Но блок: Россия — Блок. Полный текст стихотворения — Россия

Россия — Блок. Полный текст стихотворения — Россия

Литература

Каталог стихотворений

Александр Блок — стихи

Александр Блок

Россия

Опять, как в годы золотые,
Три стертых треплются шлеи,
И вязнут спицы расписные
В расхлябанные колеи…

Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые, —
Как слезы первые любви!

Тебя жалеть я не умею
И крест свой бережно несу…
Какому хочешь чародею
Отдай разбойную красу!

Пускай заманит и обманет, —
Не пропадешь, не сгинешь ты,
И лишь забота затуманит
Твои прекрасные черты…

Ну что ж? Одной заботой боле —
Одной слезой река шумней
А ты все та же — лес, да поле,
Да плат узорный до бровей…

И невозможное возможно,
Дорога долгая легка,
Когда блеснет в дали дорожной
Мгновенный взор из-под платка,
Когда звенит тоской острожной
Глухая песня ямщика!..

1908 г.

Для детей

О родине

Серебряный век

Стихи Блока Александра Александровича – Для детей

Стихи Блока Александра Александровича – О родине

Стихи Блока Александра Александровича – Серебряный век

Другие стихи этого автора

Незнакомка

По вечерам над ресторанами

Горячий воздух дик и глух,

О любви

Одной тебе, тебе одной…

Одной тебе, тебе одной,

Любви и счастия царице,

О любви

Двенадцать

Серебряный век

Всё это было, было, было…

Всё это было, было, было,

Свершился дней круговорот.

Серебряный век

О доблестях, о подвигах, о славе…

О доблестях, о подвигах, о славе

Я забывал на горестной земле,

О любви

О, весна без конца и без краю…

О, весна без конца и без краю —

Без конца и без краю мечта!

Серебряный век

Как читать

Публикация

Как читать «Преступление и наказание» Достоевского

Рассказываем о масштабном психологическом исследовании русского классика

Публикация

Как читать «Белую гвардию» Булгакова

Литературная традиция, христианские образы и размышления о конце света

Публикация

Как читать «Очарованного странника» Лескова

Почему Иван Флягин оказывается праведником, несмотря на далеко не безгрешную жизнь

Публикация

Как читать поэзию: основы стихосложения для начинающих

Что такое ритм, как отличить ямб от хорея и могут ли стихи быть без рифмы

Публикация

Как читать «Лето Господне» Шмелева

Почему в произведении о детстве важную роль играют религиозные образы

Публикация

Как читать «Двенадцать» Блока

На какие детали нужно обратить внимание, чтобы не упустить скрытые смыслы в поэме

Публикация

Как читать «Темные аллеи» Бунина

На что обратить внимание, чтобы понять знаменитый рассказ Ивана Бунина

Публикация

Как читать «Гранатовый браслет» Куприна

Что должен знать современный читатель, чтобы по-настоящему понять трагедию влюбленного чиновника

Публикация

Как читать «Доктора Живаго» Пастернака

Рассказываем о ключевых темах, образах и конфликтах романа Пастернака

Публикация

Как читать Набокова

Родина, шахматы, бабочки и цвет в его романах

«Культура. РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.

  • О проекте
  • Открытые данные

© 2013–2023, Минкультуры России. Все права защищены

Контакты

Материалы

При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна

БЛОК, АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ | Энциклопедия Кругосвет

БЛОК, АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ (1880–1921), русский поэт. Родился 16 (28) ноября 1880 в Петербурге. Сын профессора-юриста, с которым мать Блока разошлась вскоре после рождения поэта. Воспитывался в семье своего деда А.Н.Бекетова, ботаника, ректора Петербургского университета. Отношения с отцом, изредка приезжавшим в Петербург из Варшавы, отразились в неоконченной поэме Возмездие (1917–1921). Образ «демона», чуждого любых иллюзий, но вместе с тем наделенного неискоренимой мечтательностью, навеян размышлениями о судьбе отца, последнего русского романтика, который стал жертвой рока истории, вплотную приблизившей эпоху катастроф невиданного масштаба и трагизма. Таким романтиком, тоже испытавшим на себе возмездие истории, Блок ощущал и самого себя.

Высокие идеалы, которыми жила семья Бекетовых, особенно органично воплотились в матери поэта (по второму мужу – А.А.Кублицкой-Пиоттух), до конца дней оставшейся самым близким ему человеком. В подмосковном имении Шахматово, где семья проводила летние месяцы, Блоку впервые открылась красота русской природы. Пейзажи этих мест узнаются в многочисленных стихотворениях Блока. Самые ранние из них, включенные в посмертно вышедшую книгу Отроческие стихи (1922), написаны им в возрасте 17 лет.

Формирование поэтической индивидуальности Блока на первых порах протекало вне воздействия символизма, который с 1890-х годов стараниями Д. Мережковского, З.Гиппиус, В.Брюсова стал самым значительным новым течением в русской литературе. В автобиографических заметках Блок отмечает: «Семейные традиции и моя замкнутая жизнь способствовали тому, что ни строки так называемой «новой поэзии» я не знал до первых курсов университета» – Петербургского университета, где Блок получил образование сначала на юридическом (1898–1901), затем на филологическом (окончил в 1906) факультете.

Летом 1898 Блок знакомится со своей будущей женой Л.Д.Менделеевой (1881–1939), дочерью химика Д.И.Менеделеева. Она стала главной героиней лирики первого периода творчества, составившей книгу Стихи о Прекрасной Даме (1904). 1901 выделен Блоком как год, решивший его судьбу: это время сближения с поэтом А.Белым, затем переросшего в многолетнюю дружбу-вражду, период, окрашенный мистическими переживаниями, оттеняющими чувство к Л.Д.Менделеевой (венчание состоялось 17 августа 1903), и ознаменованный встречей с поэзией, а затем с философией Вл.С.Соловьева, на несколько лет овладевшей всем существом молодого поэта. Идеи Соловьева лежат в основании художественной концепции русского символизма, крупнейшим творческим свершением которого явились Стихи о Прекрасной Даме, с их уникальным сочетанием романтической влюбленности и почти религиозного поклонения Возлюбленной, воспринимаемой, вслед за Данте, как земное воплощение божественного образа. Поэтический идеал молодого Блока – одухотворенный человек, который, в согласии с учением Соловьева, отмечен «сиянием Бога» и потому свободен от «грубой коры вещества». В центре «романа в стихах», как называл свою первую книгу Блок, стоит мистерия богоявления и преображения мира, но этот доминирующий мотив, который потребовал многочисленных слов-символов («высокие соборы», «бездонная глубина», «лазурь», «тьма» и т.п.), обозначающих присутствие бесконечного в конечном, соединяется с лирическим сюжетом, отмеченным биографической достоверностью. Возлюбленная представлена как олицетворение Вечной Женственности и Мировой Души, воспетой Соловьевым, однако чувство поэта обращено к конкретной женщине и подчас приобретает драматический характер.

В реальных отношениях с Л.Д.Блок, почти лишенных физической близости, это раздвоение породило многолетний мучительный конфликт, который особенно обострился после того, как в эти отношения активно вмешался Белый. Его увлечение Л.Д.Блок, в котором смешивались также почитание «Лучезарного лика» и земная страсть, создало невыносимую ситуацию, которая едва не привела к дуэли между Блоком и Белым. Так завершается период, который Блок впоследствии назвал «мистическим шарлатанством».

Отход от символизма начался у Блока со времени революции 1905–1907 в России, воспринятой им как «веселое время» – знамение великих духовных перемен. В письме отцу (30 декабря 1905) Блок признается, что органически неспособен служить «общественности»: «Никогда я не стану ни революционером, ни «строителем жизни». Однако сборник Нечаянная радость (1907) свидетельствует об усилившемся интересе к реальному миру, хотя и постигаемому под знаком «мистики в повседневности» и «демонической» притягательной силы, которую таит в себе эта обыденность, в особенности — мир города. Тот же «демонизм» присущ у Блока захватывающим его земным страстям; им наделен и его образ России, где «темные, дьявольские силы» водят на путях и распутьях свои «ночные хороводы», а «ведуны с ворожеями чаруют злаки на полях» (Русь, 1906).

Центральное положение во втором сборнике Блока занимает цикл из пяти стихотворений, объединенных символическим образом Незнакомки, как озаглавлено самое известное из них (а также и лирическая драма, законченная осенью 1906). Образ Незнакомки – женщины, встреченной в дачном пригороде Петербурга и одновременно звезды, упавшей на землю огненной кометой, – остается в границах поэтики символизма. Однако этот образ (особенно в драме) осмысляется как крушение мифа о Прекрасной Даме. «Падучая дева-звезда» отвергает аскетическую эротику, к который призывал Соловьев, а ее целомудренный рыцарь вынужден уступить другому, который уводит «красотку». В то же время написана драма Балаганчик (премьера спектакля В.Э.Мейерхольда в театре В.Ф.Комиссаржевской – 30 декабря 1906), где «мечтательный, расстроенный и бледный» Пьеро томится о своей «картонной невесте», покинувшей его ради Арлекина. Отношения трех персонажей (многие увидели в пьесе насмешливый парафраз истории отношений между Блоками и Белым) показаны как театр марионеток, герои которого истекают не кровью, а клюквенным соком. Видения символизма сменяются буффонадой, восходящей к эстетике итальянской комедии дель арте, которая у Блока, расстающегося со своей поэтической юностью, приобретает трагический оттенок.

В книге стихов Снежная маска (1907) и цикле Фаина (стихотворения 1906–1908), навеянных страстным увлечением актрисой Н.Н.Волоховой, двойное видение символизма, открывающего трансцендентное в обыденном, реализовано посредством образов города, соединяющего в себе завораживающие и дьявольские черты (т.н. «петербургский миф» Блока, художественно воплощаемый по преимуществу посредством метафор тумана, снега, сна). Но вместе с тем эстетика символизма переосмыслена, поскольку полная трагизма страсть соединяется не с утопией преображения земного бытия, когда оно станет частью Мировой Души, но с глубоко укорененной, едва ли не мистической любовью к родине. Отныне это главная лирическая тема Блока, ищущего «живую душу» России в ее «нищей» природе, озаренной нездешним светом, и в постижении ее исторического пути, пролегающего через героические испытания (цикл На поле Куликовом, 1909), которые в конечном счете должны увенчаться обретением Христа. Идея пути доминирует в поэтическом творчестве Блока 1910-х годов, составляя контрастное единство с образами хаоса, гибели и катастрофы, которые поэт предчувствовал задолго до того, как они заявили о себе Первой мировой войной и Октябрьской революцией1917.

Этими предчувствиями полон раздел Страшный мир сборника Ночные часы (1911). И в поэзии, и в публицистике, которой в эти годы поэт отдает много сил (под заглавием Россия и интеллигенция его важнейшие статьи вышли книгой в 1918), Блок предстает человеком «катастрофического сознания», все более далеким от круга настроений символизма, как и от его художественного языка. Явственной становится его ориентация, с одной стороны, на поэтику народных заговоров, плачей, причитаний, с другой – на русскую романтическую традицию, в особенности на впервые им открытое поэтическое наследие Ап. Григорьева. Последним произведением Блока, в котором еще чувствуются идеи символизма, была драма Роза и Крест (1913), написанная на сюжет из истории трубадуров и предназначенная для Московского Художественного театра (постановка не состоялась). Столкновение действительности и мечты, которое в заметках об этой драме поэт называет ее главной темой, образует и основной сюжет цикла Кармен (1914), навеянного впечатлениями от певицы Л.А.Дельмас в опере Бизе, а также поэмы Соловьиный сад (1915), которой завершаются лирические циклы Блока.

Призванный на военную службу в июле 1916, Блок вскоре после Февральской революции возвращается в Петроград и участвует в работе Чрезвычайной комиссии по расследованию преступлений царского режима (его книга Последние дни императорской власти вышла посмертно в 1921). Октябрьские события он воспринял как взрыв очистительной стихии, испытав в январе 1918 недолгий творческий подъем, который увенчан поэмами Двенадцать и Скифы. Обе они говорят о «мировом пожаре», о «крушении старого мира», воспринятом как возмездие за его нравственное и социальное зло. Над разбушевавшимся океаном революции поэту видится заря новой «прекрасной жизни». Христос идет по заснеженному Петрограду во главе отряда красногвардейцев – образ, которого не могла простить Блоку антибольшевистски настроенная интеллигентская среда, объявившая ему после выхода Двенадцати бойкот.

Поэма строится на чередовании тонических ритмов и традиционного хорея, на переплетении эпизодов, связанных с проституткой Катькой, убитой ее ухажером за измену, и заполненных профетической символикой картин грандиозной драмы, в обрамлении которых развернут сюжет этого «жестокого» городского романса. Выделены лейтмотивы бунта, стихии, ветра, в котором распознается «музыка» исторического потрясения (Блок подразумевал не столько Октябрьский переворот, сколько закат целой эпохи в жизни человечества – «крушение гуманизма», как озаглавлена одна из его программных статей 1919). В Скифах идея краха европейской культуры, ведущей свою родословную от эпохи Возрождения, выступает еще более рельефно. Как показывают дневниковые записи Блока этого времени, его самого не оставляли сомнения в правомерности восприятия революции как очищения и оправдания бунта, стихии «музыки» («Он идет с ними, а надо, чтобы шел Другой», т.е. Антихрист, – запись от 20 февраля 1918). После двух поэм, ставших откликом на Октябрь, Блок почти не пишет стихов, отдавшись работе над автобиографической повестью Исповедь язычника (осталась в набросках), а затем вообще отказавшись от творчества.

Блок пытается сотрудничать в культурно-просветительских учреждениях, готовит издание Гейне, с лета 1919 руководит репертуарной политикой Большого драматического театра, время от времени выступает с чтением своих стихов в Петрограде и Москве. Последним заметным его выступлением стала речь О назначении поэта, произнесенная на вечере памяти Пушкина в феврале 1921. Блок говорил о «тайной свободе», которая необходима поэту больше, чем свобода личности или политическая вольность, и о том, что, лишившись этой свободы, поэт умирает, как Пушкин, которого «убило отсутствие воздуха». После смерти Блока (по-видимому, от истощения и нервной депрессии) 7 августа 1921 эти слова стали относить и к нему самому.

Блокировка загрузки файлов только для просмотра в SharePoint и OneDrive

OneDrive (для работы или учебы) OneDrive для Mac OneDrive для Windows Больше…Меньше

Когда вы делитесь элементами с другими в OneDrive или SharePoint, вы можете предоставить им доступ для просмотра, но не для скачивания. Заблокировать загрузку  доступно только для просмотра ссылок на документы Office и другие типы файлов, например PDF-файлы, изображения, аудио и другие нетекстовые и невидеоформаты файлов.

Если вы выберете Блокировать загрузку , люди, получившие доступ к файлу, которым вы поделились , не увидят варианты загрузки, печати или копирования файла. Они могут просматривать файлы только в Интернете и не смогут открывать их в настольных или мобильных приложениях.

Примечания:

  • org/ListItem»>

    Эта функция доступна в OneDrive для работы или учебы и может быть отключена для вашей учетной записи. Если вы не видите эту опцию, обратитесь к администратору.

  • Поддержка блокировки загрузки видео и аудио доступна для всех поддерживаемых типов файлов, перечисленных здесь: Узнайте больше о форматах аудио и видео, поддерживаемых в OneDrive.

  • Если вы являетесь администратором Microsoft 365 в своей организации, вы можете указать, будет ли Блокировать загрузку отображаться только для файлов Office или других поддерживаемых файлов, изменив  Параметр BlockDownloadLinksFileType в командлетах PowerShell Set-SPOTenant или Set-SPOSite (ServerRendered (только для Office) и WebPreviewable (все поддерживаемые файлы).

  1. Найдите файл, которым хотите поделиться в OneDrive или SharePoint, и выберите кружок в верхнем углу.

  2. Выберите  Поделиться  в верхней части страницы.

  3. Выберите  Любой, у кого есть ссылка, может изменить  , чтобы открыть Настройки ссылки .

  4. Снимите флажок  Разрешить редактирование

    , а затем включите Блокировать загрузку .

  5. org/ListItem»>

    Добавьте свое сообщение и отправьте приглашение.

Получатели увидят сообщение о том, что они могут просматривать, но не загружать файл.

Дополнительная информация

 Общий доступ к файлам, папкам и элементам списка в OneDrive

Заблокировать телефонные номера, контакты и электронную почту на вашем iPhone или iPad

Вы можете заблокировать телефонные номера, контакты и электронную почту на своем устройстве. Вы также можете фильтровать iMessages от неизвестных отправителей и сообщать об iMessages, которые выглядят как спам или нежелательная почта.

Заблокировать номер телефона, контакт или электронную почту

Есть несколько способов заблокировать телефонные номера, контакты и электронную почту.

Телефон

В приложении «Телефон» нажмите «Недавние», затем нажмите кнопку «Информация» рядом с номером телефона или контактом, который вы хотите заблокировать. Прокрутите вниз, затем нажмите «Заблокировать этого абонента».

FaceTime

В приложении FaceTime нажмите кнопку «Информация» рядом с номером телефона, контактом или адресом электронной почты, которые вы хотите заблокировать. Прокрутите вниз, затем нажмите «Заблокировать этого абонента».

Сообщения

В приложении «Сообщения» откройте беседу, коснитесь контакта в верхней части беседы. Коснитесь кнопки информации, прокрутите вниз и коснитесь «Заблокировать этого абонента».

Почта

В приложении Почта откройте электронное письмо с контактом, который вы хотите заблокировать, затем коснитесь контакта вверху. Нажмите Заблокировать этот контакт.

Вы также можете добавить номер телефона или адрес электронной почты непосредственно в список заблокированных контактов в приложении «Настройки».

  1. Добавьте номер или адрес электронной почты, который вы хотите заблокировать, в список контактов.
  2. Для номеров телефонов выберите «Настройки» > «Телефон» > «Заблокированные контакты» > «Добавить новый». Для адресов электронной почты выберите «Настройки» > «Почта» > «Заблокировано» > «Добавить новый».
  3. Выберите контакт, который вы хотите заблокировать.

Когда вы блокируете номер телефона или контакт, они все равно могут оставить голосовое сообщение, но вы не получите уведомления. Отправленные или полученные сообщения не будут доставлены. Кроме того, контакт не получит уведомление о том, что вызов или сообщение заблокированы. Когда вы блокируете адрес электронной почты в Mail, он попадает в папку «Корзина». Блокировка электронной почты работает на всех ваших устройствах Apple.

Включите в настройках блокировку телефонных спам-звонков


Управление заблокированными телефонными номерами, контактами и адресами электронной почты

Чтобы просмотреть телефонные номера, контакты и адреса электронной почты, которые вы заблокировали в «Телефоне», FaceTime, «Сообщениях» или «Почте»:

Телефон

Перейти к Настройки > Телефон и нажмите Заблокированные контакты, чтобы просмотреть список.

FaceTime

Выберите «Настройки» > «FaceTime». В разделе «Вызовы» нажмите «Заблокированные контакты».

Сообщения

Выберите «Настройки» > «Сообщения». В разделе «SMS/MMS» нажмите «Заблокированные контакты».

Почта

Выберите «Настройки» > «Почта». В разделе «Потоки» нажмите «Заблокировано».


Фильтровать сообщения от неизвестных отправителей

Вы можете фильтровать сообщения от людей, которые не сохранены в ваших контактах.

Чтобы отфильтровать сообщения, перейдите в «Настройки» > «Сообщения», прокрутите вниз и включите параметр «Фильтровать неизвестных отправителей».

В «Сообщениях» нажмите «Фильтры», затем нажмите «Неизвестные отправители». Вы не будете получать уведомления об этих сообщениях.


Сообщить о спаме или нежелательной почте в приложении «Сообщения»

Вы можете сообщить об iMessages, которые выглядят как спам или нежелательная почта, из приложения «Сообщения».