Кирковка асфальтобетонного покрытия это – § Е20-2-18. Разломка и кирковка дорожных покрытий и оснований

Содержание

§ Е20-2-18. Разломка и кирковка дорожных покрытий и оснований

Таблица 1

Состав звена

Способ разломки

Профессия и разряд рабочих

кирковщиком

рыхлителем с лебедкой

отбойным

приводной

ручной

молотком

Тракторист 5 разр.

1

1

1

-

Асфальтобетонщик 3 "

-

-

-

1

Дорожный рабочий 2 "

1

-

1

-

" " 1 "

-

-

-

1

Состав работ

При разломке (кирковке) покрытия рыхлителями

и кирковщиками с трактором Т-74, ДТ-75, Т-75

1. Разломка и кирковка оснований и покрытий на глубину до 80 мм. 2. Развороты в конце участка. 3. Установка и снятие ограждений.

Таблица 2

Нормы времени и расценки на 100 м2 фактически разломанного покрытия

Наименование работ

Н.вр.

Расц.

Разломка асфальтобетонного покрытия с булыжным основанием рыхлителем с

приводной

0,13

(0,13)

0-11,8

1

лебедкой

ручной

0,26

(0,13)

0-20,2

2

Разломка и кирковка щебеночного или гравийного покрытия рыхлителем с лебедкой

приводной

0,09

(0,09)

0-08,2

3

ручной

0,18

(0,09)

0-14,0

4

Кирковка грунтовых оснований и покрытий кирковщиком

0,24

(0,12)

0-18,6

5

Примечание. Н.вр. и Расц. даны при одном проходе. При увеличении числа проходов Н.вр. и Расц. увеличивать пропорционально числу проходов (ПР-1).

При разломке асфальтобетонных покрытий и покрытий

из черного щебня отбойными молотками

1. Разметка мест разломки покрытия. 2. Разломка покрытия. 3. Откидка обрубленных кусков в сторону на расстояние до 3 м. 4. Окучивание вырубленных кусков. 5. Установка и снятие ограждения.

Таблица 3

Нормы времени и расценки на 100 м2фактически разломанного покрытия

Наименование работ

Толщина слоя, мм

50

70

100

130

Разломка асфальтобетонного покрытия

11

7-10

13

8-39

15

9-68

17

10-97

1

Разломка черного щебеночного покрытия

-

15

9-68

-

29

18-71

2

а

б

в

г

§ Е20-2-19. Ремонт гравийных и щебеночных покрытий с добавлением нового материала Нормы времени и расценки на 1000 м2

Состав работ

Состав звена

Ширина покрытия, м

Число круговых проходов

Н.вр.

Расц.

Очистка покрытия от пыли и грязи механической щеткой

Машинист автополивочной машины

4 разр. - 1

6-7

-

0,25

(0,25)

0-19,8

1

Кирковка покрытия кирковщиком

Тракторист

5 разр. - 1

6

4

1,16

(0,58)

0-89,9

2

Дорожный рабочий

2 разр. - 1

7

5

1,24

(0,62)

0-96,1

3

Перемещение автогрейдерами мощностью до 59 кВт дополнительного материала с

Машинист автогрейдера

5 разр. - 1

6

6

0,76

(0,76)

0-69,2

4

обочины с одновременным разравниванием по всей ширине

7

6

0,65

(0,65)

0-59,2

5

Перемешивание автогрейдерами мощностью до 59 кВт

Машинист автогрейдера

5 разр. - 1

6

4

0,50

(0,50)

0-45,5

6

вскиркованного и вновь добавленного материала со сбором в мерный валик

7

4

0,43

(0,43)

0-39,1

7

Разравнивание и планировка автогрейдерами

6

6

0,76

(0,76)

0-69,2

8

мощностью до 59 кВт материала из валика на всю ширину

7

6

0,65

(0,65)

0-59,2

9

Примечание. Поливку водой и укатку нормировать по сборнику Е17 "Дорожные работы".

studfiles.net

Разломка и кирковка дорожных покрытий и оснований

Главная > Разломка и кирковка дорожных покрытий и оснований

ЕНиР

§ Е20-2-18. Разломка и кирковка дорожных покрытий и оснований

Таблица 1

Состав звена

Способ разломки
Профессия  и разряд рабочих кирковщиком рыхлителем с лебедкой отбойным
приводной ручной молотком
Тракторист                  5 разр. 1 1 1
Асфальтобетонщик    3   « 1
Дорожный рабочий     2    « 1
1
»            »             1    « 1

Состав работ

При разломке (кирковке) покрытия рыхлителями и кирковщиками с трактором Т-74, ДТ-75, Т-75

1. Разломка и кирковка оснований и покрытий на глубину до 80 мм.
2. Развороты в конце участка.
3. Установка и снятие ограждений.

Таблица 2

Нормы времени и расценки на 100 м² фактически разломанного покрытия

Наименование работ Нормы времени Расценки
Разломка асфальтобетонного покрытия с булыжным основанием рыхлителем с приводной 0,13 

(0,13)

0-11,8 1
лебедкой ручной 0,26 

(0,13)

0-20,2 2
Разломка и кирковка щебеночного или гравийного покрытия рыхлителем с лебедкой приводной 0,09 

(0,09)

0-08,2 3
ручной 0,18 

(0,09)

0-14,0 4
Кирковка грунтовых оснований и покрытий кирковщиком 0,24 

(0,12)

0-18,6 5

Примечание. Нормы времени и Расценки даны при одном проходе. При увеличении числа проходов Нормы времени и Расценки увеличивать пропорционально числу проходов (ПР-1).

При разломке асфальтобетонных покрытий и покрытий из черного щебня отбойными молотками

1. Разметка мест разломки покрытия.
2. Разломка покрытия.
3. Откидка обрубленных кусков в сторону на расстояние до 3 м.
4. Окучивание вырубленных кусков.
5. Установка и снятие ограждения.

Таблица 3

Нормы времени и расценки на 100 м² фактически разломанного покрытия

Наименование работ Толщина слоя, мм
50 70 100 130
Разломка асфальтобетонного покрытия 11 

7-10

13 

8-39

15 

9-68

17 

10-97

1
Разломка черного щебеночного покрытия 15 

9-68

29 

18-71

2
а б в г

snip1.ru

§ Е20-2-18. Разломка и кирковка дорожных покрытий и оснований

Таблица 1

Состав звена

Способ разломки

Профессия и разряд рабочих

кирковщиком

рыхлителем с лебедкой

отбойным

приводной

ручной

молотком

Тракторист 5 разр.

1

1

1

-

Асфальтобетонщик 3 "

-

-

-

1

Дорожный рабочий 2 "

1

-

1

-

" " 1 "

-

-

-

1

Состав работ

При разломке (кирковке) покрытия рыхлителями

и кирковщиками с трактором Т-74, ДТ-75, Т-75

1. Разломка и кирковка оснований и покрытий на глубину до 80 мм. 2. Развороты в конце участка. 3. Установка и снятие ограждений.

Таблица 2

Нормы времени и расценки на 100 м2 фактически разломанного покрытия

Наименование работ

Н.вр.

Расц.

Разломка асфальтобетонного покрытия с булыжным основанием рыхлителем с

приводной

0,13

(0,13)

0-11,8

1

лебедкой

ручной

0,26

(0,13)

0-20,2

2

Разломка и кирковка щебеночного или гравийного покрытия рыхлителем с лебедкой

приводной

0,09

(0,09)

0-08,2

3

ручной

0,18

(0,09)

0-14,0

4

Кирковка грунтовых оснований и покрытий кирковщиком

0,24

(0,12)

0-18,6

5

Примечание. Н.вр. и Расц. даны при одном проходе. При увеличении числа проходов Н.вр. и Расц. увеличивать пропорционально числу проходов (ПР-1).

При разломке асфальтобетонных покрытий и покрытий

из черного щебня отбойными молотками

1. Разметка мест разломки покрытия. 2. Разломка покрытия. 3. Откидка обрубленных кусков в сторону на расстояние до 3 м. 4. Окучивание вырубленных кусков. 5. Установка и снятие ограждения.

Таблица 3

Нормы времени и расценки на 100 м2фактически разломанного покрытия

Наименование работ

Толщина слоя, мм

50

70

100

130

Разломка асфальтобетонного покрытия

11

7-10

13

8-39

15

9-68

17

10-97

1

Разломка черного щебеночного покрытия

-

15

9-68

-

29

18-71

2

а

б

в

г

§ Е20-2-19. Ремонт гравийных и щебеночных покрытий с добавлением нового материала Нормы времени и расценки на 1000 м2

Состав работ

Состав звена

Ширина покрытия, м

Число круговых проходов

Н.вр.

Расц.

Очистка покрытия от пыли и грязи механической щеткой

Машинист автополивочной машины

4 разр. - 1

6-7

-

0,25

(0,25)

0-19,8

1

Кирковка покрытия кирковщиком

Тракторист

5 разр. - 1

6

4

1,16

(0,58)

0-89,9

2

Дорожный рабочий

2 разр. - 1

7

5

1,24

(0,62)

0-96,1

3

Перемещение автогрейдерами мощностью до 59 кВт дополнительного материала с

Машинист автогрейдера

5 разр. - 1

6

6

0,76

(0,76)

0-69,2

4

обочины с одновременным разравниванием по всей ширине

7

6

0,65

(0,65)

0-59,2

5

Перемешивание автогрейдерами мощностью до 59 кВт

Машинист автогрейдера

5 разр. - 1

6

4

0,50

(0,50)

0-45,5

6

вскиркованного и вновь добавленного материала со сбором в мерный валик

7

4

0,43

(0,43)

0-39,1

7

Разравнивание и планировка автогрейдерами

6

6

0,76

(0,76)

0-69,2

8

мощностью до 59 кВт материала из валика на всю ширину

7

6

0,65

(0,65)

0-59,2

9

Примечание. Поливку водой и укатку нормировать по сборнику Е17 "Дорожные работы".

studfiles.net

§ Е20-2-18. Разломка и кирковка дорожных покрытий и оснований

Таблица 1

Состав звена

┌───────────────────────────┬───────────────────────────────────────────┐

│ │ Способ разломки │

│Профессия и разряд рабочих ├─────────┬──────────────────────┬──────────┤

│ │кирковщи-│рыхлителем с лебедкой │отбойным │

│ │ком ├──────────┬───────────┤молотком │

│ │ │приводной │ ручной │ │

├───────────────────────────┼─────────┼──────────┼───────────┼──────────┤

│Тракторист 5 разр. │ 1 │ 1 │ 1 │ - │

│Асфальтобетонщик 3 " │ - │ - │ - │ 1 │

│Дорожный рабочий 2 " │ 1 │ - │ 1 │ - │

│ " " 1 " │ - │ - │ - │ 1 │

└───────────────────────────┴─────────┴──────────┴───────────┴──────────┘

Состав работ При разломке (кирковке) покрытия рыхлителямии кирковщиками с трактором т-74, дт-75, т-75

1. Разломка и кирковка оснований и покрытий на глубину до 80 мм.

2. Развороты в конце участка.

3. Установка и снятие ограждений.

Таблица 2

Нормы времени и расценки на 100 м2 фактически разломанного покрытия

┌─────────────────────────────────────────────┬───────┬──────────┬──────┐

│ Наименование работ │ Н.вр. │ Расц. │ N │

├──────────────────────────────────┬──────────┼───────┼──────────┼──────┤

│Разломка асфальтобетонного покры- │приводной │ 0,13 │ 0-11,8 │ 1 │

│тия с булыжным основанием рыхли- │ │(0,13) │ │ │

│телем с лебедкой ├──────────┼───────┼──────────┼──────┤

│ │ручной │ 0,26 │ 0-20,2 │ 2 │

│ │ │(0,13) │ │ │

├──────────────────────────────────┼──────────┼───────┼──────────┼──────┤

│Разломка и кирковка щебеночного │приводной │ 0,09 │ 0-08,2 │ 3 │

│или гравийного покрытия рыхлите- │ │(0,09) │ │ │

│лем с лебедкой ├──────────┼───────┼──────────┼──────┤

│ │ручной │ 0,18 │ 0-14,0 │ 4 │

│ │ │(0,09) │ │ │

├──────────────────────────────────┴──────────┼───────┼──────────┼──────┤

│Кирковка грунтовых оснований и покрытий кир- │ 0,24 │ 0-18,6 │ 5 │

│ковщиком │(0,12) │ │ │

└─────────────────────────────────────────────┴───────┴──────────┴──────┘

Примечание. Н.вр. и Расц. даны при одном проходе. При увеличении числа проходов Н.вр. и Расц. увеличивать пропорционально числу проходов (ПР-1).

При разломке асфальтобетонных покрытий и покрытийиз черного щебня отбойными молотками

1. Разметка мест разломки покрытия.

2. Разломка покрытия.

3. Откидка обрубленных кусков в сторону на расстояние до 3 м.

4. Окучивание вырубленных кусков.

5. Установка и снятие ограждения.

Таблица 3

studfiles.net

§ Е20-2-17. Ямочный ремонт покрытий, обработанных вяжущими материалами Состав работы. Кирковка асфальтобетонного покрытия это


§ Е20-2-18. Разломка и кирковка дорожных покрытий и оснований

Таблица 1

Состав звена

Способ разломки

Профессия и разряд рабочих

кирковщиком

рыхлителем с лебедкой

отбойным

приводной

ручной

молотком

Тракторист 5 разр.

1

1

1

-

Асфальтобетонщик 3 "

-

-

-

1

Дорожный рабочий 2 "

1

-

1

-

" " 1 "

-

-

-

1

Состав работ

При разломке (кирковке) покрытия рыхлителями

и кирковщиками с трактором Т-74, ДТ-75, Т-75

1. Разломка и кирковка оснований и покрытий на глубину до 80 мм. 2. Развороты в конце участка. 3. Установка и снятие ограждений.

Таблица 2

Нормы времени и расценки на 100 м2 фактически разломанного покрытия

Наименование работ

Н.вр.

Расц.

Разломка асфальтобетонного покрытия с булыжным основанием рыхлителем с

приводной

0,13

(0,13)

0-11,8

1

лебедкой

ручной

0,26

(0,13)

0-20,2

2

Разломка и кирковка щебеночного или гравийного покрытия рыхлителем с лебедкой

приводной

0,09

(0,09)

0-08,2

3

ручной

0,18

(0,09)

0-14,0

4

Кирковка грунтовых оснований и покрытий кирковщиком

0,24

(0,12)

0-18,6

5

Примечание. Н.вр. и Расц. даны при одном проходе. При увеличении числа проходов Н.вр. и Расц. увеличивать пропорционально числу проходов (ПР-1).

При разломке асфальтобетонных покрытий и покрытий

из черного щебня отбойными молотками

1. Разметка мест разломки покрытия. 2. Разломка покрытия. 3. Откидка обрубленных кусков в сторону на расстояние до 3 м. 4. Окучивание вырубленных кусков. 5. Установка и снятие ограждения.

Таблица 3

Нормы времени и расценки на 100 м2фактически разломанного покрытия

Наименование работ

Толщина слоя, мм

50

70

100

130

Разломка асфальтобетонного покрытия

11

7-10

13

8-39

15

9-68

17

10-97

1

Разломка черного щебеночного покрытия

-

15

9-68

-

29

18-71

2

а

б

в

г

§ Е20-2-19. Ремонт гравийных и щебеночных покрытий с добавлением нового материала Нормы времени и расценки на 1000 м2

Состав работ

Состав звена

Ширина покрытия, м

Число круговых проходов

Н.вр.

Расц.

Очистка покрытия от пыли и грязи механической щеткой

Машинист автополивочной машины

4 разр. - 1

6-7

-

0,25

(0,25)

0-19,8

1

Кирковка покрытия кирковщиком

Тракторист

5 разр. - 1

6

4

1,16

(0,58)

0-89,9

2

Дорожный рабочий

2 разр. - 1

7

5

1,24

(0,62)

0-96,1

3

Перемещение автогрейдерами мощностью до 59 кВт дополнительного материала с

Машинист автогрейдера

5 разр. - 1

6

6

0,76

(0,76)

0-69,2

4

обочины с одновременным разравниванием по всей ширине

7

6

0,65

(0,65)

0-59,2

5

Перемешивание автогрейдерами мощностью до 59 кВт

Машинист автогрейдера

5 разр. - 1

6

4

0,50

(0,50)

0-45,5

6

вскиркованного и вновь добавленного материала со сбором в мерный валик

7

4

0,43

(0,43)

0-39,1

7

Разравнивание и планировка автогрейдерами

6

6

0,76

(0,76)

0-69,2

8

мощностью до 59 кВт материала из валика на всю ширину

7

6

0,65

(0,65)

0-59,2

9

Примечание. Поливку водой и укатку нормировать по сборнику Е17 "Дорожные работы".

studfiles.net

Разломка и кирк

sevparitet.ru

Ямочный ремонт дорожных покрытий

При небольших размерах выбоин распределение и выравнивание смеси выполняют‚ как правило‚ вручную лопатами и гладилками или с помощью ящиков без дна (рис. 9)‚ а на больших ремонтируемых картах (площадь более 20–25 м2) целесообразно использовать небольшой тротуарный асфальтоукладчик.

После заполнения выбоины (карты) горячей смесью производят ее уплотнение специальными виброплитами или малогабаритными виброкатками с соблюдением всех технологических правил и требований (см. 3-й раздел). Поверхность отремонтированного места после уплотнения должна быть на уровне основного покрытия‚ т. е. не должна иметь ни впадин‚ ни выступов‚ ни вида «корявой нашлепки».

Движение транспорта по отремонтированному участку покрытия открывают сразу после завершения всех работ и остывания уложенной смеси до температуры не выше 30°С. В жаркую погоду время охлаждения смеси можно сократить путем разлива воды с расходом примерно 2 л/м2.

Довольно часто возникает вопрос о ремонте покрытий с помощью литого асфальта‚ известного еще с 1914 года. Литой асфальт – горячая смесь тестообразной консистенции‚ в которой важнейшей компонентой является мастика‚ состоящая из высоковязкого твердого битума‚ большого количества минерального порошка и песка (иногда мелкого щебня). Литой асфальт может содержать до 13% битума и до 30–35% минерального порошка‚ что делает его значительно дороже традиционных асфальтобетонных смесей К тому же температура его приготовления и укладки должна быть достаточно высокой (220–250°С).

К заметному росту затрат на использование литого асфальта ведет также необходимость специальных транспортных средств (кохеры с мешалками и обогревом) и особых укладчиков (для строительства покрытий)‚ которые не могут работать на укладке других смесей. Все это сдерживает применение в России достаточно привлекательного литого асфальта на ямочном ремонте и строительстве покрытий.

Струйно-инъекционная холодная технология заделки выбоин на дорожных покрытиях с помощью битумной эмульсии является сейчас одной из наиболее передовых и прогрессивных‚ несмотря на то‚ что в некоторых странах Европы и в Америке она с успехом применяется уже давно.

Суть ее состоит в том‚ что все необходимые операции (рис. 10) выполняются рабочим органом одной машины (установки) самоходного или прицепного типа (рис. 11).

Подготовка выбоины к ремонту сводится фактически только к тщательной ее очистке от пыли‚ мусора и влаги путем продувки высокоскоростной струей воздуха и к обработке поверхности выбоины битумной эмульсией. Операция обрезки‚ разлома или фрезерования асфальтобетона вокруг выбоины в этой технологии может не производиться.

Сама заделка выбоины осуществляется посредством ее заполнения мелким щебнем‚ предварительно обработанным битумной эмульсией в камере смешения машины. За счет вовлечения и подачи щебня воздушной струей‚ его укладка в выбоину происходит с высокой скоростью‚ что обеспечивает хорошую его упаковку (уплотнение)‚ практически исключающую необходимость в дополнительном использовании виброплит и виброкатков.

Для ямочного ремонта по струйно-инъекционной холодной технологии рекомендуется использовать чистый мелкий щебень фракции 5–10 (15) мм и быстрораспадающуюся катионную (для кислых каменных пород‚ например‚ гранита) или анионную (для основных каменных пород‚ например‚ известняка) битумную эмульсию 60-процентной концентрации.

Предварительно в лаборатории следует проверить прилипаемость битума к щебню и время распада эмульсии‚ которое не должно превышать 25–30 мин. При необходимости следует внести коррективы в состав эмульсии и адгезионных добавок.

Расход эмульсии указанной концентрации для подгрунтовки выбоин и обработки щебня в камере смешения машины ориентировочно может составлять 3–5% по массе щебня (по расходу битума – не более 2–3%).

Основные элементы машины или установки для струйно-инъекционного метода заделки выбоин показаны на рис. 12.

Все эти элементы и агрегаты могут стационарно монтироваться на легком прицепе или базовом грузовике. В некоторых случаях возможно их объединение на отдельной раме в виде навесного или переставляемого модуля для подходящего транспорта.

Подобные агрегаты и машины предусматривают выход ремонтера-машиниста из кабины транспортного средства для выполнения ямочного ремонта сзади автомобиля или прицепа. В дальнейшем в эту технологию и схему выполнения работ были внесены некоторые усовершенствования‚ снизившие затраты на сам ремонт.

В частности‚ гибкий рукав‚ подающий материалы в выбоину‚ был установлен впереди автомобиля и закреплен на легкой стреле гидроманипулятора‚ которая способна удлиняться‚ складываться и горизонтально поворачиваться‚ обслуживая определенный сектор покрытия. Пульт управления всеми операциями размещен в кабине грузовика‚ и у водителя ремонтера отпала надобность покидать свое рабочее место. Он выполняет заделку выбоины прямо из кабины в течение 20–30 с (рис. 13).

Струйно-инъекционный метод заделки выбоин можно использовать почти круглый год. Небольшой опыт в России (Рощинское ДРСУ Ленинградской области‚ Подмосковье‚ Саратовская область и в других местах) и более обширная практика его применения‚ например в США‚ Англии и Швеции‚ показывают‚ что фактически крепкую и долговечную заделку выбоины можно обеспечить даже при температуре воздуха до -10...-15°С.

Не рекомендуется проводить ремонтные работы таким способом при дожде и снегопаде‚ когда затруднена или даже исключена очистка выбоины от влаги‚ пыли и мусора и ее подгрунтовка битумной эмульсией.

Как правило‚ таким способом ремонтируются выбоины в начальной стадии ямочного разрушения покрытий‚ т. е. в основном небольшого размера (диаметр не более 40–60 см)‚ хотя нет принципиальных и серьезных возражений и препятствий для ремонта выбоин и карт большего размера.

Исследования и опытные работы в течение нескольких последних лет (в основном в США) показали‚ что для качества ямочного ремонта чистота и сухость выбоины играют более важную роль‚ чем даже температура материала и наружного воздуха. Поэтому струйно-инъекционная технология в последнее время подверглась дальнейшему качественному усовершенствованию‚ суть которого свелась к замене очистки и сушки выбоины продувкой высокоскоростной струей воздуха на вакуумную очистку (рис. 14).

Высокопроизводительный вакуумный насос отсасывает из выбоин мусор‚ пыль и влагу. Поверхность становится более сухой и чистой‚ чем при обычном подметании или продувке сжатым воздухом.

Подгрунтовка битумной эмульсией и заполнение выбоины щебнем‚ обработанным эмульсией‚ в вакуумно-струйно-инъекционной технологии аналогичны таким же операциям по струйно-инъекционной технологии.

Разработчики метода и оборудования на основе опыта его использования в 25 штатах США дают гарантию на 3-летний срок службы отремонтированных мест.

Российские дорожники сегодня уже начали более широкое практическое применение струйно-инъекционного метода ремонта с помощью выпускаемого АО «Бецема» (Подмосковье) прицепного к автосамосвалу комплекта оборудования БЦМ-24 (рис. 15).

Уместно заметить‚ что в некоторых российских местах способ ямочного ремонта посмесями не потерял своей актуальности и привлекательности до сих пор.

К холодным относятся асфальтобетонные смеси всех типов или составов по ГОСТ 9128-97 (за исключением типа А)‚ приготовленные на жидком или разжиженном битуме марок СГ 70/130 (среднегустеющий) или МГ 70/130 (медленногустеющий). Предпочтение‚ как правило‚ отдается битуму среднегустеющему‚ так как с ним слой материала в покрытии формируется быстрее‚ чем на медленногустеющем.

Такие смеси готовят в тех же смесительных установках‚ что и горячие. Однако температура приготовления холодных смесей на 40–50% ниже. После мешалки смесь проходит обязательную стадию охлаждения до температуры наружного воздуха‚ затем она складируется и только после этого может укладываться в слой покрытия в холодном состоянии. Допускается ее хранение на складе в штабеле и расходование по мере надобности в течение 3–5 месяцев. Она хорошо поддается погрузке машинами и перевозке обычными транспортными средствами на любые расстояния.

Самой главной и особой технологической проблемой для холодной смеси является обеспечение ее неслеживаемости‚ т. е. сохранение рыхлости без слипания минеральных зерен в комки. Без этого невозможна заготовка смеси впрок и дальнейшее эффективное применение.

Обычно слеживаемость смеси перед складированием понижают путем ее охлаждения на воздухе с неоднократным перелопачиванием отвалом бульдозера‚ погрузчика или автогрейдера‚ а иногда и с поливом водой. Охлажденные и затвердевшие на минеральных зернах тонкие слои и пленки битума теряют свою липкость‚ и смесь в штабелях на складе не слеживается. Для возврата битуму липкости и формирования структуры смеси после укладки в покрытие она должна некоторое время прогреваться теплом воздуха и солнца для испарения легких фракций битума с одновременным хорошим уплотнением катками и транспортом в течение 2–3 недель. Поэтому такой ямочный ремонт асфальтобетонных покрытий предпочтительнее весной или летом и только на дорогах III–IV категорий (интенсивность движения транспорта не более 3000–1000 авт./сут.).

Технология и все ремонтные операции в этом случае аналогичны ямочному ремонту покрытий горячими смесями. В холодной технологии отсутствует лишь жесткое ограничение на время укладки и уплотнения‚ которое накладывается в горячей технологии из-за возможности быстрого охлаждения смеси и снижения ее уплотняемости.

В некоторых зарубежных странах (Швеция‚ Финляндия Норвегия и др.) асфальтобетонные смеси на маловязких и жидких битумах‚ а также на специальном нефтяном вяжущем (смесь в этом случае называют нефтегравием) используют для устройства покрытий из так называемых «мягких асфальтобетонов»‚ применение которых ограничивают дорогами с интенсивностью движения до 1000–1500 авт./сут. Причем‚ при использовании маловязких или жидких битумов смесь для мягкого асфальтобетона готовят и укладывают в покрытие по обычной горячей технологии.

Если же в качестве вяжущего применяют нефтяное вяжущее или битумную эмульсию на основе маловязких и жидких битумов‚ материал для таких смесей может быть холодным или теплым (подогрев паром до 40°С). Так‚ в частности‚ в Финляндии получают холодные складируемые смеси для указанной разновидности асфальтобетона. Их качественное приготовление осуществляется в специальных мобильных (передвижных) установках МХ-30С финской фирмы «Калоттиконе»‚ в которых отсутствует сушильный барабан‚ но имеется специальная емкость для эмульсии и турбоагрегат для производства пара.

Не меньшей эффективностью для ямочного ремонта обладают холодные асфальтобетонные смеси‚ приготовленные на весьма популярных и широко распространенных в мире эмульсиях на основе вязких битумов. Такие смеси называют эмульсионно-минеральными‚ и они могут быть как пористыми‚ так и плотными.

В зависимости от категории дороги и прочности материала в покрытии подбирают требуемый тип или сорт эмульсии по вязкости используемого битума‚ необходимые минеральные материалы и приготавливают холодные смеси‚ которые можно складировать и хранить.

В «холодных» смесительных установках эмульсия заданного типа‚ концентрации и температуры смешивается с ненагретым заполнителем. Сами смесительные установки могут быть практически любой конструкции и назначения‚ в том числе и очень простые с низкими капиталовложениями. При использовании высокосортных эмульсий и минеральных заполнителей в сочетании с более эффективным и совершенным смесительным и дозировочным оборудованием эмульсионно-минеральные смеси способны обеспечить свойства и качество покрытий‚ близкие к таковым у покрытий из горячих асфальтобетонных смесей.

Сроки (до 2–3 месяцев) и условия хранения на складе (открытая площадка‚ закрытое помещение‚ герметичные емкости или запаянные полиэтиленовые мешки) таких холодных смесей зависят от типа эмульсии‚ вязкости битума‚ времени распада эмульсии и устанавливаются индивидуально в каждом конкретном случае.

При необходимости срочно заделать выбоины‚ аварийно опасные для движения транспорта‚ можно использовать любые простейшие и доступные методы‚ материалы и средства‚ способные обеспечить временную (не менее 2–3 месяцев) безаварийную эксплуатацию дороги.

Аварийный ремонт выполняют в любое время года – поздней осенью (мокро и холодно)‚ зимой (холодно) и ранней весной (холодно и мокро)‚ что‚ естественно‚ не может не отразиться на качестве ремонтных работ.

Такие некачественно отремонтированные места с наступлением теплой и сухой погоды подлежат повторному ремонту‚ но уже с соблюдением всех требований и правил выполнения качественной заделки выбоин. Это экономически вполне допустимо и приемлемо‚ учитывая не совсем массовый характер и незначительные объемы аварийно-дефектных мест на покрытии.

При аварийном ремонте используются‚ как правило‚ такие способы временной заделки‚ которые не требуют специальной подготовки выбоин‚ за исключением возможной их очистки от грязи‚ влаги‚ снега и льда.

Главное при таком ремонте состоит в закреплении используемого материала в выбоине так‚ чтобы у него была приемлемая связь с дном и стенками выбоины и чтобы частицы такого материала имели достаточно прочные контакты между собой за счет механического распора и битумных‚ цементных‚ полимерных или других склеивающих прослоек.

Для аварийного ремонта рекомендуется использовать известняковые‚ доломитовые или другие не очень прочные щебеночные материалы (фракции 5–20 мм)‚ предварительно обработанные («холодный» черный щебень) или обрабатываемые прямо в выбоине жидким битумом с ПАВ или битумной эмульсией.

Как правило‚ жидкий битум должен иметь показатель вязкости не ниже 130–200 с‚ а битумная эмульсия должна быть быстрораспадающейся‚ 50–60-процентной концентрации в подогретом виде. Щебень для этих целей иногда обрабатывают известью или цементом (1‚5–2% по массе).

Некоторые из ремонтных материалов при соответствующих технологиях использования можно применять даже при отрицательных температурах воздуха (до -10...-15°С)‚ хотя другие материалы и технологии эффективны только при +5°С и выше.

В последнее время в зарубежных странах широко практикуется аварийная заделка выбоин и других дефектных мест специальными ремонтными смесями со сроком их хранения 1–2 года в готовом виде в герметичных пластиковых емкостях (ведра‚ бочки‚ ящики)‚ в запаянных пластиковых мешках (по 25–50 кг) и даже в штабелях на открытом воздухе. К таким смесям можно отнести «Репасфальт»‚ «Бормикс» и «Штраласфальт» из ФРГ‚ «Веспро» и «Силвакс» из США‚ «Колмак» из Англии‚ «Эксцел» из Канады и целый ряд других.

Большей частью вяжущим для этих холодных материалов служит модифицированный полимерами жидкий битум со специальными добавками или эмульсия на его основе‚ что делает такие ремонтные смеси достаточно дорогими – около 200 USD/т при цене вяжущего примерно 1000 USD/т. Однако их привлекательные технологические достоинства (холодная технология‚ длительный срок хранения‚ выполнение работ по сырой поверхности и даже при морозе) вместе с высокой прочностью заделки дефектных мест делают возможным и даже целесообразным их использование на мелком и единичном аварийном ямочном ремонте.

Иногда‚ учитывая временный характер и не слишком высокое качество аварийного ремонта‚ умышленно идут на упрощение и удешевление как самого ремонтного материала‚ так и технологии его приготовления и применения.

По такому пути пошла‚ например‚ дорожная служба г. Хельсинки‚ которая уже более 20 лет ежегодно выпускает около 3000 т складируемой холодной смеси «Корсал» для неотложного (срочного) ремонта покрытий и временной заделки траншейных разрытий на городских улицах.

В ее состав входят щебень (3–8 мм)‚ песок и битумная эмульсия (7–8%). Готовят ремонтную смесь холодным способом в обычной бетономешалке (емкость 3 м3) периодического действия и складируют на открытой площадке. Перед использованием зимой смесь отогревается в теплом помещении.

При наличии битумной эмульсии и соответствующей машины или установки целесообразно для аварийного ямочного ремонта использовать уже рассмотренный струйно-инъекционный холодный способ. Однако из-за невозможности сделать тщательную очистку и подготовку выбоины срок службы такой заделки будет значительно ниже‚ чем в обычных нормальных условиях.

При отсутствии же требуемой струйно-инъекционной техники заделка выбоины возможна путем ручной ее набивки (втрамбовывания) холодным щебнем (лучше черненым) с последующей его обработкой с поверхности битумной эмульсией простым разбрызгиванием из подручных средств. В итоге получится заделка выбоины щебнем‚ пропитанным битумной эмульсией.

Метод пропитки щебня в выбоине‚ но битумом‚ несколько разжиженным и горячим‚ тоже практикуется дорожниками разных стран‚ в том числе России‚ для ликвидации аварийной ямочности. Его отличие от метода пропитки эмульсией состоит в том‚ что сама пропитка выполняется до трамбования щебня. При этом битум нагревают до температуры не ниже 170–180°С. Удовлетворительные результаты можно получить даже при пониженных температурах воздуха (до -5...-10°С).

К своеобразным технологическим приемам можно отнести российский метод обратной пропитки‚ в котором нагретый минимум до 170–180°С битум‚ попадая на оставшуюся на дне и стенках выбоин влагу и на сырой щебень‚ вспенивается с кратностью до 4–6 и покрывает тонким слоем поверхность выбоины и частиц щебня. Проникновение битума между частицами и зернами щебня идет снизу вверх‚ поэтому этот технологический прием ремонта получил название «метод обратной пропитки». Его эффективность ограничена температурой воздуха +5...+10°С. При более низких температурах битум плохо и трудно вспенивается.

В методе пропитки вместо битума иногда используют полимерные материалы. В частности‚ при ремонте полимербетоном выбоина заполняется щебнем‚ который затем пропитывается жидкотекучим составом на основе полиуретановой‚ акриловой или другой смолы‚ при этом в процессе трамбования остаточная вода отжимается из лунки наверх.

Такой ремонт возможен при температуре воздуха от -30 до + 50°С. Движение транспорта открывается через 30 минут. В неблагоприятных погодных условиях (сырость‚ холод) аварийный ямочный ремонт может быть также выполнен влажной органоминеральной смесью (ВОМС)‚ состав и технологию приготовления и использования которой разработали в РосдорНИИ.

ВОМС состоит из известнякового или доломитового щебня фракции 5–20 мм (до 40%)‚ песка с модулем крупности не менее 1‚0‚ минерального порошка (6–12%)‚ вяжущего (гудрон‚ жидкий или разжиженный вязкий битум) в количестве 6–7% и воды. Вместо щебня возможно использование отсевов дробления‚ ПГС‚ дробленого шлака. Готовится такая смесь в холодном виде в смесительных установках АБЗ‚ дооборудованных системой подачи и дозировки воды в мешалку. После выгрузки из мешалки готовую смесь при температуре 25–40°С подают на склад‚ где она хранится в штабеле в течение нескольких месяцев.

Ремонтируют такой смесью выбоины глубиной не менее 3–4 см. Главное достоинство ВОМС состоит в том‚ что она используется уже в готовом виде по холодной технологии‚ на сухом или сыром покрытии и при температуре воздуха до -10°С. Однако следует иметь в виду‚ что зимой и ранней весной формирование прочной структуры ВОМС в покрытии происходит медленно и трудно из-за частых переходов температуры воздуха через 0°С.

Наибольшую прочность этот материал приобретает после полного высыхания‚ но эта прочность не столь велика (в 1‚5–2 раза ниже прочности холодного и в 2‚5–3 раза ниже прочности горячего асфальтобетона)‚ чтобы использовать ВОМС даже на обычном ямочном ремонте покрытий дорог высоких категорий. Лишь аварийный (временный) ремонт покрытий таких дорог допустим этой смесью.

Не менее интересную и полезную разработку для ямочного ремонта покрытий‚ в том числе аварийного‚ в свое время сделали в СоюздорНИИ: складируемые асфальтобетонные смеси (САС) на вязких битумах‚ которые можно хранить‚ укладывать и уплотнять в холодном виде.

Их готовят на вязких битумах с повышенными тиксотронными свойствами‚ что достигается путем ввода в них специальных пластификаторов (летнее автотракторное дизельное топливо ЛТД и нефтяное сырье СБ для производства вязких дорожных битумов). Но положение с практическим использованием и внедрением САС остается пока таким же‚ как и с ВОМС‚ т. е. не очень удовлетворительным.


library.stroit.ru

Дорожно-строительная экспертиза на высоком уровне

Дорожно-строительная экспертиза позволяет осуществлять контроль качества строительства дороги на различных этапах.

Толщину и уплотнение всех слоев оснований (грунта, песка, щебня) лучше всего контролировать в процессе их устройства, но при необходимости возможно выполнить ряд локальных проверок дороги уже с готовым асфальтовым покрытием. Тогда выборочно проверяются все конструктивные слои дорожной одежды путем выполнения нескольких шурфов.

Ответственным этапом экспертизы дороги принято считать проверку в условиях стационарной лаборатории кернов из асфальтобетонного покрытия, хотя от качественно подготовленного основания напрямую зависит прочностные характеристики остова автодороги.

Этапы  экспертизы дорожного строительства

Нужно предложить подрядчику предъявить паспорт на асфальт  и если этот документ реальный и от крупного производителя, то можно не сомневаться хотя бы в том, что товар не произведен кустарно. К тому же любой завод должен проводить внутренние лабораторные испытания каждой изготовленной партии асфальтовой смеси и отвечать за качество.

И не следует забывать, что в соответствии с требованиями СНиП «Организация строительства» паспорт на асфальтобетонную смесь является основным сопроводительным документом от продавца. В нем указаны: сведения об асфальтобетонном заводе — АБЗ, дата отгрузки, температура асфальтобетонной смеси + ее характеристики (вид, тип, марка) и еще ряд различных параметров.

Когда можно отбирать вырубки или керны асфальта

После укладки и уплотнения асфальтового покрытия через 1-3 суток можно уже проводить его экспертизу. Визуальным осмотром выявляются видимые дефекты, проверяется ровность покрытия 3-х метровой дорожной рейкой. Керны или образцы асфальтобетона берутся в 3(трех) местах на 3000 м² покрытия и доставляются в стационарную лабораторию, где определяются их физико-механические свойства.

Показатели качества уплотнения асфальтобетона

Основные показатели, по которым определяют качество уплотнения асфальтобетона это водонасыщение % по объему (V) в кернах готового покрытия и в переформованных образцах, в том числе вычисляется коэффициент уплотнения. Из практики если эти показатели соответствуют требованиям, то дорогу можно принимать в эксплуатацию.

Далеко не все дорожные строители знают, что это за такие показатели и многие недоумевают при виде протокола испытаний. Итак, что же такое водонасыщение, коэффициент уплотнения и что собой представляют переформованные образцы?

Водонасыщение образцов-кернов

Вообще водонасыщение асфальтобетона это величина характеризующая его пористость, плотность и способность асфальта поглощать и или впитывать в свою структуру влагу. Чем выше водонасыщение, тем хуже уплотнили асфальтобетонную смесь. Существуют нормативы, прописанные в ГОСТ 9128-2013, где водонасыщение образца (керна) из покрытия не должно быть выше определенных показателей. При повышенном водонасыщении асфальтобетонное покрытие может быстро разрушится, так как снижена его морозостойкость. При минусовой температуре вода, проникшая в поры асфальта замерзает, увеличивается в объеме и в соответствии с законами физики возникает давление, которое способно разорвать структуру асфальтобетона.

Что такое переформованные образцы?

Теперь, что такое переформованный образец? Грубо говоря, это образец (керн) взятый из готового покрытия, в условиях лаборатории разогретый до необходимой температуры, помещенный в форму и сдавленный под определенным давлением прессом. Физико-механические свойства такого образца являются как бы показательными, т.к. созданы все условия для достижения максимальной его плотности. Если водонасыщение переформованного образца повышенное, то асфальтобетонная смесь не соответствует ГОСТ.

Что такое коэффициент уплотнения?

В лабораторных условиях определяют ср. плотность образцов готового покрытия, так же определяют ср. плотность переформованных образцов. Отношение величины ср. плотности образца готового покрытия к ср. плотности переформованного образца и есть коэффициент уплотнения. Коэффициент уплотнения и водонасыщение асфальтобетона величины взаимосвязаны. Чем ниже коэффициент уплотнения, тем выше водонасыщение и наоборот. Таким образом, если водонасыщение и коэффициент уплотнения керна соответствуют норме, то можно сказать, что технология устройства асфальтового дорожного покрытия, соблюдалась.

Лабораторные испытания асфальтобетона в соответствии ГОСТ проводятся стандартными методами, а полученные результаты показателей физико-механических свойств кернов асфальта обладают высокой точностью.

asphalto.ru