Армоцементная яхта: Страница не найдена « Домашняя яхт-верфь.

Содержание

Первая армоцементная яхта в мире

История, о которой мало кому известно, для меня началась в 90-м году прошлого столетия со знакомства с киевским путешественником, одним из основателей Киевского городского крейсерского яхт-клуба, Бирюковичем Дмитрием Львовичем. Тогда мне, четырнадцатилетнему пацану, было невдомек, что рядом с нами вперёд по набережной от моста Патона к ещё недостроенному Южному мосту шагал человек — легенда, совершивший кругосветное путешествие на разработанной по авторской технологии и сконструированной собственноручно армоцементной шхуне «Батьківщина».

Капитан и создатель первой армоцементной яхты Цементал Дмитрий Бирюкович

Харьковский массив в Киеве тогда ещё только начинал раcтраиваться, до открытия Южного моста оставалось чуть больше года, а о метро в том направлении можно было только мечтать. Поэтому единственным доступным для нас транспортом оставался трамвай, идущий от Красной площади до моста Патона, а дальше ещё пару километров пешком, как мы выражались «на пешкарусе», до крейсерского яхт-клуба.

Всю дорогу я вместе со своим другом Серегой слушали увлекательные истории путешествий мореплавателя. Шагая быстрым шагом, человек небольшого роста, раскачивая в правой руке кожаный портфель, с неподдельным задором рассказывал нам о своих приключениях и новых разработках в яхтостроении. Тогда мы впервые узнали о существовании армоцементных яхт, материалом для которых служили железный армокаркас, цемент и песок. Казалось бы, как ЭТО может держаться на плаву?! Но яхта из вышеперечисленного материала не только хорошо держалась и вела себя на воде, она показывала хорошие результаты, выгодно отличающие её по характеристикам от деревянных собратьев.

Яхта Цементал — наши дни. Лето 2019

Речь шла о первой в мире армоцементной яхте «Цементал», разработанной и сконструированной выпускником КИСИ Бирюковичем Дмитрием Львовичем в далеком 60 году. В 61 году яхта уже была спущена на воду, а в 62 было совершено первое путешествие с Киева до Херсона и обратно.

За время навигации 61-62 годов яхта зарекомендовала себя как надежное и дешевое в обслуживании/ремонте средство передвижения по водному пространству. Было несколько случаев столкновения с различными судами, в том числе и с 600-тонной баржей, после чего яхта оказывалась неуязвимой, оставаясь абсолютно сухой в трюмах. Ремонт незначительных повреждений осуществлялся непосредственно на ходу в течение 15 минут находящимся на борту ремкомплектом: цементом и песком. В некоторых случаях для цементной смеси использовалась морская вода, что никоем образом не влияло на качество выполненного ремонта. Яхта пережила зимовку во льдах толщиной в 20 сантиметров, с хранящимися в ней парусами, что является недопустимым для яхт с деревянным корпусом, в которых находящаяся тканевая основа на борту за тот же период времени попросту отсыревает. Продолжение следует…

Парусная яхта Цементал — первая яхта построенная из армоцемента в 1960 году в Киеве

Поделиться ссылкой:

Понравилось это:

Нравится Загрузка. ..

Related

Wreck «Большая Медведица»


Кэч* «Большая Медведица»

В начале 70-х Валерием Добрым-Вечером была заложена самая большая по тем временам армоцементная яхта «Большая Медведица». Стапель вырос на месте вигвама, принадлежащего сейчас Николаю Литвиненко. Компаньоном Валерия был его давний приятель Юрий Цыганков. Инициаторы «обрастали» коллективом.

* Кэч (англ. ketch) — тип двухмачтового парусного судна с косыми парусами.

Но как говорится, неудачной была судьба этого парусника. В начале дела шли отлично. Затем появились длительные перерывы, стройка «замерзла» на несколько лет. Исчез дух наступления, сменившись пессимизмом.

Дальнейшую судьбу строительства решили энергичные юноши Александр Базилев и Сергей Юхно. Яхта перешла в их собственность. Но и начавшаяся бурная деятельность Александра и Сергея приостановилась. Их призывали в армию.
Однако, несмотря на смену собственника, прежний коллектив не потерял надежды походить на этой яхте. В результате состоялась договоренность, по которой Базилев и Юхно соглашались на достройку и эксплуатацию яхты в их отсутствие под управлением прежнего владельца. Работы возобновились, и в 1975 году судно сошло на воду. Это был воистину титанический труд, выполненный на огромном энтузиазме, коллективном интеллекте и с минимальными финансовыми возможностями. Спуск «Большой Медведицы» явился серьезным моральным фактором.

И все же судьба парусника оказалась фатальной. Принимая участие в регате «Кубок Большого Днепра — 79», 27 июля 1979 «Большая Медведица» столкнулась с самоходной баржей «Кура» в Запорожском водохранилище и затонула. Трагедия произошла в полночь. К счастью, обошлось без жертв. Все семь человек во главе с капитаном В.Ф.Добрым — Вечером не пострадали. Ниже сокращенно привожу выдержки из письменного объяснения Валерия.

«27 июля 1979г. около 13 часов в районе осевого буя 0-16 «Большая Медведица» догнала яхту «Вилия». Ее капитан А. Ковбасенко попросил оказать помощь в буксировке его яхты к месту, где она ударилась о подводный камень и обломала плавник (?!). После безрезультатных поисков киля в районе черного буя №21 с «Вилией» на буксире «Большая медведица» продолжила движение к Запорожским шлюзам.
С наступлением сумерек при включении ходовых огней, обнаружилось, что электропроводка, идущая к топовым огням внутри мачты, повреждена в результате ее заваливания под мостами Днепропетровска. Ее восстановить на ходу не удалось. Таким образом, идя на двигателе с «Вилией» на буксире, нам пришлось нести огни парусного судна. В районе осевого буя 0-6 при движении яхт по правой стороне оси фарватера нас обогнали с правого борта поочередно две самоходные баржи. Заметив красный бортовой огонь приближающегося встречного судна, мы продолжали движение своим курсом, идя в кильватер обогнавших барж. Рулевой яхты Тарасов сделал
световую отмашку с левого борта. Самоходная баржа «Кура», ведя под своим правым бортом нефтеналивное судно, на отмашку не ответила. Приблизившись к яхте на 50-60 метров, «Кура» включила прожектор, ослепив рулевого. Видя, что столкновение неизбежно, и, что, если яхта будет двигаться тем же курсом, буксируемая яхта «Вилия» попадет между счаленными баржами, рулевой яхты «Большая Медведица» резко повернул влево. Счаленная с «Курой» нефтеналивная баржа правой скулой ударила «Большую Медведицу» и шедшую на буксире «Вилию» в правый борт». Развитие дальнейших событий привожу’ из заключения инспектора — капитана Днепровской линейной инспекции судоходства Н.В.Гребенюка.
«В результате столкновения яхта «Большая Медведица» получила пролом корпуса по ВЛ в районе моторного отделения и начала заполняться водой. Экипаж яхты в количестве 7-ми человек перешел на т/х «ОС-3». Капитан теплохода «Кура» Михайлюк И.П. объявил «водяную тревогу». Экипаж яхты совместно с экипажем т/х «Кура» приступили к ликвидации последствий аварии. На т/х «ОС-3» был запущен водоотливной насос, экипажи судов завели пластырь, но предотвратить затопление яхты не смогли и яхта притонула, зависнув на швартовом конце, поданном с т/х «ОС-3». Затем была осуществлена попытка поднять яхту с помощью грузовых стрел т/х «ОС-3», но швартовый конец оборвался и яхта затонула на глубине 35 м. 31 июля к месту затопления яхты был прибуксирован судоподъемный кран №1 (СПК) Укрречстроя.
Работы по розыску и подъему яхты продолжались с 30 июля по 6 августа. 5 августа аквалангисты-любители из Запорожья застропили яхту за ванты. В 23 часа 30 мин. 5 июля при помощи СПК-1 с застропленной яхтой пытались продвинуться к правобережной отмели, но яхту удерживал на месте якорь. В 24 часа ветер усилился до штормового. Работы прекратили до улучшения погоды. 6 августа по распоряжению капитана яхту застропили выше, но мачта с вантами оторвалась от корпуса и яхта затонула.».
Такова коротко рассказанная трагическая история «Большой Медведицы». Можно представить душевное состояние Валерия Доброго-Вечера.

После всех попыток поднять или переместить на отмель «Большую Медведицу», яхта покоится на глубине 30 метров. Присутствует высокая заиленность грунта. Более подробную информацию о условиях погружения можно увидеть на видео.

Все о яхтинге,яхтсменах и яхтах.: «Белый Клык»



Яхта с таким романтическим названием принадлежала к серии армоцементных tall-ships, прославивших вымпел Киевского городского крейсерского яхт-клуба по далеким морям.  Для ветеранов клуба до сих пор волшебной музыкой звучат их имена: «Белый Клык», «Цементал», «Искра», «Атака», «Каменный гость», «Любимая», «Берегиня». Армоцементные гиганты стали настоящим вызовом традиционному яхтостроению, а их дальние походы довели надежность «народного» материала — армоцемент.

Конструктором, строителем и капитаном «Белого клыка» был один из опытнейших членов Клуба — Анатолий Коваль. С его рук вышло в среднем 5 больших армоцементных яхт, самыми известными из которых являются «Белый Клык», «Любимая» и «Рубин».«Белый Клык» был заложен на стапеле Клуба 1972 года, а спущен на воду 19 апреля 1974. Проект судна был создан в русле тогдашних традиций яхтостроения и с учетом конструктивных особенностей армоцемент.Размеры яхты действительно поражали:Длина макс. — 14 мШирина макс. — 3,4 мВодоизмещение — 12 тоннПлощадь основных парусов — 130 кв. м

Площадь спинакер — 110 кв. м.

Так сложилась судьба этого судна, его конструкция в течение жизни менялась несколько раз: парусник ходил в далеких водах и одновременно совершенствовался — благо, армоцемент позволяет это делать довольно просто.  Со шлюпа яхта стала кечем, продлевался ее нос и корма, увеличивали площадь киля и вес балласта. Если при рождении парусник был практически гладкопалубним, то позже мини-рубку было значительно увеличено, а позади кокпита появилась еще одна, с кормовой каюткою.

Крупная белая яхта, почти полтора десятилетия была украшением Днепра, на нем ей было тесно, ее путь пролег в моря. Уже в первый сезон «Белый Клык» принял участие в регате на Кубок Черного моря по маршруту Одесса-Севастополь-Ялта. С тех пор вымпел парусника появлялся в черноморских и азовских яхт-клубах почти каждое лето. Его поздравляли, кроме указанных городов, также Херсон, Очаков, Евпатория, Черноморское, Феодосия, Керчь, Новороссийск, Таупсе, Поти, Азов, Ростов-на-Дону …Досадно осознавать, что большая яхта, за кормой которой остались тысячи миль удачных гонок и походов, погибла в результате банальной штурманской ошибки, и роковым стечением неблагоприятных обстоятельств. Приходится признавать, что экипаж пренебрег требованиями основного постулата доброй морской практики «считай себя ближе к опасности — и ты будешь дальше от нее» . ..Штормовой августовской ночью 1987 года «Белый Клык» возвращался из Крыма домой. Яхта летела вдоль Тендровской косы; рулевой правил прямо на маяк Тендра. И здесь при прокладке курса было сделано роковую ошибку — не учли, что коса в этом месте делает немалый изгиб в сторону моря и курс на маяк приведет яхту прямо на песок. Когда же наконец решили возвращаться от берега в море, испугались огней транспортного судна, появившихся как раз в той стороне, и затянули с поворотом еще больше. Капитан скомандовал поворачивать, когда  увидел берег за каких-то 50 метров! Но, как и положено «по законам жанра», в момент поворота разорвался стаксель, а под самым апселем яхта вернуть так и не смогла, потеряла управление, и волны погнали ее прямо на косу. Двигатель помочь не смог …В момент удара корпуса о грунт сломался скеги, и к корпусу начала поступать вода. Наутро экипажу удалось выбраться на берег. Пограничный катер, подошедший к месту происшествия, смог помочь пострадавшим только питьевой водой и пищевыми продуктами. Экипаж вернулся в Киев, а капитан еще две недели спустя бросался то в Херсон, то в Одессу в попытках организовать спасательные работы. В конце концов было найдено буксир и он уже собирался выступать к месту аварии — но в последний момент встал вопрос, а кто же оплатит его работу? Капитан яхты денег на это не имел и взять их ему было тогда негде … Так и остался «Белый Клык» лежать полузатопленных на косе, а прибойной волны и Зыбучие пески довольно быстро завершили свое разрушительное дело. За короткое время от яхты не осталось и следа. Созданная для моря, большая белая яхта погибла на его берегу.Всего за 14 лет жизни «Белый Клык» прошел по генеральному курсу и фарватера 20 092 морские мили. На его палубе прошли парусную школу десятки яхтсменов. Опыт, полученный при проектировании, строительстве и эксплуатации яхты, был воплощен в разработку следующих крупных яхт Киевского городского крейсерского яхт-клуба.
Источник:   http://yachtclub.kiev.ua