водной основе. Он предназначен для смешивания с пигментной дисперсией ColorPlus для достижения желаемого цвета.

Подробнее о продукте

Загрузки:
Паспорт безопасности (PDF)
Спецификация (PDF) – English | Испанский

Safe Ride
Покрытие для велосипедных дорожек

Покрытие для велосипедных дорожек Safe Ride представляет собой 100% акриловую самосшивающуюся полимерную эмульсию, разработанную в качестве высокопрочного цветного покрытия для дорожного покрытия. Safe Ride усилен заполнителем специального сорта, обеспечивающим текстурированную поверхность для сопротивления скольжению и дополнительной прочности. Покрытие велосипедной дорожки Safe Ride соответствует требованиям Руководства по унифицированным устройствам управления дорожным движением (MUTCD) для рейтингов цветности зеленого цвета в ночное и дневное время. Safe Ride — это однокомпонентный, готовый к применению продукт.

Подробнее о продукте

Загрузки:
Паспорт безопасности (PDF)
Спецификация (PDF) – English | Испанский

Safe Ride
Покрытие для автобусных дорожек

Красное покрытие для автобусных дорожек Safe Ride представляет собой 100% акриловую самосшивающуюся полимерную эмульсию, разработанную в качестве высокопрочного цветного покрытия для дорожного покрытия. Safe Ride усилен заполнителем специального сорта, обеспечивающим текстурированную поверхность для сопротивления скольжению и дополнительной прочности. Safe Ride — это однокомпонентный, готовый к применению продукт.

Подробнее о продукте

Загрузки:
Паспорт безопасности (PDF)
Спецификация (PDF) – English | Испанский

Уплотнительное покрытие из каменноугольной смолы

PMCTS Герметик для дорожного покрытия
Защитное покрытие для асфальта и асфальта

Эмульсионное покрытие из каменноугольной смолы высшего качества, усиленное сшивающими полимерами каучука.