Александр Николаевич Островский родился 31 марта (12 апреля) 1823 года в Москве. Его отец, выпускник Московской духовной семинарии, служил в Московском городском суде. Он занимался частной судебной практикой по имущественным и коммерческим делам. Мать из семьи духовного сословия, дочь пономаря и просвирни, умерла, когда будущему драматургу было восемь лет. Александр еще в детстве пристрастился к чтению, получает хорошее домашнее образование, знает греческий, латинский, французский, немецкий, впоследствии – английский, итальянский, испанский языки. Когда Александру минуло тринадцать лет, отец женился второй раз на дочери обрусевшего шведского барона, которая не слишком занималась воспитанием детей от первого брака своего мужа. С ее приходом заметно меняется домашний уклад, чиновный быт перекраивается на дворянский манер, изменяется окружение, в доме раздаются новые речи. К этому времени будущим драматургом перечитана чуть ли не вся отцовская библиотека.
Пьеса А.Н. Островского оказалась чрезвычайно современной для нашего времени. Конфликт денег и чувства - то, что переживаем мы постоянно. Здесь поистине интригующий сюжет: автор бросает вызов жестокой действительности, и события разворачиваются наперекор ей. Слушая пьесу "Не все коту масленица", тосковать совершенно невозможно. Это один из лучших образцов соединения высокого и комического, непревзойденным мастером которого был и остается великий русский драматург А.Островский.
Купеческие нравы оказались живучими. Стремление к наживе любой ценой, отсутствие даже элементарных норм приличия, забвение понятия совести, кичливость и прочие прелести вечно гниющего и никак не сгнивающего капитализма, победоносно вернулись на нашу землю, и вновь стали яркими приметами жизни.
Спектакль «Бешеные деньги», о нравах русского дворянства XIX века, удивительным образом перекликается с нравственными устоями и условиями жизни современной действительности...
Пьеса о театре и актёрах. В основе сюжета судьба молодой провинциальной актрисы Александры Негиной — её мечты, любовь, выбор судьбы. Актриса должна покинуть сцену, поскольку её личность и поведение противоречат театральным нравам. Она любит студента Мелузова, и оба мечтают о честной жизни. Но действительность разрушает её планы. Что такое талант? Как пройти жизненный путь, не растратив свой дар? Как устоять юной душе перед соблазнами жизни? Об этом размышляет в своей пьесе выдающийся русский драматург.
В старой усадьбе живет управляющий Васильков с дочерью Олей. В деревенской глуши выросла Оля с её натурой, чуждой кокетства и ломания, всем пылом своей первой любви полюбила она соседа помещика Робачева, и тот отвечает ей взаимностью. Летят дни, как вдруг в усадьбу приезжает Ренева, которой надоели скитания за границей. Светская красавица скучает в одиночестве: случайно ей удается увидеть нежную сцену между Робачевым и Олей — и мысль увлечь этого юношу мелькает в её голове...
Героиня пьесы Александра Николаевича Островского «Последняя жертва» - молодая вдова Юлия Тугина - полюбила негодяя, игрока и повесу Вадима Дульчина. Она потратила на него все свое состояние и теперь готова на «последнюю жертву» - отчаянный и унизительный шаг - идти к богатому купцу Прибыткову и просить у него деньги, чтобы спасти возлюбленного от долговой ямы. Но влюбленный в Тугину старик хорошо знает, какой капитал требуется для приобретения счастья. Финал этой мелодраматической истории красив и сентиментален: раскрыв глаза Юлии и излечив ее от унизительного чувства, Прибытков дарит ей свою любовь и покровительство…
«Не было ни гроша, да вдруг алтын» – пьеса о несчастной любви и чванливой глупости, о горькой бедности и всепоглощающей скупости..
Посреди леса стоит постоялый двор под названием «На бойком месте». Его хозяин Вукол Бессудный днем принимает гостей, а ночью грабит их на большой дороге, опоив сонным зельем. Когда он уезжает на ночной промысел, его жена Евгения Марковна принимает любовника - помещика Миловидова. Любит молодого барина и сестра Вукола - Аннушка - скромная, порядочная и беззащитная девушка. Пьеса Александра Николаевича Островского наполнена самыми неожиданными поворотами: глухой лес и злачные места, суровые нравы и молодецкая удаль, сердечные страсти и женская ревность, любовь и алчность...